Уроки, сопровождавшие служение
Тем временем, пока мы с Лидией служили людям у нас дома, наша община была занята обсуждением происшедшего с нашей пианисткой Шэрон. Некоторые люди праздновали победу. Другие находились в страхе и сомнениях. Поэтому я объявил, что дам систематическое учение на эту тему в течение недели на библейских занятиях.
Собралось около сотни человек. Я объективно провел их по всем местам Нового Завета, упоминающим о бесах, и позаботился указать, как распознавать их и как с ними обращаться. Но как только я приготовился закрыть библейское занятие обыкновенной пасторской молитвой, чтоб распустить людей, все запротестовали.
«Ты не можешь не продолжать! — сказали они. — Мы нуждаемся в помощи».
«Как много людей нуждается в помощи? — спросил я. — Поднимите свои руки».
Когда около пятидесяти человек подняло руки, я оказался лицом к лицу перед кризисом. Я помнил противостояние, когда служил всего лишь одному человеку. Как это возможно для меня — справиться с пятью десятками?
В этот момент я получил прилив вдохновения. Я вспомнил случаи, когда я должен был проповедовать о спасении и десять или двадцать человек выходили вперед для покаяния. Ни на один момент я не воображал, что спасать их было моей ответственностью. Я вел молитву, а каждый из них устанавливал личный контакт с Единственным, могущим спасти его или ее — Иисусом Христом, Спасителем. Многие годы я видел сотни людей, получающих спасение таким простым образом.
Тот же Христос, Который является нашим единственным Спасителем, рассуждал я, также и наш единственный Освободитель. Только Иисус может разбить ярмо демонических сил в человеческих жизнях и освободить их.Поэтому я должен был познакомить их с Освободителем таким же образом, как они познакомились со Спасителем.
Я попросил тех, кто поднял свои руки, пройти вперед, а остальных оставаться на своих местах и тихо молиться. Затем я объяснил всем желающим получить освобождение, что они должны непосредственно сами, личным образом обратиться ко Христу, и выделил четыре простых шага, которые им необходимо было сделать:
1. Покаяться, то есть разорвать со всяким грехом.
2. Смотреть только на Иисуса; только Он один наш Освободитель.
3. Воззвать к Господу, основываясь только на том, что Иисус сделал для нас через Свою смерть на кресте, а не на своих собственных «добрых делах».
4. Убедиться, что решением своей воли вы простили каждого человека, который когда-либо причинил вам боль или поступил с вами несправедливо.
В заключение я напомнил им обетование, через которое я сам получил освобождение от беса депрессии: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется...» (Иоил.2:32). Я также процитировал слова Иисуса: «...именем Моим будут изгонять бесов...» (Мар.16:17). И добавил: «Именем Иисуса вы имеете власть выгонять из себя бесов».
Я вел их в простой молитве, шаг за шагом, основываясь на всех перечисленных выше пунктах, и закончил такими словами: «И теперь, Господь Иисус, я отрекаюсь от каждого злого духа, который получил какой-либо контроль надо мною, и я опираюсь на Твое обетование освобождения. Во имя Твое, Господь Иисус!» Затем, когда они начали получать освобождение, я молился общей молитвой за них.
Следующие пятнадцать минут были очень оживленными — крик, рыдание, кашель, дрожание. Некоторые упали на пол, в то время как другие не проявляли никаких признаков того, что что-то происходило внутри них.
Когда все стало стихать, я спросил: «Сколько человек, молившихся о своем освобождении, получили его?» Около 75% присутствующих подняли свои руки. Оставшиеся 25% нуждались в индивидуальном служении. Я отпустил людей, чьи нужды были удовлетворены, и мы вместе с Лидией постарались сделать все, что возможно, чтобы помочь тем, кто остался. В большинстве случаев мы просто стояли с ними, подбадривая их, чтоб они сделали усилие для своего освобождения и применили имя Иисуса против врага. Мы также подсказали им соответствующие места Писания для провозглашения.
В некоторых случаях выяснилось, что они не до конца исполнили все условия, которые я упомянул вначале. Чаще всего этим препятствием, как оказалось, была неспособность простить своих обидчиков.
Из этого переживания я выучил один в высшей степени важный принцип:
самым важным было не то, достаточную ли служитель имел власть, а то, выполнены ли Божьи условия для получения освобождения самими людьми, желающими его. Обетования, которые Иисус дал Своим ученикам, никогда не изменялись: «...даю вам власть наступать... на всю силу вражию, и ничто не повредит вам...» (Лук.10:19). В каждой ситуации решающим фактором является реакция тех, кому мы служим. Когда люди исполняют требования Писания, то освобождение приходит.
Тем не менее, полное освобождение может произойти не моментально, но постепенно, в прогрессивной форме, по мере того, как люди приходят к пониманию различных аспектов своей жизни, которая была подвержена демоническому влиянию. Часто вырисовывается черная тень наследственного проклятия или проклятия оккультного источника. (Я описал это в книге «Благословение или проклятие: ты можешь избрать» и скажу об этом больше в 21-й главе).
Споры
Из этого первого переживания я начал видеть, что служение освобождения не является прежде всего испытанием моей личной власти. Оно преследует одну цель: оказать помощь людям, которые отчаянно в ней нуждаются. С тех пор я стал постоянно делать ударение на том, что нам необходимо объяснять Божьи условия людям и настойчиво убеждать их принимать правильное решение.
Это библейское учение посреди недели стало поворотной точкой моего служения. Когда я сделал открытие, что основная масса людей может получить освобождение коллективно после основательного наставления, я больше не был ограничен служением один на один. Фактически, я обнаружил, что объединенная вера ста человек, собравшихся с одной и той же целью, обычно сильнее, чем вера одного человека.
Как только я понял этот принцип, Господь начал показывать мне, как применять его шире. В 1964 году я, в конце концов, отказался от своего пасторства и, сделав шаг веры, стал странствующим библейским учителем, совмещая учение и освобождение.
Господь ясно дал мне понять, что Он не хочет, чтоб я стал «специалистом» по освобождению. Я понял, что освобождение людей от бесов является неотъемлемой частью проповеди Евангелия, а не каким-то необыкновенным служением, зарезервированным для «экспертов». Примером для меня был Иисус, Который «проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов» (Мар.1:39). По-видимому, Иисус был всегда готов изгонять бесов во время Своей проповеди. Если бы Он этого не делал, то Он не смог бы удовлетворить нужды многих людей, и Его служение было бы незавершенным.
Как только Господь начал открывать для меня одну дверь за другой, мое имя стало известно в различных частях Тела Христова в США. Некоторые люди сильно возражали против демонических проявлений, которые часто сопровождали служения освобождения, но другие присылали настойчивые послания, прося о помощи. Крик о помощи количественно перекрывал критицизм.
Я вспоминаю один из ранних случаев. В 1965 году меня, как учителя Библии, пригласили учить на большую международную Полноевангельскую конференцию, которая проводилась в Конрад Хилтон отеле, в Чикаго. В один день я дал библейское учение об освобождении от бесов почти шести сотням человек. Когда я в конце спросил, сколько человек чувствуют, что нуждаются в освобождении, то, по меньшей мере, две сотни подняли свои руки. Глядя на них, я выдохнул благодарственную молитву за то, что Бог научил меня принципам коллективной молитвы за освобождение!
Когда люди вышли вперед, я дал им те же основные наставления, как выполнить Божьи условия, которые приносили успех и в меньших группах. Затем я вел их в молитве так же, как и на других собраниях. В конце концов, я сказал, чтоб каждый воззвал к Господу об освобождении, пока я буду молиться общей молитвой за всех них.
Последующая сцена была несколько хаотичной. Двое или трое упали на пол, бились и корчились, пока бесы не вышли. Некоторые женщины кричали, когда бесы выходили из них. И все же некоторые поспешили к выходу в панике, а потом разбежались по своим гостиничным номерам, заявляя, что они не вернутся назад до тех пор, пока я не прекращу проповедовать.
Это собрание вызвало взрыв резкого критицизма. И все же в последующие годы я часто встречал людей по всем Соединенным Штатам, которые говорили мне: «Я получил освобождение во время того служения в Конрад Хилтон отеле в 1965 году».
Некоторые люди, противостоявшие моему служению освобождения, опирались на то, что я не делал этого так же эффективно, как это делал Иисус. Они цитировали Матфея 8:16: «Он изгнал духов словом и исцелил всех больных», утверждая, что Его служение было бесшумным и упорядоченным. Но, как я сказал в 3-й главе, это неверно. Другие места этого же Евангелия описывают случаи, которые были и шумными, и беспорядочными.
К тому же Матфей описывает, что Иисус не только изгонял бесов, но также «исцелил всех больных». Так же, как многие другие проповедники, я молился за больных и не видел, чтобы все они были исцелены. И все же я не могу припомнить ни одного случая, чтобы кто-нибудь нападал на меня за то, что я не служил больным людям так же эффективно, как это делал Иисус. Почему тогда люди должны сосредоточиваться на этом только в связи с изгнанием бесов?
Опять же, я знаю, что не учу так же превосходно, как учил Иисус, и все же никто не критиковал меня за это. Никто не выдвигал это в качестве причины того, что я должен поэтому прекратить учить. К тому же люди, критиковавшие мое служение по освобождению, сами были учителями Библии. Я уверен, что они сами осознают, что они не учат так же хорошо, как учил Иисус. И все же, они не считают, что это является достаточно веской причиной для прекращения их служения, как учителей. Итак, почему же критика была сосредоточена на служении освобождения?
Я предполагаю две основные причины. Первая, потому что сатана ревностно охраняет секреты своего демонического царства. Многие столетия он строил в разумах христиан преграду страха и суеверного невежества, удерживая нас от осознания истин Писания или от фактов, полученных на собственном опыте.
Вторая причина в том, что номинальная христианская церковь установила образец поведения, считающийся «приличным» для собраний. Слишком часто там не остается места для грязных фактов человеческих грехов и демонического давления. Некоторых прихожан оскорбляются шумные и беспорядочные проявления, которые иногда сопровождают изгнание бесов. «Достоинство» берет верх над освобождением.
Обращаясь снова к служению Иисуса, я обнаруживал различные моменты, в которых бес или бесы кричали и вопили на Него; прерывали Его проповедь; били людей в конвульсиях, прежде чем выйти из них, оставляя их, очевидно, на полу; бросали человека на землю с пеной у рта; сбросили в озеро две тысячи свиней. И все же Иисус никогда не беспокоился об этом, Он также никогда не подавлял эти проявления. Он просто рассматривал это в качестве части Своего полного служения страдающему человечеству.
В общем, я пришел к выводу, что существуют три возможных источника необычных, нарушающих «порядок» проявлений: Святой Дух, злые духи и неуправляемая человеческая плоть. На каждое из них мы должны иметь соответствующую реакцию. Если необычные проявления приходят от Святого Духа, мы должны распознать Его и двигаться с Ним. Если они от злых духов, то мы должны противостоять им и изгнать их. Если они приходят от неуправляемой человеческой плоти, то мы должны упражняться в дисциплине и подчинить плоть под свой полный контроль.
Библейское решение не в том, чтоб практиковать жесткий контроль над каждым собранием, где не остается места для каких-либо нарушающих привычный порядок проявлений. Это уводит нас всторону от тех примеров, которые установил для нас Иисус. К тому же, рассматривая служение Иисуса, мы знаем, что оно сопровождалось помазанием Святого Духа, которое заставляло бесов проявляться. Подобное помазание и сегодня произведет подобный результат.
Если бесы никогда не проявятся, то не будет никакой возможности изгнать их. Они обитают в глубине жизни людей, свободно продолжая свои мерзкие, разрушающие дела. Если дать им возможность выбора, то, без сомнения, они предпочтут «порядок» на собрании вместо изгнания. В то же время я понял, что я иногда не мог быстро определить источник некоторых проявлений. Я допускал проявления плоти, относя это к духовному источнику и не применяя соответствующие меры. (За многие годы, я верю, я стал более чувствительным к этому.)
Но не вся критика была враждебной. Некоторые из многих моих друзей говорили мне: «Дерек, это хорошо, что ты изгоняешь бесов, но ты не делай это публично, там, где это мешает людям». Это казалось мне разумным, но я чувствовал, что прежде чем я изменю свои методы, я должен продолжить изучение служения Иисуса и увидеть, как Он обычно обращался с бесами.
К моему удивлению, я обнаружил, что именно публичное изгнание бесов было постоянной практикой в служении Иисуса, описанном в Евангелиях. Я не мог найти ни одного случая, когда бы Он отвел человека в сторону и служил ему с этой целью. Этот аспект Его служения привлекал намного больше внимания, чем все остальные. По-видимому, Он не заботился о смущении или приличии тех, кто нуждался в освобождении. И я решил не «совершенствовать» методы Иисуса!