Доказательство упомянутых хадисов на то, что сунной является проведение праздничных молитв на открытой местности в специально отведенном месте
Если ты ознакомился с этими хадисами, то ты понял, что они содержат в себе бесспорные доказательства на то, что сунной праздничных молитв является их совершение на открытой местности в специальном месте[17], и это мнение большинства ученых.
Сказал имам аль-Багъауи: «Выходить к месту совершения праздничных молитв в день праздника, является сунной для имама. Однако, если есть оправдательная причина, то можно совершить ее в мечети (имеется ввиду мечеть внутри города» (См. «Шарх ус-Сунна» 4/294 (изд. аль-Мактаб аль-Ислями тахкык Шу’айб аль-Арнаут и Зухайр аш-Шауиш), также сказал и шейх ‘Али аль-Кари в «аль-Миркат» (2/245)).
Сказал имам ан-Науауи в «Шарх Сахих Муслим», говоря о первом хадисе: «В нем доказательство для тех, кто говорит о желательности выхода на праздничную молитву на открытую местность. А также доказательство на то, что это лучше, чем совершение ее в мечети. Согласно этому поступают люди большинства городов, а что же касается жителей Мекки, то они с первых времен совершают эту молитву в мечети. У ученых нашего мазхаба[18] два мнения в этом вопросе:
1) То, что совершение молитвы на открытой местности лучше (руководствуясь этим хадисом).
2) То, что совершение праздничной молитвы лучше в мечети, если места в ней достаточно (это мнение считают более правильным большинство ученых мазхаба).
Большинство этих ученых сказали, что жители Мекки совершают эти молитвы в мечети, из-за ее просторности[19], а пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил на открытую местность по причине тесноты в мечети, и в этом доказательство, что мечеть лучше, если места в ней достаточно».
Опровержение тем, кто сделал причиной совершения пророком (да благословит его Аллах и приветствует) праздничной молитвы на открытой местности,
Тесноту мечети
Так, они говорят, но это мнение очень слабое и сомнительное. Если бы дело обстояло так, как они говорят, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не был бы столь постоянен в совершении этой молитвы на отрытой местности, а ведь он не проявлял постоянства, кроме как в том, что лучше. И это их мнение беспочвенно еще и потому, что пятничную молитву он проводил в мечети, тогда как люди стекались на нее даже с окраин Медины. И нет никакой существенной разницы в количестве сподвижников, приходящих на пятничную молитву и праздничную. Поэтому неуместно говорить о том, что в одном случае места хватало, а в другом нет[20]. А кто же говорит об обратном, то мы требуем от него доказательства – но где же они его возьмут?
Также, наше мнение усиливает то, что если бы совершение праздничной молитвы в мечети было лучше, чем на открытой местности, но пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставлял ее совершение в мечети вынужденно, из-за недостатка места, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) непременно поторопился бы расширить территорию мечети. Именно так как это сделали некоторые праведные халифы после него, ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует) более достоин этого почета. И невозможно представить, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) знал о превосходстве праздничной молитвы в мечети, но, вместе с этим, не стал расширять ее. А если же кто-то заявит о том, что при жизни пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были какие-либо причины, которые не позволяли пророку (да благословит его Аллах и приветствует) расширить мечеть (хотя я не знаю никого, кто бы их назвал), то мы ответим ему словами Всевышнего Аллаха: «Приведите ваше доказательство, если вы правдивы» (с. аль-Бакара (2):111).
Удивительно же то, что шафииты вынесли решение о неразрешенности проводить пятничную молитву сразу в нескольких мечетях города, а только в одной, основываясь на то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда проводил ее только в одной мечети, и одновременно с этим, те же шафииты не посчитали постоянство пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в проведении праздничных молитв на открытой местности доказательством превосходства совершения праздничной молитвы на открытой местности, нежели в мечети, а ведь доказательство обоих вопросов, как ты заметил, одно и то же!
И все это вместе усиливает правильность первого мнения[21] из тех двух, о которых говорил имам ан-Науауи, разъясняя мазхаб шафиитов в этом вопросе.
На самом же деле, разница в этих двух мнениях лишь видимая. Ведь второе мнение состоит в том, что проводить праздничную молитву в мечети лучше только в том случае, если возможно уместить в нее всех желающих. На практике же, такой мечети не существует, особенно в Дамаске и подобных ему больших городах. Таким образом, в реальности, нет разницы между этими двумя мнениями, к тому же, сам имам аш-Шафи’и говорил о нежелательности совершения этой молитвы в тесной мечети.
Хафиз ибн Хаджар сказал относительно первого хадиса: «И в этом хадисе доказательство желательности выхода для совершения праздничной молитвы на открытую местность, и доказательство на то, что это лучше, чем совершение ее в мечети, по причине постоянства пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в этом, несмотря на известное превосходство его мечети.
Имам аш-Шафи’и сказал: «До нас дошло, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил для совершения двух праздничных молитв за пределы Медины. Также поступали и после него, если только не препятствовал этому дождь или что-либо подобное. Таким же образом поступают жители большинства городов, кроме Мекки». После этого имам аш-Шафи’и указал на то, что причиной исключения Мекки является просторность Запретной мечети и теснота ее окрестностей, сказав: «Если же город населен, но мечеть способна вместить всех пришедших на праздничную молитву, то я не считаю правильным выходить из мечети, а если же в ней тесно, то считаю нежелательным молиться в ней. Однако, если все же молитва была проведена в мечети, несмотря на ее тесноту, ее не нужно повторять заново на открытой местности» («аль-Умм» 1/207).
Из этого выходит, что суть вопроса заключается в просторности и тесноте места совершения молитвы, а не в самом выходе за город как таковом, так как главное, что требуется - это сбор всех мусульман, и если возможно достичь этого в мечети, то будет лучше» («Фатхуль Бари» 2/450 (Изд. «ас-Саляфия»).
Опровергая эти слова ибн Хаджара, имам аш-Шаукани сказал: «Утверждение о том, что причина только лишь в просторности и тесноте - всего лишь догадка и предположение. Оно не годится для того, чтобы опираясь на него, отказываться от подражания пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в его выходе на открытую местность, тем более после того, как мы узнали о его постоянстве в этом. А что же касается утверждения о том, что суть вопроса действительно в просторности и тесноте, так как в Мекке праздничная молитва проводится в мечети, то ответом на это будет то, что это из-за тесноты окрестностей Мекки, а не из-за широты Запретной мечети».
Я (аль-Албани) говорю: сам же имам аш-Шафи’и упомянул то, что упомянул имам аш-Шаукани, как сказал об этом ибн Хаджар. Привожу цитату слов имама аш-Шафи’и: «Жители Мекки проводили праздничную молитву в мечети, так как окрестности Мекки тесны и не подходят для сбора людей». Все это еще более усиливает тот вывод, к которому пришел аш-Шаукани, о том, что называть причиной оставления праздничной молитвы в мечети ее тесноту - всего лишь догадка, которая достойна опровержения.
В поддержку опровергаемого мнения некоторые приводят хадис, который передает аль-Бейхакый цепочкой от Мухаммада ибн ‘Абдульазиза ибн ‘Абдуррахмана от ‘Усмана ибн ‘Абдуррахмана ат-Тейми, который сказал: «Во время правления Абана ибн ‘Усмана, в Медине, в ночь на праздник, прошел сильный ливень, поэтому имам собрал людей в мечети, и не вышел на привычное место за городом, в котором обычно проводили две праздничные молитвы. Затем имам сказал ‘Абдуллаху ибн ‘Амиру ибн Раби’е: «Встань и сообщи людям о том, что ты мне рассказал». И ‘Абдуллах ибн ‘Амир сказал: «Во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба также прошел дождь и люди не вышли на молитву за город, а ‘Умар собрал людей в мечети, провел с ними молитву, потом встал на минбар и сказал: «О люди, поистине посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил с людьми на праздничную молитву за город, потому что это было легче для людей, и потому что мечеть не вмещала их всех, но если прошел дождь, то собраться в мечети будет для людей легче» (Этот хадис приводит аль-Бейхакый в «Сунан аль-Кубра» 3/310).
Ответ на этот довод: эта ривая (версия) очень слабая, так как один из передатчиков Мухаммад ибн ‘Абдульазиз - это Мухаммад ибн ‘Абдульазиз ибн ‘Умар ибн ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф аль-Кады. Имам аль-Бухари сказал о нем: «Его хадисы отвергаемы», сказал имам ан-Насаи: «Отвергаемый передатчик».
Имам аш-Шафи’и также передал этот хадис в книге «аль-Умм» (1/207), но с другим иснадом от Абана - без упоминания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но эта ривая также очень слабая, так как в ее цепочке (иснаде) Ибрахим, от которого передает имам аш-Шафи’и. Это Ибрахим ибн Мухаммад ибн Аби Яхья аль-Аслями, который является лжецом. Сказал о нем имам Малик: «Не был надежен ни в хадисах, ни в религии», поэтому сказал о нем ибн Хаджар в «Такрибе»: «Отвергаемый передатчик».
В итоге, из того что мы упомянули, становится ясна слабость мотивации теснотой мечети. Также, становится очевидной верность слов тех ученых, которые утверждают, что проведение праздничной молитвы на открытой местности является сунной, и то, что это узаконено во все времена в любой местности, кроме как, при невозможности этого по причине дождя или холода[22]. И я не знаю ни одного ученого, самостоятельного в своих суждениях, на знания которого можно опираться, кто бы противоречил в этом.
Поэтому сказал ибн Хазм: «И сунной в праздничной молитве является выход жителей любой деревни или города на широкое поле за их домами ранним утром после восхода солнца, после того, как пройдет время, запрещенное для совершения добровольных молитв» (См. «аль-Мухалля» 5/81). После чего он сказал: «Если же в выходе за город есть затруднения для людей, тогда они совершают общую молитву в Соборной мечети»[23].
Далее он же сказал: «Нам известны асары от ‘Умара и ‘Усмана о том, что они проводили праздничные молитвы с людьми в мечети из-за дождя, который прошел ночью.Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил для проведения праздничной молитвы на открытую местность, и это лучше, но проведение в мечети также позволяется, т.к. это было действием пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а не приказом»[24].
Уважаемому шейху, известному мухаддису – Ахмад Мухаммад Шакиру принадлежит прекрасное исследование о проведении праздничной молитвы на открытой местности и о выходе женщин на эту молитву, и я посчитал необходимым привести отрывок из этой работы из-за той пользы, которая в ней имеется. В одном из примечаний к Сунану Тирмизи (2/421-424), после указания на первый хадис и упоминания слов ибн Джурайджа, сказанных ‘Ате (хадис 4): «Необходимо ли нынешним имамам также подходить к женщинам после проповеди и увещевать их?» Он ответил: «Да, конечно…» - шейх Ахмад Шакир сказал: «И слова ученых в поддержку этой сунны многочисленны»[25].
И сказал имам Бадруддин аль -‘Айни аль-Ханафи в «Шархе Бухари» (делая комментарий к хадису Абу Са’ида аль-Худри т.6/280-281): «И в этом хадисе доказательство на то, что праздничную молитву следует совершать на открытой местности, а не в мечети, а в мечети ее следует совершать только при необходимости».
И передает ибн Зияд от Малика: «Сунной является выход на открытую местность, кроме жителей Мекки – их праздничная молитва в мечети».
И сказано в «Фатауа аль-Хиндия» (1/118): «Выход на открытую местность при совершении праздничной молитвы - сунна, даже если все вмещаются в Соборную мечеть, на этом мнении ученые, и это истина.»
Также в «Мудаууане», которая передается от имама Малика, (1/171) сказано: «Не совершается праздничная молитва в двух разных местах одновременно[26], и не проводится в мечети, но необходимо выходить на открытую местность, также, как выходил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Передал ибн Уахб от Йунуса от ибн Шихаба: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил для совершения праздничной молитвы на открытую местность, а затем последовали этой сунне жители городов».
Сказал ибн Кудама аль-Ханбали в «аль-Мугъни» (2/229-230): «Сунной является совершение праздничной молитвы за городом на открытой местности. Это приказывал ‘Али и посчитал это правильным аль-А’уза’и, а также «приверженцы взглядов» (асхабур раи), и это мнение ибн уль-Мунзира, а от Шафи’и передается: «Если мечеть города просторная, то праздничная молитва в ней лучше, потому что мечеть - это лучшее и самое чистое место на земле, и поэтому жители Мекки совершают праздничную молитву в Запретной мечети».
(Ибн Кудама, продолжая, говорит): «Нам же достаточно того, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил на открытую местность и оставлял свою мечеть, а также праведные халифы после него. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не оставлял то, что лучше, в то время как это было легче, и не делал того, что хуже, в то время как это было труднее. Он не узаконил для своей уммы оставление лучшего, а также, потому что нам было велено следовать за пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и подражать ему. И не может быть, чтобы то, что приказано - было хуже, а то, что запрещено – лучше. И не передавалось от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он проводил праздничную молитву в мечети, кроме как из необходимости. И потому, что это единое мнение мусульман (иджма’). Ведь люди во все времена и во всех городах выходили на открытую местность и совершали там свои праздничные молитвы, вне зависимости от тесноты и просторности мечетей, а сам пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проводил молитву на улице, несмотря на превосходство своей мечети».
Я (аль-Албани) говорю: ибн Кудама, говоря: «…и не передавалось от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он проводил праздничную молитву в мечети, кроме как из необходимости…» - указывает этим на хадис Абу Хурейры, который приводится в «Мустадраке аль-Хакима» (1/295).В нем говорится о том, что: «…их постиг дождь в ночь на праздник и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) провел с ними праздничную молитву в мечети», и назвал этот хадис достоверным имам аз-Захаби и аль-Хаким.[27]
И сказал имам аш-Шафи’ив книге «аль-Умм» (1/207): «До нас дошло, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил для совершения двух праздничных молитв за пределы Медины, также поступали и после него. Таким же образом поступают жители большинства городов, кроме Мекки. Не дошло до нас, что хоть один из предшественников (саляф – прим.пер.) проводил праздничные молитвы с жителями Мекки вне мечети. Я думаю (а Аллах лучше знает), что это, потому что Запретная мечеть лучшее место на земле, и они не хотели, чтобы их молитва была совершена где-то, кроме этой мечети, и добивались этого что было сил. И говорю я это, потому что нет у жителей Мекки достаточного пространства для молитвы на окраинах Мекки, и я не знаю, чтобы они когда-либо совершали праздничную молитву и молитву об испрашивании дождя, кроме как в мечети. Поэтому если город населен, но мечеть способна вместить всех пришедших на праздничную молитву, то не считаю желательным, чтобы они выходили из нее, но если выйдут, то ничего страшного. А если же мечеть не вмещает всех желающих, но имам все же проводит молитву в ней, то это нежелательно, но не нужно им эту молитву перечитывать вне мечети. А если же есть оправдание как дождь или подобное этому, то я говорю о необходимости совершать молитву внутри мечети и не выходить за город».
Сказал имам Ибн аль-Хадж в «аль-Мадхаль» (283): «Установленной сунной при совершении двух праздничных молитв является совершение их на открытой местности, потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитва, совершенная в этой моей мечети, лучше, чем тысяча молитв, совершенных в другом месте, кроме Запретной мечети». (Этот хадис достигает уровня мутауатир (см. «аль-Ируа» № 953 и «Сахих аль-Джами’» № 3732)., Потом он же, несмотря на это превосходство, выходил за город для совершения праздничной молитвы и оставлял свою мечеть, и это явное доказательство на усиление приказа выходить на праздничную молитву за город, и это сунна, а совершение этих двух молитв в мечети является нововведением по мазхабу Малика, кроме как при вынужденности. Потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не поступал таким образом, и ни один из праведных халифов после него. Также, потому что он приказывал выходить на праздничные молитвы женщинам, в том числе тем, у которых месячные, и приказывал выходить даже сидящим за занавесками, так, что даже сказала одна из женщин: «О посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), у одной из нас нет платка (джульбаб), чтобы выйти из дома в день праздника». И ответил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Пусть одолжит его у одной из своих подруг, чтобы могла она принять участие в благих делах и мольбах мусульман». И также, как он узаконил выход на праздничную молитву жнщинам, он узаконил совершение этой молитвы на открытом пространстве, для демонстрации и выявления обрядов Ислама».
Таким образом, сунна пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которая пришла к нам из достоверных хадисов, указывает на то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал две праздничные молитвы на майдане (площади) за городом. Это было постоянным действием живших в первые времена, и не проводились эти молитвы в мечетях, кроме как при вынужденности - как дождь и подобное ему. Это мазхаб четырех имамов и других из имамов знания, да будет доволен ими Аллах.
И я не знаю ни одного, кто бы противоречил в этом остальным, кроме слов аш-Шафи’и. Он говорил о необходимости проведения этой молитвы в мечети, если она просторна, но, вместе с этим, он не видел ничего плохого в совершении ее на открытой местности, даже при наличии большой мечети и ясно выразился, что он против совершения молитвы в тесной мечети.
Поэтому эти, и другие достоверные хадисы, а также постоянство в этом деле в первые века Ислама, а также слова ученых - все это вместе указывает на то, что совершение праздничной молитвы в мечети – это нововведение (бид’а), даже если взять слова аш-Шафи’и, так как нет такой мечети в наших городах, которая поместила бы всех пришедших.