Хутба 15. Достоинство слов «Нет божества, кроме Аллаха» и их смысл
Часть первая
Хвала Аллаху, Его мы восхваляем, просим помощи и прощения, и Ему приносим покаяние. Мы просим у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников.
О люди! Бойтесь Аллаха, исполняйте Его веления и не ослушивайтесь Его. Помните о нём, и Он будет помнить о вас, благодарите Его и не будьте неблагодарными.
О рабы Аллаха! Всевышний Аллах повелел нам поминать его во все времена. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом» (33:41–42). Кроме того, Он велел нам поминать его в определённые периоды времени —, например, после обязательной молитвы и любого обряда поклонения, потому что они особенные и отличаются от других.
Всевышний сказал:
«Когда вы завершите молитву, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лёжа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте молитву. Поистине, молитва предписана верующим в определённое время» (4:103).
Всевышний также сказал:
«Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже более того» (2:200).
Любое поклонение Всевышнему является поминанием Его. Верующий постоянно поминает Аллаха, особенно когда произносит слова поминания Аллаха, восхваляя Его, прославляя, возвеличивая и признавая Его Единственность. Этот вид поминания человек может совершать в любом положении — стоя, сидя и лёжа, а также по дороге куда-нибудь. К тому же, язык не устаёт от поминания, тогда как другие органы устают от многочисленных движений.
Лучшим поминанием являются слова «Нет божества, кроме Аллаха» («Ля иляха илляЛлах»), и верующему следует чаще произносить их. Пророк * сказал:
« خَيْرُ مَا قُلْتُ أَنَا وَالنَّبِيُّونَ مِنْ قَبْلِي: لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ ، لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ »
«Лучшим из того, что когда-либо говорил я и пророки до меня, являются слова: “Нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть и Ему хвала, и Он всё может”[15]» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его хорошим].
Поскольку этим великим словам отведено столь почётное место среди многочисленных видов поминания Аллаха, то с ними связаны определённые нормы и условия, и они имеют определённое значение. Формула «Нет божества, кроме Аллаха» — не просто слова, произносимые языком. Эту формулу мусульмане произносят во время призыва на молитву (азан — أذان) и при объявлении о начале молитве (икама), а также во время пятничных проповедей. На этих словах держатся небеса и земля, и ради них Всевышний ниспослал Писания, направил к людям посланников и даровал им своды законов (шариаты). Ради них установлены Весы, записываются дела и сотворёны Ад и Рай, и ради них Всевышний разделил Свои творения на верующих и неверующих, и об этой формуле и её правах все они будут спрошены, и за неё будет награда и наказание. «Нет божества, кроме Аллаха» — основа религии, и ради неё обнажились мечи, и велась борьба на пути Аллаха.
Каждый раб Всевышнего обязан признавать, что нет божества, кроме Аллаха. «Нет божества, кроме Аллаха» — символ ислама, ключи от обители мира, слова богобоязненности и надёжная рукоять. «Нет божества, кроме Аллаха» — слова искренности, спасающее от неверия и избавляющее от Огня. Жизнь и имущество того, кто произнесёт эти слова, становятся неприкосновенными в этом мире, и если он верит в них своим сердцем, то они спасут его от Огня в мире вечном, и он войдёт в Рай. Вспомним слова Пророка *:
« فَإِنَّ اللَّهَ حَرَّمَ عَلَى النَّارِ مَنْ قَالَ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ يَبْتَغِي بِذَلِكَ وَجْهَ اللَّهِ »
«Поистине, Аллах сделал запретным для Огня того, кто сказал “Нет божества, кроме Аллаха”, — стремясь к Лику Аллаха» [Аль-Бухари; Муслим].
Эта формула состоит из четырёх коротких слов, лёгких для языка и тяжёлых на Весах. Абу Са‘ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« قَالَ مُوسَى عَلَيْهِ السَّلاَمُ: يَا رَبِّ عَلِّمْنِيِ شَيْئَاً أَذْكُرُكَ وَأَدْعُوكَ بِهِ ، قَالَ: يَا مُوسَى قُلْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ، قَالَ: يَا رَبِّ كُلُّ عِبَادِكَ يَقُولُوُنَ هَذَاَ. قَالَ: يَا مُوسَى لِوْ اَنَّ اَلسَّمَواتِ اَلسَّبعِ وَعَامِرْهُنَّ غَيْرِيِ وَاَلأرَضِيْنَ السَّبْعِ فِي كِفَّةٍ وَلاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهَ فِي كِفَّةٍ ، مَالَتْ بِهِنَّ لاَ إِلَهَ إلاَّ اللهُ »
«Муса (мир ему) сказал: “Господи! Научи меня таким словам, чтобы я мог поминать Тебя и обращаться к Тебе посредством них”. Аллах сказал: “О Муса, говори: ‹Нет божества, кроме Аллаха›”. Муса сказал: “Господи, но ведь все Твои рабы говорят эти слова”. Аллах сказал: “О Муса! Если семь небес со всеми их обитателями, кроме Меня, и семь земель положить на одну чашу весов, а ‹Нет божества, кроме Аллаха›, ‹Нет божества, кроме Аллаха› перевесит!”».
А ‘Абдуллах ибн ‘Амр передаёт: «Однажды, когда мы были вместе с Посланником Аллаха *, к нему пришёл бедуин в зелёном плаще, которая была отделана парчой, и сказал: “Поистине, ваш товарищ принизил каждого благородного, сына благородного!” Спустя некоторое время он сказал: “Он хочет принизить каждого благородного, сына благородного и возвысить каждого пастуха, сына пастуха!” Тогда Посланник Аллаха * взял его за края его плаща и сказал: “Поистине, я вижу на тебе одежду, которую носят неразумные”. Затем он сказал: “Поистине, когда к пророку Аллаха Нуху (мир ему) пришла смерть, он сказал своему сыну: ‹Вот что я завещаю тебе. Я велю тебе делать две вещи и запрещаю тебе делать две другие. Я велю придерживаться слов ‘Нет божества, кроме Аллаха’, ибо, поистине, если семь небес и семь земель положить на одну чашу весов, а ‘Нет божества, кроме Аллаха’ — на вторую, ‘Нет божества, кроме Аллаха’ перевесит. И если бы семь небес и семь земель были замкнутым кольцом, их бы разбили слова ‘Нет божества, кроме Аллаха, Преславен Он, и хвала Ему’. Эти слова — молитва всякого творения, и посредством них даруется удел творениям. И я запрещаю тебе придавание Аллаху сотоварищей (ширк) и высокомерие›”. Я спросил (или: люди спросили): “О Посланник Аллаха! Мы знаем, что такое ширк, а что такое высокомерие? Это когда у кого-то из нас есть красивые сандалии с хорошими ремнями?” Он ответил: “Нет”. Кто-то спросил: “Это когда у кого-то из нас есть перстень, который он носит?” Он снова сказал: “Нет”. Кто-то спросил: “Высокомерие — это когда у одного из нас есть верховое животное, на котором он ездит?” Пророк * сказал: “Нет”. Тогда кто-то спросил: “Это когда у кого-то из нас есть товарищи, которые собираются у него?” Он снова сказал: “Нет”. Тогда кто-то спросил: “О Посланник Аллаха! Так что же такое высокомерие?” Он ответил: “Отказ принимать истину и презрительное отношение к людям”» [Имам Ахмад; аль-Хаким; аль-Альбани назвали его достоверным].
Эти великие слова имеют две составляющие (рукн — ركن):
1. Отрицание. В первой части формулы говорится о том, что никто не может быть божеством, кроме Одного лишь Аллаха. Это слова «Нет божества…».
2. Утверждение. Это вторая часть формулы — слова: «…кроме Аллаха», содержащие утверждение о том, что единственным божеством является Всевышний Аллах. Если собрать две части вместе, становится ясным смысл этих слов. Это отречение от ширка и всех, кто совершает ширк, и посвящение поклонения Одному лишь Всевышнему Аллаху. Такой же смысл заключён в словах Ибрахима (мир ему), который сказал своему отцу и своему народу:
«Вот Ибрахим [Авраам] сказал своему отцу и народу: “Поистине, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Поистине, Он поведёт меня прямым путём”» (43:26–27).
И такой же смысл вложен в Слова Всевышнего:
«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута[16], а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надёжную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах — Слышащий, Знающий» (2:256).
Мусульманин, произнося эти слова, объявляет о своём отречении от ширка и всех, кто совершает ширк, и обязуется поклоняться Одному лишь Аллаху, посвящая религию Ему Одному. Если он выполнит взятое на себя обязательство, он будет считаться исповедующим религию Аллаха — ислам, и войдёт в Рай.
Если же он просто произносит эти слова, не делая того, к чему они его обязывают, они не принесут ему никакой пользы. Лицемеры говорили: «Нет божества, кроме Аллаха» своими языками, но не верили в это сердцем, а их место, как мы знаем — в нижнем слое Огня. И сегодня есть люди, которые говорят: «Нет божества, кроме Аллаха» и при этом взывают с мольбами к умершим, совершают обходы вокруг гробниц, ища приближения к умершим, просят помощи у «святых» и праведников, дают обеты на их могилах и приносят им жертвы. Такому человеку слова «Нет божества, кроме Аллаха» не приносят никакой пользы, потому что он не делает того, к чему они его обязывают — то есть, не отрекается от ширка и совершающих его и не посвящает поклонение Одному лишь Аллаху, Господу миров. А ведь эти слова предполагают отказ от поклонения могилам и приближения к умершим, а также отказ от идолопоклонства, которое не отличается от поклонения могилам… Таково значение слов «Нет божества, кроме Аллаха».
Вспомним, как Пророк * сказал курейшитам: «Скажите: “Нет божества, кроме Аллаха”!» — а они сказали в ответ: «Неужели он превратил богов в Единственного Бога?» (38:5).
Язычники понимали, что смысл слов «Нет божества, кроме Аллаха» — отказ от ширка и поклонение Одному лишь Аллаху, а сегодняшние «могильщики» этого не понимают, потому и совмещают ширк с произнесением слов: «Нет божества, кроме Аллаха». А некоторые из них считают, что формула «Нет божества, кроме Аллаха» означает признание того, что Аллах — Единственный Творец и Дарующий удел, и тот, кто признаёт, что Аллах сотворил всё и дарует удел всем творениям, тот является приверженцем Единобожия и свидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха. А в том, чтобы приносить жертвы умершим и обращать к ним какие-либо виды поклонения, — согласно их логике, — нет ничего предосудительного. При этом они явно забывают о том, что язычники, которых Пророк * просил сказать: «Нет божества, кроме Аллаха» признавали, что Аллах — Единственный Творец и Дарующий удел. Всевышний сказал о них: «Если ты спросишь их: “Кто сотворил небеса и землю?” — они непременно скажут: “Их сотворил Могущественный, Знающий”» (43:9).
Всевышний также сказал:
«Скажи: “Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто превращает мёртвое в живое, а живое превращает в мёртвое? Кто управляет делами?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”» (10:31).
Если бы такое ошибочное понимание смысла слов «Нет божества, кроме Аллаха» было у простых людей, это было бы не так страшно, потому что простых людей можно научить, и они обычно с готовностью принимают истину.
Беда в том, что так понимают слова «Нет божества, кроме Аллаха» люди, которые считаются знающими. Они дают фетвы и преподают, и их очень трудно переубедить и заставить понять свою ошибку — несмотря на то, что на самом деле всё ясно и понятно, и об истинном смысле слов «Нет божества, кроме Аллаха» говорил не только наш Пророк *, но и все пророки, которые приходили к людям до него, а также их последователи: «Мы не станем взывать к другим божествам помимо Него. В таком случае мы произнесли бы чрезмерное» (18:14). Вспомним также сказанное Пророком * Ибн ‘Аббасу, который в то время был маленьким мальчиком:
« يَا غُلامُ إِنِّي أُعَلِّمُكَ كَلِمَاتٍ إِذَا سَأَلْتَ فَاسْأَلْ اللَّهَ، وَإِذَا اسْتَعَنْتَ فَاسْتَعِنْ بِاللَّهِ »
«О мальчик, я научу тебя нескольким словам. Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся к Аллаху…» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным]. Пророк * велел ему обращаться с просьбой только к Аллаху и просить помощи только у Аллаха, хотя он был ещё очень мал, и он не сказал ему: «Если с тобой что-то случится или тебе что-нибудь понадобится, обращайся ко мне и проси у меня». Нет, и ещё раз нет! Напротив, он сильно разгневался, когда один бедуин сказал ему: «Как пожелает Аллах и ты». В ответ он воскликнул: «Горе тебе! Неужели ты приравниваешь меня к Аллаху?! Говори: “Аллах сделал, что пожелал”!».
О рабы Аллаха! У произносящего слова «Нет божества, кроме Аллаха» есть обязанности перед этими словами. Это — совершение обязательной молитвы, выплата закята, соблюдение поста в рамадан, хадж к Заповедному Дому для тех, у кого есть возможность совершить его, а также исполнение велений Всевышнего и отказ от ослушания Его.
Сегодня многие люди произносят эти слова, но при этом не совершают молитву или не выплачивают закят. А Книга Аллаха и Сунна Его Пророка * говорят нам, что человек, который не совершает обязательную молитву, не является мусульманином, даже если он говорит: «Нет божества, кроме Аллаха».
Всевышний сказал:
«Если же они раскаются и станут совершать молитву и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный» (9:5).
А в другом аяте сказано:
«Но если они раскаются и будут совершать молитву и выплачивать закят, то они станут вашими братьями по вере. Мы разъясняем Наши знамения для людей знающих» (9:11).
А Пророк * сказал:
« بَيْنَ الْعَبْدِ وَبَيْنَ الْكُفْرِ، تَرْكُ الصَّلاةِ »
«Между рабом Аллаха и неверием — оставление молитвы» [Муслим]. После кончины Пророка * некоторые люди отказалась выплачивать закят, и все они при этом говорили: «Нет божества, кроме Аллаха». Однако Абу Бакр ас-Сыддик и сподвижники (да будет доволен Аллах ими всеми) сражались с ними, и их вовсе не остановили слова «Нет божества, кроме Аллаха», которые они слышали от этих людей, поскольку они считали, что произнесение этих слов обязывает человека выплачивать закят. Ведь Пророк * сказал: «Если они скажут её (формулу Единобожия), то сделают неприкосновенными для меня свои жизни и своё имущество, кроме как по праву её» [Аль-Бухари; Муслим].
Аль-Хасану аль-Басри (да помилует его Аллах) сказали: «Поистине, люди говорят: “Кто скажет: ‹Нет божества, кроме Аллаха›, тот войдёт в Рай”». Он сказал: «Кто скажет: “Нет божества, кроме Аллаха” и будет соблюдать право этих слов и делать всё, к чему они его обязывают, тот войдёт в Рай».
А Вахбу ибн Мунаббиху кто-то сказал: «“Нет божества, кроме Аллаха” — ключ к Раю». Он же сказал в ответ: «Да, конечно, однако у ключа обязательно должны быть зубцы, и если ты принесёшь ключ с зубцами, дверь откроется, а если нет — то нет».
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и будьте истинными приверженцами слов «Нет божества, кроме Аллаха». Да сделает Аллах и нас, и вас истинными приверженцами этих великих слов!
А‘узу биЛляхи мин аш-Шайтани-р-раджим:
«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин. Аллах знает о ваших передвижениях и вашей обители» (47:19).
Да сделает Аллах Великий Коран благословенным и для меня, и для вас, и да поможет Он нам извлечь для себя пользу из его аятов (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Который сотворил всё сущее для поклонения Ему Одному, и мы не должны придавать Ему сотоварищей. Я восхваляю Его и благодарю. Он не оставил рабам Своим оправдания, направив к ним посланников и ниспослав Писания. И благословения и приветствия Мухаммаду — лучшему из тех, кто когда-либо призывал к религии Аллаха и поклонялся Ему. И то, и другое он делал с одинаковым усердием и искренностью. Через него Всевышний Аллах напомнил людям забытые значения слов «Нет божества, кроме Аллаха». Его Господь сказал ему: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (47:19). И он уверовал в эти слова и призывал к ним, и поддерживал одних и враждовал с другими ради этих слов. Он сказал: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут: “Нет божества, кроме Аллаха”. Если они скажут её (формулу Единобожия), то сделают неприкосновенными для меня свои жизни и своё имущество, кроме как по праву ислама, а расчёт их — на Аллахе» [Аль-Бухари; Муслим]. Он призывал людей к религии Аллаха тайно и явно, днём и ночью — до тех пор, пока смысл слов «Нет божества, кроме Аллаха» не стал понятен всем. О Аллах, благослови и приветствуй Твоего раба и Посланника Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и обновляйте свою веру утром и вечером, размышляя над словами: «Нет божества, кроме Аллаха». О здравомыслящие и дальновидные, стремящиеся к преуспеянию! Преуспеют лишь истинные приверженцы формулы Единобожия — «Нет божества, кроме Аллаха». Символ ислама и ключ от обители мира — слова «Нет божества, кроме Аллаха». Формула Единобожия поддерживает небеса и землю, делает действительным поклонение и спасает человека в Судный день. И мечи в борьбе на пути Аллаха обнажились, и посланники были направлены к людям только ради того, чтобы научить их действовать в соответствии со словами: «Нет божества, кроме Аллаха», и после этого люди разделились на две группы и пошли по двум дорогам. Одни стали исполнять то, к чему обязывают их слова «Нет божества, кроме Аллаха», а другие воспротивились этому, увидев, что религия их отцов противоречит словам «Нет божества, кроме Аллаха».
Преславен тот, кто сделал Своих рабов такими разными по Своей воле и мудрости. Это лишний раз подтверждает, что нет божества, кроме Аллаха. Блажен тот, кто понял смысл формулы Единобожия и принял её со спокойным сердцем, и все его тайные и явные действия соответствовали ей. И горе тому, кого Шайтан склонил к ширку, и он отказался принять то, что предполагают слова: «Нет божества, кроме Аллаха». Разве вы не слышали Слова Всевышнего:
«Те, к кому вы взываете помимо Него, не могут заступаться. Заступаться будут только за тех или только те, которые осознанно засвидетельствовали истину» (43:82).
Истинная сущность слов «Нет божества, кроме Аллаха» — посвящение всех видов поклонения Одному лишь Аллаху, обращение и устремление к Нему Одному и отказ в этом всем лжебогам. Таково значение слов: «Нет божества, кроме Аллаха. А кто произносит формулу Единобожия своим языком и противоречит ей своими действиями, тому эти слова не принесут никакой пользы. Все дела того, кто обращает к кому-то, помимо Аллаха, любой из видов поклонения и придаёт Ему в сотоварищи кого-то из Его творений, окажутся тщетными и не принесут ему пользы в Судный день.
Спешите же, о рабы Аллаха, к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого подобна ширине небес и земли, и который уготован для богобоязненных, исполняющих всё, к чему обязывает их произнесение слов: «Нет божества, кроме Аллаха», и не берите себе иного божества наряду с Аллахом. Поистине, я для вас — ясный увещеватель. Придерживайтесь формулы Единобожия. Кто отрицает то, что отрицает эта формула, утверждает то, что утверждает она, и поддерживает одних людей и враждует с другими из-за неё, того она вознесёт на высочайшие ступени Рая, к обители тех, кто является её истинными приверженцами. А‘узу биЛляхи мин аш-Шайтани-р-раджим:
«В тот день, когда Дух [Джибриль] и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду» (78:37).
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах! Будь доволен всеми сподвижниками — Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом, ‘Али и другими, и их семьями и жёнами (Аллахумма-рда ани-с-сахабати аджмаин Аби Бакр ва ‘Умар ва ‘Усман ва ‘Али ва ан саири-с-сахб ва-ль-аль ва-ль-азвадж).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат).
О Аллах, облегчи нам дела наши, помоги нам совершить как можно больше благих дел, чтобы осуществились наши мечты, и чтобы наш конец в этом мире был благим! (Аллахумма йассир умурана ва-шрах судурана ва хаккык би-з-зийадати мина-ль-а‘мали-с-салихати а‘маляна ва-хтим биха аджаляна).
О Аллах, помоги нам делать добро и отдаляться от всего мерзкого и порицаемого! (Аллахумма а‘инна аля фи‘ли-ль-хайрат ва тарки-ль мункарат).
О Аллах, не давай Шайтану власти над нами! (Аллахумма ля тадж‘аль ли-ш-Шайтани иляйна ва ля ‘аляйна сабиля).
О Аллах, прости нам нашу слабость, помоги нам и прости нам наши грехи и проступки! (Аллахумма-рхам да‘фана ва-джбур касрана ва-гфир зунубана ва-стур ‘айбана).
О Аллах, сделай Коран весной наших сердец, нашим светом и уходом печалей наших! (Аллахумма-дж‘али-ль-Кур’ана-ль-Карим раби‘а кулюбина ва нура судурина ва джаляа хумумина).
О Аллах, помоги нам погасить наши долги и быть воздержанными и нетребовательными! (Аллахумма-кды-д-дейн анна ва-дж‘альна мина-з-захидин).
О Аллах, прости нашим родителям и родителям наших родителей! (Аллахумма-гфир ли-валидейна ва валиди валидейна).
О Аллах, помилуй их, спаси и введи в Сады наслаждения! (Аллахумма-рхамхум ва акримхум би-джаннатикя джаннати-н-на‘им).
О Аллах, сделай праведными наших молодых людей и девушек! (Аллахумма аслих шабаба-ль-муслимина ва аслих банати-ль-муслимин).
О Аллах, прости нам наши прошлые и будущие грехи, тайные и явные (Аллахумма-гфир ляна ма каддамна ва ма аххарна ва ма асрарна ва ма а‘лянна).
«Господь наш, не взыщи с нас за то, что мы забыли или ошиблись! Господь наш, и не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Поистине, Ты — Прощающий, Милосердный!»