Хутба 53. Облегчения желающим вступить в брак
Часть первая
Хвала Аллаху Единому, Который предписал мусульманам вступать в брак и побуждает их к этому. Всевышний сказал:
«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведных из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах — Объемлющий, Знающий» (24:32).
Всевышний предписал вступление в брак ради того, чтобы уберечь верующих от совершения запретного и сберечь их честь. Аллах обещал — а все Его обещания истинны — обогатить вступающего в брак по милости Своей. Всевышний сказал:
«Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах — Объемлющий, Знающий» (24:32).
И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада *, сказавшего: «О юноши! Кто из вас способен содержать семью, пусть женится…» [Аль-Бухари; Муслим].
И он призывал благословение на жениха и невесту, говоря:
« بَارَكَ اللَّهُ لَكَ ، وَبَارَكَ عَلَيْكَ ، وَجَمَعَ بَيْنَكُمَا فِي خَيْرٍ »
«Да благословит тебя Аллах, да ниспошлёт он тебе Свои благословения, и да соединит он вас во благе»[45] [Абу Давуд; ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Пророк * разъяснил, что вступление в брак — это его сунна, и кто не желает вступать в брак, тот не имеет к нему отношения. Он сказал:
« وأتَزَوَّجُ النِّساءَ ، فَمَن رغِبَ عَنْ سُنَّتِي فليس منِّي »
«…и я женюсь на женщинах. А кто не желает следовать моей сунне, тот не имеет ко мне отношения!» [Аль-Бухари; Муслим].
Да благословит Аллах его самого, его семью и сподвижников!
О люди! Бойтесь Аллаха, помните о том, что Он всегда видит вас, будьте покорны Ему и не ослушивайтесь Его. И знайте, что вступление в брак приносит очень много пользы. Он позволяет мусульманину и мусульманке уберечься от запретного. Вспомним слова Пророка *:
« يَا مَعْشَرَ الشَّبَابِ مَنْ اِسْتَطَاعَ مِنْكُمُ البَاءَةَ فَلْيَتَزَوَّجَ ، فَإِنَّهُ أَغَضُ لِلْبَصَرِ وَأَحْصَنَ لِلْفَرَجِ »
«О юноши! Кто из вас способен содержать семью, пусть женится, ибо, поистине, это помогает опускать взор и уберегать половые органы от запретного» [Ахмад; Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи; Абу Давуд; ан-Насаи; Ибн Маджа].
К тому же, после вступления в брак мужчина и женщина помогают друг другу и вместе строят свою жизнь. Женщина находит у мужчины защиту и покровительство. Он зарабатывает, обеспечивает её всем необходимым и расходует на неё свои средства, а также делает за неё то, что она не способна сделать в силу своей слабости. А мужчина находит у женщины успокоение. Она выполняет домашнюю работу и воспитывает детей, избавляя его от необходимости думать об этом. В общем, вступление в брак нужно не только для удовлетворения полового инстинкта — есть более возвышенные цели. Супружеская связь — это узы любви и человеческого тепла. Это связь сердец, ведущая к созданию семьи и, как следствие, к формированию общества. А это — возвышенная и благородная цель.
О мусульмане! Учитывая несомненную пользу создания семьи, ислам побуждает своих последователей вступать в брак и облегчать молодым путь к обретению «второй половины». Ислам запрещает возводить препятствия на пути желающих вступить в брак. Однако сегодня люди поддаются наущениям Шайтанов из числа людей и джиннов и возводят на пути женихов и невест столько труднопреодолимых препятствий, что вступление в брак стало в наше время одним из сложнейших дел, если не сказать — самым сложным.
К таким препятствиям относятся следующие.
1. Женщине мешают выйти замуж, несмотря на то, что находится достойный кандидат. Иногда вмешивается опекун (вали — ولي), иногда — другие недальновидные люди, особенно женщины. Они приводят разные несостоятельные доводы. Например, говорят что-нибудь вроде: «Он слишком стар для тебя!» или: «Он беден!» или: «Он религиозен до фанатизма!» А на самом деле этот кандидат просто не нравится им лично и не соответствует вкусу этих глупцов. А всем известно, что когда делами женщины начинают распоряжаться глупцы, они ведут себя безответственно, и в результате больше всех страдает сама женщина.
Разумный опекун, убедившись в том. что жених подходящий, а невеста согласна, должен сочетать их браком и не позволять глупым людям вмешиваться в дела его подопечной и решать за неё её судьбу. Пророк * сказал:
« إِذَا أتاكم مَنْ تَرْضَوْنَ دِينَهُ ، وَخُلُقَهُ فَزَوِّجُوهُ ، إِلاَّ تَفْعَلُوا تَكُنْ فِتْنَةٌ فِي الأَرْضِِ وَفَسَادٌ عَرِيضٌ »
«Когда к вам приходит тот, чьей религией вы довольны, выдавайте за него (девушку). Если вы не будете делать этого, на земле начнётся смута и великое нечестие!» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его хорошим].
Опекун, удерживающий женщину от вступления в брак, совершает сразу три преступления. Во-первых, он совершает преступление против самого себя, ослушиваясь своего Господа и Его Посланника * и совершая грех. Во-вторых, он совершает преступление против женщины, потому что не позволяет ей выйти замуж за достойного кандидата, ущемляя этим её интересы. В-третьих, он совершает преступление против жениха, лишая его права, которым наделил его Шариат. Опекун, поступающий так, лишается права на опекунства, и это право переходит к другому опекуну, более достойному и праведному. Более того, если он удерживает свою подопечную от вступления в брак с достойным кандидатом, он становится нечестивцем (фасик — فاسق) с неполноценной верой и его свидетельство не принимается. Таково мнение многих учёных.
2. Завышенный махр. В наше время махр стал предметом гордости и хвастовства. Его требуют лишь для того, чтобы потом рассказывать всем, какой огромный махр получила девушка. Люди не задумываются о последствиях подобных действий и не понимают, что они создают скверный обычай в исламе, и на них ляжет не только их собственный грех, но и грех тех, кто последует этому обычаю. Они не думают о том, что создают затруднения людям, вызывая у них недовольство и гнев, и становятся предметом обсуждения, язвительных насмешек и издевательств. Важно также заметить, что огромный махр вызывает у мужчины неприязнь к будущей жене, и велика вероятность того, что он даст ей развод после первой же ссоры. А когда женщина просит скромный махр, это, напротив, приносит в семью благословение, любовь и согласие. Повелитель верующих ‘Умар ибн аль-Хаттаб ** сказал: «Не завышайте махр женщин, ибо, поистине, если бы это было похвальным поступком в этом мире или считалось бы проявлением богобоязненности в мире вечном, Пророк * непременно делал бы это». Один учёный сказал: «Из хадисов следует, что не существует такого понятия, как наименьший махр, и что горсть савика, железный перстень или обучение религии также считается махром и делает женщину дозволенной для мужа. Из хадисов также следует, что завышать махр нежелательно, и что это уменьшает благословенность брака и привносит в него трудности».
3. Придуманные людьми ненужные расходы, которые тяжким грузом ложатся на плечи жениха. Многие мужчины начинают испытывать отвращение к браку, когда видят это расточительство и излишества в виде покупки дорогих тканей, драгоценностей и украшений, неоправданно дорогой обстановки в спальню, а также непомерные расходы на организацию свадебного торжества и угощения. Стоит добавить частые взаимные визиты между семьями супругов, которые тоже «бьют по карману» мужчины и не приносят ни малейшей пользы женщине. Это — деньги, потраченные впустую. Непомерные расходы мешают мусульманам вступать в брак, а ведь это — одна из жизненных необходимостей.
Некоторые из тех, чья вера слаба, принесли мусульманам скверные обычаи и запретные деяния, и сделали их необходимым ритуалом для вступления в брак. Это, например, проведение свадебного торжества в отелях и других подобных местах, приглашение музыкальных ансамблей и танцовщиц. Мужчины и женщины находятся в одном зале и свободно общаются, а жених и невеста фотографируются вместе с остальными. При этом невеста может быть полуголой. В итоге свадьба превращается в вакханалию, на которой люди бросают вызов Аллаху и Его Посланнику *, открыто совершая грехи…
О рабы Аллаха! Поистине, возведение подобных препятствий на пути желающих вступить в брак приводит к очень печальным последствиям. Всё меньше людей вступают в брак из-за непомерных расходов, связанных с ним. Это приводит к распространению порока и прелюбодеяния, потому что запрещение одобренного Шариатом приводит к распространению неодобряемого, и чрезмерность во всём приводит к скверным результатам.
Иногда опекун девушки отказывается выдавать её замуж за достойного кандидата, даже если он праведен, потому что он не может заплатить большой махр и покрыть на самом деле ненужные расходы, связанные со свадьбой. Вместо этого опекун с готовностью позволяет девушке выйти замуж за человека, нрав и религиозность которого оставляют желать лучшего, только потому что он богат и готов платить. Это и есть удерживание подопечной от вступления в брак с достойным кандидатом, повторив которое, опекун становится нечестивцем (фасик) с неполноценной религией до тех пор, пока он не раскается в содеянном.
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и обращайте внимание на подобные вещи…
‘Аузу биЛляхи мина-ш-Шайтани-р-раджим:
«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведных из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах — Объемлющий, Знающий» (24:32).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Господу миров. Поистине, благой конец ожидает богобоязненных, и не дозволено враждовать ни с кем, кроме несправедливых. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник который из двух дел всегда выбирал самое лёгкое, если только в нём не было греха. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, которые следовали его Сунне, исполняли его веления и обрели двойное благо — благо мира этого и мира вечного.
О рабы Аллаха! Ислам узаконил махр при заключении брака, однако махр должен быть обычным и соответствовать положению мужчины и женщины, потому что женщина вступает в брак для того, чтобы приобрести мужа, который будет её защитником и покровителем, а не для того, чтобы получить махр. Махр — средство, а не цель, поэтому его размер не должен превышать пределы разумного. Железный перстень — тоже махр. Если мужчина не может выплатить оговорённый махр сразу, он может остаться долгом на его совести, и он выплатит его, когда будет возможность. Скромный размер махра или отсутствие возможности выплатить его сразу не должно становиться препятствием на пути желающих вступить в брак и подходящих друг другу мужчины и женщины. Махр в исламе — нечто символическое, и он никогда не представлял особой ценности и не был способом обогащения…
О рабы Аллаха! Угощение по случаю заключения брака, или свадебное торжество — сунна, однако и в этом не стоит выходить за пределы разумного. Следует выбирать подходящее время и избегать излишеств, потому что иначе остаются горы еды, которые потом выбрасываются. Это запрещает религия, и подобное не может одобрить разумный человек.
О рабы Аллаха! Шариат побуждает нас объявлять о заключении брака. Посланник * разъяснил нам, что делать это следует посредством ударов в бубен. Это делают женщины отдельно от мужчин. Однако сегодня устраивают пышные празднества, во время которых мужчины и женщины собираются в одном зале, слушают музыку и даже танцуют вместе. Очень часто на эти торжества приглашают музыкальные ансамбли и танцовщиц. Люди открыто ослушиваются Всевышнего, навлекая на себя Его гнев и открывая двери зла и порока.
Бойтесь же Аллах и помните о том, что Он видит вас, где бы вы ни были. Исполняйте Его веления и остерегайтесь ослушания Его. Делайте облегчения желающим вступить в брак и не удерживайте женщин от вступления в брак с достойным кандидатом, а иначе вы поступите несправедливо.
Молодые люди, способные содержать семью, спешите вступить в брак! А вы, о отцы, должны помочь своим сыновьям опускать взор и оберегать половые органы от запретного, и способствовать увеличению численности мусульман. Кто желает блага и благословения, пусть ищет праведную жену, и она станет для него лучшим спутником жизни.
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без помощи того, кто оставляет без помощи эту религию! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).
О Аллах, помилуй нас, поистине, Ты милосерден к нам, и не наказывай нас, хотя, поистине, Ты можешь сделать это! (Аллахумма-рхамна фа-иннака бина рахимун ва ля ту‘аззибна фа-иннака ‘аляйна кадир).
О Аллах сделай лица наши светлыми в День, когда одни лица будут светлыми, а другие почернеют! (Аллахумма баййид вуджухана йаума табйадду вуджухун ва тасвадду вуджух).
О Аллах, почти нас и не унижай, добавь нам и не лишай нас, предпочти нас и не предпочитай нам других! (Аллахумма акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна ва асирна ва ля туассир ‘аляйна).
О Аллах, мы просим у Тебя защиты от несчастной участи в мире вечном, от зла предопределения и злобы врагов (Аллахумма инна на‘узу бика мин дараки-ш-шика’ ва суи-ль-када’ ва шаматати-ль-а‘да’).
О Аллах, Тебе хвала до тех пор, пока не удовольствуешься Ты, и Тебе хвала, когда Ты удовольствуешься, и Тебе хвала после того, как Ты удовольствуешься (Аллахумма ляка-ль-хамду хатта тарда ва ляка-хамду иза радыйта ва ляка-ль-хамду ба‘да-р-рида).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).
«Преславен Господь Твой, Господь величия и далёк Он от того, что они приписывают Ему, мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!»