Хутба 12. Богобоязненность соединяет в себе всё благо
Часть первая
Хвала Аллаху, Который дарует прощение, и Которого нам следует бояться. Его знание объемлет всякую вещь, и Он исчислил всё сущее. Ему принадлежит то, что в небесах, то, что на земле, то, что между ними, и то, что под землёй. Милости его неисчислимы и блага, даруемые Им, нескончаемы. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что наш господин и Пророк Мухаммад — Его раб и Посланник. Он был самым богобоязненным из людей, и он указал им истинный путь и предостерёг их от следования путями, ведущими к гибели. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, которые были светочами во мраке и следовали прямым путём, а также всех тех, кто следовал за ними в благодеянии и шёл по их следам.
О рабы Аллаха! Я наказываю вам и самому себе бояться Аллаха. Поистине, богобоязненность соединяет в себе всё благо, и она — одно из наиболее часто упоминаемых в Коране похвальных качеств.
Богобоязненность — путь к любому благу, скрытому и явному, благу мира этого и мира вечного, и она также оберегает человека от любого зла — скрытого и явного — в этом и в вечном мире, становясь для верующего неприступной крепостью и надёжным щитом.
Всевышний Аллах завещал Своим рабам — и первым, и последним — бояться Его. Всевышний сказал:
«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха. Если вы не уверуете, то ведь Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Аллах — Самодостаточный, Достойный хвалы» (4:131).
Пророки призывали к богобоязненности, и она всегда была девизом истинно верующих. Каждый пророк говорил своему народу: «Неужели вы не устрашитесь?» (26:106).
А приближённые Всевышнего — это, как мы знаем, богобоязненные верующие.
Мои братья в исламе! Богобоязненность заслуживает того, чтобы нам следовало поговорить о ней подробнее и поразмышлять о том, что она собой представляет, в надежде на то, что Всевышний поможет нам стать одними из богобоязненных. Словом «таква», которое мы переводим обычно как «богобоязненность», обозначается всё то, что человек помещает между собой и тем, чего он остерегается и боится, в качестве преграды, стараясь защитить себя. Только наш Всевышний Господь достоин того, чтобы мы боялись Его, возвеличивали и почитали. О богобоязненности прекрасно сказал ‘Али **: «Страх перед Величественным, действие согласно ниспосланному, довольство малым и приготовление ко дню последнего путешествия».
Богобоязненный верующий — совестливый, осторожный человек. Он всегда настороже. Он обходит многочисленные колючки, которыми усеян его путь, и остерегается извилистых дорог жизни. Он постоянно опасается того, что его увлекут за собой страсти и сомнения и одолеют желания, которые отвлекут его от поклонения Всевышнему. Абу ад-Дарда ** сказал о совершенной богобоязненности: «Это когда раб Всевышнего старается защитить себя от гнева Господа даже чем-то весом с пылинку, и он даже оставляет некоторое из того, что считает дозволенным, из опасения, что оно может оказаться запретным, чтобы оно стало преградой между ним и запретным. Поистине, Аллах сказал Своим рабам, которым предстоит вернуться к Нему в Судный день: “Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его” (99:7–8)».
Мои братья по вере! В Книге Всевышнего Аллаха не раз упоминаются богобоязненность и её обладатели, а также высокое положение, которое они занимают у своего Господа, и награда, их ожидающая. Всевышний так описал богобоязненных: «…которые веруют в сокровенное, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни» (2:3–4).
А вот ещё одно описание богобоязненных из Книги Всевышнего:
«Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал молитву, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177).
Всевышний также сказал о богобоязненных:
«…которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Поистине, Аллах любит творящих добро. Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили» (3:134–135).
Богобоязненность отворяет замки, которые на сердцах. Всевышний сказал: «Бойтесь Аллаха — Аллах учит вас» (2:282).
Верное руководство Корана предназначено только для богобоязненных душ и чистых сердец, которые остерегаются заблуждения и обходят стороной все пути, ведущие к нему.
Богобоязненность проводит разграничительную черту между истиной и ложью. Она приносит с собой познание, помогающее человеку видеть всё в истинном свете, и свет, от которого успокаивается сердце и расширяется грудь. Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника, и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости, и дарует вам свет, при котором вы будете идти, и простит вас. Аллах — Прощающий, Милосердный» (57:28).
Аллах принимает только от богобоязненных. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах принимает только от богобоязненных…» (5:27). И богобоязненные верующие — самые почитаемые перед Всевышним. Всевышний сказал: «…и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (49:13).
Богобоязненные спасутся от Огня. Всевышний сказал: «Каждый из вас войдёт туда. Таково окончательное решение твоего Господа. Потом Мы спасём богобоязненных, а несправедливых оставим там стоять на коленях» (19:71–72).
Всевышний также сказал: «Аллах спасёт богобоязненных, и они обретут успех. Зло не коснётся их, и они не будут опечалены» (39:61).
Богобоязненные преуспеют и обретут обитель радости. Всевышний сказал: «Таков Рай, который Мы дадим в наследство тем из Наших рабов, которые были богобоязненны» (19:63).
‘Али ** сказал о богобоязненных: «Они — достойные, их рассуждения верны, их одежда скромна, как и их походка. Они отводят взгляд от запретного и внимают лишь тому, что приносит им пользу. Они смиренны и кротки в беде и в благополучии. Они осознают величие Творца, и всё остальное представляется им ничтожным. Сердца их опечалены. Они никому не причиняют зла, берут от этого мира лишь немного и не стремятся к его благам. Они терпят недолго в этом мире, но за это их ждёт долгий отдых в мире вечном. Ночи они простаивают в молитве. Они читают Коран и падают ниц, стремясь к спасению. Они не довольствуются малым, когда речь идёт о благих делах, и сколько бы благих дел они ни совершили, им не кажется, что это слишком много. Они страшатся своего Господа и боятся наказания за свои дела. Они воздерживаются от просьб в бедности, проявляют терпение в горе и благодарят Всевышнего за Его милости. Их надежды и мечты не простираются далеко. Их проступки немногочисленны. От них все ожидают только блага, и никто не опасается их зла».
О мусульмане! Истинная богобоязненность — та, которую человек проявляет даже наедине с собой. Пророк * сказал:
« اتَّقِ الله حَيْثَمَا كُنْتَ »
«Бойся Аллаха, где бы ты ни был» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].
Это подтверждают и Слова Всевышнего: «Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами» (4:1).
Верующий должен постоянно чувствовать сердцем близость Господа. Аш-Шафи‘и (да помилует его Аллах) сказал: «Три самые ценные вещи: щедрость при скромном достатке, богобоязненность в одиночестве и слово истины, сказанное перед тем, на кого человек надеется или кого он боится».
А один мудрый человек сказал: «Я наказываю тебе бояться Аллаха, Который ведёт с тобой тайную беседу и постоянно наблюдает за тобой. Помни же об Аллахе всегда, днём и ночью, и бойся Аллаха соответственно Его близости к Тебе и Его власти над тобой».
О рабы Аллаха! Разве это не удивительно: человек прячет свой грех от людей и совершает его без зазрения совести, когда остаётся наедине со своим Господом?!
А один человек сказал: «Опасайся того, чтобы Всевышний стал для тебя самым маловажным наблюдателем». Преславен Аллах! Мы грешим со спокойным сердцем только тогда, когда остаёмся наедине с нашим Господом и не стыдимся Его так, как стыдимся людей! А кто же более заблудший, чем тот, кто показывает людям благие дела, а Тому, Кто ближе к нему, чем яремная вена, показывает отвратительные и мерзкие?!
Мои братья в исламе! Когда верующий делает упущение или страсть берёт над ним верх, богобоязненность делает своё дело, и он скоро раскаивается в содеянном, просит у Аллаха прощения и защиты, надеясь на Его милость, и бежит от своего Шайтана. Всевышний сказал: «Поистине, если богобоязненных людей коснётся наваждение от Шайтана, то они поминают назидание и прозревают» (7:201).
Всевышний также сказал: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или притеснив самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — а кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые не упорствуют в совершённом [грехе], сознавая, [что это грех]» (3:135).
Богобоязненные занимают высшие степени среди верующих, и снисходительность религии Всевышнего и Его милосердие не покидают богобоязненных, которые раскаиваются перед своим Господом и просят у Него прощения за свои грехи, не упорствуя в их совершении.
Раскаявшийся грешник вовсе не на последнем месте у Всевышнего, как думают некоторые. Если он раскаялся искренне, у него есть все шансы достичь высочайших степеней. Всевышний сказал: «…воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!» (3:136).
Мои братья по вере! Осталось сказать о том, что богобоязненный обязательно соблюдает права людей наряду с правами Аллаха. Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) сказал: «Очень часто верующий, поглощённый соблюдением прав Всевышнего, любовью к Нему, страхом перед Ним и покорностью Ему, пренебрегает соблюдением прав людей или делают упущения при их соблюдении… Нелегко соединить соблюдение прав Всевышнего с соблюдением прав людей, и на это способны только совершенные люди — пророки и богобоязненные. Один мудрец сказал: «Самое сложное — совместить благонравие с соблюдением религии и братство с честностью и надёжностью».
Всевышний сказал о богобоязненных: «...сдерживают гнев и прощают людей. Поистине, Аллах любит творящих добро» (3:134).
Богобоязненность заставляет человека сдерживать гнев и не поддаваться своим эмоциям. Сдерживая гнев, богобоязненный человек не таит в сердце злобу, а проявляет снисходительность и прощает: «…и прощают людей» (3:134). Когда человек запирает ярость внутри себя, она сжигает его сердце, а сердца богобоязненных, творящих благое, проявляют великодушие и прощают. А Аллах любит богобоязненных!
Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха! Бойтесь Его в своём отношении к самому себе, членам своей семьи и всем людям.
Прошу у Аллаха защиты от Шайтана побиваемого:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (59:18–19).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Покровителю богобоязненных. Тому, кто уповает на Него, достаточно Его, а того, кто ищет у Него защиты, Он непременно защитит. Я восхваляю Его и благодарю. И я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, Его возлюбленный друг и избранник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, а также всех, кто принял от него факел его призыва и следовал его путём.
О мусульмане! Сколько раз упоминается богобоязненность в Книге Аллаха, и сколько блага связано с ней, сколько обещано за неё вознаграждения. С ней неразрывно связано преуспеяние в мире вечном, и за неё Всевышний окружает человека почётом.
Всевышний сообщил нам о том, что Он — с богобоязненными, оберегая их и заботясь о них, помогая им и поддерживая их: «Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах — с богобоязненными» (2:194). Всевышний также сказал: «Поистине, Аллах — с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» (16:128).
Верующий получает награду за свою богобоязненность уже в этом мире. Она становится ключом к благу и милости, к щедрому уделу, изобилию, безопасности и облегчению: «Если бы они уверовали в Аллаха и были богобоязненны, то вознаграждение от Аллаха было бы лучше для них. Если бы они только знали!» (2:103). Всевышний также сказал: «Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними блага с неба и земли» (7:96). Всевышний также сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65:2–3). Всевышний также сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела» (65:4). Всевышний также сказал: «О сыны Адама! Если к вам придут посланники из вашей среды, читая вам Мои аяты, то всякий, кто станет богобоязненным и праведным, не познает страха и не будет опечален» (7:35).
Что же касается вознаграждения в мире вечном и блаженства в Раю, то достаточно прочитать Слова Всевышнего: «Но для тех, кто боялся своего Господа, уготованы горницы, расположенные одна над другой, под которыми текут реки. Таково обещание Аллаха, и Аллах не нарушает обещания!» (39:20).
Всевышний также сказал: «Поистине, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди рек на седалище истины при Всемогущем Властелине» (54:54–55).
Всевышний также сказал: «Поистине, богобоязненные пребудут среди сеней и источников и плодов, каких только пожелают. Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершали!» (77:41–43).
Да сделает Аллах и нас, и вас одними из богобоязненных, Которых Он почтил. Запасайтесь же богобоязненностью, да помилует вас Аллах, ибо, поистине, богобоязненность — наилучший запас для мира вечного. Наказывайте друг другу быть богобоязненными, и это будет лучший наказ.
Наши праведные предки завещали друг другу быть богобоязненными. ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз (да помилует его Аллах) написал одному человеку: «Я наказываю тебе бояться Всевышнего Аллаха, Который не принимает ничего, кроме богобоязненности, и не милует никого, кроме богобоязненных, и не вознаграждает ни за что, кроме неё. Поистине, говорят о богобоязненности многие, а боятся Всевышнего по-настоящему лишь немногие. Да сделает Аллах и нас, и тебя из числа богобоязненных».
А другой человек написал своему товарищу: «Я наказываю тебе бояться Аллаха, ибо, поистине, богобоязненность — лучшее из того, что ты скрываешь, и лучшее из того, что ты показываешь, и лучшее из того, что ты запасаешь. Да поможет Аллах и нам, и тебе, и да вознаградит Он и нас, и тебя за богобоязненность».
Да сделает Аллах и нас, и вас богобоязненными. О Аллах, преобрази сердца наши, наполнив их богобоязненностью, и преобрази тела наши, сделав их покорными тебе во всём, и сделай так, чтобы языки наши постоянно поминали тебя и просили у Тебя прощения!
О Аллах, благослови Мухаммада, Его семью, сподвижников и жён, и да будешь Ты доволен праведными халифами, имамами, ведомыми прямым путём, Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом и ‘Али (Аллахумма салли аля Мухаммадин ва ‘аля алихи ва сахбихи ва азваджихи ва-рда ‘ани-ль-хуляфаи-р-рашидин аль-аиммати-ль-махдиййин Аби Бакр ва ‘Умар ва ‘Усман ва ‘Али).
О Аллах, помоги нам совершать благие дела и отдали нас от порицаемого (Аллахумма инна нас’алюка фи‘ля-ль-хайрати ва тарка-ль-мункарат).
О Аллах, помоги нам любить Тебя и любить всякое дело, приближающее нас к Твоей любви (Аллахумма инна нас’алюка хуббака ва хубба кулли ‘амалин йукаррибуна иля хуббика).
О Аллах, воздай нам благодеянием за благодеяние, а за дурные дела — прощением! (Аллахумма-джазина би-ль-ихсани ихсанан ва би-с-сеййиати ‘авфван ва гуфранан).
О Аллах, направь нас к совершению благих дел ибо, поистине, только Ты направляешь к ним, и отврати нас от дурных дел, ибо, поистине, только Ты отвращаешь от них (Аллахумма аршидна иля салихи-ль-а‘маль иннаху ля йаршиду иля салихиха илля Анта, ва-срифна ан сеййии-ль-а‘маль иннаху ля йасрифу ан сеййииха илля Анта).
О Аллах, прости нашим родителям, родителям наших родителей и всем тем, у кого есть на нас право! (Аллахумма-гфир ли-валидейна ва ли-валиди валидейна ва ли-ман ляху хаккун ‘аляйна).
О Аллах, сделай благими наши намерения, а также наших жён и детей (Аллахумма аслих нийатина ва азваджана ва зуррийатина).
О Аллах, помоги нашим братьям-мусульманам, где бы они ни находились (Аллахумма-нсур ихванана-ль-муслимина фи кулли макан).
О Аллах, прости им все грехи, избавь их от всех бед и облегчи им всё трудное (Аллахумма ля тада‘ ляхум занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху, ва ля асирин илля йассартаху).
О Аллах, даруй нам, и не лишай нас, почти нас и не унижай нас, добавь нам и не забирай у нас, и предпочти нас, и не предпочитай нам других. Поистине, Ты — наш Господин, Слышащий, Близкий, Отвечающий на мольбы (Аллахумма а‘тына ва ля тахримна ва акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна ва асирна ва ля туассир ‘аляйна. Иннака мавляна Сами‘ун Карибун Муджибу-д-ду‘а).