Что значит ходить во свете? Angelus 26 марта
Исцеление слепого - RV
Вверимся Иисусу, истинному «свету мира», а не ложным лучам, которые отдаляют нас от ближнего, – призвал Папа Франциск перед чтением молитвы "Ангел Господень" верных и паломников, собравшихся по этому случаю на площади Святого Петра в воскресный день.
Размышляя над отрывком из Евангелия, предлагаемым литургией в четвертое воскресенье Великого Поста, о том, как Иисус даровал зрение слепорожденному, Папа сказал: «Все мы были просвещены Крещением и должны вести себя как дети света».
Этот евангельский эпизод, – отметил Папа, – «побуждает нас задуматься над нашей верой, нашей верой во Христа, Сына Божия, и в то же время он напоминает о Крещении, которое является первым Таинством веры: Таинством, помогающим нам ´родиться´ через возрождение от воды и Святого Духа»:
Этот человек, рожденный слепым и прозревший, изображает всех нас, когда мы не замечаем, что Иисус является «светом миру», когда мы смотрим в другую сторону, предпочитаем довериться маленьким лучам и бродим во мраке. Тот факт, что у слепого из Евангелия нет имени, помогает нам увидеть в нем, в его истории самих себя, наши лица и наши имена. Также и мы были «просвещены» Иисусом во время Крещения и поэтому призваны вести себя как дети света.
Это требует радикальной перемены в мышлении, способности судить людей и события по новой шкале ценностей, которая исходит от Бога, – продолжил Святейший Отец. Таинство Крещения требует положительного и ясного решения жить как дети света и ходить в свете. Но что значит иметь настоящий свет? – спросил Папа:
«Это значит прежде всего отказаться от фальшивого света: от холодного и пустого света предрассудков относительно других, потому что предрассудки искажают реальность и заряжают нас ненавистью к тем, кого мы осуждаем без милосердия и обвиняем без оснований. Это повседневный наш хлеб! Когда мы сплетничаем о других, мы ходим не в свете, но во мраке. Другим фальшивым светом, обольщающим и двусмысленным, является личный интерес. Если мы оцениваем людей и вещи по критерию нашей прибыли, нашего удовольствия, нашего престижа, мы не творим правду в отношениях и в ситуациях. Если мы идем только по пути поиска личной выгоды, то мы ходим во мраке».
После чтения богородичной молитвы Папа Франциск напомнил, что 25 марта в испанском городе Альмерия состоялась беатификация Хосе Альварес-Бенавидес-и-де-ла-Торре и 114 его соратников-мучеников. «Эти священники, монахи и миряне были героическими свидетелями Христа, Его Евангелия мира и братского примирения. Пусть их пример и покровительство поддерживают усилия Церкви в созидании цивилизации любви», – сказал Папа Франциск.
***
Полный текст размышления Святейшего Отца:
Дорогие братья и сёстры, здравствуйте!
В центре Евангелия этого четвертого воскресенья Великого Поста находятся Иисус и человек, который был слепым от рождения (ср. Ин 9,1-41). Христос возвращает ему зрение и совершает это чудо с помощью своего рода символического ритуала: Он смешал землю со слюной и помазал грязью глаза слепому. Затем приказал ему пойти омыться в купальне Силоам. Этот человек ушел, омылся и обрел зрение. Он был слепым от рождения. Через это чудо Иисус являет Себя нам как свет мира; а человек, слепой от рождения, изображает каждого из нас: мы были созданы, чтобы познать Бога, но из-за греха стали подобны слепым и нуждаемся в новом свете; мы все нуждаемся в новом свете, в свете веры, который дал нам Иисус. Действительно, этот слепой человек из Евангелия, обретя зрение, открывается к тайне Христа. «Ты веруешь ли в Сына Божия?» – спросил его Иисус (Ин 9,35). «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» – отвечает исцеленный слепой. «И видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин 9,37). «Верую, Господи», – ответил он и поклонился Иисусу.
Этот эпизод побуждает нас задуматься над нашей верой, нашей верой во Христа, Сына Божия, и в то же время он напоминает о Крещении, которое является первым Таинством веры: Таинством, которое помогает нам «родиться» через возрождение от воды и Святого Духа, так, как это случилось с человеком, слепым от рождения, у которого открываются глаза после того, как он омыл их в воде купальни Силоам. Этот человек, рожденный слепым и прозревший, представляет всех нас, когда мы не замечаем, что Иисус является «светом мира», когда мы смотрим в другую сторону, когда предпочитаем довериться маленьким лучам и бродим во мраке. Тот факт, что у этого слепого нет имени, помогает нам увидеть в нем и в его истории самих себя, наши лица и наши имена. Также и мы были «просвещены» Иисусом во время Крещения и поэтому призваны вести себя как дети света. Это требует радикальной перемены в мышлении, способности судить людей и события по новой шкале ценностей, которая исходит от Бога. Таинство Крещения требует положительного и ясного решения жить как дети света и ходить в свете.
Если бы я спросил вас сейчас: «Верите ли вы, что Иисус является Сыном Божьим? Верите ли, что Он может изменить ваше сердце? Верите ли, что Он может дать нам увидеть реальность так, как Он ее видит, а не так, как видим ее мы? Верите ли вы, что Он есть свет, который дает нам истинный свет?» - что бы вы ответили? Пусть каждый ответит сам в своем сердце.
Что значит иметь настоящий свет? Что значит ходить в свете? Это значит прежде всего отказаться от фальшивого света: от холодного и пустого света предрассудков относительно других, потому что предрассудки искажают реальность и заряжают нас ненавистью к тем, кого мы осуждаем без милосердия и обвиняем без оснований. Это повседневный наш хлеб! Когда мы сплетничаем о других, мы ходим не в свете, но во мраке. Другим фальшивым светом, обольщающим и двусмысленным, является личный интерес. Если мы оцениваем людей и вещи по критерию нашей прибыли, нашего удовольствия, нашего престижа, мы не творим правду в отношениях и в ситуациях. Если мы идем только по этому пути поиска личной выгоды, то мы ходим во мраке.
Пресвятая Дева Мария, Которая первой приняла Иисуса, свет мира, да испросит для нас благодати принять заново, во время этого Великого Поста, свет веры, чтобы мы могли вновь открыть для себя бесценный дар Крещения, который все мы получили. Пусть этот новый свет изменит наше поведение и наши поступки, чтобы и мы – даже в нашей бедности и малости – были носителями света Христова.