В специально отведенном месте

Совершение двух праздничных

Молитв на открытом воздухе

В специально отведенном месте

За городом – это Сунна

шейх

Мухаммад Насыруддин аль-Албани

Первое издание

Перевод и примечания

Руслан Абу Ибрахим

1430 г.х.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Совершение праздничной молитвы на открытой местности

За городом – это сунна

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Тема этой нашей небольшой книги – утверждение того, что совершение праздничной молитвы на открытой местности за городом является сунной.

Вначале у меня была мысль подготовить послание, обобщающее все вопросы, которые касаются двух праздничных молитв, подобно книге «Молитва тарауих», но, по той причине, что времени немного, и до праздника Разговения осталось всего несколько дней, я был вынужден ограничиться лишь тем вопросом, который упомянут в названии книги.

При составлении этой работы, я не терял надежды на Аллаха в том, что Он облегчит мне в скором времени выпуск общего послания в этом вопросе и его распространения среди людей. Также я надеялся, что люди примут наши работы с радостью - быть может, я удостоюсь их праведной мольбы за меня в мое отсутствие, которая принесет мне пользу, если пожелает Аллах «В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме представших перед Аллахом с непорочным сердцем»(с. аш-Шу’ара (26): 88-89).

Знай же, уважаемый читатель, что авторы распространившейся книги «аль-Исаба» поместили в нее, ко всему прочему, две большие страницы (14-15), касающиеся нашей темы[1]. Но, к сожалению, они не достигли в этой работе ничего, кроме противоречия своим же словам, опозорившись этим так, что открылся для читателя их уровень знаний. В этой книге они налгали на нас, утверждая, что мы говорим о недействительности праздничной молитвы, совершенной в мечети.

Они написали: «И причина того, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проводил праздничную молитву на открытом воздухе, а не в мечети, это стесненное положение в Медине, так как не было в Медине мечетей, кроме мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».

Их слова являются глубоким невежеством, ведь мечети, которые были в Медине во время пророка (да благословит его Аллах и приветствует), известны и многочисленны. Самые известные из них – мечеть «Куба», мечеть «двух Кибл», а также мечеть «аль-Фатх». О существовании этих мечетей упоминается во многих достоверных хадисах, которые собраны в соответствующих сборниках. Хафиз ибн Хаджар в «Шархе Сахих аль-Бухари» (1/445) упомянул названия и других мечетей. Пусть же вернется к этой книге тот, кто желает.

Целью их ложных слов было желание предать забвению сунну проведения праздничных молитв на открытой местности в специально отведенном месте. Для достижения этой цели они и выдумали эту ложную причину (то, что в Медине не было мечетей, кроме мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которая не могла поместить всех молящихся в праздничный день).

И здесь мы опровергаем эти ложные высказывания, говоря: даже если мы согласимся с вами в том, что мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не могла уместить всех молящихся, то ведь они могли молиться в других мечетях города, как это делают люди сегодня. Поэтому в их оставлении молитвы в мечетях вместе с возможностью ее совершения в них, явное доказательство тому, что сунной является проведение этой молитвы на открытой местности. Этим мы опровергаем то, что они пытались доказать.

Далее они сказали: «И когда увеличилось количество мусульман, их общий сбор на открытой местности стал невозможен, особенно в больших городах, таких как Дамаск, из-за многочисленности молящихся, и стали люди собираться по мечетям – кто, где мог».

Я (аль-Албани) говорю: посмотри же, уважаемый читатель, на эту противоречивую логику. Как они сделали единый сбор мусульман на открытой местности невозможным, тогда как он легкий, облегченный. И доказательством возможности этого является то, что именно так всегда поступали в большинстве городов[2], как сказал имам ан-Науауи в «Шархе Сахих Муслим» (цитата его слов придет в главе «Доказательство упомянутых хадисов на то, что сунной является проведение праздничных молитв на открытой местности в специально отведенном месте»).

И до сегодняшнего дня эта сунна жива и выполняется, по милости Аллаха, во многих городах и странах, таких как Дамаск, Иордания, Египет, Алжир, Хиджаз, Пакистан и др. Да и к тому же, какая нужда в разделении единства мусульман в этих многочисленных мечетях – больших и маленьких, разбросанных повсюду? Они столь близки друг к другу, что иногда между ними нет расстояния и в 50 шагов, а иногда и меньше этого.

И если бы авторы этой книги ограничили свои слова молитвой в единой большой мечети, у них бы еще нашлись предшественники в этом мнении[3], как это придет от имама аш-Шафи’и, но они нисколько не стесняются говорить то, чего не говорил до них ни один мусульманин, и все это на пути вражды с сунной. Ведь мусульмане едины во мнении, что праздничная молитва на открытой местности это сунна, если мечеть не помещает их, а большинство ученых, не оговаривает даже этого условия, напротив, говорят - даже если мечеть помещает их. В итоге, эти писатели противоречат своим невежеством всем мусульманам первым и последним. Всевышний Аллах говорит: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем его в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (с. ан-Ниса (4): 115).

Поэтому сунна и еще раз сунна – о, люди!

Также они сказали: «Ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует) , когда был вынужден, все же совершал праздничную молитву в мечети». После чего, в подтверждение этому, упоминают в сноске хадис Абу Хурейры о совершении пророком (да благословит его Аллах и приветствует) праздничной молитвы в мечети, по причине дождя, выпавшего в ночь на праздник.

Ответ на это: хадис Абу Хурейры, даже если мы согласимся, что он достоверен – довод за нас, ведь из него понимается, что если бы не дождь, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) непременно провел бы молитву вне мечети, и такое понимание не будет отрицать никто, кроме вас. Ведь все ваши прежние слова строятся на том, что праздничная молитва на открытой местности не узаконена в наши времена, так как вы считаете это невозможным. А мы уже опровергли это ваше суждение. И вернулся этот хадис доводом против вас, а не за вас. И все это в том случае, если данный хадис достоверен, а ведь он недостоверен, напротив, его иснад слабый, как еще придет разъяснение этого.

А остальные же их слова вообще сущий вздор, который даже не заслуживает опровержения. Остается разобрать лишь одно их высказывание. После того, как они привели хадис от Абу Са’ида, который мы еще разберем, и хадис от Абу Хурейры, они отметили: «И из этих двух хадисов понимается то, что эта молитва действительна, как на открытой местности, так и в мечети, и в обоих случаях заслуживает награды. Так же, как из первого хадиса берется то, что совершение этой молитвы на открытой местности лучше, из-за постоянства пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в этом».

Я (аль-Албани) говорю: посмотри же, уважаемый читатель, как они вернулись к истине, к которой мы их призываем, и пошли этим самым в противоречие своим словам. Но как ты думаешь – утвердились ли они на этой истине? Нет, напротив, опять вернулись туда, откуда начали. После того, как привели от ибн Хаджара слова имама аш-Шафи’и (которые еще придут), они сказали: «А тот, кто внимательно посмотрит на вышеизложенное, вместе с хадисом, который приводит аль-Бухари[4] от Умм ‘Атыи: «Повелел нам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы женщины выходили в День Разговения и День Жертвоприношения, будь-то молодые, или те, у кого менструация и даже сидящие за занавесками, а что же касается тех, у которых менструация, то они не участвовали в молитве», а в другой версии: «приказывал выходить на открытую местность, чтобы участвовать в благих делах и мольбах мусульман», тот увидит, что причина постоянства пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в проведении праздничной молитвы на открытой местности состоит в том, что его мечеть не вмещала всех мужчин и женщин, либо же то, что той, у которой менструация нельзя заходить в мечеть».

Я (аль-Албани) говорю: мы поразмыслили над этими словами и нашли, что они, также как и остальные, абсолютно беспочвенны. Ведь даже если мы согласимся, что мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не вмещала всех мужчин и женщин, то ведь также дело обстоит и в наших мечетях - ни одна из них не способна вместить всех молящихся города. И вновь нам приходится констатировать, что и в этом случае нам остается лишь узаконенность выхода на открытую местность. И это то, что требовалось доказать.

Также, если, по их мнению, женщине с регулами нельзя заходить в мечеть[5], то это признание от них самих, что открытая местность не имеет этого ограничения. Если же они будут заставлять людей проводить праздничные молитвы в мечети, то лишат этих женщин возможности присутствовать при благих делах и мольбах мусульман. Этим они будут противоречить приказу посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), пришедшему в хадисе, который они приписали аль-Бухари. Поэтому, этот хадис также один из наших доводов на необходимость проведения двух праздничных молитв на открытой местности, а не в мечети. Ведь мечеть, как бы ни была велика, не может вместить всех, по их собственному признанию.

Также из наших доводов против них, это их слова: «И женщины выходили на открытую местность и делали такбир вместе с такбиром мужчин[6], включая тех, у кого были регулы».

Мы задаем им вопрос: как вы сможете осуществить эту сунну в мечетях? Это невозможно, кроме как, запретив женщинам вход в мечеть полностью[7], а это противоречит велению пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Остается только повелеть им собраться рядом с мечетью, вдоль ее стен и заборов. Но тогда они не смогут делать такбир вместе с такбиром мужчин.

Поразмышляй же, о брат мусульманин, о том, что делает невежество с человеком, и возьми себе это уроком.

(Примечание)

Из того, что мы процитировали от авторов этой книги, становится понятным их мнение об узаконенности выхода женщин на молитву, даже если они молоды. Запомни же это, быть может, придет день, когда они поспешат отказаться от своих слов, увидев, как приверженцы сунны поступают согласно этой сунне, и это из их зависти и несправедливости!

Мы же, в свою очередь, хотя и побуждаем женщин выходить на эту молитву для выполнения приказа посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но, в то же время, просим самих этих женщин и их опекунов не забывать о необходимости выходить закрытыми и облаченными в шариатские одежды. Эти одежды должны прикрывать то, что они не имеют права показывать, а это все тело, кроме лица и кистей рук, как я разъяснил это в своей книге «Одежда женщины мусульманки согласно Корану и Сунне». Говорит Всевышний Аллах: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будет легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут их оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный»(с. аль-Ахзаб (33): 59).

В названной книге мы ясно разъяснили желательность наряду с телом, закрывать лицо и кисти рук, несмотря на то, что приписали мне некоторые люди, которые не боятся Аллаха – Господа миров.

Некоторые же, были сильно удивлены тому, что женщинам узаконено выходить из своих домов для совершения праздничной молитвы за городом. Так пусть же знают, что это истина, в которой нет сомнения, из-за многочисленности хадисов об этом. И одного только хадиса от Умм ‘Атыи, который был приведен ранее, достаточно, потому что это довод не только на узаконенность, но даже на обязательность этого выхода, ведь в хадисе содержится приказ пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Основа же в приказе пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – обязательность его выполнения (уаджиб). К тому же, подтверждает этот приказ то, что передает Ибн Аби Шейба («аль-Мусаннаф» 2/184) от Абу Бакра, который сказал: «Обязанность каждой обладательницы подола – выход на две праздничные молитвы», иснад этого сообщения достоверный.

Так повторит ли слова Абу Бакра тот, кто утверждает, что следует за сунной праведных халифов, а ведь это, как ты видишь, слова первого из халифов. Мы сомневаемся в этом, так пусть же они опровергнут нас в нашем сомнении (и это любимее для нас), а если же нет, то станет ясной для людей их цель от лозунгов защиты сунны. Мнение о том, что выход на праздничную молитву является обязательным для женщин, поддержал имам ас-Сан’ани в «Субулюс салям», а также имам аш-Шаукани и Сыддык Хасан Хан, и это то, что понимается из слов ибн Хазма. И, похоже, что ибн Таймийа также склонился к этому мнению (в книге «Ихтиярат»). Аллаху же ведомо лучше[8].

Я обещал подробнее разъяснить эти вопросы в этом послании, сейчас же, пришла пора выполнить это обещание.

И я говорю:

Хадис 1

Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: «В Дни Разговения и Жертвоприношения посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил к месту молитвы[12], и первое, с чего он начинал, была молитва. После завершения молитвы, он вставал перед сидевшими рядами людьми, для того, чтобы увещевать их, давать им свои наставления и веления, и если была необходимость послать в поход отряд, отдавал приказ о выходе[13]. Также он приказывал другие вещи, затем уходил». Абу Са’ид продолжил: «Люди продолжают так поступать и по сей день…».

(Хадис приводит аль-Бухари (2/259-260), а также Муслим (3/20), и ан-Насаи (1/234), и аль-Мухамили в главе «О двух праздниках» (т.2 № 86 из моей рукописи, написанной моей рукой) и Абу Ну’айм в его «Мустахрадже» (2/10/2) и аль-Бейхакый в «Сунан аль-Бейхакый» (3/280).

Хадис 2

‘Абдулла ибн ‘Умар рассказывал: «Утром, праздничного дня, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил к месту совершения молитвы, перед ним шел человек с копьем (‘аназа)[14], и когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) доходил до места молитвы, это копье устанавливали перед ним. Он совершал молитву, обратившись в сторону этого копья. А копье устанавливали перед ним потому, что место молитвы было в поле, на открытом воздухе, на котором не росло ничего, чем можно было бы оградиться для молитвы».

(Хадис приводит аль-Бухари (1/354), а также Муслим (2/55), и Абу Дауд (1/109), и ан-Насаи (1/232), и ибн Маджа (1/392), и Ахмад (№ 6286), приведенные слова принадлежат ибн Мадже, они наиболее подробны и иснад его достоверен, и также передает этот хадис аль-Мухамили (т.2 № 26-36), и Абу аль-Касим аш-Шухами в «Тухфатуль ‘ид» (№ 14-16 из моей рукописи, написанной рукой моего сына), и аль-Бейхакый (3/284-285).

Хадис 3

Аль-Бара ибн ‘Азиб рассказывал: «Однажды, в День Жертвоприношения, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел на аль-Бакы’[15] (в одном из риваятов: на специально отведенное для молитв место), совершил два рака’ата молитвы, затем повернулся к нам лицом и сказал: «Поистине, первое наше поклонение в этот наш день – это праздничная молитва, затем мы возвращаемся и режем животное. Тот, кто поступит таким образом, тот поступил в соответствии с нашей сунной, а тот, кто зарезал животное раньше времени, то это всего лишь мясо для его семьи, и не является праздничным жертвоприношением».

(Хадис приводит аль-Бухари (2/372) и слова хадиса принадлежат ему, а также Ахмад (4/282), и аль-Мухамили (т.2 № 90, 96), и риваят, приведенный в скобках, принадлежит последним двоим с хорошим иснадом).

Хадис 4

«Как-то раз спросили ибн 'Аббаса: «Встречал ли ты когда-нибудь праздничный день вместе с пророком (да благословит его Аллах и приветствует)? Он ответил: «Да, и если бы я не был маленьким, не смог бы присутствовать рядом с ним. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил в этот день и шел, пока не доходил до специально сделанной отметки, которая находилась у дома Касира ибн Сальта[16], потом совершал молитву, затем проповедь. После проповеди он подходил к собравшимся женщинам, увещевал их и приказывал раздавать милостыню, я же, видел, как они протягивали свои руки (и ложили свои украшения) в одежду Биляля. Потом пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уходил домой в сопровождении Биляля».

(Хадис приводит аль-Бухари (2/373) и слова хадиса принадлежат ему, а также Муслим (2/18-19), и ибн Аби Шейба (2/3/2), и аль-Мухамили (№ 38-39), и Фирьяби (№ 85,93), и Абу Ну’айм в его «Мустахрадже» (2/8/2-9/1).

А Муслим, в своей ривае, приводит от ибн Джурайджа добавку к основной версии:

«Я спросил ‘Ата: «Необходимо ли нынешним имамам также подходить к женщинам после проповеди и увещевать их?» Он ответил: «Да, конечно, это их обязанность, почему бы им не делать этого?».

Тесноту мечети

Так, они говорят, но это мнение очень слабое и сомнительное. Если бы дело обстояло так, как они говорят, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не был бы столь постоянен в совершении этой молитвы на отрытой местности, а ведь он не проявлял постоянства, кроме как в том, что лучше. И это их мнение беспочвенно еще и потому, что пятничную молитву он проводил в мечети, тогда как люди стекались на нее даже с окраин Медины. И нет никакой существенной разницы в количестве сподвижников, приходящих на пятничную молитву и праздничную. Поэтому неуместно говорить о том, что в одном случае места хватало, а в другом нет[20]. А кто же говорит об обратном, то мы требуем от него доказательства – но где же они его возьмут?

Также, наше мнение усиливает то, что если бы совершение праздничной молитвы в мечети было лучше, чем на открытой местности, но пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставлял ее совершение в мечети вынужденно, из-за недостатка места, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) непременно поторопился бы расширить территорию мечети. Именно так как это сделали некоторые праведные халифы после него, ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует) более достоин этого почета. И невозможно представить, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) знал о превосходстве праздничной молитвы в мечети, но, вместе с этим, не стал расширять ее. А если же кто-то заявит о том, что при жизни пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были какие-либо причины, которые не позволяли пророку (да благословит его Аллах и приветствует) расширить мечеть (хотя я не знаю никого, кто бы их назвал), то мы ответим ему словами Всевышнего Аллаха: «Приведите ваше доказательство, если вы правдивы» (с. аль-Бакара (2):111).

Удивительно же то, что шафииты вынесли решение о неразрешенности проводить пятничную молитву сразу в нескольких мечетях города, а только в одной, основываясь на то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда проводил ее только в одной мечети, и одновременно с этим, те же шафииты не посчитали постоянство пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в проведении праздничных молитв на открытой местности доказательством превосходства совершения праздничной молитвы на открытой местности, нежели в мечети, а ведь доказательство обоих вопросов, как ты заметил, одно и то же!

И все это вместе усиливает правильность первого мнения[21] из тех двух, о которых говорил имам ан-Науауи, разъясняя мазхаб шафиитов в этом вопросе.

На самом же деле, разница в этих двух мнениях лишь видимая. Ведь второе мнение состоит в том, что проводить праздничную молитву в мечети лучше только в том случае, если возможно уместить в нее всех желающих. На практике же, такой мечети не существует, особенно в Дамаске и подобных ему больших городах. Таким образом, в реальности, нет разницы между этими двумя мнениями, к тому же, сам имам аш-Шафи’и говорил о нежелательности совершения этой молитвы в тесной мечети.

Хафиз ибн Хаджар сказал относительно первого хадиса: «И в этом хадисе доказательство желательности выхода для совершения праздничной молитвы на открытую местность, и доказательство на то, что это лучше, чем совершение ее в мечети, по причине постоянства пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в этом, несмотря на известное превосходство его мечети.

Имам аш-Шафи’и сказал: «До нас дошло, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил для совершения двух праздничных молитв за пределы Медины. Также поступали и после него, если только не препятствовал этому дождь или что-либо подобное. Таким же образом поступают жители большинства городов, кроме Мекки». После этого имам аш-Шафи’и указал на то, что причиной исключения Мекки является просторность Запретной мечети и теснота ее окрестностей, сказав: «Если же город населен, но мечеть способна вместить всех пришедших на праздничную молитву, то я не считаю правильным выходить из мечети, а если же в ней тесно, то считаю нежелательным молиться в ней. Однако, если все же молитва была проведена в мечети, несмотря на ее тесноту, ее не нужно повторять заново на открытой местности» («аль-Умм» 1/207).

Из этого выходит, что суть вопроса заключается в просторности и тесноте места совершения молитвы, а не в самом выходе за город как таковом, так как главное, что требуется - это сбор всех мусульман, и если возможно достичь этого в мечети, то будет лучше» («Фатхуль Бари» 2/450 (Изд. «ас-Саляфия»).

Опровергая эти слова ибн Хаджара, имам аш-Шаукани сказал: «Утверждение о том, что причина только лишь в просторности и тесноте - всего лишь догадка и предположение. Оно не годится для того, чтобы опираясь на него, отказываться от подражания пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в его выходе на открытую местность, тем более после того, как мы узнали о его постоянстве в этом. А что же касается утверждения о том, что суть вопроса действительно в просторности и тесноте, так как в Мекке праздничная молитва проводится в мечети, то ответом на это будет то, что это из-за тесноты окрестностей Мекки, а не из-за широты Запретной мечети».

Я (аль-Албани) говорю: сам же имам аш-Шафи’и упомянул то, что упомянул имам аш-Шаукани, как сказал об этом ибн Хаджар. Привожу цитату слов имама аш-Шафи’и: «Жители Мекки проводили праздничную молитву в мечети, так как окрестности Мекки тесны и не подходят для сбора людей». Все это еще более усиливает тот вывод, к которому пришел аш-Шаукани, о том, что называть причиной оставления праздничной молитвы в мечети ее тесноту - всего лишь догадка, которая достойна опровержения.

В поддержку опровергаемого мнения некоторые приводят хадис, который передает аль-Бейхакый цепочкой от Мухаммада ибн ‘Абдульазиза ибн ‘Абдуррахмана от ‘Усмана ибн ‘Абдуррахмана ат-Тейми, который сказал: «Во время правления Абана ибн ‘Усмана, в Медине, в ночь на праздник, прошел сильный ливень, поэтому имам собрал людей в мечети, и не вышел на привычное место за городом, в котором обычно проводили две праздничные молитвы. Затем имам сказал ‘Абдуллаху ибн ‘Амиру ибн Раби’е: «Встань и сообщи людям о том, что ты мне рассказал». И ‘Абдуллах ибн ‘Амир сказал: «Во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба также прошел дождь и люди не вышли на молитву за город, а ‘Умар собрал людей в мечети, провел с ними молитву, потом встал на минбар и сказал: «О люди, поистине посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил с людьми на праздничную молитву за город, потому что это было легче для людей, и потому что мечеть не вмещала их всех, но если прошел дождь, то собраться в мечети будет для людей легче» (Этот хадис приводит аль-Бейхакый в «Сунан аль-Кубра» 3/310).

Ответ на этот довод: эта ривая (версия) очень слабая, так как один из передатчиков Мухаммад ибн ‘Абдульазиз - это Мухаммад ибн ‘Абдульазиз ибн ‘Умар ибн ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф аль-Кады. Имам аль-Бухари сказал о нем: «Его хадисы отвергаемы», сказал имам ан-Насаи: «Отвергаемый передатчик».

Имам аш-Шафи’и также передал этот хадис в книге «аль-Умм» (1/207), но с другим иснадом от Абана - без упоминания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но эта ривая также очень слабая, так как в ее цепочке (иснаде) Ибрахим, от которого передает имам аш-Шафи’и. Это Ибрахим ибн Мухаммад ибн Аби Яхья аль-Аслями, который является лжецом. Сказал о нем имам Малик: «Не был надежен ни в хадисах, ни в религии», поэтому сказал о нем ибн Хаджар в «Такрибе»: «Отвергаемый передатчик».

В итоге, из того что мы упомянули, становится ясна слабость мотивации теснотой мечети. Также, становится очевидной верность слов тех ученых, которые утверждают, что проведение праздничной молитвы на открытой местности является сунной, и то, что это узаконено во все времена в любой местности, кроме как, при невозможности этого по причине дождя или холода[22]. И я не знаю ни одного ученого, самостоятельного в своих суждениях, на знания которого можно опираться, кто бы противоречил в этом.

Поэтому сказал ибн Хазм: «И сунной в праздничной молитве является выход жителей любой деревни или города на широкое поле за их домами ранним утром после восхода солнца, после того, как пройдет время, запрещенное для совершения добровольных молитв» (См. «аль-Мухалля» 5/81). После чего он сказал: «Если же в выходе за город есть затруднения для людей, тогда они совершают общую молитву в Соборной мечети»[23].

Далее он же сказал: «Нам известны асары от ‘Умара и ‘Усмана о том, что они проводили праздничные молитвы с людьми в мечети из-за дождя, который прошел ночью.Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил для проведения праздничной молитвы на открытую местность, и это лучше, но проведение в мечети также позволяется, т.к. это было действием пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а не приказом»[24].

Уважаемому шейху, известному мухаддису – Ахмад Мухаммад Шакиру принадлежит прекрасное исследование о проведении праздничной молитвы на открытой местности и о выходе женщин на эту молитву, и я посчитал необходимым привести отрывок из этой работы из-за той пользы, которая в ней имеется. В одном из примечаний к Сунану Тирмизи (2/421-424), после указания на первый хадис и упоминания слов ибн Джурайджа, сказанных ‘Ате (хадис 4): «Необходимо ли нынешним имамам также подходить к женщинам после проповеди и увещевать их?» Он ответил: «Да, конечно…» - шейх Ахмад Шакир сказал: «И слова ученых в поддержку этой сунны многочисленны»[25].

И сказал имам Бадруддин аль -‘Айни аль-Ханафи в «Шархе Бухари» (делая комментарий к хадису Абу Са’ида аль-Худри т.6/280-281): «И в этом хадисе доказательство на то, что праздничную молитву следует совершать на открытой местности, а не в мечети, а в мечети ее следует совершать только при необходимости».

И передает ибн Зияд от Малика: «Сунной является выход на открытую местность, кроме жителей Мекки – их праздничная молитва в мечети».

И сказано в «Фатауа аль-Хиндия» (1/118): «Выход на открытую местность при совершении праздничной молитвы - сунна, даже если все вмещаются в Соборную мечеть, на этом мнении ученые, и это истина.»

Также в «Мудаууане», которая передается от имама Малика, (1/171) сказано: «Не совершается праздничная молитва в двух разных местах одновременно[26], и не проводится в мечети, но необходимо выходить на открытую местность, также, как выходил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Передал ибн Уахб от Йунуса от ибн Шихаба: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил для совершения праздничной молитвы на открытую местность, а затем последовали этой сунне жители городов».

Сказал ибн Кудама аль-Ханбали в «аль-Мугъни» (2/229-230): «Сунной является совершение праздничной молитвы за городом на открытой местности. Это приказывал ‘Али и посчитал это правильным аль-А’уза’и, а также «приверженцы взглядов» (асхабур раи), и это мнение ибн уль-Мунзира, а от Шафи’и передается: «Если мечеть города просторная, то праздничная молитва в ней лучше, потому что мечеть - это лучшее и самое чистое место на земле, и поэтому жители Мекки совершают праздничную молитву в Запретной мечети».

(Ибн Кудама, продолжая, говорит): «Нам же достаточно того, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил на открытую местность и оставлял свою мечеть, а также праведные халифы после него. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не оставлял то, что лучше, в то время как это было легче, и не делал того, что хуже, в то время как это было труднее. Он не узаконил для своей уммы оставление лучшего, а также, потому что нам было велено следовать за пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и подражать ему. И не может быть, чтобы то, что приказано - было хуже, а то, что запрещено – лучше. И не передавалось от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он проводил праздничную молитву в мечети, кроме как из необходимости. И потому, что это единое мнение мусульман (иджма’). Ведь люди во все времена и во всех городах выходили на открытую местность и совершали там свои праздничные молитвы, вне зависимости от тесноты и просторности мечетей, а сам пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проводил молитву на улице, несмотря на превосходство своей мечети».

Я (аль-Албани) говорю: ибн Кудама, говоря: «…и не передавалось от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он проводил праздничную молитву в мечети, кроме как из необходимости…» - указывает этим на хадис Абу Хурейры, который приводится в «Мустадраке аль-Хакима» (1/295).В нем говорится о том, что: «…их постиг дождь в ночь на праздник и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) провел с ними праздничную молитву в мечети», и назвал этот хадис достоверным имам аз-Захаби и аль-Хаким.[27]

И сказал имам аш-Шафи’ив книге «аль-Умм» (1/207): «До нас дошло, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил для совершения двух праздничных молитв за пределы Медины, также поступали и после него. Таким же образом поступают жители большинства городов, кроме Мекки. Не дошло до нас, что хоть один из предшественников (саляф – прим.пер.) проводил праздничные молитвы с жителями Мекки вне мечети. Я думаю (а Аллах лучше знает), что это, потому что Запретная мечеть лучшее место на земле, и они не хотели, чтобы их молитва была совершена где-то, кроме этой мечети, и добивались этого что было сил. И говорю я это, потому что нет у жителей Мекки достаточного пространства для молитвы на окраинах Мекки, и я не знаю, чтобы они когда-либо совершали праздничную молитву и молитву об испрашивании дождя, кроме как в мечети. Поэтому если город населен, но мечеть способна вместить всех пришедших на праздничную молитву, то не считаю желательным, чтобы они выходили из нее, но если выйдут, то ничего страшного. А если же мечеть не вмещает всех желающих, но имам все же проводит молитву в ней, то это нежелательно, но не нужно им эту молитву перечитывать вне мечети. А если же есть оправдание как дождь или подобное этому, то я говорю о необходимости совершать молитву внутри мечети и не выходить за город».

Сказал имам Ибн аль-Хадж в «аль-Мадхаль» (283): «Установленной сунной при совершении двух праздничных молитв является совершение их на открытой местности, потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитва, совершенная в этой моей мечети, лучше, чем тысяча молитв, совершенных в другом месте, кроме Запретной мечети». (Этот хадис достигает уровня мутауатир (см. «аль-Ируа» № 953 и «Сахих аль-Джами’» № 3732)., Потом он же, несмотря на это превосходство, выходил за город для совершения праздничной молитвы и оставлял свою мечеть, и это явное доказательство на усиление приказа выходить на праздничную молитву за город, и это сунна, а совершение этих двух молитв в мечети является нововведением по мазхабу Малика, кроме как при вынужденности. Потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не поступал таким образом, и ни один из праведных халифов после него. Также, потому что он приказывал выходить на праздничные молитвы женщинам, в том числе тем, у которых месячные, и приказывал выходить даже сидящим за занавесками, так, что даже сказала одна из женщин: «О посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), у одной из нас нет платка (джульбаб), чтобы выйти из дома в день праздника». И ответил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Пусть одолжит его у одной из своих подруг, чтобы могла она принять участие в благих делах и мольбах мусульман». И также, как он узаконил выход на праздничную молитву жнщинам, он узаконил совершение этой молитвы на открытом пространстве, для демонстрации и выявления обрядов Ислама».

Таким образом, сунна пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которая пришла к нам из достоверных хадисов, указывает на то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал две праздничные молитвы на майдане (площади) за городом. Это было постоянным действием живших в первые времена, и не проводились эти молитвы в мечетях, кроме как при вынужденности - как дождь и подобное ему. Это мазхаб четырех имамов и других из имамов знания, да будет доволен ими Аллах.

И я не знаю ни одного, кто бы противоречил в этом остальным, кроме слов аш-Шафи’и. Он говорил о необходимости проведения этой молитвы в мечети, если она просторна, но, вместе с этим, он не видел ничего плохого в совершении ее на открытой местности, даже при наличии большой мечети и ясно выразился, что он против совершения молитвы в тесной мечети.

Поэтому эти, и другие достоверные хадисы, а также постоянство в этом деле в первые века Ислама, а также слова ученых - все это вместе указывает на то, что совершение праздничной молитвы в мечети – это нововведение (бид’а), даже если взять слова аш-Шафи’и, так как нет такой мечети в наших городах, которая поместила бы всех пришедших.

Сомнение и ответ на него

Из того, что было разъяснено ранее, ты узнал: молитва двух праздников на открытой местности – это сунна, и то, что на этом сошлись все имамы (если посмотреть на вопрос с практической стороны, как это разъяснялось ранее). Также, ты узнал, что в совершении ее на открытой местности за городом много мудрости и пользы, все из которых или большинство, не претворяются в жизнь при проведении этих молитв в мечетях или мечети. Поэтому необходимо мусульманам вернуться к сунне их пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и принимать участие в этом благе, помогая тем, которые заняты оживлением сунны в этих городах. Ведь, поистине, Рука Аллаха над единством мусульман, единством на сунне, а не единством на противоречии ей.

И не пристало разумному человеку говорить: «Поистине, в деле оживления этой сунны – разделение джама’ата мусульман, так как мусульмане итак разделились, проводя эти молитвы в разных мечетях вместо одной, а тут появится еще и третья группа, в которой мы не нуждаемся, наоборот мы нуждаемся в сокращении количества джама’атов, а не в их увеличении».

Наш ответ на это: поистине, не пристало мусульманину говорить подобные слова, потому что верующий не может согласиться с тем выводом, которы

Наши рекомендации