Как ум возвращается в сердце
Как пьяный человек не может стоять на одном месте, так и ум, опьяненный помыслами, желаниями и страстями, не может пребывать в сердце.
Как человек, протрезвев, возвращается домой, так ум, протрезвев от опьяненности миром и привязанностями, возвращается в сердце и неисходно водворяется в нем.
Ум, очищенный долговременной непрестанной молитвой, сам утверждается в сердце и в нем находит место своего упокоения и пребывания со Христом.
Что бы не происходило в уме
Что бы сейчас ни происходило в твоем уме, оставь это полностью, возьмись за молитву; читай с молитвой, трудись с молитвой, отдыхай с молитвой.
Если овладеть молитвой смогло неисчислимое количество людей до нас, это сможем сделать и мы, ибо это самое лучшее приобретение в жизни, которое мы можем завещать другим.
Сколько ни говорить слово «халва» , слаще не станет, и только молитве, часто повторяемой с глубокой искренностью, присуще даровать сердцу истинную духовную сладость, избавление от страхов и опасений и подлинное Спасение от греха.
Тот, кто влавствует над людьми
Тот, кто властвует над людьми силой, не умен; тот, кто умен, навлекает на себя проклятия людей; тот, кто заботится о спасении людей, добр и разумен и поэтому спасается сам молитвами любящих его.
Тот, кто властвует над людьми, не может властвовать над своим сердцем; тот, кто властвует над своим сердцем, никогда не руководит людьми, он помогает им стать добрыми.
Тот, кто держит людей в страхе, убивает сам себя; тот, кто помогает им стоять в добре, очищает свое сердце.
Не страшись браней
Не страшись мысленных браней; в них закаляется твое сердце и обучается стоять в Евангельских заповедях; закаленное в бранях сердце становится отважным и обретает молитву, а сердце, обретшее молитву, быстро приходит к Спасению.
Тот, кто отважен и решителен от рождения, быстро обретает благо дать, если не забывает о смирении; тот, кто преодолел свою трусость и робость, обретает двойную благодать, если хранит решимость в своем сердце.
Решительному, чтобы спастись, нужно разрушить все бастионы мысленного врага, а нерешительному - всего лишь свою робость.
О ненависти
Ненавидеть хотя бы одного человека и думать, что живешь по Евангелию, - ошибка.
Ненавидеть какую-либо нацию или народ и думать, что это и есть Православие, - ошибка.
Ненавидеть хотя бы одного человека - значит ненавидеть весь мир.
О неприязни
Иметь неприязнь хотя бы к одному из учеников своего духовного отца и думать, что сам являешься учеником, - ошибка.
Неприязненно относиться к ученикам своего старца и думать, что любишь его всем сердцем, - ошибка.
Иметь неприязнь хотя бы к одному из последователей своего духовного отца - значит самому стать, в конце концов, предателем своего старца.
О борьбе
Бороться хотя бы с одним человеком, считая его своим врагом, значит, стать злее своего врага.
Бороться с врагами Православия - значит самому стать его врагом и врагом Евангелия.
Никогда еще не было так, чтобы тот, кто боролся с людьми или нациями за свою веру, стал добрым и смиренным.
За веру не борются, борются за святость и чистоту сердца; если вера истинна, она сумеет постоять за себя.
Рядом с тем, кто борется за святость, стоит Христос, рядом с тем, кто борется за веру, - диавол.
Самая лучшая борьба - стяжать святость и обрести во Христе чистоту сердца и смирение; именно такая вера сокрушает всех врагов и остается вовеки непобедимой для любых происков и злоухищрений.
ГЛАВА 6
Сердце мирское и духовное
«Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?».
Сердце мирское и духовное
Сердце, полностью порабощенное мирскими устремлениями и не желающее выйти из суеты мира сего, - это мирское сердце.
Сердце, отвергнувшее безплодную мысленную суету и кружение в мире сем, целиком прилепившееся к Богу и избравшее Его единственным прибежищем и опорой, есть духовное сердце.
Внимание и молитва
Внимание, обращенное в сердце, где совершается непрестанная молитва, приводит к Спасению.
Внимание, направленное в мир, приводит к забвению молитвы и делает сердце отстойником дурных помыслов, желаний и страстей.
Думать и молиться
Если думать и думать только о мире, погибнешь под его обломками, и он с готовностью похоронит тебя, как он сделал это со всеми своими почитателями.
Если молиться неустанно и сделать молитву сутью своей жизни, станешь свободен от мира сего и соединишься со Христом, еще живя на земле.
Блуждание и просвещение
Размышления - это блуждание по безконечным лабиринтам безплодных и безблагодатных идей и представлений, ибо не имеет ничего общего с духовной жизнью.
Молитва - это единственные узкие врата, выводящие душу из заблуждений и тупиков мира сего и просвещение сердца неизреченной благодатью милости Божией.
Мечтания и память Божия
Мечтания - это нисхождение души во ад по ступеням обманчивых помыслов: их первая ступень - якобы «добрые» представления, вторая ступень - якобы «нейтральные» помышления и третья ступень - откровенно безблагодатные и убивающие душу дурные помыслы.
Мечтания - это прямой сговор с бесами, прельщающими ум обманчивыми «утешениями».
Память Божия - это восхождение души к Престолу Божию в сияющий мир Божественной благодати по ступеням святого отречения: его первая ступень - отречение от мира, дающее душе возможность безпрестанно молиться; вторая ступень - отречение от помыслов, желаний и страстей, открывающее душе возможность чистой молитвы; и третья ступень - отречение от самого себя или от своего эгоизма, благодаря такому отречению в сердце вселяется непрестанная память Божия - неизреченная благодатная молитва.
Память Божия - это совершенное и всецелое осияние души нетварным светом непрерывного присутствия Божия - Пресвятой Троицы.
О рождении и боли
Чтобы прийти к Богу, нужно умереть душой и родиться духовно, но и умирание и рождение происходят через предельную боль души.
Кто решится пройти через такую боль, тот возродится в Боге вечно живым и никогда не гибнущим новым существом.
Вся история человечества - это ожидание и воспринятие Богом новорожденных существ, прошедших через боль тленного бытия и родившихся для Вечности.