Хутба 63. Побуждение к совершению благих дел
Часть первая
Хвала Аллаху, Господу миров, Которому принадлежит то, что в небесах, и то, что на земле! Ему хвала в мире вечном, и Он — Мудрый, Осведомлённый. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас: чьи дела окажутся лучше? И Он — Могущественный, Прощающий. Ему принадлежит власть и Ему хвала, Он оживляет и умерщвляет, и Он всё может. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, добрый вестник, предостерегающий увещеватель, и сияющий светоч. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников до Дня воскрешения.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха, Который сказал:
«Готовьте для себя добрые деяния, бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним. Обрадуй же верующих!» (2:223).
О рабы Аллаха! Поистине, человек приходит в этот мир для того, чтобы трудиться. А в Судный день Он будет воскрешён, и ему воздастся за все его дела. Всевышний не сотворил человека просто так, без цели, и не предоставил его самому себе. Счастлив тот, кто готовит для своей души благие дела, которые он потом найдёт сбережёнными у Аллаха. И несчастен тот, кто творил зло, поступая несправедливо с самим собой, из-за чего сам же оказался в убытке. Посмотрите на свои дела и спрашивайте со своей души до того, как закончится ваш земной срок, ибо, поистине, смерть — конец дел и начало воздаяния. И смерть близка, и вы не знаете, когда она придёт, а расчёт точен, и вы не знаете, когда вас подвергнут ему. Седина — предвестник смерти, готовьтесь же к ней. Смерть ваших ровесников говорит о близости вашей смерти, так вспомните же о смерти и трудитесь для того, что будет после неё, чтобы ваша жизнь в мире вечном была достойной. И пусть не отвлекает вас то, что вы скоро покинете навсегда. Пусть не обольщают вас далеко простирающиеся надежды и мечты, и пусть не заставят они вас забыть о том, что однажды придёт ваш час. Мечтам скольких людей не суждено было сбыться! Сколько проснувшихся утром не дожили до вечера! Сколько доживших до вечера не дожили до утра! Сколько людей на смертном одре страстно желали задержаться в этом мире, чтобы исправить свои дела и восполнить упущенное. Однако им было сказано: «Поздно! Время ушло, и то, чего ты желаешь, невозможно. Мы предупреждали тебя о том, что ты не вернёшься туда». Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают так, окажутся потерпевшими убыток. Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как придёт к вам смерть и вы скажете: “Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников”. Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил её срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (63:9–11).
О рабы Аллаха! Все дела человека прекращаются с его смертью, однако есть дела, награду за которые человек продолжает получать после смерти. Это — дела, которые человек совершил при жизни, однако они продолжают приносить пользу и после его смерти. Он будет получать награду за них до тех пор, пока они приносят пользу. К этой категории дел относится любой благотворительный проект, приносящий пользу людям и животным. Это — вакф, то есть, имущество, завещанное на благотворительные цели, плодовые деревья, источники воды, строительство мечетей и школ, праведные потомки, обучение полезному знанию и издание полезных книг. Абу Хурейра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« إِذَا مَاتَ ابْنُ آدَمَ انْقَطَعَ عَمَلُهُ إِلاَّ مِنْ ثَلاثٍ : صَدَقَةٌ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٌ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٌ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ »
«Когда человек умирает, все его дела прекращаются[48], кроме трёх. Это — непрерывная милостыня, знание, приносящее пользу людям, и праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбой за него» [Муслим].
Хадис указывает на то, что все дела человека прекращаются с его смертью, и он не должен терять времени даром. Любой из нас должен спешить совершать благие дела и не откладывать их на завтра, потому что завтра может не наступить. В аятах и хадисах упоминается о том, что нужно спешить с совершением благих дел, потому что упущенное при жизни уже не восполнишь.
В хадисе также упоминается о трёх исключениях из этого правила. Это — дела, которые продолжают приносить людям пользу после смерти того, кто их совершил, и он получает за них награду до тех пор, пока они приносят кому-то пользу. Даже если они временно перестали приносить пользу, а потом опять стали приносить её, человек снова начинает получать награду за них.
Итак, в хадисе упоминается следующее.
1. Текущая (непрерывная) милостыня. Учёные говорят, что имеется в виду нечто, приносящее долговременную пользу. Это может быть вакф, в том числе земельные участки, мечети, школы, жилые дома, плодовые деревья, списки Корана, полезные книги, источники воды и тому подобное. Этот хадис подтверждает узаконенность полезного вакфа и побуждает верующих завещать своё имущество на благотворительные цели. Согласно этому хадису, вакф относится к числу наилучших дел, которые совершает человек, чтобы преуспеть в мире вечном, причём неважно, каковы размеры и стоимость этого имущества. Пророк * сказал:
« مَنْ بَنَى لِلَّهِ مَسْجِدًا وَلَوْ كَمَفْحَصِ قَطَاةٍ ، بَنَى اللَّهُ لَهُ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ »
«Кто построит ради Аллаха мечеть хотя бы размером с дом куропатки, тому Аллах построит дом в Раю» [Аль-Бухари].
2. Полезное знание. Например, человек при жизни обучал людей религии. Это относится к учёным, которые приобретали знание, передавали его другим и писали полезные книги. Однако простой человек также может участвовать в распространении полезного знания, издавая полезные книги, покупая их, распространяя или оставляя в качестве вакфа. Мусульманин также может приобретать списки Корана и раздавать их нуждающимся или оставлять их в мечети. В хадисе содержится побуждение распространять знание и книги, чтобы люди получали от него пользу при жизни человека и после его смерти.
Знание приносит пользу до тех пор, пока на земле есть мусульмане, до которых это знание доходит. Сколько учёных, умерших несколько веков назад, оставили людям знание, которое приносит пользу и сегодня. Их книги читали и продолжают читать люди, а их ученики передают полученное от них знание из поколения в поколение. Каждый раз, упоминая имя такого учёного, мусульмане обращаются к Аллаху с мольбой за него и призывают на него милость Всевышнего. Это — милость Аллаха, которую Он дарует тому, кому пожелает. Сколько поколений Аллах спасает от заблуждения посредством одного учёного, и этот учёный получает награду, подобную награде всех, кто последует за ним, до самого Судного дня.
3. Праведный потомок. Это может быть сын или дочь, а также внуки. Они приносят пользу своим предкам, обращаясь к Аллаху с мольбой за них, раздавая милостыню от их имени, совершая за них хадж. Праведные потомки делают добро людям и, выражая свою благодарность, люди часто говорят им: «Да помилует Аллах твоих родителей, и да простит Он им!» или: «Да помилует Аллах твоих предков!» Эта мольба также приносит человеку пользу. Следовательно, в этом хадисе содержится и побуждение вступать в брак, чтобы иметь много праведных детей. Сегодня некоторые люди вняли вводящим в заблуждение призывам и не хотят заводить много детей. Они стараются ограничить рождаемость и призывают к этому. Причина чаще всего кроется в их невежестве. Их вера слаба. Они не знают свою религию и не думают о последствиях подобных призывов.
Хадис также побуждает нас давать детям хорошее воспитание, чтобы они были праведными, обращались к Аллаху с мольбой за своих родителей и приносили им пользу после их смерти. К сожалению, сегодня многие люди не уделяют воспитанию детей должного внимания. Они думают лишь о мирских благах. Они копят богатство, которое они не смогут взять с собой в мир вечный. Они видят, что их дети совершают грехи и творят мерзости, но не пытаются остановить их и удержать. Родители спокойно наблюдают за тем, как их дети преступают запреты и не исполняют велений Всевышнего, и оставляют молитву. Они не пытаются образумить и вернуть на истинный путь сына или дочь. Их дети целыми днями пропадают на улице, проводят время с подозрительными людьми и отправляются в сомнительные заведения. Однако родители не обращают на это ни малейшего внимания. Но стоит детям потратить немного родительских денег или лишить их чего-нибудь из мирских благ, как родители тут же превращаются в грозных воспитателей. Своё имущество и преходящие блага земной жизни они готовы защищать до последнего вздоха, а мысль о том, что религию тоже нужно оберегать, почти не посещает их. Они заботятся о своём имуществе, но не заботятся о своих детях. Поэтому широко распространились неуважение к родителям и даже разрыв отношений между родителями и детьми.
О родители, бойтесь Аллаха в своём отношении к детям, чтобы они были вашим приобретением и запасом для мира вечного, а не убытком и источником печали и горя. Знайте, что дети не становятся праведными просто так, без каких-либо усилий со стороны родителей.
Всевышний сказал:
«Поистине, Мы оживляем мёртвых и записываем то, что они совершили, и следы [их деяний]» (36:12).
В этом аяте говорится о том же, о чём и в хадисе. То, что они совершили — это благие и дурные дела, которые совершают люди при жизни. А следы их деяний — это благо или зло, ставшее результатом их дел после их смерти. Ибн Са‘ди (да помилует его Аллах) сказал, комментируя этот аят: «Каждое благое дело, которое кто-то из людей совершает по совету другого человека или благодаря его знанию, а также побуждение к одобряемому, удерживание от порицаемого, знание, которое он оставил своим ученикам или поместил в книги, которые приносят пользу при его жизни и после его смерти, а также благое дело — молитва, закят, милостыня и другое — которое совершил человек, и его примеру последовали другие, или же он построил мечеть или что-то другое, приносящее пользу людям — это и есть следы деяний, которые записываются у Всевышнего. То же самое касается дурных дел».
Следы деяний, которые достигают человека после его смерти, таковы.
1. Сделанное другими людьми благодаря человеку или по его указанию или совету после его смерти.
2. Дела, которые принесли пользу людям. Это могут быть созданные человеком при жизни благотворительные проекты или его вакф, то есть — имущество, завещанное им на благотворительные цели.
3. Благие дела, совершённые живым человеком, который дарит награду за них умершему. Это могут быть обращение с мольбой, милостыня и другие благие дела. Пророк * сказал:
« إِنَّ مِمَّا يَلْحَقُ الْمُؤْمِنَ مِنْ عَمَلِهِ ، وَحَسَنَاتِهِ ، بَعْدَ مَوْتِهِ ، عِلْمًا عَلَّمَهُ وَنَشَرَهُ ، وَوَلَدًا صَالِحًا تَرَكَهُ ، وَمُصْحَفًا وَرَّثَهُ ، أَوْ مَسْجِدًا بَنَاهُ ، أَوْ بَيْتًا لابْنِ السَّبِيلِ بَنَاهُ ، أَوْ نَهْرًا أَجْرَاهُ ، أَوْ صَدَقَةً أَخْرَجَهَا ، مِنْ مَالِهِ فِي صِحَّتِهِ وَحَيَاتِهِ ، يَلْحَقُهُ مِنْ بَعْدِ مَوْتِهِ »
«Поистине, (награда за) некоторые из благих дел достигает человека после его смерти. Это — знание, которое он распространил, праведный потомок, которого он оставил, список Корана (мусхаф), который он оставил в наследство, мечеть и дом для путников, которые он построил, река, которую он провёл, и милостыня, которую при жизни, будучи здоровым, завещал подать после своей смерти» [Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его хорошим].
Стремитесь же, да помилует вас Аллах, делать сегодня то, что принесёт вам пользу в мире вечном. Запасайтесь благими делами, которые будут приносить людям пользу, а вам — награду после вашей смерти.
‘Аузу биЛляхи мина-ш-Шайтани-р-раджим:
«Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (18:46).
Пусть Всевышний Аллах сделает Коран и Сунну благословенными для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани ва-с-сунна ва нафа‘ана бима фи-хима мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).
Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).
Часть вторая
Хвала Одному лишь Аллаху, Который сделал мир этот нивой для мира вечного и побуждал нас не терять времени даром и трудиться, пока не истёк срок, и мы не оказались в убытке. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он даровал нам бесчисленные милости, тайные и явные. И я свидетельствую, что наш господин и Пророк Мухаммад — Его раб и Посланник, которого Он укрепил великими чудесами. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников, которые прилагали неимоверные усилия ради того, чтобы религия их Пророка * укрепилась, возвысилась и обрела силу!
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и знайте, что не только благие дела могут оставлять после себя след и приносить человеку пользу даже после его смерти. Зло дурных дел также может оставаться после смерти совершившего их, и они могут причинять ему вред после его смерти. Пророк * сказал:
« وَمَنْ دَعَا إلَىَ ضَلاَلَةٍ ، كَانَ عَلَيْهِ وِزْرَهَا ، وَوِزْرُ مَنْ عَمِلَ بِهَا ، مِنْ غَيْرِ أَنْ يُنْقِصَ ذَلِكَ مِنْ أَوْزَارِهِمْ شَيْئاً »
«… а кто призывал к заблуждению, на того ляжет его собственный грех, а также грехи (подобные грехам) тех, кто внемлет его призыву, и это ничуть не уменьшит их собственных грехов» [Муслим].
А Всевышний Аллах сказал:
«Пусть они понесут свою ношу целиком в Последний день, а также ношу тех невежд, которых они ввели в заблуждение. Как же отвратительна их ноша!» (16:25).
На человека, который оставляет людям скверное знание и неправильные убеждения, ляжет грех каждого из тех, кого он ввёл в заблуждение.
Человек, который пишет книги, искажающие убеждения людей и дурно влияющие на их мышление и поведение, понесёт на себе бремя не только собственного греха, но и греха каждого, кто впадёт в заблуждение после прочтения его книг. Человек, который создает и распространяет непристойные фильмы и песни, также понесёт на себе бремя не только собственного греха, но и греха каждого, кто будет смотреть эти фильмы и слушать эти песни. То же относится и к человеку, который открывает развлекательные заведения, в которых совершается запретное. Это относится и к человеку, открывающему издательства, которые выпускают непристойные газеты и журналы, содержащие фотографии полураздетых женщин, вредоносные идеи и статьи, вводящие в заблуждение. Подобные проекты будут добавлять человеку греха в течение всего периода своего существования, независимо от его продолжительности.
Человек, который скверно воспитывает своих детей, берёт на себя грех за все те годы, которые они проживут в заблуждении, нечестии и ослушании Аллаха, потому что именно он приучил их к этому или же не уделял им должного внимания, из-за чего они выросли такими. Поэтому мы часто слышим, как кто-то, видя дурных людей, призывает наказание Всевышнего не только на них, но и на их родителей, которые скверно воспитывали их…
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и подавайте другим благой пример и не подавайте дурного!
Человек, создающий банки и другие учреждения, занимающиеся ростовщичеством, таким образом нанося вред экономике, способствуя разрушению общества и вступая в противостояние с Аллахом и Его Посланником *, должен знать: первый, кто создал подобное учреждение, понесёт на себе бремя греха всех, кто последует его примеру, точно так же, как сын Адама Кабиль (Каин), убивший своего брата, понесёт на себе бремя греха каждого убийцы, потому что он был первым, кто совершил убийство и подал людям дурной пример…
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без помощи того, кто оставляет без помощи эту религию! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).
О Аллах, помилуй нас. Поистине, Ты милосерден к нам, и не наказывай нас, хотя, поистине, Ты можешь сделать это! (Аллахумма-рхамна фа-иннака бина рахимун ва ля ту‘аззибна фа-иннака ‘аляйна кадир).
О Аллах сделай лица наши светлыми в День, когда одни лица будут светлыми, а другие почернеют! (Аллахумма баййид вуджухана йаума табйадду вуджухун ва тасвадду вуджух).
О Аллах, почти нас и не унижай, добавь нам и не лишай нас, предпочти нас и не предпочитай нам других! (Аллахумма акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна ва асирна ва ля туассир ‘аляйна).
О Аллах, мы просим у Тебя защиты от несчастной участи в мире вечном, от зла предопределения и злобы врагов (Аллахумма инна на‘узу бика мин дараки-ш-шака’ ва суи-ль-када’ ва шаматати-ль-а‘да’).
О Аллах, Тебе хвала до тех пор, пока не удовольствуешься Ты, и Тебе хвала, когда Ты удовольствуешься, и Тебе хвала после того, как Ты удовольствуешься (Аллахумма ляка-ль-хамду хатта тарда ва ляка-хамду иза радыйта ва ляка-ль-хамду ба‘да-р-рида).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).
«Преславен Господь твой, Господь величия и далёк Он от того, что они приписывают Ему, мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!»