Хутба 69. Нормы, касающиеся поста
Часть первая
Хвала Аллаху за Его благодеяние и благодарность Ему за Его милость. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, возвеличивая Его и признавая Его Божественность и Господство. Нет никого и ничего, достойного поклонения, кроме Него. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, который призывал к Его довольству и доносил до людей Его послание. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, а также всех, кто последовал за ними в вере и благодеянии, до самого Судного дня.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха должным образом и держитесь за надёжную рукоять ислама. Приносите Ему покаяние, трудитесь с искренним намерением ради Аллаха и запасайтесь благими делами. Знайте, что лучший запас — богобоязненность. И остерегайтесь гнева Всевышнего Аллаха и Его наказания, ибо, поистине, никто из вас не сможет выдержать пребывания в Огне.
О рабы Аллаха! Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как был он предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А кто из вас болен или находится в пути, пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. Кто добровольно совершает доброе дело, это лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (2:183–184).
Пост в рамадан является четвёртым столпом ислама и одной из его величайших опор, без которых нет ислама. Всевышний Аллах сделал пост в рамадан обязанностью каждого совершеннолетнего, разумного, здорового и не находящегося в пути мусульманина. А теперь ознакомимся с условиями обязательности поста.
1. Мусульманин должен быть совершеннолетним и разумным. Ребёнок, сумасшедший и находящийся без сознания в течение всего дня в рамадан не обязаны соблюдать пост, потому что они либо лишены разума, либо неспособны к различению.
Пророк * сказал:
« رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلاَثَةٍ ، عَنِ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ ، وَعَنِ الصَّبِىِّ حَتَّى يَحْتَلِمَ ، وَعَنِ الْمَجْنُونِ حَتَّى يَعْقِلَ »
«Поднято перо от трёх. Это спящий — до тех пор, пока он не проснётся; Сумасшедший — до тех пор, пока к нему не вернётся разум, и ребёнок, не достигший совершеннолетия» [Ахмад; Абу Давуд; ан-Насаи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Человек, который пробыл в бессознательном состоянии весь день, должен восполнить этот день поста. Опекун ребёнка должен побуждать его поститься, как только увидит, что он способен на это, чтобы он привыкал к посту и знал нормы, касающиеся поста, и по достижении совершеннолетия постился наравне с остальными мусульманами.
Причём побуждать ребёнка к посту следует тем настойчивее, чем ближе его совершеннолетие. Ар-Рубаййи‘ бинт Му‘аввиз (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Мы заставляли поститься наших детей, и мы делали для них игрушки из шерсти. А когда кто-нибудь из них начинал плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку, пока не наступало время разговения» [Аль-Бухари].
2. Мусульманин должен быть из тех, кто способен поститься. Причин неспособности поститься несколько. Первая из них — старость. Дряхлый старик, потерявший разум и способность к различению, считается неспособным поститься. Он не обязан соблюдать пост в рамадан и может не восполнять пропущенные дни и не кормить бедняков в качестве возмещения поста, потому что Аллах не возлагает на душу ничего, кроме посильного для неё, а в данном случае человек не способен поститься.
Вторая причина — беременность и кормление грудью. Беременная или кормящая женщина, которая боится за своё здоровье или за здоровье ребёнка, может не поститься в рамадан и восполнить пропущенные дни поста позже. Она не обязана кормить бедняков за пропущенные дни. Таково мнение учёных. Всевышний Аллах сказал: «А кто из вас болен или находится в пути, пусть постится столько же дней в другое время» (2:184). А беременная и кормящая женщина приравнивается к больному.
А Анас ибн Малик ** передаёт, что однажды он пришёл к Пророку *, когда тот обедал, и Пророк * сказал ему: «Сядь, поешь». Он сказал: «Я пощусь» Тогда Пророк * сказал:
« ادْنُ أُحَدِّثْكَ عَنِ الصَّوْمِ أَوِ الصِّيَامِ ، إِنَّ اللَّهَ تَعَالَى وَضَعَ عَنِ الْمُسَافِرِ الصَّوْمَ وَشَطْرَ الصَّلاةِ ، وَعَنِ الْحَامِلِ أَوِ الْمُرْضِعِ الصَّوْمَ أَوِ الصِّيَامَ »
«Садись, я скажу тебе нечто о молитве и посте. Поистине, Всевышний Аллах снял половину молитвы и пост с путешественника и снял с кормящей и беременной пост» [Абу Давуд; ат-Тирмизи; ан-Насаи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Третья причина неспособности поститься — болезнь. Болезнь бывает двух видов: излечимая и хроническая. Например, простуда, грипп, некоторые инфекционные и воспалительные заболевания через какое-то время проходят. Человек, страдающий подобными заболеваниями, может не поститься, если в этом есть потребность, и восполнить пропущенные дни поста позже, после выздоровления. Если он умрёт, не успев восполнить эти дни, то с него снимается эта обязанность. Если же у него было время для восполнения пропущенных дней, однако он не воспользовался им, его наследник должен накормить бедняков за все пропущенные дни или поститься вместо него. Пророк * сказал:
« مَنْ مَاتَ وَعَلَيْهِ صِيَامٌ صَامَ عَنْهُ وَلِيُّهُ »
«Если человек умер, а на нём лежала обязанность соблюдать пост, вместо него должен поститься его родственник» [Аль-Бухари; Муслим].
Второй вид болезни — неизлечимая (хроническая). Страдающий подобной болезнью, например, больной раком или человек, у которого отказали почки (да убережёт нас Аллах от подобного!) не соблюдает пост, а кормит за каждый пропущенный день одного бедняка.
За каждый пропущенный день поста он должен отдавать половину са‘ пшеницы или другой еды, которую обычно едят в данной местности. Можно также приготовить еду за все пропущенные дни и позвать бедных людей на угощение.
О рабы Аллаха! Если больному трудно поститься, но он всё-таки соблюдает пост, его пост действителен. Однако, поступая так, он отворачивается от облегчения, которое предоставил ему Всевышний Аллах. Ведь Аллах разрешил ему не поститься. А Он любит, чтобы Его рабы пользовались Его облегчениями точно так же, как любит Он, чтобы они исполняли свои обязанности перед Ним. К тому же, пост может причинить больному вред, а Всевышний Аллах сказал:
«Не губите самих себя, поистине, Аллах милостив к вам» (4:29).
Всевышний также сказал:
«Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима [Авраама]. Он [Аллах] нарёк вас мусульманами до этого и здесь [в Коране]…» (22:78).
3. Мусульманин не должен находиться в пути. Путешественником считается человек, преодолевающий расстояние более 84 километров. Таково мнение большинства учёных. Путешественнику разрешается не поститься и сокращать молитву, даже если он путешествует на самолёте или на машине со всеми удобствами. Это — одно из проявлений милости Аллаха к Его рабам и облегчение от Него, потому что путешествие — отрезок мучений, как сказал Пророк * в достоверном хадисе. Путешествие почти всегда сопряжено с трудностями, даже при наличии удобств.
Если путешественник постится, его пост действителен. Хамза аль-Аслями сказал: «О Посланник Аллаха! Я чувствую в себе силу и способность поститься в пути, так совершаю ли я грех, если не соблюдаю пост?» Пророк * сказал:
« هِيَ رُخْصَةٌ مِنَ اللَّهِ ، فَمَنْ أَخَذَ بِهَا فَحَسَنٌ ، وَمَنْ أَحَبَّ أَنْ يَصُومَ فَلا جُنَاحَ عَلَيْهِ »
«Это — облегчение от Всевышнего Аллаха, и кто желает воспользоваться им, поступает хорошо, а кто желает поститься, на том не будет греха» [Муслим].
4. Если у женщины менструация или послеродовое кровотечение, она не может поститься. Её пост недействителен. Более того, ей запрещается поститься, и она должна восполнить пропущенные дни поста позже.
Менструация и послеродовое кровотечение делают пост недействительным. Если у женщины началась менструация или послеродовое кровотечение днём в рамадан, даже за несколько минут до захода солнца, её пост в этот день становится недействительным, и она должна восполнить этот день позже. Если кровотечение прекратилось после того, как рассвело, пост женщины в этот день недействителен, и она обязана восполнить его позже. Если же она очистилась до рассвета, её пост в этот день действителен.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «К нам приходило это (то есть менструация) во времена Пророка *, и нам было велено восполнять пост, но нам не было велено восполнять молитву» [Муслим].
Пост — это воздержание от всего, что нарушает пост, в период со второго (настоящего) рассвета, знаменующего собой начало времени утренней молитвы, до захода солнца, с намерением исполнить веление Всевышнего.
Кто поел, попил или вступил в половую близость днём в рамадан намеренно, не по забывчивости и не по принуждению, его пост нарушается. Всевышний Аллах сказал:
«Вам дозволено вступать в близость с вашими жёнами в ночь поста. Ваши жёны — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах знает, что вы предаёте самих себя [ослушиваетесь Аллаха и вступаете в половую близость с жёнами по ночам во время поста], и поэтому Он принял ваше покаяние и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от чёрной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, — быть может, они устрашатся» (2:187).
За намеренное нарушение поста без уважительной причины и оправдания полагается искупление (каффара). Абу Хурейра ** передаёт: «Однажды к Пророку * пришёл какой-то человек и воскликнул: “О Посланник Аллаха, я погиб!” Пророк * спросил: “Что же погубило тебя?” Он сказал: “Я переспал с женой (днём) в рамадан”. Посланник Аллаха * спросил: “Можешь ли ты освободить раба?” Он сказал: “Нет”. Пророк * спросил: “А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?” Он сказал: “Нет”. Пророк * спросил: “А сможешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?” Он сказал: “Нет” — и сел. В это время Пророку * принесли полную фиников корзину из пальмовых листьев. Тогда он сказал: “Возьми это и раздай в качестве милостыни”. Этот человек сказал: “Тем, кто беднее меня, о Посланник Аллаха? Клянусь Аллахом, нет в пределах Медины семьи беднее моей!” Тогда Пророк * улыбнулся так, что показались его зубы, а потом сказал: “Накорми ими свою семью”» [Ахмад; Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи; Абу Давуд; ан-Насаи; Ибн Маджа].
Искупление ложится на обоих супругов, если женщина согласилась с действием супруга и покорилась ему. Если же он принудил её, она должна только восполнить этот день поста.
Рвота, которую человек вызвал намеренно, также нарушает пост, и человек должен восполнить этот день. Если же рвота была непроизвольной, пост человека не нарушается, и он не должен ничего восполнять. Пророк * сказал: «Кого одолела рвота, тот не должен ничего восполнять, а кто вызвал рвоту, тот должен восполнить (пропущенный день поста)» [Абу Давуд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; достоверный хадис].
Кровопускание также нарушает пост. Пророк * сказал:
« أَفْطَرَ اَلْحَاجِمُ وَالْمَحْجُومُ »
«Нарушается пост того, кому делают кровопускание, и того, кто делает кровопускание» [Абу Давуд; ат-Тирмизи; Ахмад; Ибн Маджа; аль-Бухари сказал, что на эту тему нет более достоверного хадиса].
К кровопусканию приравнивается и донорство. Это причиняет вред постящемуся и отнимает у него силы.
Что же касается носового кровотечения или кровотечения, вызванного удалением зуба или раной, а также взятия крови из вены для анализа, то оно не нарушает пост и не вредит постящемуся. Однако лучше воздержаться от всего перечисленного, чтобы не подвергать сомнению действительность поста.
О рабы Аллаха! Помимо этих известных действий, нарушающих пост, существуют и другие, подобные им. Например, питательная инъекция, заменяющая человеку еду и питьё, нарушает пост, потому что она подобна пище. Намеренное семяизвержение, причиной которого стали поцелуи, прикосновения жены или любовная игра с ней (без полового сношения), а также рассматривание возбуждающих фотографий и просмотр фильмов с подобными сценами, нарушает пост человека, и он обязан восполнить этот день, однако искупление полагается только за половое сношение.
Если причиной семяизвержения стала поллюция или же человек подумал о чём-то возбуждающем, то оно не нарушает пост, и человек не должен ничего восполнять.
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и оберегайте ваш пост. И знайте, да помилует вас Аллах, что на пост влияет не только то, что имеет материальное выражение, как пища и питьё. Любое запретное действие или слово — злословие, сплетни, брань, вводящие в искушение изображения и непристойные фильмы, песни и музыка и так далее — делают пост неполноценным и уменьшает награду за него.
Бойтесь же Аллаха, о мусульмане! И пусть день вашего поста отличается от остальных дней, и пусть вместе с вами постятся ваши языки, сердца и взоры, воздерживаясь от запретного.
Пусть Всевышний Аллах сделает Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).
Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха. Просите же и вы у Него прощения и приносите Ему покаяние. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху ва тубу иляйхи иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Господу миров. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. И я свидетельствую, что наш господин и пророк Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Дня воздаяния.
Бойтесь Всевышнего Аллаха, благодарите Его, будьте покорны Ему, помните о том, что Он видит вас, и знайте, что вы обязательно встретитесь с Ним. Оберегайте ваш пост от пустословия, непристойного поведения и нечестия. Приближайтесь к Всевышнему Аллаху посредством благих дел, используйте дни и ночи благословенного месяца для дел, которые помогут вам войти в Рай и спастись от Огня, если будет на то воля Всевышнего.
И знайте, что Всевышний Аллах облегчил пост Своим рабам и избавил их от трудностей. Ислам — религия лёгкости, мягкости и сострадания. Поэтому Всевышний Аллах не спрашивает с постящихся за некоторые действия, которые они совершают непроизвольно, по забывчивости или по принуждению, и эти действия не влияют на их пост.
Например, если постящийся попил или поел по забывчивости, его пост не нарушается, и он не должен ничего восполнять. Однако, как только он вспомнит о том, что постится, он должен выплюнуть то, что у него во рту. А мусульмане, которые увидят его, должны немедленно напомнить ему о посте.
Абу Хурейра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِم ، فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمه ، فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّه وَسَقَاهُ »
«Кто забыл о том, что постится, и поел или попил, пусть продолжает поститься, ибо, поистине, это Аллах накормил и напоил его» [Аль-Бухари; Муслим].
Кто проснулся, будучи осквернённым после полового сношения или поллюции или очистившись от менструации или послеродового кровотечения, и до рассвета не успел совершить полное омовение, постится в этот день и совершает полное омовение уже после того, как рассвело. Это подтверждают хадисы.
Постящемуся разрешается полоскать рот и промывать нос. Однако он должен следить за тем, чтобы вода не попала в глотку, иначе его пост нарушится. Пророк * сказал аль-Лякыту ибн Сабуре:
« وَبَالِغْ فِي الْمَضْمَضَةِ ، وَالاِسْتِنْشَاقِ إلاَّ أنْ تَكُونَ صَائِمَاً »
«Полоскай рот и промывай нос поглубже, если только ты не постишься» [Абу Давуд; Ахмад; ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Ибн Кудама (да помилует его Аллах) сказал: «Если человек полоскал рот или промывал нос, совершая омовение, и вода случайно попала ему в горло при том, что он не набирал её слишком глубоко, то его пост не нарушается, как передаёт Ибн ‘Аббас (да будет доволен Всевышний Аллах ими обоими)».
Постящемуся также разрешается пользоваться сурьмой и использовать глазные и ушные капли. При этом неважно, ощутил ли он привкус этих веществ в горле или нет, потому что уши и глаза не связаны с пищеводом, в отличие от рта и носа. Анас ибн Малик, прислуживавший Пророку *, пользовался сурьмой во время поста.
Постящемуся, страдающему бронхиальной астмой, разрешается использовать ингалятор в случае необходимости. Таково мнение многих учёных.
Кроме того, постящемуся разрешается целовать жену, обнимать её и прикасаться к ней, если он способен держать себя в руках. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха * целовал (жён) во время поста и прикасался к ним, однако он владел собой лучше любого человека» [Абу Давуд; основа этого высказывания приводится в обоих «Сахихах»].
‘Умар ибн аль-Хаттаб * передаёт:
« هَشَشْتُ يَوْمَاً ، قَبَّلْتُ وَأنَا صَائِمٌ ، فَأَتَيْتُ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم فَقُلْتُ: صَنَعْتُ الْيَوْمَ أَمْرَاً عَظِيمَاً ، قَبَّلْتُ وَأنَا صَائِمٌ. فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم : أَرَأَيْتَ لَوْ تَمَضْمَضَّتَ بِمَاءٍ وَأنَْ صَائِمٌ؟ قُلتُ: لاَ بَأْسَ بِذلَكِ. فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم : فَفِيمَ؟!! »
«Однажды я поцеловал жену во время поста, после чего пришёл к Пророку * и сказал: “Поистине, я совершил сегодня нечто страшное! Я поцеловал жену во время поста!” Посланник Аллаха * сказал: “Как думаешь, что было бы, если бы ты прополоскал рот водой во время поста?” Я сказал: “Я не вижу в этом ничего страшного”. Тогда Посланник Аллаха * сказал: “Тогда в чём вопрос?”» [Ахмад; Абу Давуд; аль-Байхакы; хадис с безупречным иснадом]. Пророк * дал ‘Умару ** понять, что в его поступке нет ничего страшного.
Постящемуся разрешается обливать голову и тело водой, чтобы спастись от жажды или зноя, и он может делать это, даже если до захода солнца осталось всего несколько минут. ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Бакр передаёт от одного из сподвижников Пророка * его слова: «Я видел, как Посланник Аллаха * поливал голову водой от жажды или зноя» [Ахмад; Малик; хадис с безупречным иснадом].
Постящемуся разрешается всё, чего он не может избежать — например, проглатывание слюны и попавшей в нос или рот дорожной пыли. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Он может пробовать еду, например, уксус или что-то, что он хочет купить». Женщине также разрешается пробовать пищу во время приготовления. Однако, попробовав, она должна выплюнуть её, а не глотать, потому что иначе её пост нарушится.
Постящемуся желательно использовать сивак. Он может делать это в любое время. Пророк * сказал:
« لَوْلاَ أنْ أشُقَّ عَلَى أُمَّتِي - أَوْ عَلَى النَّاسِ - لأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ مَعَ كُلِّ صَلاَةٍ »
«Если бы это не было слишком трудным для моей общины (или: для людей), я велел бы им пользоваться сиваком перед каждой молитвой» [Аль-Бухари; Муслим].
Известно, что Пророк * использовал сивак всегда, как в обычные дни, так и в дни поста.
Бойтесь же Всевышнего Аллаха, о мусульмане, и призывайте благословения на Его Посланника *, ибо Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (33:56).
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без помощи того, кто оставляет без помощи эту религию! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).
О Аллах, помилуй нас. Поистине, Ты милосерден к нам, и не наказывай нас, хотя, поистине, Ты можешь сделать это! (Аллахумма-рхамна фа-иннака бина рахимун ва ля ту‘аззибна фа-иннака ‘аляйна кадир).
О Аллах сделай лица наши светлыми в День, когда одни лица будут светлыми, а другие — почернеют! (Аллахумма баййид вуджухана йаума табйадду вуджухун ва тасвадду вуджух).
О Аллах, почти нас и не унижай, добавь нам и не лишай нас, предпочти нас и не предпочитай нам других! (Аллахумма акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна ва асирна ва ля туассир ‘аляйна).
О Аллах, мы просим у Тебя защиты от несчастной участи в мире вечном, от зла предопределения и злобы врагов (Аллахумма инна на‘узу бика мин дараки-ш-шика’ ва суи-ль-када’ ва шаматати-ль-а‘да’).
О Аллах, Тебе хвала до тех пор, пока не удовольствуешься Ты, и Тебе хвала, когда Ты удовольствуешься, и Тебе хвала после того, как Ты удовольствуешься (Аллахумма ляка-ль-хамду хатта тарда ва ляка-хамду иза радыйта ва ляка-ль-хамду ба‘да-р-рида).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).
«Преславен Господь Твой, Господь величия и далёк Он от того, что они приписывают Ему, мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!»
Хутба 70. Честность, или верность (амана)
Часть первая
Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, приносим Ему покаяние и ищем у Него защиты от зла наших душ и от наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он даровал нам совершенную религию и повёл нас к ней прямым путём. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, Которого Он послал к людям с верным руководством добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к религии Аллаха с Его дозволения, и сияющим светочем. Он донёс послание, выполнил возложенную на него миссию, наставлял свою общину и заботился о ней. Он оставил нас на ясно начертанном пути, и отклоняется от этого пути только пропащий. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, а также всех, кто последовал за ним в благодеянии, до самого Судного дня.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и благодарите Его за то, что Он привёл вас к исламу и сделал вас лучшей из общин. Помните о том, что Он видит вас, где бы вы ни были, стремитесь снискать Его довольство. И не ослушивайтесь Его. И знайте, что вы возвратитесь к Нему и Он подвергнет вас расчёту за ваши дела. И тогда вы горько пожалеете о том, в чём были небрежны. О рабы Аллаха! Всевышний Аллах сказал:
«…которые честны в своих свидетельствах и которые оберегают свою молитву. Им будет оказано почтение в Райских садах» (70:33–35).
Всевышний также сказал:
«Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (23:10–11).
О мусульмане! Жизнь человека, даже если она наполнена наслаждениями и роскошью, лишена всякой ценности, если человек не чувствует себя в безопасности. А безопасность невозможна без искренней веры в Аллаха и честности. Честность — мать всех достоинств и источник спокойствия, а также — один из признаков веры и богобоязненности. Нет веры у того, у кого нет честности, и нет религии у того, кто не соблюдает договор.
Честность — величайшее из качеств мусульманина, в которых проявляется его религия и которые подтверждают его веру, и одно из проявлений его силы воли.
Честность очень важна и имеет огромное значение, потому что именно она препятствует ущемлению прав и неисполнению обязанностей. Честность — обязанность мусульманина, которую все мы должны оберегать и просить у Аллаха помощи в этом. И провожая своего брата по вере в путешествие, мы говорим ему: «Я вверяю Аллаху твою веру, твою честность и твои дела…» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
О мусульмане! Быть честным непросто, если только Аллах не облегчит нам это, и это — огромная ответственность. Всевышний Аллах повелел Своим рабам сохранять оставленное на хранение, возвращать доверенное, разбирать дела людей и исправлять их, соблюдая справедливость. Без этого не может быть честности. Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, Аллах велит вам возвращать оставленное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Поистине, Аллах — Слышащий, Видящий» (4:58).
А Посланник Аллаха * сказал:
« أَدِّ الأَمَانَةَ إِلَى مَنِ ائْتَمَنَكَ وَلاَ تَخُنْ مَنْ خَانَكَ »
«Возвращай доверенное тому, кто дал его тебе, и не поступай вероломно с тем, кто поступает вероломно с тобой» [Ахмад; ат-Тирмизи; Абу Давуд; ан-Насаи; Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным].
Анас ибн Малик ** сказал: «Обращаясь к нам с речью или проповедью, Пророк Аллаха * всегда говорил:
« لاَ إِيمَانَ لِمَنْ لاَ أَمَانَةَ لَهُ ، وَلاَ دِينَ لِمَنْ لاَ عَهْدَ لَهُ »
“Нет веры у того, у кого нет честности, и нет религии у того, кто не соблюдает договор”» [Аль-Байхакы; аль-Альбани назвал его хорошим].
Пророк * говорил:
« اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْجُوعِ فَإِنَّهُ بِئْسَ الضَّجِيعُ ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخِيَانَةِ فَإِنَّهَا بِئْسَتِ الْبِطَانَةُ »
«О Аллах, поистине, я прошу у Тебя защиты от голода, ибо он — наихудший спутник, и прошу у Тебя защиты от вероломства, ибо, поистине, оно — наихудший товар» [Абу Давуд; ан-Насаи; Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его хорошим].
Маймун ибн Махран (да помилует его Аллах) сказал: «Три вещи должны соблюдаться и по отношению к праведному, и по отношению к нечестивцу. Это честность, договор и родственные связи».
А вот ещё одно мудрое выказывание: «Четыре качества возвышают раба Аллаха. Это — благовоспитанность, правдивость, честность и мужественность».
‘Али ибн Абу Талиб ** сказал: «Человек обязан делать людям три вещи и вправе ожидать от них три другие. Разговаривая с ними, он должен говорить правду; если они доверят ему нечто, он не должен поступать вероломно, и если он пообещал им нечто, он должен сдержать обещание. А он вправе ожидать от них, чтобы их сердца любили его, их языки хвалили его, а сами они помогали ему».
О рабы Аллаха! Ислам обязывает мусульман быть честными и запрещает им вероломство. Честный человек покорен своему Господу, Который повелел ему быть честным. А вероломный, напротив, ослушивается Аллаха, и его вероломство может отрицательно повлиять на его веру и даже привести его к неверию.
Посланник Аллаха * сказал: «Клянусь Аллахом, не верует, клянусь Аллахом, не верует, клянусь Аллахом, не верует!» Люди спросили: «Кто, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Тот, чей сосед не чувствует себя в безопасности от его зла» [Аль-Бухари; Муслим].
Пророк * также сказал:
« المُسْلِمُ مَنْ سَلِمَ المُسْلِمُونَ مِنْ لِسَانِهِ وَيَدِهِ ، وَالمُؤْمِنُ : مَنْ أمِنَهُ النَّاسُ عَلىَ دِمَائِهِمْ وَأمْوَالِهِمْ »
«Мусульманин — тот, кто не причиняет вреда мусульманам своим языком и руками, а верующий — тот, кто не покушается на жизнь и имущество людей» [Ат-Тирмизи].
Пророк * также назвал вероломство одним из признаков лицемерия. В одном из хадисов говорится:
« آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلاثٌ: إِذَاَ حَدَّثَ كَذَبَ ، وِإِذَاَ وَعَدَ أَخْلَفَ ، وَإِذَاَ اُؤتُمِنَ خَانَ ، وَإنْ صَامَ وَصَلَّىَ وَزَعَمَ أَنَّهُ مُسْلِمٌ »
«Признаков лицемерия три: говоря, он лжёт, обещая, нарушает обещание, а если ему доверятся, он предаёт — даже если при этом он постится, совершает молитву и утверждает, что он — мусульманин» [Аль-Бухари; Муслим; приведена версия Муслима].
Посланник Аллаха * выделялся среди остальных своей честностью, и все посланники Всевышнего отличались исключительной честностью. Это было необходимым условием их избрания. Если бы они не были честными, Всевышний Аллах не доверил бы им Своё послание, которое они должны были донести до людей, потому что только честный и надёжный человек всегда говорит правду, исполняет порученное ему и доносит послание. Всевышний Аллах знает всё о своих творениях, поэтому на роль посланников и пророков отбирает лучших.
Всевышний Аллах поведал нам в Коране истории Нуха, Худа, Салиха, Люта, Шу‘айба и других пророков и посланников (мир им всем), и мы знаем, что каждый из них говорил своему народу: «Поистине, я для вас — надёжный посланник, так бойтесь же Аллаха и подчиняйтесь мне!».
Наш Пророк * был образцом для честных и достойных доверия. Его соплеменники называли его «ас-Садик аль-Амин», то есть «правдивый, достойный доверия». Язычники оставляли ему на хранение ценные вещи, несмотря на то, что они не верили в то, к чему он призывал их, и крайне враждебно относились к нему, его религии и его последователям. Они знали, что он никогда не поступит вероломно, и никто так не хранит доверенное, как он. Их ненависть к нему и притеснение с их стороны не заставили его поступить вероломно: перед переселением в Медину он вернул язычникам их вещи, хранившиеся у него, и велел ‘Али возвратить им то, что не успел возвратить он. Это — достоинства великих, посредством которых они покоряют мир…
О мусульмане! Честность не только ценна и похвальна, но и указывает на многое и, в первую очередь, на то, что человек ощущает свою ответственность перед Всевышним и перед людьми за каждое своё действие в этом мире. Вспомним слова Пророка *:
« كُلُّكُمْ رَاعٍ ، وَكُلُّكُمْ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، فَالأَمامُ رَاعٍ وَ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالرَّجُلُ رَاعٍ عَلَى أَهْلِهِ وَهُوَ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالْمَرْأَةُ في بَيْتِ زوجِهارَاعِيَةٌ وَهِىَ مَسْئُولَةٌ عَنْ رَعِيَّتِهاِ ، وَالخادمُ في مَالِ سَيِّدِهِ رَاعٍ وَهُوَ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ .... فَكُلُّكُمْ رَاعٍ وَكُلُّكُمْ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ »
«Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Имам — пастырь, и несёт ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для своей семьи, и несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего, и несёт ответственность за свою паству, и слуга