Непрекращающиеся личные конфликты
В 4-й и 5-й главах я описал свою мучительную битву с депрессией и с гордостью, которые не желали признать перед всей моей общиной, что я нуждался в освобождении.
Кроме того, я всегда предполагал, что человек должен быть сам свободным от бесов, чтобы служить в освобождении другим. И все же я знал, что если кто-то получил спасение через веру во Христа, от него не требуется стать немедленно примерным христианином для того, чтобы свидетельствовать о спасении или вести других к Иисусу. Фактически, вдохновенные свидетельства новообращенных часто производят больший эффект, чем сложные проповеди профессиональных служителей.
То же самое является истинным и в отношении освобождения. Люди, пережившие освобождение на собственном опыте, часто бывают более успешными в этом служении другим, потому что они знают из личного опыта силу имени Иисуса и Слова Божия. Они также могут понять и сопереживать другим в их борьбе. С другой стороны, теологические знания могут быть больше препятствием, чем помощью. Освобождение — это служение, в котором человек не должен бояться «запачкать свои руки», имея дело с представителями злого сатанинского царства.
Основное требование для служения освобождения установлено Иисусом в Евангелии от Марка 16:17: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов...» Иисус требует одного: простой веры в Его Имя и Его Слово. Эта истина остается неизменной независимо от того, изгоняет кто-то бесов из других или из себя.
Исследование проблем других людей и помощь им в обретении свободы, как это ни парадоксально, помогли мне распознать и разобраться со своими собственными проблемами. Вскоре я научился двум важным принципам. Первое,многие проблемы с бесами, возможно, большинство из них, начинаются в детстве.Второе,если человек имеет продолжительные или неподдающиеся проблемы с бесами, то почти всегда это указывает на существование какого-либо корня в оккультизме. По этой причине полное освобождение, возможно, не придет до тех пор, пока этот корень не будет разоблачен и вырван.
Оба эти принципа оказались действенными в моем случае. Моими родителями были британцы, номинальные христиане, а родился я в Индии, где и провел первые пять лет своей жизни. В соответствии с традицией, установившейся для британцев высшего класса, моя мать вскоре передала меня на воспитание няне, в моем случае это была женщина-индуска, которая, несомненно, имела самое сильное духовное влияние на меня в детстве. Я не помню, что она делала, но позже, чуть-чуть повзрослев, я часто чувствовал, как какая-то злая сила преследует меня по пятам.
Это темное влияние преследовало меня все годы моей ранней жизни. В подростковом возрасте я сформировал в своем воображении обаятельный образ Индии, как источника изотерической мудрости, которая превышала по своему уровню материалистическую культуру Запада. В студенческие годы в Кембридже я изучал йогу и даже испытывал побуждение стать йогом. Если бы такие глобальные путешествия, как переезд из Англии в Индию, были бы в те времена так просты, как сейчас, то я, несомненно, обивал бы порог какого-нибудь индийского гуру.
В Кембридже я изучал греческую философию и, в частности, философию Платона. Двумя моими кумирами в то время были Сократ и Платон. Затем, во время Второй мировой войны, я имел сверхъестественное переживание встречи с Иисусом Христом, и это полностью изменило курс моей жизни. С того времени я с горячим рвением стал изучать Библию. Но большинство моих размышлений были все еще под влиянием Платона, и я хранил некоторые из его работ, как некий настольный справочник.
По мере роста моего понимания, когда я стал видеть, каким образом люди становятся открытыми для бесов, я увидел, что мое любование Сократом и Платоном оставляло дверь моей личности открытой, и это делало меня уязвимым для демонического влияния. Сократ сам осознавал влияние беса в его жизни. Когда он умирал, выпив по принуждению настой из ядовитой травы, его последними словами были: «Мы должны петуха Эскулапу». Он приказал от его имени принести петуха в жертву Эскулапу, языческому богу исцеления.
Несмотря на это, Сократа почитали в интеллектуальном мире, хотя его поведение принадлежит к той же категории, что и поведение человека, приносящего в жертву петуха на церемонии вуду. Идолопоклонство остается идолопоклонством, даже если оно описывается элегантным, классическим греческим языком.
Я осознал также, что похожие оккультные влияния проникали и в работы Платона, другого моего героя. В его последнем большом диалоге «Тимеус» он просто признает: «Мы не имеем слова от Бога». Тогда он обратился к оккультной литературе Египта, чтоб найти откровения о таинствах вселенной.
Снова и снова пытаясь помочь нуждающимся в освобождении, я наблюдал близкую связь между вовлечением в оккультизм и серьезными проблемами с депрессией. Для меня стало ясно, что, возможно, именно это было причиной моей собственной борьбы против депрессии, когда я был молодым пастором.
Однажды в 1970 году я размышлял над Второзаконием 7:26: «и не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое». Я обошел свой дом и понял, что я имел достаточное количество «мерзостей». Тогда я принял решение, которое, как я верю, оказало серьезное влияние на будущий курс моей жизни и служения: я решил не хранить ничего, что каким-то образом оскорбляет Иисуса Христа или открывает дверь демоническому влиянию.
Я освободился от кучи вещей, унаследованных от своей семьи: четырех античных красиво вышитых китайских императорских драконов и целого набора китайских древних вещей, содержащих эмблему дракона. Я также избавился от вещей, содержащих элегантные арабские иероглифы, некоторые из которых, несомненно, прославляли Мухаммеда и мусульманского бога Аллаха. Я также очистил свою библиотеку, особенно от книг Платона и от всего, что каким-то образом прославляло оккультизм. Затем я выбросил сборник поэм, которые я написал в дни, когда я все еще был влюблен в Индию.
Это кардинально изменило духовную атмосферу вокруг меня. Все было похоже на то, если бы я прошел сквозь сумерки навстречу ясному дневному свету.
Я на самом деле беспокоюсь за многих христиан, которые не очень-то торопятся осознать Божью ненависть к любой форме оккультизма. Продолжение любого рода оккультного влияния в нашей жизни открывает нас силам, которые угрожают нашему собственному духовному благополучию.
Я помню, когда телевизионные серии «Заколдованные» приносили оккультизм в наши дома, как казалось, невинным и забавным образом. Распознав это обольщение, я предупреждал других христиан об опасности допускать такое влияние в свой разум и дух. Тридцать лет спустя оккультные программы размножились на телеэкране и во многих случаях производят искусный разрушающий эффект на семьи. Это истинно в отношении Интернета и в гораздо более сильной степени — в отношении фильмов, видео, игрушек и других форм развлечений для детей.
Борьба со страхом
Мое освобождение от бесов было поступательным, возможно, из-за моего оккультного прошлого и наследия. Временами я все еще должен был искать Господа, чтобы Он освободил меня. Один из врагов, постоянно досаждавших мне, был дух страха, пришедший ко мне в детстве. В определенных обстоятельствах меня охватывал страх. Мой живот сжимало, в моем теле росло напряжение, и иногда мое лицо становилось бледным, несмотря на все мои упражнения в вере и умение внешне контролировать себя, чтобы люди не знали о моей внутренней борьбе.
Я хорошо помню, когда я впервые испытал такого рода страх. Мне было девять лет, я сидел на заднем сиденье машины, несущейся вниз по крутому склону. Все мое тело напряглось, и неожиданно я почувствовал покалывание в ступнях, которое начало подниматься вверх по ногам и, казалось, осело в глубине моего живота. Мы не попали в аварию, но дух страха вошел в меня.
После того, как я обрел спасение и получил крещение в Святом Духе, эти атаки страха уменьшились, но не исчезли полностью. Как только я начал входить в освобождение, я знал, что мне делать. Я должен был воззвать к Господу, чтоб Он меня освободил. И все же, каким-то образом, я не имел постоянного успеха в сохранении полученного освобождения. В моменты физической или эмоциональной слабости, когда моя духовная защита ослабевала, дух страха находил на меня неосознанно. Как только я осознавал его присутствие, я снова получал освобождение.
Вначале я не понимал, почему я постоянно борюсь с этим, но позже я увидел в Писании, что многие сильнейшие Божьи слуги находились в продолжительной битве со страхом. Я думал о Давиде, доблестном предводителе армии Израиля. Он имел близкие, интимные взаимоотношения с Господом, и все же у него было множество страхов. В Псалме 33:5, например, Давид сказал: «Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня» («от всех страхов» - в англ.)
Я размышлял над этой фразой: «всех страхов моих». Затем я начал видеть множество различных видов страха: страх темноты, страх высоты, страх человека, страх провала, страх заболеть, страх смерти, страх закрытого пространства (клаустрофобия), страх открытых или публичных мест (агорафобия), страх неизвестности... Полный список был бы слишком длинным. И каждый из этих страхов является ужасной реальностью для того, кто страдает от него.
Я также вспомнил упоминание Павла о трудностях, которые он встретил в Македонии. Он испытал атаки не только извне, но и изнутри: «мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи» (2Кор.7:5).
Я не смею сравнивать себя с Давидом и Павлом, одними из самых доблестных слуг Господа. И все же, потому что они сражались со страхом, мне не нужно считать себя неудачником из-за того, что я тоже переживал эту борьбу.
Со временем я научился тому, как держаться во время этих атак. Сегодня, когда бы я ни обнаруживал знакомые симптомы страха, приходящие ко мне, я цитирую 2-е Тимофею 1:7, применяя это лично к себе: «Бог не дал мне духа страха, но силы, любви и целомудрия (самообладания)». Затем я противостою духу страха. Когда я делаю это, я одерживаю победу. Дух страха может атаковать меня извне, но он не может войти в меня.
Основной духовный конфликт
Эти и другие переживания привели меня к тому, что я решил пересмотреть свое понимание христианской жизни. Я всегда буду благодарен христианам, которые в 1941 году привели меня к Господу. Я уважаю их бескомпромиссное принятие Писания как вдохновенного и авторитетного Слова Божия. Но по мере моего изучения Библии и столкновения с проблемами, стоявшими перед христианами, я понял, что некоторые из доктринальных церковных позиций были основаны на человеческих традициях, а не на Писании. Например, верующие часто представляли упрощенную картину христианской жизни: вы обретаете спасение и рождаетесь свыше, креститесь в воде, креститесь в Духе Святом со знамением говорения на иных языках и затем больше не может быть никаких проблем. Они не преподносили это в виде несомненного доктринального учения, но это было само собой разумеющимся.
К сожалению, такое представление не соответствует реальности христианской жизни. Я могу свидетельствовать, как и многие другие, что на своем пути с Господом мы до тех пор не поймем, что такое настоящие духовные проблемы, пока не будем крещены в Святом Духе. Только после этого мы начинаем полностью понимать значение таких слов, как искушение, давление или духовный конфликт. Конечно, это не причина для разочарования. Все, что нам нужно, это смотреть на Иисуса и подражать Ему. После того, как Святой Дух сошел на Него и Он начал Свое служение Мессии, Помазанника, Ему пришлось пережить в течение 40 дней интенсивный личный конфликт с сатаной в пустыне.
Он вошел в этот конфликт наполненный Святым Духом (Лук.4:1), а вышел Он из него победителем над сатаной и начал свое публичное служение «в силе Духа» (ст.14). Сила Духа Святого не была высвобождена даже на Иисуса, пока Он не встретился с сатаной и не победил его в прямом личном столкновении.
Иисус установил единственный путь, которому мы все должны следовать. Бог высвобождает силу Святого Духа через нас настолько, насколько мы успешны в нашем духовном конфликте с сатаной. У Иисуса заняло сорок дней, чтоб достигнуть этой победы, но это была полная и совершенная победа. Мы должны следовать Его примеру, хотя наши победы никогда и не будут соответствовать Его уровню. Мы не можем обойти конфликт с сатаной, если мы желаем увидеть действие силы Святого Духа в нашей жизни. Духовные конфликты такого рода не являются доказательством неудачи. Наоборот, это необходимое условие для плодоносного служения.
Размышляя над этим, я думал о своей первой жене, Лидии, которая сейчас с Господом. Когда я впервые встретил ее в 1940-х в Палестине, она была одной из самых смелых и посвященных христиан, которых я когда-либо встречал. Живя в Дании, она была успешным преподавателем из благополучной семьи. В послушании Богу, не зная, что Он для нее приготовил, она все оставила и приехала в Иерусалим. В 1928 году она взяла маленькую умирающую девочку и выходила ее. (История ее жизни рассказана в моей книге «Назначение в Иерусалим».)
В последующие двадцать лет Лидия содержала дом для девочек, не имеющих родителей, к тому же будучи самостоятельной женщиной в культуре, где женщина рассматривается, в основном, как лицо второго сорта. В течение тех лет ей пришлось столкнуться с погромами, бандитами, лишениями, примитивной жизнью и противостоянием со стороны евреев и мусульман, но она никогда не колебалась. Она жила этой победной жизнью независимо от того, была ли она под давлением в Палестине, послевоенном Лондоне, на миссионерском поприще в Восточной Африке или путешествуя со мной в моем служении, и так до самой своей смерти в 1975 году.
И все же один эпизод из ее жизни был для меня сюрпризом. В 1970 году мы служили сотням людей, нуждавшимся в освобождении, и видели множество славных побед. Однажды после одного такого мощного служения мы возвращались в квартиру, снятую для нас церковью, но Лидия отказалась войти в лифт. Она поднялась по лестнице на четвертый этаж. Когда я спросил ее о причине, она ответила: «Я не чувствую себя уютно в лифте».
Мы поговорили об этом больше, и она вспомнила случай в Дании, когда она была пятилетней девочкой. Она играла в промежутке между лестницами в доме своей тети, и та, увидев открытую дверь, закрыла ее на ключ. Оказавшись закрытой в темноте, у Лидии началась истерика. Она стала кричать и стучать в дверь. Тетя немедленно ответила и открыла дверь, но за те несколько секунд бес клаустрофобии — страха закрытого пространства — вошел в Лидию.
Как только проблема Лидии была раскрыта и бес страха опознан, мы молились вместе, и она была полностью освобождена. Больше никогда у неё не было проблем с лифтом.
Мы оба были удивлены, что, помогая такому количеству людей получить свободу, Лидия сама нуждалась в освобождении. Но этот случай научил меня тому, что мы должны быть готовыми ответить на побуждение Святого Духа, даже если это не соответствует нашей теологии! Если бы мы с Лидией не молились в тот вечер, то она никогда бы не пришла к полной победе в этой области.
И я теперь никогда не оказываюсь застигнутым врасплох демоническими конфликтами, будучи зрелым христианином. Например, я научился искать демоническую активность в некоторых физических немощах. Во время простуды, гриппа я молился об исцелении, но никаких изменений не происходило. Я страдал неделю или две от ужасной слабости, прежде чем восстанавливался. Однажды я читал историю, как Иисус пришел в дом к Петру и исцелил его тещу от горячки. «Подошед к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им» (Лук.4:39). Почему Иисус запретил горячке? Ясно, что Он увидел в этой горячке что-то большее, чем физическое состояние.
В следующий раз, когда я сражался с простудой, я решил последовать примеру Иисуса. Я противостал этому бесу и получил сильнейшее освобождение. Вместо обычных недели-двух, мое состояние нормализовалось в течение 24-х часов.
Теперь, когда я чувствую боль или немощь любого рода, я рассматриваю возможность, что за этим может стоять бес. Если этот диагноз подтверждается, то незамедлительно приходит освобождение. Если проблема вызвана естественным физическим состоянием, я молюсь об исцелении и жду Божьего ответа. Я также благодарен за помощь докторов и лекарства, когда Бог исцеляет таким образом.
Было бы неправильным утверждать, что все заболевания вызываются бесами. Некоторые — да, некоторые — нет. Поэтому очень важно развивать в себе распознание, чтобы узнавать, какое заболевание вызвано бесами, а какое — нет. Павел в Послании к Евреям предусмотрел ключ для проявления такого рода распознания: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:14).
Здесь указаны два требования. Первое, мы должны питаться твердой пищей, то есть иметь полное откровение, которое Бог дает нам через всю Библию. Основательное знание Писания необходимо. Второе, мы должны практиковать различение. Это не что-то, что придет к нам только через знание Библии и теории. Нельзя также истолковывать это место Писания исключительно только в отношении распознания демонической активности. От нас требуется постоянное упражнение нашего духовного чувства в каждой ситуации, в которую мы попадаем.
Момент Божьего избрания
В 1994 году у меня был странный, неожиданный случай. Я находился с группой христиан в ходатайственной молитве перед Господом. Неожиданно, без какого-либо действия со стороны моей воли, мои руки поднялись в воздух и мое тело испытало несколько конвульсивных толчков. На мгновение я смутился, думая о том, что могут подумать люди. Затем я спросил себя: «Что более важно: что думают люди или то, что Бог хочет делать?»
Я решил не сдерживать то, что хотел делать Бог. (На самом деле, большинство окружавших меня людей были заняты общением с Богом и не обращали внимания на то, что происходило со мной.) Конвульсивные толчки продолжались несколько минут, затем я расслабился, и мое тело обмякло. Я знал, что получил освобождение от духа, и в мой разум пришло слово «закостенелость». Затем Бог показал мне, как этот дух вошел в меня.
Когда я родился в Индии в 1915 году, местное медицинское обслуживание было очень примитивным. Когда мне было восемнадцать месяцев, доктор определил, что мои ноги были разной длины. Он наложил шину на несколько месяцев и предписал моей матери держать меня на спине. В результате у меня развилась закостенелость в некоторых частях моего тела, и я не был способен делать определенные физические движения.
За последующие почти восемьдесят лет я пережил множество благословений от Бога: спасение, крещение в Святом Духе, чудесное исцеление, упражнения в различных духовных дарах. И все же этот дух закостенелости не оставил меня, пока Божье суверенное вмешательство не выявило его и не освободило меня. Теперь, с момента моего освобождения, я начал испытывать необыкновенную свободу в движениях.
Так же, как и Лидия, моя вторая жена Руфь всегда активно участвовала в оказании помощи людям, нуждающимся в освобождении от бесов. Но её жизнь также не была свободной от конфликтов с бесами. Мы поняли, что Бог по Своей суверенной воле выбирает время для раскрытия демонической активности.
Однажды утром, десять лет назад, мы сидели в кровати, читая наши Библии, как мы постоянно делали, затем Руфь начала говорить о некоторых влияниях, которым она открылась в то время, когда практиковала иудаизм. Она рассказала, как сильно было подвержено её мышление гуманистическим элементам еврейской культуры. Неожиданно она сказала: «Может ли гуманизм быть духом?»
Когда Руфь отказалась от этого духа и приказала ему оставить её, то её стало сильно трясти. Фактически, если бы я не держал её, то дух сбросил бы её с кровати. Как только дух был изгнан, Руфь снова обрела контроль над своим телом и начала славить Бога и поклоняться Ему.
Но для нас обоих было сюрпризом, что нечто, казавшееся абстрактным и интеллектуальным, могло произвести такую сильную физическую реакцию. Когда я обдумывал это, я понял, что корни гуманизма заложены в греческой философии. Я верю, что гуманизм — это одна из самых главных сатанинских сил, действу- ющих сегодня в мире : она, в конечном счете, откроет путь для прихода антихриста.
На основании этого и других случаев, связанных с демоническим царством, я пришел к выводу, что мы находимся в состоянии войны. Чем больше битв мы выигрываем, тем больше мы учимся узнавать сатанинскую тактику и таким образом приближаемся к полной победе, завоеванной для нас Иисусом на кресте.
Я хочу подвести итог полученным урокам словами Павла из Послания к Филиппийцам 3:12: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус».
III Часть