История принадлежит ходатаям
Ты — чужак на планете Земля,
За миллионы миль от дома.
Ты слышишь голоса
(зов предков).
И в глубине души ты знаешь,
Что ты больше, того, чем ты стал:
(завтра существует в тебе сегодня).
История принадлежит ходатаям.
Итак, ты осмелился быть наедине с Богом?
Ты осмелился разделить
Бремя молитвы за целое поколение?
Разожги огонь и смотри, как он разгорается:
Непрерывная молитва
Во всех странах
За поколение, потерявшееся в пространстве.
«Непрестанно молитесь» (Иисус) -
Все так просто.
32. Уолтер Уинк «Вступая в схватку с силами» (Walter Wink, Engaging the Powers (Fortress Press, 1992)).
БОГ НЕБОЛЬШИХ ГОРОДКОВ
[Калифорния — Австралия — Прага]
3"
ЭТО ЛЕТО ПРОШЛО В БЛУЖДАНИЯХ ПО неизвестным городкам с удивительными названия-ми. Сначала мы с Сэми отправились в город под на-званием Эврика, расположенный примерно в двухстах милях к северу от Сан-Франциско в центре огромного национального парка «Редвуд». Затем я уже в одиночку отправился в австралийский город с потрясающим названием Тумби-Юмби, расположенным на центральном побережье Нового Южного Уэльса, к северу от Сиднея. В обоих этих местах я был поражен, воочию увидев, какое влияние уже оказала молитва «24-7».
ЭВРИКА!
Прекрасным июльским вечером мы с Сэми, которая была на третьем месяце беременности, приземлились в Сан-Франциско. Мы оба ощущали последствия перелета через несколько часовых поясов, но все равно были рады оказаться здесь. Позвонив домой и, поговорив с Хадсоном, которому было уже почти два года (он остался с бабушкой и дедушкой), мы взяли напрокат машину и вскоре уже ехали по мосту
Ш Ш
[
БОГ НЕБОЛЬШИХ ГОРОДКОВ___________
«Золотые ворота» в потоке машин, восхищаясь величественным видом Алькатраза внизу, в туманной бухте. Мы двигались на север по шоссе 101 через большие секвойевые леса, направляясь в далекий городок на «Забытом побережье».
Мы приехали в Эврику, чтобы выступать на недельных курсах, посвященных воспитанию учеников, и очень обрадовались, когда увидели, что в конце церковного зала уже была организована молитвенная комната, в которой было полно граффити, и царил святой беспорядок. Однажды, ночью, в этой комнате шестнадцатилетний паренек из Орегона по имени Брайан пережил сильную встречу с Богом. «Я всегда знал, что Бог — мой Отец, но на этой неделе в молитвенной комнате я впервые по-настоящему понял это», — свидетельствовал он. Он слушал проповеди и даже читал книги об отцовском сердце Бога, но Бог воспользовался мгновением молитвенного уединения, чтобы, в конце концов, оставив в стороне разум Брайана, коснуться его юношеского сердца. Мы вспомнили слова Джона Доусона о том, что когда молимся, мы забираемся на колени к Отцу, и подумали, что это просто изумительно. Мы обнаруживали все больше подтверждений тому, что Бог любит превращать земные обязательства нашего сердца в моменты, когда Он может явить нам Свою милость.
Молитвенные комнаты — это места непосредственных, личных встреч с Богом. Если мы не будем внимательны, наша вера во многом может оказаться переживаниями «из вторых рук». Мы слушаем проповеди, в которых говорят, как нам думать. Мы читаем книги, которые вдохновляют нас описаниями встреч других людей с Богом и их переживаний. Но, когда мы оказываемся наедине с Богом в молитвенной комнате, наступает время открыть Библию для себя и обратиться напрямую к первоисточнику. Это время для диалога с Богом напрямую, без посредников. В таком контексте Бог часто может обращаться к нам и касаться нас так, как нам не смогут послужить ни на одном служении. Для Брайана это было откровением отцовской Божьей любви. Для людей, живущих на другой стороне земного шара, в Тумби-Юмби, Бог делал что-то другое, когда они осмеливались
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
входить в Его присутствие сами, без сопровождения.
ТУМБИ-ЮМБИ
Иисус провел Свое детство не в Иерусалиме, а в непримечательном местечке под названием Назарет. «Может ли оттуда выйти что-то хорошее?» — недоверчиво спросил Нафанаил, когда узнал о том, откуда был родом Мессия. Большие города занимают важное место в Божьем плане истории человечества, но у Него и по сей день есть предназначение и для таких захолустных городков, как Чичестер неподалеку от Лондона, Эврика к северу от Сан-Франциско и Тумби-Юмби к северу от Сиднея.
Я прилетел в Австралию, как раз в то время, когда в Сиднее шла подготовка к Олимпийским играм 2000 года. И гавань, и город сверкали чистотой, когда мы ехали на север через буш и эвкалиптовые рощи, направляясь в Тумби-Юмби, расположенном на Центральном побережье неподалеку от Ньюкасла. Молодежный пастор Саймон Форсайт пригласил меня выступить в лагере, посвященном воспитанию учеников. Он, очевидно, связался с «24-7» через Интернет.
Когда я приехал, Саймон только что вернулся из поездки в горы, где он катался на сноуборде, и мы сразу же понравились друг другу. Саймон - парень достаточно настырный и до безумия влюблен в Иисуса. С самого начала меня больше всего поразило в нем то, как он говорил о парнях и девушках из своей молодежной группы; было очевидно, что он по-настоящему любил их, и что, наряду с его семьей, они занимали первостепенное место в его жизни.
Саймон был молодежным пастором Центра христианской жизни «Бэйсайд». Вместе со своей женой Мел они практически с нуля создали молодежную группу, в которой теперь насчитывалось почти двести человек, причем более 90% этих молодых людей, ставших христианами, были выходцами из семей, совершенно не связанных с церковью. Многие представители этого первого поколения верующих получили такую хорошую подготовку, что теперь взяли на себя обязанности лидеров. Я видел
БОГ НЕБОЛЬШИХ ГОРОДКОВ____________
много больших молодежных групп и мероприятий, но в таких случаях обычно оказывается, что подавляющее большинство людей являются выходцами из христианских семей, какими бы дикими они ни казались внешне. Всякий, кто когда-либо занимался реальной работой миссионера-первопроходца среди не связанных с церковью, циничных западных подростков, знает, насколько тяжелым может быть такое служение и насколько важны в нем такие люди, как Саймон и Мел. «Все началось с того, что церковь послала нас организовать отдельное собрание для молодежи», — рассказал мне Саймон. Вскоре их группа выросла до восьмидесяти человек, притом, что в то время их воскресное собрание было точной копией взрослого богослужения.
«Нам потребовалось несколько лет, чтобы понять, что большинство подростков в воскресенье утром спят, и что наш стиль поклонения был не очень актуальным для той молодежи, которую мы хотели достичь», — усмехаясь, говорил Саймон. Они перенесли служения на вечер пятницы, добавили ревущие гитары, слэм-танцы и сделали особый акцент на взаимоотношениях, а также начали служить в местных школах. Когда они это сделали, группа быстро выросла до почти двухсот человек.
Английские друзья посоветовали Саймону зайти на сайт молитвы «24-7». «Я подумал, что эта сумасшедшая идея непрерывной молитвы в течение недели была совершенно радикальной, а значит, полностью совпадающей с курсом нашего молодежного служения!» — вспоминал он.
«Наша первая молитвенная комната была неорганизованной, беспорядочной и бессистемной, но, честно говоря, это была одна из самых интимных и освежающих недель в моей христианской жизни. Взрослые члены церкви отнеслись к этой идее несколько скептически, но молодежь полностью изменилась.
Наш старший пастор Крис Глисон думал, что мы сошли с ума, что согласились молиться дома, а не в молитвенной комнате. Но во вторник, около девяти часов утра, я вошел в молитвенную комнату и застал его там. Он плакал, читая молитвы, стихи
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
и пророческие слова нашей молодежи, развешенные на стенах нашей грязной, неубранной молитвенной комнаты.
Мы любим поклоняться, поэтому в первую же неделю у нас родилась традиция — каждую среду вечером во время недели молитвы «24-7» музыканты играют, а все молодежное служение просто поклоняется и взывает к Богу. Эти собрания стали знаменитыми, и теперь люди стараются не пропускать их. Другой традицией, родившейся в ту первую неделю, стала «Безумная команда» — группа молодых парней, которые любили молиться вместе и специализировались на ранней молитве — с часа ночи до шести утра.
Во время рабочего дня в офисе церкви часто можно было увидеть шестерых молодых парней, которые спали на временных кроватях после ночной молитвы. Поверьте, запах там стоял еще тот!»
СВЯТИЛИЩЕ
Когда я посетил церковь Саймона, у них в очередной раз проходила молитва «24-7», во время которой происходили новые удивительные события, и все это в самом невероятном месте, за десятки тысяч миль от того города, в котором все это началось! Однажды, ночью, мужчина, за которым гнались бандиты, в ужасе забежал в церковь, чтобы спрятаться. Он совершенно не ожидал встретить там сорок молодых людей, которые молились и взывали к Богу. Это потрясло его, и он посвятил свою жизнь Иисусу.
Были, конечно, и не такие серьезные случаи. Саймон рассказал об одном парне по имени Джей, который молился с такой страстью, что маршировал по молитвенной комнате, как солдат. Однажды ночью Джей опять маршировал «за Иисуса» по периметру молитвенной комнаты, а Саймон более спокойно молился в середине. Вдруг Саймон услышал грохот. Он открыл глаза и успел увидеть, что Джей сползает на пол, словно персонаж муль-
БОГ НЕБОЛЬШИХ ГОРОДКОВ____________
тфильма «Том и Джерри». Оказалось, он маршировал с закрытыми глазами и врезался головой в стену. Джей тем временем поднялся на ноги и, как ни в чем не бывало, продолжил маршировать по комнате, но теперь уже с открытыми глазами!
Другой друг Саймона, Рикки, — австралиец с квадратной челюстью, душа компании и любитель посмеяться — явно не из тех парней, которые видят ангелов на каждом шагу. «Это произошло около трех часов ночи. В комнате было восемь человек, — вспоминал Саймон. — Рикки читал молитвы на стене, как вдруг с ним что-то произошло, и он стал рыдать. Мы посмотрели на него, а он продолжал плакать и шептал: «Там ангел, там ангел!» Он почувствовал, что рядом с ним кто-то стоит, но когда обернулся посмотреть, кто это, то фигура через мгновение растаяла. Белый, как полотно, Рикки рассказал нам, что произошло, и мы тоже начали рыдать. Представляешь, все мы, восемь человек! Я могу сказать наверняка только то, что мы испытали потрясающее чувство святого Божьего присутствия».
Молодой христианин лежал на спальном мешке и тихо молился, как вдруг увидел себя стоящим в одном из городов Венесуэлы. На улицах царил хаос, повсюду было битое стекло. Неожиданно он увидел город под собой, как будто глядел с воздуха, и транспарант, на котором было написано: «Я защищу тебя». Там, в молитвенной комнате в Тумби-Юмби, он почувствовал уверенность, что Бог призывает его на другой континент, в Венесуэлу — парня, который никогда раньше не был в церкви и до этой ночи ни разу не слышал о Венесуэле, не говоря уже о видениях!
ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ
Когда я слушал эти истории, меня переполняли чувства. На этой неделе олимпийский огонь проследовал через Тумби-Юмби, проходя последний этап своего марафона от Афин до Сиднея. Более тринадцати тысяч человек помогали нести этот огонь пешком, на каноэ, на автобусе, на мотоцикле и даже на верблюде. Почти сто дней тому назад олимпийский факел был зажжен в Афинах с
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
молитвой греческому богу солнца Аполлону: «Пошли свои лучи и зажги этот священный факел для гостеприимного Сиднея».
В тот момент этот «вечный олимпийский огонь» стал для меня очень сильным образом. В другую эпоху моравский огонь непрерывного ходатайства перед единым истинным Богом, а не каким-то мифическим богом солнца, прошел путь во много тысяч миль от Гернгута до концов земли. В меньшем масштабе огонь нашей маленькой молитвенной комнаты в промышленной зоне Англии преодолел часовые пояса, океаны и континенты, чтобы зажечь сотни таких мест, как Эврика и Тумби-Юмби, где ничего не подозревающие юноши и девушки смогли ощутить прикосновение сердца Отца или получить призвание в такие страны, название которых даже не могли выговорить.
В Тумби-Юмби я получил потрясающее подтверждение. Кроме того, мне пришлось за короткий срок научиться многим вещам, когда я пытался разобраться в том, как организовать это движение, при этом не ограничивая и не контролируя его. Теперь я понимал, что если бы мы хотели сделать «24-7» большим, глобальным движением, это было бы несложно. В каком-то смысле логичным следующим шагом в каждой стране, где начинали умножаться молитвенные комнаты, должно было стать обращение к крупнейшим молодежным служениям с просьбой о поддержке. Таким образом, это движение можно было бы поддерживать, в нем была бы подотчетность, оно было бы родным для каждой страны — и, буквально, за одну ночь «24-7» стало бы мировым явлением.
Но я также знал, что мы были призваны кататься на волнах, а не поднимать волны. Это движение, вне всякого сомнения, было Божьей идеей. Это Он нанял Маркуса, Джону, Пита Уорсингто-на и меня. Все это было святым, и я знал, что мы никогда не должны прикасаться к этому без должного смирения. Снова и снова мы говорили и продолжаем говорить, что как только Бог остановится, мы тоже остановимся.
Во время своего пребывания в Австралии, я договорился о встрече с одним из лидеров очень большой и впечатляющей моло-
БОГ НЕБОЛЬШИХ ГОРОДКОВ____________
дежной организации и собирался попросить их служение заняться молитвой «24-7» в национальном масштабе. Я знал, что если они согласятся, то в Австралии начнется буквально взрывной рост числа молитвенных комнат. Он был так любезен, что проехал долгий путь, чтобы встретиться со мной. Мы сидели и беседовали, но ближе к вечеру я почувствовал в своем сердце, что Бог настоятельно говорит: «Не отдавай это ему, Пит». Наша встреча становилась все более неловкой, поскольку этот бедный парень все меньше и меньше понимал, почему я так сильно хотел с ним встретиться. Я расспросил о его семье, о его хобби, о его служении и даже о его домашних животных. Я спрашивал его обо всем, о чем только можно было спрашивать, пока, в конце концов, в два часа ночи он не попрощался со мной и не отправился домой в недоумении.
В ту ночь я сидел на постели и чувствовал себя очень глупо. Принимая во внимание мой послужной список, было весьма вероятно, что я неправильно услышал Бога и в результате упустил отличную возможность, напрасно отнял у человека его время. Я позвонил Сэми в Англию (она только встала) и сказал: «Мне кажется, что я только что сделал очень большую глупость». Однако на следующее утро Бог дал мне вторую часть инструкций: «Отдай это Саймону, Пит. Я хочу, чтобы ты доверил «24-7» в Австралии Саймону».
Мое сердце всколыхнулось от радости и облегчения. Работать с Саймоном было бы здорово! Наши с ним сердца были одинаково расположены к тому, что Майк Йаконелли называет «неприглядной духовностью». Я знал, что если Саймон согласится взять на себя движение «24-7» в Австралии, оно может вырасти не так сильно, но я также знал, и то, что у молитвенных комнат будут наше видение и ценности.
Это был ключевой момент: мы могли избрать партнерство с большими организациями по всему миру и выработать стратегию, как стать самым большим молитвенным служением в истории, а могли избрать быть группой друзей, которые вместе мечтают.
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
Поэтому в аэропорту я спросил Саймона, возьмет ли он на себя молитву «24-7» в Австралии. Он едва не расплакался и сказал: «Ты не должен отдавать ее мне, Пит. Ведь я — никто».
В своем сердце я знал, что именно по этой причине Иисус хотел дать это служение ему и другим таким, как он. Раз в году все, кто участвует в движении «24-7» по всей земле, собираются за нашим «круглым столом». В это время мы принимаем все важные решения на следующий год, а также общаемся и веселимся вместе. Саймон, который теперь живет со своей семьей в Америке, заложил основание для движения «24-7» в Австралии. Вот как он подытоживает это чувство дружбы и видения, кроющееся в этом странном, органичном движении: «Я ощущаю такую привязанность к семье «24-7»! Я буду помнить те два «круглых стрла», на которых побывал, как две самые лучшие недели в моей жизни».
Мое летнее путешествие также включало в себя и возвращение в Прагу. Между Эврикой и Тумби-Юмби я оказался в исторической столице Богемии, где выступал на конференции Международного харизматического совета по мировой евангелизации (МХСМЕ). Я чувствовал себя совершенно не в своей тарелке, выступая перед православными священниками, католическим кардиналом и пятидесятническими проповедниками из Штатов. Однако этой конференции было суждено стать еще одним необычайным поворотом в истории движения «24-7».
Среди выступавших на конференции был Майк Бикл - основатель и идейный вдохновитель Международного дома молитвы (МДМ) в Канзас-Сити. С момента начала движения «24-7» люди неоднократно спрашивали меня, знаю ли я об этом служении непрерывной молитвы, и я всегда полагал, что в нужное время Бог устроит нам с Майком встречу. Именно это и произошло в Праге.
На конференции также выступала удивительная монахиня из Техаса по имени Ким Кэтрин Мари Коллинз. Я узнал, что Ким
БОГ НЕБОЛЬШИХ ГОРОДКОВ___________
организовала круглосуточное молитвенное служение «Горящий куст» среди ста миллионов обновленных католиков. Поэтому мы втроем решили пойти чего-нибудь выпить...
Когда мы зашли в бар, местные посетители подняли глаза и удивленно заморгали. Я думаю, они никогда не видели в своем сомнительном полуподвальном заведении монахиню, тем более такую элегантную, в длинном белом одеянии и с серебристо-седыми волосами, которую сопровождали парень, похожий на уличного бойца, и долговязый англичанин с растрепанными волосами.
Пока мы рассказывали истории о «Горящем кусте», МДМ и «24-7», нам в очередной раз стало очевидно, что Бог творит что-то гораздо большее того, что делал каждый из нас, и что каждому из нас отведена своя роль в Его плане. Я также с удивлением узнал, что МДМ и «24-7» начали действовать практически одновременно - в сентябре 1999 года. Было совершенно ясно, что во всем мире происходит что-то, связанное с молитвой, и что каждому из нас отведена в этом своя роль. Вот как пишет об этом Ким Кэтрин Мари Коллинз:
«Мне кажется, что я на каждом шагу слышу один и тот же призыв к молитве — молитве за города, молитве за страны. Я повсюду вижу слова, призывающие народ Божий к интенсивному поклонению, благоговению и ходатайству. Рождается много новых молитвенных инициатив — в ответ на это побуждение Святого Духа появляются дома молитвы и молитвенные горы, проводятся продолжительные непрерывные молитвы. Время пришло, и труба зовет весь народ Божий. Нас призывают пробудиться от сна и заново наполниться силой Святого Духа. Мы должны снова стать страстными обожателями Господа и сильными инструментами ходатайства за церковь и за мир»33.
ИИСУС - МОЛИТВА ВЕЗДЕ
«Сам же Иисус часто удалялся в уединенные места и там молился»
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
(Лк. 5:16, «Радостная Весть»),
Иисуса не испугала бы молитвенная смена в три часа ночи. Он был известен тем, что вставал затемно, чтобы найти уединенное место и молиться. В Библии написано, что перед тем, как поставить апостолами двенадцать Своих учеников, Он провел ночь в молитве. В другой раз уединенная молитва предшествовала Его широкому служению проповедника.
Иисус был знаком и с литургическими молитвами Своего времени, которые включали в себя цитирование ключевых отрывков из Ветхого Завета. Когда один законник бросил Ему вызов, спросив, как он может наследовать вечную жизнь, Иисус спросил его, что он сам думает об этом. Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Это были начальные и заключительные строки молитвы «тема», которую многие в Израиле произносили каждый день.
Иисус начал Свое публичное служение после долгого периода молитвы и песта, но Ему пришлось помогать Своим ученикам, когда они хотели узнать, как молиться. Он не процитировал им в ответ состоящую из восемнадцати частей молитву, которая была частью поклонения в храме и синагоге. Однако молитва, которой Он молился, имела похожую структуру и включала в себя следующие части:
Почитание и благоговение— Да святится имя Твое
Надежду— Да придет царствие Твое
Прошение— Хлеб наш насущный дай нам на сей день
Исповедание— Прости нам грехи наши
Защиту— Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
33. «Благая весть», выпуск 164, март-апрель 2003 г. (Good News, Issue 164, March/April 2003; http://wvw^.ccr.org.uk/gn0303/goodnews.htm)
БОГ НЕБОЛЬШИХ ГОРОДКОВ___________
Многие молитвенные комнаты стараются охватить эти различные аспекты молитвы за тот час, когда человек пребывает наедине с Богом.
Для дополнительного чтения:
Ларри Ричарде «Все молитвы в Библии» (Larry Richards, Every Prayer in the Bible (Thomas Nelson, 1998)).
Ричард Лонгнекер «В Его присутствии» (Richard N. Longenecker (ed.), Into God's Presence (Eerdmans, 2001)).
ПУТЕШЕСТВИЕ
СОЛДАТЫ ХРИСТА
Бог направлен ко всему хорошему и приятному. Он любит гармонию и уважение. Есть некая духовная ирония в том, что Он изобразил это в контексте военной академии, объединив «в союзе мира» мужчин, которые учатся воевать.
Какое-то время мы мечтали о том, чтобы организовать молитву «24-7» здесь, в Военно-морской академии США, но сделать это в таком учебном заведении всегда казалось монументальной задачей... Тем не менее, в пятницу, 8 февраля, мы стартовали, и это было удивительное путешествие... Я видел, как со временем молитвы студентов менялись. Поначалу большинство молитв были о личном освобождении от греховных привычек — студенты стремились установить правильные отношения с Богом. Затем общий акцент сместился на спасение погибающих и на святое Божье действие в Академии. Они вывесили список всех студентов (около 4400 человек) и теперь молились о каждом из них по имени...
Я восхищаюсь тем, что здесь происходит. Учебное заведение подобного рода предоставляет просто нереальные возможности достичь мир. Я склонен рассматривать это как подготовку миссионеров и отправку их во все уголки земного шара. Если они — христиане, то должны вести себя как посланники Христа
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
в форме моряков или солдат. Если на то будет Божья воля, движение «24-7» станет неотъемлемой частью жизни Военно-морской академии.
Капитан Тодд Берри, морская пехота США.
БОГ НЕБОЛЬШИХ ГОРОДКОВ
ЧУДЕСА, ЗНАМЕНИЯ
И «RED BULL»
[Германия]
I
о.
ЭТО БЫЛ СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ:
группа из двадцати человек выехала из Англии и под покровом ночи прибыла в дрезденский центр готов. Накачавшись энергетическим напитком «Red Bull», мы пробирались по мощеным улицам, пока не оказались у заброшенной электростанции коммунистической эпохи рядом с пирамидой.
У пирамиды было три грани. На одной было написано: «Отец», на другой- «Сын», на третьей- «Дух». На крыше общественного туалета, расположенного недалеко, стоял советский автомобиль, весь разрисованный граффити об Иисусе, но неизвестно, как он туда попал. Парень в камуфляжной куртке оживленно разговаривал на немецком языке с девушкой. Рядом стояли припаркованные автобусы, микроавтобусы и легковые автомобили такого вида, словно их угнали с местной автомобильной свалки. После долгой дороги мы, наконец, добрались до удивительной штаб-квартиры «Крафтверк», и это было то самое здание, в котором сегодня должно было начаться движение «24-7» в Германии.
ЧУДЕСА, ЗНАМЕНИЯ И "RED BULL"
ОБЪЯВИТЕ О ПРИХОДЕ ЧУДАКОВ
Я совсем не знал, что ожидать. Сколько там будет людей? Есть ли какой-то план на выходные? Какого цвета будут волосы Маркуса Лагеля на этот раз? Однако я совершенно точно знал, что этот уик-энд будет историческим, и мы просто обязаны были быть здесь, чтобы поддержать наших немецких друзей.
Войдя в слабо освещенное и, казалось, заброшенное здание, я не поверил своим глазам, что в этом похожем на пещеру здании было полно людей, причем самого странного вида. Я словно вошел в подземные пещеры Сиона (последнего свободного города в фильме «Матрица»). Я оказался среди татуированных панков, мрачных готов, а также людей, которые выглядели бездомными оборванцами. Среди парней с «дредами» и бритоголовых девушек с собаками на веревочке можно было увидеть довольно много почтенного вида людей постарше, которые выглядели весьма довольными. Здесь собрались люди из Австрии, Польши, Швейцарии, со всей Германии, а теперь и из Англии. Я напомнил себе, что они собрались не на какой-то суперрейв, а на запуск молитвенного движения среди людей, говорящих на немецком языке. Когда мы собрались в родном городе графа Цинцендорфа в год трехсотлетия со дня его рождения, мне было трудно представить, что среди нас могли быть потомки тех самых моравских беженцев.
Люди сидели на старых грязных диванах, на ящиках, на нескольких стульях и на полу. Музыканты играли, и я запомнил, как собака лидера прославления прыгала на сцену и со сцены. Маркус, улыбаясь, подошел к нам, чтобы поздороваться, и я вручил ему подарок — бутылку его любимой газировки «Доктор Пеп-пер», которую трудно достать в Германии. Мы расположились поудобней, чтобы насыщаться атмосферой, хотя и чувствовали некоторое смущение из-за своих слишком «нормальных» нарядов и причесок. Однако вскоре стало ясно, что никто из присутствующих не обращал внимания на внешний вид остальных. Фактически, в тот момент самый странный вид был у седовла-
ГЛАВА ТРИ НАДЦАТАЯ
сой супружеской четы в одинаковых пальто и с большой черной Библией. Они явно наслаждались происходящим, улыбаясь, обнимаясь и время от времени закрывая глаза в молитве. Мы постепенно акклиматизировались и присоединились к хриплому поклонению на чужом языке.
Спустя некоторое время Карстен Вольф с Библией в руках забрался на сцену, чтобы проповедовать. Как всегда серьезный, в своей безрукавке с капюшоном и камуфляжных штанах, он раскрыл Библию и начал читать. Кто-то любезно начал шепотом переводить нам, и мы заулыбались, узнав это место Писания. Карстен читал вторую главу книги пророка Иоиля, не осознавая, что это был тот же самый отрывок, который мы читали девять месяцев назад, когда запускали движение в Англии. Он тоже говорил об армии красной луны, об излиянии Духа, о высвобождении видения и о призыве Евангелия.
ТЕМНАЯ ВОЛНА
Совпадение в проповеди Карстена в тот уик-энд было первым в цепи подтверждений того, что Бог был с нами. Здание, стоящее рядом с «Крафтверк», принадлежало клубу «Темная волна», в котором играли много очень мрачной и порой антихристианской готической музыки. Некоторым завсегдатаям клуба просто нравился драматизм готической среды и музыки, но для многих посетителей это стало уязвимым местом, и их затягивало разрушительное духовное влияние сатанизма и оккультизма.
По иронии судьбы этот клуб объявил о своих планах провести большой фестиваль «Темная волна» в тот самый уик-энд, когда мы проводили запуск движения «24-7». Организаторы пригласили выступать несколько очень знаменитых готических групп и рассчитывали собрать две-три тысячи человек. Такое духовное столкновение обещало быть интересным (не говоря уже о сложностях, связанных с одновременным появлением в одном месте такой толпы людей). Это стало одной из тем молитвы, когда мы готовились к этому уик-энду.
ЧУДЕСА, ЗНАМЕНИЯ И "RED BULL"_______
Однако к всеобщему удивлению, в самый последний момент у фестиваля «Темная волна» возникли какие-то проблемы, и он был отменен. Оказалось, что городские власти не дали организаторам разрешение на проведение этого мероприятия из-за технических нарушений. Мы приняли это как духовную победу. Мы стали молиться — и победили в этом противостоянии. Как писал две тысячи лет тому назад апостол Иаков:
«Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7).
Иаков затем продолжает в позитивном тоне: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам...» (ст. 8). Мы и представить себе не могли, насколько Бог приблизится к нам в Своей благодати, когда на следующий день все вместе отправились в Гернгут.
ГЕРНГУТ
На следующее утро мы под проливным дождем поехали в Гернгут, мое сердце переполнялось чувствами. Мне было трудно осознать все то, что произошло за шестнадцать месяцев, прошедших с момента моего предыдущего приезда. В моей жизни многое изменилось. Моравская модель молитвы снова нашла свое применение и теперь распространялась по всему миру, словно лесной пожар. Теперь я возвращался сюда вместе с парой сотен странного вида людей, чтобы запустить это движение в Германии. При одной мысли об этом у меня по спине пробегали мурашки.
Для моих старых друзей Керри, Пола Уэстона и Сусанны Рихи-гер эта поездка в Гернгут должна была стать первым посещением того места, которое уже успело изменить их жизнь. Я старался развеять всякую загадочность, связанную с этим местом, и неустанно повторял, что это была самая обычная, аккуратная и тихая немецкая деревенька. Весь смысл заключался именно в том, если они смогли сделать это здесь, значит, и мы сможем. В тот дождливый серый день, когда люди в куртках-парках шлепали по лужам, это место казалось еще более заурядным.
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
Однако Бог, который любит разбивать ожидания и вторгаться в обыденность жизни, планировал нечто чрезвычайное — момент, имеющий значение для нескольких следующих лет; во многом это стало для нас современным чудом и знамением.
НАСЛЕДИЕ ЦИНЦЕНДОРФА
Пастор моравской церкви в Гернгуте любезно согласился выступить перед нами, мы припарковали свои автомобили рядом с церковью и в восхищении вошли в здание. Внутри мы обнаружили группу людей с телевидения, которые собирались снимать эту проповедь для документального фильма о Цинцендорфе и его влиянии в наши дни. Прилично одетому и сосредоточенному на своей проповеди пастору предстояло встретиться с самыми странными слушателями, которых он когда-либо видел. Мы ввалились в церковь, таща за собой собак. У некоторых из нас на головах были большие шляпы на африканский манер. Телевизионщики, осознав, что они только что упустили великолепный визуальный момент, попросили нас выйти и снова войти, чтобы они смогли заснять нас.
Пастор, нервно моргая над своими заметками, выступил с блестящим обзором моравского обновления, которое посетило его приход почти три столетия тому назад. Мы увидели, сколько параллелей было между нашей развивающейся моделью молитвы и моделью Цинцендорфа.
Читая свои заметки тихим голосом, пастор описал, как Цинцен-дорф организовал двадцать четыре женщины и столько же мужчин в молитвенные «хоры», в которых каждый участник по очереди молился по часу каждые два дня. Конечно, эта молитвенная цепочка продолжалась сто лет. Всех мужчин в возрасте от шестнадцати до шестидесяти лет призывали позаботиться о ночных сменах и с молитвой обходить деревню. Услышав это, девушки одобрительно зашептали — им понравилось, что все ночные смены доставались мужчинам. Цинцендорф написал гимн, который отражает состояние человека на одной их таких
ЧУДЕСА, ЗНАМЕНИЯ И "RED BULL»_______
ночных молитв. Это переживание становилось обыденной частью и нашей жизни (и для мужчин, и для женщин):
«Час пришел: хотя тьма крадет день,
Сияет ли в ваших сердцах первый луч утренней звезды ?
На часах уже два! Кто придет встретить день
И вознести хвалу Господу дней?
На часах уже пять! Пять были отправлены прочь,
А пять других дев отправились на брачный пир!
На часах уже шесть - закончилась моя стража,
И теперь пусть каждый сам стережет себя!»м
Затем пастор рассказал о том, как Цинцендорф организовал жителей деревни в раздельные (только для мужчин и только для женщин) ячеечные группы, которые он называл «компании», и они обеспечили необходимый контекст для радикальной подотчетности. Вот как описывал их Цинцендорф: «Эти группы людей, называемые «компаниями», состоят из нескольких человек, которые собираются вместе во имя Иисуса... и общаются в особенно сердечной и по-детски открытой манере, говоря об общем состоянии своих сердец, ничего не скрывая друг от друга, но полностью вверяя себя друг другу в Господе»35.
Подобные концепции ученичества могут показаться нам знакомыми, но в других аспектах моравская модель была гораздо более радикальной, чем наша. Например, они встречались трижды в день: в четыре часа утра (зимой — в пять), затем в восемь утра и в восемь вечера. На этих общих собраниях они поклонялись и слушали учение (впрочем, не забывайте, что это была сельскохозяйственная община, где люди вставали с петухами и расходились по домам с заходом солнца, поэтому такое раннее
34. Э. Дж. Льюис «Цинцендорф как пионер экуменизма» (A. J. Lewis,
Zinzendorf the Ecumenical Pioneer (SCM Press Ltd., 1962), p. 54).
35. Преподобный Август Готлиб Шпангенберг «Жизнь Николая Льюиса, гра
фа Цинцендорфа» (Rev. August Gottlieb Spangenberg, The Life of Nicholas Lewis
Count Zinzendorf (London: Samuel Holdsworth, 1838), p. 87).
ГЛАВА ТРИ НАД ЦАТАЯ
начало для них не казалось таким болезненным!)
Прошло еще некоторое время, прежде чем мы открыли нашу первую «Котельную», которую назвали «Монастырь третьего тысячелетия», в которой мы стремились исследовать похожие идеи постоянного общения, основанного на четких ритмах молитвы.
Время от времени члены общины собирались вместе, чтобы послушать зачитываемые вслух письма от родственников в далеких странах, в которых те сообщали о том, что делает Господь, и просили срочно молиться о различных нуждах. Когда пастор тихо рассказывал об этих «днях чтения писем», которые проводились в том самом здании, где мы находились, я подумал о вебсайте движения «24-7» и о том, как с его помощью мы распространяли похожие отчеты и просьбы со всех концов земли среди членов нашего современного сообщества.
Пастор, казалось, наслаждался возможностью изложить точные факты своих предшественников. Очень многие люди приезжали в его родной город для того, чтобы связать историю этого места со своей собственной теологией или эсхатологией. Преувеличивать и искажать факты, а также идеализировать реалии того времени несложно, но, в конечном счете, это никому не приносит пользы и уж точно не отражает желания сердца Цин-цендорфа, который очень сильно любил традиции моравской церкви и стремился служить им и обновлять их, а не использовать их для удовлетворения собственных амбиций.
Таким образом, люди часто чрезмерно идеализируют знаменитое собрание в Бертельсдорфе 13 августа 1727 года. Без сомнения, это собрание было великой моравской «Пятидесятницей», как писал о нем Шпангенберг, позднее ставший одним из епископов этой церкви. Вне всякого сомнения, в тот день Бог совершил чрезвычайные вещи, но это воскресное богослужение было частью непрерывного процесса обновления в общине. Такие инициативы, как непрекращающиеся молитвенные собрания, были гораздо тщательнее спланированными и менее взрывны-
ЧУДЕСА, ЗНАМЕНИЯ И "Наши рекомендации