Папские мессы и папские храмы.
Папский цвет - красный. При совершении мессы на папу надевается накидка (фонона) из белого шелка с красными и золотыми полосами по вертикали. Поверх нее возлагается омофор - палиум (любого цвета). Отличительное свойство папы - жезл, имеющий завершение в виде креста, а у епископов жезл загнутый. При торжественных церемониях употребляется переносной трон, правда, редко (несколько раз в год).
На торжественных папских мессах (раз в две недели и чаще) происходит опробование хлеба и вина для папской мессы одним из священников, так как были попытки отравить папу даже таким способом.
Повседневной формой одежды папы является белая сутана с капюшоном и наплечником. На макушке папа носит белую шапочку. Католические клирики имели обычай выстригать макушку (так было и на Востоке - под скуфью выстригалась макушка). Иногда папа может одевать широкую шляпу. На безымянном пальце папа носит "перстень рыбака" с изображением ап. Петра, закидывающего сети. На груди у папы 4-х конечный наперстный крест.
Существует пять римских храмов (базилик), именующихся папскими:
— Латеранская базилика, храм Св. Апостола Павла;
— Ватиканский храм Св. Апостола Петра;
— Базилика Св. Марии Большей;
— Базилика Св. Апостола Павла вне стен;
— Базилика Св. Лаврентия вне стен.
В этих храмах есть папский алтарь, в котором никто не имеет права служить без разрешения папы, и папский трон. Посещение этих базилик считается средством получения особо эффективных индульгенций.
Кафедральным собором папы является Латеранская базилика Св. Апостола Павла. Латера (laterani) - дворец древних аристократов в Риме, императором Константином Великим переданный римским епископам. В нем была построена базилика с баптистерием. Современный вид храм приобрел в XVIII веке.
Резиденцией папы является Ватикан с грандиозным храмом (базиликой) Св. Апостола Петра. Храм строился с начала XVI в. до начала XVII в. Город Рим стоит на семи холмах. Один из холмов называется Ватиканский. Там жили аристократы, и Ватикан - часть исторического Рима. По преданию на месте Ватиканской базилики погребен св. ап. Петр. Мощи апостолов Петра и Павла находятся там же по спудом.
ГЛАВА 2. КАРДИНАЛЫ.
Кардинал - высшая после папы ступень иерархии в РКЦ. Слово "cardinalos" означает "главный, основной".
В древней церкви на Западе кардиналами назывались клирики всякого кафедрального храма. Со временем название кардинала закрепилось исключительно за римскими клириками Латеранского храма. И до VIII в. кардиналами могли быть иподиаконы, диаконы, пресвитеры, но не епископы, так как в Риме один епископ.
В VIII веке в состав Рима были включены 7 ближайших к городу епархий. И 7 епископов этих епархий включились в состав кардиналов. Они по очереди служили в Латеранской базилике во время отсутствия папы.
Дальнейшие изменения в составе кардиналов связаны с возвышением Римской кафедры и характерихуются возвышением самой кардинальской коллегии прежде всего в иерархическом плане: в ней появляется все больше епископов. Эта постепенная епископизация коллегии кардиналов своеобразно сочетается с привязанностью к традициям прошлого. Так, в ранг кардиналов-епископов включались только 7 пригородных епископов. А остальные кардиналы, хотя и имели бы епископский сан, причислялись номинально к рангу пресвитеров или диаконов (то есть, они входят в состав коллегии кардиналов не как епископы, а как пресвитеры церкви Рима, к которой они формально причисляются, и, если служат в Риме, то служат, как пресвитеры ).
Этим важно было показать, что папа настолько выше прочих епископов, что в его кафедральном городе и пресвитеры, и диаконы могут иметь епископский сан.
В середине XV века за кардиналами утвердилось право участия в соборе с правом решающего голоса, независимо от их сана (например, иподиакон Рима). Если в XII веке кардиналы были поставлены выше архиепископов, то к XV веку они стали выше католических патриархов. Таким образом, близость к Римскому епископу считалась выше степени иерархичности. В этот период (XII - XV вв.) число кардиналов не превышало 30.
С XII века изменения в кардинальской коллегии коснулись ее полномочий и, в связи с этим, и ее национального состава. С середины XII века все кардиналы образуют священную коллегию, имеют своего старшину - дуайена (старший кардинал). С 1179 г. кардиналы стали единственными избирателями папы, осуществляя это право на конклаве.
По мере того, как Римская кафедра возрастала в своем значении и стала ведать делами всей Западной церкви, кардинальский титул стали получать не только итальянцы, но и представители других региональных церквей, других национальностей и, как правило, лица, занимающие руководящие посты. Номинально они причислялись к какому-либо римскому храму.
В XVI веке звание кардинала перестали получать низшие клирики (иподиаконы и ниже).
С 60-х годов XX столетия все кардиналы имеют епископский сан. С 1962 г. всем католическим и униатским патриархам было дано достоинство кардиналов. По старшинству они стоят третьими после папы и семи пригородных епископов-кардиналов и не причислены ни к каким храмам Рима.
В настоящее время число кардиналов достигает 200. Из них около 30% итальянцев. В 1987 г. трое кардиналов были поляками. Сейчас наблюдается тенденция пап не подчеркивать особой роли Италии в католическом мире. Кроме того, современный папа - первый папа славянского происхождения.
Заседание кардинальской коллегии не для избрания папы называется консисторией, которая может быть тайной или публичной. На тайной консистории присутствуют исключительно кардиналы. Консистория считается совещательным органом при папе, но не является административным.
Кардиналы различаются на куриальных и епархиальных. Куриальные кардиналы не имеют епархий и занимаются только административными делами.
Цвет кардинальского облачения малиновый. Малинового цвета и шапочка с кисточкой - galero. Вне Рима при служении кардиналы могут употреблять мантию (в отсутствии папы).
У кардиналов, как правило, есть свой герб (но не обязательно).
Обращение к кардиналам - eminentia - "ваше превосходительство". Но сейчас можно обращаться и просто "господин кардинал" (dominus cardinalis). В XX веке опускается обязательное обращение к кардиналам в письме: "целую священный пурпур".
Кардиналы назначаются папой единолично. Имя кардинала может быть объявлено, а может быть и тайное назначение in pectore (буквально: "в груди"). Последнее связано часто с возможными осложнениями назначаемого со светскими властями или с другими причинами.
С 1970 г. кардинал, достигший 75-летнего возраста, должен подать прошение об уходе со всех занимаемых должностей, оставаясь лишь носителем звания кардинала. Папа может оставить его на должности, но не более, чем до 80-ти лет, чтобы не сказалось личного отношения папы. Заштатные кардиналы могут быть лишь почетными гостями на консисториях.
ГЛАВА 3. ЕПИСКОПАТ РКЦ.
Епископство признается у католиков высшей степенью священства. чин епископов назывался "преемствующим апостольской коллегии". Сами епископы именуются преемниками апостолов. Вместе с папой епископы осуществляют высшую и полную власть над всей Церковью настолько, насколько находятся в единстве с папой. Епископы продолжают вместе с папой основную миссию апостолов - учить, освящать и пастырствовать. За епископом признается право судебных и законодательных решений в пределах епархии при условии, что эти решения не будут противоречить установкам вышестоящих церковных органов.
Папа сохраняет за собой решение ряда вопросов, которые изъяты из компетенции епископов.
Епископам не разрешается:
— давать духовникам полномочия на отпущение наказаний за определенные категории грехов (например, за нарушение тайны куриальных секретов);
— давать священникам диспенсацию на занятие медициной или хирургией;
— давать самостоятельно диспенсацию на смешанные браки (по закону смешанный брак заключается лишь через Ватикан или, если папа дает церковной власти право на определенное время на определенной территории).
Правом поставления епископов с XIV в. в РКЦ обладает только папа или другие епископы при выдаче папского мандата на это.
Особая роль в выдвижении кандидата принадлежит легату папы, который представляет в курию список кандидатов со своими соображениями. Другой рекомендующей стороной является местная епископская конференция. Она выдвигает трех кандидатов. В курию, таким образом, поступают независимо друг от друга два списка кандидатов. Папа может все эти кандидатуры отклонить и попросить новые списки.
Епископская хиротония совершается через возложение рук епископов или хотя бы одного епископа. Это материя таиннства. Тайносовершительная молитва заимствована из Апостольского Предания св. Ипполита Римского (III в.). Эта молитва сохранилась у коптов и сирийцев, и в РКЦ она считается формой таинства.
Знаки епископского достоинства - жезл, перстень и митра (перстень - древний знак церковного союза).
По достижении 75-ти лет епископы должны ходотайствовать об освобождении от занимаемых постов.
Общее число епископоов в РКЦ сейчас около 3500 чел.
Различные виды епископских должностей.
I. Патриархи.
Патриархаты восточного обряда (их 6):
1 - Александрийский патриархат коптского обряда (бывшие монофизиты), возник в конце XIX в., насчитывает около 50 тыс. чел.;
2 - Антиохийский патриархат сирийского обряда (из иаковитов и маланкар в Индии);
3 - Антиохийский патриархат мельхитского ообряда (бывшие православные);
4 - Антиохийский патриархат маронитского обряда с центром в Ливане (ветвь, отколовшаяся от маронитов в XIII в. после крестового похода, центр маронитов был в монастыре Марона в Сирии);
5 - Вавилонский патриархат халдейского обряда (бывшие несториане), возник в XVI в., центр в Багдаде, около 1 млн. чел.;
6 - Киликийский патриархат армянского обряда с центром в Бейруте, около 200 тыс. армян-униатов.
Патриархаты латинского обряда (их 5):
1 - Иерусалимский (есть реальная область), создан в эпоху крестовых походов;
2 - Венецианский;
3 - Вестиндийский (Американский), центр в Мадриде;
4 - Лиссабонский;
5 - Восточно-Индийский (Индия).
Последние три патриархата чисто титулярные.