Хутба 44. Побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого
Часть первая
Хвала Аллаху, Совершенному, не имеющему равных и подобных. Я благодарю Его — Щедрого Благодетеля, и свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что наш господин и Пророк Мухаммад — Его раб и Посланник, обладатель великого нрава и благородных качеств. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Дня воздаяния.
О рабы Аллаха! Я наказываю вам и самому себе бояться Всевышнего Аллаха тайно и явно и предостерегаю вас и себя от ослушания Его. Пусть не увлекают вас ваши мечты и наущения Шайтана. Разумен тот, кто покорился Всевышнему и трудится для того, что после смерти, и слаб тот, кто следует за своими страстями и прихотями и при этом надеется, что Аллах введёт его в Рай без каких-либо усилий с его стороны.
О мусульмане, давайте друг другу добрые советы и наставления. Побуждайте к одобряемому и удерживайте от порицаемого, и не позволяйте расточительному бездумно тратить своё имущество. Знайте, что побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого — неприступная крепость ислама и надёжный щит, защищающий его от зла и искушений. Они ограждают мусульман от ослушания Аллаха и многих бед, а также от наущений Шайтана и вводящих в заблуждение ложных призывов.
Побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого укрепляют и защищают религию, оберегают то, что ислам объявил святым и неприкосновенным, и способствуют должному соблюдению Шариата Всевышнего. Кроме того, мусульманская община будет лучшей общиной, появившейся на благо людей только в том случае, если мусульмане будут побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. Всевышний Аллах сказал:
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества. Вы побуждаете к одобряемому, удерживаете от порицаемого и веруете в Аллаха» (3:110).
Побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого — это каждодневный упорный труд каждого мусульманина. Это усилия, прикладываемые им ради того, чтобы его братья по вере соблюдали нормы Шариата и избегали грехов. Кроме того, побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого — это признак, позволяющий отличить верующего от лицемера. Всевышний Аллах сказал:
«Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они побуждают к порицаемому, удерживают от одобряемого и сжимают свои руки [скупятся делать пожертвования]. Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Поистине, лицемеры являются нечестивцами!» (9:67).
Всевышний также сказал:
«Верующие мужчины и женщины — помощники и друзья друг другу. Они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого…» (9:71).
Имам аль-Газали (да помилует его Аллах) сказал: «Соответственно, тот, кто отказывается побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, покидает ряд верующих».
Мои братья по вере! Если все мы будем побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, искренне верующие приверженцы Истины возвысятся и обретут силу, а нечестивцы, грешники и приверженцы лжи, напротив, лишатся сил. Верующие, строго соблюдающие ислам, будут возвеличены, а ослушники, следующие за своими страстями — унижены.
Суфйан (да помилует его Аллах) сказал: «Побуждая к одобряемому, ты укрепляешь спину брата своего, а удерживая от порицаемого, унижаешь лицемера».
Имам Ахмад (да помилует его Аллах) сказал: «Когда среди людей появляются лицемеры, их лицемерие сказывается на окружающих. Верующий чувствует себя среди них чужим, потому что лицемер, видя порицаемое, молчит, и люди хвалят его, называя благоразумным, за то, что он не вмешивается в чужие дела, а верующего называют любопытным».
О рабы Аллаха! Если мусульмане будут побуждать друг друга к одобряемому и удерживать от порицаемого, люди научатся отличать Сунну от нововведений, дозволенное — от запретного. Они будут знать, что является обязательным, а что — желательным, разрешённым или нежелательным, и новые поколения привыкнут совершать одобряемое Шариатом и отдаляться от порицаемого. Они будут питать отвращение к греху и ослушанию Аллаха.
Разумный человек понимает, что причина распространения невежества и нововведений среди мусульман заключается в том, что мусульманские учёные не исполняют свою обязанность — побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого должным образом. Дело ещё и в воспитании: мусульман с детства не учат различать одобряемое и порицаемое. Следствием этого невежества становится чрезмерное превознесение праведников, оставление обязательной молитвы, занятие ростовщичеством, прелюбодеяние, употребление спиртного и многие другие беды.
Если мы перестанем побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, если дрогнет эта крепость и сломается этот щит, можно забыть о соблюдении норм Шариата. Порок поглотит нравственные достоинства, приверженцы лжи одержат верх над приверженцами Истины, а нечестивцы и грешники — над праведными верующими.
Любая община приходит в упадок, когда люди начинают жить беспорядочно, как им вздумается, преступая установленные Всевышним границы и забывая о ценностях и морали.
Распространение порицаемого ведёт к ослеплению сердец и ослаблению веры. У людей пропадает ревностное отношение к религии и запретам Всевышнего, начинается хаос, появляется преступность. Всевышний испытывает людей, не мешая им творить порицаемое. Видя вокруг себя столько порицаемого, многие мусульмане привыкают к нему, и восприимчивость их сердец притупляется. Они становятся такими же равнодушными к ослушанию Аллаха, как и тот, кто сам совершает порицаемое. Люди смотрят, как другие грешат, и им даже в голову не приходит, что на их глазах мусульманин ослушивается Аллаха, и что его действие достойно порицания.
Один из наших праведных предшественников сказал: «Самое страшное — когда сердца привыкают к порицаемому. Если человек постоянно видит порицаемое и сталкивается с ним, он привыкает к нему, а когда человек привыкает к чему-то, он перестаёт реагировать на это».
Все мусульмане и мусульманки обязаны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого по мере своих сил, особенно в тех местах, где они обладают влиянием — например, в собственных домах, в кругу семьи. Каждый учёный, писатель и оратор, особенно имеющий доступ к средствам массовой информации, а также мудрые и уважаемые люди, имеющие вес в обществе, обязаны наставлять и направлять мусульман, побуждая их к одобряемому и удерживая от порицаемого. Они должны распространять одобряемое и бороться с порицаемым.
Мусульманин не должен отказываться от исполнения этого долга под предлогом того, что он сам — далеко не идеал. Мусульманские учёные говорят, что для того, чтобы удерживать других от порицаемого, человеку вовсе не обязательно быть совершенным. Он должен стремиться к совершенству, стараться исполнять все веления Аллаха и соблюдать все Его запреты, и одновременно призывать других к одобряемому и удерживать от порицаемого.
В качестве обоснования своей точки зрения учёные приводят Слова Всевышнего о сынах Исраиля (Израиля):
«Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые совершали. Как же скверно то, что они делали!» (5:79).
Из этого аята следует, что все они совершали порицаемое, однако при этом Всевышний упрекнул их за то, что они не удерживали друг друга от порицаемого. Вспомним также слова Пророка *:
« إِنَّ اللهَ لَيُؤَيِّدُ هَذَاَ الدِّينَ بِالرَّجُلِ الفَاجِرِ »
«Поистине, Аллах может поддержать эту религию и посредством грешного человека» [Аль-Бухари; Муслим].
Человек, который побуждает к одобряемому и удерживает от порицаемого, должен быть мягким, терпеливым и великодушным. Услышав что-то из того, что ему не по душе, он не должен гневаться так, словно ему нанесли личную обиду. Он должен относиться к верующим, которые ослушиваются Аллаха, снисходительно и чистосердечно, и жалеть их. Кроме того, увидев, как другой совершает грех, мусульманин должен вспомнить о милости Всевышнего, Который уберёг его от совершения подобного греха. Удерживающий от порицаемого не должен смотреть на грешника свысока, относиться к нему презрительно и думать, что он лучше его. Он должен терпеливо сносить обиды, которых ему нанесут немало. Ему следует избегать потворства, заискивания и попустительства и не огорчаться, если кто-то обругает его, перестанет общаться с ним или порвёт отношения. Мусульманин должен искать довольства Всевышнего, а не людей, и уповать на Него Одного, ибо, поистине, кто уповает на Аллаха, тому достаточно Его.
О верующие! Мусульманин не должен рассказывать кому бы то ни было ни о своих, ни о чужих грехах, потому что Пророк * сказал:
« مَنْ سَتَرَ مُسْلِمًا سَتَرَهُ اللَّهُ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ »
«Кто покроет мусульманина в этом мире, того покроет Аллах в мире вечном» [Муслим].
А человеку, который привёл к нему грешника, Пророк * сказал:
« لَوْ سَتَرْتَهُ بِثَوْبِكَ كَانَ خَيْرًا لَكَ »
«Если бы ты закрыл его одеждой своей, это было бы лучше для тебя» [Абу Давуд; ан-Насаи; аль-Альбани назвал его достоверным]. Исключением является человек, о котором все знают, что он обижает людей, грешит и нарушает запреты Всевышнего.
Бойтесь же Аллаха, да помилует вас Аллах, и знайте, что если мы перестанем побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, мусульмане перестанут соблюдать Шариат, и религия придёт в упадок. Распространится заблуждение, невежество и порок… И тогда людей постигнет наказание Аллаха, а наказание Аллаха сурово. Абу Бакр ** передаёт, что Пророк * сказал:
« مَا مِنْ قَوْمٍ يُعْمَلُ فِيهِمُ بِالمَعَاصِيِ ، ثُمَّ يَقْدِرُونَ على أنْ يُغَيِّرُوُا وَلاَ يُغَيِّرُوُنَ ، إلاَّ يُوشِكُ أنْ يَعُمَّهُمُ اللهُ بِعِقَابٍ »
«Если в какой-нибудь общине одни люди ослушиваются Аллаха, а остальные могут это изменить, но не делают этого, Аллах подвергнет наказанию всех» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].
А Джарир ибн ‘Абдуллах ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Если в какой-нибудь общине одни люди ослушиваются Аллаха, а остальные могут это изменить, но не делают этого, Аллах подвергнет наказанию каждого из них ещё до того, как они умрут» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его хорошим].
А в другом хадисе Посланник Аллаха * сказал:
« وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ ، وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ ، أَوْ لَيُوشِكَنَّ اللَّهُ أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عَذَابًا مِنْ عِنْدِهِ ، ثُمَّ لَتَدْعُنَّهُ ، فَلا يُسْتَجَابُ لَكُمْ »
«Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя — вы будете побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах нашлёт на вас наказание, и потом вы будете взывать к Нему, но не получите ответа!» [Ат-Тирмизи, со слов Хузейфы; аль-Альбани назвал его хорошим].
Ибн Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« يَا أَيُّهَا النَّاسُ مُرُوُا بِالْمَعْرُوفِ ، وَانْهَوْا عَنِ الْمُنْكَرِ ، قَبْلَ أَنْ تَدْعُوُا اللهَ فَلا يُسْتَجَابُ لَكُمْ »
«О люди! Побуждайте к одобряемому и удерживайте от порицаемого до того, как вы станете взывать к Аллаху, но не получите ответа» [Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его хорошим].
Поистине, побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого не уменьшают удел и не сокращают жизнь. И когда иудейские учёные и христианские монахи перестали побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, Аллах проклял их через своих пророков и обрушил на них Своё наказание.
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. Поистине, Он всё может! (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар. Иннаху аля кулли шейин кадир).
Да сделает Аллах полезными для нас руководство Его Книги и Сунну Его Пророка Мухаммада * (Нафа‘анийаЛлаху ва иййакум би-хадйи китабихи ва би-суннати набиййихи Мухаммад *).
Я говорю то, что вы слышали, и прошу у Аллаха прощения для меня и для вас, и для всех мусульман за каждый грех. Просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха ли ва лякум ва ли-саири-ль-муслимина мин кулли занбин фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Который не сотворил всё сущее без смысла и не оставил Свои творения без присмотра, но дал им веления и запреты и наставил их на прямой путь. Я восхваляю Его, Всевышнего! У Него — Прекрасные Имена и Высочайшие Атрибуты. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, и лучший из призывавших к одобряемому и удерживавших от порицаемого. Он призывал к одобряемому и удерживал от порицаемого до тех пор, пока ислам не утвердился и не обрёл силу. О Аллах, благослови Своего раба и Пророка Мухаммада, а также его семью и сподвижников!
О рабы Аллаха! Давайте вспомним известный хадис Посланника Аллаха *, в котором он привёл притчу о соблюдающих границы, установленные Всевышним, и нарушающих эти границы:
« مَثَلُ القَائِمِ في حُدُودِ اللهِ وَالوَاقعِ فِيهَا ، كَمَثَلِ قَومٍ اسْتَهَمُوا عَلَى سَفِينَةٍ فَصَارَ بَعْضُهُمْ أعْلاها وَبَعْضُهُمْ أَسْفَلَهَا ، وَكَانَ الَّذِينَ في أَسْفَلِهَا إِذَا اسْتَقَوا مِنَ المَاءِ مَرُّوا عَلَى مَنْ فَوْقهُمْ ، فَقَالُوا : لَوْ أنَّا خَرَقْنَا فِي نََصِيبِنَا خَرْقاً وَلَمْ نُؤذِ مَنْ فَوقَنَا ، فَإِنْ تَرَكُوهُمْ وَمَا أرَادُوا هَلَكُوا جَميعاً ، وَإنْ أخَذُوا عَلَى أيدِيهِمْ نَجَوا وَنَجَوْا جَميعاً »
«Соблюдающих границы, установленные Аллахом, и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам, чтобы занять места на корабле, в результате чего одни разместились в верхней части корабля, а другие — в нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им приходилось проходить через разместившихся на палубе, и в конце концов они сказали: “А не проделать ли нам дыру в днище, чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?” И если они (сидящие на палубе) предоставят их самим себе и позволят им сделать то, что они хотят сделать, то погибнут все. Если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех остальных» [Аль-Бухари].
Это — замечательный пример, побуждающий мусульман держаться вместе, сохранять единство, побуждать к одобряемому, удерживать от порицаемого и помогать друг другу соблюдать границы, установленные Всевышним. Без этого не будет безопасности и спокойствия — ведь побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого помогают бороться с пороком, защищают религию и оберегают нравственность.
В хадисе о корабле Пророк * также показал, что происходит с обществом, в котором люди живут без каких-либо правил и делают, что хотят, нарушая установленные Всевышним границы и забывая про моральные устои.
Всевышний сказал о таких людях: «Они подобны скотам, только ещё более заблудшие» (25:44).
Побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого — неотъемлемая часть религии и предписание Господа миров. Исполняя это предписание, мы приносим пользу самим себе и преображаем землю. Если же мы перестанем побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, мы лишимся самого действенного средства исправления и воспитания людей и улучшения положения в обществе. Люди перестанут замечать порицаемое, которое совершается на их глазах. Родитель не станет удерживать сына от грехов и упрекать его за скверные дела. Соседи, родственники и друзья перестанут давать друг другу добрые советы, побуждать друг друга к одобряемому и удерживать от порицаемого. Они не будут убеждать друг друга одуматься и вернуться на прямой путь. Вместо этого они будут спокойно смотреть, как их брат по вере погрязает в грехах и идёт к краю пропасти… В обществе, в котором нет побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, распространяются порок и нечестие.
Бойтесь же Аллаха, побуждайте к одобряемому и удерживайте от порицаемого по мере возможности, и Аллах вознаградит вас и присоединит вас к Своей партии. А к Его партии относятся покорные Ему. Он похвалил их в Своей Книге, сказав:
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества. Вы побуждаете к одобряемому, удерживаете от порицаемого и веруете в Аллаха» (3:110).
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без помощи того, кто оставляет без помощи эту религию! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).
О Аллах, помилуй нас, поистине, Ты милосерден к нам, и не наказывай нас, хотя, поистине, Ты можешь сделать это! (Аллахумма-рхамна фа-иннака бина рахимун ва ля ту‘аззибна фа-иннака ‘аляйна кадир).
О Аллах сделай лица наши светлыми в День, когда одни лица будут светлыми, а другие почернеют! (Аллахумма баййид вуджухана йаума табйадду вуджухун ва тасвадду вуджух).
О Аллах, почти нас и не унижай, добавь нам и не лишай нас, предпочти нас и не предпочитай нам других! (Аллахумма акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна ва асирна ва ля туассир ‘аляйна).
О Аллах, мы просим у Тебя защиты от несчастной участи в мире вечном, от зла предопределения и злобы врагов (Аллахумма инна на‘узу бика мин дараки-ш-шика’ ва суи-ль-када’ ва шаматати-ль-а‘да’).
О Аллах, Тебе хвала до тех пор, пока не удовольствуешься Ты, и Тебе хвала, когда Ты удовольствуешься, и Тебе хвала после того, как Ты удовольствуешься (Аллахумма ляка-ль-хамду хатта тарда ва ляка-хамду иза радыйта ва ляка-ль-хамду ба‘да-р-рида).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).
«Преславен Господь Твой, Господь величия и далёк Он от того, что они приписывают Ему, мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!»
Хутба 45. Мольба (ду‘а) и польза, которую она приносит
Часть первая
Хвала Аллаху, Господу миров, Который повелел нам обращаться к Нему с мольбами и обещал ответить на них. Свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он обещал грешникам наказание, а богобоязненным — награду. И свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и сподвижников.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и знайте, что мольба (ду‘а — دعاء) — величайший из видов поклонения. Ан-Ну‘ман ибн Башир (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Пророк * сказал:
« الدُّعَاءُ هُوَ الْعِبَادَةُ" ثُمَّ قَرَأَ: â tA$s%ur ãNà6/u þÎTqãã÷$# ó=ÉftGór& ö/ä3s9 4 ¨bÎ) úïÏ%©!$# tbrçÉ9õ3tGó¡o ô`tã ÎAy$t6Ïã tbqè=äzôuy tL©èygy_ úïÌÅz#y á »
«Мольба — поклонение» — а затем прочитал: «Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”» (40:60) [Ат-Тирмизи; Абу Давуд; ан-Насаи; Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным].
Всевышний Аллах повелел нам обращаться к Нему с мольбами и обещал не оставлять их без ответа во многих аятах Своей Книги. Пророки и посланники Всевышнего также обращались к Нему с мольбами. Всевышний сказал:
«Мы ответили на его мольбу, даровали ему Йахйу [Иоанна] и сделали его жену способной на это. Поистине, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (21:90).
Всевышний Аллах также сказал, что Он — Близкий, и отвечает на мольбы тех, кто взывает к Нему с мольбой. Так, Всевышний Аллах сказал Своему Пророку *:
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (2:186).
Всевышний Аллах повелел нам взывать к Нему с мольбами и проявлять смирение, особенно когда случается несчастье, и сообщил, что только Он отвечает на мольбу попавшего в беду и отводит от него зло. Всевышнй Аллах сказал: «… или Тот, Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему и устраняет зло…» (27:62).
Всевышний выразил порицание тем, кто не обращается к Нему с мольбой в беде, сказав: «В какое бы селение Мы ни отправляли пророка, Мы непременно посылали его жителям невзгоды и напасти, — может быть, они станут смиренно взывать [к Аллаху]» (7:94).
А в другом аяте Всевышний сказал:
«Мы уже отправляли посланников к народам до тебя. Мы посылали им нищету и недуги, дабы они смиренно обращались [с мольбой к Аллаху]. Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не взывали [к Нему] смиренно? Их сердца ожесточались, а Шайтан приукрашивал для них то, что они делали» (6:42–43).
Это — милость и великодушие Всевышнего. Он повелел нам обращаться к Нему с мольбами, потому что мы нуждаемся в этом, хотя Он не нуждается в наших мольбах. Вспомним Слова Всевышнего:
«О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах — Самодостаточный, Достойный хвалы» (35:15).
Всевышний также сказал:
«Аллах — богат, а вы — бедны» (47:38).
А в одном из хадисов-кудси Аллах сказал:
« يَا عِبَادَيِ ، كُلُكُمْ ضُالٌ إِلاَّ مَنْ هَدَيْتَهُ ، فَاسْتَهْدُونِي أَهْدِكُمْ ، يَا عِبَادِيِ كُلُكُمْ جَائِعٌ إِلاَّ مَنْ أَطْعَمْتُهُ ، فَاسْتَطْعِمُونِي أُطْعِمُكُمْ ، يَا عِبَادِيِ كُلُكُمْ عَارٍ إِلاَ مَنْ كَسَوْتُهُ ، فَاسْتَكْسُونِي أَكْسِكُمْ ، يَا عِبَادِيِ إِنَّكُمْ تُخْطِئُونَ بِالْلَيْلِ وَالنَّهَارِ ، وَأَنَا أَغْفِرُ الذُّنُوبِ جَمِيعَاً ، فَاسْتَغْفِرُونِي أَغْفِرُ لَكُمْ »
«О рабы Мои, все вы заблудшие, кроме тех, кому Я указал правильный путь, так просите же Меня наставить вас на правильный путь, и Я наставлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого Я накормлю, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас! О рабы Мои, поистине, вы грешите ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же у Меня о прощения, и Я прощу вам!» [Муслим].
О рабы Аллаха! Обращайтесь к Аллаху с мольбами и знайте, что для получения ответа на мольбу необходимо соблюдение нескольких условий. Всевышний Аллах обещал нам отвечать на мольбу, а Аллах не нарушает Своих обещаний, однако в некоторых случаях ответ на мольбу не приходит, потому что для этого есть препятствия. Эти препятствия создаёт сам человек.
Таким препятствием могут стать неисполнение религиозных обязанностей, ослушание Аллаха и нарушение Его запретов. Грешник отдаляется от Аллаха и разрывает связь со Своим Господом. Он заслуживает того, чтобы Аллах оставил его мольбу без ответа и отказал ему в помощи, если тот попадёт в беду. Пророк * сказал:
« تَعرَّفْ إِلَىِ اللهِ فِي الرَّخَاءِ ، يَعْرِفكَ فِي الشِّدَّةِ »
«Не забывай об Аллахе в благополучии, и Он не забудет тебя в беде» [Ас-Суйуты; аль-Альбани назвал его достоверным].
То есть, если человек боится Аллаха, не нарушает установленные Им границы и соблюдает Его права в благоденствии, между ним и Всевышним Аллахом возникает особая связь; и за то, что человек не забывал о нём в благоденствии, Аллах не оставит его в беде.
А в другом хадисе-кудси Всевышний сказал:
« وَمَا تَقَرَّبَ إِلَيَّ عَبْدي بشَيءٍ أَحَبَّ إلَيَّ مِمَّا افْتَرَضْتُ عَلَيهِ ، وَمَا يَزَالُ عَبْدِي يَتَقرَّبُ إلَيَّ بالنَّوافِلِ حَتَّى أحِبَّهُ ، فَإذَا أَحبَبتُهُ كُنْتُ سَمعَهُ الَّذِي يَسْمَعُ بِهِ ، وَبَصَرَهُ الَّذِي يُبْصِرُ بِهِ ، ويَدَهُ الَّتي يَبْطِشُ بِهَا ، وَرِجْلَهُ الَّتِي يَمْشي بِهَا ، وَإنْ سَأَلَني أعْطَيْتُهُ ، وَلَئِنِ اسْتَعَاذَنِي لأُعِيذَنَّهُ »
«Самым любимым для Меня из всего, что делает раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного (навафиль), пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слушать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня о чём-нибудь, я обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его» [Аль-Бухари].
Кто боялся Аллаха и повиновался Ему в благополучные времена, тому Аллах поможет в трудные времена. Вспомним историю пророка Йунуса (мир ему), который оказался в чреве огромной рыбы. Всевышний Аллах сказал о нём:
«Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в её чреве до того дня, когда они будут воскрешены» (37:143–144).
То есть, если бы не его покорность Всевышнему и благие дела, которые он совершал до того, как его постигла беда, он бы погиб. Согласно другой версии, имеется в виду молитва, которую Йунус неуклонно совершал в благополучные времена «…то непременно остался бы в её чреве до того дня, когда они будут воскрешены». То есть, чрево этой рыбы стало бы для него могилой до самого Судного дня.
Один из наших праведных предшественников сказал: «Помните об Аллахе в благополучные времена, и Он не забудет о вас в беде, ибо, поистине, Йунус (мир ему) помнил об Аллахе в благополучные времена, и когда он оказался в чреве кита, Всевышний сказал: “Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в его чреве до того дня, когда они будут воскрешены” (37:143–144). А Фараон был нечестивцем, забывшем об Аллахе, и только перед смертью, уже поняв, что тонет, он воскликнул: “Я уверовал!” Тогда Всевышний Аллах сказал: “Только сейчас! А ведь раньше ты ослушивался и был одним из распространяющих нечестие” (10:91)».
Одним из самых больших препятствий, мешающих человеку получить ответ на свою мольбу, является употребление в пищу запретного и ношение запретной одежды. В одном из хадисов говорится, что Пророк * упомянул о человеке с взлохмаченными волосами, покрытом пылью, который уже давно находится в пути:
« الرَّجُلَ يُطِيلُ السَّفَرَ أشْعثَ أغْبَرَ يَمُدُّ يَدَيْهِ إلَى السَّمَاءِ : يَا رَبِّ يَا رَبِّ ، وَمَطْعَمُهُ حَرَامٌ ، وَمَشْرَبُهُ حَرَامٌ ، ومَلبسُهُ حرامٌ ، وَغُذِّيَ بالْحَرَامِ ، فَأَنَّى يُسْتَجَابُ لِذَلِكَ »
«… он протягивает руки к небу, взывая: “ Господи!” Однако его еда и питьё запретны, его одежда запретна, и вскормлен он был запретным… Так как же может прийти ответ на его мольбу?!» [Муслим].
‘Абдуллах, сын имама Ахмада, пишет в книге «Аз-зухд»: «Однажды сынов Исраиля (Израиля) постигло бедствие, и они вышли, чтобы обратиться к Аллаху с мольбой, и Аллах внушил их пророку: “Передай им: вы вышли с осквернёнными телами и воздеваете ко мне руки, которыми проливали кровь и наполняли свои дома запретным… Теперь же, когда гнев Мой на вас усилился, вы будете только отдаляться от Меня!”».
Задумайтесь, о люди, и посмотрите, откуда вы приобретаете ваше имущество, и что вы едите и пьёте. Пусть ваша еда, питьё и одежда всегда будут благими, чтобы Аллах не оставлял без ответа ваши мольбы!
Ещё одно препятствие для получения ответа на мольбу — неискренность. Имеется в виду тот случай, когда человек взывает с мольбой не только к Аллаху. Всевышний Аллах сказал:
«Взывайте же к Аллаху, посвящая Ему религию целиком, даже если это ненавистно неверующим» (40:14).
Всевышний также сказал:
«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (72:18).
Аллах не отвечает на мольбы тех, кто взывает помимо него к идолам или умершим праведникам и просит у них помощи, потому что они неискренни в своей мольбе и придают Ему сотоварищей. Это же касается тех, кто старается приблизиться к Аллаху, говоря что-нибудь вроде: «О Аллах! Помоги мне ради такого-то умершего (или его положения у Тебя)». Аллах не ответит на такую мольбу, потому что она является нововведением. Аллах повелел нам обращаться к Нему напрямую, без посредников. Всевышний Аллах сказал:
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, — быть может, они последуют верным путём» (2:186).
Всевышний также сказал:
«Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”» (40:60).
Всевышний также не отвечает на мольбу человека, сердце которого беспечно. Абу Хурейра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« اُدْعُوا اللهَ وَأَنْتُمْ مُوُقِنُوُنَ بِالإِجَابَةِ ، وَاَعْلَمُوُا أَنَّ اللهَ لاَ يَسْتَجِيبُ قَلْبَ غَافِلٍ لاهٍ »
«Обращаясь к Аллаху с мольбой, будьте уверены, что ответ придёт, и знайте, что Аллах не отвечает на мольбу того, чьё сердце небрежно и беспечно» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его хорошим].
Если человек отказывается побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, Всевышний Аллах также не отвечает на его мольбу.
Пророк * сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, вы будете побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах нашлёт на вас наказание, и потом вы будете взывать к Нему, но не получите ответа!» [Ат-Тирмизи, со слов Хузейфы; аль-Альбани назвал его хорошим].
Имам Шамсуддин Мухаммад ибн Абу Бакр сказал: «Мольба (ду‘а) — один из самых действенных способов отвести от себя зло и достичь желаемого, однако ответ может и не прийти. Это происходит либо из-за слабости в самой мольбе — например, человек обращается с мольбой о том, что является злом и несправедливостью, либо из-за слабости сердца, то есть его невнимательности и несобранности во время мольбы. В таком состоянии оно похоже на еле натянутый лук: стрела, пущенная из этого лука, не летит далеко. Либо существует другое препятств