Хутба 60. Расходование на пути Аллаха с искренним намерением
Часть первая
Хвала Аллаху, Господу миров, за Его милость и благодеяние! Он сотворил нас и даровал нам удел. И Он повелел нам расходовать из того, чем Он наделил нас, и обещал нам награду за это. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, произнося это свидетельство языком и веруя в него сердцем. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Он указал нам на всякое благо и предостерёг нас от всякого зла. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и сподвижников, которые расходовали своё имущество на пути Аллаха и предпочитали себе других, даже если сами нуждались...
О люди! Бойтесь Аллаха и благодарите Его за то, чем Он наделил вас, и расходуйте из дарованного вам. И знайте, что из всего вашего имущества вам достанется лишь то, что вы потратили в этом мире ради мира вечного. Пророк * сказал:
« أيُّكُم مَالَ وَارِثِهِ أحبُّ إِلَيْهِ مِنْ مَالِهِ ؟ قَالوُا : يَا رَسُوُلَ اللهِ ، مَا مِنَّا أحَدٌ إِلاَّ مَالُهُ أحَبُّ إِلَيْهِ . قَالَ : فإنَّ مَالَهُ مَا قَدَّمَ وَمَالَ وَارِثِهِ مَا أخَّرَ »
«Кто из вас любит богатство своего наследника больше, чем своё собственное богатство?» Люди сказали: «О Посланник Аллаха, нет среди нас такого, кто не любил бы своё собственное богатство больше». Тогда он сказал: «Но, поистине, богатством каждого является то, что он потратил, а то, что он отложил, является богатством его наследника!» [Аль-Бухари].
Имеется в виду то, что человек потратил при жизни на благие дела. Это — милостыня, осуществление благотворительных проектов, имущество, завещанное в качестве вакфа, обеспечение сирот, кормление голодающих и помощь нуждающимся. Верующий расходует свои средства, однако всё, что он расходует, Всевышний Аллах сохраняет для него, умножает и дарует ему в мире вечном в виде награды. Это и есть настоящее имущество человека, которое останется у него и принесёт ему пользу. А всё остальное принадлежит ему, только пока он здоров и в своём уме, потому что человек, заболевший смертельной болезнью, лишается права распоряжаться своим имуществом. Он уже не может подать милостыню или сделать кому-то подарок, и он не может признать чьё-либо право на часть его имущества. Абу Хурейра ** передаёт, что один человек, пришедший к Пророку *, спросил: «О Посланник Аллаха, за какую милостыню обещана наибольшая награда?» Он ответил:
« أَنْ تَصَدَّقَ وَأَنْتَ صَحِيحٌ شَحِيحٌ تَخْشَى الْفَقْرَ وَتَأْمُلُ الْغِنَى ، وَلاَ تُمْهِلُ حَتَّى إِذَا بَلَغَتِ الْحُلْقُومَ قُلْتَ: لِفُلانٍ كَذَا ، وَلِفُلانٍ كَذَا ، وَقَدْ كَانَ لِفُلانٍ »
«За ту, которую ты подаёшь, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай подаяние до тех пор, пока не придёт к тебе смерть, чтобы тогда сказать: “Такому-то столько, а такому-то столько”, тогда как это уже будет принадлежать такому-то[46]» [Аль-Бухари; Муслим].
Человек, находящийся при смерти, лишается возможности распоряжаться своим имуществом, ради приобретения которого он потратил столько сил и столько лет своей жизни, потому что он подошёл вплотную к той черте, за которой кончается его владение этим имуществом, и начинается владение его наследников. У него было время и возможность правильно распорядиться своим имуществом, пока он был здоров, и оно принадлежало только ему. Человек при жизни должен оставить часть своего имущества для того, чтобы она принесла ему счастье и блаженство в мире вечном.
Всевышний Аллах разрешил человеку завещать не более трети своего имущества на благие дела, при условии, что ничто из этого имущества не будет завещано наследнику, то есть — человеку, у которого изначально есть право на определённую часть имущества умирающего. Абу ад-Дарда ** передаёт, что Пророк * сказал:
« إِنَّ اللَّهَ تَصَدَّقَ عَلَيْكُمْ عِنْدَ وَفَاتِكُمْ بِثُلُثِ أَمْوَالِكُمْ ، زِيَادَةٌ لَكُمْ فِي أَعْمَالِكُمْ »
«Поистине, Всевышний Аллах дозволил вам завещать треть своего имущества, когда к вам придёт смерть, чтобы увеличить ваши благие дела» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Мусульманин должен воспользоваться этим даром Всевышнего! Он должен завещать часть своего имущества в пределах трети на благие дела и не использовать своё имущество на запретное, завещая его на помощь в грехе или распространение нововведения, или завещая его кому-то лишь для того, чтобы выделить его и показать, что тот лучше других наследников. О те, кому Аллах даровал имущество! Отдавайте сейчас часть своего имущества, чтобы купить себе дом в Раю. Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай» (9:111).
О люди! Поистине, некоторые копят имущество и говорят: «Я обеспечиваю своё будущее». Имеется в виду, конечно же, будущее в этом мире, а не в мире вечном. Человек говорит так, не зная даже, доживёт ли он до завтра и увидит ли он это прекрасное будущее, которое он собирается обеспечить себе посредством своего имущества, или же умрёт, оставив своё богатство наследнику. Однако он не думает об обеспечении будущего, которое обязательно настанет для него. Это — будущее в мире вечном. А ведь человек, расходуя на своё будущее в мире вечном совсем немного, получает в виде награды во много раз больше, и как раз тогда, когда он больше всего нуждается в этом.
Мои братья по вере! Подумайте о щедрости и великодушии Всевышнего Аллаха. Он покупает у вас то, что Сам даровал вам. Он велит вам расходовать из того, чем Он наделил вас, и берёт у вас заём из того, что Сам дал вам. Всевышний Аллах сказал: «Расходуйте из того, чем Мы вас наделили» (63:10).
Всевышний также сказал: «Поистине, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заём, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (57:18).
Всевышний также сказал: «Кто одолжит Аллаху прекрасный заём, тому Он увеличит его многократно» (2:245).
О рабы Аллаха! Милостыню должны подавать не только богатые. Бедный человек тоже должен подавать милостыню — конечно, в соответствии со своими возможностями. Пророк * сказал:
« فَاتَّقُوا النَّارَ وَلَوْ بِشِقِّ تَمْرَةٍ »
«Защищайте себя от Огня даже с помощью половинки финика» [Аль-Бухари].
А в другом хадисе говорится:
« مَنْ تَصَدَّقَ بِعَدْلِ تَمْرَةٍ مِنْ كَسْبٍ طَيِّبٍ - وَلا يَصْعَدُ إِلَى اللَّه إِلاَّ الطَّيِّبُ - فَإِنَّ اللَّه يَتَقَبَّلُهَا بِيَمِينِهِ ، ثُمَّ يُرَبِّيهَا لِصَاحِبِهَا ، كَمَا يُرَبِّي أَحَدكُمْ فَلُوَّهُ ، حَتَّى تَكُون مِثْل الْجَبَل »
«У того, кто подаст в качестве милостыни что-нибудь наподобие финика из своего благоприобретённого имущества — а Аллах не принимает ничего, кроме благого! — Аллах примет её Своей правой рукой и станет выращивать эту милостыню для подавшего её подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка, пока не станет она размером с гору» [Аль-Бухари; Муслим].
Всевышний Аллах похвалил тех, кто предпочитает себе других, даже если сами они нуждаются:
«Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (59:9).
Милостыня способствует получению удела. Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: “Поистине, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит всё, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел”» (34:39).
То есть, Всевышний Аллах дарует человеку больше, чем человек израсходовал, в этом мире и в мире вечном.
Милостыня не уменьшает имущества, а, напротив, увеличивает его. Пророк * сказал: «Милостыня не уменьшает имущества» [Муслим].
Пророк * также сказал:
« ثَلاَثَةٌ أُقْسمُ عَلَيْهِنَّ ، وَأُحَدِّثُكُمْ حَدِيثاً فَاحْفَظُوهُ : مَا نَقَصَ مَالُ عَبْدٍ مِنْ صَدَقَةٍ ، وَلاَ ظُلِمَ عَبْدٌ مَظْلَمَةً صَبَرَ عَلَيْهَا إِلاَّ زَادَهُ اللهُ عِزّاً ، وَلاَ فَتَحَ عَبْدٌ بَابَ مَسألَةٍ إِلاَّ فَتَحَ اللهُ عَلَيْهِ بَابَ فَقرٍ »
«Я поклянусь вам в трёх вещах и скажу вам нечто, а вы запомните это! Клянусь, что милостыня не уменьшает богатства раба Аллаха, и что если обойдутся с рабом Аллаха несправедливо, а он проявит терпение, то Аллах обязательно возвеличит его, и что если раб Аллаха откроет врата обращений с просьбами к людям, то Аллах обязательно откроет перед ним врата бедности!» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Подавая милостыню, верующий не должен считать, что он что-то теряет. Напротив, он должен быть уверен, что потраченные средства будут сохранены для него и приумножены, а то, что он удерживает, наоборот, уйдёт. Мать верующих ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что однажды они зарезали овцу и Пророк * спросил:
« مَا بَقِيَ مِنْهَا؟ قَالَتْ: مَا بَقِيَ مِنْهَا إِلاَّ كَتِفَهَا ، قَالَ: بَقِيَ كُلُّهَا غَيْرَ كَتِفِهَا »
«А что осталось от неё?» она сказала: «Осталась только лопатка». Тогда он сказал: «Осталось всё, кроме лопатки».
Имеется в виду, что они раздали всё мясо этой овцы в качестве милостыни, оставив только лопатку, и они получат награду за всё это мясо, кроме оставленной лопатки. Получается, что на самом деле осталась вся овца, кроме лопатки. Пророк *, говоря это, хотел объяснить своей общине, что израсходованное ради Всевышнего — это настоящее имущество человека, которое остаётся у него и приносит ему пользу, а то, что он оставляет себе, напротив, уходит безвозвратно и теряется.
А когда человек отказывается подавать милостыню, он теряет своё имущество. Пророк * сказал:
« مَا مِنْ يَوْمٍ يُصْبِحُ الْعِبَاد فِيهِ ،إِلاَّ مَلَكَانَ يَنْزِلاَنِ ، فَيَقُولُ أَحَدُهُمَا: اللَّهُمَّ أَعْطِ مُنْفِقًا خَلَفًا؛ وَيَقُولُ الآخَرُ: اللَّهُمَّ أعْطِ مُمْسِكًا تَلَفًا »
«Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести расходующему свои средства (на благое)!” — а другой говорит: “О Аллах, приведи скупого (или его имущество) к гибели!”».
О рабы Аллаха! Расходуйте из благого имущества, приобретённого дозволенными способами, и не расходуйте из скверного, ибо Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретённых вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования скверное, чего бы вы сами не взяли, не зажмурившись. И знайте, что Аллах — Самодостаточный, Достойный хвалы» (2:267).
Всевышний Аллах повелел расходовать благое имущество и запретил отдавать скверное. Ведь любой человек не желает, чтобы ему давали плохое, а это означает, что и он не должен давать другим то, чего не взял бы сам.
Далее Всевышний говорит, что Он — Самодостаточный и не нуждается в вашем подаянии. Он велит вам расходовать своё имущество ради вас самих, поэтому не отдавайте скверное, ибо такое пожертвование не принесёт вам пользы. Всевышний сказал: «Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите…» (3:92). То есть, вы станете добродетельными, праведными и богобоязненными и сможете рассчитывать на высокие степени в Раю только тогда, когда начнёте отдавать в качестве милостыни наиболее дорогое для вас имущество…
Когда был ниспослан этот аят, сподвижники (да будет доволен Аллах ими всеми) поспешили пожертвовать самым дорогим из своего имущества, желая приблизиться к Всевышнему Аллаху. Абу Тальха аль-Ансари пожертвовал любимый сад, а ‘Умар ибн аль-Хаттаб освободил рабыню, которая ему очень нравилась, сказав: «Поистине, Всевышний Аллах сказал: “Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите…” (3:92)».
Его сын ‘Абдуллах ибн ‘Умар всегда жертвовал тем, то ему нравилось, ради Аллаха, желая снискать Его довольство. Всевышний сказал о благочестивых и праведных:
«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: “Мы кормим вас только ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!”» (76:8–9).
А сегодня многие люди не желают отдать даже то, что им не нужно, или даже то, что они собираются выбросить на помойку. Они скупятся даже на вещь, которая давно не приносит пользы и никого не привлекает, несмотря на то, что им самим она тоже не нужна.
Давайте же чаще вспоминать Слова Всевышнего:
«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите…» (3:92).
О рабы Аллаха! Вы должны расходовать благое имущество, ибо, поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого, то есть хорошего и приобретённого дозволенным способом.
Остерегайтесь того, что может стать препятствием для принятия вашей милостыни Всевышним. Это милостыня, которую человек подаёт по принуждению, не желая этого. Всевышний сказал:
«Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, лениво совершают молитву и нехотя делают пожертвования» (9:54).
Имеется в виду человек, который расходует нехотя, не стремясь при этом к награде Всевышнего. Такой человек теряет израсходованное и ничего не получает взамен.
Когда человек попрекает другого поданной милостыней, Всевышний также не принимает его пожертвований. Всевышний Аллах сказал:
«Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрёк. Аллах — Самодостаточный, Терпеливый. О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попрёками и оскорблениями» (2:263–264).
Всевышний сказал, что милостыня, сопровождаемая попрёками и оскорблениями, становится недействительной. Человек не получит награду за такое подаяние, потому что попрёки и оскорбления — грех, мешающий получению награды за поданную милостыню. До нас дошли хадисы, в которых содержится запрет попрекать людей поданной им милостыней. Например, Абу Зарр ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« ثَلاثَةٌ لاَ يُكَلِّمُهُمُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، وَلا يَنْظُرُ إِلَيْهِمْ ، وَلا يُزَكِّيهِمْ ، وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ ، الْمَنَّانُ بِمَا أَعْطَى ، وَالْمُسْبِلُ إِزَارَهُ، وَالْمُنَفِّقُ سِلْعَتَهُ بِالْحَلِفِ الْكَاذِبِ »
«С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им уготовано мучительное наказание. Это — попрекающий своими благодеяниями людей, опускающий края одежды и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв» [Муслим].
Милостыня, поданная напоказ, также не принимается Аллахом. Всевышний сказал:
«…подобно тому, кто расходует своё имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день. Притчей о нём является притча о гладкой скале, покрытой слоем земли. Но вот выпал ливень и оставил скалу голой» (2:264).
Речь идёт о человеке, который совершает благое дело только для того, чтобы люди хвалили его. Он не стремится к награде Аллаха, потому что в его сердце нет веры. Всевышний сравнил его сердце с гладкой скалой, которая сверху прикрыта землёй. Человеку кажется, что перед ним плодородная почва, на которой после дождя вырастут растения. Однако дождь только смывает с этой скалы слой почвы, обнажая её, и становится понятно, что это — всего лишь камень, на котором ничего не может вырасти. Так же и сердце человека, который совершает дела напоказ. Его дела тщетны и не имеют под собой основы.
О рабы Аллаха! Поистине, скупость — качество, которое удерживает человека от подаяния и расходования имущества на пути Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
«Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обёрнуты тем, что они жалели» (3:180).
Посланник Аллаха * сказал:
« اتَّقُوا الظُّلْمَ فَإِنَّ الظُّلْمَ ظُلُمَاتٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، وَاتَّقُوا الشُّحَّ فَإِنَّ الشُّحَّ أَهْلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ ، حَمَلَهُمْ عَلَى أَنْ سَفَكُوا دِمَاءَهُمْ وَاسْتَحَلُّوا مَحَارِمَهُمْ »
«Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость обернётся густым мраком в День воскресения. И бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь друг друга и считать дозволенное запретным» [Муслим].
Посланник Аллаха * сказал:
« مَثَلُ البَخيل وَالمُنْفِقِ ، كَمَثَلِ رَجُلَيْنِ عَلَيْهِمَا جُنَّتَانِ مِنْ حَديد ، مِنْ ثُدِيِّهِمَا إِلَى تَرَاقِيهِمَا ، فَأَمَّا المُنْفِقُ فَلاَ يُنْفِقُ إِلاَّ سَبَغَتْ - أَوْ وَفَرَتْ - عَلَى جِلْدِهِ حَتَّى تُخْفِيَ بَنَانَهُ ، وَتَعْفُو أثرَهُ ، وأمَّا البَخِيلُ ، فَلاَ يُريدُ أنْ يُنْفِقَ شَيْئاً إِلاَّ لَزِقَتْ كُلُّ حَلْقَةٍ مَكَانَهَا ، فَهُوَ يُوسِّعُهَا فَلاَ تَتَّسِعُ »
«Скупой и расходующий подобны двум людям в железных кольчугах, покрывающих тела от сосков до ключиц. Каждый раз, как расходующий тратит что-нибудь, его кольчуга увеличивается, и так продолжается до тех пор, пока она не начинает покрывать кончики его пальцев и заметать его следы. Что же касается скупого, то, когда он хочет потратить что-нибудь, каждое кольцо его кольчуги обязательно прилипает к своему месту и не расширяется, несмотря на то, что он старается расширить её».
Имеется в виду, что когда щедрый человек собирается подать милостыню, его охватывает спокойствие, а грудь его расширяется. Он расходует на пути Аллаха с удовольствием и радуется, когда ему предоставляется такая возможность. А скупой, напротив, едва подумав о милостыне и подаянии, ощущает стеснение в груди и не желает расставаться со своим имуществом.
Бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха, остерегайтесь порицаемых качеств и старайтесь приобретать достойные!
‘Аузу биЛляхи мина-ш-Шайтани-р-раджим. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток. Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как к вам придёт смерть и вы скажете: “Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников”. Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил её срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (63:9–11).
Я прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Господу миров, Который обеспечил нас необходимым и обогатил! Он обещал облегчение тем, кто подавал милостыню, боялся Аллаха и верил в наилучшее, и пригрозил затруднением тому, кто скупился и счёл ложью наилучшее. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежат этот мир и мир вечный. Он — Терпеливый, Великодушный. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которому даровано великое заступничество. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и сподвижников, которые жертвовали жизнью и имуществом на пути Аллаха ради того, чтобы Слово Аллаха было превыше всего.
О люди! Бойтесь Аллаха и готовьте себе удел в мире вечном, расходуя своё имущество в мире этом, до того, как придёт к вам смерть, и закончится ваша земная жизнь. Старайтесь правильно подавать милостыню, помогая тому, кто действительно нуждается — бедным, сиротам и несостоятельным должникам, и знайте, что лучше подавать милостыню тайно, а не на глазах у людей, потому что, поступая так, верующий избегает совершения благих дел напоказ. К тому же, бедный человек может стесняться принимать подаяние при людях, поэтому лучше давать ему, когда рядом никого нет. Если же человек подаёт милостыню открыто, чтобы подать пример менее сознательным людям, или речь идёт об известном благотворительном проекте, в котором могут принять участие все желающие, это разрешено. Всевышний Аллах сказал:
«Если вы раздаёте милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаёте её нищим, то это ещё лучше для вас. Он простит вам некоторые из ваших прегрешений. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (2:271).
Старайтесь подавать нуждающимся, которые из-за своей скромности стесняются просить у людей, ибо это — наиболее подходящая для подаяния категория нуждающихся. Всевышний Аллах сказал:
«Милостыня полагается беднякам, которые задержаны на пути Аллаха или не могут передвигаться по земле. Неосведомлённый считает их состоятельными по причине их скромности. Ты узнаешь их по приметам: они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво. Какое бы добро вы ни израсходовали, Аллах знает об этом» (2:273).
Они не могут зарабатывать на жизнь, но при этом стесняются обращаться с просьбами к людям, и посторонний человек считает их состоятельными, потому что они не говорят о своей бедности и стараются не показывать её. Пророк * сказал:
« لَيْسَ الْمِسْكِينُ بِهَذَا الطَّوَّافِ الَّذِي يَطُوفُ عَلَى النَّاسِ فَتَرُدُّهُ اللُّقْمَةُ وَاللُّقْمَتَانِ ، وَالتَّمْرَةُ وَالتَّمْرَتَانِ ، قَالُوا فَمَا الْمِسْكِينُ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: الَّذِي لاَ يَجِدُ غِنًى يُغْنِيهِ ، وَلا يُفْطَنُ لَهُ فَيُتَصَدَّقَ عَلَيْهِ ، وَلا يَسْأَلُ النَّاسَ شَيْئًا »
«Не тот беден, кто обходит людей, получая кусок-другой еды или один-два финика. По-настоящему беден не имеющий того, что избавило бы его (от необходимости просить других), но люди об этом не догадываются и потому не подают ему, сам же он не обращается с просьбами к людям» [Аль-Бухари; Муслим].
Если человек, утверждающий, что он бедный, говорит правду, то на нём не будет греха, если он примет подаяние. Если же он лжёт, то принятая милостыня станет для него углём Ада, потому что он берёт то, на что не имеет права. Посланник Аллаха * сказал:
« مَنْ سَألَ النَّاسَ تَكَثُّراً فإنَّمَا يَسْألُ جَمْراً ؛ فَلْيَسْتَقِلَّ أَوْ لِيَسْتَكْثِرْ »
«Поистине, обращающийся к людям с просьбами с целью увеличения своего имущества[47] просит для себя раскалённых углей: пусть же он старается получить поменьше или побольше!» [Муслим].
Пророк * также сказал:
« إِنِ الْمَسْأَلَةَ كَدٌّ يَكُدُّ بِهَا الرَّجُلُ وَجْهَهُ ، إِلاَّ أَنْ يَسْأَلَ الرَّجُلُ سُلْطَانًا ، أَوْ فِي أَمْرٍ لاَ بُدَّ مِنْهُ »
«Поистине, просьба — это царапина, которую человек оставляет у себя на лице, если только не обращается он с просьбой к правителю или не может не просить о чём-либо» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
А Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Пророк * сказал:
« لاَ تَزَالُ الْمَسْأَلةُ بأَحَدِكُمْ حَتَّى يَلْقَىَ اللهَ تَعَالَىَ ، وَلَيْسَ في وَجْهِهِ مُزْعَةُ لَحْمٍ »
«Любой из вас, кто будет беспрестанно обращаться с просьбами к людям, встретит Аллаха, не имея ни единого кусочка плоти на своём лице» [Аль-Бухари; Муслим].
Абу ‘Абдуллах аз-Зубейр ибн аль-‘Аввам передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« لأَنْ يَأْخُذَ أَحَدُكُمْ حَبْلَهُ فَيَأْتِيَ بِحُزْمَةِ الْحَطَبِ عَلَى ظَهْرِهِ فَيَبِيعَهَا فَيَكُفَّ اللَّهُ بِهَا وَجْهَهُ ، خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَنْ يَسْأَلَ النَّاسَ أَعْطَوْهُ أَوْ مَنَعُوهُ »
«Поистине, для любого из вас взять верёвку, принести вязанку дров на спине и продать её, благодаря чему Аллах избавит его от необходимости просить, лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать, а могут и отказать» [Аль-Бухари].
Просим Аллаха, чтобы Он обеспечил нас дозволенным так, чтобы нам не было нужды обращаться к запретному, и чтобы Он покрыл нас Своей милостью так, чтобы мы не нуждались ни в ком, кроме Него!
О те, которые уверовали! Поистине, Аллах и Его ангелы призывают благословения на Пророка Мухаммада *. Призывайте же и вы на него благословение!
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, и живым, и умершим, их грехи! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйа минхум ва-ль-амват).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться! (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика).
О Аллах, помоги нам идти Твоим прямым путём и помоги нам делать то, чем Ты доволен! (Аллахумма ваффикна ли-худака ва дж‘аль ‘амаляна фи ридака).
О Аллах, не оставь нам после этого собрания ни одного греха без прощения, и не одной беды без избавления, ни одного долга без уплаты, и не одного трудного дела без облегчения! (Аллахумма ля тада‘ ляна фи хаза-ль-макам занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху ва ля дейнан илля кадайтаху ва ля амран ‘асиран илля йассартаху).
О Аллах, обеспечь нас дозволенным так, чтобы нам не было нужды обращаться к запретному, помоги нам быть покорными Тебе и не ослушиваться Тебя и покрой нас Своей милостью так, чтобы мы не нуждались ни в ком, кроме Тебя! (Аллахумма агнина би-халялика ‘ан харамика ва би-та‘атика ‘ан ма‘сыйатика ва би-фадлика ‘амман сивака).
О Аллах, мы просим у Тебя постоянной веры, смиренного сердца, поминающего языка и ответа на мольбы! (Аллахумма инна нас’алюка иманан даиман ва кальбан хаши‘ан ва лисанан закиран ва ду‘аан мустаджабан).
О Аллах, покажи нам Истину такой, чтобы мы узнали её, и помоги нам следовать ей, и покажи нам всё ложное таким, чтобы мы узнали его, и помоги нам отдаляться от него (Аллахумма арина-ль-хакка хаккан ва-рзукна иттиба‘аху ва арина-ль-батыля батылян ва-рзукна иджтинабаху).
Преславен Ты, о Аллах, и хвала Тебе, нет божества, кроме Тебя. Поистине, мы были несправедливыми к самим себе! (СубханакаЛлахумма ва би-хамдика ля иляха илля Анта инна кунна мина-з-залимин).