Хутба 4. Знамения Аллаха, указывающие на Его могущество
Часть первая
Хвала Аллаху, Которому принадлежит всё, что в небесах, и всё, что на земле, Ему хвала в мире вечном, и Он — Мудрый, Сведущий. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, Ему принадлежит владычество, и Ему хвала, и Он всё может. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, добрый вестник и грозный увещеватель, сияющий светоч и призывающий к религии Аллаха с Его позволения и к следованию прямым путём. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, а также всех тех, кто последовал за ними в благодеянии до самого Судного дня.
О мусульмане! Бойтесь Всевышнего Аллаха и размышляйте над Его знамениями, которые указывают на совершенство Его могущества, чтобы вам возвеличивать Всевышнего Аллаха ещё больше. Он сотворил небеса и землю, и то, что между ними, включая солнце, луну, звёзды, горы, деревья, животных, моря и реки. Всевышний сотворил всё это в самом совершенном виде за шесть дней, и если бы Он пожелал, Он сотворил бы всё сущее за одно мгновение. Всевышний сказал: «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: “Будь!” — как это сбывается» (16:40). Он также сказал: «Мы повелеваем только один раз, и повеление исполняется в мгновение ока» (54:50). Однако Всевышний сотворил всё сущее за шесть дней, и в этом заключена мудрость, известная Ему Одному: «Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах преславен и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!» (28:68).
Всевышний Аллах сотворил человека из эссенции глины. Он сотворил из неё Адама и сделал так, что потомство его формировалось из презренной изливающейся жидкости, которая выходит между чреслами и грудными костями, а потом попадает в надёжное место, где нет ни солнца, ни ветра, ни жары, ни холода. Потом Всевышний Аллах преображает её, изменяет её форму и придаёт ей образ в трёх мраках — мраке живота, матки и плодной оболочки. В течение первых сорока дней будущий человек представляет собой жидкость, в следующие сорок дней он остаётся сгустком крови, и ещё сорок дней — кусочком плоти. По прошествии четырёх месяцев со дня зачатия Всевышний Аллах посылает к нему ангела, которому поручено следить за развитием эмбрионов, и он вдыхает в него дух, после чего он превращается из неодушевлённого предмета в человека. Преславен Аллах, Лучший из творцов!
Всевышний Аллах показал Своим рабам знамения, указывающие на Его могущество, чтобы они стали назиданием для тех, кто воспринимает назидание и знамением для убеждённых. Всевышний Аллах сотворил ‘Ису ибн Марйам без отца и наделил его способностью говорить в младенческом возрасте, когда он ещё был в колыбели, и он ясно и правильно произнёс прекрасные слова:
«Он сказал: “Поистине, я — раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать молитву и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот Тот день, когда я буду воскрешён к жизни”» (19:30–33).
Что может быть прекраснее этих слов? Поистине, это — чудо, указывающее на могущество Аллаха и Его величие.
Всевышний Аллах сообщил нам о том, что ‘Иса (мир ему) лепил из глины птиц, после чего дул на них, и они превращались в настоящих птиц по воле Всевышнего Аллаха, и что он исцелял слепого и прокажённого и оживлял мёртвых по воле Всевышнего Аллаха.
Всевышний Аллах поведал нам в суре «Корова» о пяти случаях оживления мёртвых в этом мире.
Первый случай: история сынов Израилевых. Они сказали своему пророку Мусе (мир ему): «Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто» (2:55).
Всевышний Аллах наказал их и поразил, и они погибли, а потом Он оживил их:
«Вот вы сказали: “О Myca [Моисей]! Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто”. Вас поразила молния [или постигла гибель], тогда как вы наблюдали за этим. Затем Мы воскресили вас после смерти, — быть может, вы будете благодарны» (2:55–56).
Второй случай: история с убитым из числа сынов Израилевых. Убийцей стал его двоюродный брат, а они обвинили в его убийстве другое племя. Тогда Муса по велению Всевышнего приказал им зарезать корову и ударить убитого частью её туши. Они подчинились ему после долгих препирательств и ненужных вопросов, ударили убитого частью зарезанной коровы, после чего Аллах оживил его, и он назвал имя своего убийцы. Всевышний Аллах сказал:
«Вот вы убили человека и стали препираться по этому поводу. Но Аллах выявляет то, что вы скрываете. Мы сказали: “Ударьте его [убитого] частью её [коровы]”. Так Аллах воскрешает мёртвых и показывает вам Свои знамения, — быть может, вы уразумеете» (2:72–73).
Третий случай: история людей, в земле которых началась эпидемия, и они покинули свои дома, опасаясь смерти — а их были тысячи, и Всевышний Аллах показал им, что никто не может убежать от Его могущества и умертвил их, чтобы Его рабы знали, что Его власть и могущество безграничны, а затем оживил их, чтобы они дожили предписанный им срок. Всевышний сказал:
«Разве ты не знаешь о тех, которые покинули свои жилища, опасаясь смерти, хотя их были тысячи? Аллах сказал им: “Умрите!” Затем Он оживил их. Поистине, Аллах милостив к людям, однако большинство людей неблагодарны» (2:243).
Четвёртый случай: история человека, который проходил мимо заброшенного селения с полуразрушенными домами и засохшими деревьями и сказал себе, что это селение уже никто не сможет вернуть к жизни и придать ему первоначальный облик. Тогда Всевышний Аллах показал ему знамение, указывающее на Его могущество. Он умертвил его на сто лет, а с ним был осёл, а также еда и вода. Осёл умер, и кости его истлели, а с едой и водой ничего не произошло, хотя целых сто лет на неё светило солнце и дул ветер. Нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, Ему принадлежит владычество, и Ему хвала, и Он всё может! Аллах воскресил этого человека и показал ему его еду и воду, которая не изменилась за столь долгий срок, и показал ему кости, оставшиеся от его осла, соединив их на его глазах и покрыв их мясом. Всевышний сказал:
«Или над тем, кто проходил мимо селения, разрушенного до основания? Он сказал: “Как Аллах воскресит это после того, как всё это умерло?” Аллах умертвил его на сто лет, а затем оживил и сказал: “Сколько ты пробыл здесь?” Он сказал: “Я пробыл день или часть дня”. Он сказал: “Нет, ты пробыл сто лет. Посмотри на свою еду и воду: они даже не изменились. И посмотри на своего осла. Мы непременно сделаем тебя знамением для людей. Посмотри же, как Мы соберём кости, а затем покроем их мясом”. Когда это было показано ему, он сказал: “Я знаю, что Аллах способен на всякую вещь”» (2:259).
Случай пятый: история Ибрахима (мир ему), который попросил Всевышнего показать ему, как Он оживляет мёртвых, и Аллах повелел ему взять четырёх птиц, разрезать их на части и разложить эти части на окружающих горах, а потом позвать их. Ибрахим (мир ему) исполнил веление Всевышнего, и когда он позвал птиц, части их соединились, и птицы ожили и пришли к нему. Всевышний сказал:
«Вот сказал Ибрахим [Авраам]: “Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь мёртвых”. Он сказал: “Разве ты не веруешь?” Он сказал: “Конечно! Но я хочу, чтобы моё сердце успокоилось”. Он сказал: “Возьми четырёх птиц, зарежь их, прижав к себе, и положи по кусочку на каждом холме. А потом позови их, и они стремительно явятся к тебе. И знай, что Аллах — Могущественный, Мудрый”» (2:260).
Приведённые примеры оживления мёртвых в нашем мире являются доказательством того, что воскрешение всех творений в Судный день — истина. В этом нет ничего невозможного, и для Всевышнего Аллаха это легко.
Всевышний сказал: «Он — Тот, Кто создаёт творения в первый раз, а затем воссоздаёт их, и сделать это для Него ещё легче» (30:27).
Всевышний сказал: «Сотворение и воскрешение ваше подобно сотворению и воскрешению одного человека» (31:28).
Всевышний также сказал: «Но раздастся лишь один глас» (79:13).
Всевышний также сказал: «Был всего лишь один глас, и они остались бездыханными» (36:29).
Всевышний также сказал: «Наступление Часа подобно мгновению ока или даже быстрее. Поистине, Аллах способен на всякую вещь!» (16:77).
Преславен Могущественный и Знающий Господь, Который может посредством одного гласа вывести всех людей живыми из могил — мужчин и женщин, старых и молодых — в мгновение ока. Ничто не способно ускользнуть от Аллаха ни в небесах, ни на земле. Поистине, Он — Знающий, Могущественный.
О Аллах, сделай так, чтобы мы размышляли над Твоими знамениями, и они становились для нас назиданием и уроком, и чтобы нам приносило пользу ниспосланное Тобой Откровение и Твоё Предопределение, и прости нас и помилуй, поистине, Ты — Прощающий, Милосердный (Аллахумма-рзукна-т-тафкира фи айатика ва-рзукна-ль-идти‘аза би-залика ва-рзукна-ль-интифа‘а бима анзальта мин вахйика ва ма каддартаху мин кадаика ва-гфир ляна ва-рхамна иннака Анта-ль-Гафуру-р-Рахим).
Я говорю то, что вы слышали, и прошу у Аллаха прощения, просите же и вы у Него прощения, поистине, Он — Прощающий, Милосердный. (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Который посылает ветры добрыми вестниками Своей милости и низводит с неба чистую воду, чтобы оживить ею мёртвую землю и напоить ею многочисленный скот и людей, которых Он сотворил. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей и Который всё может, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, Которого Он направил ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к религии Аллаха с Его позволения и сияющим светочем.
Посланник Аллаха * сказал:
« إِنَّ مَثَلَ مَا بَعَثَنِيَ اللَّهُ بِهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ الْهُدَى وَالْعِلْمِ كَمَثَلِ غَيْثٍ أَصَابَ أَرْضًا ، فَكَانَتْ مِنْهَا طَائِفَةٌ طَيِّبَةٌ ، قَبِلَتْ الْمَاءَ ، فَأَنْبَتَتْ الْكَلأَ وَالْعُشْبَ الْكَثِيرَ ، وَكَانَ مِنْهَا أَجَادِبُ ، أَمْسَكَتْ الْمَاءَ ، فَنَفَعَ اللَّهُ بِهَا النَّاسَ ، فَشَرِبُوا مِنْهَا وَسَقَوْا وَرَعَوْا ، وَأَصَابَ طَائِفَةً مِنْهَا أُخْرَى ، إِنَّمَا هِيَ قِيعَانٌ ، لاَتُمْسِكُ مَاءً وَلاَ تُنْبِتُ كَلأً »
«То, с чем Аллах послал меня к людям, подобно выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. Другая часть её была плотной, она задержала на себе воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. Дождь выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло» [Аль-Бухари; Муслим].
Первый пример — это человек, который достиг понимания в религии Аллаха, и которому принесло пользу Откровение Всевышнего, и он приобрёл знание сам и передавал его другим. Второй пример — это человек, который передал Откровение другим, и те получили от него пользу. А третий пример — это человек, который не передал Откровения Всевышнего другим людям и сам не принял руководство Аллаха, с которым Он направил к людям Своего посланника, да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, а также всех тех, кто последовал за ними в благодеянии до самого Судного дня.
О люди! Бойтесь своего Господа и поклоняйтесь Ему:
«Он сделал для вас землю ложем, а небо — кровлей, низвёл с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания» (2:22).
Всевышний также сказал:
«Он — Тот, Кто направляет ветры добрыми вестниками Своей милости. Когда же они приносят тяжёлые облака, Мы пригоняем их к мёртвой земле, проливаем воду и посредством этого взращиваем всевозможные плоды. Так же Мы воскрешаем мёртвых. Быть может, вы помяните назидание. На хорошей земле растения растут по воле её Господа, а на плохой земле их мало [или они не приносят пользы]. Так Мы разъясняем знамения для благодарных людей» (7:57–58).
О люди, поистине, вся вселенная — знамение, указывающее на Единственность Аллаха, совершенство Его Господства и Его могущества и величия, совершенство Его мудрости и милосердия. Наш мир — чудо, указывающее на то, что Всевышний Аллах может всё. Он творит то, что пожелает и избирает, и ничто не может ускользнуть от Него ни в небесах, ни на земле. Поистине, Он — Знающий, Могущественный.
Эти благословенные ветры, посылаемые Всевышним Аллахом, влекут за собой тяжёлые облака, в которых содержится много воды, и благодаря проливающейся из них воде на земле текут реки, и не высыхают моря. Аллах собирает такое облако по частям, пока оно не уподобится огромной горе, превратившись в чёрную тучу, закрывающую солнце и отбрасывающую тень на землю. Частички, из которых оно состоит, быстро устремляются друг к другу, собираясь вместе по воле Всевышнего Аллаха, а когда Он пожелает, они так же быстро разделяются, и небо становится чистым, будто на нём никогда не было облаков. Анас ** передаёт: «Однажды при жизни Пророка * людей поразила засуха. Как-то раз, когда Пророк * произносил пятничную проповедь, со своего места поднялся один бедуин и сказал: “О Посланник Аллаха! Наше имущество пропало, а дети голодают, так обратись же к Аллаху с мольбой за нас!” — и тогда Пророк * воздел руки к небу. В это время на небе не было ни облачка, но клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, не успел ещё он опустить руки, как собрались тучи, подобные горам, и не успел ещё он сойти с минбара, как я увидел капли дождя, катившиеся по его бороде. И дождь шёл весь этот день, и на следующий день, и на третий день, и на четвёртый день, и во все остальные дни вплоть до следующей пятницы. А когда настала пятница, со своего места поднялся тот же бедуин (или другой человек) и сказал: “О Посланник Аллаха! Наши дома разрушились, а имущество оказалось под водой, так обратись же к Аллаху с мольбой за нас!” — и Пророк * воздел руки к небу и сказал: “О Аллах, вокруг нас, а не на нас!” И после этого, куда бы он ни указал своей рукой, тучи там расходились, и очистившееся небо над Мединой уподобилось дыре среди окружавших город туч. Что же касается долины Канат, то вода в нём после этого текла ещё целый месяц, и впоследствии каждый человек, откуда бы он ни приезжал (в Медину), обязательно рассказывал об этом сильнейшем дожде» [Аль-Бухари].
О мусульмане! Этот хадис достоверен, и то, что мы видим сейчас вокруг себя — наилучшее указание на могущество Всевышнего Аллаха. Поистине, когда Он желает чего-нибудь, Он говорит: «Будь!» — и оно тут же сбывается. Всевышний сказал: «Мы повелеваем только один раз, и повеление исполняется во мгновение ока» (54:50).
Это великое чудо: дождевая туча повинуется велениям своего Создателя, никогда не нарушая их. Посланник Аллаха * рассказал нам историю о человеке, который шёл по пустыне и неожиданно услышал голос, раздавшийся из облака: «Полейте сад такого-то!», — после чего облака двинулись в другую сторону и пролились дождём на чёрную каменистую почву, а вода слилась в один поток и потекла к саду одного человека. Путник спросил его: «О раб Аллаха, как тебя зовут?» Он ответил: «Так-то», — и именно это имя назвал голос из облака. Этот человек спросил путника: «А почему ты спрашиваешь, как меня зовут?» Путник ответил: «Поистине, я слышал голос в облаках, из которых пролился этот дождь, велевший им: «Полейте сад такого-то!», — и назвал твоё имя, и поэтому я хочу узнать, что ты делаешь с твоим садом, (чтобы заслужить подобное)?» Он ответил: «Что касается этого, то раз ты спрашиваешь, я отвечу тебе: поистине, собрав урожай, я определяю, сколько дал этот сад, и отдаю треть собранного неимущим, треть оставляю для себя и своей семьи, а треть возвращаю обратно, чтобы засеивать его, улучшать и ухаживать за ним» [Муслим].
О мусульмане! Поистине, этот дождь, который проливается на нас — милость Всевышнего к нам, и мы должны благодарить Аллаха за неё и использовать её для покорности Ему, ибо, поистине, тому, кто благодарит, Аллах дарует ещё больше, а неблагодарных Аллах лишает того, что Он дал им. Всевышний сказал:
«Вот ваш Господь возвестил: “Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки”» (14:7).
Благодарите же Аллаха, восхваляя Его и рассказывая людям о Его милости, а также посредством покорности Ему, исполняя Его веления и соблюдая Его запреты. Благодарите Аллаха, устремляясь к Нему всей душой, принося Ему покаяние и веря в то, что все блага, приходящие к нам — это проявление Его милосердия и благодеяния.
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, будь доволен Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом, ‘Али и остальными сподвижниками, а также супругами Пророка — матерям верующих (Аллахумма-рда ан Аби Бакр ва ‘Умар ва ‘Усман ва ‘Али ва саири-с-сахабати ва азваджи-н-набиййи уммахати-ль-му’минин).
О Аллах помоги нам следовать Твоим прямым путём и трудиться ради снискания Твоего довольства (Аллахумма ваффикна ли-худака ва дж‘аль а‘маляна фи ридака).
О Аллах, даруй нам и не лишай нас, почти нас и не унижай нас, добавь нам и не забирай у нас (Аллахумма а‘тына ва ля тахримна ва акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна).
О Аллах, прости мусульманам и мусульманкам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-муслимина ва-ль-муслимат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).
О Аллах, помоги нашим братьям-мусульманам, где бы они ни жили, и избавь их от бед! (Аллахумма-нсур ихванана-ль-муслимина фи кулли макан. Аллахумма фарридж ‘анхум).
О Аллах, ниспошли им Свою милость, довольство и прощение (Аллахумма анзиль ‘аляйхим рахматака ва ридака ва ‘афвака ва магфиратака).
О Аллах, помилуй малых и старых из числа мусульман, и прости их женщинам! (Аллахумма-рхам сагырахум ва-льтуф би-кабирихим. Аллахумма-стур ‘аля нисаихим).
О Аллах, даруй им благополучие, здоровье и благоденствие! (Аллахумма альбисхум сауба-с-сыххати ва-ль-‘афийа).
О Аллах, мы просим Тебя о том, что поможет нам снискать Твою милость и Твоё прощение, мы просим Тебя помочь нам в совершении благих дел и уберечь нас от всякого греха (Аллахумма инна насалюка муджибат рахматика ва ‘азаима магфиратика ва-ль-ганима мин кулли биррин ва-с-салямата мин кулли исм).
И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да‘вана ани-ль-хамду лиЛляхи рабби-ль-‘алямин).