Празднование воскресного дня-70.

Суббота - национальный иудейский праздничный день. Прообразное значение субботы. Пророчество о дне воскресном и предуказания. Основания замены иудейской субботы. Свидетельства Писания и Предания. Опровержение возражений.

Душа и состояние умерших-83.

Состав природы человека. Бытие души. Бессмертие души. Место, где пребывают души умерших. Учение о мытарствах. Учение о мытарствах согласно с Писанием. Опровержение возражений.

Время второго пришествия-95.

Опровержение возражений.

Признаки второго пришествия-97.

а) Проповедание Евангелия между народами и обращение еврейского народа. б) Явление антихриста. Длительность деятельности антихриста.

Второе пришествие Христово-101.

Учение учителей древней Церкви. Воскресение мертвых. Качества будущих воскресших тел. Учение святых отцов древней Церкви. Опровержение возражений.

Кончина мира-107.

Всеобщий суд-108.

Опровержение возражений.

Мздовоздаяние праведных и грешных-109.

а) Блаженство праведных. б) Мучения грешников. Вечность мучений грешников. Учение святых отцов и учителей. Опровержение возражений

Средства содержания пастырей.

Пастыри могут пользоваться от своих пасомых средствами для жизни.

В Ветхом Завете Бог заповедал народу еврейскому давать содержание священству (Чис 18:19-32; ср. Евр 7:5 и др.). В Новом Завете Господь Иисус Христос и апостолы так учили: "трудящийся достоин пропитания" (Мт 10:10). "Трудящийся достоин награды за труды свои" (Лук 10:7; ср. Лук 8:3; Ин. 12:6). "Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим" (Гал 6:6). "Вы и в Фессалонику и раз, и два присылали мне на нужду" (Фил. 4:16-18). "Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада..? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1 Кор 9:7-14). "Другим Церквам я причинял издержки, получая от них содержание (слав. "оброк" οψώνιον содержание, вознаграждение, награда, жалованье) для служения вам" (2 Кор 11:8). "Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь (τημής от τημή - цена, плата), особенно тем, которые трудятся в слове и учении" (1 Тим 5:14). Апостол повелевает заботиться о материальном положении пресвитеров, особенно, если они трудятся в слове и учении. В следующ. стихе (18) ап. яснее выражает свою мысль, приводя твердое основание сказанному: "ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего," - а также: "трудящийся достоин награды своей."

Опровержение Возражений.

Сектанты говорят:

1) православное духовенство должно бесплатно совершать все требы: "даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди..." (Мт 10:8-9).

Этими словами Иисус Христос не запрещает пастырям Церкви получать за свои труды вознаграждение (от пасомых), на что они имеют полное право: "трудящийся достоин пропитания" (Мт 10:10; ср. Лук 10:7). "Говоря: "даром получили, даром давайте," - Он смиряет их высокоумие," - замечает святой Иоанн Златоуст, - "и предостерегает от сребролюбия. И чтобы не подумали, что производимые ими чудеса - плод их добродетелей, и не возгордились тем, говорит: даром получили. Вы ничего своего не даете тем, которые принимают вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды: это - Моя благодать. Так и другим давайте, потому что нельзя найти цены, достойной этих даров... Чтобы ученики не сказали: итак, велишь жить милостынею? - и не вменили бы того себе в стыд, Христос, называя их делателями (слав. "делатель," - "трудящийся" - стих 10), а даваемое им - мздою ("пропитанием"), показывает, что это так должно и быть... Ваше занятие сопряжено с великими трудами, и что дают вам поучаемые, дают не даром, но в вознаграждение: достоин ибо делатель мзды своей. Это Он сказал не потому, чтобы труды апостолов того только и стоили, - совсем нет! Здесь Он давал только ученикам правило не требовать большего, а доставляющих им нужное вразумлял, что они делают это не по щедрости, но по долгу." - "Не берите с собою ни золота... ни сумы..." (стих 9-10). Это повеление относилось к временному посланию апостолов в Иудею, но не к посланию их на всемирную проповедь, когда они встретят вражду и злобу ко Христу и к себе, почему Господь указал на предстоявшие им лишения и борьбу в следующих словах: "Но теперь кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму, а у кого нет, продай одежду свою и купи меч" (Лук 22:36).

2) "Пасите Божие стадо... не для гнусной корысти" (1 Пет. 5:2).

Пастыри Церкви не вследствие любостяжания или корыстолюбия ("не для гнусной корысти") получают вознаграждение за свои труды, а потому, что нуждаются в средствах к жизни. Пасомые обязаны давать содержание пастырям (ср. Мт 10:10; 1 Кор 7:14 и др.). Апостольское наставление (1 Пет. 5:2) не лишает пастырей права пользоваться содержанием от пасомых, а только предостерегает первых от злоупотреблений (своим правом).

3) Апостол Павел не брал ни серебра, ни золота и жил трудами рук своих (Деян 20:33-34; ср. 1 Фес. 2:9; 2 Фес 3:8).

Тот же апостол ясно подтверждает право священства на вознаграждение за свои пастырские труды (1 Кор 9:4-14; Гал 6:6). Если же сам он в некоторых случаях не пользовался этим правом, то единственно из опасения повредить успеху проповеди: "или один я и Варнава не имеем власти не работать?" (1 Кор 9:6). Т.е. мы имеем право (власть) жить без трудов для средств к жизни и получать содержание от христиан, однако "мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову" (стих 12). В других случаях, когда это (получение приношений) не производило соблазна, апостол пользовался содержанием от верующих (2 Кор 11:8-9; Фил. 4:15-18).

4) "Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей" (2 Кор 12:14).

Этими словами апостол Павел не отрицает права пастырей получать вознаграждение от мирян. В виду исключительных обстоятельств, бывших в Коринфской Церкви (ср. 2 Кор 11:11-12), он отказался получать что-либо от коринфян, а "другим Церквам причинял издержки, получая от них содержание (οψώνιον - вознаграждение, жалованье, награду) для служения вам" (2 Кор 11:8). "Смысл выражения апостола (2 Кор 12:14) такой: я в третий раз готов к вам идти и опять не буду в тягость, так как ищу не вашего достояния, а спасения душ ваших. Закон природы велит родителям собирать имение для детей, а я не только это исполняю (назидая вас, воспитывая, приуготовляя к будущей жизни), но даже готов отдать самого себя (стих 15). И это делаю для вас, которых я люблю, но которые меня не любят в той же мере. Вместо наименований "учителя и ученики,"" - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "употребляет слова "родители и дети" и показывает, что вменяет себе в обязанность и то, к чему не был обязан, так как Христос не дал такого повеления, а апостол из снисхождения (к коринфянам) говорит это... Итак, смотри теперь, сколько здесь степеней. Надлежало брать, а он не брал, - это первая заслуга; не брал, находясь в бедности, - это вторая; не брал, когда им проповедовал, - это третья; сам дает им, - это четвертая; и не просто дает, но с избытком, - это пятая; отдает не имение только, но и самого себя, - это шестая; отдает себя за тех, которые не очень его любят, - это седьмая; и которых он весьма любит, - это восьмая."

5) Православные Пастыри - наемники (ср. Ин. 10:12).

Господь называет пастыря "наемником" не за получение им содержания от пасомых, так как Сам сказал, что "трудящийся достоин награды за труды свои" (Лук 10:7), но за нерадение в деле пасения овец ("нерадит об овцах," - "оставляет овец и бежит" - стих 12-13).

6) "Священники учат за плату" (Мих. 3:11).

Пророк обличает в любостяжании священство ветхозаветное, которому по закону, установленному Богом, назначено было содержание за службу (Чис 18:21; Втор 18:1-8; Иез 44:30; 45:4-5). Приведенное место не воспрещает новозаветному священству получать плату за труды.

Наши рекомендации