I. Канонические постановления.
1. О Священном Писании и Предании.
По этому вопросу были приняты следующие решения:
— установлена равночестность Священного Писания и Священного Предания;
— определен состав Св. Предания, в который наряду с определениями Вселенских и поместных соборов и трудами святых отцов вошли и папские декреталии (до этого не было формальной конкретизации Св. Предания);
— определен состав книг Св. Писания (были споры о Боговдохновенности некоторых книг Ветхого Завета);
— латинский перевод Библии - Вульгата - признан самодостаточным (аутентичным - autentiea) в своем догматическом достоинстве.
После собора вышли исправленные издания Вульгаты. Первое издание, которое было сделано при Сиксте VI, признали некачественным и уничтожили. До II Ватиканского собора (XX в.) сакрализация латинского текста Вульгаты была нормой для католического сознания. Лишь после II Ватиканского собора Вульгата переведена на национальные языки.
2. В области сотериологии (об оправдании) против лютеранского спасения с помощью одной лишь веры постановлено: для оправдания человека необходимы и добрые дела.
3. Учение о таинствах.
Так как Лютер оставил всего лишь два таинства, то вопрос о таинствах необходимо было рассмотреть. - Было подтверждено, что Церковь знает 7 Таинств.
— Осуждено мнение лютеран, что крещение действенно лишь над взрослым человеком; была признана действенность Таинства, совершаемого не достойным священником (против гуситов).
— Закреплено ошибочное мнение, что миропомазание может совершать только епископ (хотя само миропомазание означает, что пресвитер действует от имени епископа; ошибка латинян в ограничении прав пресвитера). II Ватиканский собор отменил это положение, но традиция осталась.
— Закреплено преподание Евхаристии под одним видом мирянам (за этим стояло разделение церкви на учащую и учащуюся).
— Относительно исповеди установлено, что форма таинства заключается в словах священника: "Я разрешаю тебя". Материя таинства состоит из трех частей - сокрушение сердца, исповедание, удовлетворение.
Таинство исповеди считается действенным, если после исповедания следует сатисфакция, которую должен понести исповедающийся. Это прежде всего внешнее наказание. Разрешительная молитва следует после принятия наказания, а таинство совершается после исполнения наказания. Цель таинства - снять с человека наказания, которые он определил себе за грехи (что не успел снять - снимется в чистилище после смерти). То есть, исповедь представляет собой карательное наказание (poena vindicativa), которое обязательно сопровождается удовлетворением. В Православии есть епитимия, которая часто сопутствует покаянию, но полно и строго она не применяется, да и ее предназначение совершенно другое - средство исцеления от страстей. Индульгенции же в РКЦ появились по причине невозможности строго каждому соблюдать сатисфакцию (облегчение наказания через индульгенции). Сейчас индульгенции остались, но форма их применения изменилась.
— Практика применения индульгенций была сохранена и освещена собором: надо навсегда удержать их, но уменьшить их количество, чтобы не ослаблять церковной дисциплины. Индульгенции стали связываться с таинством покаяния (предварять таинство).
— елеосвящение (unctio lecta - "последнее помазание") понималось как предсмертное напутствие (это понятие перешло и на Восток). После II Ватиканского собора это постановление пересмотрено, и называется оно теперь "помазание для болящих".
II. Дисциплинарные постановления.
1. В отношении епископата.
— В епископы должны избираться лишь те, кто хотя бы 1/2 года были священниками (уже нет более епископовмальчиков).
— Кандидат в епископы должен иметь степень доктора или магистра богословия (сейчас исключения может допустить лишь папа). В итоге выросла образованность и нравственность епископата.
— Епископ должен не менее 3/4 года проживать в своей епархии. Устранилась практика синекуры: жить в Риме, а доходы получать из епархии. Если епископ отсутствовал более 1/4 года в епархии, то снижался его доход; если целый год он отсутствовал, то вызывался на суд кардиналов.
— Все клирики и епископы должны расстаться со своими наложницами. Кто будет уличен в первый раз в блуде, лишается части дохода, во второй раз - всего дохода, а в третий раз - лишается права священнодействовать и теряет иммунитет от гражданского суда.
— епископам предписывались определенные правила жизни: скромный костюм, скромный стол, запрещение участия в светских пирах (аналогично и для всех клириков).
2. Была упорядочена практика апелляций.
Еще Сардикийский собор принял решение по этому вопросу. Но часто местные епископы не связывались с богатыми людьми, которые могли апеллировать в Рим. И поэтому апелляцию разрешалось давать лишь по инстанциям: на епископа - митрополиту и т.д. Лишь последняя инстанция - папа.
3. Было предписано построение семинарий в каждой епархии, где должны были обучаться мальчики с 12 лет, желательно из бедных семей.
4. Принят ряд правил о монашествующих.
— Монашествующим запрещалось владение собственностью.
— Выборы настоятелей предполагались только путем тайного голосования.
— В монастырь не принимались девицы моложе 12 лет, и не совершался постриг над девицами моложе 16 лет.
— Перед постригом устанавливалось годичное послушание.
После Тридентского собора РКЦ укрепилась и в дисциплинарном плане, и готова была дать ответ лютеранам. В результате Тридентского собора было издано Тридентское исповедание веры, Римский катихизис, Римский Мессиал. Новые редакции Мессиала и катихизиса сделаны лишь в XX в.
Орден Иисуса (Иезуиты).
Фактически Орден Иезуитов начал действовать с 1543 года, а устав его был принят в 1540 году. Иезуиты в борьбе с реформаторами использовали и политические средства. В это время велась и вооруженная борьба католиков с протестантами.
Во Франции, например, шла борьба с гугенотами (кальвинистами), апогеем которой явилась Варфоломеевская ночь 1572 г., когда при короле Карле IX за одну ночь было убито около 30 000 человек во Франции. Сам Карл IX стрелял из окна в гугенотов, тогда как католики носили опознавательные кресты. Последствия этой трагедии вылились в 30-летнюю войну 1618-1648 гг., в которой принимала участие почти вся Европа, разделившаяся на католиков и протестантов.
На этот тяжелый период приходится организация конгрегации инквизиции (1542 г.) и конгрегации индекса (1571 г.). Тем не менее, реформация отторгла от католического мира ряд стран. Эти потери и стремились компенсировать иезуиты усилением миссионерской деятельности в Азии, Африке, Южной Америке. В 1596 г. при содействии иезуитов была заключена Брест-Литовская уния.
Велась борьба с реформистскими течениями и в самой РКЦ. Наибольшую заботу доставляли два течения.
Первое - галликанство - за автономию и внутреннюю независимость Французской церкви от Рима, поддерживаемое Французским королем. В 1682 г. была провозглашена независимость Французской церкви от папы и подчинение ее королю (при Людовике XIV). Но в результате энергичных протестов папы и ряда его уступок через 10 лет король отказался от декларации (Людовик много воевал, нужны были средства, и папа отдал ему налоги курии из Франции).
Другое течение - янсенизм - богословское течение, получившее название от имени голландского епископа Янсения (конец XVI - начало XVII вв.). Главное сочинения Янсения "Августин" было опубликовано после его смерти. В нем Янсений до крайности развивал сотериологию Бладенного Августина, почти до безусловного предопределения минимизировал значимость человеческих усилий. Его книга попала в число запрещенных в 1643 г., но сторонники течения в Голландии и Франции в начале XVIII в. отделились от РКЦ (в Голландии), образовав Утрехтскую церковь, которая существует и по ныне (от них старокатолики взяли иерархию).