Заговоры при родах и для детей
Заговоры при родах
К женщине, начинающей мучиться родами, призывают повивальную бабку. Деревенская повивальная бабка, как только заходит в двери к больной говоритъ:
«Отпирайте, отпирайте! отперли, отперли. Запрягайте, запрягайте; поезжайте, поезжайте! Поехали, поехали; едут, едут".
Это говорится дла того, чтобы больная скорее разрешилась от бремени. После этого бабка осматривает больную и начинает помогать ей своими средствами.
* * *
Еще средство при родах. Бабка идет за водой на реку, почерпает ее в свою посудину девять раз и девять раз говорит слова:
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Матушка река Вага дала мне ключи пьяны, отпирала гору каменную, пропускала голову костяную".
И воду эту больная должна пить.
* * *
Если приведенныя слова не помогают, то бабка наливает в какой либо сосуд воды и шепчеть просебя в воду три раза слова:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Из города Иерусалима идет Иисус Христос, Мати Мария родила Сына, Иисуса Христа, не болевши, не стонавши и люди не слыхавши. Так бы рабице Божией (имя) родить младенца не стонавши, не болевши и люди не слыхавши».
И дает эту воду пить больной.
* * *
«Во имя „Отца и Сына и Святого Духа. Стану я рабица. Божия (имя) благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чисто поле за дворами, в восточну сторону. В восточной стороне с небес стоит серебрянная лестница, по серебрянной лестнице ползет Мать Пресвятая Богородица с золотыми ключами, с шелковыми поясами, отпирать, отмыкать мясной ларец. Я рабица Божия помолюсь и покорюсь: Мать Пресвятая Богородица отпирай, отмыкай у рабице Божией (имя) мясной ларец, выпускай отрока (или отрочиху) на Божью волю, на белой свет“.
* * *
Бабка берет квашню, замешивает в ней ржаное тесто и приговариваетъ:
«Я тебя, квашеночка, творю с вечера до утра; так бы робице Божией (имя) мучиться один часок минутный».
И дает больной принимать это тесто с ложки.
* * *
Это заклинание в городе Холмогорах произносят такъ:
«Стану я раб божий (имя) благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами. Выйду я в чистое поле, помолюсь и поклонюсь на восточну сторуну. На той восточной стороне стоит престол Господень. На том престоле Господнем сидит Пресвятая Мати Божья Богородица. И помолюсь, Пресвятой Матери Божьей Богородице; Пресвятая Мати Богородица, соходи с престола Господня и бери свои золотые ключи и отпирай у рабы Божией (имя) мясные ворота, и выпущай младеня на свет и на божью волю. Во веки веков, аминь».
Говорится трижды на воду, которую дают пить родильнице, или которою обкачивают больную.
* * *
Все приведенныя здесь слова заканчиваются следующим заклинанием:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стану я, рабица божия (имя), благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами, в чисто поле задворами, к окияну морю. В окияне море есть серый, бурый камень, на сером буром камне сидит стар матер человек, держит в правой руке железный молоток, бьет побивает, крепкия слова прибиваетъ: Я рабица божия (имя) помолюсь и покорюсь: „ты стар матер человес, бей, побивай; мои крепкия слова прибивай. Возьми тридевять ключей, отпирай тридевять замков, положи мои слова, запри и замкни, снеси эти слова в окиянъ-море, положи эти ключи под серый бурый камень, чтобы люди не знали и рабы не слыхали“.
Заговор при трудных родах
«Иже обрете Иисус Христос со Иоанном Богословом, я обрете жену родшу и сердцем болящу, не может родити. И рече Господь наш, Иисус Христос, Иоанну Богослову: „гряди, Иоанне, рцы ей в правое ухо: от Бога раждающу, от Бога питающу, изыди, младенец Христов, Христос тя зоветъ“. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющия: истощайте, истощайте до основания земли! Яко Твоя держава и Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына, и Святаго Духа – ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Заговоры от родимца
У каждаго ребенка непременно бывает болезнь названием родимец. Всех же родимцев двенадцать. Они носят название по той части тела, которая болит у ребенка: родимец пуповой, сердцевой, внутренной, суставной, жиленой, костяной, волосяной, ножной, ручной, глазной, ревун и говору.
Ребенка, подвергшагося родимцу, поят и моют водой, в которую говорят слова:
«Грызу я загрызаю, уйму я унимаю на рабе божием (имя), двенадцать родимцев (следует перечисление их). Как мертвый от могилы не ворочаетса, так бы и на раба божия (имя) эти двенадцать родимцев никогда бы не ворочались, веки по веки, отныне и до века».
Заговоры над новорожденным
Когда родится младенец, бабка обмывает его и кладет под образ приговаривая:
«Будь мое дитятко счастливо и талантливое; будь мое дитятко губернаторша или чиновница, попадья или протопопица». А если младенец мужскаго пола, то говорят: «будь губернатор, или чиновник и пр».
После этого, бабка берет у матери повойник, кладет его на пуп новорожденнаго, берет его в зубы и говоритъ:
«Грызу я загрызаю двенадцать грыжъ: грыжу пуповую, грыжу нутряную, грыжу сердцевую, грыжу шулятную».
После родов бабка идет с ребенком и его матерью в баню; в бане берет кусочек хлеба и говорит в него слова:
«Как на хлебъ-на соль и на камешок ничто не приходит, так бы и на рабицу божию (имя), ничто не приходило: не притчи, не прикосы, не озевы, не оговоры и никакия скорби. Поставлю я кругом тебя (родильницы) тын железный от земли и до неба, от востоку до запада».
Хлеб этот кладется в пазуху родильниице.
В бане бабка в воду, в которой будет мыть младенца, кладет три камешка, которые берет из избы, с улицы и из бани, и говоритъ:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Как эти камешки спят и молчат, никогда не кричат, не ревят и ничего они не знают, ни уроков, ни призору, ни озеву, ни оговору и никакой скорби, так бы и у меня рабе божий младенец спал бы и молчал, никогда не кричал, не ревел и ничего бы он не зналъ: ни уроков, ни призору, ни озеву, ни оговору и никакой скорби. Будьте мои слова плотно на плотно, крепко на крепко; к моим словам ключь и замок и булатна печать».
Часть воды бабка наливает на каменку и говоритъ:
«Мою я младенца в жару да в пару, Как идет из каменки жар, из дымника пар, из сеней дым, так бы сходили с раба божия всякия скорби и болезни».
* * *