До всеобщего суда участь умерших может быть изменена.
"Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом" (1 Пет. 4:6; ср. 3:19-20). "Когда Господь посетил находящихся во аде," - замечает блаженный Феофилакт, - "то одни, которые жили в мире сем по плоти, осуждены, а другие, которые жили духовно, или воскресли вместе с Господом, ибо многие тела усопших святых восстали (Мт 27:52), или оживились доброю надеждою." Если бы участь умерших была бы неизменна до всеобщего суда, то Господь не благовествовал бы им. "Если кто скажет слово на Сына Человеческого (видя Его уничижение), простится ему (так как это грех заблуждения, слабости, омываемый покаянием); если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мт 12:32). "Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух" (Мр 3:30). "Что же значат эти слова? То," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "что грех против Духа Святого преимущественно непростителен. Почему же? Потому, что Христа не знали, кто Он был; а о Духе получили уже достаточное познание. Так что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в Ветхом Завете все имели о Нем очень ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облекся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем? Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесете за нее наказание... Дух Святой вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Если уж вы говорите, что Меня не знаете, то несомненно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святого Итак, не Меня только поносите, но и Духа Святого Потому и наказание ваше, как здесь, так и там неизбежно." Выражение "ни в будущем" указывает на возможность прощения грехов в загробном мире и, следовательно, на изменение участи умерших. Не имело бы смысла говорить "ни в будущем," если бы после смерти не было прощения.
Господь освобождает от уз ада.
"Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми" (Рим 14:9; ср. Лук 20:38). "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мт 28:18); "имею ключи ада и смерти" (От 1:18). "Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит" (1 Цар. 2:6; Тов. 13:2; Прем. Сол. 16:13; Осии 13:14) тех из умерших, которые делаются достойными Его милосердия по молитвам живых и за дела благотворения.
Заповедь о молитве.
"Молитесь друг за друга" (Иак. 5:16). "Прошу совершать молитвы, прошения, моления... за всех человеков" (1 Тим 2:2). "Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых" (Еф 6:18). В молитве нуждаются все люди: живые и умершие. Смерть не разрывает духовного союза между живыми и умершими (Лук 20:38; Рим 14:8-9), а потому и молитвы за умерших так же действительны пред Богом, как и за живых. Господь не хочет смерти (духовной, вечной погибели) грешника (ср. Иез 18:23; 33:11; 2 Пет. 3:9), а желает ему спасения, и поэтому молитва усердная не может быть бесплодной для умерших. Он Сам дал обетование верующим "и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мт 21:22). "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю" (Ин. 14:13-14; ср. 15:7; 16:23). "И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас... во всем, чего бы мы ни просили" (1 Ин 5:14-15). Призывая христиан к взаимной любви (1 Ин 2:9-11; 3:14-15, 23; 4:11, 20-21; 5:2), тот же апостол повелевает: "если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти" (5:16). Грех не к смерти, это - грех, совершенный по немощи, неведению, вследствие случайности (ср. Лев. 4:2; Чис 15:29), грех, очищаемый искренним сокрушением и покаянием и потому не подвергающий грешника смерти духовной (1 Ин 3:14). "Жизнь" заключается в общении с Богом (1 Ин 1:6; 3:14; 5:11-13), "смерть" состоит в отчуждении от Бога. "Грех не к смерти," хотя и нарушает общение христианина с Богом, но не разрывает союза его со Христом и Церковью, почему молитвенное заступничество за такого грешника бывает успешно: "Бог даст ему жизнь," - т.е. восстановляется богообщение, ослабленное или нарушенное грехом. Эта молитва является свидетельством любви христианской "не словом или языком, но делом и истиною" (3:18). "Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы молился."
"Грех к смерти" прекращает общение человека с Богом, отрывает его от Источника жизни (Ин. 14:6) и ведет к духовной смерти, к погибели (ср. Чис 15:30-31). Грех к смерти есть грех тяжкий, совершая который человек становится неспособным к раскаянию. Это грехи - хула против Духа Святого: упорное неверие в познанную христианскую истину, упорное отступничество от веры, не принимающее никакого вразумления, ожесточенное закостенение в пагубных еретических заблуждениях и тяжких нераскаянных грехах. Хотя апостол не запрещает молиться за брата, согрешающего грехом "к смерти," но и не дает повеления о молитве, так как мы не можем быть уверены, что наши молитвы за них будут услышаны Богом; успеху молитв за таких братьев противодействует неверие, упорство, ожесточение их. Христиане, умершие с истинным раскаянием и верою во Христа, свободны от греха смертного и, следовательно, молиться о них должно, и молитва может быть для них благотворна.