Истоки христианства в золотых тельцах Иеровоама. Или почему Иеровоам так странно благодарит Господа.
(Третья книга Царств, глава 12 стих 28)
28 И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской
«...царь сделал двух золотых тельцов...»
Крайне удивительная неблагодарность бывшего слуги - Господу! Вместо того чтоб «прилепится» к Господу с уверенностью что тот умеет награждать верных ему людей, Иеровоам, едва получив власть - тут же отворачивается от Господа устанавливая тельцов. Какое то нелогичное поведение. Неогичное если считать что устанавливая тельцов, Иеровоам делает это «в пику» Господу, чтоб его разозлить. Но вполне объяснимо если считать что таким способом Иеровоам выказывает свою преданность Иегове и готовность выполнять все его заветы. В конце концов нельзя же считать Иеровоама настолько бестолковым чтоб он не понял кому он обязан своим возвышением и настолько самоуверенным что поднявшись «из грязи в князи» решил что помощь Господа ему больше не понадобится.
Но тогда почему же?
Как я уже говорил, Иеровоам таким способом выражает свое признание и свою преданность Иегове и он уверен что именно таким образом, через образ тельца, и нужно поклоняться Господу.
А вот откуда у него такая уверенность и почему евреи северных племен так единодушно эту уверенность с ним разделили мы и попробуем сейчас разобраться.
Когда Иеровоам заявляет «вот боги, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской»
(Третья книга Царств, глава 12 стих 28)
28 И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу... вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской
он несомненно желает показать что его культ и культ тельца в синайской пустыне - это суть одно и то же. Показать евреям что он хочет восстановить традиции и верования ДОсинайских времен. Для этого он и повторяет почти дословно слова еврейского народа под горой Хорив
(Исход, глава 32 стих 4)
4 .... И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
Причем делает он это с кем-то «...посоветовавшись..» (то есть это решение не его одного, а некой группы).
(Третья книга Царств, глава 12 стих 28)
28 И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов ...
и ставит тельцов с твердым убеждением что народ его поддержит.
И не ошибся. Как и в Синайской пустыне когда на предложение Аарона скинуться на изготовление золотого тельца евреи откликнулись с завидным единением так и сейчас (во время царствования Иеровоама) евреи с легкостью (и готовностью!) восприняли указ приносить жертвы тельцам в Дане и Вефиле.
То есть что мы имеем?
Мы имеем отголоски религиозного раскола происшедшего во времена Моисея и проявившие себя при правлении Иеровоама. Ведь что произошло при Моисее? У евреев были какие то свои традиции и обряды почитания Бога своих отцов - Иеговы. На протяжении более шестисот лет, со времен миграции Авраама в Ханаанские земли, эти обряды в достаточной степени укоренились и вошли в быт евреев. Я думаю, что для восхваления Господа у евреев были как свои священники та и свои алтари для жертвоприношений. Вот эти вот свои религиозные взгляды, евреи, передавая из поколение в поколение спокойно пронесли через Ханаан и Египет. По крайней мере в Писании нигде не сказано что живя в Египте евреи отреклись от своего семейного бога или приняли чужих египетских богов. Наоборот, сказано что евреи живут своей обособленной общиной и не смешиваются с окружающим их народом, храня, так сказать, свою этнокультуру. Подтверждением того, что евреи живут «компактной кучкой», а не рассеяны по всему Египту служат хотя бы Божьи наказания обрушившиеся на египтян, но минувшие область Гесем «где жили сыны Израилевы»
(Исход, глава 9 стих 26) только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града
(Исход, глава 8 стих 22) 22 и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь [Бог] среди [всей] земли
Ну а доказательством того, что евреи не приняли египетских богов, а остались «верны» Иегове служит то, что когда Моисей хочет добиться согласия фараона отпустить их, то одним из аргументов послужила необходимость принесения жертвоприношений еврейскому Богу. Причем и фараон («...кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его...») и Моисей («...Господу, Богу нашему...», «…Бог Евреев призвал нас…») твердо убеждены что их Боги не имеют ничего общего друг с другом
(Исход, глава 5 стих 3)
1 После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали [ему]: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.
2 Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу.
3 Они сказали [ему]: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом
Ну так вот. Живя в Египте, евреи продолжали поклоняться своему Богу - Иегове. Каким образом и с чего вообще евреи решили что образ Бога это фигура тельца, а не барана или верблюда какого-нибудь (может какие-нибудь индийские (где корова почитается за священное животное) корни взыграли), остается загадкой. Но то что евреи вышедшие из Египта были убеждены что образ Бога - это телец и поклоняться Господу необходимо через поклонение его образу и это убеждение являлось широко распространенным в среде евреев - это несомненно.
А так как Господа никто не видел
(Евангелие от Иоанна, глава 1 стих 18)
18 Бога не видел никто никогда; ...
то и поправить евреев никто не мог (да никто и не говорил им что скульптуры это плохо, ни Авраам обедавший с Богом, ни боровшийся с Богом - Иаков, никто и никогда слыхом не слыхивал что нельзя уважить Господа поклонившись его творению или представив его в том или ином теле).
И когда в Синайской пустыне Моисей взошел на Хорив и пропал на сорок дней, старейшины сделали то что делали тысячи раз до Моисея - они начали взывать к Иегове принося ему всесожжения и мирные жертвы. То есть жрецы- старейшины начали «кадить» Иегове так, как «кадили» все их многочисленные предки не выдумывая ничего нового
(Исход, глава 32 стих 4)
6 На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные:и сел народ есть и пить, а после встал играть
И тот факт что для изготовления фигуры тельца они обратились к Аарону («правой руке» Моисея, ближайшему к Иегове из всех оставшихся евреев), а не к какому нибудь иноплеменнику служит дополнительным доказательством что евреи остались верны Иегове и НЕ СОБИРАЛИСЬ от него «отворачиваться».
(Исход, глава 32 стих 1)
1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами...