Глава III Государственно-религиозные отношения в России (середина XVI – начало XX вв.)

Глава III Государственно-религиозные отношения в России (середина XVI – начало XX вв.)

§1. Вероисповедная политика российского государства (середина XVI – первая пол. XVIII вв.)…………………………………………………………... 57

§2. Эволюция государственно-конфессиональных отношений в России (вторая половина XVIII – начало XX вв.)……………………………………...79

Глава IV Власть и религия в советский период.

§1. Политика Советского государства по отношению к религии и верующим в 1920 – 30 гг. ……………………………………………………..101

§2. Религиозные объединения в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. ………………………………………………...129

§3. Политика государства по отношению к религии (середина 50-х – начало 60-х гг.) …………………………………………..…………………….138

§4. Государственно-конфессиональные отношения (середина 60-х - 80-е гг.) ……………………………………………………………………………….156

Глава V Государственно-конфессиональные отношения в условиях общественных перемен (конец 1980-хгг. – начало XXIв.)………………172

Заключение ……………………………………………………………….187

Справочный материал

Хронологический минимум……………………………………………...191

Основные термины и понятия……………………………………………196

Персоналии..................................................................................................207

Источники и литература………………………………………………..213

Введение

В современной России в связи с началом процесса социально-политической трансформации общества (начиная с 90-х гг. прошлого века) вопрос отношений государства и религиозных объединений приобрел особо важную роль. Такая ситуация связана, в первую очередь, с широким вовлечением в эту орбиту проблем историко-культурного характера, политико-правовых и мировоззренческих аспектов жизни государства и общества. Процесс демократизации государственной и общественной системы в России в полной мере захватил сферу религиозной жизни общества, привел к созданию принципиально новой религиозной ситуации и, соответственно, коренному изменению отношений российского государства к религии и религиозным объединениям. Новые подходы к религии и верующим в соответствии с международными нормами нашли своё отражение в Конституции Российской Федерации, Республики Татарстан, в федеральных законах «О свободе вероисповеданий» (1990), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) и в ряде других законодательных актах. С учетом специфики религиозной ситуации республики был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1999).

В основе осмысления данного процесса, формирования объективных взглядов и представлений о современных явлениях в религиозной жизни лежит, прежде всего, знание исторических традиций нашей страны, сложившихся в условиях полиэтноконфессионального пространства Европейского Востока, память наших народов о своём прошлом. Это актуализирует изучение истории государственно-конфессиональных отношений российского общества, в которой отразились политико-культурные традиции взаимоотношения власти и общества, межконфессиональные взаимовлияния, духовно-нравственные приоритеты, этапы формирования культуры межрелигиозного сосуществования и толерантности.

Учебное пособие по истории государственно-конфессиональных отношений в структурном плане охватывает различные этапы взаимоотношений власти и религиозных структур: с древнейших времен до современности. Хронологическая конструкция изложения учебного материала позволяет раскрыть особенности каждого из ключевых этапов, осуществить компаративное изучение содержания политики, как власти, так и церкви в вопросах выстраивания отношений между ними. В конечном итоге это способствует углубленному изучению истории взаимоотношений государства с различными конфессиями, в частности, православием, исламом, а также пониманию истоков формирования основ исламско-православного диалога со времён булгарского государства и золотоордынских традиций веротерпимости.

Данное учебное пособие преследует цель изучения истории взаимоотношений российского государства и религии (с древнейших времен до современности) в целях углубленного познания социокультурных процессов, связанных, прежде всего, с развитием исламско-христианских цивилизационных традиций. Для реализации указанных целей авторы определили следующие задачи: рассмотреть теоретико-методологические и понятийно-терминологические аспекты изучаемой проблематики; показать особенности формирования государственно-конфессиональных отношений в государственных образованиях Восточной Европы (Киевская и Московская Русь, тюрко-татарские государства); выделить основные этапы эволюции конфессиональной политики Российской империи; раскрыть содержание и основные этапы проводимой советским государством и коммунистической партией политики по отношению к религии и верующим; проследить процесс формирования новых отношений между государством и религиозными объединениями в 1990-е – 2000-е годы.

Основным источниковым материалом учебника явился широкий круг исследовательских работ по проблеме развития взаимоотношений государства и конфессий, материалы архивов и опубликованных документальных сборников. Несмотря на то, что обозначенная тема имеет многовекторный характер, (органично включает вопросы идеологии, политики, теории права на свободу совести, сюжеты социокультурного и мировоззренческого характера), авторы сосредоточили основное внимание на изучении государственной политики в сфере религиозных отношений, конкретных законов и соответствующих актов, регулирующих взаимоотношения государства и конфессий.

В рамках издательского проекта Серии «Культура, религия и общество», действующего в настоящее время на базе научной лаборатории «Государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт», было осуществлено издание 21 выпуска, что явилось важной основой для подготовки данного пособия. В разработке подходов и составлении содержания данного учебного пособия приняли участие сотрудники кафедры политической истории Р.А. Набиев, А.А. Гафаров, Р.Р. Ибрагимов. Осмысление истории взаимоотношения власти и религии, оценка современных явлений, возникающих на фоне глобальных изменений и динамично развивающихся политических и этноконфессиональных процессов, требует междисциплинарных измерений и дальнейших обобщений.

Глава I

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные направления изучения содержания отношений государства и конфессий.

2. Каковы конституционно-правовые основы выстраивания отношений между государством и конфессиями (отечественный и зарубежный опыт)?

3. Каковы сферы взаимодействия государства и социальных институтов религии?

4. Перечислите типы государств, на основе их отношения к религии. Назовите принципы светскости.

5. Каковы теоретическо-методологические основы и принципы изучения и совершенствования государственно-конфессиональных отношений?

ГЛАВА II

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Глава III

Вопросы для самоконтроля

1. Какую позицию занимала церковь в Смутное время?

2. Расскажите о церковной реформе 50-х гг. XVII века и деятельности патриарха Никона.

Глава IV

Таблица 1. Сравнительные характеристики показателей

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы были основы антирелигиозной политики большевизма? Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

2. Расскажите о формах методов борьбы с религией в первые годы Советской власти.

3. Каковы особенности этноконфессиональной политики большевизма среди мусульман? М. Султан-Галиев.

4. Опишите специальные советские государственные структуры по вопросам религии.

5. Расскажите о Союзе воинствуюших безбожников (СВБ). Ем. Ярославский.

6. Каковы были формы и методы атеистической работы? Антирелигиозные пятилетки.

7. Каковы были особенности политики власти по отношению к религии в период Великой отечественной войны?

8. Расскажите об отношении власти к религии в годы правления Н.С. Хрущева. Постановления партии и правительства по вопросам атеистической пропаганды (1954).

9. Как развивались отношения государства и конфессий в 60–80-е годы?

10. Какие новые централизованные структуры появились у православных и мусульманских организаций?

11. Расскажите об особенностях религиозной политики в годы перестройки. М.С. Горбачев.

Глава V

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы были конституционно-правовые основы новой религиозной политики российского государства?

2. Расскажите о процессе изменения общественно-политического и правового статуса религиозных объединений.

3. Как отразилась конфессиональная политика в подготовке и проведении 1000-летия г. Казани?

4. Какие существуют религиозные объединения в Республике Татарстан, какова их общая характеристика и особенности?

5. Опишите специфику государственно-конфессиональных отношений в РТ? Принятие республиканского закона о свободе совести (1999).

6. Как формируется современная система религиозного образования: специфика и перспективы?

7. Расскажите о сферах применения формулы соблюдения баланса интересов двух крупных конфессий (ислама и православия), и равенства религиозных объединений перед законом.

8. Расскажите о социальных доктринах и концепциях конфессий.

9. Как осуществляется социальное партнерство конфессий с государством в контексте развития гражданского общества?

10. Расскажите о путях совершенствования государственно-конфессиональных отношений как факторе развития межрелигиозного диалога и недопущения экстремистских течений.

11. Расскажите о деятельности государственных органов по делам религии по реализации новых подходов в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Справочный материал

Хронологический минимум

· 737 г. - принятие ислама в Хазарском каганате.

· 922 г. - принятие ислама в Волжской Булгарии.

· 956 г. (или 957) - принятие христианства киевской княгиней Ольгой (в крещении Елена).

· 988 г. - крещение Руси.

· 996-998 гг. - утверждение в Киеве Митрополичьей кафедры.

· 1037 г. -учреждение на Руси митрополии, во главе с греческим священнослужителем Феопемптом.

· 1051 г. - избрание первого митрополита из русского духовенства Иллариона.

· 1054 г. – разделение христианской церкви на католическую и православную.

· 1261 г. - учреждение Сарайской (Сарской) православной епископии.

· 1312-1313 гг. - принятие ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде.

· 1328 г. – перенос резиденции митрополита из Владимира в Москву. Первые Митрополиты – Петр, Феогност.

· Около 1345 г. –основание Троицкого монастыря Сергием Радонежским.

· 1387 г. – официальное крещение литовцев по католическому обряду.

· 1551 г. - церковный Сто­главый собор.

· 1552 г. - присоединение Казанского ханства.

· 1555 г. - учреждение Казанской епархии.

· 1556 г. - присоединение Астраханского ханства.

· 1568 г. - низложение митрополита Филиппа на специально созванном Соборе.

· 1581-1598 гг. - присоединение Сибирского ханства.

· 1589 г. - установление в России патриаршества.

· 1622 г. - указ о закреплении монастырских вотчин.

· 1622 г. - указ о запрете некрещёным татарам-землевладельцам селить в своих дворах православных пашенных холопов.

· 1653 г. - начало церковной реформы патриарха Никона, вызвавшей раскол в Русской православной церкви.

· 1653 г. - предоставление права продажи поместий только русским людям и крещёным инородцам.

· 1654 г. - указ о переходе выморочных поместий некрещёных землевладельцев к их крещёным родственникам.

· 1654 г. - присоединение Левобережной Украины к России.

· 1662-1663 гг. - «сеитовский бунт».

· 1666-1667 г. – церковный собор. Осуждение Никона.

· 1668-1676 гг. - «Соловецкое сидение» (оборона Соловецкого монастыря).

· 1680 г. - указ о монарших милостях (привилегиях) романовским мурзам и татарам за принятие христианской веры.

· 1683 г. - указ о вознаграждении за принятие крещения татар и других иноверцев землями, отбираемыми у некрещёных родственников, об отмене поместных прав землевладельцев-мусульман.

· 1684 г. - об освобождении новокрещен от холопства.

· 1685 г. - запрет Боярской Думой раскола в русском государстве.

· 1713, 1715, 1720, 1722 гг. - Именные указы Петра I, предписывавшие служилым людям мусульманского вероисповедания и другим инородцам, имевшим православных крепостных крестьян и дворовых, креститься в течение полугода под угрозой изъятия в пользу государства их поместий и вотчин.

· 1720 г. - составление «Духов­ного регламента».

· 1721 г. - образование Святейшего Синода.

· 1740г. - создание в Свияжске Конторы новокрещенских дел.

· 1746 г. - указ Сената «о запрещении кизлярским и астраханским татарам вступать в родственные связи с заграничными народами магометанского вероисповедания».

· 1755-1756 гг. - татаро-башкирское восстание под руководством муллы Батырши.

· 1764 г. - указ о секуляризации церковных земель.

· 1764 г. - роспуск Конторы новокрещенских дел.

· 1764 г. - учреждение поста Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья.

· 1767 г. - разрешение строительства ограниченного числа мечетей.

· 1772, 1793, 1795 - участие России в разделе Речи Посполитой.

· 1773 г. - закон о терпимости всех вероисповеданий, запретивший православному духовенству вмешиваться в дела иноверных конфессий.

· 1782 г. - Казанская Татарская Ратуша.

· 1783 г. - присоединение Крымского ханства.

· 1788 г. - образование Оренбургского Магометанского Духовного Собрания.

· 1791г. – введение Черты постоянной еврейской оседлости.

· 1817-1864 гг. - Кавказская война.

· 1834–1859 гг. – имамат Шамиля.

· 1845–1847 гг. – Кирилло-Мефодиевское общество.

· 1864 – 1885 гг. - подчинение Кокандского, Хивинского ханства, Бухарского эмирата и туркменских земель.

· 1874 г. - подчинение всех мусульманских школ надзору Министерства народного просвещения.

· 1876 г. - открытие четырёхлетних татарских учительских школ в Казани, Симферополе.

· 1876 г. - образование особого комитета для разработки мер по борьбе с «магометанским фанатизмом».

· Начало 80-х гг. XIX в. - формирование модернистского движения мусульман России (джадидизм).

· 1883-1918 гг. - издание газеты «Тарджеман» («Переводчик»).

· 1905-1906 гг. - Всероссийские мусульманские съезды.

· 17 октября 1905 г. - Манифест об усовершенствовании государственного порядка, обещавший «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы», включая положение о свободе совести.

· 1906 г. - образование политической партии мусульман России «Иттифак аль-муслимин».

· Май, 1917 г. - I Всероссийский мусульманский съезд.

· Июль – август, 1917 г. - II Всероссийский мусульманский съезд.

· Ноябрь, 1917 г. - «Декларация прав народов России».

· 20 ноября (3 декабря) 1917 г. - «Обращение к трудящимся мусульманам России и Востока».

· 23 января 1918 г. - декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

· 1918 г. – кампания по изъятию церковных ценностей под предлогом борьбы с голодом, арест патриарха Тихона.

· Февраль, 1922 г. - декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей».

· 1925 г. - основание Союза воинствующих безбожников.

· 8 апреля 1929 г. - издание Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» (основополагающий правовой документ Советского государства в отношении религии).

· 1931 г. - взрыв храма Христа Спасителя.

· Сентябрь, 1943 г. - встреча И.В. Сталина с главами Русской православной церкви.

· 1943 г. - образование Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР.

· 1944 г. - образование Совета по делам религиозных культов при СНК СССР.

· 1948 г. - созыв меджлиса Центрального духовного управления мусульман.

· 7 июля 1954 г. - постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения».

· 16 октября 1958 г. - постановления Совета министров СССР «О монастырях в СССР» и «О свечном налоге».

· Январь, 1965 г. - постановление Президиума Верховного Совета СССР «О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих».

· 8 июня 1988 г. - Устав об управлении Русской православной церковью.

· 1988 г. - подготовка и проведение юбилейных торжеств по случаю 1000-летия принятия христианства на Руси в 1988 г., 1200-летия принятия ислама народами Поволжья и Приуралья.

· 1989 г. - празднование 200-летия образования ОМДС (ДУМЕС).

· 1 октября 1990 г. - Верховный Совет СССР принимает закон «О свободе совести и религиозных организациях».

· 1992 г. - ДУМЕС преобразовано в Центральное Духовное Управление мусульман России и европейских стран СНГ.

· 1997 г. - закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Основные термины и понятия

Абызы – общее название мусульманского духовенства (а также всех людей в XVI - XVIII вв. умеющих читать и писать). Они представляли собой хранителей исламской традиции и образования в условиях изолированных сельских общин.

Авраами́ческие рели́гии - монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму. Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета.

Аними́зм (от лат. anima, animus - душа и дух соответственно) - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

Автокефалия(греч. – сам голова) – самоуправление, административная независимость православных церквей.

Агиография – описание житий святых. В Киевской Руси появляются первые житийные циклы, посвященные русским святым – Борису и Глебу, Феодосию Печерскому.

Архиепископ(владыко) Новгородский – распоряжался казной, судом, внешнеполитическими делами, избирался из монашеской среды. Ему принадлежало право церковного суда, при его дворе велась новгородская летопись. Новгородский епископ, получивший в 1165 г. сан архиепископа, председательствовал в «совете господ» – правительственном органе боярской олигархии. Политическая роль архиепископа определялась прежде всего тем, что он был крупнейшим из новгородских феодалов.

Бек– тюрк. правитель, вождь, соответствовал арабскому титулу эмир, русскому – князь.

Ботхисаттва - в буддийской терминологии обозначение того, кто предназначен получить полное знание и кто через известное число рождений достигнет состояния Будды.

Вакф, вакуф, вакыф (араб. – удержание) - имущество, переданное на религиозные и благотворительные цели (в мусульманском обществе), не отчуждаемое и не облагаемое налогом.

Вира – штраф.

Волхвы – жрецы. В славянском языческом обществе волхвы выделились как особая группа, связанная с проведением религиозных обрядов, предсказаниями и гаданиями. Волхв считался пророком, шаманом, целителем и составителем снадобий.

Всероссийские мусульманские съезды (1905-1918) – проводились по вопросам решения национальных, социально-политических и религиозных проблем российских мусульман, реализации идей автономии и федерации, обеспечения интересов мусульман на всероссийской арене.

Дар уль-ислам - территория ислама.

Джадиди́зм (от араб. новый - обновленчество) - модернистское общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских (преимущественно тюркских) народов в Российской империи конца XIX – начала XX вв.

Диссидент– человек, придерживающийся идеологии, мировоззрения, не совпадающих с господствующими в государстве; лицо, принадлежащее к внесистемным политическим институтам, организациям, конфессиям, находящимся в оппозиции к существующей политической или религиозной системе.

Диния назараты (религиозное министерство, 1917-1920) - ведомство по делам религии Милли Идарэ (правительства национально-культурной автономии тюрко-татарских мусульман Внутренней России и Сибири).

Десятина – десятая часть доходов князя, отчислявшаяся в пользу церкви.

«Евре́йский вопро́с» - в общем значении обычно относится к образу жизни евреев (иудеев), к основам сосуществования их с неевреями. В последней четверти XIX и в начале XX вв. термин использовался многими авторами, предлагавшими различные решения «еврейского вопроса» от ассимиляции до автономии.

Ереси – в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа (стригольники, жидовствующие, исихасты, «новое учение» и др.).

Исихазм (паламизм) – этико-эстетическое учение о пути к единению человека с Богом, которое пришло на Русь из Византии вместе с христианством, широкое распространение получило в конце XIV в. Учение сформулировано монахом с Афонской горы, а затем митрополитом Салоник Григорием Паламой в 40–50-е гг. XIV в. Это была практика созерцательного отношения к миру, породившая монашество как форму аскетизма. Исихазм получил свое выражение в русском старчестве, как особой традиции русской монашеской жизни. Широкую известность в Северо-Восточной Руси XIV в. как зачинатель «пустынножительства» обрел православный подвижник, основатель Троице-Сергиева монастыря святой Сергий Радонежский. С исихазмом также связано творчество иконописца Андрея Рублева.

Имамат– мусульманское теократическое государство мюридов (послушников) в Дагестане и Чечне во главе с имамом (духовным и светским правителем), возникшее в конце 1820-х гг. на Северном Кавказе. Одним из самых известных имамов, который вел войну против присоединения Северного Кавказа к Российской империи, был имам Шамиль.

Кадимизм (от араб. кадим - старый) - консервативное движение в татарском обществе и среди мусульман России конца XIX - начала XX вв. Сторонники кадимизма защищали патриархальные устои жизни, вели активную борьбу против религиозного реформаторства, джадидизма, придерживались схоластической системы в области образования и воспитания.

Ка́пище - пространство языческого храма, расположенное за алтарём, и предназначенное для установки капей (статуй, изображающих богов) или иных сакральных предметов.

Кенаса - молитвенный дом караимов (караимская синагога).

Маестат - концепция абсолютного верховенства монаршей власти над всякой иной властью, включая церковную.

Манихейство - религиозное учение мистика Мани, возникшее на Ближнем Востоке в III в. и представлявшее собой синтез халдейско-вавилонских, персидских (зороастризм, маздеизм, парсизм) и христианских мифов и ритуалов.

«Москва – третий Рим» – политическая теория XV – XVI веков, обосновала историческое значение столицы Русского государства как всемирного политического и церковного центра. Московские правители провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Сформулирована в письмах монаха Псковского Елеазарова монастыря Филофея к великому князю Василию III.

Мусульманская фракция Государственной думы России (1906-1917) – парламентская фракция, образованная по религиозно-национальному принципу и объединявшая представителей тюрко-мусульманского населения Российской империи.

Кади, кази, казый (араб. – назначающий) – мусульманский судья, назначавшийся правителем или его наместником в городе или провинции мусульманского государства.

Кормчая книга - принятый от константинопольской церкви в православных русской и других славянских церквях сборник правил церкви и государственных к ней относящихся законов, подвергавшийся, после принятия, разным дополнениям и изменениям.

Крестово-купольный храм – тип христианского храма, возникший в средневековой Византии (4, 6 и более столбов в плане образовывали крест, над которым возводился купол). Это были толстостенные постройки, восточная часть их имела выступ – апсиды и называлась алтарной; в западной части распологался балкон – хоры; внутреннее пространство храма разделялось на нефы. Храм являлся как бы уменьшенным отражением мироустройства. На Руси по примеру Византии храмы возводились со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придавало им особую монументальность. К таким строениям относится Софийский собор в Киеве, увенчанный 13 куполами, позже появился Софийский собор в Новгороде. Однокупольный тип храмовых построек искусно украшен резьбой по камню (Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире; Спасо-Преображенский в Переяславле-Залесском; церковь Покрова на Нерли). Во второй половине XII в. при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое гнездо во Владимире сооружается Успенский собор. Традиционная крестово-купольная конструкция получает новое развитие: нарядный фасад украшен рядом небольших арок – аркатурным поясом; пилястры и полуколонны придают особую торжественность. На Владимирской земле была построена и другая жемчужина древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Нерли. Возводились храмы из плинфы-кирпичей (Киев), известняка (Новгород), белого камня (Владимир).

Литература в Киевской Руси. Первыми письменными литературными произведениями на Руси стали переводы произведений византийских авторов: жития святых, византийские хроники, «Александрия» – сборник легенд и преданий об Александре Македонском, «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия. Летописи или погодные записи: древнейшая из сохранившихся – «Повесть временных лет» – посвящена истории Руси с древнейших времен до начала XII в. Ее авторство приписывают монаху Киево-Печерской Лавры – Нестору. Появляются всевозможные поучения, наиболее известное: «Поучение Владимира Мономаха», появившееся около 1117 г. Вершина древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве» (конец XII в.), повествующее о неудачном походе в 1185 г. против половцев князя Игоря Новгород-Северского.

Махди (араб. -«ведомый верным путём», «ведомый по пути Аллаха») – мусульманский мессия, последний преемник пророка Мухаммеда, провозвестник приближения конца света и обновитель веры.

Медресе (мадраса) – учебное заведение второй ступени в мусульманской системе образования.

Мифологическое сознание – особое состояние сознания, при котором стерто различие между реальностью и вымыслом, правдой и ложью, не разделяется настоящее и будущее, частное и общественное пространство жизни.

Муфтий (араб. высказывающий мнение, дающий фетву) – глава мусульманского духовенства определённого региона, высшее духовное лицо председатель духовного управления. С учреждением ОМДС в России была введена должность муфтия как высшего духовного сана у мусульман.

Мюри́д - ученик, последователь. В мусульманских странах мюридом называют человека, желающего посвятить себя исламу и овладеть основами мистического учения (суфизма).

Номоканоны- византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви.

Оренбургское духовное магометанское собрание (ОМДС) (1789-1917) – государственное религиозное учреждение в форме ограниченной религиозной автономии (миллета).

Перу́н (др.-рус. - Перунъ, укр. - Перун, белор. - Пярун, польск. - Piorun) - бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне.

Предстоя́тель - общее, догматически правильное именование первого по чести епископа поместной православной церкви.

Равви́н (от арам. раби́н - букв. великий, значительный, учитель) – в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования; даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать и быть членом религиозного суда.

Раввинизм, также раввинистский иудаизм или талмудический иудаизм - основная форма иудаизма с VI в., с периода завершения кодификации Вавилонского Талмуда в качестве наиболее авторитетного толкования Устной Торы. Начал формироваться после разрушения Второго Храма, в условиях, когда ритуальные жертвоприношения и многие другие древние еврейские обряды стали невозможны.

Раскол - религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине XVII в. Поводом для возникновения «раскола» послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 г. начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации.

Салафи́я (араб. - предки, предшественники) - возрожденческое направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, квалифицируя как бида (вредные новации) все позднейшие нововведения, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом

Сеид (сейд) – высший слой мусульманского духовенства (считались потомками Пророка), один из представителей которого считался главой духовенства.

Симфо́ния (от греч. созвучие, согласие); также симфония властей - православный принцип (идеал) взаимоотношений между церковной и светской властью, заключающийся в том, что светская и церковная власти находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии), по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа, «нераздельны и неслиянны».

Синод (Святейший синод) – один из высших государственных органов в России в 1721 – 1917 гг. Ведал делами православной церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и раскольниками). Возглавлялся обер-прокурором, назначаемым царём.

«Система Ильминского» - система просвещения, созданная Н.И. Ильминским, направленная на усиление православия среди нерусских народов Поволжья, Приуралья, Средней Азии и др.

Славянская письменность. Моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой перевести христианские богослужебные книги с греческого на славянский язык. Славянскую азбуку составили греческие монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий. Вначале была составлена глаголица, а затем с опорой на греческое письмо – кириллица.

Союз воинствующих безбожников(ранее - Союз безбожников;Общество друзей газеты «Безбожник») - добровольная общественная организация в СССР, основанная в 1925 году, ставившая своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях.

Сунна (араб. - образ действий, поведение, обыкновение), мусульманское священное предание, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях Мухаммеда.

Суфи́зм - мистическое течение в исламе, одно из основных направлений классической арабо-мусульманской философии.

Тарикат - путь познания Бога, синоним суфийского братства (ордена). Суфизм допускает множество таких путей и братств. Тарикатом также называют этап духовного совершенствования, следующий за шариатом.

Тарханная грамота - несудимые грамоты; первоначально - название ханских льготных ярлыков, которые выдавались церковным людям в золотоордынскую эпоху; впоследствии особый вид жалованных грамот, предоставлявших патриарху, архиереям, монастырям, князьям и знатным боярам не быть судимыми никем, кроме государя, и не нести повинностей. Тарханные грамоты уничтожены царем Алексеем Михайловичем.

Тенгри - в древнетюркской мифологии верховное небесное божество («царь неба»), распоряжающееся судьбами человека, народа, государства, (его изображали в виде Солнца, коня, орла на голубом фоне). Соответственно поклонение различным ипостасям неба: солнцу, луне, звездам.

Тенгрианство – раннее единобожие, комплекс религиозных воззрений древних монголов и тюрков. Слово образовано от Тенгри - обожествлённого неба.

Тотемизм- комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественномродстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами - видами животных и растений (реже - явлениями природы и неодушевлёнными предметами).

Улемы (букв. «знающие, учёные») – собирательное название знатоков богословия, историко-религиозного предания и этико-правовых норм ислама, как теоретиков, так и практиков в области традиционных форм образования, судопроизводства на основе шариата и исполнения обрядов.

Умма – мусульманская община, «нация правоверных».

У́ния (церковная) (от позднелат. единение) - соединение православной и католической церквей. На практике означало признание православными примата Папы Римского, чистилища, исхождения Духа Святого и от Сына, а католиками - брак белого духовенства, использование при богослужении родного (а не латинского) языка и сохранение восточного обряда.

Халиф (араб. халифа - преемник, заместитель), титул исламского правителя как руководителя верующих и преемника Мухаммеда, верховного главы исламской общины, осуществлявшего духовное и светское руководство в исламском мире.

Хутба – праздничная и пятничная проповедь (в мусульманском богослужении).

Центральное Духовное Управление Мусульман (ЦДУМ) (1917-1948) - религиозное управление мусульман внутренней России, Сибири и Казахстана, приемник ОМДС.

Черта́ осе́длости(Черта́ постоя́нной евре́йской осе́длости) - в Российской империи (1791-1917) (фактически по 1915 г.)граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (то есть иудеям).

Шариат (араб. шариа, буквально — правильный путь, образ действия), свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран, сунну и фикх.

Шейх- почётное название видного богослова в исламе. Другие значения: духовный наставник, ишан, глава суфийского братства, учитель, руководитель религиозной группы. Руководитель группы паломников, совершающих паломничество к святому месту и т.д.

Экумени́зм (обитаемый мир) - идеология всехристианского единства.

«Эпанагога» - юридический документ, излагающий концепцию управления империей (Византия, конец IX в.).

Ярлык (от монг. - указ, распоряжение) в монгольских и тюркских, в том числе татарских и казахских ханствах - письменное повеление хана, ханская грамота. Духовенству ярлыки выписывались на освобождение от ханских податей и повинностей.

Персоналии

Аббаси́ды - вторая (после Омейядов) династия арабских халифов (750-1258), происходившая от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда.

Алмуш или Альмош - булгарский хан, сын Шилки. Правил в конце IX – начале X вв. Вошел в историю как правитель первого тюркского государства, официально принявшего ислам государственной религией.

Андрей Рублев(ок. 1360–1370 – ок. 1430) – русский художник, крупнейший мастер московской школы живописи. Произведения отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы (икона «Троица»). Участвовал в создании росписей и икон соборов: старого Благовещенского в Московском Кремле, Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425–1427), Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (1420-е гг.).

Баруди Г. (1857-1921) – первый демократически

Наши рекомендации