Качества, которыми должен обладать хатыб

Хатыб, читающий пятничные проповеди, должен обладать определёнными качествами:

1. Искренность. Он должен читать свою проповедь только ради Всевышнего Аллаха, не стремясь ни к чему иному, кроме Его довольства и Его награды. Он не должен делать это напоказ людям, желая приобрести влияние и известность. Чтение проповедей и призыв к религии Аллаха — поклонение. Более того, они относятся к числу величайших дел, посредством которых верующий стремится приблизиться к Всевышнему Аллаху. А для того чтобы проповедь была принята Всевышним, при её чтении должны соблюдаться два необходимых условия: искренность намерения и следование Сунне. Пятничная проповедь ни в коем случае не должна состоять из пустых, «мёртвых» слов, которые произносятся не от сердца, неискренне, и не оказывают никакого влияния на слушателей, и не приносят пользы.

2. Благой пример. Если слова проповедника расходятся с его делами, то для слушателя они останутся не более чем словами. Как могут люди воспользоваться светом того, кто лишён света?.. Дела убедительнее слов. Малик ибн Динар сказал: «Если обладающий знанием не поступает согласно своему знанию, его наставление соскользнёт с сердец людей подобно тому, как соскальзывает капля с гладкого камня».

3. Знание. Это главное из всех качеств, которыми должен обладать хатыб. Всевышний Аллах в Своём обращении к Пророку * начал со знания, а не с дела: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех» (47:19). Знание — это и есть убеждение, которое Всевышний сделал непременным условием следования путём Пророка *:

«Скажи: “Таков мой путь. Я вместе со своими последователями призываю к Аллаху с глубокой убеждённостью и [неопровержимым] доводом”» (12:108).

Хатыб — воспитатель, учитель и наставник в одном лице, и если он не обладает знанием, вреда от него будет больше, чем пользы — точнее, от него вообще не будет никакой пользы.

А теперь поговорим о том, какое именно знание должно быть у хатыба:

1 — Знание Корана. Это «основной капитал» хатыба, ведь хатыб призывает людей к религии Всевышнего, и он не может учить и наставлять людей, не зная Корана и Сунны. Хатыб, знающий Коран наизусть, быстро и легко подбирает аяты, подходящие для выбранной им темы, и у него всегда наготове аят для любого случая. Хатыб должен знать толкование Корана (тафсир — تفسير) и отличать высказывание, соответствующее истине, от ложного и передаваемого, например, от иудеев. Хатыб должен остерегаться употреблять аяты там, где они неуместны, искажать их смысл и подтверждать ими научные теории или оправдывать определённые действия, если они противоречат религии Аллаха.

2 — Знание Сунны. Сунна включает слова Пророка *, его дела, одобрение слов и действий других, а также сообщения о его внешности, характере и жизненном пути. Прежде чем читать проповедь, хатыб должен убедиться, что в неё не попали слабые и вымышленные хадисы — в их использовании нет нужды, поскольку можно найти достаточно достоверных хадисов на любую тему.

3 — Знание ‘акыды (правильных убеждений). Хатыб должен знать, какими были убеждения наших праведных предшественников, неуклонно следовавших Сунне, а иначе может получиться так, что он будет отстаивать ложные убеждения и сбивать других с истинного пути, считая при этом, что делает благое дело.

4 — Знание того, что смягчает сердца и улучшает нрав. Хатыб должен почерпнуть это знание из Корана и Сунны и из слов наших праведных предшественников, а не перенимать его от заблудших групп, чьи убеждения искажены и неправильны. Его проповедь не должна оставлять людей равнодушными — как раз напротив, она должна задевать струны человеческой души, вызывать определённые чувства и эмоции. Добившись этого, хатыб сможет направлять людей, помогая им плодотворно трудиться и избавляться от своих недугов и недостатков.

5 — Знание истории. Изучение истории помогает хатыбу расширить свой кругозор и знакомит его с событиями, происходившими с разными общинами на протяжении веков, а также с биографиями выдающихся людей. Хатыб видит обычаи Всевышнего во вселенной и судьбы народов, обществ и цивилизаций, победу одних призывов и поражение других… История — зеркало, в котором отражаются плоды веры и богобоязненности, а также участь неверия и порока. История видела призыв посланников и их последователей. Знание истории помогает хатыбу и проповеднику в его призыве, потому что позволяет им приводить исторические факты в качестве обоснования и подтверждения своего призыва и тех ценностей, которые он старается утвердить, и он всегда может рассказать о событиях, происходивших в далёком прошлом, но очень напоминающих сегодняшнюю ситуацию.

6 — Знание других религий и сект. Знание современных религий и сект и их убеждений очень важно для хатыба, так как позволяет ему защитить мусульманскую общину от заблуждений, распространяемых ими, и отразить их стрелы, пущенные в сторону мусульман.

4. Рассудительность и аналитический склад ума. Это качество необходимо хатыбу, поскольку позволяет ему сосредоточенно изучать нужный для его проповедей материал, подмечать все тонкости, делать верные выводы, правильно сопоставлять и сравнивать факты, понимать природу вещей, видеть истинное лицо людей и понимать суть событий.

5. Высокая цель. Хатыб не должен занимать себя тем, что недостойно внимания и несущественно — он должен быть выше мелочей и говорить о том, что действительно важно.

6. Сила чувств. Если хатыб не эмоционален, не умеет тонко чувствовать, пропускать всё через себя и сопереживать, его слова будет мёртвыми. Такой хатыб подобен наёмной плакальщице, и его слова не будут проникать в сердца людей. Чувства для проповеди — словно дух для тела. Однако эмоции хатыба должны быть подвластны его разуму и проявляться лишь тогда, когда они нужны, и они должны целиком подчиняться нормам Шариата.

7. Красноречие. Язык — главное орудие хатыба, поэтому он должен уметь говорить отчётливо, понятно и красиво.

8. Уверенность в себе. Хатыб должен быть спокойным, уверенным в себе и не нервничать, потому что если слушатели заметят его слабость и робость, они перестанут уважать его, и его слова уже не будут производить должного эффекта.

9. Хороший голос. Это качество необходимо хатыбу, поскольку помогает ему завоевать сердца людей и заставляет их внимательно слушать его проповедь. Когда Пророк * читал проповедь, его глаза краснели, а голос повышался, и на лице его были заметны следы гнева, словно он предостерегал людей, предупреждая о приближающемся войске.

10. Приятная внешность. Во время проповеди все взоры устремлены на хатыба, и взор оказывает на сердце такое же воздействие, как слова на слух, поэтому хатыб должен готовиться к проповеди и заботиться о своём внешнем виде. Ему следует совершить полное омовение, умастить себя благовониями и надеть красивую одежду, следуя велениям Пророка *.

Наши рекомендации