Глава 6 Функции и роль религии
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функция» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции – это способы действия религии в обществе, роль – суммарный результат, последствия выполнения ею функций.
Способы действия
Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.
Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и проч. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, Абсолюты, с точки зрния которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивается целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться, хотя бы в воображении, за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение светлого будущего, блаженства, на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения.
Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются «братством во Христе», в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе и т.д. Важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в том случае, если психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии.
Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д.), которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми – в литургии, молитве, медитации, «тайнозрении».
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиции, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали и проч.), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежение за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных, реальных и обещаемых в посмертном существовании).
Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом – разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются несогласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.
Отметим и культуротранслирующую функцию. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие – отталкивала. Обеспечивалось сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляется передача накопленного наследия от поколения к поколению.
Легитимирующе-разлегитимирующая (лат. legitimus – законный, узаконенный) функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование – максиму (лат. maxima – высший принцип), в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.
Принципы анализа роли религии
Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т.е. ее роль, бывали и бывают разными. Сформулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в определенных условиях места и времени.
1. Религия под углом зрения предельных, абсолютных критериев санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости» или объявляет «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «греховными», «противоречащими закону», «Слову Божию», отказывает им в санкционировании. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.
2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer – священный) и секуляризации (позднелат. secularis – мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, «вхождения» религиозных индивидов и организаций в различные внерелигиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы, Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях.
3. Своеобразно воздействие на общество, его подсистемы, на личность родо-племенных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий. В их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение в правилах отношения к миру, в повседневном поведении последователя в различных областях общественной и личной жизни, накладывают печать на «человека экономического», «человека политического», «человека морального», «человека художественного», «человека экологического», иными словами, на различные аспекты культуры. Неодинакова была система мотивации, а потому направленность и эффективность хозяйственной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве. По-разному включались в межэтнические, межнациональные отношения родо-племенные, народностно-национальне (индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются заметные различия в морали, в нравственных отношениях буддиста, христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователей родо-племенной религии. По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями.
4. Религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, внекультовые и культовые деятельность и отношения, учреждения для ориентации во внерелигиозных и религиозных областях. Функционирование названных элементов и связей давало соответствующее им, их содержанию и направленности результаты. Достоверные знания позволяли строить эффективную программу действий, повышали теоретический потенциал культуры, а заблуждения не гарантировали преобразования природы, общества и человека в соответствии с объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отношения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединить, способствовать появлению и разрастанию конфликтов. По линии религиозной деятельности и отношений, обеспечения нужд религиозных организаций происходило и происходит создание и накопление материальной и духовной культуры – освоение необжитых земель, совершенствование земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства, письменности, книгопечатания, сети школ, грамотности, различных видов искусства и т.д. Но с другой стороны, определенные слои культуры отторгались, отталкивались – многие компоненты языческой культуры; скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исламе; духовные образования, попавшие в свое время в «Индекс запрещенных книг католицизма; ряд научных открытий, свободомыслие и др. Конечно, следует учитывать и то, что позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняются.
5. Важно принять во внимание соотношение общегуманистического и частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве религиозного и общегуманистического. Представляется, что это мнение не учитывает ряда фактов. В религиозных системах отражаются, во-первых, такие отношения, которые общи всем обществам независимо от их типа, во-вторых, отношения, свойственные данному типу общества, в-третьих, связи, складывающиеся в синкретических обществах, в-четвертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп. В религиях представлены и самые различные культуры. Даже мировых религий – три, не говоря уже о множестве народностно-национальных, региональных и родо-племенных. В религии переплетаются, порой причудливо, компоненты общегуманистические, формационные, цивилизационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие: религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях; история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции; прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем данная группа и ее представители не всегда жестко «закреплены» за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой. К современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению общегуманистических ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
Список содержит использованную, цитируемую, упоминаемую и рекомендуемую литературу. Прежде всего это первоисточники – те произведения, которые внесли вклад в становление и развитие религиоведческих знаний и содержание которых специально рассматривается в учебном пособии. Приведены труды, в которых исследуются творчество ряда авторов или направления мысли, к которым они принадлежат. Названы работы, посвященные анализу различных проблем теоретического религиоведения, а также исследующие историю религий. Если имеется компактное издание избранных трудов автора, то ссылка дается на это издание без перечисления вошедших, в него отдельных произведений; последние отмечены в подстрочных сносках. Перечисляются работы, содержащиеся в многотомных изданиях, с указанием соответствующего тома. Иностранные источники, переведенные и изданные у нас в стране, представлены в русскоязычном варианте. Произведения авторов, включенные в попавшие в список антологии, хрестоматии, сборники, отдельно не упоминаются. Источники расположены в алфавитном порядке.
1. Абеляр П. Теологические трактаты. М., 1995.
2. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1989.
3. Аверинцев С.С. Поэтика древневизантийской литературы. М., 1977.
4. Авеста. М., 1994.
5. Алексеев В.A. «Штурм небес» отменяется? М., 1992.
6. Американская социологическая мысль // Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Щюц. М., 1994.
7. Американская социология. М., 1972.
8. Английские материалы XVIII века. М., 1967. Т. 1,2.
9. Английское свободомыслие. М., 1981.
10. Андреев Д. Роза мира. М., 1993.
11. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
12. Ансельм Кертербергский. Сочинения. М., 1995.
13. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969–1972.
14. Апокрифы древних христиан. М., 1989.
15.Апполодор. Мифологическая библиотека. М., 1993.
16.Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
17.Aцамба Ф.М., Кириллина С.А. Религия и власть: ислам в Османском Египте (XVIII –первая четверть XIX в.). М., 1996.
18.Барац А. Лики Торы. М., 1995.
19.Барт К. Христианин в обществе // Путь. 1992. № 1.
20.Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.
21.Бейль П. Исторический и критический словарь. М., 1968. Т. 2.
22.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование действительности. М., 1995.
23.Бердяев Н.А. О назначении человека. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М., 1993.
24.Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.
25.Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989.
26.Бердяев Н.А. философия свободы. М., 1989.
27.Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.
28.Библейская энциклопедия. М., 1991.
29.Библия. М., 1976.
30.Бидерман Г. Энциклопедия символов. М., 1996.
31.Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., 1994.
32.Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.
33.Бонавентура. Путеводитель. М., 1992.
34.Бонхсффер Д. Сопротивление и покорность. М., 1994.
35.Боруцков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971.
36.Бруно А. Диалоги. М., 1949.
37.Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
38.Буддизм. Словарь. М., 1992.
39.Булгаков С.Н. Православие. М., 1991.
40.Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.
41.Булътман Р. Новый завет и мифология // Вопросы философии. 1992. № 1.
42.Буржуазная философская антропология XX века. М., 1966.
43.Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1997.
44.Васильев А.С. История религий Востока. М., 1988.
45.Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
46.Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
47.Велесова книга. М., 1994.
48.Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.
49.Взаимосвязь физической и религиозной картин мира. Физики-теоретики о религии / Вып. Ред. сост. Ю.С. Владимиров. Кострома, 1996.
50.Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика, философия и религия. Кострома, 1996.
51.Войтыла К. Иоанн Павел II. Любовь и ответственность. М., 1993.
52.Вольтер Ф. Философские сочинения. М., 1988.
53.Встань, человек. М., 1989.
54.Второй Ватиканский собор. Конституции. Декреты. Декларации. Брюссель, 1992.
55.Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988.
56.Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.
57.Гайзенберг В. Естественно-научная и религиозная истина // Гайзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.
58.Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1995.
59.Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.
60.Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Сочинения. М., 1959. Т. IV.
61.Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
62.Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. М., 1975, 1977.
63.Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. I.
64.Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3.
65.Гельвеций К.А. Сочинения. В 2 т. М., 1973–1974.
66. Гергей Е. История папства. М, 1996.
67. Герцен А.И. Об атеизме, религии и церкви. М., 1976.
68. Геффдинг Г. Философия религии. СПб., 1912.
69. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. М., 1964.
70. Голубинский Ф.А. Лекции философии. Метафизика. М., 1984.
71. Гольбах П. Избранные произведения. В 2 т. М., 1963.
72. Государанвенно-церковные отношения в России: Курс лекций. М., 1995. Ч. 1, 2.
73. Григорий Палама. Собрание творений. В 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
74. Григорян Б. Т. Философская антропология. М., 1982.
75. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. Киев, 1996.
76. Грюнбаум Г.Э.фон. Классический ислам. М., 1988.
77. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
78. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
79. Гусева Н.Р. Индуизм. М., 1977.
80. Гусейнов А.А., Иррлипщ Г. Краткая история этики. М., 1987.
81. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
82. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3. .
83. Далай-Лама XIV. Буддизм в Тибете. М., 1991.
84. Девятова С.В. Современное христианство и наука. М., 1994.
85. Джатаки. М., 1979.
86. Джемс В. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. СПб., 1914.
87. Джемс В. Прагматизм. СПб., 1910.
88. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993.
89. Дидро Д. Избранные атеистические произведения. М, 1956.
90. Дионисии Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994. '
91. Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989.
92. Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США. М., 1980.
93. Добратолюбие. Париж, 1988. Т. 1–5.
94. Дхаммапада, М., 1960.
95. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1990.
96. Забияко А.П. История древнерусской культуры. М., 1995.
97. Законодательство РФ о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях. М., 1993.
98. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.
99. Зеньковский В. Основы христианской философии. М., 1992.
100. Зиммель Г. Социология религии // Зиммель Г. Избранное, философия культуры. М., 1995. T.I.
101. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. М., 1987.
102. Иллюстрированная история религий. Под ред. Д.П. Шантепп де ля Соссей. В 2 т. М., 1992.
103. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
104. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. Т. I–II.
105. Индийская философия. Тексты. М., 1981.
106. Индуизм.. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., 1996.
107. Ислам. Энциклопедический словарь. М, 1991.
108. Кант И. Сочинения. В 6т. М., 1963–1966.
109. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.
110. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М., 1984.
111. Карсавин А.П. Философия истории. Берлин, 1923.
112. Карташов А.В. Вселенские соборы. М., 1994.
113. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992–1993. Т. 1, 2.
114. Католицизм. Словарь. М., 1991.
115. Кейпер Ф.Я. Труды по ведийской философии. Тексты. М., 1986.
116. Керимов А. И. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.
117. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989.
118. Кимелев Ю.А. Философский теизм. Типология современных форм. М., 1993.
119. Классики мирового религиоведения: М., 1996.
120. Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М., 1994.
121. Климент Александрийский. Педагог. М., 1996.
122. Ковальский Я. В. Папы и папство. М., 1991.
123. Кодзики.М., 1995.Т.1,2.
124. Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М, 1985.
125. Колосницын В.И. Религиозное отчуждение. Изд. по Уральского ун-та, 1987.
126. Кон-Шербок А., Кон-Шербок А. Иудаизм и христианство. Словарь. М., 1995.
127. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М, 1982.
128. Конфуций. Изречения. М., 1994.
129. Концевич И.М. Православие и буддизм. М., 1994.
130. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. М., 1986.
131. Корнев В.И. Тайский буддизм. М., 1973.
132. Костюченко B.C. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983.
133. Крывелев И.А. История религии. Очерки в двух томах. М., 1988.
134. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
135. Кубланов М.М. Происхождение христианства. М., 1974.
136. Кувакин В.A. Религиозная философия в России в конце XIX – начале XX века. М, 1980.
137. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1986.
138. Дьякон Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. М., 1995.
139. Дьякон Кураев А. Христианская философия и пантеизм. М., 1997.
140. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. М 1989.
141. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1992.
142. Кюнг Г. Куда идет христианство // Путь. 1992. № 2.
143. Лавров П.Л. О религии. М., 1989.
144. Лайтман М. Каббала. Тайное еврейское учение. Новосибирск, 1993.
145. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М., 1984.
146. Лао Цзы. Даодэцзин. М., 1990.
147. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.
148. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
149. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
150. Лсви-Строс К. Структурная антропология. М., 1980.
151. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.17.
152. Ленин В.И. Социализм и религия // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 12.
153. Леонтьев А.Д. Проблемы развития психики. М., 1972.
154. Литман А.Д. Современная индийская философия. М., 1985.
155. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. Киев, 1986.
156. Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.
157. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.
158. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982.
159. Лосев А.Ф. философия. Мифология. Культура. М., 1991.
160. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
161. Лосский В.Н. Боговидение. М., 1995.
162. Лocский H.O. История русской философии. М., 1991.
163. Лосский H.O. Избранное. М., 1991.
164. Лукач И. Пути богов. М., 1984.
165. Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983.
166. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии. М., 1994.
167. Лысенко В.Г., Терентьев А.А; Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма,. М., 1994.
168. Льюис К. Просто христианство. Чикаго, 1990.
169. Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994.
170. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
171. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.
172. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.
173. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.
174. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1.
175. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13.
176. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23.
177. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т, 42.
178. Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 46, ч. I, II.
179. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.
180. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.
181. Материалисты Древней Греции. М., 1955.
182. Mаxaбxapama. М., 1967.
183. Медведев М.И. Человек и его отражение в религии. Минск, 1983.
184. Мейендорф Иоанн. Введение в святоотеческое богословие. Рига, 1992.
185. Мелье Ж. Завещание. В 3 т. М., 1954.
186. Менье А. История религии. В 6 т. М., 1991–1995.
187. Mец И.Б. Будущее христианства // Вопросы философии. 1990. № 9.
188. Мистики XX века. Энциклопедия. М., 1996.
189. Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993.
190. Мифологический словарь. М., 1990.
191. Мифы народов мира. М., 1980–1982. Т. 1, 2.
192. Мольтманн Ю. Теология надежды // Вопросы философии. 1990. № 9.
193. Мольтманн Ю. Теология сегодня // Путь. 1994. № 5.
194. Мольтманн-Вендель Э.И. Сотворил Бог мужчину и женщину. Феминистская теология и человеческая идентичность // Вопросы философии. 1991. № 3.
195. Монтень М. Опыты. В 3 кн. М.; Л., 1958.
196. Мунье Э. Что такое персонализм. М., 1994.
197. Мэнли П.Х. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992. Т. 1, 2.
198. Нарский И.С. Юм. М., 1973.
199. Наука, религия, гуманизм. М., 1996.
200. Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань, 1903.
201. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М., 1989.
202. Никонов К.И. Религиозен ли человек по природе? М., 1990.
203. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж. Сумерки богов. М., 1989.
204. Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. М., 1991.
205.Овсянников М.Ф. Гегель. М., 1971.
206.Ориген. О началах. М., 1995.
207.Ориген. Против Цельса. Апология христианства. М., 1996.
208.Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977.
209.Основы религиоведения. Учебник. М, 1994.
210.Oт Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. М., 1969.
211.Очерки истории западного протестантизма. М., 1995.
212.Памятники византийской культуры IV– IX веков. М., 1968.
213.Памятники византийской литературы IX–XIV веков. М., 1969.
214.Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков. М., 1970.
215.Панцхава И.Д. Человек: его жизнь и бессмертие. М., 1967.
216.Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.
217.Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. № 8.
218.Попов А.С; Сато М. Диалог: церковь и мир. М., 1990.
219.Попова М.А. Фрейдизм и религия. М., 1985.
220.Православие. Словарь. М., 1989.
221.Православие: вехи истории. М., 1989.
222.Проблема человека в западной философии. М., 1988.
223.Протестантизм. Словарь. М., 1990.
224.Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986.
225.Пятикнижие и Гафтарот. Книга Брэйшит. М., 1994.
226.Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985.
227.Радугин А.А. Введение в религиоведение. Курс лекции. М., 1996.
228.Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб., 1993.
229.Ранович А.В. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.
230.Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1988.
231.Рассел Б. История западной философии. М., 1959.
232.Рашкова Р.Т. Ватикан и современная культура. М., 1989.
233.Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. М., 1993.
234. Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник. М., 1996.
235. Религиозные традиции мира. В 2 т. М., 1996.
236. Религии мира. Ежегодник. М., 1982–1988.
237. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М., 1996
238. Религия. Философия. Культура. М., 1992.
239. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.
240. Религия и права человека. М., 1996.
241. Ригведа. Мандалы I–IV. М., 1989.
242. Ригведа. Мандалы V–V1II. М., 1995.
243. Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.
244.Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.
245. Рижский М.Н. Библейские вольнодумцы. М., 1992.
246.Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995.
247. Робинсон Аж. Быть честным перед Богом. М., 1994.
248. Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994.
249. Розанов B.В. Религия, философия. Культура. М., 1992.
250. Розенберг 0.0. Труды по буддизму. М., 1994.
251. Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.
252. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения. В 3 т. М., 1961.
253. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988.
254. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
255. Рьюиз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии. 1991. № 2.
256. Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). СПб., 1994.
257. Саидбаев Т.С. Ислам. М., 1993.
258. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.
259. Саплин С.Ю. Астрологический энциклопедический словарь. М., 1994.
260. Свенцицкая И.С. Апокрифические евангелия. М., 1996.
261. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987.
262. Светлов Г.Е. Путь богов: синто в истории Японии. М., 1985.
263. Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность. СПб., 1993.
264. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. М., 1986.
265. Семенкин Н.С. Философия богоискательства. М., 1986.
266. Сергий Радонежский. Сборник. М., 1991.
267. Скибицкий M.M. Мировоззрение, естествознание, теология. М., 1986.
268. Скурат К.Е. История Поместных православных церквей. М., 1994. Т. 1, 2.
269. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1996.
270. Словарь символов. М., 1994.
271. Смысл жизни. Антология. Вып. II. Сокровищница религиозно-философской мысли. М., 1994.
272. Современная буржуазная философия и религия.. М., 1977.
273. Современная западная социология. М., 1990.
274. Современная западная философия. М., 1991.
275. Современный философский словарь. Москва, Бишкек, Екатеринбург, 1996.
276. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
277. Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. М., 1988.
278. Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. М., 1989.
279. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
280. Социально-политическое измерение христианства. М., 1994.
281. Социология религии: классические подходы. М., 1994.
282. Социологос. М., 1991.
283. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. М., 1957.
284. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996.
285. Структурно-функциональный анализ в современной социологии // Информационный бюллетень № 6 ССА. М., 1968.
286. Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Бишкек, 1993.
287. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 1972.
288. Тожуризина 3.И. Идеи свободомыслия в истории культуры. М., 1987.
289. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
290. Тальберг Н. История христианской церкви. М.; Нью-Йорк, 1991.
291. Тареев М.М. Христианская, философия. М., 1917.
292. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М., 1992.
293. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
294. Телушкин И. Еврейский мир. М., 1992.
295. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.
296. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995.
297. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. М., 1990.
298. Ткачева А.А. Новые религии Востока. М., 1991.
299. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
300. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.
301. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1994.
302. Торчинов Е.А. Религии мира. СПб, 1997.
303. Тора. М., 1993.
304. Традиционные и синкретические религии Африки. М., 1986,
305. Трофимова З.П. Гуманизм. Религия. Свободомыслие. М., 1992.
306. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни; М., 1994.
307. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.
308. Угриновнч Д.M. Психология религии. М., 1986.
309. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.
310. Упанишады. В 3 кн. М., 1992.
311. Учение. Пятикнижие Моисеево / Перевод, введение и комментарии И.Ш. Шифмана. М., 1993.
312. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982.
313. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.
314. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1995. Т. 1, II.
315. Феномен человека. Антология. М., 1993.
316. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
317. Философия, религия, культура. М., 1982.
318. Фламицин А.С. Божества древних славян. М., 1995.
319. Флоренский П.А. Культ, религия, философия. Культ и философия, философия культа // Богословские труды. М.; Московская патриархия, 1977. Сб. 17.
320. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. Т. 1, 2.
321. Флоровский Г.В. Восточные отцы церкви IV века. Париж, 1990.
322. Флоровский Г.В. Восточные отцы церкви V–XIII веков. Париж, 1988.
323. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
324. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.
325. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в историю религии. М., 1990.
326. Франциск Ассизский. Сочинения. М,, 1995.
327. Французские просветители XVIII века о религии. М., 1960.
328. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. М., 1992.
329. Фрейд 3. Тотем и табу // Фрейд 3. «Я» и «Оно» / Труды разных лет. Тбилиси, 1991.
330. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1986.
331. Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985.
332. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
333. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
334. Фромм Э., Судзуки Д., Марино Р. де. Дзен-буддизм и психоанализ. М., 1995.
335. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.
336. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
337. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1992. № 5.
338. Хайдеггер М. Бытие и время. СП6., 1997.
339. Хаксли Д. Религия без откровения. М., 1992.
340. Хейзинга И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV–XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988.
341. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
342. Христианство. Словарь. М., 1994.
343. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993–1995. Т. 1–3.
344. Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе: научно-фантастические произведения. Тула, 1986.
345. Цицерон Марк Тулий. философские трактаты. М., 1985.
346. Человек и его символы / Под ред. К.Г. Юнга. СПб., 1996.
347. Человек как философская проблема: Восток – Запад. М., 1991.
348. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.
349. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991.
350. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
351. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
352. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. В 2т. М., 1987–1988.
353. Шердаков В.Н. Иллюзия добра. Моральные ценности и религиозная вера. М., 1982.
354. Шестов Л.Н. Власть ключей. Берлин, 1923.
355. Шестов Л.Н. Избранные сочинения. М., 1993.
356. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.
357. Шифман И.Ш. Учение. Пятикнижие Моисеево. М., 1993.
358. Шлейермахер ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. М., 1994.
359. Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1993.
360. Шохин В.K. Брахманистская философия. М., 1994.
361. Шпажников Г.А. Религии стран Африки. М., 1967.
362. Шпажников Г.А. Религии стран Западной Азии. М., 1976.
363. Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. М., 1980.
364. Шпет Г.Г. Сознание и его собственник. М., 1916.
365. Шпет Г.Г. Явление и смысл, феноменология как основная наука иее проблемы., М., 1914.
366. Штайерман E.М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. М, 1966.
367. Штайерман Е.М. Социальные основы религии древнего мира. М., 1986.
368. Штайнер Р. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Ереван, 1990.
369. Штёкль А. История средневековой философии. СПб., 1996.
370. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
371. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. М., 1995. Ч. 1,2.
372. Эйнштейн А. Религия и наука // Эйнштей<