Сущность понятия идентичности, виды идентичности
В социологии возникновение и развитие понятия «социальная идентичность» связано, прежде всего, с масштабными общественными изменениями в мировоззрении и укладе общества, относящимися к XIX веку. Изменение положения личности в обществе, принципиальная трансформация важнейших социальных институтов и смена научной картины мира были вызваны переходом от традиционного общества к индустриальному. Э. Фромм в своих работах называл этот процесс стремлением к свободе, которое «выразилось в принципах экономического либерализма, политической демократии, отделения церкви от государства и индивидуализма в личной жизни»[64]. В индустриальном обществе, в противовес обществу традиционному, личность сталкивается с большим количеством вариантов жизненного выбора. Развитие мобильности, появление новых как вертикальных, так и горизонтальных каналов усложняет проблему выбора «своего» сообщества для индивида. Социальная структура, усложняясь и становясь более многослойной, сделала более значимыми для индивида новые основания для дифференциации – культуру, национальность, религию и проч. Зарождение новой системы различий требовало их научного осмысления, а следовательно, вызывало дискуссии о механизмах конструирования социальных идентичностей. По мере развития и усовершенствования новых теорий к 60-м гг. XX в. складывается современная концепция феномена идентичности.
Энциклопедия «Культурология ХХ век» трактует понятие «идентичность» как «психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми или иными типологическими категориями»[65]. Представление это складывается, как результат взаимодействия индивида с представителями различных социальных групп и усвоения\принятия им определенного набора социальных ролей, который также может изменяться с течением времени.
Наиболее близко к данному толкованию определение психосоциальной идентичности Э.Эриксона – первого ученого, обратившего внимание непосредственно на изучение идентичности и использовавшего это понятие в своих трудах[66].
Явление идентичности Эриксон рассматривал с двух различных точек зрения как субъективное чувство, а также как объективное (т.е. поддающееся наблюдению) качество индивида. Идентичность по Эриксону – основа социальной жизни и показатель психосоциального равновесия ее субъектов. Она наделяет личность уверенностью в тождественность собственного образа мира и социально-принятого мировоззрения, а значит и включенностью в социальные группы. Другими словами, личность в трудах Эриксона осознает себя в процессе нахождения «своей» общности.
Социальная идентичность обычно включает в себя обычаи группы, религиозную принадлежность, нравственные и этнические характеристики, рассматриваемые в контексте конкретной общности и эпохи. Психосоциальная идентичность Эриксона скорее не качественное понятие, а процесс, непрерывное приобретение новых психологических и социальных характеристик, каждая из которых вносит свой вклад в формирование личности и важна на определенной стадии ее развития.
Так же в трудах Эриксона встречается понятие «кризис идентичности» - нормативный процесс, который возникает по мере взросления человека и в зрелом возрасте в связи с социальными изменениями, освоением новых видов деятельности, новых социальных ролей[67]. Это явление также может приобретать массовый характер.
Таким образом, в понятие идентичности Эриксон вкладывал следующие смыслы:
— осознание себя как индивида в данном телесном облике, окруженного определенными значимыми другими в своей культуре и обществе, то есть осознание своей индивидуальности;
— чувство целостности собственной личности, непрерывности биографии; — идентификация в разных сферах социального опыта и осознание своей принадлежности к различным социальным группам;
— выделение значимой характеристики личности для определенного исследования, например, «профессиональная идентичность»;
— способ размышлять о человеке в современном обществе[68]. Так же эриксоновское осмысление идентичности широко используется в трудах современных отечественных авторов, таких как Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.[69], Жичкина А.Е.[70], Ядов В.А.[71] и др.
Несомненно, работы Эриксона не были первыми в истории изучения вопросов об идентичности. Интеракционистский подход считается одним из направлений, которые стояли в истоках изучения формирования идентичности в рамках социологической науке. Символический интеракционизм делит само понятие «идентичность» на самостоятельные категории (личная, социальная и проч.), акцентируя внимание на социальной обусловленности идентичности. Джордж Герберт Мид, в пику представителям бихевиоризма, доказывает, что целостность личности («самость») складывается из воспроизводимых в процессе социальной интеракции свойств. Идентичность представляет собой исключительно социальный конструкт, т.к. личность видит и, соответственно, формирует себя сообразно с тем, как ее видят другие. «Наличиеобщей символической основы (язык, жесты, значимые символы) в социальном опыте участников коммуникации позволяет приспосабливать друг к другу действия различных человеческих индивидов в рамках социальногопроцесса»[72]. Понятие «самость» Дж.Г. Мид делит на две основные категории: i и me. Категория «me» - результат освоения индивидом социальных ролей. Категория «i» - отражает индивидуальность личности и является активным компонентом, благодаря которому происходит идентификация\дистанцирование индивида и социальных ролей. Социальные установки являются отражением взаимоотношений членов группы, а так же их отношения к социальной роли общей для них группы. Социальный процесс оказывает влияние на поведение вовлеченных в него индивидов и групп, предписывая им установленные нормы. А через самоотождествление с группой, «обобщенным другим» (generalized other) индивид усваивает общие стереотипы мышления и действия.
Ч.Х. Кули предлагал рассматривать проблему формирования идентичности через призму теории «зеркального Я», т.е. соотнесения преставлений индивида о себе и представлений о нем других. Идея о принятии роли других для формирования представлений о собственном месте в системе социального взаимодействия наделяет феномен социальной самости почти инстинктивной природой. Социальная самость индивида – это система представлений, обретаемая личностью в ходе коммуникации, и воспринимаемая впоследствии разумом как собственная.
Так же среди теоретических концепций символического интеракционизма выделяются идеи И.Гофмана, который обратил особое внимание на техники самовыражения индивидов и создание впечатления о себе. В своих работах он концентрируется в основном на проблемах взаимодействия человека с обществом и сохранения собственной личности перед лицом других в повседневной интеракции.
Виды идентичности по И.Гофману: