Каждый христианин имеет ангела хранителя.
Ангелы, как члены единого Тела Христова - Церкви, посылаются Богом споспешествовать нашему спасению (Евр 1:14; "ангелы их," т.е. данные им - Мт 18:10), помогают нам (Деян 12:7-10; ср. Быт. 48:16; Иис. Нав. 5:14; Пс 33:8; Товит. 12:15 и др.), наставляют нас в вере и благочестии (Суд. 13:14; Товит. 12:6-10), хранят нас от всякого зла (Пс 90:10-11). Они не только побуждают хранимых к молитве, но с молящимися сами молятся и возносят наши молитвы к Богу (Тов. 12:12, 15; Зах 1:12; От 8:3). В Церкви апостольской существовала вера в бытие ангелов хранителей: "они же говорили: это ангел его" (Деян 12:15).
Ангелам поклонялись:
Авраам (Быт. 18:2), Лот (Быт. 19:1), Иисус Навин (Иис. Нав. 5:14-15), Товит (12:16), Давид (1 Парал. 21:16), Даниил (10:9, 15). Если праведники воздавали поклонением честь ангелам, а последние не отвергали их поклонения, то это служит нам примером для подражания.
Свидетельства древнехристианских отцов.
Святого Василия Великого: "ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами. Ибо, как пчел отгоняет дым, и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни ангела отдаляет... грех... Как городские стены, вокруг облегая город, отовсюду отражают вражеские нападения; так и ангел служит стеною спереди, охраняет сзади и с обеих сторон ничего не оставляет неприкрытым."
Святого Иоанна Златоуста: "они же говорили: это ангел его" (Деян 12:15). Отсюда очевидна истина, что у каждого из нас есть ангел... Прославлять ангелов - наш долг. Они, воспевая Творца, обнаруживают милость Его и благорасположение к людям. Я говорю об ангелах, о наших союзниках, ведущих войну против враждебных нам сил... Каждому из людей назначен ангел. Не моя это речь, но Священного Писания. Именно, когда девица Рода возвестила апостолам, что Петр, который ушел из темницы Ирода, стоит у дверей, те, не веря, говорили: это ангел его. И Спаситель также свидетельствует об этом (Мт 18:10). "
Блаженного Феодорита, епископа Киррского: "Владыка Христос сказал, что каждый человек поручен попечению единого ангела. Смотрите, говорит, не презирайте ни одного из малых сих, верующих в Меня, ибо ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного" (Мт 18:10).
Опровержение возражений.
Сектанты говорят:
1) слово Божие запрещает почитание ангелов (Кол 2:18).
Колосские лжеучителя не признавали Иисуса Христа Главой Церкви ("не держась главы" - стих 19); вместо Христа, как единого Посредника в деле спасения человека, они поставляли ангелов, в честь которых ввели служение ("θρησκεία" от θρησκεια - обряд религиозный, служение Богу, богопочитание). Служение колосских еретиков ангелам было обоготворением их, идолопоклонством, от которого предостерегает апостол (Кол. 2:18). Православные, почитая святых ангелов, как высших существ, не обоготворяют их, веруют, что не ангелы, а Господь Иисус Христос устроил все потребное для нашего спасения и является Главою Церкви. Лжеучение колосских еретиков об ангелах сильно укоренилось во Фригии и Писидии, почему собор Лаодикийский (343 г.) постановил (35 правило): "не подобает христианам оставлять Церковь Божию и отходить и ангелов именовать и собрания творить. Это отвержено. Посему, если кто найдется упражняющимся в таком тайном идолослужении, да будет анафема, так как оставил Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия и приступил к идолослужению."
2) Ангел отверг поклонение ему (От 19:10; 22:8).
Ангел не принял поклонения от апостола потому, что последний, удостоенный откровения, был "сослужителем" ему и, следовательно, был равен по достоинству ангелу, а, по слову Божию, "без всякого же прекословия меньший благословляется большим" (Евр 7:7), а не равным. В других случаях (Иис. Нав. 5:14-15; 1 Парал. 21:16 и др.) ангелы не отвергали поклонения. Достойно внимания, что апостол, несмотря на отклонение ангелом его земного поклона (19:10), увидев вторично ангела, падает вновь к ногам его (22:8), очевидно, в век апостольский Церковь почитала ангелов.
3) Ангелы все творят не по своей воле, а по воле Божией (Евр 1:14), поэтому не следует их почитать.
Ангелы имеют свободную волю (Иуд. 1:6) и неуклонно исполняют волю Божию, споспешествуя спасению нашему, а "кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей" (Рим 14:18). Сектанты, отвергая почитание ангелов, верных слуг Божиих, Им посылаемых, отвергаются Посылающего их (ср. Лук 10:16; Мт 10:40).
Молитвы за умерших.
Смерти подвергается одно тело человека, душа же его, как существо не материальное, а духовное, бессмертна (Мт 10:28; Деян 7:59; Евр 12:22-23; От 6:9-10 и др.) Она по разлучении с телом продолжает существовать и, соответственно своему духовно-нравственному состоянию, приобретенному во время земной жизни, испытывает блаженство или мучение.
Частный суд Божий.
Бог назначает человеку непосредственно после смерти его ту или другую участь, в соответствии с определившимся духовно-нравственным направлением его или к добру, или к злу. Этот суд Божий называется частным, в отличие от суда всеобщего, по воскресении тел. Частный суд Божий происходит над каждой душой порознь и имеет целью определить участь ее не на всю вечность, а только на время до суда всеобщего, когда все люди получат полное воздаяние: "пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мт 25:46; 2 Фес 1:5-10; 2 Кор 5:10 и др.). Сам Господь Иисус Христос дал ясные указания о суде частном (Лук 16:22-23). Блаженное состояние души Лазаря и мучения богача непосредственно после их смерти предполагают, очевидно, суд Божий, решающий загробную участь умершего.