Теоретические подходы в социологии к изучению религиозности
Важным источником информации о состоянии религии в современном мире является исследование религиозности. Если понятие «религия» подразумевает выделение особой сферы общественного сознания, особого типа социальных связей и институтов в рамках целостной социальной системы, то под термином «религиозность» понимается воздействие религии на сознание и поведение, как отдельных индивидов, так и социальных групп[53].
В отечественной социологии авторами работ о религии и религиозности, как главном предмете в ее изучении, являются Мчедлов М.[54], Синелина Ю.[55], Андреева Л.[56], Митрохин Л.[57], Яблоков И. Под религиозностью авторами понимается приверженность личности к религии, то есть ее положительное восприятие и усвоение, следование ее нормам, установлениям и традициям, включение в ее институциональные структуры, ее воспроизведение в поведении.
По И. Яблокову основными характеристиками религиозности следует считать ее уровень, степень, характер и динамику. Рассмотрим эти понятия подробнее. Уровень религиозности – это соотношение охарактеризованных религиозных и нерелигиозных типов в структуре группы. Степень религиозности – это показатель интенсивности религиозных проявлений (сильная или слабая вера, активность в культе и культовых отношениях, глубинные или поверхностные религиозные переживания). Характер религиозности – это качественная сторона религиозности. Его можно определить как качественную и количественную особенность, специфику черт религиозности индивида, группы. Состояние религиозности – единство количественных и качественных проявлений религиозной приверженности[58].
Типы религиозности – это понятия, которые отражают ее характер, общий для некоторого числа людей. На этой основе выделяются соответствующие классификационные группы. Религиозность фиксируется с помощью критериев (индикаторов), в качестве которых выступают признаки сознания, поведения, включенности в религиозные отношения.
Распространенность религиозности – это определенная величина разброса религиозных свойств (признаков) среди населения в целом и внутри различных социальных и демографических групп (доля обладающих религиозными свойствами индивидов среди населения или в группе).
Религиозное сознание – это сознание верующего человека, однако, не всякая вера является религиозной. В общем широком вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, в истинности какой-либо идеи, в которой содержится ожидание осуществления желания. Вера возникает, когда событие или идея существенно значимы для человека, и представляет собой сплав интеллектуального, эмоционального и волевого моментов.
В свою очередь, религиозная вера – это вера в существование сил, элементов, выходящих за пределы действительности, и в возможность общения с ними, воздействия на них. Для религиозного человека она представляет собой основной смысл бытия.
В религиозном сознании существует очень четкое различие между понятиями «обыденное», «действительное» и «священное» (выходящее за пределы действительного). Область священного – это высшая реальность, которая не доступна в обыденной жизни. В то же время, повседневная действительность берет свое начало именно в этой высшей реальности, главный источник сведений о которой – священные писания. Другой компонент религиозного сознания – наглядная образность и эмоциональность. Наглядный образ непосредственно вызывает переживания. Именно поэтому религиозное знание само по себе сверхэмоционально. Религиозные чувства – это эмоциональное отношение верующих к существам, которых они признают объективными, к священным вещам, действиям и друг к другу. Понятно, что религиозными можно так же считать не всякие переживания, а только те, которые тесно связаны с религиозными представлениями и в силу этого приобрели соответствующую направленность.
Религиозное сознание предполагает следующие характеристики:
1) Содержание веры – совокупность религиозных идей и представлений, в которые верит данный индивид,
2) Интенсивность веры – интенсивность религиозных чувств и переживаний, испытываемых индивидом.
3) Степень информированности индивида в вероучении. Эта характеристика имеет большое значение, т.к. понимание одного и того же догмата у разных верующих может сильно отличаться. Слабая религиозная информированность в отдельных случаях может сочетаться с интенсивной и даже фанатичной религиозной верой и наоборот.
Исследование религиозного сознания предполагает изучение религиозных мотивов различных видов деятельности. Религиозный мотив – это внутренний стимул действия, выражением которого может выступать религиозная вера, чувство и т.д. Подобный мотив предполагает существование определенной цели, предписанной вероучением. Он может быть побудителем как религиозного, так и нерелигиозного поведения, но в обоих случаях является важным показателем религиозного сознания. Религиозный мотив, как правило, действует в совокупности с другими стимулами. Отсюда вытекает важность определения места религиозных мотивов в системе мотивации поведения[59].
Также очень важно отметить показатели религиозного поведения. Религиозное поведение – это совокупность взаимосвязанных действий индивида или группы, реализующих религиозные предписания и совершающихся согласно религиозным нормам[60]. Религиозное поведение складывается как из самых простых актов (поклоны, жесты и т.д.), так и из более сложных компонентов. Оно представляет собой последовательный ряд поступков, совершаемых под влиянием определенных стимулов и мотивов в той или иной социальной ситуации, носит символический характер и выражает религиозное значение.
Рассматриваемое понятие предполагает участие в религиозных обрядах и культовое поведение. Этот вид религиозного поведения является основным признаком религиозности. Кроме того, он легче всего поддается наблюдению, эмпирической и статистической обработке. Непосредственно к религиозному поведению примыкают социальные действия, имеющие религиозные мотивы, причем повторяемость таких действий и их диапазон служат важными показателями религиозности человека.
В соответствии с этим можно выделить два вида религиозного поведения:
1) Культовое: посещение богослужений и участие в них, выполнение религиозных обрядов и празднование религиозных праздников, совершение культовых действий в домашних условиях и т.д.
2) Внекультовое: преподавание богословских дисциплин, сочинение религиозных произведений, пропаганда религии среди знакомых, религиозное воспитание в семье и т.д. Эти акты служат недостаточно надежными признаками религиозности, но их совершение со значительной степенью точности свидетельствует о субъективной религиозности.
Однако не все культовые действия религиозно мотивированы. Некоторые из них носят привычно-традиционный характер, другие совершаются под влиянием общественного мнения, третьи мотивированы эстетическими потребностями, четвертые связаны с желанием торжественно отметить важные события в личной жизни. В подобных случаях связь религиозных действий с религиозным сознанием опосредована. Чтобы с достаточной степенью точности судить о субъективной религиозности людей, требуется выделить главные поведенческие показатели религиозности. К ним относятся: совершение молитвы, исповеди, религиозное воспитание в семье, пропаганда религии и т.д. существуют также и вспомогательные критерии: совершение обрядов, посещение богослужений, чтение религиозной литературы и т.д.
В условиях современного общества религиозное поведение обусловлено рядом факторов:
1) Появление своеобразного «религиозного рынка», который вызывает легкомысленное отношение к церкви и к вере, т.к. каждый человек может выбрать любую веру на свой вкус, которая не предъявляет ему особых требований,
2) Повышение привлекательности традиционных религий среди людей с консервативным мышлением, которые не принимают общественный плюрализм,
3) Возможность самоидентификации посредством религии и церкви в условиях коренных изменений во всех сферах общества.
От религиозного поведения следует отличать поведение религиозных индивидов и групп. Оно включает в себя также совокупность нерелигиозных действий, которые, впрочем, также могут религиозно окрашиваться.
Религиозное поведение включает человека в систему определенных отношений с людьми как внутри религиозной группы, так и вне ее. Поэтому критерии религиозного сознания и поведения должны быть тесно связаны с показателями включенности индивида в религиозные отношения.
Религиозные отношения делятся на культовые (служитель культа – рядовой участник, проповедник – слушатель, крестный отец\мать – крестный сын\дочь) и некультовые (учитель – ученик, отношения функционеров аппарата религиозных организаций). О включенности или невключенности индивида в систему религиозных отношений можно судить по составу той малой неформальной группы, членом которой он является. Необходимо принимать во внимание и отношение члена религиозной группы к светским общностям, нерелигиозным коллегам, соседям[61].
Таким образом, научное исследование религиозности не может базироваться на каком-либо одном критерии, а должно опираться на несколько критериев, взятых в единстве.
Религиозность можно рассматривать как социально-психологическую характеристику личности и как способ социальной адаптации и самоидентификации.
Существует два основных типа религиозности:
1) Традиционная религиозность. Включает в себя не только собственно религиозные, но и нравственные, эстетические, природоведческие представления. Она прочно укоренена в народном быте и тесно связана с традициями и обычаями народов. Вера в этом случае интуитивно воспринимается как истинная, отсутствует глубокое проникновение в ее сущность, хотя эмоции верующих могут быть глубоко искренними. Ее главными нравственными предписаниями являются те социальные нормы, которые обеспечивают выживание этноса и индивида. Традиционная религиозность выполняет важнейшие социальные функции: соединение этнической, этнопсихологической и культурной целостности народа и личности; защита от потрясений, вызванных природными и социальными процессами. Основанием традиционной религиозности является как относительная стабильность во времени социальной жизни, так и мало меняющийся массив социальной информации. Эти факторы обеспечивают воспроизводство данной формы религиозности от поколения к поколению. Религиозное сознание в данной ситуации составляет неотъемлемую часть обыденного знания и существует не в теоретической, а в нормативной и наглядно-образной формах.
2) Формальная религиозность – это проявление глубокого равнодушия к вопросам религии и веры при демонстративном соблюдении обрядовой стороны религиозного бытия. Это форма исключительно внешней религиозности[62].
Наряду с религиозными индивидами в обществе имеются и нерелигиозные, поэтому выбранная типология должна охватывать их всех.
Тип религиозности – это определенный характер религиозности или нерелигиозности общий для некоторого числа людей и служащий основой для соответствующих классификационных групп. Тип включает в себя как качественные, так и количественные признаки. При выделении типов религиозности требуется комплексный подход: учет объема, содержания и уровня религиозного сознания, интенсивности религиозного поведения, степени включенности индивида в религиозные отношения.
Необходимо принимать во внимание следующие свойства религиозных индивидов:
1) Содержание и интенсивность религиозной веры,
2) Интенсивность религиозного поведения и его место в общей системе деятельности,
3) Роль в религиозной группе,
4) Степень активности в распространении религиозных взглядов,
5) Место религиозных мотивов в общей системе мотивации поведения.
Нерелигиозность соответственно означает отсутствие религиозной веры, неучастие в религиозной деятельности, невключенность в религиозные отношения.
Итак, выделяются следующие типы религиозности в зависимости от характера и места религиозной ориентации индивида в ценностном ряду:
1) Религиозные с доминантной религиозной ориентацией. Прочно верят в основные положения вероучения и осознают себя членами определенной религиозной общности. Регулярно и часто совершают культовые действия, имея основным мотивом религиозный. Играют активную роль в религиозной группе, распространяют религиозные взгляды, воспитывают детей в соответствии с ними. Религиозное сознание существенно влияет на мотивацию социальной деятельности. Относятся позитивно к религиозным ценностям и нормам, негативно – к мирским.
2) Религиозные с подчиненной религиозной ориентацией. Верят лишь в самые основные положения вероучения. Как правило, осознают себя членами определенной религиозной общности. Культовые действия совершают нерегулярно, причем религиозный мотив их совершения может оказаться вовсе не главным. Активной роли в религиозной группе не играют, не принимают деятельного участия в распространении религиозных взглядов. Сильного религиозного влияния на детей не оказывают. Религиозное сознание лишь отчасти воздействует на мотивацию социальной деятельности. Позитивно воспринимают некоторые религиозные нормы и ценности, негативно – мирские.
3) Колеблющиеся с неустойчивой религиозной ориентацией. Испытывают колебания между верой и неверием, обнаруживают сомнения в истинности даже основных и существенных положений вероучения. Могут входить в какую-либо религиозную общность. Культовые действия совершают редко, участвуют лишь в наиболее важных религиозных праздниках и обрядах, чаще всего находясь под влиянием нерелигиозных мотивов. Они не имеют постоянных связей с религиозной группой, религиозные взгляды не распространяют, детей в религиозном духе не воспитывают. Религиозные стимулы, как правило, не влияют на мотивацию социальной деятельности. Не имеют определенных взглядов на религиозные и мирские нормы и ценности.
4) Индифферентные. Не обнаруживают какой-либо ориентации в отношении к религии и религиозности, не имеют религиозной веры, не верят в истинность положений вероучения, не относят себя к религиозной общности. Культовых действий не совершают, хотя не исключены отдельные подобные акты по нерелигиозным мотивам. Религиозных взглядов не распространяют, безразличны, но терпимы к религии и религиозности. При воспитании детей не формируют у них ни позитивной, ни критической позиции по отношению к религии. Социальная деятельность стимулируется безрелигиозными мотивами. Равнодушно относятся как к религиозным, так и мирским нормам и ценностям.
5) Атеисты. Не верят в положения вероучений, не обладают религиозной верой. Культовых и внекультовых религиозных действий не совершают. Имеют осознанные атеистические убеждения и ориентацию, обладают тем или иным объемом атеистических знаний. Детей воспитывают в атеистическом духе. Атеистические мотивы принимают во внимание при выборе видов социальной деятельности. Негативно относятся к религиозным ценностям и нормам и позитивно — к безрелигиозным.
На стыке религиозности и нерелигиозности находятся те, кто, не имея свойств религиозного сознания, не испытывая религиозной веры, обнаруживает повторяющиеся с той или иной частотой признаки религиозного поведения, стимулируемого нерелигиозными мотивами (посещение храма, чтобы послушать музыку, участие в религиозном празднике с целью общения и т.д.). Таких людей можно было бы назвать ритуалистами, а соответствующее их свойство — в отличие от религиозности – ритуалистичностью. Их нельзя отнести к религиозным ввиду отсутствия свойств религиозного сознания, но они не являются и нерелигиозными в полной мере, так как включены в функционирование религиозной системы[63].
Итак, обобщим все вышесказанное. Для изучения сложного феномена религиозности следует четко выделить критерии, которые ее определяют. Например, наиболее объективными критериями религиозности могут выступать: наличие священных предметов в доме, посещение храма, чтение священных текстов и т.д. В зависимости от преобладающих признаков религиозности выделяются типы религиозных индивидов, отличающиеся друг от друга отношением к религии, образом жизни, мировоззрением, особенностями семейного воспитания. Религиозность имеет две составляющие: религиозное сознание и религиозное поведение, которые могут встречаться отдельно друг от друга. Религиозное поведение может быть продиктовано сложившимся общественным мнением и традициями. Религиозное сознание может присутствовать в человеке, никак не проявляясь во внешнем поведении. Это подчас еще более усложняет изучение религиозности, т.к. индивид сам не может определить, чем продиктовано его религиозное поведение.
Религия в современном обществе трансформируется, происходят процессы секуляризации. В связи с этим появляются и новые виды религиозности индивидов, в зависимости от наличия религиозного сознания и поведения.