Мужская натура и воинственность жанны
Другая отличительная особенность Жанны, настолько обычная среди
необычных явлений, что ее даже не назовешь аномалией, - ее тяга к
солдатской и вообще мужской жизни. Отец запугивал дочь, пытаясь отучить ее
от этой блажи, угрожал утопить, если она убежит с солдатами, и велел
сыновьям утопить сестру, если его самого не окажется на месте. Эти
преувеличенные угрозы явно произносились не всерьез, просто дети принимают
всерьез такие вещи. Стало быть, девочкой Жанна хотела убежать и стать
солдатом. Страшная перспектива быть утопленной в Маасе грозным отцом и
старшими братьями удерживала ее до тех пор, пока отец не перестал внушать
страх, а братья не подчинились ее прирожденной властности. К этому времени
она поумнела и поняла, что удрать из дому еще не значит вести мужскую и
солдатскую жизнь. Однако вкус к ней не пропадал у Жанны никогда и
определил ее путь.
Если кто-нибудь в этом сомневается, пусть задастся вопросом: почему бы
девице, на которую небо возложило особое поручение к дофину (так виделся
Жанне ее талантливый план вызволить некоронованного короля из отчаянного
положения), почему бы ей было не отправиться ко двору в женском наряде и
не навязать дофину свой совет на женский манер, как поступали другие
женщины, имевшие такие же поручения, одна - к его безумному отцу, другая -
к его мудрому деду? Почему она все-таки настояла на том, чтобы ее снабдили
солдатской одеждой, оружием, мечом, лошадью и прочим снаряжением? Почему
она обращалась с солдатами своего отряда, как с товарищами, спала бок о
бок с ними прямо на земле, как будто была одного с ними пола? Можно
ответить, что в таком виде было безопаснее путешествовать по стране,
наводненной вражескими войсками и шайками мародеров и дезертиров с обеих
сторон. Такой ответ будет неубедителен, потому что сколько угодно женщин
передвигалось в те времена по Франции, и им не мнилось путешествовать
иначе как в женском обличье. Но даже если мы примем этот ответ, то как
объяснить следующее. Когда опасности миновали и Жанна уже могла предстать
перед королем в женском убранстве без всякого ущерба для себя (что было бы
гораздо приличнее случаю), она явилась ко двору все в той же солдатской
одежде, и вместо того чтобы уговорить Карла послать Д'Алансона, де Рэ, Ла
Гира и прочих в Орлеан на подмогу Дюнуа, как королева Виктория уговорила
военное министерство послать Робертса в Трансваль, Жанна стала настаивать
на том, чтобы самой отправиться туда и самолично возглавить штурм? Почему
она щеголяла своей ловкостью и умением владеть копьем и ездить верхом?
Почему она принимала подарки в виде доспехов, боевых коней, рубах,
надеваемых поверх кольчуги, и вообще каждым поступком отрекалась от своей
женской сущности? На все эти вопросы ответ следует простой: она была из
тех женщин, которые любят вести мужской образ жизни. Их можно найти всюду,
где только есть пехота и флот, они отбывают солдатскую службу, переодетые
мужчинами, и на удивление долго, иногда до конца жизни, избегают
разоблачения. Когда обстоятельства позволяют им пренебрегать общественным
мнением, они совершенно перестают таиться. И тогда Роза Бонер пишет свои
картины в мужской блузе и брюках, а Жорж Санд ведет жизнь мужчины и чуть
ли не заставляет Шопена и де Мюссе для ее удовольствия вести себя, как
женщины. Не будь Жанна одной из таких "неженственных женщин", ее,
вероятно, канонизировали бы значительно раньше.
Но для того чтобы вести мужскую жизнь, вовсе не обязательно носить
брюки и курить толстые сигары, равно как необязательно носить нижние юбки,
чтобы жить женской жизнью. В обычной гражданской обстановке найдется
сколько угодно женщин в платьях и корсажах, которые прекрасно управляются
со своими женскими и чужими делами, включая дела своих мужчин, и при этом
вполне мужеподобны в своих вкусах и занятиях. Такие женщины бывали всегда,
даже в викторианскую эпоху, когда у них было меньше юридических прав, чем
у мужчин, и когда о женщинах-судьях, мэрах и членах парламента еще слыхом
не слыхивали. В отсталой России в нашем столетии женщина-солдат
организовала боеспособный полк амазонок, и он прекратил свое существование
потому только, что его олдершотский дух поссорил его с революцией.
Освобождение женщин от военной службы основано не на какой-то их природной
непригодности, которой не страдают мужчины, а на том, что общества не
могут воспроизводить себя без избытка женщин. Тогда как без мужчин
обойтись легче, и, соответственно, их можно приносить в жертву.