Четвертая книга Царств. Глава 5.

(Четвертая книга Царств, глава 5 стих 10)
10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист.

«...выслал к нему Елисей слугу сказать ...»

Когда Елисей обращался к приютившей его женщине -сонамитянке через слугу (хотя она стояла рядом), это было просто неуважение

(Четвертая книга Царств, глава 4 стих 13)

12 и сказал Гиезию, слуге своему...

13 И сказал ему: скажи ей...

сейчас же, когда Елисей даже не хочет выйти к обратившемуся к нему знатному полководцу (причем от расположения которого зависел мир в стране), то это просто политическое хамство.

***

(Четвертая книга Царств, глава 5 стих 11)
11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу;

«...я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа, Бога своего...»

Нееман разгневался не от того что к нему не вышел сам пророк, а от того что Елисей вылечил его не обратившись к Богу!

Нееман надеялся посредством пророка обратиться к Всевышнему считая что лечение придет от Бога, а не от человека и как оказалось он ошибся. Елисей даже не упоминает Господа рекомендуя ему окунуться в воды Иордана. Нееман ожидал что Елисей помолился за него перед Иеговой и послужит «проводником» Его Божественной воли, но Елисей самолично принимает решение даже не удосужившись обратиться к Господу.

Это то и рассердило сирийского полководца. Тем более что у Елисея уже был прокол когда из-за его самонадеянности, его слуга Гиезий зря ходил посохом оживлять сына сонамитянки. Чудо оживления свершилось только после того как Елисей ПОМОЛИЛСЯ и ЛИЧНО взялся за дело.

***

(Четвертая книга Царств, глава 5 стих 13)
13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист».

«...подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой...»

А почему не отец «НАШ»? Подошли РАБЫ, в множественном числе, а когда спрашивают, то обращаются «отец МОЙ», в единственном числе. Странный какой то перевод.

***

(Четвертая книга Царств, глава 5 стих 16)
16 И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился.

А и действительно, зачем эти подарки Божьему человеку если он всегда может «наколдовать» себе любое количество и еды и питья (как он это уже неоднократно доказывал)?

***

(Четвертая книга Царств, глава 5 стих 17)
17 И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа

«...пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака...»

Если не хочешь брать от меня, то дай тогда что нибудь мне! Интересно выкрутил сириец. Даже не понять кто из них больший еврей - Нееман или Елисей. J

На что еще хотелось бы обратить внимание в этом стихе?

На то, что в списке ценностей, религия у Неемана стоит не на самом первом месте. Поясню... Получив чудесное излечение Неемен хочет отблагодарить и щедро вознаградить пророка. Когда от щедрого вознаграждения пророк отказался, Нееман упрашивает его взять хоть немного. Когда же и от такой благодарности отказались, Нееман предлагает отказаться от своих языческих богов. То есть происходит постепенное обесценивание даров, полководец начал с самого заманчивого предложения и постепенно снижает его «ценность» и продолжал бы «обесценивать» свои дары пока бы пророк не согласился. Например следующим шагом Неемана могло быть предложение «Давай я тебе хоть пол на кухне вымою». Я к чему веду, к тому что для Неемана отказ от своих богов и принятие Иеговы было сродни вопросу «брать или не брать с собой зонтик». И принятие им Иеговы было скорее номинальным. Тем более что он хоть и признает Израильского Бога как единственного, но сразу оговаривает: я мол согласен принять Иегову господом, но и от поклонения своим языческим истуканам отказываться не буду.

«...когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сем...»

***

(Четвертая книга Царств, глава 5 стих 25)
25 Когда он пришел и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий? И сказал он: никуда не ходил раб твой.

Почему Гиезий считает что сможет обмануть Елисея?

Как это часто бывает, чем меньше знаешь человека, тем больше его почитаешь. Легко обожествлять голливудскую кинозвезду на расстоянии, но когда приходится ежедневно сталкиваться с ней на лестничной площадке, то куда-то пропадает весь ареол очарования и кинозвезда превращается в обыкновенную девушку. Быт! То что спускает с радужных небес на прозаическую землю. И никуда от этого не деться. В случае же с Гиезеем что мы имеем? Ведь кто такой Гиезий? Это правая рука Елисея. Человек который все дни и ночи находится возле пророка и видит то, что не показывается никому постороннему. И видать какие то поступки Елисея дали Гиезию серьезный повод сомневаться в его богоизбранности. Пускай Библия про них и не упоминает, но их хватило чтоб человек знающий пророка «как облупленного» считает что его вранье сможет «прокатить».

Хотя почему не упоминает? Вот по крайней мере три случая которые можно интерпретировать как «проколы» Елисея как Божьего человека...

Первый раз - когда он не смог с первого удара развести воды Иордана и ему пришлось бить дважды

(Четвертая книга Царств, глава 2 стих 14)

14 и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей.

второй - когда «не сработал» посох данный им Гиезию

(Четвертая книга Царств, глава 4 стих 29)
29 И сказал он Гиезию ... положи посох мой на лице ребенка...

31 Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа.

третий - когда Бог не сообщил ему о смерти сына сонамитянки

27 ... но человек Божий сказал: оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне

Ну и четвертый случай, отрицающий всезнание Елисея - это его неосведомленность об отсутствии сына у приютившей его женщины.

(Четвертая книга Царств, глава 4 стих 14)
14 И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у нее, а муж ее стар.

Так что Гиезий вполне мог рассчитывать что не знающий про бездетность сонамитянки Елисей может не узнать и про серебро взятое им у Неемия.

***

(Четвертая книга Царств, глава 5 стих 26)
26 И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь?

«...время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь?...»

Елисей пользует опыт милиционеров. Те также поймав вора на одной краже, стараются повесить на него и все остальные нераскрытые дела. Если мы прочитаем что выпросил у Неемана Гиезий, то увидим что кроме двух талантов серебра (Гиезий просил вообще один талант) никаких рабов или масличных деревьев, в получении которых упрекает его Елисей, Гиезий в дар не получал (причем даже не просил),

23 ... И завязал он два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд и отдал двум слугам своим...

а Елисей «навесил» на него и мелкий скот и деревья и виноградники! (Как говорил Антон Семенович Шпак: - «Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три… куртки.»)

***

(Четвертая книга Царств, глава 5 стих 27)
27 Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег.

«...пристанет к тебе и к потомству твоему навек...»

А причем здесь потомство? За что наказывает еще не рожденных и, соответственно, еще не нагрешивших детей - Елисей? А как же множество Божьих заветов, упоминаемых на страницах Библии, когда дети не должны страдать за огрехи отцов? Я могу навскидку привести как минимум три места из Писания где говорится что каждый должен отвечать сам за свои поступки. Хотя бы вот эти

(Второзаконие. Глава 24 стих 16)

16 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов;каждый должен быть наказываем смертью за своё преступление.

(Книга пророка Иеремии. Глава 31 стих 29-30)

29 В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»,
30 но каждый будет умирать за своё собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.

(Книга пророка Иезекииля Глава 18 стих 19-20)

19 Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.
20 Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остаётся, и беззаконие беззаконного при нем и остаётся

Или неважно что там в законах написано, главное как я сделаю!!!

***

К этому же стиху...

(Четвертая книга Царств, глава 5 стих 27)
27 Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег.

«Сам не гам и другому не дам». Есть такая украинская пословица как нельзя лучше отображающая отношение Елисея к подарку Неемана. Ни себе ни людям.

Как то уж чересчур строго наказывает своего слугу Елисей. Тем более как бы и ни за что. Бедняка тот не ограбил, никого не убил, ничего плохого вроде бы не сделал. За что его наказывать? За то что он взял серебро от которого отказался сам Елисей? Так опять же, прямых указаний не брать денег от Неемана, Гиезий не получал, а серебро Нееман дал по собственной воле и причем не один талант, как просил Гиезий, а целых два. То есть он дарил от всей души, без всякого сожаления. Да и Господь, когда Гиезий клянется его именем («...И сказал Гиезий ... Жив Господь...»), не препятствует ему в его идее догнать сириянина

20 И сказал Гиезий ... Жив Господь! Побегу я за ним, и возьму у него что-нибудь.

Неизвестно на какие шиши жил сам Елисей (может он себе «наколдовывал» время от времени пару талантов серебра), но его соратники по пророческому делу жили крайне бедно (взять хотя бы невозможность купить себе инструмент, из-за чего приходится даже топор брать взаймы)

(Четвертая книга Царств, глава 6 стих 5)
5 ...топор его упал в воду. И закричал ... он взят был на подержание!

так вот, если уж Елисей, из-за каких то личных амбиций не захотел пользоваться чужими деньгами, то почему он попросту не отдаст их своим нищенствующим коллегам?

И еще...

А какое вообще имеет право Елисей наказывать человека - проказой? Кто он такой? Меня возмущает именно тот факт что проказу наслал не Господь, как это было в случае с сестрой Моисея -Мариам,

(Числа, глава 12 стих 5)

5 И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба

а обыкновенный человек, пускай и называемый Божиим.

Как то чересчур сильно изменился Елисей после того как подобрал упавшую с Илии милоть. Стал какой то несдержанный, раздражительный. То медведиц на детей спустит (так же не соответствующее вине наказание) то проказой проклянет навечно.

Наши рекомендации