Хутба 31. Злословие и сплетни
Часть первая
Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, в Него веруем и на Него уповаем, и Его благодарим за бесчисленные милости. Мы просим у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого Он направил к людям с религией Истины, и он донёс до них послание Аллаха, разъяснив его… Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и всех его сподвижников, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Судного дня.
Мои братья в исламе! Сегодня мы поговорим о двух отвратительных действиях и дурных привычках, от которых, к сожалению, мало кто уберёгся. Многие люди не придают им значения, однако у Аллаха они являются огромным грехом. Они часто проникают в разговор людей и давно уже стали непременным атрибутом любого собрания… И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха! Это — хроническая болезнь, которая губит людей подобно тому, как голодный волк губит отбившихся от стада овец, и даже ещё более безжалостно. Это — злословие и сплетни. Коран предостерегает от них и обещает суровое наказание за них, однако есть люди, которым не приносят пользы назидания и предостережения. Неужели после предостережений Корана нужны ещё и другие предостережения? Посланник Аллаха * также строго запретил злословить и распространять сплетни, а он для нас — добрый советчик и надёжный руководитель. Мой брат в исламе! Раскрой же сердце своё для аятов Корана и внимай словам избранного Пророка **. Всевышний сказал: «Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата? Ведь вы чувствуете к этому отвращение?» (49:12). Всевышний также сказал: «Горе всякому хулителю и обидчику» (104:1). А описывая одного неверующего, Всевышний сказал: «…хулителю, разносящему сплетни» (68:11).
Что же касается слов Посланника Аллаха *, то он предостерегал от этих пороков во многих хадисах. Достаточно вспомнить о том, что он упомянул о покушении на жизнь, имущество и честь в одном хадисе, который сподвижники услышали от него в прощальном хадже. Он сказал:
« إنَّ دِمَاءكُمْ ، وَأمْوَالَكُمْ ، وأعْرَاضَكُمْ ، حَرَامٌ عَلَيْكُمْ كَحُرْمَةِ يَوْمِكُمْ هَذَا ، في شَهْرِكُمْ هَذَا ، في بَلَدِكُمْ هَذَا ، ألا هَلْ بَلَّغْتُ ؟ »
«Поистине, ваша кровь, имущество и честь так же священны (то есть неприкосновенны) для вас, как и этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе. Донёс ли я?» [Аль-Бухари; Муслим].
Жизнь и имущество мы считаем чрезвычайно важными, однако нам следует знать, что честь также очень важна.
Никто из нас не желает подвергнуться мучениям в могиле, и мы просим у Аллаха защиты от них утром и вечером. Так знайте же, что злословие и распространение сплетен относятся к числу дел, за которые человек подвергается мучениям в своей могиле. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха *, проходивший мимо двух могил, сказал:
« إِنَّهُمَا يُعَذَّبَانِ ، وَمَا يُعَذَّبَانِ فِي كَبِيرٍ . وفي رواية البخاري: بَلَى إنَّهُ كَبِيرٌ : أمَّا أَحَدُهُمَا ، فَكَانَ يَمْشِي بِالنَّمِيمَةِ ، وأمَّا الآخَرُ فَكَانَ لاَ يَسْتَتِرُ مِنْ بَوْلِهِ »
«Поистине, они подвергаются мучениям, и мучают их не за большой грех». А в версии аль-Бухари говорится: «Нет, конечно же, это — большой грех! Один из них распространял сплетни, а второй не укрывался от собственной мочи»[29] [Аль-Бухари; Муслим]. Учёные говорят, что под словами: «… мучают их не за большой грех…» подразумевается, что сами они не считали свои действия большим грехом, или же имеется в виду, что им было вовсе не сложно отказаться от совершения этих действий.
В этом хадисе сказано, что за распространение сплетен человека подвергают мучениям в могиле, а в хадисе с хорошим иснадом, который приводится у Ахмада и ат-Тайалиси, то же самое сказано о злословии.
Итак, за распространение сплетен и злословия человека подвергают мучениям в могиле. Да убережёт нас Всевышний Аллах от этих мучений!
О мусульмане!
Люди, которые порочат и очерняют других, заслуживают наказания уже в этом мире, и любой из них может быть опозорен в собственном доме. Аль-Бара ибн ‘Азиб ** передаёт: «Однажды Посланник Аллаха * обратился к нам с речью так, что его слышали даже старые женщины в своих домах:
« يَا مَعْشَرَ مَنْ أَسْلَمَ بِلِسَانِهِ ، وَلَمْ يُفْضِ الإِِيمَانُ إِلَى قَلْبِهِ ، لاَ تُؤْذُوا الْمُسْلِمِينَ ، وَلاَ تُعَيِّرُوهُمْ ، وَلاَ تَتَّبِعُوا عَوْرَاتِهِمْ ، فَإِنَّهُ مَنْ تَتَبَّعَ عَوْرَةَ أَخِيهِ الْمُسْلِمِ ، تَتَبَّعَ اللَّهُ عَوْرَتَهُ ، وَمَنْ تَتَبَّعَ اللَّهُ عَوْرَتَهُ ، يَفْضَحْهُ ، وَلَوْ فِي جَوْفِ رَحْلِهِ »
“О те, у которых вера на языке, но не в сердце! Не злословьте о мусульманах и не следите за ними, ибо, поистине, кто следит за братом своим (чтобы опорочить его), за тем следит Аллах, а за кем следит Аллах, тот будет опозорен в своём же доме”» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Мои братья в исламе! Если вы не любите отвратительные зрелища и зловоние, что свойственно любому человеку, то не обижайте своих братьев по вере, не очерняйте их и не злословьте о них, ибо поистине, кто поступает так, тот как будто ест мертвечину или вдыхает зловоние. Вспомните Слова Всевышнего: «Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата? Ведь вы чувствуете к этому отвращение…» (49:12).
Вспомним также наглядный пример, который Пророк * показал своим сподвижникам. Когда Ма‘иза побили камнями за прелюбодеяние, один человек сказал своему товарищу: «Его убили, как собаку!» А потом они прошли вместе с посланником Аллаха мимо разлагающейся туши, и он сказал им:
« انْهَشا مِنْهَا ، فَقَالاَ: يَا رَسُولَ اللهِ نَنْهَشُ جِيفَةً؟ فَقَالَ : مَا أَصَبْتُمَا مِنْ أَخِيكُمَا أنْتَنَ مِنْ هَذِهِ »
«Ешьте!» Они сказали: «О Посланник Аллаха! Как же мы можем есть мертвечину?» Он сказал: «То, что вы сказали о своём брате, омерзительнее этого!» [Абу Давуд; хадис с хорошим иснадом].
О верующие! Поистине, злословие — великий грех, и беда мусульман в том, что многие из них не знают или забывают об этом. Некоторые думают, что если сказать о своём брате по вере что-то такое, что ему неприятно слышать, но соответствующее истине, это не будет считаться злословием. Такие люди считают, что злословие — это только наговор на мусульманина. Они забывают, что Посланник * сказал:
« أَتَدْرُونَ مَا الْغِيبَةُ ؟ قَالُوُا: اللهُ وَرَسُوُلُهُ أَعْلَمُ ، قَالَ: ذِكْرُكَ أَخَاكَ بِمَا يَكْرَهُ ، قِيلَ: أَفَرَأَيْتَ إِنْ كَانَ فِي أَخِي مَا أَقُولُ ، قَالَ: إِنْ كَانَ فِيهِ مَا تَقُولُ فَقَدْ اغْتَبْتَهُ ، وَإِنْ لَمْ يَكُنْ فِيهِ مَا تَقُولُ فَقَدْ بَهَتَّهُ »
«Известно ли вам, что такое злословие?» Люди сказали: «Аллах и Его Посланник знают об этом лучше». Он сказал: «Это когда упоминаешь ты о брате твоём так, что это не понравилось бы ему». Люди спросили: «Скажи, а если моему брату присуще то, о чём я скажу?» Он сказал: «Если ему присуще то, о чём ты скажешь —, значит, ты злословишь о нём, а если он не таков, значит, ты наговариваешь на него» [Муслим].
Из этого хадиса следует: запрещено говорить о человеке то, что ему было бы неприятно услышать, даже если сказанное будет соответствовать истине. Учёные сказали: «Злословить о человеке — значит, говорить о нём то, что соответствует истине и что ему неприятно было бы услышать. Сказанное может касаться его тела, его религии и мирской жизни, его внешнего вида, характера, нравственности, имущества, родителей, супруги, слуги, невольника и так далее. Злословие может выражаться устно, на письме или жестом, включая косой взгляд, указание рукой или кивок головой».
Как велик ислам, оберегащий честь людей! Что может быть прекраснее благонравного верующего? И что может быть чище общества, все члены которого соблюдают права друг друга?
Любое здание разрушается, если на него со всех сторон обрушиваются удары, а мусульмане должны быть сплочёнными и воздерживаться от насмешек, издевательств, злословия и сплетен.
О мусульмане! Все мы должны избавиться от этой дурной привычки. А для этого необходимо понять, что же побуждает человека к злословию и распространению сплетен, и стараться избежать этого.
Чаще всего человека побуждают к злословию гнев и досада. Разозлившись на кого-то, человек начинает говорить о его недостатках и дурных делах. Иногда человек затаивает в душе злобу на кого-то, и впоследствии она побуждает его к злословию. Поэтому мусульманин должен стараться ни на кого не гневаться и не злиться, и просить у Аллаха помощи в этом, ибо Он — лучший помощник.
Бывает также, что человек злословит о ком-то в угоду своим товарищам. Ему кажется, что если он упрекнёт их за то, что они злословят и сплетничают о ком-то, они перестанут дружить и общаться с ним, и он старается подделываться под них. Это — признак слабости веры. Ведь мусульманин обязан защищать честь другого мусульманина, и за это верующего ждёт великая награда. Посланник Аллаха * сказал:
« مَا مِنِ امْرِئٍ يَخْذُلُ امْرَأً مُسْلِمًا فِي مَوْضِعٍ تُنْتَهَكُ فِيهِ حُرْمَتُهُ ، وَيُنْتَقَصُ فِيهِ مِنْ عِرْضِهِ ، إِلاَّ خَذَلَهُ اللَّهُ فِي مَوْطِنٍ يُحِبُّ فِيهِ نُصْرَتَهُ ، وَمَا مِنِ امْرِئٍ يَنْصُرُ مُسْلِمًا فِي مَوْضِعٍ يُنْتَقَصُ فِيهِ مِنْ عِرْضِهِ ، وَيُنْتَهَكُ فِيهِ مِنْ حُرْمَتِهِ ، إِلاَّ نَصَرَهُ اللَّهُ فِي مَوْطِنٍ يُحِبُّ نُصْرَتَهُ »
«Кто оставит без помощи мусульманина, когда кто-то задевает его честь, того Всевышний Аллах оставит без помощи тогда, когда он будет больше всего нуждаться в ней. А кто поможет своему брату, честь которого задевают, тому Всевышний Аллах поможет тогда, когда он будет нуждаться в помощи» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].
Чаще вспоминайте этот хадис, когда бываете среди людей и слышите, как они, разговаривая, задевают честь других мусульман, и просите Аллаха уберечь вас от подобного.
Иногда человека обвиняют в совершении дурного поступка, и он, желая оправдаться, говорит, кто на самом деле совершил его, и начинает злословить об этом человеке. Истинный мусульманин в такой ситуации должен оправдываться, но не упоминать о совершившем дурной поступок — лучше промолчать.
Порой человека побуждает к злословию желание похвалиться. Стремясь подняться в глазах окружающих, он начинает принижать другого, злословя о нём. Например, он говорит: «Такой-то — невежда, он ничего не смыслит, его слова не достойны доверия». Говоря это, он стремится продемонстрировать своё превосходство над тем, о ком злословит, и поднять свой авторитет.
В некоторых случаях причиной злословия становится зависть. Человек завидует тому, кого люди любят и хвалят, и он начинает очернять этого человека, чтобы уронить его в глазах людей. Да убережёт нас Аллах от зависти, которая пожирает благие дела подобно тому, как огонь пожирает дрова!
Некоторые люди злословят просто так, от нечего делать. Им нравится обсуждать недостатки других и смеяться над ними. Они поступают так, не понимая, что их слова омерзительны, и что они совершают огромный грех.
Иногда человека подталкивают к злословию высокомерие и презрительное отношение к людям. Такой человек насмехается и издевается над тем, кого презирает, желая унизить его.
О верующие! Если вы думаете о своих братьях по вере дурное или подозреваете их в чём-то, знайте, что это — наущения Шайтана. Вы не должны верить ему, потому что он — худший из нечестивцев. Всевышний Аллах сказал: «Если нечестивец принесёт вам весть, то проверьте…» (49:6).
Нельзя верить Иблису. Если же об этом вам сообщит надёжный, достойный доверия человек, то не верьте ему, но и не считайте его лжецом, потому что иначе вы непременно начнёте плохо думать либо о нём, либо о человеке, о котором он говорил. Если вам в голову пришли нехорошая мысль или дурное предположение о вашем брате по вере, постарайтесь относиться к нему ещё лучше, чем прежде, делать ему больше добра и оказывать ему ещё больший почёт. Это приводит Шайтана в ярость и заставляет его покинуть вас.
Если же вам достоверно известно о том, что какой-то мусульманин совершил проступок, поговорите с ним с глазу на глаз и дайте ему наставление и добрый совет. Шайтан непременно попытается обмануть вас и заставить говорить дурное за спиной этого человека. Не подчиняйтесь же Шайтану! Наставляя мусульманина, совершившего нечто предосудительное, не радуйтесь тому, что вы узнали о нём, но будьте милосердными к нему и говорите с ним мягко.
Да сделает Аллах Великий Коран благословенным и для меня, и для вас, и да поможет Он нам извлечь для себя пользу из его аятов (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).
Я прошу прощения у Аллаха, просите же и вы прощения у Него. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный (Ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Господу миров. Я восхваляю Его, Всевышнего, и благодарю. И я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, и лучшее из Его творений. Да благословит Аллах и приветствует его самого и его семью, и его сподвижников
О мусульмане! Знайте, что мусульманину запрещено не только злословить, но и слушать сплетни и злословие, одобрять их и подтверждать. Услышав, что человек злословит о ком-то, мусульманин должен остановить его, если только он не опасается, что из-за этого ему причинят вред. Если же мусульманин видит, что ему могут причинить вред, он должен осудить это злословие в своём сердце и покинуть это собрание, если это возможно. Если же он может остановить злословящего своими словами или сменить тему разговора, или выразить ему порицание, он обязан сделать это.
Мои братья в исламе! Наша беда в том, что, слыша во время собраний пустые, бесполезные речи, а то и злословие, мы не решаемся возразить, осудить или вмешаться для того, чтобы сменить тему и направить разговор в полезное русло. Да помилует Аллах ‘Умара, который сказал: «Поминайте Аллаха, ибо поминание Его — исцеление, и остерегайтесь поминать людей, ибо поминание их — недуг».
Вспомним также слова аль-Хасана (да помилует его Аллах): «Клянусь Аллахом, злословие пожирает религию верующего быстрее, чем гангрена пожирает тело».
О мусульмане! Мы знаем, что ложь запретна, однако из этого правила есть исключение. То же самое можно сказать и о злословии. Учёные говорят, что разрешается злословие с одобряемой Шариатом целью, достичь которой возможно лишь посредством него. Это шесть следующих случаев.
1. Жалоба ради восстановления справедливости. Тот, с кем поступили несправедливо, имеет право обратиться к правителю, судье или другому влиятельному человеку и рассказать, что такой-то поступил с ним несправедливо, сделав то-то и то-то.
2. Изменение порицаемого и возращение грешника на истинный путь. Например, человек имеет право прийти к влиятельному, обладающему властью человеку и сказать: «Такой-то делает то-то, останови же его!» — или нечто подобное.
3. Испрашивание фетвы. Человек может прийти к учёному, который даёт фетвы, и сказать: «Такой-то (мой отец, брат, муж…) поступил со мной несправедливо, сделав то-то. Разрешает ли ему Шариат поступать так? И как мне действовать, чтобы отвести от себя его притеснение и несправедливость?» В этом случае человек имеет право упомянуть имя того, о ком идёт речь, однако лучше этого не делать, а описать ситуацию в общем.
4. Предостережение мусульман от зла. В качестве примера можно привести упоминание учёными-хадисоведами о ненадёжности того или иного передатчика хадисов. Человек также имеет право расспросить других о человеке, который желает породниться с их семьёй, или о своём предполагаемом деловом партнёре. Тому, кого спрашивают, разрешается сказать всё, что он знает о данном человеке и что может оказаться важным для спрашивающего.
5. Человек открыто ослушивается Аллаха или придерживается нововведений. Например, он открыто пьёт вино, обижает женщин или, собирая налоги, берёт больше положенного. В этом случае разрешается упоминать о его неблаговидных поступках, которых он не скрывает.
6. У человека есть известное прозвище — например, Подслеповатый, Хромой, Слепой и так далее. Разрешено называть его этим прозвищем при небходимости, например, рассказывая о нём людям, которые знают его только по прозвищу. Однако если можно обойтись без упоминания прозвища, лучше его не упоминать. Категорически запрещается упоминать это прозвище с намерением указать на присущий человеку недостаток.
О мусульмане! Бойтесь Аллаха в своих словах и делах и помните о Нём в движении и покое. Знайте, что раскаяние в злословии предполагает те же действия, что и раскаяние в любом грехе. Вы должны перестать совершать грех, в данном случае — злословить, искренне пожалеть о содеянном и решительно намериться никогда не делать подобного вновь. Однако если этим грехом было злословие, к упомянутым трём условиям прибавляется четвёртое: человек должен загладить обиду, которую он нанёс брату по вере своим злословием. Заглаживание обиды относится к правам любого человека, которые необходимо соблюдать. Посланник Аллаха * сказал:
« مَنْ كَانَتْ عِنْدَهُ مَظْلَمَةٌ مِنْ أَخِيهِ ، مِنْ عِرْضِهِ، أَوْ مَالِهِ ، فَلْيَتَحَلَّلْهُ الْيَوْمَ ، قَبْلَ أَنْ يُؤْخَذَ حِينَ لاَ يَكُونُ دِينَارٌ ، وَلاَ دِرْهَمٌ ، وَإِنْ كَانَ لَهُ عَمَلٌ صَالِحٌ أُخِذَ مِنْهُ بِقَدْرِ مَظْلَمَتِهِ ، وَإِنْ لَمْ يَكُنْ لَهُ ، أُخِذَ مِنْ سَيِّئَاتِ صَاحِبِهِ فَجُعِلَتْ عَلَيْهِ »
«Кто нанёс своему брату обиду, затрагивающую его честь или имущество, пусть загладит её сегодня, до того, как с него будет взыскано за неё в День, когда не будет ни динаров, ни дирхемов. Если у него найдутся благие дела, из них возьмут в соответствии с той обидой, а если у него не найдётся благих дел, то у обиженного им возьмут соответствующее количество дурных дел и возложат на обидчика» [Аль-Бухари].
Исключением является тот случай, когда человек знает точно или почти уверен в том, что если он признается в своём поступке тому, о ком злословил, между ними возникнет вражда, или он порвёт с ним отношения. В этом случае человек не должен признаваться в этом. Вместо этого он должен перестать злословить и просить у Аллаха прощения за свой грех, чаще поминать добрым словом того, о ком он злословил, и говорить о его достоинствах на тех собраниях, на которых сказал о нём плохое.
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).
О Аллах, защити нас и избавь нас от страха! (Аллахумма-хфаз ‘ауратина ва амин рав‘атина).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам! (Аллахумма-нсури-ль-Исляма ва-ль-муслимин).
О Аллах, помоги нашим братьям-мусульманам, где бы они ни были! (Аллахумма-нсур ихванана-ль-муслимина фи кулли макан).
О Аллах! Нет Божества, кроме Тебя, ниспошли нам дождь и не давай нам отчаиваться! (Аллахумма АнтаЛлаху ля иляха илля Анта анзиль ‘аляйна-ль-гайса ва ля тадж‘альна мина-ль-канитин).
О Аллах, помоги Своим рабам! (Аллахумма агыс ‘ибадака ва билядака).
О Аллах, не оставь нам после этого собрания ни одного греха без прощения, и не одной беды без избавления, ни одного долга без уплаты, и не одного трудного дела без облегчения! (Аллахумма ля тада‘ ляна фи хаза-ль-макам занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху ва ля дейнан илля кадайтаху ва ля амран ‘асиран илля йассартаху).
О Аллах, раскрой сердца наши, облегчи нам дела наши и приведи нас к благонравию, ибо, поистине, не приводит к нему никто, кроме Тебя! (Аллахумма-шрах судурана ва кулюбана ва йассир умурана ва-хдина ли-салихи-ль-ахляк фа-иннаху ля йахди ли-салихиха илля Анта).
И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да’вана анна-ль-хамда лиЛляхи Рабби-ль-‘алямин).