О происхождении Великого Поста.
В дни ранней Церкви величайшим торжеством было празднование Пасхи. Для нас, привыкших узнавать день Пасхи, заглянув в календарь, наверное, будет удивительным узнать, что установление этого дня вызывало большие трудности и разногласия. Но когда в конце концов способ нахождения даты Пасхи был стандартизирован, Церковь начала строить литургический год вокруг этого торжества из торжеств. Сначала было установлено Пасхальное время - 50-дневный период по Пасхе, который заканчивался торжеством Пятидесятницы. В то время поститься не разрешалось, и не соблюдались даже
обычные постные дни - среда и пятница. Но, как ни странно, вплоть до III в. Единственным приготовлением к Пасхе был двухдневный пост, начинавшийся в тот день, который мы сегодня называем Страстной Пятницей. Правда, этот пост был очень строгим, и от первого его дня освобождались только беременные женщины, кормящие матери и больные.
Таким образом, Великий Пост продолжался всего два дня. Однако к 384 г. он был продлен до 6 недель. Этот период покаяния был впервые торжественно возвещен Папой в первое воскресенье Поста в Латеранской базилике. Пост стал пониматься как "приуготовление всех ко спасению, кающихся к примирению, оглашенных ко крещению". Церковь отпускала грехи кающимся в Великий Четверг и крестила оглашенных во время навечерие Пасхи. Во время проведения этих церемоний произносились особые чтения и экзорцизмы, называемые скрутиниями. Они входили в программу подготовки катехуменов ко крещению даже в то время, когда практиковалась "сокращенная" версия Великого Поста. Когда был введен более продолжительный пост, их чтение перенесли на воскресенья.
Однако катехуменат начал изживать себя, когда тех, кто родился в христианских семьях, стали крестить во младенчестве. В VI в. Церковь перенесла чтение Евангелий и обряды скрутиний на будние дни. Собрание верующих уже не воспринимало Великий Пост как окончательное приготовление ко крещению взрослых
.
Короткий двухдневный пост был задуман как период очищения для тех, кого крестят в Пасхальную ночь. Теперь же Церковь шла навстречу потребностям и желаниям всех ее членов принести покаяние, готовя себя к празднованию Пасхи. Таким образом, пост стал для всей Церкви возможностью участвовать в процессе обращения, который переживали те, кто готовились ко крещению. Чтения, использовавшиеся во время скрутиниев, по-прежнему составляли основу этого периода, а проведение этих обрядов по воскресеньям привлекало внимание верующих, многие из которых когда-то сами были крещены, уже будучи взрослыми. Но это был все еще пост, начинавшийся в воскресенье. Теперь у нас, как вам прекрасно известно, он начинается в другой день. Откуда же взялись эти дополнительные четыре дня поста?
Много лет назад был введен еще один период - несколько недель дополнительной подготовки уже к самому Великому Посту. Неделя, непосредственно предшествовавшая посту, называлась Quinquagesima, ее появление датируется приблизительно 520 г.
Предшествующая ей неделя, Sexagesima, была добавлена позже, в VI в., и, наконец, Septuagesima (за три недели до начала Великого Поста) появилась где- то в VI в.
Первоначально римские христиане постились в течение 36 дней перед Пасхой. Это полные шесть недель Великого Поста, исключая воскресенья. Еще с древних времен было запрещено поститься по воскресеньям, поскольку каждое из воскресений - своего рода празднование Пасхи. Постепенно, в подражание библейскому числу 40, к нему были добавлены последние четыре дня недели перед Великим Постом. Таким образом, христиане могли думать, что они подражают сорокадневному посту Иисуса в пустыне. Литургическими реформами 60-х гг. нашего века период приготовления к посту был устранен, но четыре дня, много веков назад присоединенные к Великому Посту, остались. Так что Пост начинается теперь в Пепельную Среду. Реформы, проведенные после Второго Ватиканского Собора, вернули Великому Посту его подлинное литургическое значение периода покаяния. Воскресенья Адвента, Великого Поста и Пасхального времени в литургическом календаре стали одними из самых значительных дней в церковном календаре.
Многие католики предаются сугубой молитве и благочестию во время Великого Поста. Многие стараются ежедневно участвовать в мессе. Однако посещение храмов после Пасхи возвращается к обычному, "допостному", уровню. Как подметил один литургист: "Католики умеют поститься, но не праздновать". Однако, чтобы в полноте прочувствовать смысл Пасхи, нужно уметь делать и то, и другое.
О. Ежи Ягодзиньски, SVD