Разделение на Северное и Южное Царства ??

Славное Израильское царство просуществовало лишь 120 лет: в нем по 40 лет царствовали Саул, Давид и Соломон. После смерти царя Соломона царство разделилось на Израильское и Иудейское. Это случилось так: В Сихеме собрались все Израильтяне, чтобы посадить на престол Ровоама, сына умершего царя Соломона. Тогда Иеровоам и все собрание израильтян пришли к Ровоаму и сказали: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе».

Царь Ровоам посоветовался со старцами, служившими во дворце при жизни его отца, Соломона, и они ответили ему: «„Если ты на сей день будешь слугою народу сему, и услужишь ему, и удовлетворишь им, и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами на все дни“. Но Ровоам пренебрег совет старцев… и советовался с молодыми людьми, которые выросли вместе с ним и которые предстояли пред ним». Они дали ему очень плохой совет: «Так скажи народу этому: „Мой мизинец толще чресл отца моего: Итак, если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами“ …И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их».

Израиль, как мы уже знаем, состоял из 12 колен, по двенадцати сынам праотца Иакова. Услышав слово нового царя Ровоама, десять колен восстали против него, отделились и избрали себе в цари Иеровоама. В Священном Писании это царство называется «царством Израиля». Мы называем его также Северным царством, так как оно находилось в северной части Израиля. Вначале его столицей был Сихем, потом Фирца и, наконец, город Самария. Израильское царство просуществовало более 200 лет и было уничтожено ассирийским царем Саламанассаром в 721 г. до Р. Хр.

Ровоаму, сыну царя Соломона, остались верными только колено Иудино и часть колена Вениаминова, которые составили «царство Иудино» или просто Иуду. Так как оно находилось на юге Святой страны, мы называем его также Южным царством. Столицей его был Иерусалим. Иудейское царство просуществовало приблизительно 350 лет и было уничтожено Вавилоном за 586 лет до Р. Хр.

СОЛОМОН

(евр. — мирный, благодатный) — третий и величайший царь израильский и иудейский, правивший в 965-928 гг. до Р.X.; второй сын Давида от Вирсавии, еще при жизни Давида, в обход старших сыновей, ставший его преемником. Ветхозаветная история представляет Соломона величайшим мудрецом всех времен и народов, обладателем эзотерического знания и в то же время — миротворцем и искусным политиком, обеспечившим благоденствие своего народа. Соломон известен также как строитель Иерусалимского храма и автор двух псалмов (LХХI и СХХVI), ветхозаветных книг Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней, Премудрости Соломоновой и апокрифических «Завета Соломона» и «Псалмов Соломона». Жизнеописание Соломона излагается в библейских книгах: с II Царств, XII, 24 по III Царств, XI и II Пар, I-IХ.

Царь Сау́л (ивр. שָׁאוּל‎, Шау́л (Шауль); букв. «одолженный [у Бога]»; греч. Σαούλ; в исламе Талут араб. طالوت‎‎; возможно, от «высокий»[2] (2-я половина XI века до н. э.) — по всей видимости, реальное историческое лицо[1], согласно Ветхому завету[3] (Танаху)[4][5] первый царь теократо-монархического периода и основатель объединённого Израильского царства (около 1029—1005 гг. до н. э.)[6][7], создатель регулярной еврейской армии, в ветхозаветном повествовании — воплощение правителя, поставленного на царство по воле Бога, но ставшего Ему неугодным[8].

Первая Книга Царств гласит, что родным городом Саула из колена Вениаминова была Гива[9], которую он сделал своей столицей. Был выбран ипомазан на царство пророком Самуилом, позднее вступил с ним в конфликт, и пророк тайно помазал на царство юного Давида. Впоследствии Давид находился при царе, женился на его дочери и разгонял меланхолию Саула пением и игрой на арфе. Затем Саул попытался его убить, и Давид скрылся. Будучи серьёзно ранен и проигрывая битву с филистимлянами при горе Гелвуе, Саул покончил жизнь самоубийством. В поздней литературе фигурирует как обладатель мятущейся, беспокойной души, одержимой меланхолией и приступами гнева, которую можно успокоить прекрасной музыкой.

Христианство

АВГУСТИН Блаженный

(Augustinus Sanctus)

Аврелий (род. 31 нояб. 354, Тагаст, Нумидия – ум. 28 авг. 430, Гиппон, близ Карфагена) – философ, влиятельнейший проповедник и политик католич. церкви. Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришел к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении (см. Предопределение):человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств – царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства божия (civitas dei). При этом он отождествляет царство божие, в соответствии с его земной формой существования, с рим. церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Августин явился родоначальником направления неоплатонизма в христ. философии (августинизма), которое господствовало в Западной Европе вплоть до 13 в., когда оно было заменено христ. аристотелизмомАльберта Великого и Фомы Аквинского. Августин написал автобиографию под названием «Исповедь». Она и «О граде божием» вошли в собр. соч., изданное Минье («Patrologia latina», Париж, 1845, т. 32 – 47). На рус. языке см. «Творения Блаженного Августина, епископа Иппонийского», изд. 2-е, Киев, 1901 – 1912.

АНТО́НИЙ ВЕЛИ́КИЙ, СВЯТО́Й (Antonius Sanctus, 251—356) — христианский святой, отшельник. Родом из Верхнего Египта. После смерти родителей, потрясенный этим событием, раздал имущество бедным и удалился в пустыню. Считается основателем монашества (см. пустынники). Самый распространенный сюжет изобразительного искусства, связанный с этим святым, — "Искушение Святого Антония в пустыне". Обычно Антоний изображается бородатым старцем, босиком, в монашеской рясе, подпоясанной простой веревкой. Его одолевают видения: демоны, бесы,чудовища, страшные звери, обнаженные женщины — символы соблазна, эротического искушения. Антоний мужественно отгоняет их Распятием или крестным знамением. В средневековом искусствеженщины-соблазнительницы изображались одетыми, но с рогами, свидетельством их "сатанинского происхождения". В эпоху Возрождения этот сюжет стал особенно популярен из-за неожиданно возникшей в нем двусмысленности и возможности сладострастно трактовать изображение женского тела. Монстрытакже давали пищу воображению. Подчас эта сцена показывалась с нескрываемым юмором. Другой сюжет повествует о посещении Св. Антонием Св. Отшельника Павла. По дороге кентавр и сатир (в иной версии волк) указывали Антонию путь. В течение сорока лет ворон приносил Св. Павлу каждый день полкраюхи хлеба. Иногда вместо ворона изображается голубь, как символ Св. Духа. Когда Св. Павел умер, Антоний был слишком стар и слаб, чтобы вырыть ему могилу. Тогда из пустыни пришли два льва и сделали это за него (по другой версии — они унесли тело умершего в пустыню). На знаменитой картине Д. Веласкеса совмещены все эпизоды этой легенды (рис. 330). В средневековой Европе Св. Антоний считался избавителем от эпидемий (отсюда выражение "антонов огонь"). Изображения Антония защищали от внезапной смерти. Его атрибут — Т-образный крест. Некоторые считают этот крест просто изображением пастушеского костыля, другие связывают со знаком "Тау" (по греческой букве такого же рисунка) — древнеегипетским символом бессмертия. Знак "Тау" изображается на плаще Св. Антония, он стал эмблемой александрийских христиан, а позднее — знаком монашества. Другой атрибут Св. Антония — колокольчик, висящий у него на шее. Иногда Антония сопровождает свинья (поскольку монахи верили, что сало свиньи избавляет от эпидемии "антонова огня"). Колокольчик Св. Антония стал средством изгнания злых духов и заразных болезней (см. также Билкис; "Соломон и царица Савская").

Благода́ть (др.-греч. χάρις, лат. gratia) — в христианском богословии понимается как нетварная Божественная сила или энергия, в которой Бог являет Себя человеку и которая даруется человеку для его спасения. С помощью этой силы человек преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обо́жения. Также благодатью называется незаслуженная милость и благоволение Бога по отношению к людям.

Благодать, как спасительная сила Божия, действует на человека невидимо и прежде всего в Та́инствах.[1]

Преподобный Серафим Саровский учил, что поиск и приобретение человеком благодати Святого Духа являются целью христианской жизни. (см.Беседа преподобного Серафима о цели христианской жизни)

Почитание Ангелов и святых неразрывно связано с понятием благодати, потому что почитается именно благодать Божия, которая в них обитает и действует.[2]

Христианский термин «благодать» (др.-греч. χάρις), по всей видимости, был введен апостолом Павлом. В дохристианской традиции значением соответствующего греческого слова (как и его латинского аналога gratia) было «прелесть, очарование, обаяние, грация», реже — «милость».[3] У Павла и в последующей христианской традиции "благодать" означает милость к тому, кто ее не заслуживает, к тому, кто погибает; тот факт, что люди грешники, вовсе не лишает людей милости и любви Божьей, но, наоборот, делает проявление Его любви совершенно необходимым для спасения людей.

Васи́лий Вели́кий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330—379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), — святитель,архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским иГригорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот), убеждённый поборник киновии.

Вселе́нские собо́ры (греч. Σύνοδοι Οικουμενικαί, лат. Oecumenica Concilia) — собрания преимущественно епископата христианской Церквив её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.

В самом начале истории Церкви термин Σύνοδος употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III векатермин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к 300 году собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления. После того как Константин I провозгласил терпимость относительно христиан (313 год) и преследования закончились, епископы из многих провинций получили возможность собраться в общем соборе. Тем не менее идея Вселенского собора и его специфическое значение развивались медленно. Церковь в общеимперском масштабе начала проводить Вселенские соборы, что подразумевало участие представителей всех поместных церквей, — обычно по инициативе Ромейских Императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус государственных законов[1].

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин (род. ок. 330, Ариан, близ Назианза, Каппадокия в Малой Азии – ум. ок. 390, там же) – греч. мыслитель и один из отцов церкви, представитель патристики, поэт. С 379 преподавал в Константинополе. Известный оратор, платоник, находившийся под влиянием циников, поддерживал учение о тождестве логоса (Христа) и Святого Духа с Богом-отцом. Вместе с Василием Великим иГригорием Нисским принадлежал к каппадокийскому кружку, действовавшему на греч. Востоке и занимавшемуся уже не фрагментарным философствованием, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское умозрение. Григорий Богослов искал адекватного описания христ. концепции ступеней познания Бога в терминах философии. Глубокий психологизм, соединенный с культурой самоанализа, и определенная автобиографичность в его поэмах «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» ставят эти произв. в один ряд с «Исповедью» Августина.

Наши рекомендации