Любовь к себе и трансформация
Всегда и повсюду, прежде всего, стремитесь к счастью, Счастье может зародиться только в нас самих. Никто не может сделать нас счастливыми. Счастье — это выражение излучаемой нами любви, Мы счастливы не потому, что кто-то любит нас, а потому, что любим мы сами.
Цель толтекской подготовки в том, чтобы научить человека любить себя.
Здесь есть все, что можно любить, включая нас самих. Если не безоговорочна наша любовь к себе, то не безоговорочна она и к другим, Нанесенные раны вынуждают нас сначала отказывать в любви к себе, а затем и к другим. Поэтому первейшей нашей задачей должна быть любовь к себе. В достаточной мере любя себя, вы не испытываете нужды в любви другого человека. Вы можете сблизиться с человеком потому, что вам этого хочется, а не потому, что вам это необходимо. Человеком, терпящим нужду в чем-либо, легко манипулировать.
Если же вы счастливы сами, то для счастья вам никто не нужен. Мы делимся своей радостью, но не одиночеством. Любовь к себе делает нас достойными любви. Окружающие всегда тянутся к человеку, который сам с собой в ладу.
Мигель старается заставить людей осознать присутствие в их жизни блоков, возведенных системой их собственных убеждений. Нагвали нередко дурачат своих учеников, чтобы помочь им избавиться от этих блоков. Хождение по раскаленным углям — это трюк, помогающий обойти стороной систему убеждений. Он открывает ученику сталкинга новые возможности. Его цель — избавиться от закоснелости.
Место, которое мы занимаем в любой ситуации, — это способ справиться с теми или иными обстоятельствами. Наше место постоянно изменяется. Когда мы думаем о себе как бы со стороны, мы в любой момент свободно можем менять свое место, спонтанно и мягко реагируя на новые обстоятельства без всякого самоосуждения. Мы начинаем осознавать, что вечно лицедействуем. Каждый из нас носит свою маску и вообще может изменяться как ему угодно. Осознание этого способно привести к двуличию и склонности к софистике, но если человек перед этим успел промыть свои раны, тогда самоосознание становится мощным средством сохранения независимости от сновидения планеты.
В древние толтекские времена в Теотихуакане и Туле, равно как и в городах Майя, использовалось множество масок. Эти маски не только были одной из форм толтекского искусства, но и составной частью науки, имеющей собственное практическое предназначение. Маски висели на стенах, а ученик, встав перед одной из них, старался придать своему лицу ее выражение, пока сам не начинал испытывать выраженные маской эмоции. Поначалу ученик по-обезьяньи подражал только безглазым маскам. Затем, понемногу набираясь опыта, ученик переходил к подражанию маскам с глазами.
Практические занятия по этой дисциплине заключались в том, что учеников отправляли в город изучать выражения лиц обычных горожан.
Подлинное лицо человека проглядывает только во сне. Толтеки мастерски умели анализировать состояние человека, примерно так же, как другие народы умели читать ауру. Эта практика помогла добиться высочайшей точности в постижении человеческой природы. Настоящему мастеру было довольно одного взгляда, чтобы понять, какие чувства кроются за выражением лица человека. Копируя это выражение, мастер сам испытывал эмоции другого человека. Особую пользу приносила эта практика, когда надо было разоблачить лжеца.
Многие из живущих на земле инстинктивно надевают соответствующую маску ради достижения желаемого результата. Однако это знание шаманское, составная часть безмолвного знания, и по всем правилам передается только избранным ученикам, ибо наделяет человека силой, которой можно злоупотреблять.
В процессе сталкинга мы сталкиваемся лицом к лицу с теми местами, которые занимаем в бесчисленном разнообразии житейских ситуаций. Некоторые из этих мест изменить невозможно. Одной из таких позиций является наш пол. Если вы — женщина, то тут уже ничего не изменишь. Бывает, что в своем внутреннем сновидении мы не можем примириться с неизменностью подобных вещей, причиняя себе напрасные страдания. Но трансформировав свое личное сновидение, вы куда спокойнее станете относиться к тому, чего нельзя изменить.
Бывают и сложные обстоятельства, которые, однако, можно изменить. Скажем, вы — персиянка, проживающая в Иране или Ираке. Кое-что в этой ситуации можно изменить. Вы как были женщиной, так и останетесь, но можно изменить свое место в этой культуре. Если вы это сделаете, то и другие люди, заметившие ваш образ действий, могут изменить свое положение.
Не все модификации заканчиваются счастливо. К примеру, Гитлер пытался изменить внешнее сновидение, сделав его еще более чудовищным. С другой стороны, Махатма Ганди сначала очистил самого себя, и в результате его деятельность в мире была преисполнена любви и благожелательности.
Игрушечная страна
Игрушечная страна — это метафора, с помощью которой Мигель учит своих последователей беспристрастно оценивать себя такими, как они есть.
Иногда я рассказываю об Игрушке, которая живет в Игрушечной стране. Если весь мир представится вам Игрушечной страной, то ваше тело станет вашей любимой игрушкой. Вы любите свое тело. Без тела нет действия, Ваше тело создано для веселья и радости, а не для страданий и побед в жестоких поединках. С телом можно разговаривать и делиться сновидениями. Вы видите внешний мир. В Игрушечной стране вы испытываете благодарность к своему телу и относитесь к нему с огромным почтением. Всякий, кто захочет поиграть вашей игрушкой, должен относиться к ней с тем же уважением.
В Игрушечной стране все хотят быть счастливыми, Все населяющие эту страну игрушки заняты игрой — либо в одиночку, либо вместе с другими. Любой по желанию может бросить одну игру и взяться за другую. Каждая игрушка умеет что-то свое, поэтому результат игры зависит от каждого из нас.
В Игрушечной стране вы можете быть врачом, инженером, словом, кем хотите. В процессе игры вы вновь открываете для себя эмоции, знакомые с детства, когда все было возможно. Воображение помогает вам вернуть личную свободу.
В Игрушечной стране уровень морали куда выше, чем в том пекле, каким является окружающий мир. В Игрушечной стране можно в любой момент изменить свое положение, поэтому его защита утрачивает прежний смысл. Вступая в брак, обе игрушки могут стремиться к счастью, не посягая на свободу друг друга.
Концепция Игрушечной страны отлично помогает отрешиться от прочно завоеванных позиций. Она способствует примирению с собой и осознанию того, что вы есть то, что вы ЕСТЬ.
При сталкинге вы контролируете свое сновидение, делая его таким, какое вам хочется. Поскольку все вокруг есть иллюзия, сталкинг может стать такой же игрой, как в Игрушечной стране. Мы страдаем лишь тогда, когда нам не хватает смелости сменить игру или свое положение, чтобы выйти из той игры, в которую вы больше не хотите играть. В Игрушечной стране нас стимулируют к тому, чтобы разобраться, чего мы на самом деле хотим, а затем создать игру, помогающую добиться цели.
Толтекский ученик воина должен в совершенстве научиться быть игрушкой. Эта дисциплина понижает чувство собственной важности и позволяет ученику в отличие от большинства людей видеть в жизни скорее комедию, чем трагедию. Ученики учатся плыть по течению. Сталкер должен уметь рисковать. Сталкинг подобен игре, в которой вам нечего терять.
За годы работы с учениками я воочию видел результаты их овладения мастерством сталкинга, Один из них начал писать книги по проблемам бизнеса и проводит семинары по всей стране. После кратковременной сумятицы в умах, ученики, достигшие мастерства, продолжают жить и работать. Толтекская мудрость — это непрерывный процесс. Нет такого момента, когда можно сказать: «Ну, все, всей этой практике конец, и теперь я нагваль». Становление мастера — это и образ жизни, и дело всей жизни.
Сталкинг тела
До сих пор мы говорили об искусстве сталкинга с точки зрения разума, Теперь поговорим о точке зрения тела. Одной из самых болезненных ран является наше суждение о собственном теле. А ведь оно всегда было самым преданным и верным нашим другом. У Толтеков принято почитать человеческое тело, содержать его в максимальной чистоте и считать его верхом совершенства. Но большинству из нас это дается с большим трудом.
Большинство соматических болезней берут начало в ментальном состоянии человека, зависящем от нашего положения в жизни. Причиной недуга часто бывает безответственное отношение к своему здоровью и попытки оправдать свой статус жертвы обстоятельств,
Негативные суждения о. теле воздействуют на разум, после чего разум подавляет тело. Таким образом, тело отдается во власть разума. Некоторые непроизвольные, да и произвольные движения тела контролируются разумом.
Разум думает: «Я есть мое тело».
Разум разделяет потребности тела на приемлемые и неприемлемые.
Разум интерпретирует телесные нужды как свои собственные.
Разум всегда требует качества и количества, так что если даже тело насытилось, разум может считать, что оно требует дополнительного питания.
Недремлющий Судья в нашем сознании сравнивает наше тело с идеалом, разумеется, не в пользу первого, и выносит обвинительный приговор: тело «нуждается в пище». Разум признает тело виновным, и все тот же разум подталкивает его к обжорству.
Мы стремимся изменить отношение к своему телу. Но лучше всего просто с уважением относиться к возможностям своего тела и уметь видеть красоту — и в нас самих, и в окружающих. В любом возрасте, в любом состоянии тело, как бы оно ни выглядело, прекрасно.
Наше тело принадлежит Ангелу Смерти. Нам оно дано лишь взаймы. Мы можем взрастить в себе благодарность ко всем его частям и функциям. В отличие от пуританских взглядов, присущих нашей культуре, Толтеки считают, что эта благодарность должна распространяться и на репродуктивные органы и их способность производить на свет детей.
Если мы придем к осознанию этой благодарности и проникнемся уважением к своему телу без какого-либо чувства собственника, это осознание на восемьдесят процентов выполнит работу по приближению нашего тела к идеальной форме. Совершенство уже достигнуто и не стоит тяжких трудов.
Можно понаблюдать, как мы обращаемся за чужим мнением. Усомнившись в собственном мнении о своем теле, мы спрашиваем окружающих: «Ну, как я выгляжу?» Один-единственный отрицательный отзыв способен до основания разрушить наше представление о себе. Поступая так, мы отдаем себя во власть чужого мнения, стремясь во что бы то ни стало получить признание. Кроме того, мы пробуждаем к жизни своих Судью и Жертву.
Потребности тела и потребности разума — это две разные вещи. Физические упражнения позволяют телу восстановить силы. В толтекской системе обучения нагваля упражнения начинаются с техники радостного дыхания.
В начале этой книги приводится молитва о восстановлении связи с любовью, которой пронизан даже воздух. Приход к осознанию любви, проникающей в нас с каждым вдохом, — такова задача ученика воина.