Хутба 62. Братство по вере и плоды, которые оно приносит
Часть первая
Хвала Аллаху, Господу миров, Который сделал верующих любящими братьями! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и нет силы и могущества ни у кого, кроме Него. И я свидетельствую, что наш господин и пророк Мухаммад — Его раб и Посланник, надёжный и достойный доверия. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Дня воздаяния!
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и знайте, что братство по вере превыше кровного родства. Всевышний Аллах сделал верующих братьями, даже если они живут далеко друг от друга и их не связывает кровное родство. Всевышний сказал: «Поистине, верующие — братья…» (49:10).
И Всевышний повелел нам отвечать тем же людям, которые враждебно относятся к нашей религии, даже если они — наши родственники. Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в ближайшие друзья, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые берут их себе в ближайшие друзья, являются несправедливыми» (9:23).
Братство верующих предполагает наличие у каждого из нас определённых прав и обязанностей, и оно приносит прекрасные плоды, о чём упоминается в Коране и Сунне. Мы не должны забывать об этом братстве и не должны пренебрегать своими обязанностями перед братьями по вере.
К упомянутым правам и плодам братства по вере относится примирение мусульман в случае возникновения разногласия и конфликтов. Всевышний Аллах сказал:
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернётся к повелению Аллаха. Когда же она вернётся, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Поистине, Аллах любит беспристрастных» (49:9).
Ещё одна обязанность мусульман — не покушаться на честь своих братьев по вере и оберегать их репутацию. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими, ведь может быть, те лучше них. Не обижайте друг друга и не давайте друг другу оскорбительных прозвищ. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся несправедливыми» (49:11).
Всевышний Аллах запрещает верующим мужчинам и женщинам насмехаться друг над другом. Может оказаться, что тот, над кем насмехаются, лучше насмешника — как в этом мире, так и в мире вечном. Чаще всего насмехается тот, у кого полно недостатков. Всевышний также запретил злословить и обижать других мусульман, а также давать им неприятные, обидные прозвища.
Насмешки, обидные слова и придумывание оскорбительных прозвищ Всевышний назвал нечестием, что указывает на отвратительность подобных деяний и необходимость отдаляться от них.
Ещё одна обязанность, которую налагает на мусульманина братство по вере: он не должен плохо думать о своих братьях по вере, следить за ними и говорить о них дурное за их спиной. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (49:12). Имеется в виду, что человек не должен плохо думать о достойных людях.
Всевышний Аллах также запретил выискивать недостатки в людях и стараться узнать об их проступках и ошибках. Всевышний сказал: «Не следите друг за другом…» (49:12). То есть, не следите друг за другом, стараясь заметить проступок или недостаток человека.
Всевышний также строго запретил злословить о людях. Пророк * сказал, что злословить — значит, говорить о своём брате по вере то, что ему было бы неприятно услышать. А Всевышний Аллах уподобил злословие поеданию мертвечины:
«Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата? Ведь вы чувствуете к этому отвращение…» (49:12).
То есть, вам должно быть так же неприятно злословить о своём брате по вере, как и поедать его плоть. К тому же, за злословие человек будет подвергнут суровому наказанию.
Братство по вере также предполагает, что мусульмане должны помогать друг другу в благочестии и богобоязненности отстаивать интересы друг друга, приносить пользу друг другу и отводить друг от друга вред. Всевышний Аллах сказал:
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5:2).
Пророк * сказал:
« مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْوَتَرَاحُمِهِمْ وَتَعَاطُفِهِمْ ، مَثَلُ الْجَسَدِ ، إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ ، تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالسَّهَرِ وَالْحُمَّى »
«В своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из его частей поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой» [Аль-Бухари; Муслим].
Мусульманин разделяет радость и горе, надежды и боль своего брата по вере. Братья по вере обязаны относиться друг к другу чистосердечно, давать друг другу добрые советы, побуждать друг друга к одобряемому и удерживать от запретного. Всевышний Аллах сказал:
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они побуждают к одобряемому и удерживают от предосудительного, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Поистине, Аллах — Могущественный, Мудрый» (9:71).
Пророк * сказал:
« إِنَّ الدِّينَ النَّصِيحَةُ ، ثَلاثُ مَرَّاتٍ. قَالُوا: لِمَنْ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: لِلَّهِ، وَكِتَابِهِ ، وَرَسُولِهِ ، وَأَئِمَّةِ الْمُؤْمِنِينَ ، وَعَامَّتِهِمْ ، أَوْ أَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ »
«Поистине, религия — это проявление искренности!» — повторив эти слова трижды. Люди спросили: «К кому, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «К Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, предводителям мусульман и простым мусульманам» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].
Ещё одна обязанность верующего — желать своему брату по вере того же, чего он желает самому себе. Посланник Аллаха * сказал:
« لا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ ، حَتّى يُحِبَّ َلأخيهِ ، ما يُحِبُّ لِنَفْسِهِ »
«Не уверует (по-настоящему) никто из вас до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего он желает самому себе» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным]. Речь идёт о желаниях, которые соответствуют религии Всевышнего Аллаха, потому что некоторые люди желают того, что является грехом.
Верующий обязан желать своему брату блага и пользы, как желает самому себе, а кто не желает брату своему того же, чего желает себе, тот — завистник, а зависть порицаема.
Ещё одна обязанность мусульманина перед своими братьями по вере: не мошенничать и не обманывать их. Пророк * сказал:
« مَنْ غشَّنَا فَلَيْسَ مِنَّا »
«Кто обманывает нас, тот не имеет к нам отношения!» [Муслим].
Сегодня многие люди превратили торговлю в средство обмана. Они обманывают других, желая присвоить их имущество с помощью лжи и мошенничества.
А Хаким ибн Хизам передаёт, что Пророк * сказал:
« الْبَيِّعَانِ بِالْخِيَارِ مَا لَمْ يَتَفَرَّقَا ، فَإِنْ صَدَقَا وَبَيَّنَا بُورِكَ لَهُمَا فِي بَيْعِهِمَا ، وَإنْ كَتَمَا وَكَذَبا ، فَعَسَى أنْ يَرْبَحا رِبحًا ما ، ويُمحَقا بَرَكَةَ بيْعِهِمَا ، الْيَمِينُ الفَاجِرَةُ : مَنْفَقَةٌ لِلسِّلْعَةِ ، مَمْحَقَةٌ لِلْكَسْبِ »
«Покупатель и продавец имеют право выбора до тех пор, пока не разойдутся, и если они были правдивыми и не хитрили, то их купля и продажа будет благодатной, а если они солгут и сокроют, то, возможно, они и получат прибыль, однако благодать их купли и продажи будет стёрта. Ложная клятва помогает сбыть товар, однако уничтожает благодать прибыли» [Аль-Бухари; Муслим].
Исма‘иль ибн ‘Убейд ибн Рифа‘а передаёт от своего отца, от своего деда, что он отправился вместе с Пророком * в мечеть и по дороге увидел людей, занятых торговлей. Пророк * обратился к ним со словами:
« يَا مَعْشَرَ التُّجَّارِ - فَاسْتَجَابُوا لِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَرَفَعُوا أَعْنَاقَهُمْ وَأَبْصَارَهُمْ إِلَيْهِ- فَقَالَ: إِنَّ التُّجَّارَ يُبْعَثُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فُجَّارًا ، إِلاَّ مَنْ اتَّقَى اللَّهَ وَبَرَّ وَصَدَقَ »
«О торгующие!» Они ответили Посланнику Аллаха *, подняв голову и обратив в его сторону свои взоры. Тогда он сказал им: «Поистине, в Судный день торговцы будут воскрешены нечестивцами и грешниками, кроме богобоязненных, правдивых и честных из их числа» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Абу Зарр ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им уготовано мучительное наказание!» Абу Зарр сказал: «И Посланник Аллаха * повторил эти слова трижды». Абу Зарр сказал: «Они потерпят неудачу и окажутся в убытке! Кто же они, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Опускающий края одежды (ниже щиколоток из высокомерия), попрекающий своими благодеяниями людей и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв» [Муслим].
Мусульмане обязаны уважать права своих братьев по вере, которые в чём-то опередили их. В частности, мусульманин не должен перебивать торговлю своему брату по вере. Он не должен отбивать у него покупателей, предлагая им такой же или лучший товар за меньшую сумму после того, как они заключили с ним сделку. Мусульманин также не должен перебивать своему брату по вере покупку товара, то есть, приходить к продавцу, с которым его брат по вере договорился о покупке определённого товара, и говорить ему: «Не продавай ему, а продай мне. Я дам тебе больше, чем он».
Кроме того, мусульманин не должен свататься к женщине, к которой уже посватался его брат по вере. Например, к женщине посватался человек, который ей понравился, а потом приходит другой и тоже делает ей предложение, отбивая её у своего брата по вере. Пророк * запретил поступать так, сказав:
« لاَ يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَى بَيْعِ بَعْضٍ ، وَلاَ يَخْطُبْ بَعْضُكُمْ عَلَى خِطْبَةِ بَعْضٍ. وَفِي رِوَايَةٍ: لا يَسُومُ الرَّجُلُ عَلَى سَوْمِ أَخِيهِ »
«Не перебивай своему брату торговлю, и не перебивай ему помолвку». А в другой версии говорится: «… не перебивай ему покупку…» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Пророк запретил наджш. Это — ситуация, когда человек искусственно поднимает цены на рынке. Он подходит к продавцу, когда у того появляется покупатель, и называет цену больше, чем этот покупатель, но не потому, что желает купить товар, а просто для того, чтобы поднять цену. Иногда человек делает это по предварительному сговору с продавцом данного товара. Посланник Аллаха * сказал:
« لاَ تَحَاسَدُوا ، وَلاَ تَنَاجَشُوا ، وَلاَ تَبَاغَضُوا ، وَلاَ تَدَابَرُوا ، وَلاَ يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَىَ بَيْعِ بَعْضٍ »
«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цены, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь друг к другу спиной и не перебивайте друг другу торговлю» [Аль-Бухари; Муслим].
Братья по вере обязаны навещать друг друга, обмениваться приветствиями, помогать друг другу, жалеть слабых, уважать старших и проявлять милосердие к младшим, а также навещать больных и сопровождать погребальные носилки. Пророк * сказал:
« حَقُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ خَمْسٌ: رَدُّ السَّلاَمِ ، وَعِيَادَةُ الْمَرِيضِ ، وَاتِّبَاعُ الْجَنَائِزِ ، وَإِجَابَةُ الدَّعْوَةِ ، وَتَشْمِيتُ الْعَاطِسِ »
«У мусульманина есть пять обязанностей перед другим мусульманином. Он обязан отвечать на приветствие, навещать больного, сопровождать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему» [Аль-Бухари; Муслим].
Мусульманин также должен обращаться к Аллаху с мольбой за своих братьев по вере. Всевышний Аллах сказал, упоминая о мухаджирах и ансарах:
«А те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не вкладывай в наши сердца ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Поистине, Ты — Сострадательный, Милосердный”» (59:10).
Всевышний Аллах также сказал:
«…и проси прощения за свой грех и для верующих мужчин и женщин» (47:19).
Верующие — братья во все времена, со времён Адама и до самого Судного дня, где бы они ни жили, и они обращаются с мольбой друг за друга и просят прощения друг для друга. Они любят друг друга, помогают друг другу в благочестии и богобоязненности и обмениваются добрыми советами. Они дружелюбны и честны по отношению друг к другу и уважают права друг друга потому что Всевышний связал их узами братства по вере, которые крепче связи кровного родства, национальности и языка.
Бойтесь Аллаха и соблюдайте права своих братьев по вере, а иначе вы окажетесь в убытке.
Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами! Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от неё. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путём. Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. Именно они окажутся преуспевшими. Не походите же на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (3:102–105).
Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).
Часть вторая
Хвала Аллаху, путём Которого следуют наставленные на Истинный путь! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Преславен Он! Его никто не спрашивает о том, что Он делает, однако все творения предстанут перед Ним, и Он спросит их о том, что они делали. И я свидетельствую, что наш господин Мухаммад — Его раб и Посланник, и Его надёжный и достойный доверия избранник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Дня воздаяния.
О рабы Аллаха! Пророк * наставлял свою общину и указывал мусульманам прямой путь. Среди его наставлений — побуждение облегчать беду, постигшую другого мусульманина, облегчать положение несостоятельного должника и покрывать ошибки брата по вере. Пророк * сообщил о том, что исполняющего это веление ждёт великая награда. Он сказал:
« مَنْ نَفَّسَ عَنْ مُؤْمِنٍ كُرْبَةً مِنْ كُرَبِ الدُّنيَا ، نَفَّسَ اللهُ عَنْهُ كُربَةً مِنْ كُرَبِ يَوْمِ القِيَامَةِ ، وَمَنْ يَسَّر عَلَى مُعْسِرٍ يَسَّرَ اللهُ عَلَيهِ في الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ ، وَمَنْ سَتَرَ مُسْلِماً سَتَرَهُ اللهُ في الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ ، واللهُ في عَونِ العَبْدِ مَا كَانَ العَبْدُ فِي عَونِ أخِيهِ »
«Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения. Тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире вечном. А того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире вечном. Аллах будет помогать Своему рабу до тех пор, пока сам он помогает своему брату по вере» [Муслим].
Мусульманин, которого постигла беда, имеет право на то, чтобы остальные мусульмане не бросали его в трудную минуту. Они должны оказать ему посильную помощь и помочь ему преодолеть трудности. На то они и братья…
Посланник Аллаха * так описал сплочённость и взаимопомощь мусульман:
« المؤمنُ لِلْمُؤمِنِ ، كَالْبُنْيَانِ ، يَشُدُّ بَعْضُهُ بَعْضًََا »
«Верующий для верующего — словно укрепляющие друг друга кирпичи одного здания» [Аль-Бухари; Муслим]. Не упускайте же великой награды, обещанной человеку, который избавляет брата по вере от одной из печалей мира этого. Поистине, Судный день столь ужасен, что когда он настанет, каждый будет думать только о себе и уже не сможет никому помочь.
Всевышний Аллах сказал:
«…в тот день человек избегает своего брата, свою мать и своего отца, свою жену и своих сыновей, ибо у каждого человека своих забот будет сполна» (80:34–37).
К печалям мира этого, которые мы должны облегчать своим братьям по вере, относится долг, который человек не в состоянии уплатить. Долг — унижение днём и тревожные мысли ночью. Поэтому Посланник Аллаха * упомянул его в своём наставлении.
Облегчить положение несостоятельного должника можно, увеличив ему срок, не преследуя его из-за неуплаты и не подавая на него жалоб в соответствующие органы. Всевышний Аллах побуждает нас к этому, говоря:
«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится» (2:280).
Однако лучше и благороднее вообще освободить его совесть от этого долга, то есть — простить ему вместо того, чтобы ждать улучшения его положения. Тем более, что и награда за такой поступок больше. Всевышний Аллах сказал: «Но дать милостыню [простить долг] будет лучше для вас, если бы вы только знали!» (2:280).
А в хадисе сказано:
« مَنْ أَنْظَرَ مُعْسِرًا ، فلَهُ بِكُلِّ يَوْمٍ صَدَقَةٌ قَبْلَ أنْ يَحِلَّ الدينُ ، فَإِذَا حَلَّ الدَّيْنُ فَأَنْظَرَهُ ، فَلَهُ بِكُلِّ يَوْمٍ مِثْلَيْهِ صَدَقَةٌ »
«Тому, кто даст отсрочку несостоятельному должнику, будет записываться милостыня размером с сумму долга за каждый день до того, как придёт время возвращать долг, а если придёт это время, и он снова даст должнику отсрочку, ему будет записываться за каждый день милостыня размером в две суммы долга» [Ахмад; аль-Альбани назвал его достоверным].
Посмотрите, какое это достойное дело, и какая великая награда обещана за него!
Мусульманин также должен покрывать своего брата по вере, если тот ошибётся или совершит проступок. Он должен ограничиться добрым советом и наставлением, убеждая его не совершать подобного впредь и вернуться к своему Господу. Поступая так, каждый из нас помогает своему брату по вере измениться в лучшую сторону и справиться с собственной душой и Шайтаном.
Однажды какой-то человек доложил ‘Умару ибн аль-Хаттабу о том, что на его глазах другой мусульманин совершил грех, за который Шариат не установил определённого наказания. ‘Умар сказал ему: «Почему же ты не покрыл брата своего и не помог ему раскаяться? Поистине, Посланник Аллаха * сказал: “Кто покрыл своего брата, того покроет Аллах в этом мире и в мире вечном”». Затем он сказал: «Если вы увидите, что ваш брат по вере совершил проступок, верните его на правильный путь и остановите его, и попросите у Аллаха прощения для него. И не помогайте Шайтану против него».
Посланник Аллаха * завершил своё мудрое наставление, с которым он обратился к своей общине, побуждением к единству, сплочённости и взаимопомощи. Мусульманин должен чувствовать, что он не один, и что ему не придётся преодолевать все трудности в одиночку. Посланник * разъясняет нам, что мы приобретаем, помогая своим братьям по вере и разделяя с ними их надежды и боль: «Аллах будет помогать Своему рабу до тех пор, пока сам он помогает своему брату по вере». Тому, кто будет помогать своим братьям по вере, будет помогать Сам Всевышний Аллах, охраняя его, содействуя ему и наставляя его на прямой путь. Кто посмеет мечтать о большем?..
Бойтесь Аллаха и следуйте этому благородному наставлению Посланника Аллаха *, чтобы мусульманская община всегда была сплочённой и сильной. Будьте достойными последователями ваших праведных предшественников, которых Всевышний Аллах похвалил в ясном аяте Своей Книги, сказав:
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества. Вы побуждаете к одобряемому, удерживаете от порицаемого и веруете в Аллаха» (3:110).
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без помощи того, кто оставляет без помощи эту религию! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).
О Аллах, помилуй нас. Поистине, Ты милосерден к нам, и не наказывай нас, хотя, поистине, Ты можешь сделать это! (Аллахумма-рхамна фа-иннака бина рахимун ва ля ту‘аззибна фа-иннака ‘аляйна кадир).
О Аллах сделай лица наши светлыми в День, когда одни лица будут светлыми, а другие почернеют! (Аллахумма баййид вуджухана йаума табйадду вуджухун ва тасвадду вуджух).
О Аллах, почти нас и не унижай, добавь нам и не лишай нас, предпочти нас и не предпочитай нам других! (Аллахумма акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна ва асирна ва ля туассир ‘аляйна).
О Аллах, мы просим у Тебя защиты от несчастной участи в мире вечном, от зла предопределения и злобы врагов (Аллахумма инна на‘узу бика мин дараки-ш-шика’ ва суи-ль-када’ ва шаматати-ль-а‘да’).
О Аллах, Тебе хвала до тех пор, пока не удовольствуешься Ты, и Тебе хвала, когда Ты удовольствуешься, и Тебе хвала после того, как Ты удовольствуешься (Аллахумма ляка-ль-хамду хатта тарда ва ляка-хамду иза радыйта ва ляка-ль-хамду ба‘да-р-рида).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).
«Преславен Господь Твой, Господь величия и далёк Он от того, что они приписывают Ему, мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!»