О действовании новаго человека.
1. Возлюбленные братие мои! Еврей познается по трем делам: по обрезанию, пасхе и субботе. Ибо так написано в книге Бытия: младенец осми дней обрежется вам домочадец и купленый. Необрезаный же погубится от рода своего: яко не сохрани Завета Моего (Быт. 17, 12. 14). Авраам обрезался первый, что есть знамение что умерла его шуяя (сторона), — есть, данный в сем древним, прообраз новаго человека, котораго проявил во святом теле Своем Господь Иисус, чтоб древнее (растление), покрывающее мужеский пол, обрезать и отделить. Об этом и Апостол сказал: о Немже и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове: спогребшеся Ему крещением: о Немже и совостасте верою действия Бога (Кол. 2, 11. 12). И опять: отложити вам, по первому житию, ветхаго человека тлеющаго в похотех прелестных: обновлятися же духом ума вашего, и облещися в новаго человека, созданаго по Богу в правде и в преподобии истины (Еф. 4, 22—24). И еще: да умрете греху, поживете же правдою (1 Петр. 2, 24). — Это (о первом деле Еврея) об обрезании. Кто не имеет сего, тот необрезан, и не Еврей; потому что не сохранил завета, который положил (Бог) Господь Иисус Святою Своею кровию.
2. О святой же Пасхе много предлежит сказать. (Первое — обрезание; второе — Пасха, третье — суббота). Ибо Моисей говорит: сей закон Пасхи: всяк иноплеменник да не яст от нея: И всякаго раба или купленаго обрежеши его, и тогда да яст от нея. Всяк же необрезанный да не яст от нея. В дому едином да снестся (Исх. 12, 43. 46). Чресла ваша препоясана, и сапози на ногах ваших, и жезлы ваши в руках ваших (Исх. 12, 11). Пасхи — сего печения испеченаго огнем — нельзя вкушать иначе, как с опресноками и горькими травами. Не сказал: опоясавшись по чреслам вашим, чтоб не сказал кто, что он говорит здесь о поясе; но: препоясавши чресла ваши, — чтоб показать, что говорит о чистоте, здравой от всякой страсти, сущей под действием совокупления в нечистоте. — Сапози , — о готовности говорит, и бегстве от всякаго уязвления, повреждающаго совесть и препятствующаго уму видеть свое созерцание в чистоте. — Жезл есть мужественная надежда, чтоб шествовать небоязненно путем, и внити в землю обетования: сии суть усубботившиеся. Кровь есть знамение крови Господа нашего Иисуса Христа; и того, что когда придет Он в собственном Своем пришествии и введет сынов Израиля в наследие Свое, тогда явны будут уготовившиеся и помазанные знамением Его в душах их явно. — Взять пук иссопа — это есть злострадание; ибо говорит: снедайте (пасху) с горькими травами. — Изследуй же себя, брат, обрезан ли ты, помазал ли двери дома своего кровию агнца непорочнаго, упразднил ли себя от всякаго помысла земнаго, приготовил ли себя шествовать без страха и внити в землю обетованную?
3. И о субботе многое предлежит сказать, — и это есть дело тех, кои сподобились истиннаго обрезания, вкушают Святую Пасху, освободились от Египтян, узрели всех их потонувшими в Чермном море, и возсубботствовали от горькаго рабства им. Ибо говорит (Бог) Моисею: шесть дней делай, в день же седмый суббота Господеви Богу твоему (Исх. 20, 9, 10). Всяк, иже сотворит в ню дело, потребится душа та (Исх. 31, 14). Господь же наш Иисус Сам возсубботствовал истинною субботою, и научил Своих, как должно субботствовать, восшедши (на крест) в пятницу, после того, как сделал всякое приготовление к тому, прежде восхождения на него, — т.-е. поношения, каким подвергся и какия потерпел за нас, пригвоздив Себя ко кресту, и не соизволив ни разрешиться ни послабить Себя в чем, пока имел дыхание. Когда воззвал Он: жажду , поднесли Ему губу с оцтом, и Он, вкусив, сказал: все совершилось , и преклонь главу, предаде дух (Иоан. 19, 28—30). Потом сняли Его (со креста) на земь, уже не имевшаго движения и воистину субботствовавшаго. Так наконец почил Господь Иисус в день седьмый и благословил его; потому что в него почил Он от всех дел, коими упразднил человеческия страсти, как сказал и Апостол: вшедый в покой Его, и той почи от дел Своих, якоже от Своих Бог (Евр. 4, 10). Это и есть истинная суббота! Итак, несубботствующий не есть Иудей. Почему Иеремия, плача о народе своем, говорил ему: не носите бремен в день субботный и не исходите во врата Иерусалима, нося бремена в день субботный (Иер. 17, 21).
4. Увы мне бедному, преступившему такия святыя заповеди, и носящему тяжелыя бремена в день субботный, — хотя я умер с Ним (Христом), спогребся Ему и возсубботствовал! Что же это за тяжелыя бремена, носимыя мною? (Это страсти), по которым действую: гнев тяжелое есть бремя, рвение, ненависть, тщеславие, осуждение, уязвление и оскорбление, высокомудрие, почитание себя праведным, командование, спорливость, самолюбие, зависть. Это душевныя (страсти). Телесныя же — чревоугодие; телолюбие, страсть наряжаться, сластолюбие, похоть, оскудение сердца (м. б. безсердечие). Все сии и сим подобныя страсти упразднил Господь Иисус в теле святых и убил во святом теле Своем, по слову Апостола, что Он крестом убил вражду, и закон заповедей ученми упразднил (Еф. 2, 16. 15), — что и есть святая суббота. Итак, кто носит эти тяжелыя бремена (страстей) и действует (по ним), удовлетворяя им в день субботный, как может сказать: я — истинный Иудей? Таковый себя обольщает; потому что имя только такое лежит на нем. Ничего убо не получит он от Господа Иисуса; ибо отрицается от Него делами своими, когда то, что Господь убил, он опять воскресил, и что Он похоронил, опять возставил. Явно, что такой не есть истинный Еврей, а ложный, — и не обрезан он, и не возсубботствовал. Потому, когда приидет Господь Иисус во славе Своей, то введет в царство Свое вечное одних истинных сынов Израиля, всех обрезанных в Нем, которых собрал Он из всех народов, как и Апостол говорит, — что ослепление отчасти Израилеви бысть, пока внидут все языки (Рим. 11, 25), — и еще: елицы правилом сим жительствуют, мир на них и милость, и на Израили Божии (Гал. 6, 16). Видишь ли, кто суть Израильтяне Божии? — Это те, кои имеют обрезание сердца, и субботство, и упразднение греха. Опять говорит (тот же Апостол): не иже яве, Иудей есть, ни еже во плоти, обрезание; но иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, а не писанием (Рим. 2, 28. 29).
5. Будем же внимать себе, братие! Доколе будем мы творить труд и губить его чрез нерадение, не зная, что есть в нас враг наш, льстящий нам и непрестанно отвлекающий нас (от должнаго), не дающий очам нашим узреть нечто от света Божества? Изследуй же себя, бедный, во Христа и в смерть Его крестившийся. Что это за смерть, коею Он умер? — Если ты последуешь стопам Его, то покажи мне это нравом своим. Он безгрешен, и являя Себя тебе образцем во всем, жил в нищете; ты же не сносишь нищеты. Он не имел, где главы подклонити (Мф. 8, 20), а ты не сносишь странничества (быть странником всюду) с радостию. Он переносил всякаго рода поношения, а ты и одного поношения не сносишь. Он не воздавал (за зло), а ты не сносишь не воздать зла. Он не гневался страдая, а ты, и сам служа другим в тягость, гневаешься. Он пребыл безмятежен поносим будучи, а ты и не будучи поносим мятешься. Он был смирен и грешников к Себе призывал, а ты и любящих тебя уязвляешь словом. Он с радостию сносил все причиняемое Ему, а ты, и малое слыша оскорбление, мятешься. Он был кроток ко впадшим в грехи, а ты высокомудрствуешь и над гораздо большими тебя. Он предал Себя за согрешивших пред Ним, чтоб искупить их, а ты и за любящих тебя не можешь дать себя. Вот что Он дал тебе, ты же что воздал Ему? Познай Его из дел Его, и себя самого из дел твоих. Если ты умер с Ним, — то кто творит (в тебе) такие грехи?
6. Возлюбленные! Право да внимаем Святым Его заповедям; отсечем волю свою, и узрим свет заповедей. Если мы любим только того, кто чтит нас, что делаем более язычника? Если ты молишься за благодетельствующих тебе, то и мытарь тоже творит. Если радуешься с хвалящим тебя, то и Иудей тоже делает. Что же лишнее творишь ты, умерший греху и оживший во Христе Иисусе? Если ты любишь только того, кто тебя слушается, что творишь более грешника? Это и он делает. Если ты ненавидишь того, кто причиняет тебе неприятность, не слушается тебя и ссорится с тобою, то и ты, как язычник. Но молиться надлежит о таком, да прощено ему будет (то, в чем он согрешил тебе). Если ты скорбишь на злословящаго о тебе, то и мытарь тоже делает.
7. Разсмотри же себя и ты, крестившийся во имя Господа, таковы ли твои дела, в каких Он явил Себя? Или как имеешь ты явиться в день Славы Его и увенчаться, если не имеешь венца победы над страстями, побежденными тобою, — которыя уже победил Царь твой, образец тебе показывая в Себе? Ибо, когда явится во славе Он, Царь царствующих и Господь господствующих, то явится зримым для всякаго языка в великой славе Своей, имея знамение того, что пострадал за нас; ты же имеешь явиться, ничего не имея из страстей Его в теле своем. Он и скажет тебе: не знаю тебя. Там имеешь ты увидеть всех святых, умерших за имя Его, имеющими знамение Его, — и устыдишься явиться пред лицем их. Разсмотри жизнь всех святых, и найдешь, что они потерпели зло, но не воздали за него: (только) кровь всех их вопияла (к Богу): взыщи за нас с живущих на земле. — Я же, возлюбивший покой, что имею сказать в день оный, увидев там Пророков, Апостолов, мучеников и прочих Святых, которые, будучи озлобляемы, долготерпели, не воздавая за то, и даже не гневаясь; ибо знали, что тут не воля человеческая, а неправда диаволова, понуждающая их делать им это; — будучи умерщвляемы, или камением побиваемы, или сожигаемы, или потопляемы, они не гневались на них, но молились за них, да прощено будет им то, зная, кто понуждает их делать это им.
8. Разсмотри же, возлюбленный брате, себя самого, что делаешь и ты, — уразумей помысл свой, — каково то, что имеешь ты, пред лицем Бога. Ибо в тот час ничего не возможешь ты укрыть, не в воле человека будет иное сказать (а иное нет); но когда совершится воскресение, тогда всякий возстанет одеянным делами своими, как одеждою, — грехами ли, или правдою. Дела сии будут говорить, — и всякий сам узнает, где место его. Блажен подвизавшийся и совлекший с себя то, что имеет повлещи его в геенну, и облекшийся в то, что имеет повлещи его в царствие. Апостол говорит: вемы, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небесех (2 Кор. 5, 1). Время жизни нашей ничтожно, и мы прельщаем себя (думая иначе), — пока постигнет нас час (наш), — и опечалимся в плаче вечном.
9. Не будем же послаблять сердцу своему, но сделаем все по силе нашей, печась о нем и храня его, и умоляя всякий час благость Божию, помочь нам. Не будем гневаться на ближних за слова говоримыя ими в неразумии, не по воле своей, но по воздействию отъинуды; служа же орудиями врага, они чужды Бога, пока не будут воззваны и не убегут с поприща сего (недобраго). — Позаботьтесь, возлюбленные, о смиренномудрии во всем, сносите поношение и все, что приходится терпеть, и повсечасно упражняйтесь в отсечении воли своей, потому что держание воли своей губит все добродетели. Кто имеет помыслы право-простертыми (благонастроенными), тот отсекает волю свою кротостию, боясь любопрения, как змия; потому что оно низвращает все домоустройство (души — внутреннее), и делает душу омраченною, так что она не видит ничего из света добродетелей. Присмотрите же позаботливее за сею страстию проклятою, примешивающеюся к добродетелям, — чтоб сгубить их. Так и Господь наш Иисус Христос не прежде возшел на крест, как извергши Иуду из среды учеников Своих. И всякий человек, если не отсечет сей безчестной страсти, не может преуспеть по Богу; потому что за нею следует все злое: нетерпение — от нея, тщеславие — от нея; все, что ненавидит Бог, живет в душе любопрительнаго и высокомудраго, — и все, относительно чего убеждают они сердце свое, что то есть Божие, ложно по всем Писаниям.
10. Осуждение первее самого себя приносит смиренномудрие, а оставление воли своей для ближняго с разумом, есть смирение. Чистота есть — молиться Богу note 20 . Не осуждать есть — любовь. Долготерпение есть — не помышлять ничего против ближняго. Боголюбивое сердце есть — не воздавать (за зло). Безмолвие есть — не допытываться до того, что тебя не касается. Нищета есть — незлобивое сердце. Владеть своими чувствами есть — мир. Переносить (все) есть — кротость. Милостыня есть — прощать. Пораждает же все сие отсечение воли своей. Оно умиротворяет добродетели между собою. Оно соделывает владычественное (ум) безмятежным.
11. Конец же всего этого: ничего другаго, как вижу я во всех Писаниях, не желает Бог от человека, как чтоб он смирял себя пред ближним во всем, отсекал волю свою в отношении ко всему, молился Ему всегда о подаянии руки помощи человеку, и о хранении очей его от сна забвения и от прелести пленения; потому что естество человеческое лукаво и превратно. Его (Божие) есть дело сохранить (нас). Его есть сила — доставить нам (силу) сохранить (себя). Его есть покров — оградить нищету нашу. Он есть обращение — обратить нас к Себе. Его есть благодарение — даровать нам его. Его есть даровать нам благодать благодарить Его. Его есть покров — сохранить нас от руки врагов наших. Его есть честь и слава во веки веков. Аминь.
12. Впрочем, вот от чего пораждается любопрение, и что немилостиво низвращает душу: многословие, пустословие, перенесение слов (перетолкование) на что каждому угодно, несдержанность, двоязычие, настояние на слове своем. Кто имеет сие, того душа безплодна для добродетелей. После всего этого, если душа не попотеет над каждою добродетелию, то не возможет достигнуть до покоя Сына Божия. Не нерадите же о жизни своей, братие, и ум ваш да не изобретает всяких предлогов к злой лености, чтоб не истощилось время ваше все, прежде чем достигнете в покой Сына Божия: это есть смирение во всем, незлобие, неимение ненависти ни к какому человеку, неприлепление ни к какой вещи, не сущей Божиею, имение грехов своих пред собою, умертвие для всякаго дела злаго. И не ложен Бог (Тит. 1, 2), — чтоб вспомоществовать немощи нашей, по щедротам Своим. Аминь.
Слово двадцать третье.
О совершенстве.
1. Некто из Отцев сказал, что если не стяжет человек веры в Бога, непрестаннаго вожделения Бога, незлобия, невоздаяния злом за зло, злострадания, смирения, чистоты, человеколюбия, отречения от всего, кротости, долготерпения, непрестанной с болезнованием сердца молитвы к Богу, истинной любви, чтоб не озираться вспять, несмотрения ни на что находящее, ненадеяния на свое доброделание, или служение (молитвенный труд), испрашивания помощи Божией против всего, каждодневно находящаго на него; — то он не может спастися.
2. Враги твои, человече, не дремлют. Не неради же; не небреги о своей совести, и отнюдь не верь себе, будто ты достиг до чего-то, достойнаго Бога, зря себя (находящимся еще) во стране врагов своих. Злострадание (подвижническия лишения телесныя) с разумом восполняет бывшее пред тем нерадение; плач чувств врачует раны внутренних супостатов; совершенная к Богу любовь по воле Его противостоит невидимым воителям; побеждающая невидимых врагов сокровенная чистота уготовляет к покою Сына Божия, а видимая чистота сохраняет добродетели.
3. Если ведение есть родитель (всего сказаннаго), то оно же есть и хранитель (того). Обретение (в сердце) благодарности во время искушения обращает вспять находящия искушения. Неверование, что угоден Богу труд твой, уготовляет помощь Божию на охранение тебя. Предавший сердце свое на благочестивое взыскание Бога по истине, не может иметь мысли, что угодил Богу. Ибо, пока совесть обличает его в чем либо из неестественнаго, дотоле он чужд свободы. Потому что, пока есть обличающий, есть и осуждающий; а пока есть осуждение, дотоле нет свободы. Если наконец увидишь, во время молитвы, что совершенно никакое зло не обличает тебя, тогда ты истинно свободен, и вшел на святый Его покой, по воле Его.
4. Если увидишь, что добрый плод укрепился в тебе, и плевелы врага уже не подавляют его; если борители, — так как ты не борешься уже с чувствами своими, — отступили не сами по-себе уступая в коварстве; если облако осенило скинию твою, — и ни солнце не стало жечь тебя днем, ни луна ночью (Пс. 120, 6); если есть в тебе все уготовление (все принадлежности) скинии, чтоб поставить и хранить ее, по воле Божией: то (знай, что) совершилась в тебе победа Богом; и отселе Он уже будет осенять скинию (твою), потому что она Его есть, Он будет шествовать пред нею, и предуказывать стан для нея (отдохновение, покой). Ибо, если Он прежде не остановится, в каком желает месте, то и она, как говорит Писание, не может делать остановки (иметь покой) (Числ. 9, 16—23).
5. Великая есть опасность, пока человек не помнит себя и не увидит ясно, что в нем нет уже ничего от (части врагов), силящихся разстроивать делание монашеское, научая неестественностям. Нужду имеем мы потому, чтобы страх пред благостию Его (Божиею, или пред Благим Богом) начальствовал над нами, чтоб память (о смерти и суде) непрестанно поражала нас, и святое смирение господствовало над сердцем нашим всякий час, по милости Божией; (а для этого имеем нужду) не нерадеть о том, что уготовляет и хранит все то (те святыя чувства и расположения), но пребывать в том умом даже до конца, — видеть непрестанно грехи свои, и ни в чем не верить себе, пока находимся в злом рабстве.
6. Когда кто осуждает ближняго, укоряет и уничижает брата в сердце, поносит его, как только находит случай, учит с гневом, оклеветывает пред кем-либо; то это делает его чуждым милости, какую улучают святые, и честных добродетелей. Ибо это губит поднимаемые человеком труды, уничтожая добрые плоды их. Кто говорит: я оплакиваю грехи свои, — и делает нечто из сказаннаго, тот несмыслен. Кто говорит: я плачу о грехах своих, — и имеет нечто из того, тот обольщает себя.
7. Ищущий безмолвия, и незаботящийся вместе с ним отсечь страсти, слеп в деле наздания добродетелей. — Оставивший свои грехи (в небрежении), и пекущийся об исправлении другаго, чужд молитвы от всего сердца, и разумнаго к Богу прошения. — Вот настоящее мужество — когда человек противоборствует прежним грехам, о прощении коих и просит, умоляя всегда о том, чтоб опять не впасть в них, ни в сердце своем, ни в действовании, ни в чувствах.
8. Если память о грехах не будет непрестанно господствовать над сердцем Его, и не отвратит его от всего, что есть в мире, так чтоб это не одолевало его; то не может он остановить грехи свои, и, довольствуясь (попечением) о них одних, отстать от осуждения творения Божия. Блажен, кто сподобился сего во истине, а не притворно и с лукавством. Впрочем это есть дело истинный имеющих плач, чрез сие видимое, ум с чувствами (напрягающих) на то, чтоб не осуждать ближняго. Ибо, если удовольствует тебя попечение о грехах своих, то это отчуждит тебя (заставит забыть) от грехов ближняго.
9. Воздавать за зло — далеко от плача. — Принаровляться к чему либо мирскому по тщеславию, тоже далеко от него, даже в помышлении. — Скорбеть о том, что не приняли твоего мнения о сем принаровлении, — далеко от него. — Творить волю свою, далеко от него. — Сказать о ком либо, что он хорош, или худ, стыд ему есть; потому что он твердо знает, что сам сквернее его. — Желать узнать о деле, которое не его, стыд для него есть, и невежество, и пленение злое, не дающее ему видеть грехи свои.
10. Если кто обнесет тебя, и ты возболезнуешь о том, то по истине нет тут плача. — Если будут у тебя какия либо житейския сделки, и ты, потерпев ущерб, возскорбишь о том, то нет тут страха Божия. — Если скажут о тебе что либо, о чем даже не знаешь, и ты возмятешься, то нет тут (страха Божия). — Если кто прославляет тебя, — и ты приемлешь то, — то нет (страха Божия) тут. — Если побранит тебя кто, и ты возболезнуешь о том, то нет (страха Божия) тут. — Если обтекаешь славных мира, желая дружества их, то нет (страха Божия) тут. — Если кто, разговаривая с тобою, заспорит, и ты захочешь настоять на своем слове, то нет (страха Божия) тут. — Если презрят слова твои, и ты заскорбишь о том, то нет (страха Божия) тут. — Все это обнаруживает ветхаго человека, что он жив еще и являет власть свою; потому что нет там (внутри) того, кто противоборствовал бы ему, — (нет страха Божия), нет и истиннаго плача.
11. У действующаго по Богу, должны быть умныя очи, чтоб познать себя (и сознать), что он враг Божий бывает, (когда поблажает) воле своей. — Если ты, будучи хранителем заповедей Божиих и всякое дело свое делая с разумом для Бога, будешь держать на сердце, что не можешь угодить Богу соответственно славе Его, — и поставишь пред очами своими грехи свои; то найдешь их сопротивляющимися лукавому (духу), хотящему низложить тебя мнением о своей праведности, — и они сохранят здание, которое устроил тебе плач. Тогда узнаешь, что ты познал себя и то, где обитаешь (в каком находишься состоянии), — и не поверишь сердцу своему, что одержана тобою победа. Ибо, пока человек не предстанет на суд, и не услышит (окончательнаго) о себе определения, и не узнает, какое место его; дотоле не может верить этому, — так как все остается страх, угодил ли он Богу. Печаль по Богу, снедающая сердце, может сдерживать чувство, и сопротивление (помыслом) с трезвением здравыми сохраняет чувствилища ума. Но человек недоволен (к сим), и не может верить себе; почему постоянно должен быть в труде, пока находится в теле.
12. Блаженны, не надеющиеся дерзновенно на дело свое, якобы угодное Господу, и стыдящиеся сретить Бога, по причине такого ненаядения на дело свое, — уразумевшие славу Его, и старающиеся первее всего творить волю Его, по хотению Его, — познавшие немощь свою и удовольствовавшиеся печалию о себе, — чтоб оплакивать себя, не заботясь о (прочем) создании Божием, которое Сам Он имеет судить. — Победа работающаго (по Богу) откроется, когда он, всецело соединившись с Богом, скончается по воле Его. — Вписану же быть ему в книгу живых есть, — когда Ангелы небесные засвидетельствуют, что он миновал властителей шуиих note 21 . Оттогда память его будет с небесными (жителями). По пока идет брань, человек находится под страхом и трепетом, ныне победить, а завтра побеждену быть, — или ныне побеждену быть, а завтра победить.
13. Борение сжимает сердце; а безстрастие неборимо. Оно получило уже венец и не безпокоится об участи трех (наших) раздельных (частей), когда достигнут оне умиротворения друг с другом в Боге. Три эти части суть: душа, тело и дух, по Апостолу, который говорит (о них) негде в послании (1 Сол. 5, 23). Итак, когда три сии соделаются едино действием Святаго Духа, то оне уже не могут отделиться (друг от друга). Так Христос, умерши и воскресши, ктому уже не умирает: смерть Им ктому не обладает (Рим. 6, 9). Смерть Его была нам спасением, — так как смертию Своею Он умертвил грех, — и воскресение Его было жизнию всем, крепко верующим в Него. (Тем и другим) Он уврачевал (Своих Ему) от страстей, чтоб жить им в Боге и давать плод правды.
14. Не почитай себя умершим (греху), пока терпишь нуждения (греховныя возбуждения) от врагов своих, во время ли бодрствования, или во сне: ибо, пока бедный человек находится на поприще, дотоле не имеет он дерзновения, — и, смотря издали (на конец), не верит делам своим. Только неразумный, — хотя каждодневно падает, думает о себе, что побеждает, — потому что нет борьбы на поприще.
15. Посему-то Господь сказал ученикам Своим, посылая их на проповедь: никогоже на пути целуйте ; целуйте же сущих в доме. И аще убо будет ту сын мира , у него пребывайте (Лк. 10, 4 и д.). И там почиет мир ваш. — Опять и Елиссей сказал Гиезию, посылая его: аще обрящеши мужа, да не благословиши его , и ты да не благословишися от некоего (4 Цар. 4, 29). Ибо ведал, что им не оживотворится отрок, и что он не имел силы воздвигнуть его. Когда же вошел человек Божий, то, увидев отрока лежащим на одре, затворил дверь за собою, и каждым чувством совершил подвиг и действия, восходя на одр к отроку и нисходя, и прохаживаясь до седми раз. Когда согрелись чувствилища, по волению Духа Божия, тогда отверзлись очи отрока.
16. Что же имеем сказать мы, бедные, — любящие славу мира сего, паче славы Божией, незнающие как вести брань, а спешащие войти в покой, неведающие долготерпения Божия, что Он оставляет плевелы вместе с добрым плодом, и пока не достигнет (в меру) добрый плод, и не совершится, не посылает собирать плевел? И Гиезий совершил течение пути, но не успел воздвигнуть отрока, потому что возлюбил славу человеческую, паче славы Божией.
17. Блаженны очи, с разумом стыдящияся простертися к Богу, и старающияся язвы свои уврачевать с разумом, — сознающия грехи свои и молящияся об отпущении их. Горе же тем, кои губят время свое, думая, что безгрешны, кои попирают совесть свою, не желая быть приводимы ею в сокрушение, и не признавая, что не мало есть быть малейшим.
18. Как земледелец, посеявший семена, если они не принесут плода, почитает их даром пропавшими и тужит о труде своем, по причине сего непринесения плода: так и человек, — хотя бы ведал все тайны и всякия имел познания, творил силы многия и исцеления, пребывал в разных злостраданиях, — и наготствовал даже до лишения одеяния, — все еще под страхом есть, — не полагаясь на совесть свою, и будучи еще окружен врагами ловцами, и наветниками, — пока не услышит слова сего: любы николиже отпадает , но всему веру емлет, вся уповает, и вся терпит (1 Кор. 13, 2—8).
19. О, сколь труден путь Божий, как сказал Он, что узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7, 14)! И мы, бездельные и любострастные, успокоением себе имеем то, что не можем (будто) нести ига, о коем Он сказал: возьмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим. Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 29. 30). И кто есть в числе мудрых по Богу, и (Бога) боящихся, который не подвизается всею силою поднять злострадание во всяком труде и удалении (от мира), в безмолвии, хранении (сердца) и попечении (о спасении)? Но и Он найдет себя все же недостойным изрещи устами своими имя Бога. Страстей ради, действующих в нас, Владыка, Господь Иисус пришел (к нам на землю), чтобы в нас, не по плоти ходящих, но по духу (Рим. 8, 1—4), умертвить их, показав нам всю волю Отца. Уча учеников Своих, Он говорил им: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17, 10. 11). Это говорил Он тем, кои подъяли труд и хранили его, потому что знали, что есть грабители, готовые украсть труд их. Всякий, увидев что либо ядовитое, бежит от того со страхом, — змею ли (увидит), или ехидну, или скорпиона, или другое что обладающее смертоносным ядом. А безстыжая душа наша бедная принимает все умерщвляющее ее, не бежит от того, и даже не отступает, но услаждается тем и слагается с тем сердцем; почему всуе иждивает время свое, пребывая нераждающею и безплодною.
Слово двадцать четвертое.
О безстрастии.
1. На пути добродетелей есть падения; ибо есть враги, есть преложение, есть изменение, есть обилие, есть мерность, есть оскудение, есть печаль, есть радость, есть болезнование сердца, есть скорбь, есть покой сердца, есть преспеяние, есть нуждение: ибо это есть путешествие, чтоб достигнуть упования.
2. Безстрастие же далеко от всего этого и не имеет ни в чем нужды: ибо оно в Боге есть и Бог в нем. Врагов оно не имеет, падения не имеет уже, ни неверия, ни труда хранения, ни страха от страсти, ни похотения какой либо вещи, ни безпокойства о чем либо вражеском.
3. Велики и неисчетны славныя достоинства его. Пока есть в ком страх какой либо страсти, дотоле он далек от него (безстрастия), доколе у кого из сердца исходит осуждение, дотоле он чужд его (безстрастия).
4. Это есть тело, которое воспринял Господь Иисус. Оно есть любовь, какую делом являть с радостию научил Он Своих.
5. Многие невежды подумали, что они достигли его, когда страсти жили еще в душе их, и тело их не совсем было очищено, — и уклонились от должнаго. Простите мне, ради Бога.
Слово двадцать пятое.