Хутба 57. Роль молодёжи и необходимость заботиться о молодом поколении
Часть первая
Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем и просим о помощи и прощении! Мы просим у Него защиты от зла наших душ и от наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого Он послал незадолго до Часа добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к религии Аллаха с Его дозволения и сияющим светочем. Он донёс послание, выполнил возложенную на него миссию, наставлял свою общину и заботился о ней, и трудился ради Аллаха до тех пор, пока не пришла к нему смерть… Да благословит Аллах и приветствует его самого, пречистых и праведных членов его семьи и всех его сподвижников, а также всех, кто следует их путём и призывает к тому же, к чему призывали они, до самого Судного дня.
О люди! Бойтесь Аллаха, и пусть каждый из вас вспомнит о своём долге перед исламом и мусульманами. Сегодня мы поговорим о роли молодёжи и об ответственности, которая лежит на молодых мусульманах и мусульманках.
Дорогие братья! Несомненно, молодёжи отводится в нашей жизни очень важная роль. Если молодёжь будет праведной, она сможет возродить мусульманскую общину, распространяя религию и призывая к ней, потому что Аллах даровал молодёжи физическую силу и умственные способности, которых уже нет у людей преклонного возраста. Конечно, чем старше человек, тем больше у него опыта, и тем лучше он знает жизнь, однако у него уже нет силы, которая есть у молодых, поэтому он не способен делать то, что под силу молодёжи.
Молодые сподвижники Пророка * сыграли огромную роль в распространении ислама. Они изучали религию, защищали её и сражались ради неё. Вспомним ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, Му‘аза ибн Джабаля, Зейда ибн Сабита. Они приобретали полезное знание и сохранили для мусульманской общины наследие её Пророка *, и распространили его вместе с великими военачальниками — такими, как Халид ибн аль-Валид, аль-Мусанна ибн аль-Харис аш-Шейбани и другими. Все они были единой общиной, и каждый исполнял свой долг. Они сделали очень много для своей религии и своей общины, и результаты их усилий заметны и сегодня, и будут заметны, если будет на то воля Аллаха, до самого Судного дня. А сегодняшняя молодёжь — наследники той молодёжи, и они должны достойно исполнять своё предназначение и продолжать дело, начатое их предшественниками.
Пророк * сказал, что семерых укроет Аллах в Своей тени в День, когда не будет иной тени, кроме Его тени, и упомянул среди них юношу, который рос в поклонении Аллаху.
Посланник Аллаха * направлял и наставлял молодёжь. Все мы помним слова, которые он сказал Ибн ‘Аббасу, который в то время был ещё ребёнком:
« يَا غُلامُ ، إنِّي أعلّمُكَ كَلِمَاتٍ : احْفَظِ اللهَ يَحْفَظْكَ ، احْفَظِ اللهَ تَجِدْهُ تُجَاهَكَ ، إِذَا سَألْتَ فَاسأَلِ الله ، وإِذَا اسْتَعَنْتَ فَاسْتَعِنْ باللهِ »
«О мальчик, я научу тебя нескольким словам. Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся к Аллаху…» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
А Му‘аз ибн Джабаль передаёт, что однажды, когда он сидел на осле позади Пророка *, Пророк * сказал ему:
« يَا مُعاذُ هَلْ تَدْري حَقَّ اللهِ عَلى عِبادِهِ ، وَما حَقُّ الْعِبادِ عَلى اللهِ »
«О Му‘аз, знаешь ли ты, каково право Аллаха в отношении Его рабов и каково право рабов Аллаха в отношении Аллаха?» [Аль-Бухари; Муслим].
А когда во время еды ‘Умар, сын Абу Салямы, который был пасынком Пророка *, брал куски со всех концов блюда, Пророк * поймал его руку и сказал ему:
« ادْنُ يَا بُنيّ سَمِّ اللهَ ، وَكلْ بِيَمِينِكَ ، وَكُلْ مِمَّا يَلِيكَ »
«Сядь ближе, сынок, помяни Имя Аллаха, ешь правой рукой и бери то, что лежит перед тобой» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Пророк * давал детям подобные наставления, чтобы привить им благородные нравственные качества и хорошие манеры. А это указывает на важность направления молодёжи к благому и долг взрослых перед детьми.
Наша религия уделяет огромное внимание молодёжи, потому что молодые люди — это наше будущее. Они займут наше место и будут жить и трудиться, когда мы уже покинем этот мир.
Упомянем некоторые наставления, которые ислам даёт молодёжи.
1. Выбор молодым человеком праведной жены, которая будет матерью его детей. Пророк * побуждал мусульман выбирать праведную жену. Он сказал:
« اظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ ، تَرِبَتْ يَدَاكَ »
«Старайся же заполучить обладательницу религии, да покроются пылью руки твои!» [Аль-Бухари; Муслим]. Если у мусульманина будет праведная жена, она будет учить и направлять его детей, и она сумеет правильно воспитать их и позаботиться о них должным образом. Это — одно из проявлений заботы ислама о молодёжи.
2. Ислам предписывает выбирать новорождённому хорошее имя, потому что имя играет важную роль в жизни человека. Пророк * побуждал отцов выбирать хорошие имена для своих детей и избегать скверных имён.
3. Ислам предписал отцам совершать жертвоприношения (‘акыка — عقيقة) за своих детей. Это — утверждённая сунна, оказывающая благое влияние на ребёнка, и она совершается не только ради получения мяса.
4. Ещё одним проявлением внимания ислама к молодёжи является его забота об воспитании детей после достижения ими возраста различения. С этого возраста ребёнок начинает получать знания о религии. А Пророк * сказал:
« مُرُوُا أَوْلاَدَكُمْ بِالصَّلاَةِ وَهُمْ أَبْنَاءُ سَبْعِ سِنِينَ، وَاضْرِبُوُهُمْ عَلَيْهَا وَهُمْ أَبْنَاءُ عَشْرِ سِنِينَ، وَفَرِّقُوُا بَيْنَهُمْ فِي الْمَضَاجِعِ»
«Велите своим детям совершать молитву с семи лет и бейте их за отказ совершать её с десяти лет, и разделяйте их постели».
Это предписание указывает на внимание ислама к молодёжи и обращается к подрастающему поколению с наставлениями и указаниями, соответствующими их возрасту. Пророк * также сказал: «Каждый младенец рождается не иначе, как в своём естественном состоянии (фитра), а уже потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника». Если родитель сумеет сохранить естественную природу ребёнка, будет развивать её, прививая ему благородные качества, обучая его исламскому этикету и приучая его исполнять веления Всевышнего, то ребёнок будет расти, подобно хорошему дереву, которое растёт на хорошей почве и приносит добрые плоды.
Если же родители ребёнка — неверующие или заблудшие грешники, не соблюдающие велений Всевышнего, то ребёнок вырастет такими же, как они, следуя их примеру, за исключением тех, кого помиловал Аллах. Он будет подобен плохому дереву, которое не приносит ни себе, ни другим ничего, кроме зла.
5. Всевышний Аллах повелел человеку, заставшему старость своих родителей, делать им добро и не забывать о том, как они заботились о нём, когда он был маленьким. Всевышний Аллах сказал:
«Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: “Уф!” — не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения из милосердия и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком”» (17:23–24).
Всевышний сказал: «…ведь они растили меня ребёнком». Воспитание ребёнка родителями и их забота о нём — милость и благодеяние для него, и он должен отплатить родителям добром. И речь идёт не только о предоставлении ребёнку еды и питья. Такую заботу обеспечивает своему детёнышу каждое животное. Речь идёт о духовном воспитании, то есть о сохранении естественной природы и направлении к добру и благу. Это — полезное воспитание, которое останется с ребёнком на всю жизнь. Если же родители только обеспечивают ребёнка питанием, то от такого воспитания больше вреда, чем пользы. Если же ребёнок получает два воспитания — обеспечение питанием и другими необходимыми вещами в разумной мере и духовное воспитание, то это и есть великое благо, о котором человек должен вспомнить в зрелом возрасте и сказать: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком» (17:24).
О мусульмане! В наше время молодёжь сталкивается со множеством проблем и трудностей. Сегодня много опасных философских течений, учений и сект, которые увлекают молодых людей, портят их нравственность и искажают их убеждения. Эти течения используют средства массовой информации — радио- и телевещание, газеты, журналы и книги, распространяя свой яд. Эти книги и журналы попадают в руки молодёжи, которая не отличает вредного от полезного. Заблудшие течения увлекают молодых людей, и последствия в большинстве случаев оказываются очень печальными.
Сегодня нравственность мусульманской молодёжи оставляет желать лучшего. Многие молодые люди слепо подражают жителям Запада или Востока, надевая такую же одежду и делая такие же причёски, и перенимая у них даже жесты и манеры. Они тут же делают то, о чём слышат и читают, не задумываясь, хорошо это или плохо…
Однако самое опасное в этом слепом подражании — изменение убеждений. Случается, что молодой мусульманин превращается в атеиста или коммуниста. Его увлекают губительные призывы и течения, и он не сопротивляется уносящему его потоку. Он молод, легкомыслен и беззащитен, и у него нет знания, которое развеяло бы все сомнения и помогло бы победить искушения и противостоять вводящим в заблуждение призывам.
Глядя на эту несчастную молодёжь, мы осознаём важность исламского воспитания, религиозного направления и веры, которую вкладывают родители в сердце ребёнка. Это воспитание становится впоследствии надёжным щитом, защищающим ребёнка от сомнений и страстей.
Что же касается распущенной молодёжи, которая из мусульманских стран отправляется в Европу или Азию, чтобы развлекаться и совершать прелюбодеяние, то им следует знать, что Аллах видит их, где бы они ни были и что бы они ни делали. А первыми, кто ответит перед Аллахом за эти путешествия, станут родители, которые не воспитывали ребёнка должным образом и не исполнили своих обязанностей перед ним. Аллах даровал им его и доверил, а они не сумели сохранить его и сберечь…
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и помните Слова Всевышнего:
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой для которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют всё, что им велено» (66:6).
Пусть Всевышний Аллах сделает Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания, поистине, Он — Щедрый, Великодушный (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким. Иннаху Джавадун Карим).
Часть вторая
Хвала и благодарность Аллаху за Его милость и благодеяние! Он приводит к вере, кого пожелает. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников.
О люди! Бойтесь Аллаха и старайтесь излечить нашу молодёжь от постигших её недугов. Лечение не так уж трудно, если есть искреннее намерение и решимость. Для этого нужно следующее.
1. Правильное воспитание и приучение к следованию Сунне Пророка * и соблюдению морально-этических норм ислама. Мы должны вкладывать в сердца наших детей богобоязненность и приучать их безоговорочно исполнять веления Всевышнего. Мы должны указывать им на то, в чём благо для них в мирской жизни и в религии. Мы должны рассказывать им о том, что Всевышний Аллах видит всех Своих рабов, и ничто не способно укрыться от Него, и что каждый из нас встретится со своим Господом и ответит за все свои деяния, и каждому воздастся за совершённое им зло, и каждый получит награду за сделанное добро.
2. Мы должны организовывать встречи молодёжи с исламскими учёными, чтобы молодые мусульмане слушали полезные лекции, получали полезное знание о своей религии и имели возможность задавать вопросы о том, что их интересует.
На учёных лежит огромная ответственность: они должны наставлять и направлять молодёжь, однако, к величайшему сожалению, далеко не все учёные исполняют свой долг перед молодёжью в полной мере. Это — одна из причин отдаления молодёжи от религии. В те дни, когда молодые люди постоянно общались с учёными и проводили с ними много времени, они хорошо знали свою религию. А когда между учёными и молодёжью пролегла пропасть, произошла трагедия, которую мы сейчас с горечью наблюдаем.
Бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха, и знайте, что лучшие слова — Книга Аллаха, а лучшее руководство — руководство Мухаммада *, а наихудшие из дел — новоизобретённые.
О те, которые уверовали! Поистине, Аллах и Его ангелы призывают благословения на Пророка Мухаммада *. Призывайте же и вы на него благословение!
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах прости верующим мужчинам и женщинам, и живым, и умершим, их грехи! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйа минхум ва-ль-амват).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться! (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика).
О Аллах, помоги нам идти Твоим прямым путём и помоги нам делать то, чем Ты доволен! (Аллахумма ваффикна ли-худака ва дж‘аль ‘амаляна фи ридака).
О Аллах, не оставь нам после этого собрания ни одного греха без прощения, и не одной беды без избавления, ни одного долга без уплаты, и не одного трудного дела без облегчения! (Аллахумма ля тада‘ ляна фи хаза-ль-макам занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху ва ля дейнан илля кадайтаху ва ля амран ‘асиран илля йассартаху).
О Аллах, обеспечь нас дозволенным так, чтобы нам не было нужды обращаться к запретному, помоги нам быть покрными Тебе и не ослушиваться Тебя и покрой нас Своей милостью так, чтобы мы не нуждались ни в ком, кроме Тебя! (Аллахумма агнина би-халялика ‘ан харамика ва би-та‘атика ‘ан ма‘сыйатика ва би-фадлика ‘амман сивака).
О Аллах, мы просим у Тебя постоянной веры, смиренного сердца, поминающего языка и ответа на мольбы! (Аллахумма инна нас’алюка иманан даиман ва кальбан хаши‘ан ва лисанан закиран ва ду‘аан мустаджабан).
О Аллах, покажи нам Истину такой, чтобы мы узнали её, и помоги нам следовать ей, и покажи нам всё ложное таким, чтобы мы узнали его, и помоги нам отдаляться от него (Аллахумма арина-ль-хакка хаккан ва-рзукна иттиба‘аху ва арина-ль-батыля батылян ва-рзукна иджтинабаху).
Преславен Ты, о Аллах, и хвала Тебе, нет божества, кроме Тебя, поистине, мы были несправедливыми к самим себе! (СубханакаЛлахумма ва би-хамдика ля иляха илля Анта инна кунна мина-з-залимин).
Хутба 58. Признаки веры
Часть первая
Хвала Аллаху, Обладателю милости и благодеяния! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Аллах ниспослал ему Коран в качестве верного руководства для людей и ясные доказательства верного руководства, и различение. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Дня воздаяния.
О люди! Бойтесь Аллаха и исполняйте Его веления, которые донёс до вас Его Пророк *. Оберегайте свой язык от сквернословия, не обижайте соседей и будьте гостеприимными. Абу Хурейра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ، وَالْيَوْمِ الآخِرِ ، فَلْيَقُلْ خَيْرًا أَوْ لِيَصْمُتْ ، وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ، فَلْيُكْرِمْ جَارَهُ ، وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ، فَلْيُكْرِمْ ضَيْفَهُ »
«Пусть тот, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, уважает своего соседа, и пусть тот, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, оказывает почёт своему гостю» [Аль-Бухари; Муслим].
Упомянутые в хадисе действия являются обязанностями верующего.
Первой из них является использование языка только для произнесения благого и воздержание от произнесения дурного. Произнесение благого включает в себя поминание Всевышнего Аллаха, чтение Корана, восхваление Всевышнего и произнесение формулы Единобожия, побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого, добрый совет, обучение невежественных, примирение ссорящихся, распространение приветствий, обращение к людям с благими словами, особенно к братьям и сёстрам по вере. Всевышний Аллах сказал:
«Вот Мы заключили с сынами Исраиля [Израиля] завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам; будете говорить людям прекрасное, совершать молитву и выплачивать закят. Но впоследствии вы отвернулись с отвращением, за исключением немногих» (2:83).
Слова Всевышнего: «будете говорить людям прекрасное…» — означают «будете говорить благие слова». Сюда же относится отказ от произнесения скверных слов и молчание вместо их произнесения. Самыми скверными словами являются слова неверия (куфр — كفر) и многобожия (ширк — شرك), а также ругательства, ложь, лжесвидетельство, злословие и сплетни. Сюда же относится воздержание от пустословия и многословия. Мусульманин не должен говорить о том, что его не касается.
О рабы Аллаха! Оберегайте ваши языки от дурного. Абу Хурейра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« إِنَّ الْعَبْدَ لَيَتَكَلَّمُ بِالْكَلِمَةِ مَا يُتَبيّنُ فِيهَا ، يَزِلُّ بِهَا فِى النَّارِ أَبْعَدَ مَا بَيْنَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ »
«Поистине, раб Аллаха может сказать что-то, не подумав (хорошее он говорит или дурное), за что он свалится в пламя Ада (на таком расстоянии от его края, которое будет) подобно расстоянию между востоком и западом» [Аль-Бухари; Муслим].
Абу Хурейра ** также передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« إِنَّ الرَّجُلَ لَيَتَكَلَّمُ بِالْكَلِمَةِ ، لاَ يَرَى بِهَا بَأْسًا ، يَهْوِي بِهَا سَبْعِينَ خَرِيفًا فِي النَّارِ »
«Поистине, человек может сказать слово, которому сам он не придаст особого значения, однако из-за него он будет падать в Огне семьдесят лет!» [Ахмад; ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Всё, что мы говорим, записывается. Всевышний сказал:
«Стоит ему произнести слово, как при нём оказывается готовый наблюдатель» (50:18).
Речь идёт о двух ангелах, которым поручено записывать дела человека. Тот, который справа, записывает благие дела, а тот, который слева, — дурные. Поэтому Пророк * велел нам воздерживаться от дурных слов, сказав: «Кто уверовал в Аллаха и в Последний день, пусть говорит благое или молчит…» [Аль-Бухари; Муслим]. Пророк * велел нам говорить благое и воздерживаться от произнесения всего остального. Ведь слово может ввести человека в Огонь, и слово может стать причиной убийства сказавшего его. И слово может разлучить любящих или стать причиной смуты.
Второе упомянутое в хадисе действие — уважение к соседу. Мусульманин должен делать добро соседу, не обижать его и защищать от любого зла и вреда. Всевышний Аллах повелел нам делать добро соседям в ясном аяте Своей Книги.
Сосед — это человек, который живёт рядом с тобой, и вовсе не обязательно, чтобы его дом прилегал к твоему дому или стоял напротив него. Наши праведные предшественники говорили, что соседи — это все, кто живёт в радиусе сорока домов от тебя. Уважение к соседу включает благодеяние, помощь ему, если он в ней нуждается, преподнесение ему подарков, учтивость в общении с ним, а также увещание и искренний совет в случае, если он совершит что-нибудь, неподобающее мусульманину.
До нас дошло такое сообщение: «Знаешь ли ты, каковы твои обязанности перед соседом? Если он попросит тебя о помощи, ты должен оказать ему её. Если он попросит у тебя взаймы, то ты должен дать ему, если он нуждается, ты должен помочь ему. Если он заболеет, то ты должен навестить его, если к нему пришла радость, ты должен поздравить его. Если его постигло горе, то ты должен утешить его. А если он умрёт, то ты должен сопровождать погребальные носилки. И ты не должен делать свой дом выше его дома, закрывая его от ветра, кроме как с его разрешения».
Причинение вреда соседу строго запрещено, потому что причинение кому-либо вреда запрещается. Ибн Мас‘уд ** передаёт, что Пророка * спросили:
« أَيُّ الذَّنْبِ أَعْظَمُ ؟ قَالَ : أَنْ تَجْعَلَ للهِ نِدَّاً وَهُوَ خَلَقَكَ ، قِيلَ: ثُمَّ أَيُّ؟ قَالَ: أنْ تَقْتُلَ وَلَدِكَ مَخَافَةَ أنْ يُطْعَمَ مَعَكَ ، قِيلَ: ثُمَّ أيُّ؟ قَالَ : أنْ تُزَانِيِ حَلِيلَةَ جَارِكَ »
«Что является величайшим грехом пред Аллахом?» Он ответил: «Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя». Человек спросил: «А затем?» Пророк * сказал: «Убийство собственного ребёнка из страха, что он будет есть вместе с тобой». Человек спросил: «А затем?» Пророк * сказал: «Совершение прелюбодеяния с женой соседа» [Аль-Бухари; Муслим].
Абу Шурейх передаёт, что Пророк * сказал:
« وَاللهِ لاَ يُؤْمِنُ وَاللهِ لاَ يُؤْمِنُ وَاللهِ لاَ يُؤْمِنُ . قَيلَ: مَنْ يَا رَسُوُلَ اللهِ؟ قَالَ: مَنْ لاَ يَأمَنُ جَارُهُ بَوَائِقَهُ »
«Клянусь Аллахом, не уверовал, клянусь Аллахом, не уверовал, клянусь Аллахом, не уверовал!» Люди спросили: «Кто, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Тот, чей сосед не находится в безопасности от его зла!» [Аль-Бухари]. К упомянутому в хадисе злу относится подсматривание за соседом и его семьёй через окна, дверные щели или с помощью бинокля, а также подслушивание и выведывание его секретов.
Сюда же относится причинение соседу беспокойства посредством громких звуков, которые мешают ему спать или отдыхать, особенно, если это запретные звуки — музыка, песни и развлекательные программы, включённые во всю громкость.
Также запрещается бросать мусор перед домом соседа и на дорогах, по которым он ходит, и выливать туда воду после стирки, потому что он может поскользнуться. Также нельзя беспокоить соседа неприятными запахами.
Третье действие, упомянутое в хадисе — гостеприимство. Это — неотъемлемая часть исламского этикета и качество, присущее пророкам и праведникам.
Согласно исламу, оказать человеку гостеприимство — обязанность, если он находится в местности, где нет гостиниц и закусочных. Обязательное гостеприимство — от суток до трёх дней.
Абу Шурейх ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« مَنْ كان يؤمِنُ بالله واليوم الآخر ، فَلْيُكْرِمْ ضَيفَهُ جَائِزَتَهُ ، قَالُوا: وما جَائِزَتَهُ يَا رَسُوُلَ اللهِ ؟ قَالَ : يَوْمٌ وَلَيْلَةٌ ، وَالضِّيَافَةُ ثَلاَثَةُ أيَّامٍ ، فَمَا كَانَ وَرَاءَ ذَلِكَ فَهُوَ صَدَقَةٌ »
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему гостю в качестве дара ему». Люди спросили: «А каков этот дар?» Пророк * сказал: «День и ночь. Гостеприимство следует оказывать в течение трёх дней, а всё, что сверх этого, будет уже милостыней для него» [Аль-Бухари; Муслим].
Обязательно оказывать гостеприимство в течение суток, а совершенное гостеприимство — трое суток. Относительно обязательности гостеприимства в эти два дня среди учёных есть разногласия.
Гость, в свою очередь, не должен стеснять хозяев и задерживаться у них надолго. Пророк * сказал:
« لاَ يَحِلُّ لَهُ أَنْ يَثْوِيَ عِنْدَهُ حَتَّى يُحْرِّجَهُ »
«Не разрешается мусульманину оставаться у брата своего (столь долго), что он начнёт создавать ему затруднения» [Аль-Бухари; Муслим]. А в другой версии сказано: «…так, что он начнёт вводить его в грех».
Верующий должен останавливаться у человека, который способен его принять, и не останавливаться у бедного человека или человека, в доме которого нет места для гостя, чтобы не создавать ему затруднений.
Человек, отказывающий другому в гостеприимстве, совершает грех, потому что он оставляет обязательное, и гость имеет право требовать, чтобы ему оказали гостеприимство. И мусульмане, знающие о том, что данному человеку отказывают в гостеприимстве, должны помочь ему добиться соблюдения его права. ‘Укба ибн ‘Амир ** передаёт: «Мы сказали: “О Посланник Аллаха! Ты посылаешь нас с поручением, и мы останавливаемся у людей, а они не оказывают нам гостеприимство. Что нам делать?” Посланник Аллаха * сказал нам:
« إِنْ نَزَلْتُمْ بِقَوْمٍ ، فَأَمَرُوا لَكُمْ بِمَا يَنْبَغِي لِلضَّيْفِ ، فَاقْبَلُوا ، فَإِنْ لَمْ يَفْعَلُوا ، فَخُذُوا مِنْهُمْ حَقَّ الضَّيْفِ الَّذِي يَنْبَغِي لَهُمْ »
“Если вы пришли к каким-нибудь людям, то велите им предоставить вам то, что положено предоставлять гостю. Если же они отказывают вам, то требуйте от них соблюдения права гостя, которое есть у вас”» [Аль-Бухари; Муслим].
‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Кто не оказывает людям гостеприимства, тот не имеет отношения ни к Мухаммаду *, ни к Ибрахиму (мир ему)».
Абу Хурейра остановился на земле каких-то людей, и они отказали ему в гостеприимстве. Тогда он отошёл в сторону, а потом пригласил их поесть с ним, однако они не приняли его приглашение. Тогда он сказал им: «Вы не оказываете людям гостеприимства и не принимаете приглашения! Вы не имеете отношения к исламу!».
О рабы Аллаха! Поистине, ислам велит нам не обижать других и делать им добро, особенно если речь идёт о гостях и соседях, потому что ислам — религия милосердия, утешения, взаимопомощи, благочестия и богобоязненности.
Добрососедство и гостеприимство были привычным явлением для арабов во времена невежества, и ислам одобрил и утвердил их, потому что ислам — религия, уделяющая много внимания нравственности и благородному поведению. Хвала Аллаху, Который даровал нам эту религию, ставшую величайшей милостью и благом для всего человечества.
‘Аузу биЛляхи мина-ш-Шайтани-р-раджим:
«Поистине, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда. А тем, которые не веруют в Последнюю жизнь, Мы приготовили мучительные страдания» (17:9–10).
Пусть Всевышний Аллах сделает Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания, поистине, Он — Щедрый, Великодушный (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким. Иннаху Джавадун Карим).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Который даровал нам нашу религию — ислам, которая ведёт нас в Обитель мира. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и к Которому вернутся все творения, и свидетельствую что Мухаммад — его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его благородных сподвижников.
О люди! Бойтесь вашего Господа и делайте добро тем, кому Он повелел делать добро. Всевышний Аллах сказал:
«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Поистине, Аллах не любит гордецов и бахвалов» (4:36).
В этом аяте Всевышний Аллах упомянул о десяти правах. Первым упомянуто право Всевышнего Аллаха.
За ним следуют право родителей, право родственников, право слабых и нуждающихся из числа сирот и бедняков, право соседей и окружающих людей.
Затем следует право человека, который не является жителем данной местности. Это путник. Сюда же относится и гость.
За этими правами следует право невольников. Некоторые из наших праведных предшественников включили в этот список и скотину.
Мои братья по вере! Неотъемлемым качеством верующего является любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха. Абу Умама ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« مَنْ أَحَبَّ لِلَّهِ ، وَأَبْغَضَ لِلَّهِ ، وَأَعْطَى لِلَّهِ ، وَمَنَعَ لِلَّهِ ، فَقَدِ اسْتَكْمَلَ الإَِيمَانَ »
«Кто любит ради Аллаха и ненавидит ради Аллаха, даёт ради Аллаха и воздерживается давать ради Аллаха, его вера совершенна» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным]. Мусульманин должен любить только те слова и дела, которые любит Всевышний Аллах и Его Посланник. Он должен проявлять смирение и исполнять веления Всевышнего, надеясь на Его награду и страшась Его наказания.
Мусульманин должен ненавидеть то, что ненавидит Аллах — то есть, то, что Он запретил. Мусульманин должен побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, не ища при этом никакой выгоды для себя и не делая это напоказ, просто для того, чтобы люди говорили, что такой-то удерживает от порицаемого. Он должен делать всё ради Всевышнего Аллаха:
«Скажи: “Поистине, моя молитва и моё жертвоприношение [или поклонение], моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров”» (6:162).
Всё, что мусульманин даёт, он должен давать ради Всевышнего Аллаха. Это касается милостыни, закята и расходов на семью. Ведь всё имущество изначально принадлежит Всевышнему Аллаху, а человек — раб Аллаха, и всё существующее принадлежит Всевышнему.
Мусульманин лишает чего-то себя и других также ради Аллаха. Он не занимается ростовщичеством, не мошенничает и не обманывает, и делает он это не ради сохранения своей репутации и не для того, чтобы люди восхищались им. Он поступает так ради Всевышнего Аллаха.
Бойтесь Аллаха и соблюдайте права каждого имеющего право, ибо вы несёте ответственность за соблюдение этих прав. И знайте, что лучшие слова — Книга Аллаха, а лучшее руководство — руководство Мухаммада *, а наихудшие из дел — новоизобретённые.
О те, которые уверовали! Поистине, Аллах и Его ангелы призывают благословения на Пророка Мухаммада *. Призывайте же и вы на него благословение!
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, и живым, и умершим, их грехи! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйа минхум ва-ль-амват).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться! (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика).
О Аллах, помоги нам идти Твоим прямым путём и помоги нам делать то, чем Ты доволен! (<