Хутба 49. Особое усердие в поклонении в последнюю декаду рамадана
Часть первая
Хвала Аллаху, Господу миров, Который повелел нам совершать добрые дела и не терять времени даром. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей в Его Божественности и Господстве, а также в Его Именах и атрибутах. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, который совершил множество благих дел. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и благородных сподвижников.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха, и пусть бег времени и быстрая смена дня и ночи станут для вас назиданием. Знайте, что быстро пролетающие дни и ночи — это уходящая безвозвратно часть вашей жизни и вместилище ваших деяний. Наполняйте же их благими делами, и они принесут вам облегчение и радость в День расчёта, когда творившим добро будет сказано:
«Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни!» (69:24).
И не наполняйте их тем, что принесёт вам зло и опечалит вас в день, когда творивший дурное воскликнет:
«“Лучше бы я заранее приготовил благо для своей жизни [в мире вечном]!”» (89:24).
Знайте, о рабы Аллаха, что сейчас — лучшие дни рамадана. С начала благословенного месяца прошло двадцать дней, и мы вступили в последнюю декаду рамадана. Кто совершал благие дела с начала месяца, пусть продолжает в том же духе и проявляет ещё больше усердия, чтобы увеличить свою награду. Воспользуйтесь этими благословенными днями, которые отличаются от предыдущих. Если же в прошедшие дни рамадана вы делали упущения, то постарайтесь восполнить упущенное и просите у Аллаха прощения за вашу небрежность. Может быть, Аллах простит вам прошлые грехи и поможет вам совершать благие дела в оставшиеся десять дней рамадана. А ведь дела оцениваются по завершению!
О рабы Аллаха! Поистине, этот месяц отличается от остальных. Вся жизнь верующего — предоставленная ему Всевышним бесценная возможность для совершения благих дел. Однако этот месяц Аллах сделал благословенным и предписал совершать в рамадан дела, которых мы не совершаем в остальные месяцы года. Всевышний предписал нам соблюдать пост, который является одним из столпов ислама. В одном из хадисов-кудси Всевышний сказал о посте в рамадан: «Пост — для Меня, и я воздаю за него» [Ан-Насаи; аль-Альбани назвал его достоверным]. Всевышний Аллах наделил пост двумя отличительными чертами. Во-первых, Всевышний связал пост в рамадан с Собой, сказав: «Пост — для Меня». Так Аллах почтил пост. Во-вторых, за пост воздаёт Сам Всевышний, а это предполагает, что награда будет щедрой и великой, и о её размерах известно только Всевышнему Аллаху.
Дни рамадана мы должны проводить в посте, а ночи простаивать в молитве.
В рамадан мусульмане совершают особую коллективную молитву — таравих. Пророк * сказал:
« مَنْ قَامَ مَعَ الإِمَامِ حَتَّى يَنْصَرِفَ ، كُتِبَ لَهُ قِيَامُ لَيْلَةٍ »
«Кто выстаивал молитву вместе с имамом, пока тот не ушёл, тому запишется простаивание ночи в молитве» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Пророк * также сказал:
« مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا ، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ »
«Кто постился в рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся все его прошлые прегрешения» [Аль-Бухари; Муслим].
В дни рамадана мы должны больше времени посвящать поклонению, постясь днём и совершая молитву ночью. В рамадан верующий ведёт борьбу с собственной душой: днём — с помощью поста, а ночью — с помощью молитвы.
А борьба с собственной душой требует терпения, поэтому рамадан назван месяцем терпения. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, Аллах — с терпеливыми» (2:153).
Аль-Багави (да помилует его Аллах) сказал: «То есть, к посту. Рамадан назван месяцем терпения, а основа терпения — воздержание. В рамадан человек воздерживается от пищи и некоторых удовольствий».
Кто ведёт эту борьбу днём и ночью и проявляет терпение, тому воздастся без всякого счёта. Что же касается того, кто не совершает молитву-таравих из лени, то он отказывается исполнять повеление Всевышнего. У него не хватило терпения вести борьбу со своей душой посредством молитвы, и он лишил себя великой награды. Пусть же люди, которые совсем не посещают молитву-таравих или делают это очень редко, опомнятся, и не пропускают ни одной молитвы в оставшиеся десять дней, чтобы Всевышний засчитал им выстаивание рамадана.
В этот благословенный месяц мы должны больше читать Коран, поскольку Всевышний сказал:
«Месяц рамадан, в который был ниспослан Коран…» (2:185).
Поскольку Всевышний выбрал рамадан среди других месяцев, чтобы ниспослать Коран, то мы также должны выделять этот месяц, посвящая его чтению Корана. «Поистине, Джибриль (мир ему) встречался с Пророком * каждую ночь в месяц рамадан и читал с ним Коран» [Аль-Бухари и Муслим].
Джибриль — лучший из ангелов, а Мухаммад — лучший из посланников. Они повторяли вместе лучшее из Писаний в лучший из месяцев. Это свидетельствует о том, что за чтение Корана в рамадан полагается большая награда, чем за чтение его в другие месяцы, хотя верующий должен читать Коран в течение всего года.
Джибриль с Пророком * повторяли Коран в рамадан. Это указывает на то, что верующему желательно прочитывать заученное наизусть из Корана более знающему человеку, который знает наизусть больше, чтобы получить пользу от него.
Чтение Корана в рамадан включает чтение его во время молитвы-таравих и добровольной ночной молитвы, а также в другое время. Сподвижники Пророка * много читали Коран во время добровольной ночной молитвы. Так, некоторые из них читали по двести аятов в каждом рак‘ате и даже опирались на палку, уставая от долгого стояния.
Мы упоминаем об этом ради тех, кто ленится совершать молитву, как следует, и кому это занятие кажется слишком тяжким. Как мы знаем, имам имеет право сокращать молитву, учитывая положение молящихся. Однако это не означает, что он может прийти, наскоро прочитать несколько аятов, добавить к ним несколько наспех совершённых поклонов, а потом — спокойно удалиться.
Имеется в виду, что имам должен придерживаться «золотой середины», совершая молитву должным образом и одновременно стараясь не причинять неудобств молящимся. Он должен совершать молитву-таравих размеренно на протяжении всего месяца, каждый день прочитывая примерно одинаковое число аятов. К сожалению, многие имамы не желают придерживаться этого правила и в первые дни месяца читают так долго, что прочитывают весь Коран, а в оставшиеся дни читают по несколько аятов, в том числе и в самые благодатные дни рамадана — его последнюю декаду.
О рабы Аллаха! Цель совершения молитвы-таравих и добровольной ночной молитвы не в том, чтобы прочитать Коран полностью и завершить его чтение особой мольбой, с которой обращаются к Всевышнему после прочитывания Корана полностью. Эти две молитвы были предписаны Всевышним для того, чтобы занять ночи благословенного рамадана молитвой. Если человек прочитал Коран полностью, это — лишь полезное дополнение, а не цель. Если же он не успел прочитать Коран полностью, однако совершал молитву должным образом во все ночи рамадана, с искренним намерением, то его награда будет полной, если будет на то воля Аллаха. Более того, если человек прочитал Коран полностью за несколько ночей с искренним намерением, а потом прекратил совершать молитву до конца месяца, его награда уменьшится в зависимости от того, сколько ночей он пропустил.
В этот благословенный месяц Всевышний Аллах также предписал верующим проявлять особое усердие в поклонении в его последнюю декаду, потому что её ночи — это ночи освобождения от Огня для заслуживших попадание в Огонь, если только они раскаятся в своих грехах и проявят в эти ночи особое усердие с искренним намерением.
В Пророке * был прекрасный пример для нас, а он проявлял особое усердие в поклонении в эти дни. Он простаивал последние десять ночей рамадана в молитве и совершал и‘тикаф — неотлучное пребывание в мечети — чтобы полностью освободиться для поклонения.
Таким образом, проявляя особое усердие в поклонении в последние десять дней рамадана, мы следуем примеру Пророка * и Словам Всевышнего:
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и много поминает Аллаха» (33:21).
Не стоит забывать и о том, что среди последних десяти ночей рамадана следует искать Ночь Предопределения, о которой Всевышний Аллах сказал:
«Ночь предопределения [или величия] лучше тысячи месяцев» (97:3).
То есть, благие дела, совершаемые в эту ночь, лучше дел, совершаемых в течение тысячи месяцев, в которых нет Ночи Предопределения. Пророк * сказал:
« مَنْ قَامَ لَيْلَةَ الْقَدْرِ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا ، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ »
«Кто выстаивал Ночь Предопределения с верой и надеждой на награду Всевышнего, тому простятся все его прошлые прегрешения» [Аль-Бухари; Муслим].
Поскольку мы не знаем точно, какая из ночей рамадана является Ночью Предопределения, мы должны совершать молитву и читать Коран во все ночи благословенного месяца, чтобы не пропустить её.
Всевышний Аллах сокрыл от нас эту великую ночь, чтобы мы проявляли больше усердия в поклонении и выстаивали все ночи рамадана в надежде застать её. Совершив много благого, мы получим великую награду. К тому же, в рамадан искреннего и усердного верующего легко отличить от ленивца...
Мусульманин, которому Всевышний помог хорошо потрудиться в этот месяц, снискать милость Аллаха и Его прощение и заслужить освобождения от Огня, выстояв Ночь Предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, достоин того, чтобы обрести всё благо, заключённое в этом месяце. Он достоин того, чтобы его степень была возвышена за то, что он делал в минувшие дни.
Пророк * совершал в последнюю декаду рамадана особые действия. Он посвящал ночи поклонению и будил членов своей семьи, чтобы совершать молитву вместе с ними. К сожалению, сегодня многие мусульмане даже не думают об этом. Вместо молитвы они позволяют членам своей семьи засиживаться допоздна за играми и забавами, проводить долгие часы на улице или перед экраном телевизора. Их жёны и дети смотрят фильмы и телесериалы, слушают музыку ночи напролёт, даже в рамадан, и не получают никакой пользы, а только добавляют к своим грехам новые. После ночного бодрствования они весь день спят, просыпая даже обязательную молитву, потому что их не приучили уважать рамадан. А это, чаще всего, вина мужчины — мужа и отца. Всевышний Аллах обязательно спросит с них за небрежное отношение к своим подопечным и неисполнение своих обязанностей перед ними. Пророк * сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству…» [Аль-Бухари; Муслим].
В последние десять дней рамадана, как мы уже говорили, Пророк * совершал и‘тикаф — то есть, неотлучно пребывал в мечети, поклоняясь Всевышнему, и покидал мечеть только при необходимости, а потом сразу возвращался. Пророк * проводил эти десять дней в мечети, чтобы отдалиться от мирских дел и сосредоточиться на поклонении. Эти десять дней он посвящал поминанию Аллаха, молитве и обращению к Аллаху с мольбами.
Мои братья по вере! Проявляйте особое усердие в поклонении вашему Господу в последнюю декаду рамадана, на которую приходится Ночь Предопределения. Если у вас нет возможности совершать и‘тикаф, чаще сидите в мечети, поминая Аллаха и читая Коран. Всевышний Аллах сказал:
«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Поистине, Аллах любит творящих добро. Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — а кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние усердно трудящихся!» (3:133–136).
Пусть Всевышний Аллах сделает Великий Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фи-хима мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).
Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Господу миров. Богобоязненных ожидает благой конец, и нельзя враждебно относиться ни к кому, кроме несправедливых притеснителей. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он — Бог первых и последних и Поддерживающий небеса и землю. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, и достойный доверия Пророк. Да благословит Аллах и приветствует его самого и его семью, а также его благородных сподвижников и их последователей.
О люди! Бойтесь Аллаха, Обладателя щедрости и великодушия! Очищайте свои души, раскаиваясь в совершённых грехах, и спешите совершать благие дела в оставшиеся дни рамадана и вашей жизни. Преуспеет тот, кто боролся со своей душой и очищал её, и потерпит неудачу тот, кто позволил своей душе следовать страстям.
О рабы Аллаха! До конца благословенного рамадана осталось всего несколько дней. Давайте же наполним эти дни покорностью Всевышнему, благими делами и чтением Корана. Давайте наполним эти дни поминанием Аллаха, будем раздавать милостыню и искренне каяться перед Всевышним, чтобы Он простил нам наши прошлые прегрешения. Благоразумный человек не упускает ни одной возможности совершить благое дело, особенно в благословенное время, чтобы его благие дела стёрли собой дурные, ибо, поистине, благие дела устраняют дурные. Это — напоминание для поминающих. Наблюдая за сменой дня и ночи, задумайтесь о своей жизни. Она так коротка, так быстротечна! Посмотрите вокруг. Сколько людей, которых вы знали, уже покинули этот мир! Они были богатыми и наслаждались жизнью, а потом их обителью стала могила. Пусть же они будут назиданием для вас…
Счастлив тот, кто учится на чужих ошибках, а не на собственных, внимает велениям Всевышнего, боится Его и исполняет свои обязанности перед Ним. И несчастен тот, кто пренебрежительно относился к своей жизни в прошлом, не извлекая пользы из проходящих дней и ночей, и не использует оставшуюся часть жизни для того, чтобы раскаяться и вернуться к Своему Господу и Создателю, и не спешит приблизиться к Нему посредством того, что вызывает Его довольство, до того, как предстанет перед Господом против своего желания…
О мусульмане! Вспомните о том, что от рамадана осталось всего несколько ночей. А ведь многим из нас осталось жить совсем немного! Кто провёл рамадан не так, как должен проводить его мусульманин, пусть искренне раскается перед Всевышним — до того, как закроются врата и будут свёрнуты свитки. А кто совершил в рамадан много благих дел и усердно поклонялся своему Господу, пусть продолжает в том же духе и старается сделать ещё больше. И пусть он благодарит своего Господа за Его бесчисленные милости и не уподобляется пряхе, которая распустила свою пряжу после того, как крепко свила её.
О мусульмане! Оживляйте мечети, совершая в них коллективные и пятничные молитвы, ибо Всевышний сказал: «…которые регулярно совершают молитву» (23:9). И чаще раздавайте милостыню, потому что Всевышний сказал о раздающих милостыню мужчинах и женщинах: «Аллах уготовал им прощение и великую награду» (33:35). Читайте Коран и действуйте согласно ему, ибо, поистине, он будет заступаться в Судный день за своих приверженцев. Простаивайте ночи в молитве, и вы окажетесь одними из тех, о ком Всевышний Аллах сказал:
«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие сокрытые услады для глаз уготованы для них в воздаяние за то, что они совершали» (32:16–17).
О мусульмане! Всевышний Аллах предписал вам выплачивать закят аль-фитр (садака аль-фитр — صدقة الفطر) в конце рамадана. Он составляет са‘ съестного. Садака аль-фитр обязан выплачивать каждый мусульманин, молодой и старый, мужчина и женщина, богатый и бедный. Это дополнение к посту и благодарность Всевышнему за то, что Он позволил нам дожить до конца рамадана и помог нам провести благословенный месяц в поклонении и покорности Ему. Садака аль-фитр — очищение постящегося от пустословия и сквернословия, утешение и радость для бедных и избавление их от унижения и необходимости просить у людей в день Праздника. Садака аль-фитр можно отдать в период с момента объявления о Празднике до праздничной молитвы. Также разрешается отдать её раньше — за день или два до Праздника. Кто успел отдать её в это время, тому зачтётся садака аль-фитр, а в противном случае это будет обычная милостыня, подобная любой другой. Многие учёные утверждают, что именно она подразумевается в Словах Всевышнего:
«Преуспел тот, кто очистился, поминал Имя своего Господа и совершал молитву» (87:14–15).
То есть, преуспел тот, кто отдал садака аль-фитр и совершил праздничную молитву.
Подавайте же эту праздничную милостыню из благоприобретённого имущества и от чистого сердца. Поистине, Всевышний Аллах сказал:
«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (3:92).
Лучше будет, если мусульманин отдаст садака аль-фитр бедным той местности, в которой он будет находиться в день Праздника. Это — демонстрация благодарности Аллаху и благодеяние нуждающимся. Однако если мусульманин подаст эту милостыню в другой местности, увидев, что там люди больше нуждаются в ней, то в этом не будет ничего предосудительного. Нужно по возможности подавать именно съестное, а не его стоимость, потому что Пророк * и его сподвижники поступали так, хотя у них была возможность подать эту милостыню золотом или серебром. Всевышний Аллах сказал:
«В Посланнике Аллаха — прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:20–21).
Подавайте же праздничную милостыню, очищая свою веру, и вас ждёт награда от вашего Господа. Подавая садака аль-фитр, вы оживляете сунну вашего Пророка *, делаете добро своим братьям по вере и возвеличиваете веления вашего Господа. Поистине, Аллах любит творящих добро и вознагрждает подающих милостыню. Поистине, возвеличивание предписаний Всевышнего — от богобоязненности в сердцах.
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, сделай благословенной для нас оставшуюся часть рамадана! (Аллахумма барик ляна фи-ма бакыйа мин рамадан).
О Аллах, позволь нам дожить до Ночи предопределения и прими от нас! (Аллахумма баллигна ляйлят аль-кадр ва-дж‘аль-на мина-ль-макбулин).
О Аллах, сделай нас одними из тех, чей пост Ты примешь и чьи грехи и упущения Ты простишь! (Аллахумма-дж‘аль-на мимман кабильта сыйамаху ва гафарта зунубаху ва таджавазта ан таксырихи ва заллятихи).
О Аллах, воздай нам благодеянием за благодеяние, а за дурные дела — прощением! (Аллахумма-джазина би-ль-ихсани ихсанан ва би-с-сеййиати ‘афван ва гуфранан).
О Аллах, помоги нам полюбить Коран и сделай нас одними из читающих его аяты и поступающих согласно его установлениям! (Аллахумма хаббиб иляйна-ль-Кур’ана ва-дж‘аль-на талина ли-айатихи ‘амилина би-ахкамихи).
О Аллах, сделай то, что Ты предопределил нам в Ночь предопределения благом для нас, наших родителей, наших детей, наших братьев по вере, наших шейхов и общины Мухаммада *. (Аллахумма-дж‘аль ма кадайтаху ляна фи ляйляти-ль-кадр хайран ляна ва ли-валидейна ва ли-абнаина ва ихванина ва машайихина ва ли-уммати Мухаммад *).
О Аллах, помоги слабым и бедным, о Аллах, освободи наших пленников! (Аллахумма кун ли-д-да‘афа ва-ль-масакин Аллахумма фукка кайда асрана ва асра-ль-муслимин).
«Преславен Господь Твой, Господь величия и далёк Он от того, что они приписывают Ему, мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!»