Жертв теракта в Санкт-Петербурге
Папа Франциск на общей аудиенции
Папа Франциск выразил духовную близость родным погибших и всем пострадавшим в результате теракта в Санкт-Петербурге. Во время общей аудиенции на площади Св. Петра, обращаясь к тысячам паломников, Святейший Отец сказал:
«В этот момент я думаю о тяжком теракте, произошедшем на днях в санкт-петербургском метрополитене, который привел к жертвам и к растерянности среди населения. Вверяя Божьему милосердию трагически погибших, выражаю свою духовную близость их родным и всем, кто страдает по причине этого трагического события».
Теракт в Санкт-Петербурге. Апостольский нунций: для борьбы с терроризмом необходима прежде всего диагностика
Цветы в память о погибших - EPA
«К эффективной терапии может привести только диагностика», - заявил апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре в интервью Радио Ватикана, отвечая на вопрос о том, каким образом современная дипломатия может искоренить экстремизм. «Первая и стимулирующая задача международной дипломатии заключается в том, чтобы проводить трезвую, мужественную диагностику, свободную от какого бы то ни было контекста политкорректности». Апостольский нунций в России прокомментировал трагические события в Санкт-Петербурге, где в результате теракта погибли 14 человек и несколько десятков были ранены. На вопрос о том, каким должен быть ответ на терроризм, иерарх подчеркнул: «Церковь вносит свой особый вклад, а именно содействует гармонии и сотрудничеству прежде всего между своими общинами, чтобы показать миру: мирное сосуществование между людьми разной культуры, национальности и религии возможно и продуктивно. Взаимопонимание и сотрудничество, а не жестокие противостояния способствуют общему благу человечества. Путь свидетельства и убеждения – это долгий, но в конечном счете самый выигрышный путь».
Русская служба Радио Ватикана.
Папа: милосердие Иисуса есть полнота закона
Папа Франциск на утренней Мессе
в часовне Дома Святой Марфы
Утром 3 апреля в ватиканской часовне Папа Франциск совершил Святую Мессу и в своей проповеди прокомментировал два литургических чтения, связанных темой правосудия: ветхозаветный эпизод с Сусанной, ложно обвинённой старцами в прелюбодеянии, и фрагмент из Евангелия, где Иисус прощает блудницу, которую хотели приговорить к смерти. Оба этих отрывка, по словам Святейшего Отца, говорят о «невинности, грехе, коррупции и законе», потому что «в обоих случаях судьи были коррумпированными», и с течением времени в мире ничего не изменилось. Испорченность совести не позволяет человеку увидеть собственный грех, и тогда ложное свидетельство перестаёт казаться противозаконным, а сам закон лишается милосердия, подчеркнул Папа:
«Иисус немногословен, Он говорит (судьям): ‘Кто из вас без греха, первый брось на неё камень’, а грешнице - ‘Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши’. Такова полнота закона. <…> Этой полнотой закона является Иисус: Его суд милосерден».
В конце проповеди Святейший Отец призвал верующих провести испытание совести и подумать, сколько зла приносит наше осуждение других людей. Обвинителями других выступают наши собственные пороки, но верующие должны брать пример с Иисуса, Который всегда смотрит на грешников с милосердием.
Русская служба Радио Ватикана.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
Последние дни земной жизни Иисуса: «Я слышу Его плач»
Основатель общин «Ковчег» и «Вера и Свет» Жан Ванье - AP
Автор - Жан Ванье, доктор философии, писатель, духовный основатель и лидер двух важных международных организаций - общин «Ковчег» и «Вера и Свет», посвятивших себя лицам с ограниченными возможностями.
***
Призывает ли нас Евангелие от Иоанна – в нашей слабости и через неё – стать друзьями Иисуса, пребывать в Нём, чтобы и Он пребывал в нас?
Думаю, да. Признаюсь, что не являюсь толкователем Библии. Я постигаю её на своём опыте, и я научился любить глубоко Евангелие от Иоанна, как мой образ жизни и духовности. Это помогло мне понять моё призвание жить (и сосуществовать) с людьми с тяжелыми формами инвалидности и различных форм ограниченных возможностей, которых так часто унижают, сбрасывают со счетов, считая ничтожными. Крик и надежда, проистекающие из этих людей, когда они достигают общин «Ковчега», должны становиться возможностью встречи, подлинных отношений, в которых они могли бы почувствовать, живя со своими помощниками, что их любят такими, какие они есть, и считают важными. Когда они чувствуют такие подлинные отношения, то самое лучшее, что в них есть – их индивидуальность – пробуждается, и они преобразуются.
Община «Ковчег» – это действительно школа любви. Эта любовь передаётся через тело, через плоть человека с тяжелой формой инвалидности, через прикосновение нежности. Любовь проходит также через тела, через плоть помощников, которые получают и дают эту любовь и которые сами преобразуются, вступая в отношения дружбы с этим человеком.
В «Ковчеге» все мы учимся, мало-помалу, не поддаваться страхам, предрассудкам, невольным импульсам, необходимости побеждать и быть успешным. Мы учимся жить в таких отношениях, где каждого человека уважают – особенно более слабого – и ценят таким, какой он есть. Жить и сосуществовать с людьми, которые являются уязвимыми в своих ограничениях, и становиться их друзьями, – это путь, в котором мы учимся уважать наши собственные слабости и наши нужды. Мы также учимся открывать присутствие Бога не в нашей силе, но в нашей малости и смирении.
Почему же это Евангелие так привлекает меня? Потому что апостол Иоанн показывает особым образом призыв Иисуса к Своим ученикам пребывать в Его любви и стать Его друзьями. Пребывание (menein) является ключевым словом, которое ведёт нас в самое сердце этого Евангелия. Мы призваны жить в общении с Иисусом, чтобы быть с Ним единым целым. Этот путь раскрывается через некоторые встречи, через моменты, во время которых Иисус смиренно предлагает Свою любовь. Евангелие показывает ту духовность или способ, которым мы хотим жить в «Ковчеге», в то время как мы учимся встречать и оставаться рядом, пребывать с людьми с ограниченными возможностями.
Дэвид Форд в своей книге «Христианская мудрость» (Christian Wisdom: Desiring God and Learning in Love (Cambridge Studies in Christian Doctrine)) утверждает, что мудрость – это встреча между воплем Бога и воплем бедных. Вопль бедных? Да, в «Ковчеге» мы это можем понять, мы его слышим, мы живем им, мы стараемся на него ответить. Это требование быть любимым и считаться важным.
Но вопль Бога? Бог любит мир так сильно, что послал в него Своего возлюбленного Сына, чтобы обратить всех, чтобы человечество могло пройти от унижения, смерти и страданий одиночества к общению с Ним. Иоанн в своем Евангелии пишет: мы верим, что Иисус есть Мессия и Сын Божий и, веруя во имя Его, можем иметь жизнь. Вопль Бога – это Его безграничная любовь, Его желание открыть каждому человеку Свою любовь к нему.
Господь делает это, уважая свободу человека. Он пришел дать нам жизнь. Эта жизнь – которая есть жизнь Бога – преобразует нас, и если мы верим в Него, если принимаем Его в нашей слабости, то становимся Его друзьями; мы принимаем Его как Слово, которое стало плотью, со всеми слабостями. В этом Евангелии вопль Божий проявляется особым образом во время праздника Кущей, когда Иисус встает и говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Жажда Иисуса в том, чтобы мы жаждали Его.
В.Д. Поленов «Учитель, где Ты живешь?»
Этот путь к общению, к дружбе и к становлению единым целым с Иисусом начинается уже в прологе: Слово, Логос, Который есть Бог и находится в общении с Богом, становится плотью в Марии. Господь приходит, чтобы встретиться с нами и предложить нам Свою дружбу. В первой главе Иисус встречает двух учеников, которые остав-ляют Иоанна Крестителя, чтобы следовать за Ним. «Что вам надобно?», – спрашивает Он их. «Равви, где живешь?», – отвечают они. «Пойдите и увидите».
Это Евангелие постепенно приводит нас к месту, где обитает Иисус. Он пребывает в Отце и желает пребывать в каждом из нас, как близкий друг.
После этой встречи Иисус ведёт их на прекрасный свадебный пир. Брачный союз подразумевает, что отныне вступающие в него мужчина и женщина будут жить как единое целое, что между ними возникнет уникальный союз единомышленников, пребывающих друг в друге. Разве Царство Божие не похоже на брачный пир, на который сбегаются бедные и хромые (Матфей, 22)? Разве мы все не приглашены на брачный пир Агнца (Откровение, 21)?
После брачного пира нас ведут в храм (Иоанн, 3). Здесь Иисус открывает нам, что Он Сам и есть новый храм - Божья обитель – объявленная многими пророками. Эта обитель, таким образом, не является большим и великолепным зданием, как Иерусалимский храм, для строительства которого понадобилось 46 лет. Это Его тело, хрупкое тело, это Его сердце, которое может быть ранено и разрушено. Это человек, который хочет жить в отношениях встречи и любви с другим, хочет пребывать в нём. Из этого нового храма, видение о котором было пророку Иезекиилю, проистекут неисчерпаемые потоки воды, которые дадут жизнь.
Иисус пришел не только творить чудеса. Он пришел, чтобы также совершать знаки. Знак, конечно, великая вещь, но он служил, в основном для того, чтобы заставить людей поверить, что Христос был послан Отцом, чтобы показать им новый путь. Этот путь заключается в том, чтобы стать Его друзьями и – через Него и в Нём – познать Отца.
Апостолы, естественно, в восторге от этих чудес, особенно от умножения хлебов. Люди начинают верить, что Иисус есть Мессия, и они, апостолы, начинают думать, что являются частью Его правительства! Они начинают чувствовать себя «важными». Но Иисус объясняет им истинное значение этих знаков: Он пришёл не только свершить великие дела, но для того, чтобы смиренно пребывать в каждом человеке, и чтобы каждый человек пребывал в Нём, принимая в Евхаристии Его плоть и кровь.
Тогда эти люди, которые видели в Иисусе важную персону, начинают чувствовать себя растерянными и взволнованными. «Это слишком трудно для нас», – говорят они и больше не ходят с Ним. Когда они покидают Иисуса, апостолы тоже чувствуют боль и расстройство. «Что происходит? Почему Он говорит так?». Иисус, увидев на их лицах смущение и беспокойство, смотрит на них: «Вы тоже оставите Меня?».
Слушая эти слова, я, кажется, слышу плач в Его голосе. Иисус испытывает печаль, когда видит, что Его тайну любви отвергают.
Очевидно, что Двенадцать не в полной мере понимают Его слова и Его предложение дружбы: они принимают всё это, но, возможно, неохотно. Они более привязаны к идее Иисуса-победителя. Нужно сказать, что требуется совершить самый настоящий переход от веры в Иисуса, Который с силой ответит на наши молитвы, к вере, к которой мы приходим, став Его близкими друзьями. Стать с Ним единым целым подразумевает подлинное изменение сердца, новый образ жизни. Этот шаг похож на тот, что испытали некоторые помощники «Ковчега»: делая добро для людей с ограниченными возможностями, они становились их друзьями и были преобразованы ими.
Кто Он, Иисус – могущественный царь-победитель или любящий человек, который ищет тесного и глубокого единства со своими друзьями? Глава 11 является особенно удивительной. С одной стороны, это прелюдия к осуждению и смерти Иисуса, но с другой она также показывает место, дом, в который Иисус любит ходить и жить там с друзьями. Впервые в этом Евангелии мы узнаем о нежной и привязанной любви Иисуса к Марфе, Марии и Лазарю. Своего брата две сестры называют «тем, кого любит Иисус». Ранее мы видели, как Иисус призывает людей следовать за Ним: здесь мы видим кого-то, кто призывает Иисуса!
В этой главе есть много подсказок, которые указывают на то, что вполне вероятно Лазарь имел тяжёлую инвалидность: дом принадлежит не мужчине, а женщине - Марфе (ср. Лк). Почему не Лазарю? Почему Лазарь живёт со своими незамужними сёстрами? Возможно, Иисус должен был быть - пребывать - с Лазарем во всех его слабостях, быть рядом с ним. Интересно, что в Евангелии от Луки говорится, что Иисус вознесся на небо из Вифании. Может, этот дом был похож на маленький «Ковчег»?
В следующей главе мы видим какую-то напряжённость между двенадцатью апостолами и сестрой Лазаря Марией, которая, кажется, живет особой дружбой с Иисусом. Эти люди (возможно, не только Иуда, как утверждает Иоанн), раздражены тем, что Мария выливает драгоценное масло на ноги Иисуса вместо того, чтобы продать его и раздать вырученные деньги бедным. Они критикуют её. Может быть, они действительно обеспокоены той особой любовью, которую питает к её семье Иисус. Мария, кажется, понимает Иисуса; она понимает, что её Господь идёт навстречу смерти именно потому, что Он ответил на её слезы, воскресив брата. Иисус защищает Марию и её поступок суровыми словами: «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего». В Евангелии от Матфея Он использует еще более сильные слова: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».
Здесь на память приходит гнев, проявленный Иисусом по отношению к двенадцати, когда те не дают детям подойти к Нему (см. Матф.). Мария из Вифании понимает страдающее сердце Иисуса и Его внутреннюю агонию.
На следующее утро Он отправляется в Иерусалим, навстречу Своей смерти, с помазанными ногами. Ученики однако думают, что Он идёт навстречу большему признанию и власти. Они гордятся тем, что находятся рядом с Ним, когда огромная толпа провозглашает его «Сыном Давидовым, Царём Израилевым». Но Иисус знает, что Он идёт не к месту земной власти, а к месту унижения и смирения. Любовь Марии, Марфы и Лазаря, безусловно, должна была быть утешительной для Него.
Через несколько дней эти люди, так проникнутые чувством величия Иисуса, и, возможно, даже собственной значимости, оказываются полностью ошеломлёнными, потрясёнными и растерянными когда, во время особой и священной Вечери, Иисус снимает Свою верхнюю одежду и становится на колени перед каждым, чтобы омыть им ноги.
«Господи! Тебе ли умывать мои ноги!» – восклицает глава группы, говоря от имени всех. Но, пожалуй, не всех: возможно, автор этого Евангелия понимает, что происходит. Это не просто скромный Иисус, Который занимает место раба и действует, как раб: это Иисус любящий, Который через нежное прикосновение Своей руки, через Своё тело хочет показать каждому из тех людей, что Он их любит, что Он избрал их, чтобы быть Его друзьями, и что Он всегда будет с ними. Он не хочет быть просто их учителем, но желает быть в общении с каждым из них, как друг.
Смирение Иисуса – это смирение любви, той любви, которая открывает каждому, что он нужен и любим. Поэтому Иоанн, в прологе к этой главе, говорит: «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Возлюбив Своих сущих в мире, он любил их до конца». Возможно, Иоанн переживает этот жест смирения, как глубокий момент общения. Именно после этого момента общения он называет себя «учеником, которого любил Иисус».
Омовение ног является переломным моментом для учеников. До сих пор они думали, что Иисус будет победителем, что Его все признают как Мессию. Теперь они должны столкнуться с малостью Иисуса. Они не могут понять Иисуса: они находятся в шоке.
Пётр на данный момент не может понять ценность слабости, уязвимости и смирения как пути к любви и к общению сердец, а также пути к Богу, как мы узнали в общинах «Ковчеге». Пётр хочет быть сильным, он хочет контролировать всё. Он хочет быть на служении Мессии и совершать великие дела с Ним. Иоанн же, кажется, понял, тайну любви, открытую во время омовения ног.
Пётр, вероятно, чувствует эти особые отношения между Иисусом и Иоанном, поэтому, когда Иисус говорит: «Один из вас предаст Меня», просит Иоанна: «Спроси, кто это, о котором говорит».
Чуть позже, когда его спрашивают, не он ли является одним из учеников Иисуса, Пётр отрицает это. Он не может согласиться, что является учеником человека, который, по-видимому, проиграл бой и оказался бессильным. Пётр замкнут в своих убеждениях о том, что такое власть и каково её предназначение. Он не может проникнуться доверием к Иисусу.
В Евангелии от Иоанна мы видим конфликт между силой и слабостью, а это приводит нас к более глубокому пониманию того, что любить Иисуса означает принять Его как друга, Который пребывает в нас, невзирая на все наши слабые стороны. Единоличная власть приводит к одиночеству. Слабость может стать источником ужасной боли – боли одиночества – если только она не становится путём к дружбе и общению.
Говоря о слабости в центре тайны, открытой Иоанном, я хочу сказать несколько слов о Пресвятой Деве Марии, которая осталась рядом с крестом. Почему Она там стояла? На некоторых картинах фламандских живописцев мы видим Марию, Матерь Скорбящую, которая стоит на небольшом отдалении и которую поддерживает Иоанн. В общинах «Ковчега» за последние пятьдесят лет мы пережили большой опыт в сопровождении умирающих больных. Мы знаем, что это важно, и я бы даже сказал, обязательно, сопровождать их с нежностью в то время, как они приближаются к смерти, держа их за руки, будучи глубоко и реально присутствующими для них. Риск, который возникает при сопровождении больных (мне пришлось столкнуться с ним лично) заключается в том, что хочется «что-то сделать для них», потому что чувствуешь себя некомфортно, если просто присутствуешь при их страданиях и боли. Тем не менее, именно это присутствие любви имеет первостепенное значение.
Разве Мария не была ближе всех к Иисусу, близко к Его страдающему и слабому телу, глядя Ему в глаза, показывая Свою любовь, Свою веру, Свою уверенность и Своё полное предание Себя на волю Отца? В то время как многие оставили Её Сына, унижали, издевались и высмеивали Его, Она была с Ним во всей Своей слабости, со всеми Своими страданиями, всем Своим существом. Она была единым целым с Ним, соединённая новым и более глубоким способом. Я так и представляю себе, что Иисус, глазами, говорил Ей «спасибо». Первая и последняя встреча между Иисусом и Марией состоялась в Его малости. Это были встречи любви и общения.
Именно в главах, следующих за той, в которой отписывается омовение ног ученикам, Иисус открывает им фундаментальное значение Воплощения, которое мы не можем ни понять, ни жить им без дара Утешителя, Духа Отца. Иисус желает обитать в каждом из них: «Пребудьте в любви Моей» (15, 9), – говорит им Он. Он будет в них, будет обитать и действовать в них: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (15, 4-5).
Они призваны омывать ноги других со смирением, как Он омыл их. Если Он пребудет в них, и они в Нём, то они принесут много плода и прославят Отца: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (15, 8). Каким-то таинственным образом мы в общинах «Ковчега» поняли, что именно эта наша совместная жизнь и любовь, которую мы имеем друг к другу, являются знаком для современного мира. Таким образом мы можем приносить свои плоды и прославлять Отца. Это жизнь прославления – как открыто нам у Иоанна (гл. 17) – и радости.
Прославление достигнет своей вершины, когда Иисус и Отец будут пребывать в каждом из нас и все мы будем пребывать в самом Сердце Троицы.
Наконец я хотел бы отметить, что Иисус называет второе лицо Троицы не только Духом, но Параклитом, Утешителем, от двух греческих слов paràи kalèo. В книге пророка Исаии (в Септуагинте) и в других местах Ветхого Завета это слово переводится как «утешитель». Параклит является утешителем, подобно матери (Исаия, 66). В Евангелии от Матфея (5, 4) Святой Дух является «утешителем страждущих», - тех, кто погружен в боль, слабость и одиночество. Через святого апостола Иоанна Иисус открывает нам, что Отец желает отправить к нам, пребывающим в слабости, одиночестве и бедности, Параклита, Утешителя.
В нашем обществе всё больше и больше людей, которые из-за возраста, инвалидности, бедности и по другим причинам ужасно одиноки. Важно, чтобы они могли открыть для себя, что Отец послал Иисуса к ним, дабы привести их от одиночества к дружбе с Ним, чтобы жить в общении, образуя с Ним единое целое. Отец послал Сына пребывать в нас, чтобы и мы могли пребывать в Нём.
«Трудные вопросы»