Хутба 46. Очищение для молитвы
Часть первая
Хвала Аллаху, Господу миров, Который любит кающихся и любит очищающихся. Свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, целиком посвящая Ему религию. И свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, правдивый и честный. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью, сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Дня воздаяния.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и знайте, что очищение — ключ к молитве и одно из величайших непременных условий её действительности. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на молитву, то омойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и омойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришёл из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны» (5:6).
В этом аяте Всевышний Аллах повелел нам очищаться для молитвы, совершая малое омовение после малого осквернения и полное омовение — после большого осквернения.
В аяте также говорится, что для очищения после осквернения следует использовать только чистую воду, которая обладает способностью очищать, если такая вода имеется в наличии, и если человек может её использовать. Если же воды нет или её невозможно использовать, по причине болезни или потому что воды очень мало, и её хватает только для питья и приготовления пищи, следует очищаться землёй или песком. Это очищение называется тайаммум. Таким образом, аят указывает на облегчение, которое Аллах даровал Своим рабам, разрешив им использовать для очищения чистую землю вместо воды в случае необходимости.
Всевышний Аллах желает очистить нас от скверны, грехов и порицаемых нравственных качеств. Всевышний Аллах сказал: «…и довести до конца Свою милость по отношению к вам». Имеется в виду разрешение очищаться землёй вместо воды — при необходимости. Всевышний сказал: «…быть может, вы будете благодарны». То есть, будете благодарить Аллаха за Его милость и облегчение, восхваляя Его, признавая Его благодеяние и повинуясь Ему.
В аяте также разъясняется, какие части тела необходимо омывать во время совершения малого омовения. Это — лицо, руки, голова и ноги. Лицо, руки и ноги нужно мыть, а голову — протирать целиком влажными руками.
А при большом осквернении (джанаба — جنابة) необходимо совершать полное омовение, обливая водой всё тело. Что же касается очищения землёй (тайаммум — تيمم), то порядок его совершения разъяснён в хадисах. Человек должен один раз ударить ладонями о чистую землю или песок или по чему-нибудь из того, что возвышается над землёй например по скале или камню, а потом протереть руки и лицо по одному разу.
Приступать к совершению малого омовения верующий должен с намерением очиститься от скверны. Он должен сказать: «Бисмиллях», затем вымыть руки до запястья три раза, трижды промыть нос, трижды прополоскать рот до самого горла, если только он не соблюдает пост, потому что при глубоком полоскании вода может попасть в горло и нарушить пост. Затем он должен умыть лицо три раза, от границы роста волос до подбородка и от уха до уха в ширину.
Борода также является частью лица, и нужно омывать её поверхность, даже если борода длинная. Желательно намочить руки и прочесать её мокрыми пальцами. Затем совершающий омовение должен вымыть руки до локтей (включая локти), после чего протереть всю поверхность головы мокрыми руками ото лба до затылка, затем — обратно. Уши также следует протереть влажными руками — и внешнюю, и внутреннюю часть. Для этого нужно ввести указательные пальцы в слуховой проход, а большими — протереть внешнюю часть уха. После этого человек трижды моет ноги до щиколоток (включая щиколотки).
Все указанные части тела должны быть облиты водой так, чтобы на них не осталось ни одного сухого места. Если же они омыты только частично, омовение недействительно. ‘Умар ** передаёт, что один человек, совершая омовение, оставил невымытой часть правой ступни, а Пророк * заметил это и сказал ему:
« اَرْجِعْ فَأَحْسِنْ وُضُوءَكَ »
«Вернись и соверши омовение должным образом» [Муслим].
Если на части тела, которую нужно омыть, есть рана, которую нельзя мочить, нужно помыть вокруг раны, не задевая её, и совершить очищение землёй вместо омовения раны. Если же рана закрыта повязкой, пластырем или гипсом, то поверхность повязки протирают мокрой рукой вместо мытья.
Если человек носит кожаные или обычные толстые носки, он может не мыть ноги, а протирать поверхность носков, соблюдая три условия:
1. Носки должны закрывать щиколотки.
2. Носки должны быть чистыми.
3. Носки должны быть надеты на вымытые во время совершения омовения ноги.
Срок протирания составляет одни сутки в обычных обстоятельствах, и трое суток для путешественника. Что же касается повязки на ране, то её можно протирать во время каждого малого омовения до тех пор, пока она не будет снята — то есть, срок её протирания не ограничен.
Полное омовение (гусль — غسل) совершается так. Человек намеревается совершить полное омовение после большого осквернения, произносит: «Бисмиллях», моет руки до запястья три раза, потом омывает половые органы. Затем он совершает малое омовение, после чего выливает на голову три пригоршни воды, распространяя её руками по всей поверхности головы, чтобы она дошла до корней волос. После этого он омывает всё тело, не оставляя ни одного сухого места. Если же на теле останется сухое место, омовение не будет считаться действительным до тех пор, пока он не вымоет это место. Женщина совершает полное омовение точно так же, как и мужчина, с той лишь разницей, что она не обязана расплетать косы — достаточно сделать так, чтобы вода достигла корней волос.
Скорее всего, Всевышний повелел нам мыть во время совершения малого омовения именно эти части тела потому, что именно ими человек совершает все действия, в том числе — грехи и благие дела. Пророк * сказал, что каждый раз, когда верующий моет одну из этих частей тела, Аллах прощает ему прегрешения, которые он совершил с помощью этой части тела.
Повелев нам мыть эти части тела при совершении малого и большого омовения, Всевышний сказал: «…а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны» (5:6).
Всевышний разъяснил, что Он желает очистить мусульман от скверны и от грехов. В одном из хадисов говорится:
« إِنَّ أُمَّتِي يُدْعَوْنَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ غُرَّاً مُحَجَّلِينَ مِنْ آثَارِ الْوُضُوُءِ »
«Поистине, в День воскресения членов моей общины призовут, и у них будут сияющие отметины из-за следов омовения» [Аль-Бухари].
Таким образом, члены мусульманской общины будут выделяться на фоне остальных общин. Это указывает на достоинства совершения малого омовения и пользу, которую оно приносит мусульманину как в этом мире, так и в мире вечном.
После совершения омовения желательно сказать: «Свидетельствую, что нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник. О Аллах, сделай меня одним из кающихся и сделай меня одним из очищающихся!».
‘Умар ибн аль-Хаттаб ** передаёт, что Пророк * сказал:
« مَا مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ ، يَتَوَضَّأُ فَيُسْبِغُ اَلْوُضُوءَ ، ثُمَّ يَقُولُ: أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اَللَّهُ، وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ ، وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ ، إِلاَّ فُتِحَتْ لَهُ أَبْوَابُ اَلْجَنَّةِ الثَّمَانِيَةُ ، يَدْخُلُ مِنْ أَيِّهَا شَاءَ »
«Перед любым из вас, кто совершит омовение должным образом, а потом скажет: “Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник”[41], — обязательно откроются восемь врат Рая, и войдёт он, через какие пожелает» [Муслим].
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк * также сказал:
« اللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ ، وَاجْعَلْنِي مِنَ المُتَطَهِّرِينَ »
«О Аллах, сделай меня одним из кающихся и сделай меня одним из очищающихся»[42] [Муслим].
Произнося эти слова поминания, мусульманин соединяет очищение тела (омовение) с очищением души (произнесением свидетельства Единобожия).
О рабы Аллаха! Избегайте чрезмерного расхода воды во время малого и полного омовения, поскольку Пророк * запретил это. Сам он совершал малое омовение всего одним муддом воды, а полное — одним са‘, и мы должны следовать его примеру. И не следует лить много воды — тем более, что в этом нет никакой необходимости. Пророк * запретил излишествовать и расточительствовать, ибо, поистине, Аллах не любит излишествующих.
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и неуклонно совершайте омовение для молитвы. Очищайтесь, как повелел вам Всевышний, и следуйте примеру Посланника Аллаха * и повинуйтесь ему, ведь Всевышний Аллах сказал: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, — быть может, вы будете помилованы» (3:132).
Да сделает Аллах Великий Коран благословенным и для меня, и для вас, и да поможет Он нам извлечь для себя пользу из его аятов (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).
Я говорю то, что вы слышали, и прошу у Аллаха прощения, просите же и вы прощения у Него. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Господу миров, за Его милость и благодеяние. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого Он направил к людям с верным руководством и религией Истины, чтобы возвысить её над всеми религиями. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и сподвижников.
О люди! Бойтесь Аллаха и знайте, что очищение — половина веры, и что очищение для молитвы путём совершения малого и полного омовения — обязанность раба Всевышнего перед своим Господом, и Аллах спросит с него за это в Судный день. Эта обязанность подобна вещи, отданной на хранение: человек должен сохранить её и вернуть, когда придёт время. Всевышний Аллах сказал, описывая верующих: «…которые оберегают отданное им на хранение и соблюдают договоры» (23:8).
Некоторые мусульмане относятся к очищению перед молитвой небрежно и не совершают омовение должным образом — так, как повелел Всевышний Аллах. Некоторые люди на протяжении многих лет, а то и всей жизни, не совершают омовение должным образом. Их омовение недействительно, а они совершают после него молитву, и их молитва также считается недействительной, потому что на самом деле совершается без предварительного очищения.
Знайте же, что мусульманин должен не только очищать тело, совершая малое и полное омовение, но и очищать одежду и место совершения молитвы от нечистот и скверны. Каждый из нас должен совершать молитву с чистым телом, в чистой одежде и в чистом месте, и если на тело, одежду или место совершения молитвы попадёт скверна (наджас — نجس), её нужно устранять с помощью воды. Мыть нужно до тех пор, пока от грязи не останется никаких следов.
О рабы Аллаха! Очищение души и тела от скверны необходимо для того, чтобы молитва была действительной.
Существует очищение другого рода, для которго нет определённого времени и для которого не требуются вода или земля. Это — покаяние и испрашивание у Аллаха прощения, исполнение велений Всевышнего и Его Посланника * и соблюдение их запретов. Это — очищение души и очищение сердца от сомнений и страстей.
Это очищение верующий должен совершать постоянно, на протяжении всей своей жизни. Это — единственный вид очищения, который не подлежит облегчению, замене и отмене. Оно легко для тех, кому Аллах облегчает его. Это очищение подобно дереву. Ствол его — богобоязненность, ветви его — исполнение велений Всевышнего и соблюдение Его запретов, а плоды его — довольство Аллаха, Его любовь, преуспеяние, вход в Рай, похвала в небесном обществе, а также любовь людей, облегчение дел, увеличение удела и благословение в имуществе, семье и детях.
И призывайте благословения на милость для миров Мухаммада *, ибо, поистине, Аллах повелел вам делать это: «О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром…» (33:56).
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без помощи того, кто оставляет без помощи эту религию! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).
О Аллах, помилуй нас. Поистине, Ты милосерден к нам, и не наказывай нас, хотя, поистине, Ты можешь сделать это! (Аллахумма-рхамна фа-иннака бина рахимун ва ля ту‘аззибна фа-иннака ‘аляйна кадир).
О Аллах сделай лица наши светлыми в День, когда одни лица будут светлыми, а другие почернеют! (Аллахумма баййид вуджухана йаума табйадду вуджухун ва тасвадду вуджух).
О Аллах, почти нас и не унижай, добавь нам и не лишай нас, предпочти нас и не предпочитай нам других! (Аллахумма акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна ва асирна ва ля туассир ‘аляйна).
О Аллах, мы просим у Тебя защиты от несчастной участи в мире вечном, от зла предопределения и злобы врагов (Аллахумма инна на‘узу бика мин дараки-ш-шака’ ва суи-ль-када’ ва шаматати-ль-а‘да’).
О Аллах, Тебе хвала до тех пор, пока не удовольствуешься Ты, и Тебе хвала, когда Ты удовольствуешься, и Тебе хвала после того, как Ты удовольствуешься (Аллахумма ляка-ль-хамду хатта тарда ва ляка-хамду иза радыйта ва ляка-ль-хамду ба‘да-р-рида).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).
«Преславен Господь Твой, Господь величия и далёк Он от того, что они приписывают Ему, мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!»