Пробуждение великана» в австралии
Один парень по имени Пол Мергард, проработавший в Англии во время года молитвы, вернулся домой в Бундаберг - провинциальный город в Квинсленде (Австралия), и стал восторженно рассказывать о результатах молитвы «24-7» в Англии. Его родная церковь была довольно консервативной — «не такой, от которой можно было ожидать проведения «24-7», не говоря уже о том, чтобы стать первыми представителями Армии Спасения, которые взялись бы за это. Хотя, впрочем, это было пророческим знаком того, что должно было произойти» — говорил Пол.
Майор Питер Пирсон, стоявший во главе центра в Бундаберге, четко изложил результаты их молитвы: «Пятьдесят пять человек прошли десятинедельный «Альфа-курс»; пятнадцать из них никогда раньше не были в церкви. Многие люди получили исцеление и примирились, и в результате церковь стала совершенно иной. Три человека с потенциально серьезными болезнями вернулись от врачей с результатами, совершенно несоответствующими первоначальным ожиданиям докторов».
«Конечно, цифры — это не главное, - продолжал он, - но после той недели молитвы здесь, в Бундаберге, приход вырос до ста сорока человек, в то время как раньше было, в среднем, восемьдесят пять. Мы возвращаемся к нашим корням — воплощенному, страстному служению и молитве, и вместе с этим будущее снова становится восхитительным приключением со спасением душ, взращиванием святых и служением страдающему человечеству».
В заключение майор Пирсон с большой убежденностью сказал: «за двадцать четыре года своего служения я никогда не видел, чтобы Бог действовал так могущественно. За этот год более се-
ТРИШЕСТЬПЯТЬ
мидесяти человек приняли решение следовать за Христом, причем двадцать из них — впервые в жизни».
Истории, подобные этой, побудили лидеров Армии Спасения в Восточной Австралии организовать целый год молитвы «24-7», как и в Англии. Этот год прошел с таким огромным успехом, что они решили не останавливаться, когда он подошел к концу, и до сих пор продолжают молиться день и ночь, передавая эстафету молитвы от корпуса к корпусу. Вот как описывает результаты этой молитвы Пол Мергард: «Бог очень ясно обращается к нам и призывает нас так близко к Себе, что сейчас просто невозможно назвать дату окончания этого движения. Похоже, что молитва «24-7» стала частью нашей ДНК. Мы — самая уважаемая организация в Австралии, и через «24-7» Бог пробуждает «спящего великана». Это — удивительное приключение!»
Комиссар Хьюз подытожил первоначальное влияние молитвы «24-7» на его деноминацию: «Молитва «24-7» помогла нам заново обрести что-то от огня и страсти первых лидеров Армии Спасения, которые не делали различий между молитвой и физической заботой, но просто отвечали на нужды людей. Они знали, что нужда людей в том, чтобы встретиться с живым Богом, была такой же неотложной, как нужда в хлебе и воде... поэтому они стремились к истинно всестороннему подходу и молитвой вводили людей в Царство Божье, и, тем временем, предлагая им еду». В заключение он сказал: «Молитва «24-7» открывает прекрасные возможности для творчества в молитве, но самое главное то, что мы начали заново узнавать, что значит поставить молитву в центре нашего миссионерства, а миссионерство — в центре нашей молитвы».
Принимая во внимание то, как важны были для Цинцендорфа обновление и миссионерство, я уверен, что он и генерал Бут от всего сердца аплодируют со своих мест.
«КОЧЕВНИК» В ШВЕЦИИ
Вопли людей, прыгавших неподалеку с подъемного крана на
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
эластичном тросе, создавали необычный фон для нашей беседы. Мы ели мексиканские блюда, купленные на вынос в одном из микроавтобусов на шведском фестивале «Фризон», где три тысячи молодых викингов собрались, чтобы порейвовать и прославить Бога. Парень, сидевший за столом напротив меня, взял лепешку-начо, и за ней потянулся шлейф расплавленного сыра. «Я жил в ашрамах на Востоке и много чего видел, — произнес он, затем сделал паузу, улыбнулся, и с чувством произнес каждый слог следующего предложения, — но когда я вошел в молитвенную комнату «24-7» в Стокгольме, это стало, пожалуй, самым сильным духовным переживанием в моей жизни».
С этими словами Ларе Йоханссон, директор «Форума веры и общества», штаб-квартира которого находится в богословской семинарии «Оребро» в Швеции, наконец положил начо в рот, подобрав остатки сыра. Тем временем очередной любитель суицидальных ощущений бросился вниз головой с крана. Неподалеку я заметил «Кочевника» — разрисованный граффити фургон, служащий круглосуточной мобильной молитвенной комнатой. Он путешествует по Швеции как скиния, привозя Божье присутствие и силу молитвы в школы по всей стране.
Во всей Швеции живет меньше людей, чем в Лондоне, однако в этой просторной земле в полночь на стыке 2001 и 2002 годов шведская молодежь начала беспрецедентный год непрерывной молитвы за свою страну. На улице шел снег, но в большом зале в Йонкоппинге несколько тысяч юношей и девушек как никогда раньше посвящали себя молитве. Вспоминает Миа Линд: «Лично я была слишком сильно потрясена масштабами и значением всего этого, чтобы еще чего-то ожидать. Помню только, как думала: «Это что-то огромное!»»
Целое поколение шведов выросло с представлением о Боге и о церкви как о вещах, не имеющих никакого отношения к их жизни. Это представляло серьезные проблемы для молодых христиан, и, возможно, именно поэтому молитвенные комнаты так быстро распространились по всей стране. Спустя некоторое
ТРИШЕСТЬПЯТЬ_____________________
время, вспоминает Миа, «эти молитвенные комнаты стали разговаривать друг с другом и делиться своими историями и переживаниями. Тогда мы решили «соединить точки на карте», организовав год непрерывной молитвы. Мы собрали группу людей, чтобы открыть шведский офис движения «24-7», а всего через четыре месяца начали в нашей стране «24-7-365». Почему мы это сделали? Потому что Швеция очень сильно нуждается в Боге».
От интимных молитвенных комнат в церковных зданиях до заляпанной грязью палатки на рок-фестивале, — по всей Швеции и стар и млад стали взывать к Богу. Вот одна из многих историй, пришедшая из церкви неподалеку от Стокгольма, которая была потрясена силой молитвы, когда в их ежегодный молодежный лагерь собралось в два раза с лишним больше людей, и они крестили четырнадцать человек. Муж Мии Маркус, возглавляющий «24-7» в Швеции, сказал: «Это было еще невероятнее, чем я ожидал! Такое впечатление, что «24-7» стало оправданием для молитвы среди тех, кто раньше практически не молился».
МОЛОДЕЖЬ С МИССИЕЙ» В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Карл Тиннион - один из самых страстных людей из всех, кого я знаю. Он страстно относится к своей жене Мел, к еде, к скульптуре и к Богу. Со своим сложением и своей красивой бритой головой он похож на кирпичный особняк, и он — один из самых кротких и творческих людей из всех, кого я знаю. Карл — не только один из лидеров в служении «Молодежь с миссией», но и член команды «Культурного сдвига», а это означает, что он был вместе с «24-7» с самого начала.
Однако именно то, что Карл лично пережил в молитвенной комнате движения «24-7», стало решающим фактором, сделавшим его поборником молитвы в служении «Молодежь с миссией». Вот как он сам описывает свое переживание:
«Мне всегда было сложно находиться в закрытой, напряженной, тихой обстановке. Может быть, однажды я повзрослею и приучу себя к этому - а может, и нет! Я всегда любил
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
молиться, но главным образом тогда, когда это происходило на вершине горы или в лесной глуши, когда я шел и разговаривал с Богом.
Старые модели, когда все садятся в кружок и смотрят в пол, раньше сводили меня с ума, и я всегда верил, что не могу считаться посвященным христианином, если не буду подчиняться этому. А затем появилась модель «24-7»!
Я думаю, в этом нет ничего волшебного, но концепция полной свободы, когда я нахожусь один в комнате, когда я могу быть самим собой и полностью выразить себя во всей своей странности, стала САМЫМ освежающим, освобождающим и восхитительным переживанием. Тот факт, что я мог так поступать, и Бог все равно вступал со мной в контакт, был для меня подобен освежающей воде горного источника, омывающей меня.
Теперь я мог рисовать и писать стихи на стенах; я мог растянуться на полу и слушать благочестивые ритмы барабанов и баса. Совершенно неожиданно этот час или два, или даже три часа сливались во что-то такое, что ты терял само ощущение времени.
Моя смена кончалась так быстро, что мне стало казаться, что меня обманывают! Разве это не удивительно? Мне не хватало времени (хотя у меня был час или два), чтобы помолиться или соединиться с Богом так, как мне этого хотелось! Это было что-то такое, о чем я раньше только читал в книгах и никогда не думал, что это произойдет со мной — уж точно не в молодости! Это полуночное напряжение стало доставлять мне удовольствие, и когда я был на работе, я частенько посматривал на часы, ожидая своей «смены» в молитвенной комнате».
Неудержимый энтузиазм Карла и Марка Маркевича, неподражаемого руководителя «Молодежи с миссией» в Англии, привели к тому, что команда лидеров этого служения в Западной Европе приняла решение открыть молитвенные комнаты по все-
ТРИШЕСТЬПЯТЬ________________________
му континенту. Они пригласили Иэна Николсона и меня в Германию на встречу лидеров, чтобы мы рассказали о движении «24-7». Для меня это была очень трогательная встреча, потому что основатель этого служения Лорен Каннингем оказал на меня очень сильное влияние через свои книги. Собственно говоря, именно удивительная история о том, как началось служение «Молодежь с миссией», заставила меня опуститься на колени много месяцев тому назад в стремлении больше познать Бога. Я думаю, это была именно та самая духовная ракета, которая запустила нас с Сэми в нашу «погоню за диким гусем» по Европе.
Стоя перед всеми этими миссионерами в центре Германии (снова оказавшись не так уж далеко от Гернгута), я с благоговением подумал о том, что, возможно, моравское помазание непрерывной молитвы сейчас пришло в самое большое миссионерское движение в мире, восемнадцать тысяч штатных служителей которого трудятся на переднем крае справедливости, творчества, примирения и евангелизации. Я снова представил себе, как Цинцендорф, Уэсли и Бут подбадривают нас, когда мы организовывали «Стражу Господню» и соединяли ее с миссионерской деятельностью и служением бедным.
«Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы;
всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других» (Ис. 56:7-8).
ГЛУБЖЕ
СПАСИТЕЛЬ-ХОДАТАЙ
Богослов П. Т. Форсайт сказал: «Настоящая сила молитвы в истории — это не стрельба молитвенных подразделений под командованием Христа, но совместное действие Спасителя-Ходатая и Его общины; объем и энергия молитвы, организованной в Святом Духе и в Церкви, которую творит Дух».
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
ПУТЕШЕСТВИЕ
СПАСЕНИЕ (И АРМИЯ)
«Бог обильно благословил нас превыше всех наших ожиданий — например, во время нашего воскресного богослужения около двадцати человек тем или иным образом ответили на то, что Бог им говорил. Если учесть, что за весь год до молитвенного уикэнда было всего два случая ответов, мы верим, что здесь не обошлось без молитвы!»
Клаламвэш, Австралия
«Благодаря нашей молитве пять человек вернулись к Господу, причем один из них блуждал более двадцати лет. Были восстановлены взаимоотношения в нескольких семьях. Люди, которые уже много лет не были в церкви, снова начали посещать собрания. Многие говорят так: «Как только входишь в молитвенную комнату, сразу чувствуешь Бога», или: «Я пришла сюда возбужденной и сконфуженной, а рожу в мире». Мы будем проводить молитвы «24-7» снова и снова. Это слишком хорошая вещь, чтобы сделать ее только один раз. Я знаю, что это возбудило в наших людях новое желание молиться»
Госфорд, Австралия
ТРИШЕСТЬПЯТЬ
|
[Россия — Германия — Македония]
|
О
Ш 3
Ты хочешь искать Моей полноты ? м
Ты хочешь творить историю вместе со Мной ? ^
Ты хочешь иметь значение в Моем Царстве ? р"
Ты хочешь видеть чудеса и бороться за справедливость ? ^ш
Ты хочешь видеть примирение и освобождение людей? Ты хочешь видеть, как народы преображаются благодаря силе молитвы?
Тогда следуй за Мной, И я покажу тебе, куда идти.
Не к сцене, где проповедник стоит в свете прожекторов. Не на конференцию, не на собрание, не в лагерь.
Пойдем со Мной в самые темные места. Пойдем к раненым, к плачущим с опустошенными
лицами,
Пойдем со Мной к зависимым, к осужденным и попавшим в ловушку.
Приди со своим светом, беги со своей солью, Иди к горю; к дереву самоубийств.
Приди в хлев. Приди и следуй за Мной.
Иэн Николсон сидел в молитвенной комнате в Санкт-Петербурге (Россия) и в четыре часа утра
КОГДА ДУХ ГОВОРИТ"ПРИДИ"____________
записывал эти мысли на клавиатуре компьютера. «Мне казалось, что Иисус смотрел мне прямо в глаза, снова приглашая меня прийти и следовать за Ним» — рассказывал он. Этот призыв отражался на экране. Он улыбнулся, вспомнив «Араба» и румынских христиан за «железным занавесом», рисковавших всем, что у них было. Иэн уже много лет не чувствовал такого возбуждения.
ВАВИЛОН В СНЕГАХ
Санкт-Петербург расположен в дельте Невы. Его еще называют «Северной Венецией» или «Вавилоном в снегах». Этот северный город, расположенный на одной широте с Аляской и Гренландией изнывает в почти постоянной темноте в худшие недели зимы. А летними ночами солнце опускается за горизонт всего лишь на девять градусов, и вечерние сумерки плавно сменяются рассветом. Это знаменитые «белые ночи», когда на улицах не включают фонари, а город погружается в сиреневые сумерки всего лишь на час в сутки. Знаменитый силуэт города с его сверкающими шпилями и сине-золотыми куполами церкви Воскресения Христова в такие моменты может показаться вышедшим из сказки.
Однако за этой романтикой прячется боль одного из самых трагических городов на земле. Церковь воскресения Христова также известна как церковь Спаса на Крови. На этих улицах Он действительно истекает кровью.
Сам город был заложен на скрытом холокосте человеческих амбиций; более двадцати пяти тысяч человек умерло на постройке этого сказочного города для царя Петра Великого триста лет назад. Во время Второй Мировой войны более трети населения города умерло от холода и голода во время фашистской блокады, длившейся целых девятьсот дней. Санкт-Петербург также пережил три кровавых революции; на протяжении десяти лет он носил имя Петроград, а затем еще шестьдесят семь лет был Ленинградом, прежде чем ему вернули первоначальное
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
название.
Сегодня то, что пережил этот город, отражается в микрокосме многих жизней. Средняя продолжительность жизни мужчин составляет всего пятьдесят восемь лет (для сравнения, в США это показатель составляет семьдесят три года), широко распространен алкоголизм, и более пяти тысяч детей живут на улицах37. Эти беспризорные, никому не нужные дети собираются в «тусовки» — места, где можно найти крышу над головой и тепло, часто в переходах метро или на вокзалах. Там они выпрашивают деньги и сигареты, нюхают клей, а в часы пик, пользуясь моментом, занимаются карманными кражами. И девочки, и мальчики занимаются проституцией. Хотя эти тусовки опасны и в них царит насилие, для детей улицы они являются «родным домом».
ДУШ НА УЛИЦЕ
Наши русские друзья живут в этом мире и стремятся «благове-ствовать нищим... исцелять сокрушенных сердцем, проповеды-вать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1). Их церковь состоит из многих людей, получивших освобождение от героина, алкоголизма, сексуальных оскорблений и отчаяния. Сегодня они повели Иэна и команду служения «24-7» в темный переход, через который толпы пассажиров попадают в ленинградское метро. У входа в переход пожилая женщина в типичном платке торгует пластиковыми пакетами и полевыми цветами.
Здесь, в переходе, группа просто начала поклоняться, и сначала Иэн засмущался. Но, глядя на то, как его русские братья и сестры поднимают руки и возносят хвалу Богу, он заразился их страстью, и тайное стремление начало проявляться и в его сердце.
37. По оценкам «Miidecinsdu Monde» (Швеция), на улицах живет от пяти до семи тысяч детей, и еще больше ночуют дома, но проводят дни на улице.
КОГДА ДУХ ГОВОРИТ "ПРИДИ"___________
Впоследствии он вспоминал: «Эти моменты уличного поклонения в России несли в себе больше свободы и страсти, чем любое христианское собрание, где я побывал в течение многих лет». Русские, казалось, самозабвенно отдавались Богу, явно потрясенные всем тем, от чего Он их спас, а также тем, для чего Он их спас. «Они не просто пели, но прыгали и восклицали. Один парень, который раньше был профессиональным танцором в ночных клубах, поклонялся с особенной свободой, выполняя при этом просто безумные скоростные повороты! Это была картина освобождения и огромной радости».
Пока они поклонялись, в переходе собралась небольшая толпа. Иэн заметил девушку в бесформенной коричневой кепке, из-под которой были видны короткие прямые светлые волосы. Ее вытянутое лицо выглядело мальчишеским. Практически в ту же секунду эта хрупкая девчушка разразилась потоком русской брани, сопровождая ее оскорбительными жестами. Она начала кричать, агрессивно кружа вокруг группы христиан. Она явно хотела драки, и поклонение раздражало ее.
Быстро и осторожно одна из русских девушек подошла к ней и мягко, с уважением начала говорить с ней. Девчонка начала успокаиваться, но все еще избегала смотреть в глаза, саркастически ухмыляясь прохожим и делая вид, что ей не интересно, что говорит ей христианка. Через некоторое время и эта враждебность ушла, и девчушка просто стала смотреть себе под ноги, наполовину прячась от разговора за козырьком своей бесформенной коричневой кепки. В конце концов, она оставила всю свою злость и подняла глаза, пытливо изучая добрые глаза «глупой» христианки.
Та самая девушка, которая только что изрекала оскорбления и искала драки, теперь позволила этим «сумасшедшим» христианам помолиться о ней и стояла со склоненной головой. Кто-то положил руку на ее плечо. Поникшая, она была похожа на полуразрушенную палатку после бури. Мимо торопились прохожие, а эта никому не нужная беспризорница в бесформенной корич-
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
невой кепке стояла в переходе и что-то шептала Царю царей. Поклонение продолжалось, но теперь она стояла немного увереннее, словно стала другой, смущенно улыбалась и пыталась подпевать. Позже она сказала, что у нее было такое чувство, словно она стояла в душе; поклонение очищало ее.
Она пришла в молитвенную комнату и провела там большую часть ночи, разговаривая с членами команды и задавая им множество вопросов. Ее проблемы, как и проблемы множества других, были ужасными, но агрессивная девчонка с улицы теперь начала духовное путешествие. Это было потрясающее преображение. Она даже произнесла молитву покаяния, посвятив свою жизнь Иисусу, но для таких людей подобные молитвы являются всего лишь первым шагом на долгом и трудном пути. К сожалению, в ту же ночь эта девушка поддалась искушению (скорее всего, зависимость побуждала ее искать новую дозу) и исчезла ночью, украв несколько вещей из молитвенной комнаты. Такова реальность служения сломленным людям, но это — самое настоящее служение Христа.
Поэтому, сидя в четыре утра в той самой молитвенной комнате,
сквозь окна которой пробивался зловещий свет белых ночей,
Иэн, пребывая в молитвенном состоянии, размышлял о прошед
шем дне, об этой девушке и о вопиющих нуждах этого прови
нившегося города. Он также размышлял о том чувстве Божьего
присутствия, которое испытал, когда они поклонялись в пере
ходе. А затем его осенило: они ни разу не просили Святого Духа
прийти. Казалось, Он уже был там и ожидал их.__________
Санкт-Петербургские переживания Иэна перекликались с переживаниями других людей в других местах в это лето. Мы все больше и больше обнаруживали, что Божье присутствие было сильнее всего на улицах и в клубах, и что многие из самых мощных молитвенных комнат были устроены, подобно скиниям, в темных местах этого мира.
Средства массовой информации описывали испанский остров
КОГДА ДУХ ГОВОРИТ "ПРИДИ"___________
Ибица как Содом и Гоморру. Зарекомендовав себя, как неоспоримая европейская столица вечеринок, он известен самыми большими в мире ночными клубами, в которых можно найти все проявления порока и разврата. Однако именно об этой среде одна девушка сказала: «На улицах Ибицы я ощущала сопровождавшее меня присутствие Божье сильнее, чем на любом церковном богослужении до сих пор». Как такое может быть? Может, такие комментарии были всего лишь юношеским преувеличением или замаскированной «шпилькой» в адрес церкви? Или же мы действительно открывали для себя реальность отношения Божьего сердца к сокрушенному миру?
ФРАНКФУРТ.
«E.merge» — мероприятие, которое мы запланировали в горячей ванне в Туне — собрало во Франкфурте (Германия) более полутора тысяч молодых лидеров со всего мира. Это были люди, прокладывавшие новые пути для выражения церкви в появляющейся культуре. С Урала на джипах приехала команда, работающая с молодежью в российских тюрьмах. Из Азии прилетел обратившийся в веру китайский гангстер. Группа немецких «чудаков Христовых» прикатила уже под конвоем в стиле «Безумного Макса». Девушка, выпустившая хитовую песню в Испании, привезла с собой большую группу с «Контракорриенте». Из Швеции через Данию прибылии несколько автобусов с людьми. Из Швейцарии приехала Сусанна Рихигер вместе со своей командой из «Роллорамы». Во Франкфурт приехали люди из Америки, Чехии, Польши и со всей Европы.
На «E.merge» Бог делал за нашими спинами не меньше, чем на публичных собраниях. За пределами зала сотни людей сидели на улице (хотя стояла страшная жара), беседовали целый день и даже часть ночи, общаясь со старыми друзьями и находя новых. Мы предвидели это и поэтому должным образом приготовились, чтобы дать людям возможность расслабиться и посидеть вместе; повсюду стояли столики, стулья и микроавтобусы-киоски, в
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
которых продавались сосиски с капустой по-немецки. Все это способствовало общению. Слова «Молитесь, развлекайтесь и слушайтесь» были важным девизом для нас, и «E.merge» стало этому примером.
Я был рад снова оказаться в такой среде, поскольку провел большую часть года в больничных палатах. Мне было очень приятно встретиться со старыми друзьями — Маркусом и Андреа Лагеля-ми из Дрездена, Джоной и Хизер Бэйли из Испании, а также Маркусом Линдом из Швеции. Вместе со мной из Англии приехали многие члены команды «24-7» — Иэн Николсон, Керри Даттон, Фил Болдуин и Пол Уэстон. Наш неудержимый вебмастер Пит Уорсингтон прилетел вместе со своей женой Кейт. Это было похоже на сходку племен, и я был очень рад слышать, как наше движение продолжает расти и развиваться. Меня огорчало только то, что Сэми не могла быть с нами, поскольку поправлялась дома.
Конечно, встречаясь со старыми друзьями, я заводил и новые знакомства. Одним из таких новых знакомых стал исключительный шведский первопроходец по имени Томми Науманн, которому предстояло оказать значительное влияние на движение
«24-7».
ТОММИ
«Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским» (2 Кор. 8:1).
Томми, которому было уже под пятьдесят, делал совершенно сумасшедшие вещи для Бога с момента своего обращения в веру в 70-е годы, когда он, длинноволосый хиппи, присоединился к «движению Иисуса». Его видение заключается в том, чтобы «места, бывшие родиной Евангелия, снова смогли рождать». Столь многие из тех мест, где христианство впервые пустило корни, теперь стали сухими пустынями, сопротивляющимися тому самому Евангелию, колыбелью которого они когда-то оказались.
КОГДА ДУХ ГОВОРИТ"ПРИДИ"____________
Томми начал с летней миссионерской работы в Македонии, которая в то время была коммунистической страной, закрытой для миссионеров. Его предупреждали, что в столице Македонии, Скопье, невозможно проповедовать, а реально можно только молиться. Но, будучи по своей природе бунтарем, Томми просто начал проповедовать Евангелие в парке, и вскоре они стали собирать тысячные толпы людей, многие из которых посвящали свою жизнь Христу. На следующее лето Томми вернулся в Скопье с еще большей командой и снова пожал большой урожай. «В те два лета мы, в самом деле, обращались к народу, — вспоминал он. - Происходящее освещали национальные средства массовой информации, и нам даже разрешили встретиться с президентом Македонии Киро Глигоровым. Когда мы, наконец, с ним встретились, то возложили на него руки и помолились о нем!»
Однако краткосрочные миссионерские поездки намного легче, чем насаждение церквей, и когда они попытались развивать взаимоотношения с людьми, дела пошли медленнее. В 1995 году, когда насаждение церквей в стране начало продвигаться, Томми со своей семьей переехал жить в Македонию. «За эти годы мы стали свидетелями того, как многие люди посвятили свою жизнь Иисусу, несмотря на гражданскую войну, страшную бедность и катастрофу с беженцами, от которой невозможно отвернуться и которая едва не сокрушила нас полностью», — рассказывал мне Томми.
Однажды одна из церквей Томми подверглась яростным нападкам. Национальное телевидение обвинило их в том, что они якобы платят людям деньги за вступление в их «секту» и даже убивают кошек, чтобы пить их кровь! Но Бог оправдал их, когда один журналист написал статью в газете, в которой разоблачил всю ту клеветническую кампанию, которая велась против них. «Дела дьявола делают те, кто бьет стекла в домах невинных людей, кто угрожает выгнать людей с работы, кто распространяет ложь, а не те, кого называют «сектой» и ложно обвиняют во всевозможных странностях», — говорилось в статье.
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
Несмотря на преследования и ограниченные средства, они организовали медицинскую клинику с христианскими врачами, два детских сада для детей от трех до шести лет, и три магазина подержанных вещей, чтобы дать работу молодым людям в стране, где уровень безработицы достигает 50%, и нет никаких государственных гарантий.
Несмотря на то, что власти называли их сектой, церковь переживала чрезвычайный евангелизационный рост среди молодежи, благодаря кофейням, хеви-метал-груипам, молитве и дружбе. Томми рассказал мне, что в первые годы люди приходили ко Христу каждую неделю, но затем добавил: «Но у нас была большая текучка». Многие отпадали так же быстро, как принимали Христа, но многие люди пережили здесь прикосновение Христовой любви так же, как и в Санкт-Петербурге.
Разговаривая с Томми за чашкой кофе во Франкфурте, я и представить себе не мог, что вскоре мне доведется побывать в его церкви в Македонии. Когда же я оказался там, то обнаружил, что они делали еще более удивительные вещи, чем то, о чем Томми рассказал мне во Франкфурте. Например, в один из вечеров я молился о девушке, которая ответила на мое выступление, и стал свидетелем того, как Святой Дух явно коснулся ее, и она долго плакала. Позже, той же ночью, Томми без обиняков сказал мне, что эта девушка была из детского дома, и что ее отец убил ее мать у нее на глазах. Так она лишилась обоих родителей: отца посадили в тюрьму, а мать умерла. Когда я подумал о своем обычном списке незначительных молитвенных просьб в сравнении с такой травмой и нуждами, это смирило меня.
К настоящему времени эта важная церковь открыла еще несколько небольших общин в Македонии и в другой стране, которую я не могу назвать из соображений безопасности. Получается, что Томми послал первых македонских миссионеров со времен Нового Завета.
Неся в своем сердце это бремя колыбелей Евангелия, и вопреки всему основав в Македонии «церковь, насаждающую церкви»,
КОГДА ДУХ ГОВОРИТ"ПРИДИ"____________
Томми и Гунилла теперь переехали в Фессалонику, чтобы все начать сначала. Он практически неизвестен в сфере христианских конференций, но посвящает себя погибающим и страждущим с тихой настойчивостью, страстью к жизни и обилием смеха.
Однажды вечером, когда мы сидели в кафе, Томми показал мне малую часть той цены, которую платят такие первопроходцы: «Скажу тебе откровенно, Пит, иногда мне кажется, что у меня столько недостатков, что я вообще ни на что не годен». Его ясные синие глаза в упор смотрели на меня. Он сделал паузу, а затем с необычайной страстью произнес: «Но лучше я буду беседовать в доме с пятью людьми, которые не знают Бога, чем выступать перед тысячами христиан на конференциях». Мне стало неловко, словно мне бросили вызов. Этот момент завис во времени, словно облачко сигаретного дыма, а затем мы снова стали смеяться над новыми шутками Томми.
Томми не знаменит, но в Божьем «подпольном» движении он является первопроходцем-апостолом. Мы пригласили его проповедовать на конференции «E.merge» и были глубоко тронуты тем, что он рассказал о себе. Всем спонтанно захотелось почтить и поблагодарить его за то, что он уже много лет платит большую цену, трудясь, как первопроходец вдали от света прожекторов. Мы также хотели отметить, что есть еще много таких, как он, удивительных примеров для подражания, которые вдохновляют нас, молодых, быть настойчивыми и не сдаваться. Когда Томми вышел на сцену, мы попросили его довериться нам и, повернувшись спиной к краю платформы, упасть в толпу. Когда он это сделал, мы «пронесли» его, передавая из рук в руки от платформы до вестибюля и молясь о нем, пока он был над нами. Затем мы собрали пожертвования, чтобы помочь ему начать библейскую школу подготовки служителей.
БОГ НА АВТОСТОЯНКЕ
Богослов Эдвин Орр заметил: «В наши дни, как никогда раньше
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
в истории, нарастает великое молитвенное движение. Всякий раз, когда Бог собирается сделать что-то новое, Он всегда поднимает Свой народ на молитву».
Когда в воскресенье утром конференция «E.merge» подходила к концу, произошло пророческое событие, которое стало прекрасной иллюстрацией этого брачного союза молитвы и нового Божьего дела.
Для нашего утреннего воскресного собрания мы арендовали клуб, больше подходящий для рок-концертов, чем для танцев, но вскоре стало ясно, что всем нам не удастся в нем поместиться. Согласно программе я должен был выступать, но, стоя перед сотнями людей, набившихся в этот тесный зал, я каким-то образом понял, что мне не следует сейчас говорить. Вместо этого я протянул руку с микрофоном и попросил людей говорить, если они ощущают такое побуждение. Возможно, я почувствовал, что настоящие духовные дела происходили где-то в другом месте...
Примерно триста человек не смогли попасть в зал и, оставшись на улице, решили провести свое собрание на автостоянке. Иэн Николсон был одним из тех, кто оказался на том собрании и собирался отправиться из Франкфурта в миссионерские поездки на Ибицу, в Санкт-Петербург и в трущобы Дели. Стоя на фоне разрисованных граффити стен недалеко от железной дороги, собравшиеся начали поклоняться.
У них не было микрофонов и колонок, но Иэн пригласил людей выходить и делиться тем, «что Бог вложил в них» за последние несколько дней. Многие плакали и просили молиться о разных странах. На автостоянке стали раздаваться страстные восклицания и ходатайственные просьбы. Иэн был поражен этой духовной страстью, проявившейся здесь, на улице, без каких-либо сопровождающих факторов формального богослужения. Он почувствовал, что Бог говорит через это, призывая Свой народ выйти из зданий на стоянки, выйти из собраний на улицы.
КОГДА ДУХ ГОВОРИТ "ПРИДИ"
ПРИДИ
«В течение тридцати лет церковь собиралась, чтобы сказать: «Приди, Святой Дух», и по Своей благодати Он приходил, — размышлял позже Иэн. - Но, пожалуй, ситуация меняется. Возможно, сейчас подошла очередь Святого Духа, и Он говорит нам: «Придите, святые». Возможно, Святой Дух ожидает, когда мы посетим Его собрания в неожиданных местах».
Исследуя откровение, полученное Иэном на автостоянке, мы все больше и больше убеждались в том, что это было слово от Бога. Когда мы уехали из Франкфурта и начали направлять молитвенные комнаты на улицы, ориентируя их на миссионерскую деятельность, это слово вскоре стало подтверждаться чудесами и знамениями по мере того, как мы отвечали на приглашение Духа прийти.
Точно так же, как две тысячи лет назад Иисус проводил время на вечеринках, общаясь с явно нерелигиозными с плохой репутацией людьми, сегодня Он, похоже, чувствует себя удивительно комфортно среди толп веселящихся на вечеринках нерелигиозных паломников нашего времени. Возможно, Он хочет, чтобы мы время от времени покидали свои здания и превращали наши церкви в скинии, чтобы мы становились похожими на Него, друга грешников. Мы — свет миру, но никому не хочется пялить глаза на лампочку. Мы — соль земли, но если вам дать полную тарелку соли, вам станет плохо. Люди Божьи призваны рассеиваться и смешиваться с толпой, оказывать влияние с позиции слабости, подобно маленькому ребенку в большой семье, подобно дрожжам в тесте, подобно горчичному зерну под асфальтом.
Не может ли быть так, что Святой Дух устал посещать наши собрания и жаждет нашего присутствия на Его встречах? Возможно, Он придумывает тысячи новых мест для встреч, где от новых звуков и видов режет глаза и разрывается сердце. Может, наконец, пришло время, когда мы больше не сможем ощутить
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
Божью полноту на христианских конференциях и классических собраниях. Вероятно, это начало новой эпохи, в которой Божья полнота будет ожидать нас на улицах, в клубах и пабах. Но услышим ли мы, как Святой Дух говорит: «Придите, святые!» Он ожидает вместе с Иисусом во тьме, когда мы придем, а мы все думаем, почему же Он не пришел на наше очередное грандиозное мероприятие, как мы ожидали.
Конечно, Бог будет приходить на наши собрания, ведь Иисус обещал приходить всякий раз, когда мы будем собираться в Его имя. И не забывайте, что Он вездесущ! Но, возможно, в Его сердце есть некоторая усталость или даже неохота, когда Он смотрит через плечо назад, из дверей церкви на улицу.
«Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9:36).
Может быть, наш боевой клич «Вперед!» оборачивается против нас. Может быть, нас ожидает обратная тяга, когда ангелы закричат «Вперед!» нам, прячущимся в своих «святых кучках» и христианских группках (даже в молитвенных комнатах), где все так спокойно и безопасно. Мы провели тридцать лет, говоря: «Приди, Святой Дух...» —и Он пришел. Но теперь, если Дух скажет: «Придите!», послушаемся ли мы?
ГЛУБЖЕ