Домовые знаки, личные клейма и клейма каменщиков

Домовые знаки и личные клейма использовались в Централь­ной и Северной Европе как средства, указывающие на вла­дельца данного имущества. Эти клейма выжигали на коже крупного рогатого скота, выстригали на шерсти лошадей и вырезали на ушах у овец. Их наносили на мешки с помощью мела, кисти или штампа. Их отпечатывали, вырезали или рисовали на фронтонах домов, на кораблях и повозках и даже «выпахивали» на поверхности полей. Ими метили сплавной лес, чтобы, по прибытии к месту назначения, владелец мог отличить свои бревна. Часто их вырезали на маленьких бирочках («ярлыках»), которые прилагались к товарам, перевози­мым на судах. Это явление было обычным для средневековой торговли. Асбьорн Хертейг, возглавлявший археологические раскопки Бриггена (древней норвежской ганзейской верфи в районе г. Берген) после случившегося там в 1955 г. катастро­фического пожара, собрал, пожалуй, самую большую коллек­цию рунических бирок. Каждая из них несет на себе имя владельца, записанное рунами. Символические домовые знаки продолжают оставаться характерной особенностью многих старинных городов Центральной Европы, где они красуются на фасадах домов, написанные красками или вырезанные по камню.

Эти домовые знаки и личные клейма содержат в себе эзотерический смысл, поскольку ведут свое происхождение от разнообразных символов, включая латинские, греческие и рунические буквы. Один из наиболее частых элементов таких изображений — знак, похожий на арабскую цифру 4, который является древним символом Гермеса, покровителя торговли. Этот оккультный символ был широко распространен в германоязычных странах; в частности, средневековые ткачи и красильщики Сент-Эдмундсбери использовали его в своих личных клеймах. Он, наряду с другими, включался в различные купеческие клейма, которые, как правило, выглядят весьма привлекательно. И сегодня герметическая «четверка» украшает дома многих германских торговцев. В некоторых местах бытовала геральдическая традиция прибавлять к исход­ному домовому знаку новые линии или другие знаки. Эти прибавления должны были означать сына, внука или других потомков основателя дома. Таким образом возникали очень сложные и громоздкие знаки. Некоторые европейские гераль­дические системы содержат в себе много оккультных симво­лов, напоминающих домовые знаки, которые, очевидно, ведут свое происхождение от этих знаков. В этом смысле примеча­тельны ответвления польских родов Кошеска, Лис и Пилава; можно отметить также герб швейцарского семейства Шельтеров, в котором, как и во многих домовых знаках, содержит­ся герметическая «четверка».

Своими личными знаками обладали не только купцы, но и горожане, нетитулованная знать и ремесленники, особенно кузнецы и плотники. Иногда эти знаки учреждались властями. Так, например, в 1398 г., магистратурой Абердина был издан указ, чтобы на каждом калаче и хлебе стояло личное клеймо мастера хлебных изделий. Обычно знаками шотландских пе­карей были точки, или «наколки». Напоминанием об этом обычае служит детская песенка «Pat-a-Cake, Backer's Man», где пирожника просят «шлепнуть по тесту и наколоть его, и пометить его буквой "Б"».

Компания Куперов пользовалась системой маркировок, в основе которой лежал круг, символизировавший их основную продукцию — кадки и бочки. В Англии клейма на изделиях плотников и столяров вышли из употребления к концу XVI столетия, но пробирные клейма на изделиях из серебра и золота сохранились и применяются в настоящее время. В моей коллекции хранится слесарное зубило XIX века, ранее принадлежавшее Великой Восточной железнодорожной ком­пании. На этом инструменте стоит личное клеймо изготови­теля. Начиная со средних веков, каменщики, строившие церкви, замки, городские стены и мосты, разработали слож­ную и логически связную систему клейм. Подобно кузнецам и плотникам, каждый каменщик метил свою работу своим личным знаком. Эти знаки ведут свое происхождение отчасти от домовых знаков и личных меток, отчасти от византийских монограмм и оккультных знаков. Определенная часть таких знаков представляет собой руны. В частности, в эсслингенской церкви Божьей Матери (Германия) можно обнаружить руну Туг вместе с рунами Sigel, Ing, Odal и Wolfsangel. В Страсбургском соборе клеймо мастера выполнено в виде руны Ur. В Илийском соборе (Англия) можно увидеть руну Ear, а в кембриджской часовне Королевского Коллегиума выгравиро­ваны руны Eoh, Erda и Wolfsangel. Руну Ing можно найти в монастыре Беверли. Множество подобных примеров обнару­живается в Европе почти повсеместно.

Подобно всем прочим средневековым ремесленникам, каменщики организовали гильдию, которая имела свои риту­алы, церемонии и тайные опознавательные знаки. В период позднего средневековья ремесленники образовывали ложи, находившиеся под юрисдикцией единого центрального орга­на. Каждая центральная ложа квалифицированных каменщи­ков имела свою «материнскую схему», т. е. геометрический образец, служивший матрицей для личных клейм всех ее членов. В германоязычных странах при поступлении на долж­ность каменщики давали клятву никогда не изменять своего однажды избранного клейма. Рисунок этого клейма соответс­твовал геометрии «материнской схемы». В своей книге «Hof-und Hausmarken» («Дворцовые и домовые знаки»), вышед­шей в свет в 1870 г., профессор Хомейер писал о том, что около 50 лет назад он получил подобную «материнскую схему» в подарок от доктора Парта. Эта схема была взята из Страсбургского собора, центральной ложи каменщиков Эль­заса. Be создание приписывается знаменитому каменщику старинных времен Арнольду Страсбургскому.

домовые знаки, личные клейма и клейма каменщиков - student2.ru  

Каменотес Кирхнер из Нюрнберга в 1828 г. владел книгой, в которой перечислялись все личные клейма каменщиков с указанием источников, от которых они происходят. Профес­сор Франц Ржига опубликовал в 1883г. в Вене «Studien uber Steinmetz-Zeichen» («Исследование резных знаков на кам­не»), где продемонстрировал тот факт, что целый ряд «мате­ринских схем» происходит от конкретных основных геомет­рических фигур. Все известные клейма каменщиков можно соотнести с этими схемами. На 68-ми иллюстрациях своей книги профессор Ржига привел примеры 1145 личных клейм, связанных с соответствующими «материнскими схемами», продемонстрировав тем самым, что такая связь была распрос­транена повсеместно. Он наглядно показал, что существовали четыре основные геометрические схемы, послужившие прооб­разом для всех личных клейм каменщиков. Первые две схемы основывались на средневековых системах ad quadratum u ad triangulum, т. е. строились по геометрическому принципу квадрата и равностороннего треугольника. Две другие — более сложные. Эти диаграммы профессор Ржига назвал Vierpasse и Dreipasse. Схема Vierpasse (т. е. четырехсто­ронняя) геометрически соответствовала квадрату с дополне­ниями, a Dreipasse (т. е. трехсторонняя) использовала различные комбинации из равносторонних треугольников и кругов. Все эти схемы допускают неограниченное множество вариа­ций, и, таким образом, в основе личных клейм каменщиков лежит весьма разработанная и эзотерическая геометрическая система.

Профессор Ржига выявил «материнские схемы» несколь­ких основных центров средневековых каменщиков — в част­ности, Нюрнберга, Дрездена, Страсбурга, Кельна, Вены и Праги. Их личные клейма, зачастую происходившие от гре­ческих и рунических букв, воспроизводили геометрию макрокосмоса даже на таком малозначащем уровне. Едва различи­мые знаки, высеченные на отдельных камнях в стиле эзотери­ческой геометрии, хранили в себе структуру трансценденталь­ной вселенной. После того как центральные ложи были закрыты, т. к. изменившиеся условия требовали приостановки строительных работ при большинстве монастырей, каменщики применяли личные клейма еще долгое время. Вследствие упадка централизованной авторитарной власти в середине XVIII столетия, «вольные каменщики» оказались прикреплен­ными к определенным территориальным участкам. Тем не менее система личных клейм сохранилась и все еще применя­ется в некоторых регионах (например, в городе Ульме). Личные клейма на кладке старых каналов и железнодорож­ных мостов по всей Северной и Центральной Европе свидетельствуют о том, что эта традиция продолжалась вне связи со строительством и ремонтом церковных сооружений. Она была жива до появления железобетона, практически устра­нившего потребность в ремесле каменщиков.

В завершение нашего рассказа о геометрических знаках можно упомянуть курьезный алфавит из весьма сомнительной «Хроники Эра Линда». В основе каждой из его букв лежит крут, разбитый на шесть секторов (см. главу 5). И наконец, в начале XX столетия, австрийский мистик Гвидо фон Лист и его последователи применили древний способ выведения личных знаков из единой «материнской схемы» как геометрическую основу для создания рунической системы Арманен (см. главу 3). Примечательно, что, подобно забавным буквам «Эра Линда», эта система также основывалась на круге, разбитом на 6 секторов, т. е. на принципе ad triangulum.

домовые знаки, личные клейма и клейма каменщиков - student2.ru  

МАГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЧНЫЕ ШИФРЫ

Множество секретных алфавитов и шифров имеет непосредственное отношение к различным масонским и розенкрейцерским организациям, возникшим, скорее всего, в XVII и XVIII столетиях. В основе этих алфавитов лежат те же принципы, которым подчинялись личные клейма каменщиков. Вне зави­симости от своего происхождения, эзотерические шифры такого типа были очень популярны в наполеоновские времена. Большинство из них строилось на позиционной или геомет­рической формах, что позволяло разместить латинские буквы в таблице, состоящей из девяти квадратов. Это очень напоми­нает еврейскую систему Эйк Бекер, которая, по-видимому, и послужила источником данного метода. Одна из таких таблиц выглядит следующим образом:

домовые знаки, личные клейма и клейма каменщиков - student2.ru

Для того чтобы написать букву этого шифра, следует нарисовать тот участок таблицы, в котором она находится. Если данная буква стоит в этом участке первой, то для ее написания не нужно больше никаких дополнительных знаков. Если же требуется написать вторую или третью букву этого участка, то в изображение участка следует добавить соответс­твенно одну или две вертикальных черточки. Полученные таким образом буквы имеют явное сходство с личными клеймами каменщиков: и те, и другие представляют собой вариации на тему исходной геометрической формы. Понятно, что при составлении такого шифра можно изменять и ориентацию таблицы, и расположение букв внутри нее. Не зная исходной таблицы, расшифровать такой шифр будет довольно сложно. Изменения в таблицу можно вносить произвольно или (если необходимо наполнить шифр магическим содержа­нием) в соответствии с магическим квадратом либо другой общепризнанной системой.

Имеются и другие версии этого магического шифра. Среди них наиболее известным вариантом является шифр Royal Arch [Королевской Арки]. Он представлен таблицей из девяти квадратов, в каждом из которых содержится по две буквы. Остальные восемь букв алфавита размещаются внутри «Х»-образной фигуры. Таким образом, каждая буква обозначается контуром той части таблицы или креста, где она расположена; вторые буквы, как и в вышеописанном случае, маркируются черточками. Некоторое сходство с этим шиф­ром имеет розенкрейцерский шифр Sovereign Princes, опи­санный Еленой Блаватской как Розенкрейцерский алфавит. И все же, несмотря на то что некоторые знаки в этом магичес­ком алфавите напоминают шифр «магической таблицы», остальные больше похожи на буквы, типичные для Адамического и Инквизиторского алфавитов, а также для Алфавита Магов и Феме. Этот тип тайнописи, популярный в XIX столетии, в последние годы потерял свою привлекательность и стал еще одной исторической реликвией.

домовые знаки, личные клейма и клейма каменщиков - student2.ru

МАГИЧЕСКИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА

Сегодня, когда начертания букв неизменны и стандартны в стандартных алфавитах, мы совсем разучились воспринимать разнообразие начертаний букв. Так, увидев на средневековой надписи заглавную «N», написанную «шиворот-навыворот», мы сразу же думаем, что эту надпись делал какой-нибудь полуграмотный крестьянин. Все формы одной и той же буквы, отличающиеся от стандартной, воспринимаются ними сегодня как явная описка. Но ведь это неправильная точка зрения. Только лишь с широким распространением печатных книг буквы алфавита стали полностью стандартными. Достаточно посмотреть на исторические рукописи, живопись или надписи на зданиях — и мы немедленно обнаружим различные формы знакомых нам букв. И чем глубже мы заглянем в прошлое, тем большее разнообразие нам откроется. В конечном итоге, наше восприятие букв — всего лишь результат концепции, навязанной унифицированным школьным образованием. А если взять, к примеру, схоластов-космополитов, написавших большие иллюстрированные тома «The Book of Kells», «The Book of Burrow» и «The Lindisfarne Gospels», то все они говорили и писали на нескольких языках, использовавших, к тому же, различные алфавиты. Поэтому не удивительно, что в их текстах обнаруживаются различные варианты написания одних и тех же букв.

Самые образованные из светских ученых эпохи создания «The Book of Kells» (VIII в.), скорее всего, умели говорить по-ирландски, по-латыни, по-гречески, а также на валлийс­ком, иврите, коптском и англосаксонском языках. Каждый из этих языков имел свой собственный алфавит. Бардический вариант ирландского записывался огамом, существовавшим во множестве вариаций. Латынь записывалась латинскими бук­вами, а греческий, еврейский и коптский языки тоже имели свои собственные алфавиты. Валлийский язык использовал бардические алфавиты Коэлбрен и Коэлвайн, англосаксы поль­зовались рунами и латинским шрифтом. Зная все эти алфави­ты, образованные люди той эпохи получали доступ к богатей­шему ассортименту письменных знаков и могли использовать их в том контексте, какой считали наиболее подходящим. Таким образом, нет ничего неожиданного в том, что в тексте «The Book of Kells» мы иногда встречаем греческую «Дельту» вместо латинского «D». И другие буквы, используемые в этих текстах, тоже являются вариациями на темы букв бардичес-кого, готского или коптского письма, рун и более поздних магических алфавитов. Некоторые из этих вариаций совер­шенно непонятны современному читателю. Некоторые из таких «альтернативных» букв, встречающихся в «The Book of Kells», «The Book of Durrow» и «The Lindisfarne Gospels», можно увидеть на рис.44.

Эта взаимозаменяемость букв, иногда чисто декоративно­го назначения, отчетливо прослеживается в других секретных или магических алфавитах, таких, как Валлийский Коэлбрен и Коэлвайн, в которых барды и писцы применяли формы букв по личному предпочтению, а иногда и добавляли свои новые. Лигатуры, некогда столь распространенные в латинском пись­ме (явление, подобное «слитным рунам»), сегодня употреб­ляются разве что в декоративной каллиграфии и стилизован­ных надписях. В целом, однако, к стандартному латинскому алфавиту не было прибавлено никаких дополнительных букв, если не считать акцентов, диакритики и нескольких добавоч­ных знаков, применяемых в некоторых европейских языках (например, греческая «Бета» вместо двойной «S» в немецком языке). Многие более поздние магические алфавиты, приме­нявшиеся астрологами, алхимиками, знахарями, ведунами и Инквизицией содержат в себе значительное количество латин­ских букв, видоизмененных особым образом. Во времена всеобщей неграмотности написать текст таким образом, что бы его могли прочесть только «знающие», было довольно просто.

Подобно прочим алфавитам, латиница имеет свой магический аспект, Традицию эзотерического использования ла­тинских букв связывают с древнеримскими пророчествами Сивилл. «Сивиллой» называли любую пророчицу; очевидно, это имя произошло от греческих слов «Sio» и «Zenteo», т. е. «я советуюсь» и «воля». Таким образом, «Сивилла» значит «та, кто советуется с волей Богов». Есть еще одна интерпретация этого слова, взятого от слов «Theou-boule», т. е. «Божья воля». Самый древний из описанных методов Сивилл — это любопытная система гадания на буквах, по-видимому заимствован­ная жителями Тосканы у египетских путешественников, а затем заимствованная римлянами, когда они подчинили себе этрусскую нацию. Этот оракульский метод известен как Фор­туна Пренестины. Несмотря на свое этрусское происхожде­ние, метод развивался на основе латинского алфавита. Его название происходит от храма предсказаний судьбы в городе Пренест, построенного шестым царем Рима Сервием Тулли­ем. Этот метод гадания заключался в использовании кубиков из лаврового дерева, на лицевой стороне которых были выг­равированы буквы. Некоторое число таких «игральных кос­тей» бросали в серебряный сосуд, а затем наугад вынимали и расставляли один за другим. Кубики образовывали некий ряд букв, которые затем получали толкование.

Из жизнеописания великого мудреца Аполлония Тианского мы знаем, что он часто пользовался этой формой гадания на бук"вах. Одно из таких гаданий, выполненное для римского императора Домициана, дало буквы PSFSELANTAAS VTIVSVVIVIS. Пренестинская система всегда истолковывала эти буквы с помощью нотарикона, то есть считала каждую букву первой буквой какого-либо слова, а весь ряд — сокращенной записью пророческой фразы. В примере Домициана эти буквы были прочитаны как латинская фраза «Prenestinae Sacris Fortunae Sortibus Electum Lente Ascendit Nomen Tuum Aid Alta; Sed, Undiqxie Tandem Insignis, Victor sine Victoria, Urbis Imperium, Unus Imperator, Suscipies». В переводе это обозначает: «Твое имя, избранное священными жребиями Пренестинской фортуны, медленно возносится во славу будущего, и, в конечном итоге, почитаемый везде, победитель без победы, ты получишь, как единственный император, во владение империю священного города». Достоверность пророчества Аполлония была засвидетельствована еще и тем, что извлеченные буквы были также заглавными буквами имени отца императора: Titus Flavius Vespanianus. Такое замечательное «совпадение» было принято как верное подтверждение правдивости пророчества. Несмотря на то что методика Пренестинской Фортуны редко используется в нас­тоящее время, она имеет длительную историю применения. В средние века, среди прочих, ее применяли уэльские барды. Затем она получила широкое хождение во Франции во второй половине XVIII столетия. Позже неугомонные поклонники этого искусства демонстрировали древнюю магию букв перед публикой, и к ней зажегся новый интерес. Этот интерес стал еще более заметным после Великой Французской революции, когда подавление всевластия церкви привело к массовому повышению интереса ко всем направлениям эзотерических наук.

В своей «Истории Магии» («Histoire de la Magic», 1870) Поль Христиан повествует, что 10 мая 1785 г. великий маг граф Алессандро Калиостро (1743—1795 гг.) демонстрировал перед аудиторией любознательных и скептиков магию букв. Калиостро взял предложение, состоящее из 203 букв, как текст, в котором все буквенные символы пронумеровал по порядку. В переводе с французского это предложение звучит следующим образом: «Возможно ли человеческой душе искать и открывать секреты будущего по буквальному значению событий, только что происшедших, или определить человека, зная лишь имя, звание и поступки этого человека» На этой как бы произвольной основе он построил буквенный круг и изымал из него слова до тех пор, пока, посредством метатезы, т. е. перестановки, из этих букв не сложилась новая фраза (в наше время этот метод чаще называют анаграммой). Нетронутыми остались всего 10 букв. Новый текст гласил: «Челове­ческое слово есть отражение вечного света, озаряющего всю нашу жизнь. Получивший посвящение мудрец может про­честь и открыть в заявленных словах предзнаменование, нахо­дящееся недалеко от судеб, которые должны свершиться в каждой отдельной сфере». К десяти оставшимся буквам Т (с числом 39), С (56), D (70), N (76), D (123), Р (143) и Р (51) он применил нотарикон, использовавшийся Сивиллами.

Таким образом, набор букв TCDNDDPNP имеет соответствие в латыни: «Tacentes Casus Denuntiat Nomen; Decreta Dei Per Numeros Proefantur», что в переводе обозначает: «Имя объявляет о событиях, доселе хранящихся в без­молвии будущего; но веление божье предсказывается числа­ми». Демонстрируя магию алфавита, Калиостро доказал, в первую очередь самому себе, и потом уже любознательной публике, что имена и числа лежат в основе всего и служат ключом к «святилищу оракулов».

СВЯЩЕННАЯ АЛФАВИТНАЯ МАГИЯ

Священные аббревиатуры — еще один магический аспект латинского алфавита. Тесно связанные с системой греческого письма, они включают в себя Божественные имена. О монограмме Христа (IHS) уже упоминалось в главе 2. Но в Римских катакомбах сохранилось множество других надписей, свиде­тельствующих о неразрывной связи между языческой и хрис­тианской традициями. Существует 40 или более надписей, состоящих из букв D. M. и D. M. S. С точки зрения язычников, это обращения к богам, которые можно расшифровать следу­ющим образом: Dis Manibus и Dis Manibus Sacrum. Исполь­зуемые на христианских памятниках древности, они имеют другое воспроизведение: Deo Maximo или Deo Magno (Великий Бог) и Deo Maximo Salvatori (Великий Бог, Спаситель). Подобные тайные аббревиатуры в Римском алфавите имеют огромное значение для многих современных эзотерических традиций.

Часовня треугольной формы в Раштоне (Нортгемптоншир) — яркий пример эзотерической традиции. Это уни­кальное сооружение эпохи Ренессанса, которое содержит элементы тайной геометрии и алфавитной нумерологии. Ча­совня была построена в 1593 г. по проекту сэра Томаса Трешэма, ревностного поклонника римско-католической цер­кви, который, оказавшись во враждебной политической ат­мосфере, не захотел расстаться с отправлением католических обрядов и соблюдал их частным образом. Более всего Трешэм почитал Святую Троицу, и поэтому вполне естественно, что фундамент здания он спроектировал в виде равностороннего треугольника. Каждая из сторон часовни имеет длину в 33 фута 4 дюйма, что равно одной трети от 100 футов, т. е. 10,6 метра. Стороны лоджии украшены тремя латинскими надпи­сями по 33 буквы на каждой из них. Одна из надписей, тем не менее, имеет особый знак & (союз «и»), что остроумно составляет количество букв эквивалентными 100. Венчает часовню трехфасадная крыша, а над крышей высится трехсекционный флерон. Очень символичен внешний орнамент ча­совни. Со стороны входа под окнами третьего этажа написана дата сооружения (1593) и инициалы владельца, Т. Т. По всему зданию буква Т используется как символическое обоз­начение Троицы. На одном из фронтонов арабскими цифрами написано число 3898, а под ним — иудейский семисвечник, так называемая «Менора». На следующем фронтоне имеется надпись на латинском языке «Respicite» и солнечный диск. Третий фронтон отмечен числом 3509 и камнем с семью глазами. С этими числами связаны определенные аспекты христианской доктрины в личной мистической интерпре­тации мистера Трешэма. Треугольная часовня на сегодняш­ний день остается замечательным памятником как личного видения в частности, так и символики христианской каббалы в целом.

Эзотерически любой алфавит — магическая формула со своими собственными законами. Подтверждением такого магического применения служат старинные надписи латинского и гаэльского алфавитов, обнаруженные на каменных плитах в Ирландии и Британии. Экземпляр такой азбуки VI столетия находится в г. Кильмакедар графства Керри в Ирландии. Эта надпись выполнена византийским шрифтом. Полнота сотво­ренного мира, представленная как священная формула всеми буквами латинского алфавита, нашла свое отражение в хрис­тианском ритуале. В своей основополагающей книге «Христи­анское вероисповедание: его происхождение и эволюция» Дучесне описал использование алфавита при освящении цер­кви по гальскому обычаю. Эта церемония, которая берет свое начало примерно в VIII веке, содержит в себе точно опреде­ленный ритуал, известный как освящение церкви алфавитом. Для этого пол церкви сперва посыпают золой вдоль двух диагоналей. Затем епископ следует в восточный угол левой стороны церкви и, проходя через церковь по диагонали, чертит своим пастырским жезлом на церковном полу буквы алфавита. Затем он переходит в правый восточный угол и повторяет церемонию, записывая буквы на золе по другой диагонали.

Более поздняя католическая традиция отличалась тем, что первую линию чертили буквами греческого алфавита, а вторую — латиницей. Такой церемониал освящения был характерен только для Западной церкви и совершенно неизвестен в православии. Истоки данного обычая, повидимому, следует искать среди технико-магических приемов, связанных с арен­дой и межеванием земельных наделов римскими землемерами-агромензорами. Их методики были частью магического «Этрусского свода», согласно которому правильный выбор места для закладки дома, города, храма или захоронения осуществлялся и зависел от соблюдения точных предписаний геомантии. Крест, пересекающийся под косым углом, на линиях которого епископ чертил буквы алфавитов, напоминает пристрелочные линии, которые наносили и замеряли агро-мензоры. Это огромное «X», первая буква начертанного име­ни Христа, конечно же, есть не что иное, "как греческая буква Chi. Ее гематрическое значение 600, что символически экви­валентно слову Космос, имени Бога и сущности Божества. Начертанный на золе алфавит образует, сам по себе, близкое подобие магическим квадратам и буквенным лабиринтам (вроде эльаснамского лабиринта «Santa Eclesia» [см. главу 6] ), насыщающим участок земли соответствующей магичес­кой силой. Более того, весь алфавит, написанный по-гречески,

— это, согласно христианской интерпретации, логическое расширение Альфы и Омеги. Начертанный на церковном полу в виде креста, он видится как великое знамение signuni Christi на земле, которая впоследствии использовалась исключительно для проведения христианского богослужения. Сок­ращенную версию этого обычая все еще можно обнаружить в англиканской церкви. Но в ней вместо того, чтобы воспро­извести два полных алфавита, епископ чертит знак «альфа-Кси

-омега», т. е. альфа, Крест и омега. Это делается «в знак того, что он во имя Христа принимает во владение землю, на которой стоит церковь». В английских церквах этот ритуал называется «Заклинание и Знак Альфы и Омеги» и сопровождается пением гимна «Veni Creator Spiritus».

Наши рекомендации