IV. История заселения русскими наших мест.
Как бы жить да не тужить.
Погружение в историю, или с чего всё начиналось.
Желание собрать свою родословную у меня появилось не вдруг. Был рядом определенный круг друзей и родственников, были какие-то планы на будущее, повседневные заботы, учеба в школе, служба в армии, работа. Вспоминать своих предков в 50 – 60х годах теперь уже прошлого века было не принято, может быть это следствие сталинских репрессий, - меньше знаешь – лучше спишь? Так или иначе, но первую информацию я получил уже в зрелом возрасте, когда сам проявил к этому интерес.
Родился я в деревне Евдокимово, в трехлетнем возрасте переехал в Тужу в новый дом, построенный отцом, поэтому первые годы своей жизни на малой родине помню смутно. Воспоминания о Туже шестидесятых – семидесятых «Улицы нашего детства» я уже публиковал в районной газете. Но это история Тужи современной. О прошлом же нашего района в районном краеведческом музее собраны лишь крохи. Даже к 300-летнему юбилею Тужи – Пижемского оставались неясными вопросы: называлось ли когда-либо село Пижемское Воскресенским, если «да», то в какой период было его переименование, в какие годы возникли окружающие село деревни, как шло заселение территории нашего района и многие другие.
Меня в первую очередь интересовала история моих предков, моей фамилии. Отправной точкой изысканий стал один из январских дней 2004 года, когда Анатолий Германович Жданов, предприниматель, пригласил меня в областной государственный архив (ГАКО): «Если тебя интересует родословная, поехали со мной, один ты сразу вряд ли разберешься, что и где можно взять, а я уже четыре дня просидел в архиве и представляю, с какими фондами можно поработать». Он собирал свою родословную.
Первая поездка в областной архив оказалась удачной. Взяв на двоих полтора десятка дел, мы по ревизским сказкам выписали свою родню по трем ревизиям – 1816, 1834, и 1858 года. Ревизские сказки – это подворная перепись населения. Проводилась она через разные промежутки времени (от 4 до 24 лет), но вполне позволяла проследить смену поколений, перемещение родственников. Первая ревизия была в 1719 году, последняя, десятая – в 1858. Документы первых четырех ревизий хранятся в Москве в центральном государственном архиве.
На страницах ревизской сказки в одной графе напротив имени человека стоял возраст его по предыдущей переписи, в другой – по текущей. Если человек поселился в деревне в промежутке между переписями, в первой графе указывалось, откуда он приехал. Если на момент текущей переписи человек в деревне не проживает, во второй графе указывалось, куда он выбыл: взят в рекруты, замуж, переселен или умер, - и в каком году. Мужское население записывалось на левой странице документа, женское – на правой, причем соблюдалась иерархия: хозяин, старший сын хозяина, его сыновья, второй сын хозяина, сыновья второго сына и так далее, затем братья хозяина, племянники, если таковые проживали в хозяйстве. На правой странице – жена хозяина, жена старшего сына, дочери старшего сына, жена второго сына…[,,,]
Обычно, «почин» делала одна семья, и назывался починок по имени первопоселенца. Стоит взглянуть на карту конца 19 века, и подтверждения тому будет достаточно. Только в пачинской стороне починки – Михин, Коротаев, Конкин, Трусов, Тетерин, Ионин, Швецов, Краев. Возле села Пижемского – Сидиганов, Токташев, Жданов, Скорняков, Федосов, Рогожников, Евдокимов и другие. На последнем хотелось бы остановиться подробнее.
Тайны старых рукописей,
Смутные времена, или о том,
Когда рушатся легенды,
Чернотал, чёпыга – как это по–русски?
На рубеже 19 века.
К концу 18 века в метрических книгах сел Пижемского и Пачей появляется всё больше населенных пунктов.
1768 год – Округа, Шешурга, Васькина прихода села Ломовского.
1770 год – Лапсола, Ядыковы ( на карте конца 19 века такой деревни нет, есть Сидиковы, может быть это одна деревня?) Всехсвятского прихода села Пачей.
1773 год – Еманаева (Паново), Аксёновы.
1774 год – поч. Теплый Ключ.
1780 год – поч. Корытова (по исповедной росписи, в починке живет семья Ивана Петрова Крашенинникова – 43 лет, всего 9 человек).
1782 год – Торсола.
1783 год – Муржины, Малый Туманур, поч. Байдуров.
1784 год - Грековы, Большой Туманур (вполне мог вырасти из починка Туманурского, упоминавшегося в метриках ещё в 1764 году, однако, была и просто деревня Туманур. По логике, более старый населенный пункт был и более крупным, то есть Большим Тумануром или Большими Пачами), дер. Савиновы Жеребецкой волости (?)
1785 год – Вятский Югунур .
1786 год – поч. Солонухин, Шелкановы Жеребецкой волости (вероятно, Щелканур).
1788 год – поч. Цапаев.
1790 год – поч. Шелеметев.
1791 год – поч. Токташев.
1792 год – починки Малоошеевский (Ошеевский), Кушьялов, деревни Шанеевы, Евдокимовы (Козмина, видимо, уже разделилась на Козмина - Евдокимова и Козмина – Ерсулина, Козмина – Высоково была ещё в 1781 году).
1795 год – поч. Стрижевской.
1796 год – поч. Балахнина.
1797 год – починки Однур, Рослов, Ветлугин (Гребневы).
1798 год – починок Жданов (Викулово).
1799 год – поч. Верхоошеевский (Бакунины).
1800 год – починки Маза, Киприн.
1801 год – починок Мельникова (Мельниченки).
1804 год – починки Верхополомский, Вверх речки Пачи (вероятно, Кошкино), Безводный, Вылом, Ионин, Краев.
Перечисленные выше даты не говорят о том, что починки и деревни возникли именно в эти годы, можно утверждать, что они появились не позднее этих дат.
Конец восемнадцатого – начало девятнадцатого века, судя по всему, первая большая волна заселения русскими территории нынешнего Тужинского района. С чем это связано?
Вероятно, одна из причин – это образование Вятского наместничества (1780 год), а затем - Вятской губернии (1796 год). До того времени территория была окраиной марийских земель Казанской губернии, стала же окраиной, но Вятской губернии, где по соседству проживали, в основном, русские. К тому же, на рубеже 19 века ощущалась острая нехватка пахотных земель.
Вятка, основной поставщик хлеба в Сибирскую губернию для служивых и чиновных людей, в сельскохозяйственном производстве значительно отставала от европейских государств. Здесь по-прежнему была трёхпольная система земледелия, а из сельхозорудий господствовали соха, деревянная борона и коса – горбуша. Урожаи получали на уровне «сам - 3» - на пуд высеянного зерна – три пуда нового, в урожайные годы – «сам – 4», «сам – 5», в неурожайные – «сам – 2».
В то же время наблюдался значительный рост населения. В 1782 году в Вятском наместничестве проживало 817 тысяч человек, в 1815 году в Вятской губернии на той же территории – 1290 тысяч.
Негативное влияние на сельское хозяйство оказала и война с Наполеоном. Многих из крестьян взяли в ополчение, к тому же, оставшиеся обязаны были кормить армию. Нужда заставляла расширять посевные площади.
Наш «медвежий» угол был мало заселен, а земли было достаточно. Началось активное переселение из западных и центральных районов Вятской губернии: Котельничского, Орловского, Вятского уездов.
Одним из первопроходцев был Козма Мокеев Копылов из Вятской округи Куменской волости, основавший в 1807 году починок Копылов, о чём говорилось выше. Изучая расселение Безденежных, определил, что не все они потомки Евдокима. К примеру, Григорий Павлов Безденежных, 28 лет, поселившийся в 1834 году в починке вновь заведенном при речке Сухом Пенбете, Чугунах тож, с женой Ириной и пятью (!) детьми, переехал на новое место жительства из Орловского уезда, Косинской волости, деревни Безденежной. Из починка Амелехинского той же волости в 1811 году переселились в починок при речке Тангере (Таганер) Анисим Федоров и Мартьян Федотов Безденежных. В 1816 году в починке числились только Анисим, 42 лет, с сыном Игнатием, 14 лет, и Мартьян, 30 лет, с сыном Минеем, 3 лет (надо полагать, с женами и дочерьми, т. к. в ревизских сказках не указывался возраст женщин по предыдущей ревизии, поэтому проживали ли они в то время вместе с мужем, отцом, неизвестно). В 1834 году в починке в двух семьях насчитывается 21 человек. Про самого старшего записано: «Федот Антонов Безденежных, 72 лет, переселился к сыну своему (Мартьяну, прим. автора) по разрешению Господина министра финансов в 1826 году Орловского уезда, Косинской волости, из деревни Безденежной».
Судя по всему, Григорий Павлов, поселившийся в Чугунах, Анисим Федоров и Мартьян Федотов, жившие в Таганере, дальние родственники, так как родом из одной деревни Безденежной. Не из этой ли деревни, но гораздо раньше, приехал Евдоким Безденежных? Удастся ли это выяснить?
Ещё по ревизии 1812 года в починке при речке Туже жили три семьи, в том числе Федора Терентьева Коржавина, 67 лет, его сына Павла Федорова Коржавина, 37 лет, и Семена Ананьева Новокшенова, 34 лет. Как ни удивительно, Семен Ананьев переселился в починок из того же починка Амелехинского, что Анисим и Мартьян Безденежных, но в 1807 году, то есть на четыре года раньше. Ни родственные ли связи и знакомства определяли выбор нового места жительства переселенцев? Кстати, как называлась впоследствии деревня, выросшая из починка при речке Туже? Если взглянуть на карту района, можно без труда определить, что это деревня Павлуничи. В честь кого названная? Да в честь Павла Федорова Коржавина.
А вот починок Тужинский, Еремин тож (Еремичи). Еремин, или Еремея Зотикова Коновалова, поселившегося здесь до 1812 года. Здесь же, по ревизии1834 года, проживает с семьёй Варфоломей Игнатьев Шевнин, переселившийся в 1826 году Орловской округи, Илганской волости, из починка у речки Снегиревки.
Починок, вновь заведенный, при масличной тропе, Бурдина тож. Тимофей Никитин Бурдин (лет70, умер в 1828 году, прим автора), переселён Орловской округи, Ярковень – Верхошижемской волости, из починка Бурдинского. В 1834 году в починке проживает его сын Иван, 56 лет, внуки Козма и Ареф с семьями.
Починок по обе стороны реки Люмжи, Полушнур тож. Степан Васильев Щекотов «переселился более десяти лет (на1834 год, прим. автора) в числе самовольных переселенцев…Яранского уезда Малошмаринской волости». Здесь же числятся Абрам Ермилов Дербенев, переселившийся «по Указу Вятской казенной палаты о 23 лютей 1819 года» из починка «вверх речки Пачи», и Иван Ионин Дербенёв из починка Ионина.
Деревня Тужа, русские переселенцы по ревизии 1834 года:
Алексей Васильев Крутихин, 41 года, – Вятской округи, Куменской волости, из деревни Лучканской. Алексея Васильева приёмыш Яков Козмин Нелюбин, 27 лет, - той же волости, из починка Рохановского, Алексея Васильева подкидыш Арсентий, 2 лет.
Дмитрий Васильев Крутихин, его зять Прохор Филиппов Шандаров, 26 лет, - той волости, из починка Башляковского.
Григорий Васильев Загребин, 45 лет, переселившийся по Указу Вятской казенной палаты от 28 декабря 1822 года той же Куменской волости из починка Колобовского. И здесь налицо массовое переселение из одной местности в другую.
Ещё несколько примеров из ревизии 1816 года:
Починок Соболев – Иван Климонтов Багаев.
Починок Дубровский – Аверкий Карпов Захаров.
Деревня Рыбины – Климонт Макаров Шерстнев.
Прошёл год моей работы в государственном архиве, пересмотрены десятки дел. Изменилось ли моё представление об истории родного края? Да, и значительно (если считать, что раньше я вообще об этом представления не имел, хотя более десяти лет проработал в редакции районной газеты). Начав с составления родословной, взялся в конце концов собирать любую информацию, способную пролить свет на историю края. И вот первые результаты.
IV. История заселения русскими наших мест.
Места у нас в общем прекрасные,
Леса, перелески, болота,
В них ягоды черные, красные,
Иди, собирай, коль охота.
А в годы далекие смутные,
По службе, по собственной воле,
Шагали сюда шалопутные,
Кляня свою горькую долю.
Евгений Вершинин
Издревле в наших местах, покрытых девственными лесами, селились люди. Известны такие археологические памятники, как стоянки возле деревень Кидалсола, Ятанцы, Мари-Кугалки, Худяки, вблизи озера Акшубень, где люди жили еще в VII тысячелетии до нашей эры. Это были племена финно-угорской этнической группы, которых древнегреческий историк Геродот называл тиссагетами.
Во второй половине 1 тыс. н.э. в этих местах происходили сложные этнические процессы: шло формирование удмуртских племен, складывались племена черемис, которые впоследствии вытеснили удмуртов на восток и стали в этой местности доминирующим населением. Но и их поселения в раннем средневековье встречались редко. Большая часть территории была безлюдна и покрыта хвойным лесом и болотами. Главными занятиями населения были земледелие, домашнее скотоводство, рыбалка и охота на пушного зверя.
В конце XII начале XIII вв. в бассейн Вятки стали проникать русские, они селились на свободных землях среди удмуртов и черемис. Во второй половине XIII в. приток русских на Вятку усилился в связи с монголо-татарским нашествием. Древнейшие русские поселения обнаруживаются на Вятке между Котельничем и Слободским. Здесь возникло несколько русских городищ: Котельническое, Ковровское, Орловское, Никулицкое, Хлыновское и др. Основная часть переселенцев шла на Вятку с Новгородской, Устюжской, Суздальской и Нижегородской земель.
В 70-е гг. XIV в. Вятская земля входила в состав Нижегородского княжества. В 1393 г. это княжество было присоединено к Москве. Нижегородские князья после долгой борьбы вынуждены были покориться, и получили в удел Вятскую землю.
В 1411 г. суздальско-нижегородские князья предприняли новую попытку вернуть свои владения, но снова потерпели поражение. Недолго просуществовавшее Вятское княжество было ликвидировано, Вятская земля была передана во владение Юрию Галицкому.
Вятчане активно участвовали в Феодальной войне в сер. XV в. на стороне своего сюзерена Юрия Галицкого и его сына Василия Косого. Война закончилась победой Василия Темного. Вятчане вынуждены были признать себя вассалами Великого князя Московского.
В 60 - нач.80-х гг. XV в. вятчане вместе со всем русским народом вели борьбу против татарских ханств. В 1468 г. они участвовали в походе войск Ивана III на Казанское ханство. В 1471 г., когда золотоордынский хан Ахмат готовил большой поход на Москву, а войска Ивана III были заняты борьбой с Новгородской республикой, вятчане под командованием Кости Юрьева совершили смелый поход на столицу Золотой Орды - город Сарай. В 1478 г. вятчане с помощью устюжан отбили набег хана Ибрагима на Вятку.
В эти годы в стране шел процесс создания единого централизованного государства. На Вятке, как и в других землях, сложились две группировки. Одна во главе с К.Юрьевым поддерживала объединительную деятельность Москвы, другая выступала за сохранение удельно-автономистской системы. В сер. 80-х гг. XV в. между ними развернулась ожесточенная борьба, в которой победу одержала антимосковская группировка. В 1485 г. вятские бояре отказались принять участие в походе на Казань, проводимом Иваном III, заключив сепаратный мир с татарами. В ответ московское правительство отправило на Вятку сильный отряд под началом воеводы Юрия Шестака Кутузова, но московское войско не смогло взять Хлынов и вернулось назад. Вятские бояре изгнали великокняжеского наместника и объявили Вятку независимой. Сторонники Москвы во главе с К.Юрьевым вынуждены были бежать из Хлынова. В 1489 г. Иван III направил на Вятку 64-тысячное войско. В июле московские войска овладели Котельничем и Орловым, а в середине августа начали осаду Хлынова. Вятчане вынуждены были капитулировать, признать власть Ивана III и выдать своих главарей. В 1490 г. был произведен "развод" Вятки. Все бояре, житьи люди, купцы были выселены в разные места Московского государства, на их место переселены жители Устюга и других городов.
В этот период времени среди всех территорий Русского государства Вятская земля занимала одно из первых мест по интенсивности заселения и хозяйственного освоения. Фамилии Вылегжанины, Вычужанины, Лузянины, Сысолятины, Двиняниновы, Каргополовы, Каргапольцевы, Мезенцевы, Устюжанины, Пермяковы, Холмогоровы, Перминовы свидетельствуют о большом удельном весе среди пришлого населения выходцев из Поморья. Большой поток переселенцев шел и из Костромских земель. Костромичи в основном селились в западной части Котельнического уезда, но какая-то их часть расселялась на берегах Вятки между Котельничем и Хлыновым. Постепенно, русские переселенцы осваивали местности вниз по Вятке, проникая на черемисские земли даже до Кукарки.
О высоких темпах освоения свидетельствует преобладание "вновь росчистных" починков. Приток русского населения привел к тому, что удмурты покидали западные районы Вятской земли, сосредоточиваясь в бассейне р. Чепцы и ее притоках.
Богатая история Вятской земли, периода присоединения к Московскому государству, не коснулась наших мест. Проникновение русских, на юго-запад от Котельнича, в район реки Пижма, заселенный луговыми черемисами, еще долгое время не происходило. Южнее Котельнича, а также по рекам Суна и Воя тоже жили луговые черемиса, которые русских на своих землях не жаловали.
Территория Вятской земли в то время была значительно меньше современной Кировской области. Южные районы находились под властью Казанского ханства. Население же территории будущего Яранского уезда, особенно его северной части, судя по всему, вообще не знали ни чей власти. Это была своего рода пограничная полоса, разделяющая территории влияния Казанского ханства и Вятской земли.
Даже после взятия в 1552 году войсками Ивана Грозного Казани, и строительства в 1580-90-х годах, на черемисских землях городов крепостей Царевосанчурска, Яранска, Уржума, в местностях западнее Ярани и южнее Пижмы русских поселений еще долго не было.
К середине ХVII в. Русские доминировали на территории Котельнического уезда, высокая плотность населения русскими была вокруг Кукарки, все более росло русское население вокруг городков – крепостей Царевосанчурска и Яранска. Появились дороги, Яранск-Кукарка и дальше на юг через Уржум-Малмыж до Казани. Через Яранск на Котельнич и Хлынов, шла дорога из Москвы, которая проходила через наши места. По Ярани, ниже Яранска, стали строиться первые русские починки. Вот в эти годы, в нашей местности и появились первые русские поселенцы. Они приходили с севера, из Котельнического уезда, с юга из Санчурска и Яранска, поднимались вверх по Пижме от Кукарки, с пускались вниз по реке Юма из густо заселенной западной части Котельнического уезда. Русские селились на свободных землях или вытесняли местное население черемис, которые к тому времени были уже полностью усмирены. В основном это были свободные ясашные крестьяне, реже удельные, крепостных в наших краях не было. Они расчищали лес, ставили свои починки, пахали землю, разводили скот, занимались охотой и рыбалкой. Русские селились в основном по рекам, рядом с черемисскими деревнями, но, практически никогда не смешиваясь с черемисами. Правда, в жены иногда брали черемисок, однако это было скорее исключение, чем правило. Заселение шло очень медленно. Это подтверждается тем, что ко времени строительства в 1702 году Воскресенской церкви в селе Пижемском Пижемской волости Яранского уезда, в ее приходе, охватывающем территорию от Пачей до Шешурги, насчитывалось всего лишь 176 дворов, но и они не все были русскими, немалая часть были крещеные черемиса.
К этому же времени появилось русское население вокруг Царевосанчурска, Яранска, в районе слободы Кукарка. В этих "украинных" для Вятки местах, население увеличивалось за счет переведенцев из околоволжских и других городов, за счет отслуживших стрельцов из гарнизонов острогов и поселившихся на посаде обрусевших марийцев. Беглые крестьяне из сопредельных местностей и центральной части Русского государства, гулящие люди, экономические (государственные) крестьяне стали интенсивно заселять эти южные районы. В Жерновогорье, близ Кукарки, возник монастырь, появились русские поселения в Борке , Завертной, Липовом Поле, а в лесах между речкой Лесная Шошма и Пижмой русские так и не селились. Казалось бы близость Яранска, всего то 30-35 км, должна была повлиять на заселение русскими земель расположенных к северу от города, вниз по течению Ярани. Но нужно принять во внимание, что в ту пору в самом Яранске жило: «В Яранске в городе и на посаде, посадских людей 23 двора, людей в них – 23 человека, их детей и братии – 48 чел.; всего – 71 человек. Дворы бобыльские: 8 дворов, бобылей в них 8 человек, детей их – 11 чел; всего – 19 человек» ( Цитируется по книге В.Борисов. «Некоторые данные для истории городов Казанского края в 17 веке», Казань 1900г.). Это гражданское население. Гарнизон Яранска в то время насчитывал 250 стрельцов.
Возможно, на территории современного Тужинского района русские появились раньше, чем о том сообщают нам документальные источники, но самое раннее, известное мне, упоминание о русском починке относится к 1648 году. Починок Мазяно поле, где жили три русские семьи. Глава одной из них был.Дербень Расположен починок был судя по всему на левом берегу Ярани между Мазой и Шелеметями.
XVII век вошел в русскую историю как Бунташный век. Известные события «смутного времени» не обошли стороной не Яранск, ни Котельнич, ни Кукарку в которых власть захватили отряды повстанцев, выступавших на стороне Лжедмитрия. И хотя Хлыновскому воеводе, князю М.Ф. Ухтомскому, собравшему свои войска в Орлове удалось остановить продвижение повстанцев на Вятку, только с помощью отряда царских войск под началом П.И. Мансурова повстанцы были разбиты в сначала в Котельниче, откуда их предводитель на тройке в санях ускакал в Яранск а затем, в январе 1610 г., восставшие были окончательно разбиты в сражении под Яранском и бежали через Царевосанчурск за Волгу.
Тот факт, что из Котельнича в Яранск можно было уехать на тройке запряженной в сани, говорит о том, что от Котельнича до Яранска уже в начале XVII века существовала дорога, и скорей всего она проходила через наши места.
В 1670 г, во время Крестьянской войны 1670-1671 г.г. под руководством Степана Разина, в Ветлужском крае появился крупный отряд повстанцев под предводительством И.И.Долгополова, который двигаясь вверх по Ветлуге направлялся на Вятку. Разинцам даже удалось на недолгое время захватить Царевосанчурск. Их разведчики проникли в Яранск, Орлов, Хлынов. Все это вызвало крайнее беспокойство царской администрации на Вятке. Спешно были организованы работы по укреплению города Яранска и подступов к нему. Воевода Яранска Матвей Корин спешно организовал работу по укреплению города и подступов к нему. В лесах по дорогам были сооружены засеки. Воевода привел к боевой готовности гарнизон, в помощь к нему вооружил посадских людей и крестьян, расставил повсюду караулы. Отряд Долгополова до Яранска не дошел, но в 1671 году в Яранске были схвачены два разведчика повстанцев. Подвергнутые допросам и пыткам они выдали планы атамана поднять восстание на Вятке.
Первая половина XVIII в. в истории России была временем петровских реформ. По губернской реформе 1708-1710 годов уезды Вятского края Хлыновский, Котельничский, Орловский, Слободской, Шестаковский и Кайгородский вошли в состав Сибирской губернии. Южные уезды - Яранский, Уржумский, Царевосанчурский, Малмыжский , как и раньше, остались в Казанской губернии. В 1719 г. была учреждена Вятская провинция в составе Сибирской губернии. В 1727 г. Вятская провинция была передана в Казанскую губернию. Для Вятского края это имело большое значение, так как сблизило его северные районы с южными, исторически тяготевшими друг к другу в экономическом отношении и связанными между собой речной системой бассейна Вятки и Верхней Камы.
Во второй половине XVIII в. в Вятском крае произошли административно-территориальные изменения, связанные с губернской реформой. В 1780 г. было образовано Вятское наместничество с центром в Хлынове, который по этому поводу особым указом императрицы Екатерины II был переименован в город Вятку. В состав наместничества вошли Вятская провинция и южные вятские уезды из Казанской провинции. Всего вошло 13 уездов. Были образованы новые города - Глазов (до этого село Глазово), Нолинск (до этого село Ноли) и Сарапул (дворцовое село). В начале XVIII века уездами управляли назначаемые правительством воеводы, подчинявшиеся Новгородской четверти и Приказу Казанского дворца. Учрежденными в 1708 году губерниями управляли губернаторы, которым подчинялись уездные, а с 1719 года и провинциальные воеводы. Вятской губернией, преобразованной из наместничества, непосредственно управлял губернатор со своей канцелярией и губернским правлением.
В 1796 г. Вятское наместничество было преобразовано в губернию. Всего с 1796 года в Вятке был 31 губернатор.
В 1802 г. Кайский и Царевосанчурский уезды были ликвидированы. Город Кайгород превратился в село Кай, Царевосанчурск стал заштатным городом, утратил статус города и один из древнейших вятских городов - Шестаков, обращенный в село Шестаково. В Вятской губернии осталось 11 уездов: Вятский, Орловский, Слободской, Котельничский, Нолинский, Глазовский, Сарапульский, Елабужский, Малмыжский, Уржумский, Яранский, которые существовали вплоть до 1918 г.
В 1799 г. произошла реорганизация церковного управления, Вятская и Великопермская епархия разделилась на две. На территории Вятской губернии была образована епархия Вятская и Слободская.
В XVIII в. Население русскими наших мест по прежнему шло не быстро. Перенаселения в соседних местностях не было, свободные земли еще были, по этому переселяться на черемисские земли охотников находилось мало. Возможно, что в это время и раньше, сюда переселялись черемиса, вытесняемые русскими, из западных и юго-западных частей Котельнического уезда и восточных районов Костромской земли. У тужинских марийцев, до сих пор жива легенда, что предки жителей д. .Лапсола, что за Полушнуром, переселились из мест, где сейчас расположен пос. Тоншаево, Нижегородской области.
И только со второй половины XVIII в. русское население на территории нынешнего Тужинского района начало возрастать заметными темпами. Наиболее быстро заселение происходило вокруг с.Пачей, с.Шешурги, с.Михайловского, Пиштенура и с. Воскресенское (Тужа). По прежнему, это были ясашные крестьяне, переселяющиеся из соседних уездов и смежных местностей. За 13 лет с 1782 по 1796 год, мужское население Яранских волостей возросло примерно на 13,6%. Количество ясашных крестьян увеличилось за это время на 653 души с 4804д. в 1782 г. до 5457д. в 1796 году. К сожалению в этих данных не учтены дворцовые крестьяне, Кукарского и Пиштанского приказов, мужское население других сословий. Однако по ним можно составить общее представление о динамике заселения.
Именно в это время, на речку Немдеж, из Котельнического уезда, Подгородной волости пришел Жданов Антип Галактионович и по крайней мере трое его сыновей - три брата Ждановы: Фаддей, Тимофей и Андрей Антипычи.
Более подробно заселение тужинских мест описал Евгений Аркадьевич Вершинин. Изучая свою родословную, он первый, на основании архивных документов написал историю заселения окрестностей современной Тужи в XVII – XVIII веках. Мне не смочь написать лучше.
Как бы жить да не тужить.