Иаков осознал низость своего поступка по отношению к брату Исаву и готов быть его рабом.
(Бытие, глава 32 стих 4-5)
4 и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне;
5 и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить о себе господина моего [Исава], дабы приобрести [рабу твоему] благоволение пред очами твоими.
(Бытие, глава 33 стих 13-14)
13 Иаков сказал ему: господин мойзнает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот;
14 пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир.
Не могу понять, чего антисемиты вечно евреев ругают, ведь те и так согласны быть в рабстве у племен неИзраильских.
***
А вот в поступке семьи Иакова описанном в главе 34 вероломство есть.
Когда сын князя, Сихем, полюбил дочь Иакова, он просит жениться на ней
(Бытие, глава 34 стих 3-4)
3 И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы. (разве не означает эта фраза - «говорил по сердцу девицы» - что девица не против?)
4 И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену.
Ради любимой он согласен выполнить любые условия (даже принять их Бога и сделать обрезание себе и своим людям).
(Бытие, глава 34 стих 19-21)
19 Юноша не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он более всех уважаем был из дома отца своего.
20 И пришел Еммор и Сихем, сын его, к воротам города своего, и стали говорить жителям города своего и сказали:
21 сии люди мирны с нами; пусть они селятся на земле и промышляют на ней; земля же вот пространна пред ними. Станем брать дочерей их себе в жены и наших дочерей выдавать за них.
22 Только на том условии сии люди соглашаются жить с нами и быть одним народом, чтобы и у нас обрезан был весь мужеский пол, как они обрезаны.
Но благородство и порядочность его и погубила. Сыновья Иакова не простили Сихема и убили всю его семью и население города в котором он жил.
(Бытие, глава 34 стих 25-27)
25 На третий день, когда они были в болезни (после проделанного обрезания), два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол
26 и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли.
27 Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили [Дину] сестру их.
Хорошо продуманный и реализованный план.
Про желания Дины никто не спросил. Из-за гордыни братьев она осталась незамужней и бездетной, хотя полюбила Сихема (Бытие, глава 34 стих 3)… говорил по сердцу девицы
***
После резни, Иаков опасается мести жителей окрестных городов
(Бытие, глава 34 стих 30)
30 И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для [всех] жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой
Но Господь не наказывает убийц, а помогает им спокойно скрыться.
(Бытие, глава 35 стих 5)
5 И отправились они [от Сихема]. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых
***
Бог напомнил Иакову про обещания того построить жертвенник в месте, где он являлся.
(Бытие, глава 35 стих 1)
1 Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего
***
Возле города Вефиль Иаков наконец-то заставляет свою семью престать поклоняться идолам чужих богов. (Если б не поклонялись, то не забирали их под страхом смерти из дома своего отца и не хранили так долго)
(Бытие, глава 35 стих 2-4)
2 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши
4 И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. [И оставил их безвестными даже до нынешнего дня.]
После этого Иаков сооружает жертвенник возле которогоГосподь еще раз повторил свое обещание дать Ханаанские земли ему и его потомкам, только если Аврааму он обещает ее только дать, (Бытие, глава 13 стих 15)15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки
то Иакову это подается как уже свершившийся факт. С этого момента Иаков может относится к этой земле как своей.
(Бытие, глава 35 стих 12)
12 землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию
Правильней было бы землю, которую Я ОБЕЩАЛ Аврааму и Исааку, Я ОБЕЩАЮ тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию
***
По преданиям книгу Бытие писал Моисей, но данный стих
(Бытие, глава 36 стих 31) 31 Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых:
приводят как доказательство того, что книгу Бытия писал кто-то живший в более позднее время уже имеющий понятия про Израильских царей так как во времена Моисея у сынов Израилевых царей еще не было. В пример приводят ситуацию как если бы нашли рукопись романа Льва Толстого «Война и Мир» где было написано что князь Андрей Болконский жил в период ДО СОВЕТСКОГО СОЮЗА и утверждали что это оригинал и написан самим Львом Николаевичем Толстым.
Первый царь - Саул появится только в Первой книге Царств написанной пророками в свое время
(Первая книга Царств, глава 8 стих 19-20)
19 Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами,
20 и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.
Моисей не мог также описать и собственные похороны
(Второзаконие, глава 34 стих 5-8)
5И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню;
6 и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня.
***
При родах Вениамина, Рахиль умерла. Иаков не захотел выполнить волю своей любимой жены и оставить имя сыну как его назвала умирающая мать и назвал по своему
(Бытие, глава 35 стих 18)
18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином.
19 И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем