Но, Соломон не хочет брать подлинную Моисееву скинию а тянет в Храм «новодел» Давида. Почему?
Когда Соломон собрал всех старейшин для переноски ковчега, ковчег находился где-то в пределах Иерусалима, в «городе Давидовом»
(Вторая книга Царств, глава 6 стих 16)
16 Когда входил ковчег Господень в город Давидов…
в сооруженной Давидом специально для него, в НОВОЙ скинии
(Вторая книга Царств, глава 6 стих 17)
17 И принесли ковчег Господень и поставили его на своём месте посреди скинии, которую устроил для него Давид…
эту ново построенную Давидову скинию, вместе с ковчегом и понесли священники
(Третья книга Царств, глава 8 стих 4)
4 и понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их священники и левиты.
пришедшие к Соломону в Иерусалим
(Третья книга Царств, глава 8 стих 4)
4… к царю Соломону в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона…
Я думаю что если б евреи действительно сходили бы в Гаваон за скинией изготовленной Моисеем, то Писание обязательно упомянуло бы про такое экстраординарное событие обязательно бы сопровождавшееся соответствующими почестями и жертвоприношениями
Но про то, что принес скинию Моисея нигде не указано
(Вторая книга Паралипоменон, глава 1 стих 3)
3 И пошли Соломон и все собрание с ним на высоту, что в Гаваоне, ибо там была Божия скиния собрания, которую устроил Моисей, раб Господень, в пустыне
поэтому мы считаем что оригинальная скиния (а это все-таки одна из главных еврейских святынь), была необоснованно забыта.
(причем даже если считать что Моисееву скинию в Иерусалим по-тихому принесли. То становится вопрос - а куда ее потом дели? Даже в сложенном (походном) варианте она занимает довольно значительный объем (чего стоят только брусья для двора)
А куда делся умывальник? А жертвенник курения, стол для хлебов предложения? А светильник? Растаскали по шатрам?)
***
С чего вообще евреи так зациклились на этом ковчеге? Ведь что из себя представляет это изделие? Обыкновенный сундук!!! Сундук в котором лежат изготовленные Моисеем скрижали и всякие памятные евреям вещи. Больше ничего особенного. Но для евреев Вездесущность Господа почему то сконцентрировалась в одном маленьком ящичке объемом в кубический метр. И если хочешь обрести благодарность от Господа, обеспечь надлежащий уход данному сундучку.
Хочешь получить от него чудо, знай как с ним обращаться. И тут становится кстати выражение- «Знание -Сила!».
Как им пользоваться знали только священники-кохэны (в дальнейшем их называют первосвященники) и успешно использовали свои знания. Поясню…
Как мы помним, переносить Ковчег имели право только потомки одного определенного семейства левитов - семейства Каафа.
(Числа, глава 4 стих 4)
4 Вот служение сынов Каафовых [левитов по родам их, по семействам их,] в скинии собрания: носить Святое Святых.
Но это только тогда когда приходилось таскать его с места на место в походном варианте.
Когда же предполагалось использовать его для осуществления «чуда», то «эстафету» принимали потомки Аарона.
Так поступили при освящении Храма построенного Соломоном
(Третья книга Царств, глава 8 стих 6)
6 И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья херувимов.
когда священники приняли эстафету и внесли раритетный сундук в храм и «огонь и слава Господня» показалась людям
3 И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его
Так священники поступили при переходе через Иордан, когда необходимо было остановить воды реки. По большому счету для Господа безразлично внесли священники ковчег на середину реки или не внесли, если Господь захотел остановить Иордан, он мог бы это сделать и без захода священников в речку. Но были даны четкие инструкции и надо полагать именно соблюдение данных инструкций и дало положительный результат.
(Книга Иисуса Навина, глава 3 стих 6)
6 Священникам же сказал Иисус: возьмите ковчег завета [Господня] и идите пред народом. [Священники] взяли ковчег завета [Господня] и пошли пред народом
так же они поступили когда необходимо было разрушить стены вражеского города - Иерихона
(Книга Иисуса Навина, глава 6 стих 5)
5 И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним.
и надо полагать планировали использовать его для подавления восстания Авессалома
(Вторая книга Царств, глава 15 стих 24)
24 Вот и Садок [священник], и все левиты с ним несли ковчег завета Божия из Вефары и поставили ковчег Божий; Авиафар же стоял на возвышении, доколе весь народ не вышел из города.
Те кто знают принципы работы ковчега - те его и используют, тех же кто не знает, но лезет, поражает насмерть. Незнанием техники управления ковчегом можно объяснить смерть одного из носильщиков ковчега - Озы, который схватился за то за что не следовало (за оголенные провода под напряжением J) и был умерщвлен.
(Вторая книга Царств, глава 6 стих 6)
6 И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию [чтобы придержать его] и взялся за него, ибо волы наклонили его.
7 Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.
и поражение израильтян, полезшим к ковчегу (после его возвращения от филистимлян) и опять же умерщвленных
(Первая книга Царств, глава 7 стих 19)
19 [Не порадовались сыны Иехониины среди мужей Вефсамисских, что видели ковчег Господа]. И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим
Именно в надежде на ковчег как на супероружие, этот сундук выносят из скинии при битве с филистимлянами. Но опять же, без умелого управления ковчег остался обыкновенным сундуком и филистимляне спокойно забирают его себе.
Давид, вероятно знал про опасности ковчега и особо его не жалует. И поэтому во время восстания Авессалома, он оставляет найглавнейшую святыню евреев в Иерусалиме. Что вряд ли было бы сделано если б Давид мог безбоязненно сохранить ее себе.
(Вторая книга Царств, глава 15 стих 24)
25 И сказал царь Садоку: возврати ковчег Божий в город [и пусть он стоит на своем месте].Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть его и жилище его
***
(Третья книга Царств, глава 8 стих 5)
5 А царь Соломон и с ним все общество Израилево, собравшееся к нему, шли пред ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота, которых невозможно исчислить и определить, по множеству их.
При переносе ковчега царь Соломон и все сообщество шло впереди и на ходу разбрасывало тушки овец в разные стороны.
Примерно такая картина вырисовывается если учесть что жертвы приносились, но жертвенник находился в другом месте
***
(Третья книга Царств, глава 8 стих 5)
3 И пришли все старейшины Израилевы; и подняли священники ковчег,
4 и понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их священники и левиты.
В праздник кущей строжайше запрещено делать какую либо работу. Вообще. Все что можно отнести к понятию работа, в этот праздник - запрещено.
Можно ли воспринимать глаголы «подняли», «понесли» - как глаголы описывающие какую-либо работу? Я думаю можно. Но почему то действия Соломона и Израильских старейшин которые и «подняли» и «несли», нарушением запрета не считаются.
(Левит, глава 23 стих 24)
24 скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, …
25 никакой работы не работайте и приносите жертву Господу.
…
30 и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее;
31 никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших;
про работу священников при зарезке и разделывании скота для жертвоприношений (а это работа и довольно тяжелая работа, вам это любой мясник скажет) вообще речи не идет, они как бы не работают, а ТРУДОМ ПРОСЛАВЛЯЮТ Господа. Но где она, эта граница разделяющая трудовое прославление Господа от «работания работы» ?
(Третья книга Царств, глава 8 стих 63а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)
63 И принес Соломон в мирную жертву, которую принес он Господу, двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Так освятили храм Господу царь и все сыны Израилевы.
Дрова подносить для костра - эта работа? Конечно, работа. А если это костер для жертвоприношений? Тогда нет. А пол мыть в праздник -это работа? Да! А если этот пол в храме? Тогда нет!
Это только на бумаге все выглядит так легко - «И принес Соломон в мирную жертву…». На самом деле был задействован целый комплекс работ необходимый для безукоризненного соблюдения обряда приношения мирной жертвы. Кто-то должен был подгонять скот, кто-то этот скот резать, кто-то разделывать, отделять тук и грудь необходимые Господу, кто-то должен трясти этой грудью перед Господом (Левит, глава 7 стих 30), таскать дрова, поддерживать костер, приносить воду, уносить кости и пр. И неужели все это не работа?
***
Заметки на (Третья книга Царств, глава 8 стих 6)
6 И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья херувимов
понятно что даже в неосвященную скинию простым левитам вход был запрещен и ковчег устанавливали сами первосвященники. Не понятно почему решили что ковчег установлен именно в то, единственное и предназначенное только для него место (внесли священники ковчег завета Господня на место его)
вроде ж никаких озарений не было, а поставить решили не возле стенки, а именно тут, ни метр вправо ни метр влево?
По поводу предназначенности мест вообще вопросы возникают,