Учение святых отцов и учителей.
Святого Иустина, философа и мученика: "Судиею будет Христос, и души их (грешников) будут соединены с теми же телами и будут преданы вечному мучению, а не в продолжение только тысячи лет, как говорит Платон. У нас начальник злых духов называется змеем и сатаною и диаволом, как вы можете узнать это и из исследования наших книг. Он будет послан в огонь со всем своим воинством и с последовавшими за ним человеками, чтобы мучиться бесконечный век, как предсказал Христос. Мы веруем, что они (грешники) будут мучиться в вечном огне."
Святого Поликарпа, епископа Смирнского: "ты грозишь мне огнем горячим временным и вскоре угасающим, потому что не знаешь об огне будущего суда и вечного мучения, который уготован нечестивым."
Святого Феофила, епископа Антиохийского: "тех, которые не веруют, презирают и не покоряются истине, но повинуются неправде, так как они исполнены блуда, прелюбодейства, срамных дел, любостяжания и нечестивого идолослужения, постигнет гнев и негодование, скорбь и теснота, и, наконец, возьмет их огонь вечный."
Святого Иринея, епископа Лионского: "кому Господь скажет: "идите от Меня проклятые в огонь вечный" (Мт 25:41), - те будут всегда осуждены.
"Всем, соблюдающим любовь к Нему, Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. Α тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали. Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него. Посему те, кто через отступничество свое утратил вышеупомянутое, как лишенный всех благ, находится во всяческом мучении не потому, что Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигает их вследствие их лишений всех благ Но блага Божии вечны и не имеют конца, поэтому лишение их вечно и без конца."
Марка Минуция Феликса, апологета († в начале 3 в.): "мучениям (грешников) нет никакого предела и никакой меры. Там разумный огонь сжигает и возобновляет члены тела, истощает и питает их; подобно тому, как блеск молнии касается тела, но не убивает; как огни Везувия и Этны и всех земных вулканов горят, никогда не угасая, так и огонь, назначенный для наказания, поддерживается не тем, что истребляет сжигаемых, но питается неистощимыми мучениями человеческих тел."
Тертуллиана: "мы, зная, что Бог все видит, и что наказания Его вечны, одни только стараемся быть невинными. Мы вполне знаем... и то, что мучения будут не временные, а вечные.
"Когда наступит конец века и когда временная форма этого мира, распростертая пред вечностью на подобие завесы, изменится, тогда воскреснет весь человеческий род для получения того, чего заслужил в этом веке - хорошего или худого, и для определения того и другого на беспредельную вечность. Следовательно, уже не будет ни новой смерти, ни нового воскресения... Почитатели Бога, облеченные вечным телом, будут находиться пред лицом Его всегда, а непочитатели Его будут наказаны вечным огнем, который по своей именно божественной натуре будет несгораем... Он не уничтожает того, что жжет, но по мере того, как истребляет, созидает вновь."
Святого Григория Богослова: "уделом вторых (грешников), кроме прочего, будет мучение, или, вернее сказать, прежде всего прочего, - отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца."
Святого Кирилла Иерусалимского: "если же кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть во огне и не разрушаться."
Святого Иоанна Златоуста: "здесь и хорошее, и худое имеет конец, и притом весьма скорый, а там - то и другое продолжается в бесконечные веки... Услышав об огне, не подумай, будто тамошний огонь таков же, каков здешний; этот, охватив что либо, сжигает и погасает, а тот, если кого однажды захватит, жжет постоянно и никогда не перестает, почему и называется неугасимым. Ибо и грешникам надлежит облечься бессмертием, но не к славе, а чтобы иметь всегдашнего спутника тамошнего мучения; а сколь это ужасно, того никогда не может изобразить слово... Будем скрежетать зубами от страданий и нестерпимых мучений, но никто не поможет нам. Будем крепко стенать, когда пламень все сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и великой пустыни. Α что сказать о тех ужасах, которые мрак будет наводить на наши души? Ибо тот огонь, как не истребляет, так и не освещает; иначе не было бы мрака... Если кто скажет: как же душа может быть достаточною для такого множества мучений и оставаться в наказаниях бесконечные веки? - тот пусть представит, что бывает здесь. Как часто многие выдерживали продолжительную и тяжкую болезнь. Если они и скончались, то не потому, чтобы душа исчезла, но потому, что тело истощилось, так что, если бы оно не изнурилось, то душа не перестала бы мучиться. Когда же душа получит нетленное и неразрушимое тело, тогда ничто не воспрепятствует мучению продлиться в бесконечность. Здесь не может быть того и другого вместе, т.е. жестокости и продолжительности мучений, но одно другому противится по причине тленности тела и неспособности одновременно переносить то и другое, а когда, наконец, наступит нетление, это сопротивление прекратится, и оба эти страшилища с великою силою будут обнимать нас в бесконечность. Посему не будем рассуждать ныне так, будто чрезмерность мучений истощает нашу душу: ибо в то время и тело не может истощиться, но будет вместе с душою мучиться вечно, и никакого конца не будет."
Опровержение возражений
Сектанты (адвентисты) говорят:
1) слова "вовек" и "вечный" в приложении к будущему состоянию грешников имеют ограниченное значение, так как они употребляются в Священном Писании не только для обозначения бесконечного продолжения времени, но и в значении промежутка времени, имеющего свой предел. Например, останется рабом его вечно (Исх. 21:6), будет слугою моим вовек (1 Цар. 27:12); как установление вечное празднуйте (пасху - Исх. 12:14); это устав (о светильниках) вечен (Исх. 27:21); это устав (об одеждах для священников) вечен (Исх. 28:42-43; ср. 29:9; 40:15; Лев. 6:18; 7:36; 16:29 и др.).
Чтобы определить в каком значении употребляются в Священном Писании слова "вовек" и "вечный," необходимо обращаться к контексту. Контекст тех мест Писания, в которых говорится о будущем состоянии грешников, не дает никакого основания к пониманию указанных слов в значении ограниченного продолжения времени. Так Господь Иисус Христос противополагает вечное мучение грешников вечному блаженству праведников: "и пойдут сии в муку вечную, а праведники - в жизнь вечную" (Мт 25:46; ср. Дан. 12:2). Если блаженство праведников будет продолжаться бесконечно, что никем не оспаривается, то и мучения грешников вечны в том же смысле.
"Если будет когда-нибудь, - говорит святой Василий Великий, - конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. Α если не позволяем себе помыслить сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению, когда при том и другом одинаково находится приложение "вечный.""
"Какое основание, - замечает блаженный Августин, - вечное мучение понимать, как огонь продолжительного времени, а вечную жизнь - как жизнь без конца, когда Христос в одном и том же месте, в одном и том же приговоре о том и другом сказал: и пойдут сии в муку вечную? а праведники - в жизнь вечную? (Мт 25:46). Если и то и другое вечны, то вполне очевидно, что то и другое нужно понимать или как продолжительное, но конечное, или же как постоянное и бесконечное. То и другое относятся между собою, как равные; поэтому, как мучение, так и жизнь - вечны. Но говорить: вечная жизнь будет без конца, а наказание вечное будет иметь конец, - совершенная нелепость. Отсюда, так как вечная жизнь святых будет без конца; то для тех, для кого назначено будет вечное наказание, наказание это без всякого сомнения также не будет иметь конца."
2) Грешники при воскресении не получат ни нетления, ни бессмертия; они восстанут с телами больными и слабыми, а следовательно, смертными.
У всех воскресших (праведников и грешников) тела будут нетленные, духовные (1 Кор 15:42-44), почему "сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могут" (Лук 20:35-36). После воскресения мертвых смерти не будет: "смерть и ад повержены в озеро огненное" (От 20:14; ср. 21:4; 1 Кор 15:26, 54), следовательно, и воскресшие тела грешников не могут быть смертными.
3) Уничтожение грешников, в смысле прекращения их бытия, подтверждается многими местами Священного Писания, в которых говорится о погибели человека-грешника (Мт 7:13; 18:14; Ин. 3:15; 10:28; 2 Пет. 3:7, 16; Рим 2:12; 9:22 и др.), о погибели вечной (2 Фес 1:9), о второй смерти (От 2:11; 20:6, 14; 21:8).
Выражениями "погибель," и "вечная погибель" смерть вторая обозначается не как уничтожение бытия грешников, а состояние вечного осуждения их, вечного мучения, лишение истинной жизни, состоящей в общении с Богом, лишение благодати Божией, оживляющей душу.
"Погибель вечная есть вечное погибание, - пишет епископ Феофан. - Будут (грешники) чувствовать, что окончательно гибнут, и между тем носить убеждение, что никогда не погибнут, в каждый момент снова будто рождаясь для новых мучений; будут страдать и неистощаться; самый огонь будет некоторым образом возрождать их, чтобы потом пожирать."-
"О том, что она (геенна), - учит святой Иоанн Златоуст, - не временна, послушай, что говорит Павел о людях, неверующих в Бога и неверующих в Евангелие, именно, что они подвергнутся наказанию, вечной погибели (2 Фес 1:9). Итак, каким образом вечное может соделаться временным?"