Учение святых отцов древней Церкви.

Святого Иустина, философа и мученика: "воскресит (Христос) тела всех бывших людей, и тела достойных облечет в нетление, а тела нечестивых, способные вечно чувствовать, пошлет вместе со злыми демонами в вечный огонь."

Татиана апологета († 175 г.): "мы веруем, что по окончании всего будет воскресение тел не так, как учат стоики, по мнению которых после некоторых периодов времени одни и те же существа всегда являются и погибают без всякой пользы, но однажды по исполнении наших веков и единственно ради восстановления одних человеков для суда."

Святого Феофила, епископа Антиохийского († 181 г.): "когда брошено в землю зерно пшеницы или других семян, то прежде оно умирает и разлагается, потом же поднимается и встает колосом. И деревья не производят ли по велению Божию в определенные времена плоды, прежде скрытые и невидимые..? Все это производит премудрость Божия для того, чтобы и посредством сего доказать, что Бог может совершить общее воскресение всех людей."

Афинагора, христианского философа(† 2 в.): "надлежит, по апостолу, тленному сему и рассыпавшемуся облечься в нетление, дабы, когда умершие оживут через воскресение, и опять соединится разделившееся или совершенно разрушившееся, каждый получил должное за то, что он делал, живя в теле, доброе или злое." (2 Кор 5:10).

Святого Иринея, епископа Лионского: "в конце, когда Господь воззовет последнею трубою, восстанут мертвые, как Он говорит: настанет час, в который все мертвые, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Человеческого и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения."

Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского: "всем людям должно будет воскреснуть, но не для всех одинаково будет воскресение. Все будем иметь вечные тела, но не все - подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы мог он, как надлежит, обращаться с ангелами; если же кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться."

Святого Иоанна Златоуста: "смерть не тело губит, а истребляет тление, сущность же остается вовеки, чтобы воскреснуть в большей славе, - впрочем не у всех, потому что, хотя воскресение будет общим для всех, но воскресение во славе только для живших праведно."

Опровержение возражений.

Сектанты говорят:

1) воскресение праведных и воскресение грешных людей произойдет не в одно время: как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец - Христос, потом - Христовы в пришествии Его. Α затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу (1 Кор 15:22-24). Апостол говорит о воскресении только верующих и не указывает на воскресение неверующих и, следовательно, различает два отдельных по времени воскресения мертвых. Под концом разумеет последний акт воскресения: воскресение грешников.

В словах апостола "каждый в своем порядке..." указываются два момента, связанные между собою не хронологически, а логически, как соединены между собою основание и следствие, где за Христом воскреснут Христовы, т.е. если Христос воскрес, то воскреснут и верующие в Него; воскресение Христа служит основанием или залогом воскресения принадлежащих Ему. Каждый в своем порядке (τάγματι). Τάγμα не означает временного порядка или последовательности, а это слово, взятое из образа воинских действий, имеет значение отряда, полка, известной группы (по слав. чина). Апостол упоминает только о группе (чине) верующих по той причине, что пишет верующим и потому первыми называет христиан, имеющих воскреснуть при втором пришествии Господнем; а другой чин - неверующие - вполне очевидно подразумевается. Апостол не отрицает одновременности воскресения с праведными грешников (ср. Деян 24:15). Под концом разумеется не конец воскресения, а кончина всего: кончина мира, кончина теперешнего его порядка. (ср. 1 Пет. 4:7; 2 Пет. 3:10-13). "Когда Он предаст Царство..." т.е. когда Иисус Христос окончит Свое искупительное служение, то предаст Царство благодати устроенным, ибо богоборная сила, враждебная Христу, будет Им упразднена; по окончании Царства благодати, начнется Царство славы.

"Чтобы ты, слыша слова "все оживут," - учит святой Иоанн Златоуст, - не подумал, что и грешники спасутся, он присовокупляет: каждый в своем порядке. Слыша о воскресении, не подумай, что все получат равное воздаяние; если наказание не все понесут равное, но весьма различное, то тем более между грешниками и праведниками будет великое различие... Α затем конец. Когда умершие воскреснут, тогда всему будет конец, а не так, как теперь, по воскресении Христовом, когда дела остаются еще без окончательного воздаяния. Потому апостол и присовокупляет: в пришествии Его, чтобы ты знал, что он говорит о будущем времени.. Что же значит "когда предаст Царство"? Из Писания известны два Царства Божии: одно - по усвоению, другое - по сотворению. По сотворению Он царствует над всеми, над язычниками, иудеями, демонами, врагами; а по усвоению царствует над верующими, добровольно подчиняющимися, послушными... Это-то Царство Он и предаст, т.е. устроит."

"О двух воскресениях и намека нет в Писании, - говорит епископ Феофан; - а слова "затем конец" означают, что за воскресением последует конец всему: суд, распределение оправданных и осужденных по своим местам, прекращение теперешнего порядка бытия вещей и начало нового, когда откроется новое небо и новая земля. Другую какую мысль соединять с сими словами и в ум не должно приходить... Чего же ради апостол не упомянул о них (грешниках) особо? На это ответим: так ему было угодно; упомянул он о Христовых, потому что говорил к тем, кои Христовы суть, и их надежды оживлял, а о не-Христовых промолчал, чтобы не омрачать светлой картины воскресения, давая уразуметь о них самим читающим из того, что впереди. Сказал: "во Христе все оживут" (ст. 22), без различия. Но из-за того, что он о них не упомянул, разделять воскресение на два момента, прикрываясь кривотолкованием слова: а затем конец, совершенно несправедливо."

2) Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и там всегда с Господом будем (1 Фес. 4:16-17). Апостол говорит о воскресении верующих, чем указывает, что будет другое, отличное по времени, воскресение неверующих.

"Мертвые во Христе воскреснут прежде," в сравнение с христианами, оставшимися в живых, с которыми они вместе встретят Господа, а не в сравнение с воскресением грешников. У апостола здесь нет речи о различных по времени воскресениях.

"Β повелении (в рус. перев. при возвещении), коим Бог, в Троице поклоняемый, - объясняет епископ Феофан, - изречет определение, что время кончилось, настал момент. да воскреснут мертвые и все да явится в обновленном виде. При гласе Архангела Божие повеление принято будет первым Архангелом, конечно, Михаилом, блюстителем народа Божия: прежде - Израиля, потом - христиан (Дан. 9:21; 10:5, 13, 21; 12:1). Принятое повеление будет возвещено гласом Архангела прочим воинствам небесным, которые посредством труб Божиих разгласят повеление Божие во все концы земли... Божиею называется она, как передающая Божие повеление и с силою Божиею действующая. Труба будет проводником силы Божией, всепроникающей и всеоживляющей; она разбудит умерших и соберет их вместе с живыми воедино. Труба и в Ветхом Завете была органом созывания народа Божия для выслушания воли Божией и исполнения ее (Лев. 25:9; Чис 10:2; 31:6). "И мертвые во Христе воскреснут прежде..." Слово "прежде" не то значит, что прежде воскреснут умершие во Христе, т.е. верующие христиане, а потом и нехристиане, как если бы оставался между тем и другим воскресением какой промежуток времени, который иные расширяют даже на тысячу лет, на что никакого намека здесь нет. Апостол хочет сказать только, что прежде мертвые воскреснут, потом последует восхищение их вместе с живыми на облаках. О неверующих здесь не упоминается, потому что не их касалась речь; слово апостола к верующим было только о воскресении верующих Но этим не исключается общее всех воскресение."

"Если Господь намерен сойти, то для чего мы будем восхищены? Чести ради, - отвечает святой Иоанн Златоуст. - Ведь и тогда, когда царь въезжает в город, почетные граждане выходят к нему навстречу, а преступники внутри ожидают судию, и тогда, когда возвращается нежный отец, дети и те, кто заслуживает название детей, выезжают на колеснице, чтобы видеть и приветствовать его, а те из домочадцев, кто оскорбил его, остаются дома. Мы понесемся на колеснице Отца. Как Он подъял Самого Господа на облаках (Деян 1:9), так и мы восхищены будем на облаках. Видишь, какая честь! Какой страх, какой ужас обнимет тогда оставшихся на земле! "Одна берется, а другая оставляется" (Мт 24:41); и "один возьмется, а другой оставится" (Лук 17:36). Каково будет состояние душ их, когда увидят, что другие будут восхищены, а они будут оставлены!"

3) О воскресении одних праведных читай: "воздастся тебе в воскресение праведных" (Лук 14:14).

Из упоминания в приведенном тексте об одном воскресении праведных, - что требовалось ходом речи (блажен будешь, потому что воздастся тебе в воскресении праведных), - нет никаких оснований заключать о различии моментов или периодов воскресения умерших. Господь ясно сказал (Ин. 5:28-29), что воскресение праведников и грешников произойдет одновременно.

4) О воскресении праведных упоминает апостол: "иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение" (Евр 11:35).

Апостол, свидетельствуя о праведниках, претерпевших мученическую кончину в надежде получить лучшее воскресение ("воскресение жизни," а не воскресение осуждения - Ин. 5:29), не говорит, что оно по времени произойдет отдельно от воскресения грешников. Следовательно, апостол в приведенном месте упоминает о различии в состояниях воскресших, но не о различии моментов воскресения умерших.

5) О воскресении праведных - первом воскресении, отличном по времени от воскресения грешников, второго воскресения, - и о тысячелетнем Царстве Христовом с праведными в промежутке между воскресениями ясно говорится в Откровении (20:1-7).

Стих 1-3. "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время." Так как апостол ангелу (упоминаемому в стих 1-3 20 гл.) не придал никаких атрибутов славы и величия, с которыми описывал Господа Иисуса Христа (14:14; 19:11-16) или ангелов, исполнявших особые повеления Божии (10:1-2), то поэтому под ним должно разуметь обыкновенного ангела, как вестника и исполнителя Божественной воли. В тексте ничего не говорится о борьбе явившегося ангела с диаволом и о победе над ним; диавол представляется уже обессиленным и ранее побежденным (ср. Кровию Агнца - 12:10-11). Ангелу повелено было сковать, заключить в бездну (ср. 2 Пет. 2:4) и запечатать диавола на тысячу лет. Печать означает твердость охраны (ср. Мт 27:66; Дан. 6:17) и указывает на то, что запечатанное ею не может быть вскрыто без воли и желания того, кто повелел наложить ее. Под связанием диавола и заключением его в бездну разумеется низложение князя мира (Ин. 12:31) и лишение его прежней силы и власти над людьми крестною смертию Господа Иисуса Христа (ср. Кол. 2:15; Евр 2:14; 1 Ин 3:8). Связав сильного (Мт 12:29), Господь даровал Своим последователям средства для разрушения козней диавольских и победы над ними. Такими могучими средствами у христиан являются: твердая вера в Господа Иисуса Христа (1 Пет. 5:9; Еф 6:16), Его святейшее имя (Μр. 16:17), крестное знамение (ср. Кол. 2:15), пост и молитва (Мт 17:21), слово Божие (Еф 6:17) и благодать Христова (2 Кор 12:9), подаваемая Святым Духом в таинствах православной Церкви. Таким образом диавол связан по отношению к верным чадам Христовой Церкви, которые при твердой вере и доброй жизни трезвятся и бодрствуют (1 Пет. 5:8); по отношению к другим он свободен, ибо, по слову апостола, действует ныне в сынах противления (Еф 2:2).

Тысяча лет, на кои связан сатана, обозначает не тысячу обыкновенных лет, а точно определенный Богом период времени. По примеру других мест Священного Писания (Втор 5:10; Иер 32:18; Пс 89:5; 2 Пет. 3:8) в стих 3-7 число тысяча употреблено для обозначения многочисленности и полноты.

"Тысячу лет благоразумно понимать, - говорит святой Андрей Кесарийский, не как таковое именно число лет, но, вообще, или многие годы, или число совершенное. Ибо может сие означать многие годы, дабы Евангелие проповедано было повсюду во всем мире и укоренились в нем семена благочестия. Итак, тысяча лет есть время от вочеловечения Господа до пришествия антихриста."

Тысяча лет, в продолжение которых ограничена деятельность диавола, не может обозначать времени от пришествия (второго) Христова, когда будто откроется тысячелетнее Царство Его, до появления антихриста, как говорят сектанты. Сам Господь Иисус Христос, предрекая о Своем втором пришествии, как на его признак, указывал на кончину мира (Мт 13:37-41; 24:27-31) и поставлял его в непосредственную связь, без всяких промежутков, со всеобщим судом (Мт 25:31-46), а апостол Павел соединял его (паки - пришествие Христа) с окончанием господства антихриста, имеющего быть истребленным явлением пришествия Христова (2 Фес 2:8), и с общим воскресением (1 Фес. 4:16; ср. 1 Кор 15:52). Тот же апостол говорит только о двух пришествиях Христа: Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи, многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр 9:28; ср. Тит. 2:11-13).

"Он умер, говорит, подъяв грехи наши и принесши их Отцу, - объясняет блаженный Феофилакт, - чтобы изгладить их, ради чего Он и умер. Ибо Тому, Кто не знал греха, Отец вменил в грех, так как Он, Христос, усвоил Себе наше естество. Во второй раз явится, не нося на Себе уже более грехов и не имея нужды ради них во второй смерти, но придет, как Судия во спасение ожидающим Его, т.е. верующим в Него и ожидающим пришествия Его, очевидно, и живущим достойно спасения. Конечно, Он придет не только для спасения, но и для наказания неверующих и грешников, но апостол сказал только а радостном."

В Священном Писании изображаются только два Царства Христовы: настоящее Царство благодати, которое будет продолжаться до самой кончины мира и всеобщего суда (1 Кор 15:23-26), и будущее вечное Царство славы (Лук 1:33; 2 Пет. 1:11; От. 3:21), которое наступит непосредственно после всеобщего суда; и среднего между этими царствами не существует. Наконец, Господь обещал Своим верным последователям не земное царство, а Царство Небесное (Мт 5:3, 19; 6:20; Лук 12:33; 18:22), исполненное не земных. а небесных благ.

Стих 4. "И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет." Под сидящими на престолах нужно разуметь святых апостолов (ср. Мт 19:28) и тех святых, которые удостоены от Бога такой чести и славы.

"Престолы, говорит святой Иоанн Златоуст, - не означают седалища, так как Он один есть Сидящий и Судящий, но ими означается неизреченная слава и честь."

Суд сидящих на престолах состоит не в произнесении приговора, так как такой суд, и тем более последний, принадлежит одному Иисусу Христу (Ин. 5:22; Мт 25:31), а в том, что они своею высоко-добродетельною жизнью осудят нечестивых (ср. Прем. Сол. 2:14-15; Μф. 12:41-42).

Кроме сидящих на престолах, святой Иоанн увидел в числе удостоенных прославления и души христиан, обезглавленных за свидетельство об Иисусе Христе, за проповедь христианской истины, не поклонившихся ни зверю, ни образу его и отказавшихся принять начертание на чело свое и на руку свою имени зверя или числа имени его (ср. От. 13:14-16). Они ожили (έζησαν от ζάω - жить, существовать, не угасать; собств.: жили, были живыми), т.е. Мученики были живы (душою) на небе пред очами тайнозрителя, а на земле они умерли (телом: были обезглавлены), как и Господь сказал: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мт 10:28). Апостол ничего не говорит о телах их и о соединении с ними душ, что предполагало бы происшедшее воскресение.

Святые праведники и мученики царствовали со Христом тысячу лет, т.е. пребывали с Ним, блаженствовали, но это блаженство не окончательное, не то, которое наследуют праведные после страшного суда, когда будет новое небо и новая земля, оно будет продолжаться тысячу лет, т.е. Богом назначенный определенный период времени.

В этом (4) стихе содержится утешение всем умирающим за свидетельство об Иисусе Христе, всем тем, которым придется пострадать в будущем от зверя-антихриста и его лжепророка, - все они не потеряют своей награды: души их будут живы и будут царствовать со Христом тысячу лет.

Стих 5. "Прочие же из умерших не ожили, доколь не окончится тысяча лет. Это первое воскресение." Прочие из умерших, т.е. не вошедшие в состав поименованных в 4-м стихе, не удостоятся первого воскресения, вследствие своего греховного состояния. Души их, разлучившись с телом, пребывают вдали от престола Божия, вдали от Христа и блаженства, почему их апостол не видит ожившими (живыми) вблизи сидящих на престолах; они соответственно своему греховному состоянию испытывают не блаженство, но мучение и предчувствие вечного осуждения. Такое состояние праведников и грешников продолжится тысячу лет, т.е. до времени общего воскресения, когда все воскреснут в своих телах для окончательного приговора или о вечном блаженстве, или о вечных мучениях.

Под воскресением (стих 5) разумеется не воссоединение душ умерших людей с их телами, а предварительное блаженное состояние душ умерших праведников, переход их от земной жизни к жизни на небе, от гонений и страданий - к причастию Божественной славы. Хотя апостол и говорит: это воскресение первое, - но, очевидно, не в смысле более раннего, первого по порядку, за которым должно последовать такое же второе, а в смысле предварительного, особенного, так как оно предваряет и предуказывает на славную блаженную жизнь праведников с телами по их воскресении. То, что он не имеет в виду двух однородных событий воскресения, - это видно из того, что он умалчивает о втором воскресении. Воскресение в собственном смысле, как восстание умерших в их прежних измененных телах, будет только одно при последней трубе (1 Кор 15:52; 1 Фес. 4:16; Ин. 6:39-40); о нем тайнозритель говорит ниже, в стих 12-13, и в своем Евангелии записал (5:28-29) учение Господа об общем и единственном воскресении всех умерших.

Под первым воскресением нельзя также разуметь обращение человека ко Христу (ср. Кол. 3:1), нравственное обновление, переход от греховной жизни к добродетельной (ср. Еф 5:14). Это обращение происходит во время земной жизни, а святой Иоанн видит на небе души праведных, течение совершивших, подвигом добрым подвизавшихся на земле (2 Тим 4:7) и засвидетельствовавших свою веру во Христа мученическою кончиною.

Стих 6. "Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет." Праведников, удостоившихся состояния предварительного прославления и блаженства (первого воскресения), апостол называет блаженными и святыми. Они, хотя и подверглись телесной смерти, общему человеческому уделу (Евр 9:27), смерти первой, избежат смерти второй, т.е. вечных мучений (От 2:11; 20:14). После телесной смерти праведники, вследствие своей святости и чистоты, становятся священниками Бога и Христа, т.е. лицами весьма близкими к Богу, возносят к Нему, подобно священникам, молитвы своих земных собратий, ходатайствуют за них и будут царствовать со Христом тысячу лет, т.е. до всеобщего воскресения, после которого вместе с воскресшими телами сподобятся жизни вечной.

Из всего сказанного нами открывается, что ссылка сектантов на Откровение (20:1-7) в оправдание своего лжеучения о тысячелетнем земном Царстве Христовом и о двух различных по времени воскресениях не имеет никакого смысла.

Кончина мира.

В день Господень, когда воскреснут мертвые, последует кончина мира (века - Мт 13:39; 24:3; 28:20), т.е. не уничтожение мира, а только обновление его. Преобразованные небо и земля явятся в новом, лучшем, совершеннейшем виде, соответствующем прославленному состоянию его обитателей, свободных от рабства тления (ср. Рим 8:21).

По учению Господа, непосредственно пред кончиною мира произойдут на небе и земле грозные и разрушительные перевороты, подготовляющие мир к новому образу его существования: и вдруг после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (Мт 24:29; Мр 13:25,26).

"О какой скорби дней говорит Он? О скорби дней антихриста, - отвечает св. Иоанн Златоуст, - и лжепророков. Подлинно, великая тогда будет скорбь, когда столь много будет обольстителей. Впрочем, она недолго продолжится. Если и иудейская война ради избранных была сокращена, то тем более сократится это искушение ради них же. Поэтому-то Христос не сказал: после скорби, - но: (абие) по скорби дней тех солнце померкнет, - потому что все это случится почти одновременно."

В дни (в те дни - Мр 13:24) скорби для верующих от гонений антихриста, вдруг произойдут в видимом мире необычайные явления: в те дни солнце померкнет и луна не даст света своего. Здесь разумеются не обыкновенные солнечные и лунные затмения, которые никогда не бывают одновременно, а особенное чрезвычайное состояние небесных светил, переставших (навсегда) посылать свои лучи на землю. И звезды спадут с неба. Звезды в собственном смысле, а не те звезды, которые называются метеорами. Не они спадут с неба, так как это явление обычное и каждую ночь наблюдаемое, а вся совокупность звезд, целые громадные миры их спадут, т.е. отрешатся от той тверди небесной, к которой они, по библейскому и общежитейскому воззрению, прикреплены, и, падая, исчезнут из взора в мировом пространстве. И силы небесные поколеблются, т.е. поколеблются основные силы, поддерживающие естественное течение и состояние небесных тел; поколеблются устои неба (Иов. 38:33; Иер 31:35-36), действовавшие до сих пор однообразно устойчиво, выйдут из прежнего состояния и придут в состояние необычайно беспорядочное. Потрясение небесных сил будет основанием и причиною необычайных явлений и на земле: будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле - уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха (Надо посмотреть содержание сноски 12 в оригинале!!!) и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются (Лук 21:25-26).

Настолько будут необычайны перевороты на небе, шум и волнение моря, что люди, обладающие многовековым опытом, придут в недоумение пред этими явлениями, их постигнет туга (печаль, тоска) душевная и смертельный ужас, увеличивающийся от ожидания бедствий, грядущих на вселенную. Эта агония неба и земли с ясностью покажет им, что приблизился конец всего и время суда и мздовоздаяния для человечества. Тревожное предчувствие не обманет людей, "и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою." (стих 27).

Апостол Петр в следующих чертах изображает последний и окончательный переворот мира: "нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков... Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса со шумом прейдут, стихии же, разорившись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают. Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда"(2 Пет. 3:7, 10, 12-13), т.е. хотя нынешние небо и земля от действия огня разрушатся, но не уничтожатся, а из них и вместо них явятся новое небо и новая земля (ср. От 20:11; 21:1), приспособленные для жительства правды.

"То, что будет разрушение настоящего мира, - замечает блаженный Феофилакт, - посредством огня, эта мысль не одних только христиан, но и языческих мудрецов... Мир не уничтожится совершенно, но разрушится, чтобы обновиться, почему и пророк говорит: и Ты обновишь лицо земли... С шумом значит с треском, а такой треск обыкновенно бывает, когда что-нибудь горит. Примечай, Апостол сказал: земля и дела на ней сгорят, а не люди... Господь устроит новое небо и новую землю, новые не по сущности и веществу, ибо если кто строит новый дом, то это не значит уже, что он строит его и из вещества, не существовавшего прежде. Нет, Бог однажды создал вещество и образовал оное во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здешней лишь жизни, а для тамошней нетленной - бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ с красотой нетленною и неувядающею, и дозволит наполнять другой и нетленный мир."

О будущем обновлении мира учил и апостол Павел (Рим 8:19-23; 1 Кор 7:31; Евр 12:26-27).

Всеобщий суд.

Во второе Свое пришествие на землю Господь Иисус Христос произведет непосредственно по воскресении мертвых и обновлении мира всеобщий, последний и решительный суд над всеми людьми. На этом суде по испытании и определении нравственного состояния судимых последует праведное (полное) воздаяние им по делам их, и будет определена Судьею участь каждого на всю вечность.

"Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его" (Мт 16:27). "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов" (Мт 25:31-32). Здесь Господь ясно указал, что последний суд будет всеобщим, что он есть цель Его пришествия и что находится в непосредственной связи с Его парусиею: (хорошо бы дать перевод этого слова с греческого. По этому поводу посмотрите, пожалуйста, материал http://g-news.chat.ru/18par.html) придет Сын Человеческий и тогда воздаст каждому; когда придет, тогда сядет на престоле. Вообще, всякий раз, когда говорил Он о Своем будущем пришествии, всегда соединял с ним мысль о воздаянии каждому по делам, т.е. о суде (ср. Мт 7:21-23; 13:40-43; 47-50; 25:14-30; Лук 19:12-26 и др.). Для целей всеобщего суда произойдет в момент парусии Иисуса Христа воскресение мертвых праведников и грешников (Ин 5:28-29).

Господь изобразил и сам суд со всеми последствиями, какой Он произведет над всеми людьми праведными и грешными (Μф. 25:31-46).

"Писание представляет сие (суд) олицетворенно, - говорит святой Василий Великий, - не потому что Судия каждому из нас будет предлагать вопросы или давать ответы судимому, но чтобы внушить нам заботливость и чтобы мы не забыли подумать о своем оправдании. Вероятно же, что какою-то несказанною силою во мгновение времени все дела нашей жизни, как на картине, запечатлеются в памяти нашей души... И книги, упоминаемые у Даниила (7:10), что иное означают, как не возбуждение Господом в памяти человеческой образов всего соделанного, чтобы каждый вспомнил свои дела, и чтобы мы видели, за что подвергаемся наказанию?"

Апостолы также учили, что последний суд будет всеобщим (Деян 17:31; Иуд. 1:14-15; Рим 2:5-6; 14:10; 2 Кор 5:10; ср. Еф 6:8; Кол. 3:23-25); предстанут на суд не только все люди, но и падшие духи (2 Пет 2:4; Иуд. 1:6), что суд неразрывно связан с пришествием Христа (1 Кор 4:5; 2 Фес 1:6-10; 2 Тим 4:1). Предметом суда будут не только дела (Рим 2:6; 2 Кор 5:10), но и слова (Мт 12:36), и самые сокровенные помышления (1 Кор 4:5).

Опровержение возражений.

Сектанты говорят:

1) верующие во Христа не будут судимы, а суд будет над одними грешниками: истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин 5:24; ср. 3:18).

(Смотр. Д. И. Владыков, протоп., Руководства для бесед с баптист., пашковц. и др. Выпуск I. 1913 года.)

2) Верующие явятся на суд в качестве судей над нечестивыми, а не в качестве обвиняемых: разве не знаете, что святые будут судить мир? (1 Кор 6:2).

Апостол ясно учил, что Судьею всех людей будет Господь Иисус Христос и пред Ним на суде предстанут все люди, т.е. праведники и грешники (Деян 17:31; Рим 14:10; 1 Кор 4:5; 2 Кор 5:10; 2 Фес 1:6-10; 2 Тим 4:1), а святые будут судьями мира в том смысле, что они своею добродетельною жизнью осудят нечестивых (ср. Прем. Сол. 2:14-15), как и Господь говорил, что ниневитяне и царица южная восстанут на суд с родом сим и осудят его (Μф. 12:41-42).

"Судить будут святые, не сами заседая, - объясняет святой Иоанн Златоуст, - и требуя отчета, но осудят. Это выражает апостол словами: если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судит маловажные дела? (ст. 2). Не сказал: от вас, - но: вами, как и Господь сказал (1 Кор 6:2). Они (язычники) видят одно и то же с нами солнце и участвуют в одном и том же, и между тем, если мы окажемся верующими, а они - неверующими, то им невозможно будет сослаться на незнание; мы осудим их тем, что мы сделали; и много подобных найдется тогда способов осуждения."

"Сказал: будут судить, - замечает блаженный Феодорит, - вместо: осудят... Апостол выражение "будем судить" употребил опять (стих 3) вместо осудим; ангелами же называет демонов, потому что те издревле были ангелами. Осудят же святые, потому что, будучи обложены телом, заботились о божественном служении, те же в бестелесном естестве возлюбили лукавство."

3) О том же читай: когда сядет Сын Человеческий на престол славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мт 19:28).

Утверждая, что верующие на всеобщем суде будут в качестве судей над нечестивыми, а не в качестве подсудимых, сектанты, очевидно, не верят Господу, учившему, что Он один будет сидеть на престоле, как Судия (ср. Ин 5:22), а пред Ним в качестве подсудимых соберутся все народы и Он один будет производить суд над праведниками и грешниками (Мт 25:31-46 и др.). Сектанты не хотят понять, что суд в смысле признания правоты или виновности одинаково простирается на всех людей, а в смысле осуждения - на одних грешников.

О значении престолов (Мт 19:28) смотри ранее.

"Апостолы не будут сидеть, - объясняет святой Иоанн Златоуст, - как судьи; но в каком смысле сказал Господь о царице южной, что она осудит род тот, и о ниневитянах, что они осудят их, в том же говорит и об апостолах. Потому и не сказал: судить язычников и вселенную, - но: судить двенадцать колен Израилевых. Иудеи были воспитаны в тех же самых законах и по тем же обычаям и вели такой же образ жизни, как и апостолы. Поэтому когда они в свое оправдание скажут, что мы не могли уверовать во Христа потому, что закон воспрещал нам принимать заповеди Его, то Господь, указав им на апостолов, имевших один с ними закон и, однако же, уверовавших, всех их осудит (ср. Мт 12:27). Что же, скажешь ты, великого в Его обещаниях, если апостолы будут иметь то же, что имеют ниневитяне и царица южная? Но Он еще прежде обещал им много других наград и после обещает... О ниневитянах и царице сказал просто: ниневитяне восстанут и осудят род сей и царица южная осудит. Α об апостолах не говорит так просто. Но как говорит? Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, - показывая этим, что и они вместе с Ним будут царствовать и участвовать в той славе."

Наши рекомендации