Хутба 2. Совершенство ислама и его лёгкость
Часть первая
Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, и ищем у Него защиты от зла наших душ и от наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, Которого Он послал к людям с верным руководством и религией Истины — исламом, религией милосердия, справедливости, поклонения Одному лишь Аллаху и справедливых и человечных взаимоотношений с людьми. Посредством Своего Посланника * Аллах вывел на прямой путь одних людей и ввёл в заблуждение других. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, а также всех, кто последовал за ним в благодеянии до самого Судного дня.
Поистине, наилучшие слова — Книга Аллаха, наилучшее руководство — руководство Мухаммада *, а наихудшие из дел — новоизобретённые. Всё новоизобретённое является нововведением, а каждое нововведение — заблуждение. Книга Аллаха — наилучший рассказ, потому что она ведёт к тому, что наиболее правильно, а руководство Мухаммада * — наилучшее руководство, потому что оно — прямой путь, ведущий к Аллаху, а также к счастью в обоих мирах.
О мусульмане! Поистине, религия пред Аллахом — ислам, и кто желает иной религии, кроме ислама, от того не будет принято. Ислам — это полная и безоговорочная покорность Всевышнему, как внутренняя, так и внешняя. Это покорность, не оставляющая место промедлению, лени, ошибкам и проступкам, покорность в тайном и явном, посредством исполнения велений Всевышнего Аллаха и соблюдения Его запретов.
О мусульмане! Поистине, щайтан, враждующий с вами, ослабляет вашу волю, мешая вам соблюдать религию должным образом. Он побуждает вас к лени и промедлению, когда речь идёт о велениях Всевышнего. Он обольщает вас и подталкивает к ослушанию Аллаха и грехам. Он заставляет вас думать, что религия ограничивает вашу свободу, и что соблюдение её крайне утомительно, оно лишает вас многих радостей жизни. Он представляет вам религию в самом отвратительном и отталкивающем виде, чтобы отдалить вас от неё. Он пытается погубить вас, потому что сам он из числа погибших. Всевышний сказал:
«Поистине, Шайтан — ваш враг, и относитесь к нему как к врагу. Он призывает свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (35:6).
Поистине, Шайтан представляет вам религию посредством того, что он внушает вам и своим сторонникам — Шайтанам из числа людей.
О мусульмане! Поистине, ислам не имеет отношения к тому, что приписывают ему его враги. Ислам — религия Истины, справедливости и настоящей свободы, религия лёгкости, счастья и прогресса. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на основы ислама, и это избавит вас от необходимости рассматривать его ответвления.
Ислам зиждется на пяти столпах. Это свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, пост в рамадан и хадж к Заповедному Дому для тех, у кого есть возможность совершить его. Все перечисленные действия легки для исполнения, и в них нет ничего, кроме блага…
Свидетельство «Нет божества, кроме Аллаха» — это признание Единственности Аллаха (таухид — توحيد) и освобождение сердца от обожествления и поклонения кому-то или чему-то, помимо Аллаха. Это свидетельство предполагает, что мы должны поклоняться только Аллаху, Господу миров, Который сотворил нас, придал нам форму, взрастил нас и окружил Своей милостью… Для Аллаха каждый из нас — раб, а для людей — свободный, и человек, который оставляет поклонение Всевышнему ради поклонения своим страстям, богатству или себе подобным, совершает огромную глупость. Для многих людей покорность Всевышнему — словно раскалённый уголь, который они удерживают в руке несколько мгновений, после чего бросают с облегчением, а занявшись делами мира этого, они обретают спокойствие, устремляются к его преходящим наслаждениям сердцем и помыслами и забывают обо всём. Быть рабами мира этого им в радость, а быть рабами Всевышнего — в тягость…
Свидетельство «Мухаммад — Посланник Аллаха» предполагает, что мы не должны следовать ни за кем, кроме него, ибо он — Посланник нашего Господа, которому было поручено донести до нас послание Всевышнего, и мы обязаны принять это послание. Он будет спрошен о том, донёс ли он, а мы будем спрошены о том, последовали ли мы за ним:
«Мы непременно спросим тех, к кому были отправлены посланники, и непременно спросим самих посланников» (7:6).
Каждый человек в своей жизни следует определённым путём. Это может быть путь пророков, а может быть путь заблудших, считающих ложью послание Всевышнего. Очевидно, что там, где кончается Истина, начинается заблуждение… Судите же сами, каким путём вам лучше следовать.
Лёгкость этого столпа ислама заключается в двух вещах. Во-первых, мы поклоняемся Одному лишь Аллаху и не придаём Ему в сотоварищи никого и ничего: ни праведников, ни пророков, ни камни, ни деревья. Вспомним, как ‘Умар ** сказал, целуя Чёрный камень: «Поистине, я знаю, что ты — всего лишь камень, не приносящий ни вреда, ни пользы, и если бы я не видел, как Посланник Аллаха * целует тебя, я не стал бы целовать тебя!». А во-вторых, наши дела должны соответствовать Сунне Пророка *. Всевышний сказал:
«Пусть тот, кто надеется на встречу со своим Господом, совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (18:110).
Всевышний также сказал:
«...чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий» (67:2).
Лучше — значит, искреннее и правильнее. Искренность — это когда человек совершает какое-нибудь дело с чистым намерением ради Одного лишь Аллаха. А правильность — это соответствие Сунне Его Пророка Мухаммада *.
Что же касается молитвы, то она очень легка и приносит огромную пользу сердцу верующего и его телу, отдельному человеку и целому обществу. Молитва связывает каждого из нас с Господом. Перед тем, как приступить к её совершению, мы очищаемся телесно и духовно. Мы стоим перед Господом, исполненные смирения и покорности, приближаясь к Нему посредством действий, которые Он предписал нам совершать во время молитвы: поминания Аллаха, чтения Корана, поясных и земных поклонов, сидения и стояния — и просим о чём-нибудь мирском или о благополучии в мире вечном.
Молитва увеличивает веру, стирает грехи, ставит человека в один ряд с благочестивыми и праведными, помогает ему в религии и в мирских делах и оберегает от порицаемого и мерзкого:
«Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, молитва — тяжкое бремя для всех, кроме смиренных» (2:45).
Молитва — одна из важнейших составляющих ислама, поэтому Всевышний облегчил её так, как не облегчал Он ни один обряд поклонения. Аллах сделал её необходимые условия и столпы лёгкими, а число её рак‘атов — небольшим.
Тому, кто не может найти воду, Всевышний разрешил совершать очищение землёй или песком (тайаммум — تيمم) и потом совершать молитву, и Он не обязал нас совершать молитву в каком-то определённом месте, как это было предписано жившим до нас. Пророк * сказал:
« وَجُعِلَتْ لِيَ الأَرْضُ مَسْجِدَاً وَطَهُوْرَاً »
«Вся земля была сделана для меня средством очищения и местом для молитвы» [Аль-Бухари]. Всевышний облегчил для нас совершение молитвы, сократив изначально предписанные пятьдесят молитв до пяти и даруя нам награду за эти пять как за пятьдесят. Кроме того, Всевышний разрешил путешественнику сокращать молитву и объединять две молитвы, совершая их во время одной из них, и Он разрешил нам совершать молитву так, как мы можем, если обстоятельства не позволяют нам совершать её как положено:
« صَلِّ قَائِمَاً، فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَجَالِسَاً، فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَعَلَى جَنْبٍ »
«Молись стоя, а если не можешь, то сидя, а если не можешь, то лёжа на боку» [Аль-Бухари].
Что же касается закята, то это очень маленькая часть нашего имущества, которую мы отдаём для того, чтобы помочь нашим нуждающимся братьям и улучшить положение общества. Закят очищает имущество, и он также очищает душу от порицаемой скупости, а сердце — от грехов. Милостыня «гасит» грехи подобно тому, как вода гасит огонь. Всевышний Аллах сказал:
«Бери из их имущества пожертвования, чтобы посредством них очистить и возвысить их» (9:103).
Многие люди с лёгкостью тратят огромные деньги на удовлетворение своих желаний и прихотей, которые не только не приносят пользы, но и причиняют вред, а когда речь идёт о закяте или милостыне, ими овладевает скупость, и им жаль отдать даже копейку… Как будто они не верят в обещание Аллаха возместить израсходованное на Его пути и наградить расходующего и не воспринимают всерьёз угрозы Всевышнего тем, кто отказывается выплачивать закят.
Ещё одно облегчение для рабов Аллаха: закят мы обязаны выплачивать один раз в год, и не со всего нашего имущества, а лишь с определённой его части. Всевышний не обязал нас выплачивать закят с того, что нам необходимо, то есть с жилища и средства передвижения, какой бы высокой ни была их цена. Закят составляет всего 2,5 % от имеющейся суммы, и взимается он только с тех, у кого есть определённая сумма, пролежавшая год и не истраченная за это время на личные нужды. Ещё одно облегчение состоит в том, что выплачивающий закят знает: он помогает бедным и нуждающимся, и закят — право Всевышнего Аллаха, поэтому человек выплачивает необходимую сумму со спокойной душой.
Что же касается поста, то Всевышний Аллах обязал нас поститься всего один месяц в году. Это месяц, напоминающий нам о величайшей милости Аллаха к нам, месяц ниспослания Корана, месяц рамадан, в дни которого с рассвета до захода солнца мусульмане должны воздерживаться от еды, питья и половой близости, стараясь приблизиться к Нему и отказываясь от удовлетворения своих желаний ради снискания Его довольства. Пост приносит пользу религии человека, укрепляя его веру, а также его здоровью и всему обществу.
Облегчения, которые коснулись других религиозных обязанностей, касаются и поста:
«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (2:185).
Здоровый человек, пребывающий у себя дома, в кругу семьи, обязан соблюдать пост, а больной или путешественник, которому тяжело поститься, возмещает свой пост в другие дни. А кто вообще не может поститься, тот должен вместо поста кормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Всевышний также предписал всем постящимся совершать сухур, то есть принимать пищу перед рассветом. Посланник Аллаха * сказал:
« تَسَحَّرُوا ، فإِنَّ فِي السَّحُورِ بَركةً »
«Совершайте сухур, ибо, поистине, в сухуре — благословение» [Муслим].
Сухур облегчает соблюдение поста в течение дня. Всевышний также запретил человеку подвергать себя опасности или создавать себе трудности во время соблюдения поста:
« لَيْسَ مِنَ الْبِرِ الْصِّيَامُ فِي الْسَّفَرِ »
«Не является благочестием пост во время путешествия» [Муслим].
Что же касается хаджа, паломничества к Заповедному Дому Аллаха, то каждый мусульманин обязан совершить его один раз в жизни, но только при наличии возможности. Хадж очищает человека от грехов, а наградой за безупречно совершённый хадж будет Рай. Во время хаджа мусульмане собираются вместе, знакомятся, общаются, учатся друг у друга и помогают друг другу советом.
В хадже Всевышний Аллах также сделал для нас множество облегчений. Во-первых, за совершение должным образом мусульманина ожидает великая награда, стремление к которой помогает ему преодолеть все трудности. Пророк * сказал:
« الْحَجُّ الْمَبْرُورُ، لَيْسَ لَهُ جَزَاءً إِلاَّ الْجَنَّةُ »
«За безупречно совершённый хадж не будет иного воздаяния, кроме Рая» [Аль-Бухари].
Пророк * также сказал:
« مَنْ حَجَّ ، فَلَمْ يَرْفُثْ، وَلَمْ يَفْسُقْ ، رَجَعَ كَيَوْمِ وَلَدَتْهُ أمُّهُ »
«Тот, кто совершил хадж, не сквернословя и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда родила его мать» [Аль-Бухари].
Во-вторых, хадж обязан совершить только достигший совершеннолетия и разумный мусульманин, у которого есть необходимые запасы на дорогу и средство передвижения сверх его основных потребностей, и только один раз в жизни, и при этом дорога должна быть безопасной.
Четыре столпа хаджа также очень легки — Аллах облегчает Своим рабам то, что пожелает. Это — намерение, сопровождающее облачение в ихрам, обход вокруг Ка‘бы семь раз, стояние на ‘Арафате и пробег между холмами ас-Сафа и аль-Марва семь раз. Обязательные действия хаджа — пребывание в долине Мина, бросание камешков и жертвоприношение. Они также легки. А тот, у кого нет возможности совершить жертвоприношение, должен поститься три дня во время хаджа и ещё семь дней — по возвращении домой. Можно ли представить себе большие облегчения, чем эти?..
Я говорю это и прошу у Аллаха прощения, просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).
Часть вторая
Хвала Одному лишь Аллаху и благословения тому, после кого уже не будет пророков.
Предписания нашего Шариата мудры, а наша религия легка. Ислам милосерден к своим последователям и не возлагает на них ничего сверх их возможностей. Да и может ли быть иначе, если эту религию ниспослал Аллах — Мудрый, Славный: «Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный, Сведущий?» (67:14).
Нормы Шариата создал Тот, Кто сотворил нас и знает наши силы и возможности, поэтому мы не найдём в них изменений, недостатков и противоречий. Эти нормы предназначены для всех мусульман, и облегчения эти распространяются на всех без исключения — перед Законом Всевышнего все люди равны: «Это — Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим» (11:1).
О рабы Аллаха! Поистине, ислам — гордость его последователей и почёт в обоих мирах. Ислам помогает человеку идти вперёд, развиваться и возвышаться духовно. Кто сомневается в этом, пусть посмотрит на золотые века исламской истории, в которые мусульмане были мусульманами и внешне, и внутренне, их не прельщал этот мир, и все их помыслы были устремлены к Всевышнему. Они думали только о снискании Его довольства.
Бойтесь же Аллаха и соблюдайте вашу религию должным образом, тайно и явно, и крепко держитесь за неё, чтобы не впасть в заблуждение. И остерегайтесь того, что постигло людей, о которых Всевышний сказал:
«Когда они позабыли о том, о чём им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние! Несправедливые были уничтожены. Хвала Аллаху, Господу миров!» (6:44–45).
О Аллах, утверди нас в исламе и Единобожии и запечатай жизнь нашу печатью счастья и блага, о Господь миров! (Аллахумма саббитна ‘аля-ль-ислями ва-т-таухид ва-хтим ляна бихатимати-с-са‘адати ва-ль-хайри йа раба-ль-‘алямин!).
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, поистине, Мы просим у Тебя верного руководства, богобоязненности, целомудрия и достатка! (Аллахумма инна нас’алюка-ль-худа ва-т-тука ва-ль-‘афафа ва-ль-гына).
О Аллах, облегчи для нас то, в чём благо для нас в этом мире и в мире вечном! (Аллахумма йассир ляна кулля ма фихи хайрун ляна фи-д-дунья ва-ль-ахира).
О Аллах, не оставь нам после этого собрания ни одного греха без прощения, и не одной беды без избавления! (Аллахумма ля тада‘ ляна фи хаза-ль-маками занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху).
О Аллах, Тебе хвала до тех пор, пока не удовольствуешься Ты, и Тебе хвала, когда Ты удовольствуешься, и Тебе хвала после того, как Ты удовольствуешься (Аллахумма ляка-ль-хамду хатта тарда ва ляка-хамду иза радыйта ва ляка-ль-хамду ба‘ада-р-рида).
О Аллах, помоги нам идти Твоим прямым путём и помоги нам делать то, чем Ты доволен! (Аллахумма ваффикна ли-худака ва дж‘аль ‘амаляна фи ридака).
О Аллах, помилуй мусульман и мусульманок! (Аллахумма-рхами-ль-муслимина ва-ль-муслимат).
О Аллах, прости нашим живым и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ахйаина ва амватина).
О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться! (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика).
О Аллах, помоги нам полюбить Коран и укрась его для сердец наших! (Аллахумма хаббиб иляйна-ль-Кур’ана ва заййинху фи кулюбина).
О Аллах, сделай нас одними из тех, кто читает его, живёт согласно ему и следует его руководству! (Аллахумма дж‘альна ляху кариина бихи ‘амилина ли-хадйихи ва адабихи муваффакына).
И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да‘вана ани-ль-хамду лиЛляхи рабби-ль-‘алямин).
Хутба 3. Истинная ‘акыда и всё, что противоречит ей
Часть первая
Хвала Аллаху, Господу миров, Который сотворил всё сущее и придал ему форму. Ему хвала в обоих мирах. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он делает, что пожелает, принижает и возвышает, удерживает и дарует щедро, и ничто не может укрыться от Него ни на земле, ни в небесах. Он — Мудрый, Осведомлённый о делах обитателей земли и небес. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, и лучший из Его творений, которому Он доверил Своё Откровение, и который был примером довольства тем, что предопределил ему Всевышний Аллах. Да благословит Аллах и приветствует его и остальных пророков, и да будет доволен Аллах всеми его сподвижниками и теми, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Судного дня.
Я наказываю вам и самому себе бояться Аллаха:
«Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха» (4:131).
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил [по земле] много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами» (4:1).
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102).
О мусульмане! Каждый разумный человек признаёт, что Аллах вложил в сотворение вселенной со всем, что в ней, определённый смысл, и всё, что происходит в ней — и хорошее, и плохое, — происходит по Его воле.
Учёные единодушны в том, что Единобожие означает следующее: верующий должен засвидетельствовать, что Один лишь Всевышний Господь над Своим Троном поддерживает жизнь во всём живом и управляет и распоряжается делами Своих рабов, и нет творца и дарующего удел, дающего и лишающего, умерщвляющего и оживляющего и управляющего вселенной, кроме Него. То, чего Он желает, непременно сбывается, а то, чего Он не желает, не может произойти. Даже мельчайшая частица не двигается с места без Его позволения, и ни одно событие не происходит, кроме как по Его воле. Он знает о каждом листе, упавшем с дерева, и не ускользает от Его внимания предмет даже весом с пылинку в небесах и на земле. Его знание и могущество охватывает всё сущее. На всё распространяется Его воля и Его мудрость.
Единобожие — это поклонение Одному лишь Аллаху и отказ от придавания Ему сотоварищей (ширк — شرك).
Человек, сердце которого наполняет эта великая истина, не может исполнять свои обязанности перед Всевышним лениво и нерадиво, полагаясь на предопределение Аллаха и Его абсолютное Господство. Это Господство предполагает зависимость вселенной с её обитателями и происходящих в ней событий от Творца, однако это вовсе не означает, что человек должен «плыть по течению», ничего не предпринимая. Это неправильное понимание Единобожия.
Истинное Единобожие призывает человека быть рабом Аллаха в полном смысле этого слова, покорным Ему и преисполненным смирения, и соблюдать Его право на любовь, возвеличивание, Божественность и искреннее поклонение, а также исполнять Его веления и соблюдать Его запреты со спокойным сердцем.
Истинное Единобожие — опора веры, а истинная вера — это слова сердца и языка, а также действия сердца, языка и органов тела.
Вера и Единобожие приносят человеку истинное счастье в этом мире, а после встречи со Всевышним, довольство Которого ему удалось снискать, он обретает величайшее счастье — счастье мира вечного. Мусульманин трудится, совершая благие дела, несмотря на то, что всё предопределено Аллахом, Которому известно обо всём заранее: во-первых, верующий не знает предопределения Аллаха, а во-вторых, он следует завету Пророка *:
« اِعْمَلُوا ، فَكُلٌّ مُيَسَّرٌ لِمَا خُلِقَ لَهُ »
«Трудитесь, ибо каждому облегчается то, для чего он сотворён» [Аль-Бухари].
А Всевышний Аллах говорит в Своей Книге:
«Тому, кто делал пожертвования и был богобоязненным, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чём не нуждается, кто счёл ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему» (92:5–10).
О рабы Аллаха! Существует такой вид веры, на обладателя которого распространяются нормы Шариата, в том числе и касающиеся наследования, однако эта вера не приносит ему счастья в этом мире и пользы в мире вечном. Это — вера лицемеров, которые показывают людям одно, скрывая в своих душах другое.
Что же касается веры, которая делает человека счастливым в этом мире и преуспевшим в мире вечном, то это — искренняя вера, которую человек не просто демонстрирует людям — она на самом деле живёт в его сердце. О том, есть ли в сердце человека такая вера, знает лишь Аллах, Знающий сокровенное, а мы узнаем это только в Судный день. Суфйан ас-Саури и Ибн аль-Мубарак (да помилует Аллах их обоих) говорили: «Мы считаем людей верующими и распространяем на них нормы Шариата и наследования, однако мы не знаем, являются ли они таковыми у Всевышнего Аллаха».
Не обольщайся же, о раб Аллаха, тем, что до сих пор Аллах покрывал тебя и не наказывал за твои грехи, и пусть незнание людьми твоей истинной природы не побуждает тебя и дальше обманывать, лицемерить и следовать путём заблуждения!
Мои братья по вере! В наше время, когда многие люди отдалились от религии и забыли её, исказились понятия и нарушились стандарты. Некоторые считают, что для того, чтобы стать верующим, человеку достаточно произнести слова свидетельства, даже если сердце его нечестиво, порочно и исполнено сомнений, а сам он беспрестанно совершает грехи, не исполняет религиозные обязанности и преступает запреты.
Таковы убеждения мурджиитов, которые утверждают, что если есть вера, то ослушание Аллаху не вредит человеку. Хариджиты же, напротив, считают человека, совершающего великие грехи, неверующим.
Что же касается приверженцев Сунны, то они придерживаются «золотой середины». Они говорят, что вера — это и действия тоже, и люди должны не только верить в то, о чём сообщили нам посланники (мир им), но и повиноваться им в том, что они велели нам. Вера в Посланника * не будет считаться действительной, если человек напрочь отказывается подчиняться ему. Всевышний сказал:
«Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха» (4:64).
Приверженцы Сунны также говорят, что действия органами тела — следствие действий сердцем, неотделимые от них. Если в сердце есть знание и желание, то оно непременно передаётся телу, и тело не может делать то, чего не желает сердце. Пророк * сказал: «Поистине, есть в теле кусочек плоти — если он хороший, то и всё тело будет хорошим, а если он испорчен, то он портит и всё тело, и это — сердце» [Аль-Бухари].
Истинная вера рождает в сердце богобоязненность, которая передаётся телу, делая его благим и побуждая его к совершению благих дел и отдалению, насколько это возможно, от совершения запретного. А если сердце всё же проявит слабость и совершит нечто запретное, то оно сразу же начинает сожалеть о содеянном и заставляет своего обладателя просить у Аллаха прощения:
«Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдёт Аллаха Прощающим и Милосердным» (4:110).
Или же оно заставляет своего обладателя совершать как можно больше добрых дел:
«Поистине, добрые деяния удаляют злодеяния» (11:114).
Если вера человека искренна, и у него живое сердце, он устремляется к Аллаху, как устремляется человек, оказавшийся в безвыходном положении, преисполненный смирения и сожаления, и вера заставляет его делать то, что приносит ему пользу в обоих мирах.
Имам Шамсуддин Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Абу Бакр (да помилует его Аллах) сказал: «Это здравое сердце не перестанет ударять своего обладателя до тех пор, пока он не вернётся к своему Господу и не покорится Ему, и не устремится к Нему так, как устремляется оказавшийся в безвыходном положении, понимающий, что в Его довольстве и в приближении к Нему — его жизнь, преуспеяние, блаженство и радость. Он ищет у Него убежища, защиты и успокоения, радуется Ему и уповает на Него, и, в конце концов, исчезает его тревога, и он обретает успокоение».
Есть в сердце пустота, которую не заполнит никто и ничто, кроме Аллаха, и есть в нём шероховатость, которую не сгладит ничто, кроме стремления к Аллаху всей душой, и есть в нём болезнь, которую не исцелит ничто, кроме искренности по отношению к Аллаху. Только установив прочную связь со своим Господом, человек начинает чувствовать жизнь по-настоящему: когда его сердце связано с Аллахом, он перестаёт нуждаться в ком-либо, кроме Всевышнего… Он перестаёт нуждаться в Его творениях и начинает возвеличивать своего Господа.
Мой брат по вере! Если ты желаешь проверить, здравое у тебя сердце или же оно поражено недугом, посмотри, насколько ты возвеличиваешь своего Господа, и насколько важен Он для тебя. Ведь Аллах говорит:
«Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свёрнуты Его Десницей. Преславен Он и превыше Он того, что они придают Ему в сотоварищи» (39:67).
Посмотри также, насколько смиренным и богобоязненным бываешь ты во время своих молитв, ибо смирение в молитве — один из показателей веры:
«Поистине, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв» (23:1–3).
Мудрые и обладающие глубокими познаниями в религии люди сказали: «Когда ты говоришь: “Аллах Велик”, о молящийся, пусть сердце твоё не обвиняет язык твой во лжи, потому что если есть в твоём сердце что-то более великое, чем Аллах, это означает, что ты лжёшь. Остерегайся того, что страсть твоя окажется более великой для тебя, чем Аллах, указанием на что будет предпочтение собственных желаний покорности Всевышнему Аллаху. А когда ты говоришь: “Ищу у Аллаха защиты от Шайтана побиваемого”, знай, что сказав эти слова, ты ищешь убежища у Аллаха, а если сердце твоё не ищет у Него убежища, то слова твои пусты. Когда совершаешь поясной поклон, ощути в себе скромность, а когда совершаешь земной поклон, ощути смирение и униженность пред Аллахом, потому что ты поместил душу свою туда, где ей место, и вернул ответвление к основе его, опустившись в земном поклоне до земли, из которой ты сотворён… И знай, что совершение молитвы таким образом очищает сердце от покрывающей его ржавчины».
Да благословит Аллах меня и вас, и да поведёт Он нас прямым путём. Поистине, Он — Мудрый, Славный (БаракаЛлаху ли ва лякум ва хадана иля саваи-с-сабиль иннаху Хакимун Маджид).
Часть вторая
Хвала Аллаху, Господу миров, восхваляю Его хвалой благодарных и поминающих, приношу Ему покаяние и прошу у Него прощения и Его милости. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей в Его Господстве, Божественности, Именах и Атрибутах, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. О Аллах, благослови его и остальных посланников!
Мои братья по вере!
Возвеличивать Посланника * мы должны посредством покорности ему в том, что он повелел нам, и отдаления от того, что он запретил и от чего предостерегал нас. Кроме того, мы должны поклоняться Аллаху только так, как Сам Он повелел нам через Своего Посланника *.
Мы должны любить Посланника * больше самих себя, своих семей, своего имущества, своих детей, и больше, чем всех людей в мире:
«Скажи: “Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретённое вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока придёт веление от Аллаха. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей”» (9:24).
Анас ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:
« لاَ يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ وَلَدِهِ وَوَالِدِهِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ »
«Не уверует никто из вас (по-настоящему) до тех пор, пока не полюбит меня больше, чем своих детей, своего отца и всех людей» [Аль-Бухари; Муслим].
Однако эта любовь ограничена нормами Шариата, и верующий не должен в своей любви к Посланнику Аллаха * нарушать границы, установленные Аллахом. И, конечно же, он ни в коем случае не должен поклоняться Посланнику * помимо Аллаха, например, обращаться к нему с мольбой (ду‘а), просить его о помощи, давать ему обеты, уповать на него и совершать иные действия, которые относятся к поклонению.
Во все времена находятся люди, которые чрезмерно восхваляют Мухаммада * и превозносят его до небес, а ведь это — нововведение, придуманное ими, и самое страшное заключается в том, что это нововведение охотно принимается некоторыми мусульманами. Они впадают в заблуждение, считая такое чрезмерное восхваление поклонением Всевышнему и приближением к Нему, хотя на самом деле это — омерзительное деяние и одно из проявлений ширка.
Удивление вызывает то, что эти люди, которые столь вдохновенно воспевают Пророка * и даже устраивают новоизобретённые праздники в его честь, на самом деле почти ничего не знают о том, кого восхваляют. Они дальше всех людей от Сунны Посланника * и меньше всех следуют его руководству. Они восхваляют его, слагая о нём стихи и целые поэмы, наполненные приторной, явно преувеличенной хвалой, и при этом они ослушиваются его, не исполняя его веления и не соблюдая его запреты. Так Шайтан играет людьми… Просим у Аллаха благополучия и избавления от подобных деяний для нас и наших братьев-мусульман.
О мусульмане! Пророк * оберегал Единобожие и перекрыл все пути, ведущие к ширку. Однажды к нему прибыла делегация, члены которой сказали ему: «Ты — наш господин!» Он же сказал в ответ:
« السَّيِّدُ اللَّهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى" قُلْنَا وَأَفْضَلُنَا فَضْلاً ، وَأَعْظَمُنَا طَوْلاً، فَقَالَ : "قُولُوا بِقَوْلِكُمْ أَوْ بَعْضِ قَوْلِكُمْ وَلاَ يَسْتَجْرِيَنَّكُمُ الشَّيْطَانُ »
«Господин — это Всевышний Аллах». Они сказали: «Ты — лучший из нас и самый могущественный!» Он сказал: «Говорите[9], но не преувеличивайте и не позволяйте Шайтану использовать вас» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].
Перед смертью Пророк * предостерёг людей от чрезмерного восхваления и превознесения его, сказав:
« لاَ تَطْرُونِي كَمَا أَطْرَتِ النَّصَارَى ابْنَ مَرْيَمَ ، إِنَّمَا أَنَا عَبْدُ اللَّهِ ، فَقُولُوا عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ »
«Не превозносите меня так, как христиане превознесли сына Марйам. Поистине, я — раб Аллаха, так говорите же: раб Аллаха и Его Посланник» [Аль-Бухари].
Учёные согласны в том, что человек, испрашивающий помощи и обращающийся с мольбой к кому-то помимо Аллаха, впадает в ширк. Всевышний Аллах сказал:
«К Нему обращён истинный призыв. А те, которых они призывают вместо Него, не отвечают им. Они подобны тому, кто простирает руки к воде, чтобы поднести её ко рту, но не может этого сделать. Поистине, мольба неверующих является всего лишь заблуждением» (13:14).
Всевышний также сказал:
«Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет вреда. Если же ты поступишь так, то окажешься в числе несправедливых. Если Аллах коснётся тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он — Прощающий, Милосердный» (10:106–107).
Абу аль-‘Аббас Ахмад ибн ‘Абду-с-Салям сказал: «Кто ставит посредников между собой и Всевышним, уповая на них и взывая к ним с мольбой, тот является неверующим по согласному мнению учёных. Об этом упоминали многие учёные».
Имам Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Абу Бакр сказал: «К разновидностям ширка относится обращение к умершим с просьбами и испрашивание у них помощи и содействия. Это основа ширка в мире. Все дела умершего прекратились, и он ничего не может сделать даже для самого себя, не говоря уже о тех, кто обращается к нему с просьбами о помощи или ходатайстве пред Аллахом. Люди поступают так из-за своего невежества: они не знают, кто и за кого может заступаться. Никто не имеет права заступаться пред Аллахом, кроме как с Его дозволения, и просьба другого не может стать причиной Его дозволения; причина — совершенство Единобожия…».
О рабы Аллаха! Правильность убеждений является непременным условием прощения грехов и входа в Рай:
«Поистине, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает» (4:48).
Всевышний также сказал:
«Скажи: “По<