События, имеющие совершиться в день всеобщего суда, и их распорядок
1. Действия антихриста на земле будут продолжаться до самого дня суднаго. В этот же великий день совершатся следующие великие события: приидет с неба Господь-Судия живых и мертвых (Лук. 17:24; 1 Кор. 1:8), который упразднит антихриста явлением пришествия своего (2 Сол. 2:8); по гласу Господа воскреснут мертвые на суд (Иоан. 5:25; 6, 54), и изменятся живые (1 Кор. 15:51. 52); произойдет самый суд над теми и другими и вообще над всем миром (Иоан. 12:48; Рим. 2:5. 6); последует кончина мира (Матф. 13:39) и благодатного царства Христова (1 Кор. 15:24).
2. Эти великие события совершатся одно за другим так быстро, или даже так совместно, что разделять их между собою и строго показать их преемственность почти невозможно. Впрочем, для удобнейшего рассмотрения каждого из них не несправедливо будет расположить их, применятильно к главной нашей мысли о всеобщем суде, в таком порядке: 1) предварительные обстоятельства всеобщего суда: а) пришествие Господа-Судии живых и мертвых, б) воскресение мертвых на суд, по гласу Господа (Иоан. 5:25), и изменение живых; 2) самый суд, его действительность, образ и свойства; 3) наконец, сопутствующие обстоятельства всеобщего суда: а) кончина мира и преобразование его посредством огня (ибо нельзя же представить, чтобы это совершилось до суда, прежде воскресения мертвых и изменения живых, которые, иначе, должны бы сгореть вместе с землею (2 Петр. 3:10) и не могли бы остаться в живых до самого пришествия Господа (1 Кор. 15:51), занимаясь своими обыкновенными делами (Матф. 24:37-41); б) кончина благодатного царства Христова и начало царства славы.
§ 263. Предварительные обстоятельства всеобщего суда: а) пришествие Господа-Судии живых и мертвых
Пришествие Господа на землю, как Судии живых и мертвых: вот первое великое событие, которое совершится в последний день мира!
1) Действительность этого будущего, второго пришествия Господа на землю со всею ясностию засвидетельствована в св. Писании. Он сам говорил: приити имать Сын человеческий во славе Отца своего со Ангелы своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его (Матф. 16:27), и говорил несколько раз, излагая самые подробности своего пришествия (Матф. 24:27-30; 25, 31–42; Марк. 8:38; Лук. 12:40; 17, 24; Иоан. 14:3). Ангелы, явившиеся Апостолам во время вознесения Господа на небо, возвестили им: сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте его идуща на небо (Деян. 1:11). Апостол Иуда приводит в своем послании пророчество еще Еноха, седьмого от Адама: се приидет Господь во тмах святых Ангел своих, сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их, имиже нече-ствоваша, и о всех жестоких словесех их, яже глаголаша нан грешницы нечестивии (Иуд. 14-15). Другие Апостолы часто напомииали Христианам об этом втором пришествии Господа, то для утверждения их в вере и благочестии (1 Иоан. 2:28; Тит. 2:12. 13), то для удержания их от осуждения ближних (1 Кор. 4:5), то для возбуждения верующих к бодрствованию и постоянной готовности (1 Сол. 5:2-6), то для утешения их в скорбях (1 Петр. 4:13).
2) Образ второго пришествия своего изобразил Господь следующими чертами:
а) Оно будет быстрое и внезапное. Якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого (Матф. 24:27; снес. Лук. 17:24). Якоже бысть во дни, Ноевы, тако будет и пришествие Сына человеческого (- 37).
б) Прежде всего, как бы предтечею небесного Судии, явится на небеси Его крест: и тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная (- 30)1955.
в) Вслед за тем увидят земнородные самого Судию, грядущего на облацех небесных, окруженного бесчисленными сонмами Ангелов: и узрят Сына человеческаго, грядущаго на облацех небесных с силою и славою многою (- 30), со ангелы святыми (Марк. 8:38).
3) По характеру и цели своей, второе пришествие Господа на землю будет совершенно отлично от первого. Тогда Он приходил в уничижении, смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Фил. 2:3); Его преследовали, подвергали бесчисленным оскорблениям и поруганиям, распяли, как злодея. Теперь Он приидет во славе своей и вси святии ангели с ним, и сядет на престоле славы своея (Матф. 25:31); теперь все земнородные ясно увидят, как Бог его превознесе и дарова ему имя, еже паче всякого имене (Фил. 2:9), и поклонится ему всяко колено небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповест, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (- 10. 11). Тогда Он приходил, не да послужат ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих (Матф. 20:28), не да судит мирови, но да спасется им мир (Иоан. 12:47). Теперь приидет – судити вселенней в правде (Деян. 17:31) и потребовать отчета от всех земнородных, как воспользовались они Его заслугами, как усвоили себе спасение, купленное Его кровию, и воздать комуждо по деянием его (Матф. 16:27).
Православная Церковь, считая догмат о втором пришествии Господа одним из основных своих догматов, всегда исповедывала его в самом своем символе словами: «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым"… И православные учители, изъясняя эти слова символа оглашенным, говорили: «мы проповедуем пришествие Христово не одно только, но и другое, которое будет гораздо славнее первого. Ибо в первом доказал Он свое терпение, а во второе явится в венце Бога Царя…. В первое пришествие Он лежал в яслях, обвитый пеленами; во второе одевется светом, яко ризою (Пс. 103:2). В вервое претерпе крест, о срамоте нерадив (Евр. 12:2); во второе приидет, в сопровождении воинства ангельского, во славе… Приидет Спаситель не для того, чтобы опять судиму быть, но приидет судить судивших Его. Тот, который прежде, будучи судим, молчал, припомнит законопреступным, явившим при кресте дерзость свою, и скажет: сия сотворил еси, и умолчах (Пс. 49:21). Как домостроитель, пришел Он тогда, увещаниями заставляя людей; а ныне по необходимости, хотя бы и не хотели, они подвергнутся Его владычеству»1956.
§ 264. б) Воскресение мертвых и изменение живых
В тот же последний день ( Иоан. 6:40, 44) и в то же самое время, как будет совершаться с небеси славное нисшествие Господа на землю, окруженного небожителями, Он послет пред собою ангелы своя с трубным гласом велиим (Матф. 24:31), и мертвии услышат глас Сына Божия (Иоан. 5:25): яко сам Господь в повелении, во гласе Архангелове, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы живущии оставишии… изменимся (1 Сол. 4:16. 17; 1 Кор. 15:52).
I. Что воскресение мертвых действительно будет, -
1) Эта истина известна была еще в Церкви ветхозаветной ( Деян. 23:6; 24. 5). Посреди тяжких страданий праведный Иов утешал себя мыслию: вем, яко присносущен есть, иже имать искупити мя, и на земли воскресити, кожу мою, терпящую сия (Иов. 19:25). Благочестивые братья Маккавейские, вкусившие мученическую смерть от Антиоха, также утешали и подкрепляли себя словами: Царь мира, умерших нас своих ради законов, воскресит нас в воскресение живота вечнаго (2 Макк. 7:9; снес. 11, 14). Иуда Маккавей послал во Иерусалим богатую жертву за грехи падших на брани своих единоверцев, предобре и благочестие творя, о воскресении помышляя (- 12, 43). Марфа, сестра Лазаря, когда Господь Иисус сказал ей воскреснет брат твой, отвечала: вем, яко воскреснет в воскрешение, и последний день (Иоан. 11:23. 24).
2) Эту истину со всею ясностию засвидетельствовал и подтвердил сам Христос Спаситель, когда в ответ Марфе заметил: аз есмь воскресение и живот: веруяй в мя, аще и умрет, оживет (- 25), и еще прежде, когда пред всеми иудеями двукратно возвестил: аминь аминь глаголю вам, яко грядет час и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут, и потом: яко грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Иоан. 5:25. 28. 29).
3) Эту истину проповедывали св. Апостолы. Петр и Иоанн, вскоре по вступлении их на апостольскую проповедь, заключены были иудеями в темницу, за еже, как повествует св. Лука, учити им люди и возвещати о Иисусе воскресение мертвых (Деян. 4:2). Апостол Павел свидетельствовал о себе, что он упование имеет на Бога, яко воскресение хощет быти мертвым, праведником же и грешником (Деян. 24:15; снес. 17, 18. 32; 23, 6). В другом месте тот же Апостол относит истину воскресения мертвых к коренным истинам Христиан-ства (Евр. 6:2), а в третьем выражается еще сильнее, указывая на тесную связь еe с истиною воскресения Христова и со всею вообще проповедию Евангельскою: аще Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи в вас, яко воскресения мертвых несть: и аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста. Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша. Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа: егоже не воскреси, аще убо мертвии не востают. Аще бо мертвии не востают, то ни Христос воста: аще же Христос не воста, суетна вера ваша (1 Кор. 15:12-17).
4) Эту истину всегда содержала и преподавала св. Церковь, как одну из главнейших, в самым своих символах 1957; исповедывали св. мученики, идя на вольную смерть1958; защищали апологеты Христианства против язычников и еретиков1959; раскрывали пастыри и учители, нередко даже в нарочитых сочинениях1960, называя ее истиною существенною в христианской вере и основною1961.
II. Возможность воскресение мертвых также не должна подлежать сомнению.
1) Христос Спаситель указывал на эту возможность и словом и делом. Словом, когда саддукеям, отвергавшим воскресение мертвых, сказал: прельщаетеся, не ведуще писания, ни силы, т. е. могущества Божия (Матф. 22:29), и еще ближе, когда, изъясняя плоды таинства Евхаристии, засвидетельствовал: ядый мою плоть, и пияй мою кровь, имать живот вечный, и аз воскрешу его в последний день. Плоть бо моя истинно есть брашно, и кровь моя истинно есть пиво. Ядый мою плоть, и пияй мою кровь во мне пребывает и аз в нам. Якоже посла мя живый Отец, и аз живу Отца ради: и ядый мя, и той жив будет мене ради (Иоан. 6:54-57). Делом, когда действительно воскрешал мертвых еще во дни служения своего на земле (Лук. 7:14; 8, 49; Иоан. 11:44), воскресил в минуты смерти своей, невидимою силою, телеса многих Святых во Иерусалиме (Матф. 27:52. 53), ц наконец воскрес сам (1 Кор. 15:20 и др.).
2) Апостолы, в объяснение той же возможности воскресения мертвых, указывали: а) на всемогущество Бога Отца: Бог и Господа воздвиже, и нас воздвигнет силою своею (1 Кор. 6:14);
б) на отношение к нам Сына Божия: Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть… Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (- 16, 20. 22), иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы его, по действу, еже возмогати ему и покорити себе всяческая (Фил. 3:21); в) на отношение к нам Духа Святого животворящего: аще Дух воскресившаго Иисуса от мертвых живет в вас, воздвигий Христа из мертвых оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас (Рим. 8:11); г) на символы воскресения в природе: речет некто: како востанут мертвии; коим же телом приидут; безумне, ты еже сееши не оживет, аще, не умрет: и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы или иного от прочих. Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело (1 Кор. 15:35-38).
3) Св. Отцы и учители Церкви, побуждаемые возражениями язычников и еретиков, старались с особенною подробностию раскрывать возможность воскресения мертвых. Для этой цели:
а) Объясняли ту мысль, что в мiре вообще ничто не уничтожается и не исчезает, а все остается целым во власти и деснице Вседержителя1962; что наши тела теряют бытие чрез смерть только для нас, а не для Бога, который совершенно знает все, даже малейшие, частицы каждого умершего тела, хотя бы они рассеялись повсюду и соединились с другими телами, и всегда силен воссоединить эти частицы в прежний организм1963.
б) Припоминали разные чудесные исцеления болезней, о которых повествуется в библии 1964, разные воскрешения мертвых1965, и особенно воскресение самого Господа Иисуса1966.
в) Обращались ко внешней природе и приискивали в ней образы и подобия воскресения, каковы: прозябение растений из семени, брошенного в землю и сгнившего1967, ежегодное обновление природы1968, обновление дня1969, пробуждение от сна1970 и под.
г) Говорили о силе и действенности Христианских таинств: крещения, в котором мы всецело, и душою и телом, возрождаемся для жизни вечной1971; миропомазания, в котором не только душа наша, но и тело запечатлеваются несокрушимою печатью Св. Духа, Господа животворящего1972; евхаристии, в которой как душа, так равно и тело наше, питаются животворящим телом и кровию самого Жизнодавца и приискренне соединяются с Ним1973.
д) В частности, в ответ на то возражение, что воскресение мертвых для нас непостижимо, указывали на другие, не менее непостижимые для нас, предметы, каковы: рождение каждого человека1974, первоначальное образование тела человеческого из персти земной1975, сотворение мира из ничего1976 и под.
ИII. На основании Слова Божия, вслед за св. Отцами Церкви, можем рассуждать о самой необходимости воскресения мертвых.
1) Слово Божие учит, что Сын Божий приходил на землю с целью спасти нас от греха и от всех следствий греха ( Матф. 18:11; Тит. 2:14; Евр. 2:14. 15), и что Он приобрел для нас своими заслугами даже более, нежели сколько потеряли мы во Адаме (Рим. 5:15. 17). Но одно из гибельнейших следствий греха есть смерть; оброцы греха смерть (Рим. 6:23); одна из величайших наших потерь во Адаме – потеря жизни даже по телу (Быт. 3:17). Итак, по самому cуществу Христианства необходимо, чтобы, якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси некогда ожили (1 Кор. 15:22), чтобы не только был побежден первый наш враг – диавол, но упразднился и последний враг – смерть (1 Кор. 15:26). Иначе цель пришествия Христова на землю, цель всего Христианства не будет достигнута вполне: человек спасется не весь, враги его будут не все побеждены, во Христе мы получим менее, нежели сколько потеряли во Адаме.
2) Св. Отцы и учители Церкви утверждали, что воскресения наших тел требуют и правда Божия и премудрость. Правда: ибо тело человека участвует как в добрых делах души, так и в ее беззакониях; след., по справедливости должно участвовать и в еe вечных наградах или наказаниях1977. Премудрость: ибо, по премудрости, Бог создал человека двухчастным, из тела и души, чтобы в этом виде он достигал своего предназначения; след., премудрость Божия не оправдалась бы от дел, если бы, рано или поздно, тело человека, по разлучении с душою, снова не, соединилось с нею для составления полного человека1978.
IV. Воскресение мертвых будет всеобщее и одновременное. Т. е. – а) воскреснут все люди: якоже о Адаме вси умирают, такожде о Христе вси оживут (1 Кор. 15:20); б) – не только праведные, но и грешные: воскресение хощет быти мертвым, праведником же и грешником (Деян. 24:15); в) воскреснут все вместе, и праведные и грешные: грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Иоан. 5:28. 29). Эту всеобщность и одновременность воскресения мертвых единогласно признавали св. Отцы и учители Церкви1979.
V. По качествам своим воскресшие тела -
1) Будут существенно те же, какие соединены были с известиыми душами в продолжение настоящей жизни. Это видно:
а) из самого понятия о воскресении, которое означает восстановление и оживление того же самого, что умерло, а не образование или сотворение чего-либо нового1980; б) из примера Христа Спасителя, воскресшего из гроба в своем собственном теле (Иоан. 20:25-27); в) из ясных мест Писания, где говорится, что именно сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Иоан. 5:28), что подобает тленному сему облещися в нетление, мертвенному сему облещися в бессмертие (1 Кор. 15:53)1981; г) из постоянного и единогласного учения св. Отцев и учителей Церкви1982.
2) Но, с другой стороны, будут и отличны от настоящих тел: потому что восстанут в виде преображенном, по подобию воскресшего тела Христа Спасителя, иже, как говорит Апостол, преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы его (Фил. 3:21). В частности, это отличие будущих, воскресших тел наших, от настоящих св. Павел изображает следующими словами: сеется в тление, востает в нетлении: сеется не в честь, востает в славе: сеется в немощи, востает в силе: сеется тело душевное, востает тело духовное (1 Кор. 15:42-44). Т. е. воскресшие тела будут:
а) Нетленны и бессмертны, – как сказал еще Спаситель: сподоблшиися век он улучити и воскресение, еже от мертвых, ни женятся, ни посягают, ни умрети бо ктому могут (Лук. 20:35. 36); как изъясняет ту же мысль далее сам же св. Павел: подобает бо тленному сему облещися с нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие (1 Кор. 15:53), и как единогласно учили св. Отцы Церкви1983.
б) Славны или светоносны, – подобно телу Христа Спасителя, когда он преобразидся на Фаворе ( Фил. 3:21), и согласно Его Божественному обетованию: тогда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их (Матф. 13:43)1984.
в) Сильны и крепки, – как не причастные ни изнеможению 1985, ни вообще немощам настоящей жизни1986.
Г) Духовны, которые, в противоположность нынешнему душевному, перстному или грубо-вещественному телу, явятся весьма тонкими , легкими1987, небесными (1 Кор. 15:48. 49), не будут иметь нужды ни в пище, ни в питии (1 Кор. 6:13)1988, сделаются непричастными и другим телесным потребностям, подобно духам бесплотным – Ангелам (Лук. 20:36; Матф. 22:30)1989.
1) Впрочем, необходимо заметить:
а) Что все означенные свойства воскресших тел, хотя они открыты нам в Слове Божием, мы опредедить ныне с точностию не в состоянии, как сознавались и древние знаменитые учители Церкви: «оно (воскресшее тело), говорит св. Кирилл иерусалимский, будет духовное, чудное, такое, коего свойств изъяснить, как должно, мы не можем»1990.
б) Что все означенные свойства будут, несомненно, принадлежать телам воскресших праведников, предназначенных для вечного блаженства, во не все – телам воскресших грешников1991. По крайней мере, никак нельзя сказать, что и последние тела востанут в славе и просветятся, когда это свойство ясно приписывается самим Спасителем одним только праведникам (Матф. 13:43), и было бы совершенно несообразно ни с заслугами воскресших грешников, ни с назначением их для адских мучений1992. Можно с достоверностию утверждать только одно, что и тела грешников восстанут нетленны и бессмертны: потому что это свойство усвояет Апостол вообще телам воскресшим, когда говорит о всех умерших: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни (1 Кор. 15:52. 53). «Мы востанем, учил также св. Кирилл иерусалимский, и все будем иметь вечные тела, но не все подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы мог он, как надлежит, обращаться с Ангелами; если же кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться»1993.
в) Что тела самих праведников не все будут иметь означенные свойства в одинаковой мере, по крайней мере, не все одинаково просветятся, а соответственно заслугам каждого праведника. Ибо св. Апостол ясно говорит: ина слава солнцу, ина слава луне, ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых (1 Кор. 15:41. 42)1994.
4) Были еще некоторые частные мнения или гадания касательно других свойств воскресших тел, как то: касательно их пола, возраста и под.; но мнения такие, о которых нельзя сказать ничего решительного, по недостатку прямого откровенного учения. Одни, например, думали, что, по воскресении тел, различие в полах упразднится1995; другие напротив, что оно останется1996; третьи, наконец, полагали, что все умершие восстанут в одном мужеском поле, – мнение, против которого вооружался блаж. Августин1997. Одни гадали, что все умершие, и старцы, и мужи, и юноши, и дети, восстанут в одном и том же возрасте – в мере возраста исполнения Христова (Еф. 4:13)1998; другие говорили, что не в одном, хотя и не допускали, чтобы младенцы и юноши воскресли в возрасте младенческом и юношеском, а не в зрелых летах1999.
VI. Раскрыв, сколько для нас нужно и полезно, тайну будущего воскресения мертвых, св. апостол Павел открыл вместе и другую тайну относительно тех, которые останутся живыми до дня второго пришествия Христова. Се тайну, писал он коринфским ученикам своим, которым только что изложил учение о воскресении, се тайну вам глаголю: еси бо неуспнем, вси же изменимся. Вскоре во мгновение ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся: подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие (1 Кор. 15:51-53). Как ни кратки эти слова, но из них очевидны три следующие истины:
1) Изменение живых в последний день совершится так же быстро, как и воскресение мертвых: вскоре во мгновение ока в последней трубе.
2) Изменение живых последует от той же самой причины, от того же всемогущего гласа Христова, от которого воскреснут и мертвые, и в одно и тоже время, а не прежде: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся (снес. 1 Сол. 4:15).
3) Изменение живых будет состоять в том же, в чем и воскресение мертвых, именно: нынешиие тела наши, тленные и мертвенные, преобразятся в нетленные и бессмертные: подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие (53)2000.
Объяснить для себя это будущее изменение живых мы так же не в состоянии ныне, как не в состоянии объяснить будущее воскресение мертвых.