Благодать порождает благочестивые желания

Законническое наставничество делает ударение на долге в христианской жизни. Благодать сосредо­тачивается на благоприятных возможностях явить жизнь Христову. Движущей силой жизни, в которой правит закон, служит долг. Движущей силой жизни, в которой правит благодать, является желание.

Вы помните Билла, приведенного нами ко Хрис­ту, а затем задыхавшегося после обретения спасе­ния от предписаний? Наш подход к нему был описанием подхода, типичного для многих церквей. До обретения человеком спасения мы говорим ему: “Это все Иисус. Все от Него. Дело не в тебе. Это все от Него!" Затем, как только он уверовал в Хри­ста, мы начинаем учить: "Теперь ты должен. Дело в том, что ты делаешь для Него". До спасения мы утверждаем: "Это вера. Вера! Вера!" Затем, в тот же миг, как кто-то рождается свыше, мы подчерки­ваем: "Это дела. Дела! Дела!". Какое противоречие! Павел сказал: “Как вы приняли Христа Иисуса Гос­пода, так и ходите в Нем" (Кол. 2:6, выделено ав­тором). Библия учит, что мы должны ходить во Христе так же, как изначально вошли — исполня­ясь благодатью Его по вере!

Законническая методология наставничества яв­ляется результатом страха. С предписаниями обыч­но связан именно страх, что христиане без понуждения или побуждения не будут вести дейст­вительно благочестивую жизнь. Однако подлинная благодать будет в большей степени побуждать чело­века вести благочестивый образ жизни, чем это когда-либо могла бы сделать тысяча законов. Закон­ник чрезвычайно недооценивает силу вселившегося Святого Духа. Христианин, знающий, что он свобо­ден от закона, обнаруживает, что обитающий в нем Дух Божий побуждает его к служению, основанно­му на его отношениях с Иисусом, а не на требова­ниях со стороны.

Даже в древности, во дни Иезекииля, Бог давал обетование времени благодати, в которое мы жи­вем. Устами пророка Он сказал:

"И дам вам сердце новое, и дух но­вый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сде­лаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез. 36:26-27).

Тысячи лет назад Бог знал, что Он сделает однаж­ды посредством благодати. Иезекииль предсказал время, когда знающим Бога будут даны новое сердце и новый дух. Он предвидел время, когда верующие будут испытывать внутреннее побуждение служить Богу. Знающие Его больше не будут откликаться на Его заповеди из чувства долга. Верующий будет иметь новое сердце и будет движим желанием. Он больше не будет изо всех сил стараться вести бла­гочестивый образ жизни, исполняя заповеди. Вместо этого Дух Божий войдет в человека и побудит людей Божиих тщательно соблюдать заповеди Его, просто отдыхая в Его облекающем силой присутствии. Иезе­кииль предсказал, что в это новое время следующие за Богом больше не будут действовать на основании внешних законов, а будут выражать обретенную ими внутреннюю жизнь.

Мы сейчас живем в это время! Христианин, жизнью которого правит благодать, имеет внутрен­ние побуждения. Он активно служит и повинуется Богу, поскольку не может не делать этого! Пойдите и попробуйте остановить его. Это невозможно. Это человек, имеющий миссию, и эта миссия вверена ему всемогущим Богом вселенной, обитающим в нем. Не пытайтесь говорить человеку, живущему по благодати, что он должен делать. Он предложит вам оставить свои предписания при себе, посколь­ку ему они не нужны. Его побуждения имеют го­раздо более возвышенный и величественный источник. Его поведение определяется не какими- то религиозными предписаниями, а истинной Лич­ностью, обитающей в нем, во всякий миг наполняющей его энергией и наделяющей полномо­чиями божественной жизни!

Правила крадут нашу победу

Правило молитвенного общения моей семьи ук­рало мою победу в этой области жизни. Конечно, нет ничего плохого в том, что человек руководит об­щей молитвой семьи. Однако, когда я подчинился за­кону, настаивавшему на строгом соблюдении правил семейного богослужения, именно этот закон под­стрекал меня к неповиновению. Такова природа ре­лигиозных предписаний. Они всегда побуждают нас делать прямо противоположное тому, чего требуют.

Вы когда-нибудь сидели на диете? Если да, вам будет легко понять, как закон провоцирует челове­ка грешить. Несколько лет назад, когда мой возраст приближался к сорока, я не мог смириться с мыс­лью, что размер моего ремня в дюймах стремится к тому же числу! Поэтому я решил предпринять ка- кие-то меры. Я вступил в битву с округлостями. (Мне не нравится быть христианином, который вы­глядит, как Будда!) Я начал проводить "жесткий курс", направленный против моей прибавки в весе "не от котлет, а от лет".

Обычно я время от времени ем пиццу, но, сев на диету, я решил полностью исключить пиццу из сво­его меню. Знаете ли вы, сколько жира и калорий

содержится в пицце? Неприлично много. Поэтому я решил: "Больше никакой пиццы". Никакой. Ни еди­ного кусочка. Однако для успешного выполнения этого решения нужно было преодолеть одно не­большое препятствие. Трое из моих четырех детей работали в пиццерии. Я говорю о пицце, которую пекут в кирпичной печи. Восхитительной пицце. Один из моих сыновей непосредственно готовил пиццу в этой пиццерии и мог делать по нашему за­казу нечто действительно особенное. Он мог начи­нить пиццу сыром, посыпать особым перчиком и испечь ее с толстой корочкой. (Я даже сейчас ис­текаю слюной, когда думаю об этом!)

Законничество представляет заповеди как божественные ультиматумы, предъявляемые суровым Судией: "Если любишь Меня, получше соблюди заповеди Мои"

“Не буду есть пиццу", — сказал я себе. Обычно я мог отведать пиццы, ну, может быть, пару раз в ме­сяц... пока не сел на диету. Внезапно я обнаружил, что страстно желаю именно испеченной в кирпичной печи пиццы. Я жаждал ее ежедневно. Фактически каждый раз, когда я думал, что буду есть в следую­щий раз, мой мозг вопил: "Пиццу!". Вскоре я уже не мог удержаться от мыслей о пицце, когда видел что- либо, хотя бы отдаленно ее напоминающее. Однаж­ды я ехал по сельской местности в Айове и мне почудился аромат пиццы — чуть позже я осознал, что проезжал мимо свинофермы.

Закон "да не будешь есть пиццы" возбудил во мне всепоглощающее желание съесть ее! Именно это делает закон и с нашей духовной жизнью. Не­зависимо от того, христианин человек или нет, за­кон одинаково действует на каждого. Он возбуждает в человеке страсть к неповиновению. Павел прекрасно описал это в Рим. 7:5: "Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обна­руживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти" (выделено автором). Страсть к неповиновению возбуждается законом.

В книге "Путешествие пилигрима" есть эпизод, когда христианин входит в огромную комнату, оли­цетворяющую человеческое сердце. Комната полна пыли, символизирующей грех. Он приносит с собой большую метлу (закон) и пытается вымести всю пыль. Но вместо того, чтобы вымести пыль, он про­сто поднимает ее. Именно к такому результату при­водит закон всякий раз, когда мы пытаемся использовать его для искоренения греха.

А как насчет заповедей?

Поскольку предписания побуждают нас гре­шить, что же делать верующему с новозаветными заповедями? Не сказал ли Иисус, что если мы лю­бим Его, то должны соблюдать заповеди Его (см. Ин. 14:15)? Несомненно. Однако если жизнью чело­века правит благодать, его подход к заповедям Но­вого Завета будет совершенно иным, чем у законника. Законничество представляет заповеди как божественные ультиматумы, предъявляемые су­ровым Судией. Если человеком правит закон, слова Иисуса слышатся ему примерно так: "Если ты лю­бишь Меня, получше соблюди заповеди Мои". В противоположность этому, жизнь по благодати побуждает христианина встречать заповеди с не­терпеливым предвкушением, а не со страхом и бо­язнью. Такой верующий понимает слова Иисуса, сказавшего: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди". Если мы любим Иисуса, мы будем со­блюдать Его заповеди. Послушание — естественная реакция христианина, любящего Иисуса. Мы уже знаем, что без любви, единственное, что мы можем предложить — это безжизненная уступчивость. Ос­нова нашего послушания — любовь, а не законы.

Иоанн подчеркивает связь любви с нашим по­слушанием Богу, говоря: "Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и запо­веди Его нетяжки" (1 Ин. 5:3). Христианину, живу­щему по благодати, нетрудно соблюдать заповеди Божии. Быть послушным — это удовольствие!

Я пишу данную главу, находясь в Питтсбурге, Пенсильвания, где проведу всю неделю. Представь­те, что я спросил бы вашего совета относительно того, как я должен вести себя со своей женой, ког­да вернусь домой. Спросил бы я вас, должен ли я поцеловать свою жену, когда она будет забирать меня из аэропорта в воскресенье? Что бы вы поду­мали, если бы я серьезно спросил вас, что мне сле­дует делать, когда она будет встречать меня в аэропорту? Вы, наверное, подумали бы, что, раз я задаю такие вопросы, в моих отношениях с женой что-то не в порядке. Мужчина, имеющий здоровую семью, не стал бы задавать таких глупых вопросов. Действительность такова, что когда я в субботу уви­жу Мелани, я поцелую ее. Я могу вас заверить, что мною будет руководить не чувство долга. Движущей силой моих действий в этот момент будет лю­бовь к моей жене.

Таким образом, заповедям Нового Завета нахо­дится место в жизни в благодати. Они представля­ют собой прекрасные эскизы, показывающие, как выглядит образ жизни, подкрепленной божествен­ным проявлением в ней Иисуса. Когда правит благодать, мы берем Библию со словами: "Господи, покажи мне в Слове Твоем все пути, какими Иисус может явить посредством меня Свою жизнь". Затем, встретив заповеди, мы можем восхищенно воскликнуть: "Потрясающе! Вот способ, которым Иисус может явить Свою жизнь посредством моей!" Поэтому заповеди — не бремя, а великое благословение.

Новые побудительные мотивы

Благодать делает нашими побудительными моти­вами к послушанию любовь и желание. Было время до обретения нами спасения, когда у нас не было внутреннего желания вести благочестивый образ жизни. "Но ныне, умерши для закона, которым бы­ли связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве" (Рим. 7:6). В этом обновлении духа мы напо­минаем себе, что умерли для закона и больше не связаны религиозными предписаниями. Наконец мы вольны служить Богу потому, что хотим, а не потому, что должны. В противоположность этому, законники не добровольно служат Господу, они обязали себя делать это.

"Следует" — это заряд для пушки законника. Он будет убивать радость всякий раз, когда попадет в вас. Строится ли ваша жизнь вокруг правил? Удовлетворены ли вы жизнью? Секретное оружие греха — это сила закона, а наше оружие против законничества — наша любовь к Иисусу Христу. В то время, как закон, в конечном итоге, приводит к не­избежному поражению, благодать всегда приносит победу, которую может дать только Христос.

Дорогой Отец Небесный!

Я признаю, что часто становился жертвой секретного оружия греха. Предписания, которые я принял, каза­лись мне правильными. Однако теперь я осознаю, что никогда не испытаю жизнь Твою посредством предписаний. Зная, что был спасен только по благода­ти Твоей, я ошибался, пытаясь расти духовно за счет своих дел. Я верил в свою внутреннюю дисциплину, а не в достаточность Твоей Жизни во мне. Сейчас я признаю, что Ты — моя побе­да. Научи меня верить Тебе и быть по­буждаемым желанием, а не долгом. Я люблю Тебя, Господи Иисусе. Да будет это главным в моей жизни.

Вопросы для обсуждения в группе

1. Что служит тайной силой греха? Прочитайте. Рим. 7:5 и опишите, как законы действуют на христианина. Обсудите пример из своей жизни, показывающий, как вы обрекли себя на поражение, когда придерживались религиозных предписаний.

2. Почему Бог дал закон, зная, что человек не будет соблюдать его? Были ли спасены люди в Ветхом Завете соблюдением закона? Какой цели служит закон сегодня в жизни верующего? А неверующего? Какие стихи из Библии подтверждают ваши ответы?

3. Как бы вы могли описать законническое наставничество? Каковы основы наставничества, основанного на благодати? Опишите программу наставничества своей церкви.

4. Что бы вы сказали человеку, выражающему опасение, что учение о благодати может поощрять пассивность? Как бы вы ответили человеку, сказавшему: "Я не должен молиться, читать свою Библию или еще что-либо делать, поскольку я пребываю под благодатью"? Что удерживает христианина от пассивности, если он понимает смысл благодати?

5. Прочитайте Иез. 36:26-27. Что подразумевается в этом стихе, когда речь идет о получении нового духа? Как Бог побуждает нас ходить в заповедях Его? Принимаем ли мы какое-то участие в этом процессе? Если да, то какова наша обязанность?

6. Каким образом правила похищают у христианина победу? Какое правило, укравшее вашу победу, вы смогли бы назвать? Учили ли вас определенным правилам, как только вы обрели спасение? Что это за правила?

7. Каково место заповедей Нового Завета в жизни современных христиан? Как вы понимаете Ин. 14:15? Обсудите различие между законническим пониманием этого стиха и пониманием, основанном на благодати.

Глава 6

Превозмочь грехи

Когда я был маленьким, то любил иг­рать в шарики. Я часто уходил во двор, рисовал на земле круг, клал пригоршню шариков "в котел" и часами пы­тался выбить их за пределы круга. Я часто иг­рал в шарики с друзьями. Каждый из нас клал в круг по десять шариков, и мы по очереди бросали свои биты. Играл ли я только “на ин­терес"? Ну, скажу просто, что у меня был боль­шой мешок шариков! Я не мог представить, что наступит день, когда я заброшу это увлечение. Я знал, что однажды повзрослею настолько, что буду глупо смотреться ползающим по зем­ле с любимой битой, но старался не думать об этом времени. Я хотел играть вечно.

Однажды, оттачивая во дворе свое мастер­ство, я услышал, как кто-то зовет меня. Я глянул в сторону дома моего друга Филиппа и увидел там его вместе с Рики и Денни. Они стояли под ба­скетбольной корзиной, которой там раньше не бы­ло. "Мы собираемся играть. Нам нужен четвертый. Будешь?" — спросили они. В тот день я оставил свои шарики на земле и никогда к ним не вернул­ся. Я нашел новое увлечение. Теперь я любил иг­рать в баскетбол. Каждый день я не мог дождаться, когда вернусь из школы домой и выбегу во двор иг­рать в баскетбол. Каждый день мы могли играть до­темна. Пятницы были особо захватывающими днями — поскольку на следующий день не нужно было идти в школу, родители часто позволяли нам оставаться во дворе допоздна, бросая мячи в едва различимую во тьме корзину. Это был рай для мальчиков-подростков.

"Вот то, чем я могу заниматься всю жизнь! — размышлял я. — Мистер Ламберт, который живет в доме напротив, до сих пор играет в баскетбол, а он уже взрослый мужчина!". В те дни я был убежден, что в моей жизни не будет пятницы, когда бы вечером я не играл в баскетбол. Я всецело предался игре.

Мы одерживаем победу, не сражаясь против грехов, а сосредоточившись помыслами на Иисусе

Как-то в воскресенье, когда мне едва исполни­лось шестнадцать лет, наша семья пошла в церковь. В то утро, сидя на уроке в воскресной школе, я об­ратил внимание на новую девушку, вошедшую в класс. Я никогда раньше не видел ее. И никогда раньше не ходил на свидания. Когда эта девушка прошла мимо меня, я положил глаз на нее — в смысле осознал, что сейчас, наверное, самое вре­мя начать ходить на свидания. Я пришел домой и за­дал отцу важный вопрос: "Папа, если у меня как-нибудь вечером в пятницу будет назначено сви­дание, ты позволишь мне взять твою машину?". — "У тебя назначено свидание?" — спросил отец, ко­торый, вероятно, был рад видеть, что его единствен­ный сын становится мужчиной. — "Пока нет, — ответил я. — Но есть девушка, с которой я хотел бы пойти на свидание, если ты позволишь мне взять твою машину". — "Кто она?" — спросил отец. — "Девушка, которую я встретил в церкви на прошлой неделе", — ответил я. — "Хорошо, — сказал он, — Ты можешь брать машину, если она согласится".

Я не мог дождаться следующего воскресенья. Как только закончилась служба, я сразу подошел к этой новой девушке. После небольшого нервного разгово­ра я сделал решительный шаг. "Ты ничем не занята в эту пятницу вечером?" — спросил я. — "Нет, — от­ветила она, — а что?". — "Ну, тут будут показывать новый фильм с Барбарой Стрейзэнд. Я думаю, мы могли бы посмотреть его, а после кино сходить в пиц­церию, если ты хочешь", — сказал я. — "Конечно, это звучит здорово", — ответила она.

В следующую пятницу вечером я заехал за ней и мы поехали на мое первое свидание. Все прошло прекрасно. На следующий день друзья примчались к моему дому ни свет ни заря. "Где ты был? — до­пытывались они. — Мы ждали тебя. Мы же каждую пятницу играем в баскетбол! — восклицали они, яв­но раздраженные моим безрассудным пренебреже­нием нашим священным распорядком. — Почему ты не пришел?". Расправив плечи и высоко подняв голову, я ответил: "Ребята, я был на свидании!!".

К их ужасу, я позвонил девушке и предложил встретиться опять в следующую пятницу. Она со­гласилась. Фактически я ходил на свидания с ней каждую пятницу в течение следующих трех лет, а затем женился на ней. Мы женаты с 1973 года. Теперь, если думаю об этом, я не могу припомнить, когда последний раз играл в баскетбол в пятницу вечером. Я нашел занятие получше!

Наши рекомендации