Хутба 47. Дозволенные и запрещённые действия во время молитвы
Часть первая
Хвала Аллаху, Господу миров. Он сделал смирение в молитве одним из качеств преуспевших верующих и сообщил нам, что они унаследуют Фирдаус и пребудут в нём вечно. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, даже если многобожникам это и ненавистно. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, печать пророков и предводитель людей с сияющими следами от омовения. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и сподвижников.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и знайте, что смирение — дух молитвы, и выстаивание молитвы предполагает смирение во время её совершения. Молитва без смирения — словно дух без тела. Всевышний Аллах связал преуспеяние со смирением в молитве, сказав:
«Поистине, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв» (23:1–2).
Лишь проявляющие смирение в молитве окажутся в числе преуспевших. Одним из признаков смирения в молитве является неторопливость движений, сосредоточенность сердца. Человек, проявляющий смирение в молитве, не делает лишних движений и наслаждается чтением Слов Всевышнего и обращением к Нему с мольбами. К признакам смирения в молитве также относится избегание того, что запрещено делать во время молитвы. Запрещённые во время молитвы действия делятся на две категории.
1. Действия, которые делают молитву недействительной. Их восемь: умышленное произнесение слов, не имеющих отношения к молитве, смех, принятие пищи и питья, открытие ‘ауры, обращение не в сторону киблы, множество лишних движений, осквернение и присутствие нечистоты на теле, одежде или в месте совершения молитвы.
2. Действия, которые запрещено совершать во время молитвы, однако они не делают её недействительной. В результате этих действий молитва становится неполноценной. Таких действий множество.
Не разрешается поднимать взор к небу, потому что Пророк * упрекал того, кто поступал так. Он сказал:
« مَا بَالُ أَقْوَامٍ يَرْفَعُونَ أَبْصَارَهُمْ إِلَى السَّمَاءِ فِي صَلاتِهِمْ »
«Почему некоторые люди поднимают взор к небу во время своих молитв?» И он подчеркнул серьёзность этого проступка, сказав:
« لَيَنْتَهُنَّ عَنْ ذَلِكَ أَوْ لَتُخْطَفَنَّ أَبْصَارُهُمْ »
«Они должны прекратить поступать так, а иначе Аллах лишит их зрения!» [Аль-Бухари]. Мусульманин должен помнить об этой угрозе и не поднимать взор к небу во время молитвы.
Молящийся не должен блуждать взглядом по вещам, которые находятся перед ним, потому что это отвлекает его от молитвы. Некоторые люди пренебрегают этим запретом и во время молитвы смотрят по сторонам.
Молящийся должен смотреть на то место, куда он опускает лоб во время земного поклона, а не рассматривать стены, узоры на них и подвесные люстры или читать надписи.
Пророк * также запретил уподобляться животным во время молитвы. Так, он запретил опускать в земной поклон подобно тому, как опускается верблюд, оглядываться, как оглядывается лиса, опускать локти на землю подобно тому, как лежит дикий зверь и собака и совершать поклоны слишком быстро, подобно тому, как клюёт ворон. Пророк * также запретил поднимать руки во время таслима подобно тому, как поднимают хвосты норовистые лошади. Этим шести животным запрещается уподобляться во время молитвы.
Молящийся не должен опускаться в земной поклон тяжело, медленно и неохотно, как опускается верблюд. Он должен падать ниц энергично, с лёгкостью. Вспомним Слова Всевышнего: «Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая, и это приумножает их смирение» (17:109).
Неохотное совершение молитвы, когда человек делает каждое движение словно через силу — это и есть лень, о которой упомянул Всевышний, описывая лицемеров: «Когда они встают на молитву, то встают лениво…» (4:142).
Молящемуся также запрещено оглядываться подобно лисе. Пророк * сказал:
« إنَّ الاِلْتِفَاتَ فِي الصَّلاةِ اِخْتِلاَسٌ ، يَخْتَلِسُهُ الشَّيْطَانُ مِنْ صَلاةِ الْعَبْدِ »
«Поистине, когда человек во время молитвы отвлекается (бросая взгляды по сторонам), это Шайтан похищает нечто из его молитвы» [Аль-Бухари].
Имам Шамсуддин Мухаммад ибн Абу Бакр (да помилует его Аллах) сказал: «Запретное отвлечение бывает двух видов. Первый — когда сердце молящегося отвлекается, отстраняясь от Всевышнего Аллаха и устремляясь к кому-то или чему-то помимо него. Второй — отвлечение взгляда».
То есть, человек оглядывается по сторонам во время молитвы. Оба вида описанных выше действий запрещены. Аллах обращён к Своему рабу до тех пор, пока Его раб обращён к Нему, но стоит его сердцу или взору отвлечься, как Всевышний Аллах отворачивается от него. Посланника Аллаха * спросили о взглядах, которые человек бросает по сторонам во время молитвы, и он сказал: «Это — ни что иное, как кража Шайтана, похищающего нечто из молитвы раба Аллаха» [Аль-Бухари]. Молящийся, сердце или взор которого отвлекается во время молитвы, подобен человеку, которого вызвал к себе правитель, поставил перед собой и обратился к нему с речью, а он стоит и смотрит по сторонам, и сердце его отвлеклось, потому что он думает о своём и не слышит, что ему говорят… Чего может ожидать такой человек от правителя? По меньшей мере, он заслуживает того, чтобы правитель прогнал его, разочаровался в нём и отдалил его от себя. Так что же можно сказать о человеке, который отвлекается во время молитвы? Как далеко ему до того, кто устремляется к Аллаху всем своим существом, и сердце его наполняется возвеличиванием и страхом, когда он стоит пред Аллахом. Ему стыдно пред Аллахом отвлечься и обратить внимание на что-то другое.
Молящемуся также запрещается во время земного поклона уподобляться лежащему зверю, то есть — класть локти на землю. Ему следует класть руки раскрытыми ладонями на землю напротив плеч и ушей и поднимать локти, отстраняя их от боков, потому что в хадисе сказано:
« إِذَا سَجَدْتَ فَضَعْ كَفَّيْكَ وَارْفَعْ مِرْفَقَيْكَ »
«Когда совершаешь земной поклон, опускай кисти рук на землю и поднимай локти» [Муслим].
Молящемуся также запрещено уподобляться собаке, простирая ступни и прижимая их внешней стороной к земле во время сидения между двумя земными поклонами, и сидеть на пятках. На самом деле, молящийся должен во время этого сидения простирать левую ступню и садиться на неё, а правую ставить вертикально, опираясь на пальцы. При этом его пальцы должны быть обращены в сторону киблы.
Молящемуся также запрещается уподобляться клюющему ворону. Имеется в виду излишняя быстрота движений — поясного и земного поклонов. Человек совершает молитву так быстро, что не успевает как следует совершить поклоны. Абу ‘Абдуллах аль-Аш‘ари передаёт, что однажды Посланник Аллаха * совершил молитву со своими сподвижниками, а потом остался сидеть с несколькими из них. Затем вошёл какой-то человек и начал совершать молитву. Он очень быстро совершал поясные и земные поклоны. Посланник Аллаха * некоторое время смотрел на него. А потом сказал:
« تَرَوْنَ هَذَا ، لَوْ مَاتَ عَلَى هَذَا ، مَاتَ عَلَى غَيْرِ مِلَّةِ مُحَمَّدٍ ، يَنْقُرُ صَلاَتَهُ كَمَا يَنْقُرُ الْغُرَابُ الدَّمَ ، إِنَّمَا مِثْلُ الَّذِى يُصَلِّى وَلاَ يَرْكَعُ ، وَيَنْقُرُ فِى سُجُودِهِ ، كَالْجَائِعِ لاَ يَأْكُلُ إِلاَّ تَمْرَةً أَوْ تَمْرَتَيْنِ ، مَاذَا يُغْنِيَانِ عَنْهُ؟ »
«Знаете ли вы, что если бы этот человек умер (сейчас), он умер бы, не будучи последователем религии Мухаммада? Он “клюёт” в молитве, подобно ворону, клюющему добычу, и он подобен совершающему молитву без поклонов. Он — словно голодный, который съел один или два финика, и они не избавили его от голода» [Аль-Байхакы; аль-Альбани назвал его достоверным].
Посланник Аллаха * сказал, что крадущий молитву хуже крадущих имущество. Он сказал:
« أَسْوَأُ النَّاسِ سَرِقَةً ، الَّذِي يَسْرِقُ مِنْ صَلاَتِهِ. قَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ وَكَيْفَ يَسْرِقُ مِنْ صَلَاتِهِ ، قَالَ: لا يُتِمُّ رُكُوعَهَا وَلا سُجُودَهَا ، أَوْ قَالَ :لا يُقِيمُ صُلْبَهُ فِي الرُّكُوعِ وَالسُّجُودِ »
«Наихудшее воровство — когда человек ворует из молитвы» Люли спросили: «О Посланник Аллаха, а как можно украсть что-то из молитвы?» Он сказал: «Он не доводит до конца ни земной, ни поясной поклон». Или же он сказал: «Он не распрямляет спину во время поясного и земного поклона» [Ахмад; аль-Альбани назвал его достоверным].
Молящемуся также запрещается щёлкать пальцами и переплетать их. Абу Са‘ид передаёт, что Пророк * сказал:
« إِذَا كَانَ أَحَدُكُمْ فِي الْمَسْجِدِ فَلاَ يُشَبِّكَنَّ ، فَإِنَّ التَّشْبِيكَ مِنْ الشَّيْطَانِ ، وَإِنَّ أَحَدَكُمْ لا يَزَالُ فِي صَلاةٍ مَا دَامَ فِي الْمَسْجِدِ حَتَّى يَخْرُجَ مِنْهُ »
«Пусть никто из вас, находясь в мечети, не переплетает пальцы, ибо это от Шайтана, и, поистине, один из вас считается совершающим молитву до тех пор, пока не покинет мечеть» [Ахмад; Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверными].
А Ка‘б ибн ‘Уджра передаёт, что Пророк * сказал:
« إِذَا تَوَضَّأَ أَحَدُكُمْ ثُمَّ خَرَجَ عَامِدًا إِلَى الْمَسْجِدِ ، فَلاَ يُشَبِّكَنَّ بين يديه فَإِنَّهُ فِي صَلاةٍ »
«Когда один из вас, совершив омовение, отправляется совершать молитву, пусть не скрещивает руки на груди, ибо, поистине, он уже в молитве» [Ахмад; Абу Давуд; ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Щёлкать пальцами и переплетать их запрещается, потому что это — ненужные действия во время молитвы. Они указывают на лень. Некоторые люди, вставая на молитву, начинают щёлкать пальцами и беспокоят других молящихся неприятным звуком.
Согласно Сунне, молящийся во время стояния должен держать руки на груди, положив правую поверх левой.
Также запрещается потягиваться во время молитвы, потому что подобные действия указывают на лень и отсутствие смирения. Зевота во время молитвы также нежелательна, и следует сдерживать зевок, если это возможно, а в противном случае — прикрыть рот рукой.
Нежелательно делать много лишних движений во время молитвы, если в этом нет необходимости — например, протирать лоб, поглаживать бороду, трогать волосы, накручивать их на палец и теребить одежду. Эти и другие подобные движения мешают человеку сосредоточиться, отвлекают его от молитвы и лишают его сердце смирения. Если человек совершает много подобных действий без нужды, его молитва становится недействительной.
Также нежелательно начинать молитву, если человек думает не о молитве, а о чём-то другом. Например, человек голоден, и ему уже принесли еду, и он совершает молитву, однако все мысли его — о еде. Или же человек хочет в туалет, и это отвлекает его и мешает сосредоточиться. Или в месте, в котором он совершает молитву, очень жарко или, наоборот, очень холодно. Пророк * сказал:
« لاَ صَلاَةَ بِحَضْرَةِ طَعَامٍ ، وَلاَ وَهُوَ يُدَافِعَهُ الأَخْبَثَانِ »
«Не следует совершать молитву, когда уже принесли еду, или когда человек желает справить малую или большую нужду» [Муслим].
Нежелательно совершать молитву, когда перед молящимся находится то, что отвлекает его — например, узоры и надписи. Анас ** передаёт, что у ‘Аиши была пёстрая занавеска, которой она отгораживала часть дома, и Пророк * сказал ей:
« أَمِيطِي عَنَّا قِرَامَكِ هَذَا ، فَإِنَّهُ لا تَزَالُ تَصَاوِيرُهُ تَعْرِضُ لِي فِي صَلاَتِي »
«Убери от нас эту твою занавеску, потому что изображения, которые на ней, всё время маячат у меня перед глазами, когда я молюсь» [Аль-Бухари].
Учёные сказали, что этот хадис указывает на нежелательность совершения молитвы на узорчатых коврах, а также нежелательность украшения мечетей и обращения во время молитвы к тому, что отвлекает от неё.
Нежелательно совершать молитву в месте, где есть изображения живых существ, будь то рисунки или скульптуры. Однако если это скульптуры, то нежелательность ещё сильнее.
Следует обратить внимание на то, что откашливаться и прочищать горло во время молитвы разрешается в том случае, если в этом есть необходимость. Например, человек совершает молитву, а к нему пришёл посетитель, который просит разрешения войти. В этом случае человек может кашлянуть вместо ответа, разрешая гостю войти. ‘Али ** передаёт: «Я заходил к Посланнику Аллаха * вечером и утром, и если я приходил, когда он совершал молитву, он тихо кашлял».
Если же в этом нет нужды, тогда молящемуся лучше не откашливаться.
Некоторые учёные считают даже, что откашливание без нужды делает молитву недействительной. В любом случае оно мешает остальным молящимся, а также имаму, который читает аяты и может сбиться, услышав посторонний звук. Поэтому, даже если человеку необходимо прокашляться, он должен сделать это как можно тише.
Обычный кашель также лучше сдерживать, если это возможно.
Бойтесь же Аллаха, совершая молитву, ибо поистине, когда человек встаёт на молитву, Шайтан старается всеми силами помешать ему и испортить его молитву. Если у Шайтана не получается отвратить человека от совершения молитвы, он пытается отвлечь его во время её совершения, напоминая ему о том, о чём он не вспоминал до молитвы. Бывает так, что Шайтан напоминает молящемуся о том, что он давно забыл и уже отчаялся вспомнить, чтобы отвлечь его.
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и остерегайтесь молитвы лицемера. Пророк * сказал:
« تِلْكَ صَلاَةُ الْمُنَافِقِ ، يَجْلِسُ يُرْقُبُ الشَّمْسَ ، حَتَّى إِذَاَ كَانَتْ بَيْنَ قَرْنَيْ الشَّيْطَانِ ، قَامَ فَنَقَرَهَا أَرْبَعَاً ، لاَ يَذْكُرُ اللهَ فِيِهَا إِلاَّ قَلِيلاً »
«Это — молитва лицемера, когда человек сидит и смотрит на солнце, а когда оно окажется меж рогов Шайтана, он встаёт и быстро, небрежно совершает четыре раката, поминая в них Аллаха лишь немного» [Муслим].
Имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Следующие шесть качеств во время молитвы — признаки лицемерия: лень, удерживающая от совершения молитвы, совершение её напоказ людям, откладывание её, совершение её быстро и небрежно, совершение её почти без поминания Аллаха и отказ от совершения молитвы с общиной».
Опасайтесь же перечисленных свойств, о рабы Аллаха!
‘Аузу биЛляхи мина-ш-Шайтани-р-раджим:
«Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, молитва является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (2:45).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Господу миров. Он даровал нам Закон — Шариат — и облегчил его соблюдение, и не сделал для нас в религии никакого затруднения. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и сподвижников.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и учитесь правильно совершать молитву.
Поскольку в молитве необходимо смирение, молящемуся желательно помешать тому, кто попытается пройти перед ним. Пророк * сказал:
« إِذَا كَانَ أَحَدُكُمْ يُصَلِّي فَلاَ يَدَعْ أَحَدًا يَمُرُّ بَيْنَ يَدَيْهِ ، فَإِنْ أَبَى فَلْيُقَاتِلْهُ فَإِنَّ مَعَهُ الْقَرِينَ »
«Когда кто-нибудь из вас будет совершать молитву, пусть он не позволяет никому проходить перед ним, и если тот проявит упрямство, он должен оттолкнуть его с силой, ибо, поистине, с ним Шайтан» [Муслим].
Молящемуся разрешается убить змею или скорпиона, потому что «Пророк * повелел убивать двух чёрных, то есть змею и скорпиона, во время молитвы» [Аль-Альбани назвал его достоверным].
Во время молитвы разрешается сделать несколько движений — например, пройти немного вперёд или отступить назад, если в этом есть необходимость.
Во время чтения аята, в котором Всевышний угрожает кому-то наказанием, молящийся может просить у Аллаха защиты, а читая аят, в котором упоминается благое обещание, он может просить у Аллаха Его милости, если речь идёт о дополнительной молитве (нафиля — نافلة), потому что Пророк * поступал так. Если же у молящегося кто-то попросил разрешения войти или же он увидел, как имам допустил ошибку, или заметил опасность, угрожающую какому-то человеку, и желает предупредить его, он может сказать вслух: «СубханаЛлах!». А женщина может хлопнуть одной рукой по тыльной стороне другой, поскольку Пророк * сказал:
« مَا لِي رَأَيْتُكُمْ أَكْثَرْتُمُ التَّصْفِيقَ ، مَنْ رَابَهُ شَيْءٌ فِي صَلاَتِهِ ، فَلْيُسَبِّحْ ، فَإِنَّهُ إِذَا سَبَّحَ الْتُفِتَ إِلَيْهِ ، وَإِنَّمَا التَّصْفِيقُ لِلنِّسَاءِ »
«Что с вами? Почему вы часто хлопаете во время молитвы? Кто хочет привлечь внимание во время молитвы, пусть скажет: “Преславен Аллаха!”, ибо, поистине, если он скажет эти слова, все повернутся к нему. А хлопать должны женщины!» [Аль-Бухари; Муслим].
Молящемуся разрешается поправить свою одежду. Если он вспомнит, что на его одежде есть скверна (наджас — نجس), он также может снять её с себя во время молитвы. Например, Пророк * поправлял свой изар во время молитвы, а однажды, узнав во время молитвы о том, что на его сандалиях скверна, он снял их и продолжил молиться.
Эти простые действия разрешается делать в случае необходимости или для устранения вреда, и они не нарушают молитву. И хвала Аллаху за это облегчение! Знайте, о рабы Аллаха, что наилучший рассказ — Книга Аллаха, а наилучшее руководство — руководство Посланника Аллаха *.
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без помощи того, кто оставляет без помощи эту религию! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).
О Аллах, помилуй нас. Поистине, Ты милосерден к нам, и не наказывай нас, хотя, поистине, Ты можешь сделать это! (Аллахумма-рхамна фа-иннака бина рахимун ва ля ту‘аззибна фа-иннака ‘аляйна кадир).
О Аллах сделай лица наши светлыми в День, когда одни лица будут светлыми, а другие почернеют! (Аллахумма баййид вуджухана йаума табйадду вуджухун ва тасвадду вуджух).
О Аллах, почти нас и не унижай, добавь нам и не лишай нас, предпочти нас и не предпочитай нам других! (Аллахумма акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна ва асирна ва ля туассир ‘аляйна).
О Аллах, мы просим у Тебя защиты от несчастной участи в мире вечном, от зла предопределения и злобы врагов (Аллахумма инна на‘узу бика мин дараки-ш-шака’ ва суи-ль-када’ ва шаматати-ль-а‘да’).
О Аллах, Тебе хвала до тех пор, пока не удовольствуешься Ты, и Тебе хвала, когда Ты удовольствуешься, и Тебе хвала после того, как Ты удовольствуешься (Аллахумма ляка-ль-хамду хатта тарда ва ляка-хамду иза радыйта ва ляка-ль-хамду ба‘да-р-рида).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).
«Преславен Господь Твой, Господь величия и далёк Он от того, что они приписывают Ему, мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!»
Хутба 48. Забота о Коране
Часть первая
Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Книгу и не допустил в ней кривды. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он даровал нашей общине лучшее из Писаний и направил к нам Своего последнего Пророка и Посланника. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, и лучшее из Его творений. О Аллах, благослови и приветствуй его и остальных пророков и посланников!
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (33:70–71).
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите пути приближения к Нему и сражайтесь на Его пути, — быть может, вы преуспеете» (5:35).
О мусульмане! Книга Аллаха — путь к богобоязненности и любви Всевышнего Аллаха, и она ведёт к тому, что наиболее правильно. ‘Али ** сказал о Коране: «Это — советчик, который не обманывает, проводник, с которым не заблудишься, рассказчик, который не лжёт. Любой из тех, кто проведёт время в обществе этого Корана, непременно встанет с увеличением и уменьшением: его приверженность прямому пути увеличится, а его слепота — уменьшится… И знайте, что он — заступник и обладатель заступничества, говорящий и подтверждающий. За кого заступится Коран в Судный день, тот не останется без заступничества, ибо, поистине, в Судный день воззовёт глашатай: “Поистине, каждый пахарь сталкивается с трудностями, и его постигают испытания, кроме пахарей Корана”. Так будьте же пахарями Корана, его последователями. Ищите в нём путь к вашему Господу, ищите у него совета, как вам справиться с собственной душой, и считайте любое из ваших мнений сомнительным до тех пор, пока его не подтвердит Коран, и пусть это поможет вам справляться с собственными страстями».
О рабы Аллаха! В наше время многие мусульмане оставляют Коран. Они не придают значения чтению его аятов и не размышляют над ними. Они не исполняют веления Корана и не соблюдают его запреты и установленные им границы; даже если и читают его изредка, то кладут на полку повыше, начинают с нескольких аятов свою речь на общественных мероприятиях или читают его на умерших.
Есть также мусульмане, которые часто читают Коран или даже знают его наизусть, однако они не ведут себя согласно ему, не приобретают благородных качеств, которые он восхваляет, не чувствуют, как велика милость Аллаха к ним, и не делают того, к чему побуждает их Коран. Когда смотришь на этих людей, сразу вспоминаются слова Ибн ‘Умара (да будет Аллах доволен ими обоими). Он сказал, сравнивая первых мусульман с последующими поколениями: «Некоторые достойные и благородные сподвижники Посланники Аллаха * знали наизусть всего лишь одну суру из Корана или около того, однако они поступали согласно Корану. А представители следующих поколений этой общины читают Коран — даже дети и слепые, однако они не поступают согласно ему».
Мои братья по вере! Богобоязненные верующие из числа наших предшественников ценили Коран по достоинству. Аль-Хасан ибн ‘Али (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Те, которые жили до вас, считали Коран посланиями от своего Господа, и они внимательно читали эти послания по ночам, а днём поступали согласно им, связывая с ними свои помыслы и сердца».
А те, которые пришли после них, считали чтение Корана достоинством и почётом. Ибн ас-Салях (да помилует его Аллах) сказал: «Чтение Корана — почёт, который Аллах оказал человечеству. Сообщается, что ангелам не было даровано ничего подобного, и что они стремятся услышать его от людей».
Верующие, которые читают и заучивают Коран, размышляют над его аятами и поступают согласно им, являются лучшими представителями мусульманской общины. Более того, они — приближённые Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества. Вы побуждаете к одобряемому и удерживаете от порицаемого и веруете в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали, это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство их являются нечестивцами» (3:110).
А Пророк * сказал:
« خَيْركُمْ مَنْ تَعَلَّمَ الْقُرْآنَ وَعَلَّمَهُ »
«Лучшим из вас является тот, кто учил Коран и обучал ему других» [Аль-Бухари].
Пророк * также сказал:
« إِنَّ لِلَّهِ أَهْلِينَ مِنَ النَّاسِ ، فَقِيلَ: مَنْ أَهْلُ اللَّهِ مِنْهُمْ؟ قَالَ: أَهْلُ الْقُرْآنِ هُمْ أَهْلُ اللَّهِ وَخَاصَّتُهُ »
«Поистине, у Аллаха есть приверженцы из числа людей». Люди спросили: «Кто же они, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Приверженцы Корана являются приверженцами Аллаха и Его приближёнными» [Ахмад; ан-Насаи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Эти аяты и хадисы подтверждают, что приверженцы и знатоки Корана — лучшие из лучших.
Знаток Корана несёт знамя ислама. Кадый Ийад (да помилует его Аллах) сказал: «Носитель Корана — носитель знамени ислама. Он не должен пустословить и лгать вместе с людьми, повторять их ошибки и предаваться бесполезным развлечениям вместе с ними, возвеличивая Всевышнего Аллаха».
О носитель Корана! Веди же себя так, как подобает знатоку Книги Аллаха, и поступай согласно Корану, и тебя ждёт благо и награда в обоих мирах. Вспомни Слова Всевышнего:
«Скажи: “Это — милость и милосердие Аллаха”. Пусть они возрадуются этому, ибо оно лучше того, что они собирают» (10:58).
А Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Этот хадис — милость Аллаха к тебе». Он имел в виду упомянутые в нём достоинства знающего Коран и почёт, который ожидает его. Посланник Аллаха * сказал:
« إِنَّ الْقُرْآنَ يَلْقَى صَاحِبَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حِينَ يَنْشَقُّ عَنْهُ الْقَبْرُ ، كَالرَّجُلِ الشَّاحِبِ ، فَيَقُولُ لَهُ: هَلْ تَعْرِفُنِي؟ فَيَقُولُ: مَا أَعْرِفُكَ ، فَيَقُولُ: أَنَا صَاحِبُكَ الْقُرْآنُ ، الَّذِي أَظْمَأْتُكَ فِي الْهَوَاجِرِ وَأَسْهَرْتُ لَيْلَكَ ، وَإِنَّ كُلَّ تَاجِرٍ مِنْ وَرَاءِ تِجَارَتِهِ ، وَإِنَّكَ الْيَوْمَ مِنْ وَرَاءِ كُلِّ تِجَارَةٍ ، فَيُعْطَى الْمُلْكَ بِيَمِينِهِ ، وَالْخُلْدَ بِشِمَالِهِ ، وَيُوضَعُ عَلَى رَأْسِهِ تَاجُ الْوَقَارِ ، وَيُكْسَى وَالِدَاهُ، حُلَّتَيْنِ ، لا يُقَوَّمُ لَهُمَا الدُّنْيَا ، فَيَقُولانِ: بِمَ كُسِينَا هَذَا؟ وَيُقَالُ لَهُمَا: بِأَخْذِ وَلَدِكُمَا الْقُرْآنَ ، ثُمَّ يُقَالُ: لَهُ اقْرَأْ وَاصْعَدْ فِي دَرَجِ الْجَنَّةِ ، وَغُرَفِهَا ، فَهُوَ فِي صُعُودٍ مَا دَامَ يَقْرَأُ ، هَذًّا كَانَ أَوْ تَرْتِيلاً »
«Поистине, Коран встретит своего обладателя в День воскресения, когда его могила разверзнется, в образе измождённого человека, и скажет ему: “Узнаёшь ли ты меня?” Он скажет: “Нет, я не узнаю тебя”. Тогда он скажет: “Я твой товарищ — Коран. Я вызывал у тебя жажду в полуденный зной и я лишал тебя сна по ночам. И, поистине, положение каждого торговца таково, какой была его торговля. И, поистине, сегодня я заменю тебе всякую торговлю”. И ему будет дарована власть в правую руку, а вечность — в левую. На голову его возложат венец величия, а его родители будут облачены в одеяния, подобных которым нет в этом мире. Они спросят: “За что нас облачили в это?” Им скажут: “За то, что ваш сын обучился Корану”. А потом ему скажут: “Читай и возвышайся в степенях Рая и его покоях,” — и он будет возвышаться до тех пор, пока будет продолжать читать, как обычным голосом, так и нараспев» [Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным].
О мусульмане! Мы должны уважать мусульманина, дожившего до седин, справедливого правителя и носителя Корана. Это относится к возвеличиванию Аллаха.
В одном из достоверных хадисов Посланник Аллаха * сказал:
« إِنَّ مِنْ إِجْلالِ اللَّهِ إِكْرَامَ ذِي الشَّيْبَةِ الْمُسْلِمِ ، وَحَامِلِ الْقُرْآنِ غَيْرِ الْغَالِي فِيهِ ، وَالْجَافِي عَنْهُ ، وَإِكْرَامَ ذِي السُّلْطَانِ الْمُقْسِطِ »
«К возвеличиванию Аллаха относится почтительное отношение к мусульманину, дожившему до седин, знающему Коран и не допускающему ни излишеств, ни нерадивости в своём отношении к нему, а также почтительное отношение к справедливому правителю» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].
О рабы Аллаха! Человек, который много читал Коран, размышлял над его аятами и заучивал их наизусть, не потерял время даром. И недугу никогда не одолеть сердце, которое жило вместе с Кораном, и никто никогда не знал лучшего песнопения, чем Коран, читаемый нараспев... А чего может ожидать от Господа человек, который не принесёт с собой в Судный день ничего из Корана? Такой человек подобен разрушенному дому. Община, конституцией которой является Коран, никогда не потерпит поражения. Враги ислама ничего не боятся так, как они боятся Корана, и ничего не беспокоит их больше, чем возвращение мусульман к Корану.
О мусульмане! Возвеличивайте Книгу вашего Господа и лечите посредством неё ваши недуги, и отличайте с её помощью врага от друга. Соблюдайте этикет чтения Корана. И да помилует Аллах людей, которые, если их одолевала зевота во время чтения Корана, прекращали чтение до тех пор, пока зевота не пройдёт — из уважения к Книге Аллаха. Об этом рассказывает Муджахид. Разве могло что-то отвлечь таких людей от чтения Корана и размышления над его аятами?
Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, те, которые читают Писание Аллаха, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Поистине, Он — Прощающий, Благодарный» (35:29–30).
Пусть Аллах поможет нам извлечь для себя пользу из Книги Аллаха. Поистине. Он — Слышащий, Отвечающий на мольбы (Нафа‘анийаЛлаху ва иййакум бихадйи китабихи иннаху Сам<